«Земля, где исполняются желания» (часть 1). Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Земля, где исполняются желания
(часть 1) 

(из «Шри Вайшнава Тошани», т. 5,
№ 1 за январь–февраль 1996 года)

 

Сегодня я особенно счастлив, потому что все мы находимся здесь, у лотосоподобных стоп Шри Говардхана. Наши сердца устремлены к Говардхану, где недалеко от Радха-кунды мы можем совершать служение нашей гуру-варге. Такому пониманию учил нас Шрила Гуру Махарадж. У Радха-кунды мы расположиться не можем – там будут обитать наши величайшие Гуру, мы же остановимся неподалеку. Каждое утро первые лучи солнца будут заставать нас на пути к Радха-кунде, где в служении Гуру мы проведем свой день. Это сокровенный бхаджан (служение) нашей гуру-варги, который они милостиво явили нам. Прабхупад Сарасвати Тхакур молил: «О Гирирадж Говардхан, позволь мне укрыться у Твоих лотосоподобных стоп». Шрила Дас Госвами1, живший на Радха-кунде, вопрошал в своей святой молитве: «Как мне обрести прибежище лотосоподобных стоп Говардхана?»

ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам
прамада-мадана-лилах кандаре кандаре те

(Шрила Рагхунатх Дас Госвами
«Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам»)

Говардхан – место вечных игр Радхи-Говинды, и мы столь удачливы, что по безграничной милости Гуру Махараджа нам дарована возможность принять здесь прибежище. Мы должны воздать подобающие почести и совершить поклонение Гирираджу-Говардхану, единому с Кришной. В образе Говардхана Сам Кришна съел всю бхогу, предложенную враджа-баси. В прежние времена враджа-баси раз в год совершали поклонение Индре, но Кришна, желая вразумить Индру, устроил поклонение Говардхану с подношением жертвенных блюд и прочими великолепиями. В образе Говардхана Он лично принял всю бхогу, показав враджа-баси: «Смотрите, Говардхан Сам принимает все подношения».

Образ Говардхана – это образ очень близкого и дорогого слуги Шри Кришны. И мы поклоняемся Говардхану в двух ипостасях: как очень дорогому слуге Кришны и как Самому Кришне. Шри кришна дас варио ‘йам шри говардхан бхудхарах. В писаниях говорится, что Говардхан – близкий слуга Кришны, потому что все вокруг Говардхана происходит как служение Господу. Враджа-баси и особенно гопи Враджи являют свои игры в окрестностях Говардхана. Там раскинулись великолепные кунджи (рощи) и растут фруктовые деревья, а воздух садов напоен цветочным ароматом. На пастбищах мирно щиплет траву неисчислимое множество коров, дающих враджа-баси молоко для Кришна-севы.

Господь Шива сказал:

арадхананам сарвешам
вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви
тадийанам самарчанам

(«Падма-пурана»)

«Высочайшая почитаемая личность – Вишну, но тот, чье служение наиболее дорого Вишну, почитается выше всех».

Вы увидите, что Говардхан-пуджа проводится изо дня в день на протяжении всего года и для совершения Говардхана-парикрамы сюда ежедневно стекаются тысячи людей. Начало ей положил Кришна и так продолжается по сей день.

Гирирадж очень милостив к каждому.

чатур-видха̄ бхаджанте ма̄м̇,
джана̄х̣ сукр̣тино ’рджуна

а̄рто джиджн̃а̄сур артха̄ртхӣ
джн̃а̄нӣ ча бхаратарш̣абха

(Бхагавад-гита, 7.16)

«Арто, претерпевающие бесконечные страдания в мире материи, артхартхи, алчущие богатства, джигйасуры, занятые поисками истины, и искренние души, ищущие трансцендентных знаний, – все они поклоняются Кришне».

Бхаджанте означает поклонение. Среди тех, кто приезжает во Враджа Дхам, девяносто девять процентов стараются умилостивить Говардхан, чтобы разбогатеть. Гирираджа-парикраму совершают как те, кто хочет ребенка, так и те, кто следует пути преданности. Гирирадж дает им все, чего они просят. Мы очень часто слышали от людей, что, умилостивив Гирирадж-Говардхана, они обретали желаемое.

Миллионы людей совершают парикраму вокруг Говардхана, будучи совершенно далекими от той концепции, которой придерживаемся мы. Мы стремимся служить Говардхану ради удовлетворения Кришны и нуждаемся в милости Говардхана для служения Господу. Она придет только от Его самого близкого и дорогого слуги. Все находится во взаимосвязи. Поскольку Гуру Махарадж, несомненно, очень милостив к нам, Говардхан позволил нам укрыться у Его лотосоподобных стоп. Когда я приехал сюда молодым человеком, я видел, как счастлив был здесь Гуру Махарадж. Он совершил парикраму по всему Вриндавану, и это наполнило его еще большим счастьем, но когда мы прибыли к Говардхану, его охватило необычайное волнение. Он даже лишился на некоторое время способности видеть.

Нашим пандой (служителем Господа в дхаме) был Баларама Панда, он начал свое служение еще при Сарасвати Тхакуре. Когда Гуру Махарадж приехал сюда, он стал искать его, спрашивая повсюду: «Где Баларама? Как найти Балараму?» Баларама Пандит был очень дорог Шриле Сарасвати Тхакуру. Когда Баларамаджи и Гуру Махарадж встретились, оба были безмерно счастливы. Гуру Махарадж посетил его дом и принял прасад. Они вместе совершили парикраму и предавались долгим беседам о деяниях Кришны.

Гуру Махарадж пробыл здесь недолгое время. Он учил нас, что необходимо поклоняться, находясь на расстоянии. Он не принял омовения в Радха-кунде, окропив голову лишь несколькими каплями воды. Он был совершенно счастлив и о многом рассказывал нам. Собираясь посетить самадхи-мандир Даса Госвами, он особенно прославлял деяния Даса Госвами, Рупы-Санатаны, Рагхунатха Бхатты, Шри Дживы Госвами и Гопала Бхатты Госвами. Он напомнил нам о пребывании шести Госвами во Вриндаване. Оно было неимоверно трудным. Он говорил нам: «Следуя их примеру, вы можете жить во Враджа Дхаме, и однажды, возможно, обретете милость гопи Враджи и враджа-баси». Чувства, которые Гуру Махарадж испытывал к сакхи, были столь сокровенными!

Он не раз выяснял наши предпочтения. В Бенгалии, чтобы выявить будущие наклонности ребенка, поступают следующим образом: перед малышом, достигшим полугода, кладут книгу, «Бхагаватам», и монеты. Махапрабху в этом возрасте выбрал «Бхагаватам». Подобным образом испытывал нас и Гуру Махарадж.

Очень важно в нашей жизни служение тому, кто служит Кришне. Махапрабху сказал:

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро,
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер,
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80;
а также «Падьявали» (74) Шрилы Рупы Госвами)
2

Кришна – это парама-ананда пурна-амрита-абдхех3 или амрита самудра, океан нектара. Все виды расы пребывают в Нем в полном объеме, и Он всегда доставляет наслаждение гопи. Гопи-бхартух означает «Доставляющий наслаждение гопи». Он – ниджа-лабха-пурнах4. Он ни в чем не испытывает недостатка. Он всегда исполнен радости, экстаза и красоты. Он – океан расы, акхила-расамрита-муртих. Он ни в чем не нуждается, однако Он хочет доставить удовольствие тем, чье служение дорого Ему. К их числу относятся гопи, и Он в избытке наделяет их всем необходимым.

Следует рассмотреть такие понятия, как слуга и объект поклонения. Гопи поклоняются Кришне всем сердцем, двадцать четыре часа в сутки, но Кришна – ниджа-лабха-пурнах (полностью самодостаточен). Способен ли кто одарить чем-либо Кришну? Но настроение заботливого служения гопи настолько трогает Его, что Он начинает испытывать желание ответить им тем же. Это желание проникает в сердце Всевышнего. «Они поклоняются Мне и Я должен исполнить их чаянья».

В играх Махапрабху можно найти подтверждение этому. Кришна пытается доставить удовольствие Своим самым близким преданным, но это Ему никак не удается. Поэтому Он не может пережить чувства, которые испытывают они. «Какой вид расы ощущают они в отношениях со Мной, что так чарует и пленяет их, доводя до вершин сладчайшего экстаза? Я не в силах понять этого». Поэтому Он принимает образ Махапрабху.

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а пран̣айа викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣шо ва̄найаива̄
сва̄дйо йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣шо ва̄ мадӣйах̣
саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т
тад-бха̄ва̄д̣хйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5,6)5

Он хочет знать, какой вид расы испытывают гопи, и поэтому принимает их настроение в образе Махапрабху. Кришна становится Махапрабху.

Это описание должно помочь нам обрести некоторое представление. В действительности лила Махапрабху и лила Кришны вечно существуют в трансцендентных деяниях Господа. Есть две пракасты или области. Одна из них называется аударья-пракаста, другая – мадхура-пракаста. Обе они вечны. Мы не можем сказать, какая из них появилась раньше. Находясь в оковах материи, мы силимся описать трансцендентный мир, но язык наш, по большей части, неспособен к этому. Ничто в этом мире не может в полной мере отразить надмирную реальность.

Когда я читал «Шри Чайтанья-чаритамриту», в одном из стихотворений Кришнадаса Кавираджа Госвами, написанном на бенгали, я встретил следующее выражение:

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
           даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа
           мано-хам̇са ча̄раха’ та̄ха̄те

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271)6

Оно меня несколько озадачило. Кришнадас Кавирадж Госвами провозглашает: кришна-лила амрита-сара – «Кришна-лила – это концентрированная форма экстаза». Концентрированный экстаз бесчисленными потоками расходится во всех направлениях из Чайтанья-лилы. Они берут свое начало в Чайтанья-лиле, подобно тому, как Ганга и другие реки берут свое начало в бездонных озерах. Кришна-лила – источник Чайтанья-лилы или наоборот? Что вы скажете об этом? В действительности одна порождает другую и каждая духовна и вечна. Каждая из них необычайно важна для другой в духовном мире. Наши Госвами говорили о Чайтанья Дхаме и Кришна Дхаме следующее. Одна из них скрыта, другая – проявлена. Навадвип Дхам – это скрытый, а Вриндаван – проявленный Враджа Дхам. Когда мы говорим «Вриндаван», мы имеем в виду весь Враджа Дхам. Когда мы говорим «Гупта-Вриндаван» – Навадвип, – мы имеем в виду, что всё во Вриндаване существует в непроявленном виде. Но этот непроявленный Вриндаван более милостив, чем проявленный, поскольку в нем происходит Чайтанья-лила, а Чайтанья-лила открыла нам Кришна-лилу. Кришна-лила берет свое начало в Чайтанья-лиле. Это философское обоснование дал нам Кришнадас Кавирадж Госвами. Гуру Махарадж много раз подчеркивал это.

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
           даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа
           мано-хам̇са ча̄раха’ та̄ха̄те

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271)

 


1 Шрила Рагхунатх Дас Госвами.

2 «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он – источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен».

3 Парама-ананда – трансцендентное, высшее блаженство. Пурна-амрита-абдхех – полный, безграничный океан нектара.

4 Ниджа-лабха-пурнах – «всегда удовлетворенный в Самом Себе», «всегда черпающий удовлетворение в Себе Самом» (см. «Шримад-Бхагаватам», 7.9.11).

5 «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа – энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он – Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела. Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны благодаря Своей любви наслаждается Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, – Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи-деви, как некогда луна возникла из глубин океана».

6 «Деяния Господа Кришны – суть всего нектара, и этот нектар растекается сотнями рек во всех направлениях. Деяния Шри Чайтаньи Махапрабху – вечная сокровищница, и каждому советуется позволить своему уму плавать, подобно лебедю, по этому трансцендентному озеру».

← Говардхана-пуджа в лахтинском храме ·• Архив новостей •· «Как обрести веру?» Лекция Шрипада Б. П. Сиддханти Махараджа. 10 марта 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования