«Краткое жизнеописание вайшнавских святых: Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатх Дас, Джива Госвами». Простые и сладостные истины (часть 4). Цикл неформальных бесед со Шрилой Б. С. Говиндой Махараджем. 90-ые года ХХ-го столетия

Содержание беседы:

В действительности Рупа Госвами и Санатана Госвами были вдохновлены Махапрабху и отправлены во Вриндаван Дхам, чтобы открыть места Радхи и Кришны. Вначале Махапрабху отправился туда. Он пришел во Вриндаван и обучал их: Рупу Говами в Праяге, а Санатану Госвами в Каши, Бенаресе. Затем они ушли во Вриндаван по указанию Махапрабху. Нитьянанда Прабху также отправил туда Дживу Госвами. Джива Госвами был рожден в семье Санатаны Госвами. Старший брат Санатаны Госвами Анупама (Рупа, Санатана и Анупама  трое братьев, присоедившихся к миссии Чайтаньи Махапрабху) оставил тело. Рупа и Санатана пришли во Вриндаван и проповедовали миссию Махапрабху. Махапрабху дал им наставление пытаться проповедовать определенным образом. Он велел Санатане Госвами написать вайшнава-смрити, которые отсутствовали в нашей сампрадае. Поэтому Санатана Госвами написал «Хари-бхакти-виласу», где содержится свод всех правил и предписаний, вайшнава-смрити. Но поскольку они работали под началом мусульманского царя, и индусы не прислушивались к ним, они прибегли к помощи Гопала Бхатты Госвами. Он также был великим пандитом во Вриндаване. От имени Гопала Бхатты Госвами Санатана Госвами написал эту «Хари-бхакти-виласу».

Другая книга Санатаны Госвами  «Брихад-бхагаватамритам», в которой показаны стадии достижения Вриндавана. Рупа Госвами Прабху также написал многие книги, например, «Стававали».          

Рагхунатх Дас Госвами тоже присоединился к Рупе и Санатане.  Он жил во Вриндаване.  Вриндаван — это двадаша-вандвенадцать лесов, двенадцать частей. Ван означает «джунгли». В Навадвипе девять частей, островов. Повсюду происходят игры Кришны. Они открыли, где какая игра происходит. Кто-то думает, что до их прихода что-то было открыто. Говорят, что существующие ныне места были открыты Рупой и Санатаной.  Некоторые места были прежде их пришествия.

Можно увидеть в «Чайтанья-чаритамрите» описание Вриндаван Дхамы. Махапрабху дал ключ к пониманию, каким образом они могут сделать это. Поэтому Рупа и Санатана, а также их спутники и друзья совершали всю севу Вриндаван Дхамы. Рагхунатх Дас Госвами почитал Рупу и Санатану своими Гуру. Кавирадж Госвами был учеником Рупы и Санатаны. Много имен. Также главные спутники Махапрабху пришли во Вриндаван. Возможно, не все их имена упомянуты в «Чайтанья-чаритамрите»,  но некоторые из них были очень знамениты. Они также жили во Вриндаване.

Имени Прабодхананды Сарасвати, который также был великим преданным Махапрабху, мы не увидим на страницах «Чайтанья-чаритамриты». Когда Кришнадас Кавирадж Госвами попросил у него позволения написать «Чайтанья-чаритамриту», то Прабодхананда Сарасвати был счастлив его благословить, но попросил не открывать его имя: «В «Чайтанья-чаритамрите» должны быть указаны имена Махапрабху и всех Его спутников, но, пожалуйста, не упоминай мое имя». Поэтому его имя отсутствует в «Чайтанья-чаритамрите».

Таким образом, они жили под деревьями, сегодня под одним, завтра под другим, по всей Вриндаван Дхаме. Они жили очень аскетично. Все знали Санатану Госвами и почитали его как своего отца. Если в каком-то доме возникала ссора, то всегда звали Санатану Госвами. Он приходил и мирил ссорившихся. Они  называли его  «старый отец» на бенгали. Он жил в Нанда-граме в районе дома отца Кришны. Там находится его бхаджан-кутир, возможно, в трех километрах в сторону Джавата  дома мужа Радхарани. Там находится Кадамб-канди. Рупа Госвами Прабху иногда жил там подолгу. Бхаджан-кутир Санатаны Госвами находится в Нанда-граме. Иногда он жил в той области. Они жили в той местности.

 Рупа Госвами написал множество книг о Кришне: «Лалита-Мадхаву»«Видагдха-Мадхаву» (пьесы), «Падьявали»«Удджвала-ниламани». Они проповедовали таким образом. Преданные с других частей Индии приходили увидеть Вриндаван Дхаму и поддерживали их прасадом. Они давали прибежище по указанию Махапрабху вриндаванским преданным в целом. Махапрабху говорил своим последователям ([11:00] шлока): «Мои последователи во Вриндаване очень бедны. У них есть накидки, одеяла и сосуды для воды. У них нет денег. Поэтому, когда вы пойдете во Вриндаван, постарайтесь помочь им, поддержать их».

Рупа и Санатана ходили от двери к двери. Бриджабаси давали им пищу, но они не принимали подаяние в одном доме. В одном доме они брали чапати или немного молока, в следующем доме еще одну чапати, таким образом. Они не обременяли других просьбами о подаянии. Счастливо служили. Можно сказать «семья Рупы-Санатаны». Все последователи Махапрабху  семья Рупы и Санатаны. Так они организовали все. Подобная система существует до сих пор. Если святой приходит в дом бриджабаси, то он дает ему подаяние, мадхукари, что означает «пчела, которая летает от цветка к цветку и собирает пыльцу».

Рупа и Санатана проповедовали концепцию Махапрабху,  Радха-Кришна-бхаджан или рага-бхаджан. Они написали множество санкскритских песен и поэтических произведений, стихов для поклонения Радхе и Кришне. Они описали аштакалия-лилу Радхи и Кришны. У них не было мирских привязанностей. Они дали предписание: тот, у кого есть мирские привязанности, не должен думать об аштакалия-лиле. 

Джива Госвами присоединился к Рупе и Санатане. Джива Госвами  сын их брата, он словно князь. Джива Госвами родился в месте, которое сейчас находится в Бангладеше. Джива Госвами был юн и полон энтузиазма. Он слышал с детства о Махапрабху и очень хотел встретиться с Ним, но не мог этого сделать. Но он сумел встретить Нитьянанду Прабху. Нитьянанда Прабху показал Дживе Госвами все места игр Кришны. Вишнуприя Деви отнеслась  к нему с большой любовью. Поле того как он увидел Вриндаван Дхам, Нитьянанда Прабху дал наставление Дживе Госвами:  «Ступай во Вриндаван и встреться там с Рупой и Санатаной. Это место Махапрабху передал твоей семье». По указанию Нитьянанды Прабху Джива Госвами счастливо добрался до Вриндавана, но до этого он думал: «Я могу встретить Рупу-Санатану, но до этого необходимо выучить санскрит». Он жил какое-то время в Бенаресе. Там жили великие пандиты в ту пору.

В Бенаресе он изучил Веданту, Упанишады, санскрит, санскритскую литературу. Поскольку, если я не знаю, какова концепция оппозиции, то каким образом я сумею утвердить мою собственную концепцию  концепцию Махапрабху? По этой причине он изучил концепцию Веданты, трактовки Шанкарачарьи и все священные писания, которые в то время присутствовали в сампрадаях майавади и вайшнавов. Он был очень разумен. Он был знатоком санскритского языка.  Это были его врожденные качества, поскольку в его семье все знали санскрит на высоком уровне.

Рагхунатх Дас Госвами жил в Шакта-граме. Он был высоко квалифицированным. Он был единственным сыном заминдара, крупного землевладельца. Отец отправлял его изучать санскрит. Он также был великим пандитом. Если вы почитаете его книги, вы поймете это.

 Махарадж, вы говорили, что Джива Госвами никогда не встречался с Махапрабху?

— Нет. Он видел Его, может быть, один раз на расстоянии, но не встречался.

Но Джива Госвами встречал Нитьянанду Прабху, и Тот пролил великую милость на него. Он лично водил его от острова к острову в Навадвипе. Джива Госвами принимал прасадам в доме Шачи Маты. Он обрел полноту любви Нитьянанды Прабху и Вишнуприи Деви. По указанию Нитьянанды Прабху он отправился во Вриндаван, чтобы встретить там Рупу и Санатану. На пути во Вриндаван в Бенаресе он изучил многие писания. Я думаю, что и до этого он был знатоком санскритского языка. По крайней мере, он с рождения находился в этой среде. То была его семейная культура.

Когда Джива Госвами пришел во Вриндаван и встретил там Рупу и Санатану, они были очень счастливы. Джива Госвами получил посвящение от Рупы Госвами, следовал своему Гуру. Он был более великим ученым, чем Рупа Госвами, и может быть даже более великим, чем Санатана Госвами. Я не уверен. Иногда Рупа Госвами спрашивал у Дживы Госвами, каково грамматическое правило здесь, каково  там.

Джива Госвами был великим фанатом своего Гуру. Никто не мог бросать вызов его Гуру. Он всегда выходил вперед, выступал в  его защиту. Иногда великие пандиты приходили, чтобы дискутировать. Но Джива Госвами не давал им, поскольку он знал образ жизни Рупы и Санатаны. Они жили в полном сознании Кришны.  Он не хотел, чтобы кто-то беспокоил его Гуру, но иногда все же кто-то приходил.

Однажды пришел Дигвиджай Пандит. Он победил всех пандитов во Вриндаване. Когда он услышал о том, что Рупа и Санатана  великие пандиты, то захотел дискутировать с ними. В то время Джива Госвами отсутствовал или, может быть, он был там, но в присутствии Рупы и Санатаны не выступил, а ждал на расстоянии. А когда они ушли, он обратился к тому пандиту.

Этот пандит пришел сначала к Санатане Госвами, в его бхаджан-кутир. Санатана Госвами не хотел тратить свое время, и когда пандит бросил ему вызов, он ответил: «Наши познания скудны. Как можем мы вести дебаты?»  «В таком случае подпишите бумагу, что я победил вас в споре». Санатана Госвами подписал бумагу: «Да, я побежден этим человеком». Пандит сохранил у себя этот сертификат.

Затем он услышал, что Рупа Госвами, брат Санатаны, живет на расстоянии мили. Он пришел к нему, показал бумагу и сказал: «Ваш Гуру признал свое поражение. Вы хотите со мной дискутировать?» Рупа Госвами отказался. Он увидел подпись Санатаны Госвами и также расписался в своем поражении. Но Джива Госвами не в силах был терпеть эту прискорбную ситуацию.

Дигвиджай Пандит слышал о том, что у этих Госвами был племянник, великий пандит. Рупа Госвами ушел совершать омовение, а  Дигвиджай Пандит обратится к Дживе Госвами и сказал: «Твои Гуру расписались в своем поражении. Ты будешь со мной дискутировать или тоже подпишешься?» Джива Госвами сказал: «Где эта бумага?», Дигвиджай Пандит показал: «Вот!» Джива Госвами взял ее, разорвал в клочья и выбросил. Таким образом он бросил вызов Дигвиджаю Пандиту, сказав: «Ты глупец! Знания этих людей подобны океану. Они исполнены сознания Кришны. Они не захотели беседовать с тобой, не захотели тратить свое время. Ты пришел к великому океану милости, но на тебя не пролилось ни капли этого океана. Я слуга их слуги. Попытайся одержать надо мной верх. Я не дам тебе этот шанс». Началась дискуссия и через полчаса Джива Госвами одержал верх над пандитом. Он сказал ему: «Теперь возвращайся к моим Гуру и проси прощения у их лотосоподобных стоп. Это твое наказание». Когда человек побежден в споре, победившая сторона имеет право осудить проигравшую сторону к наказанию. И наказание было таким.

Транскрипция: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш дас

In English

← «Лекция во Вриндаване». Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках). ·• Архив новостей •· 1 января 2012 года. Лекция Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования