«Служить Кришне без материальных привязанностей». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1991. Говардхан-дхама, Индия | “Serve Krishna without Material Attachment.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 1991. Govardhan Dham, India


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Служить Кришне без материальных привязанностей

(Произнесено в 1991 году в Шри Говардхан-дхаме
после церемонии свадьбы (сочетавшиеся браком были преданными).)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/sluzhit-krishne-bez-materialnykh-privyazannostey.html

Шрила Гурудев рассказывает
о цели жизни во время церемонии бракосочетания.

 

Категории «хорошего» и «плохого» зависят от природы человека. Одни и те же правила и предписания неприменимы ко всем. Благом является то, что безусловно приемлемо для преданного.

ана̄сактасйа виш̣айа̄н йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе йуктам̇ ваира̄гйам учйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.255)

[«Честная позиция отрешенных преданных, использующих объекты должным образом в их связи с Кришной, известна как юкта-вайрагья (подлинное отречение)».]

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур цитировал этот стих в качестве заголовка на первой странице каждого выпуска журнала «Гаудия» и сам объяснял смысл стиха:

‘а̄сакти-рахита’ ‘самбандха-сахита’
виш̣айа-самӯха сакали ‘ма̄дхава’

[«Будь свободен от привязанностей и пребывай в связи (с Господом). Все объекты принадлежат Ему».]

Вы должны научиться жить в этом бренном мире, не будучи к нему привязаны. Вашему взору предстают различные реалии, но вы не должны рассматривать их как предназначенные для вас; вы должны рассматривать все как предназначенное для служения Кришне и брать себе лишь то, что действительно необходимо.

йатха̄рхам упайун̃джатах̣ нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе

Не питая привязанности к ним, вы можете использовать любые реалии ради служения Кришне, но должны брать себе лишь то, что вам необходимо.

Ваш долг состоит исключительно в служении Кришне, но в рамках этого выполнения долга есть то, что служит для вас благом. Принимая каждый день мед, вы сможете вылечить простуду и стать здоровыми, и тогда, будучи счастливы, вы сумеете служить Кришне или Гуру и вайшнавам. В этом случае употребление в пищу меда не есть излишество. Все следует понимать в таком духе.

Если ваш желудок не в состоянии переваривать чапати или гхи, но вы их едите, то ваше здоровье расстроится, и вы в результате будете страдать и не сумеете счастливо служить Кришне. Так что же вам есть? Следует есть то, что благотворно для вашего здоровья, будь то шелушеный рис и творог или мури, или обычный рис.

Принимайте то, что подходит вашему желудку, и вы сумеете жить счастливо. Но зачем вы будете жить? Вы будете жить ради служения.

нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе

Вы станете заботиться о теле и жить исключительно ради служения Кришне, только ради него.

Семейная жизнь также должна протекать таким образом. В рамках семейной жизни существуют многочисленные возможности. Мы наблюдали индийскую семейную жизнь и западную семейную жизнь. На Западе, как правило, все семейные пары имеют прислугу. После рождения ребенка муж с женой продолжают работать, а служанка или кто-то еще заботится о ребенке. Либо ребенка утром отводят в школу, а вечером, возвращаясь домой из офиса, родители забирают его.

На Востоке, в Индии, если у вас есть ребенок, то вы в действительности не несете за него ответственность: вы живете в рамках большой объединенной семьи, и бабушка, сестра, жена брата и другие родственники — все они заботятся о ребенке. Я видел подобное. Они моют ребенка, кормят его и всячески о нем заботятся. Вся семья заботится о нем. Таким образом, жизненные реалии могут разниться, но мы можем использовать то, что нам подходит. Нам следует использовать то, что у нас есть, но без привязанности. Это явление зовется юкта-вайрагьей.

Все, что возникает на нашем жизненном пути, приходит как прасадам Кришны. Принимайте эти дары и живите ради служения Кришне. Вы можете быть брахмачари, санньяси или грихастхой. Ведите тот образ жизни, который вам подходит, приближаясь к цели. Такова установка индийской философии; в особенности вайшнавизма. Подобная юкта-вайрагья необходима.

В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами сказал:

йа̄вата̄ сйа̄т сва-нирва̄хах̣ свӣкурйа̄т та̄вад артха-вит
а̄дхикйе нйӯната̄йа̄м̇ ча чйавате парама̄ртхатах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.108)

[«Люди разумные принимают ровно столько жизненных благ, сколько необходимо для выживания. Принимая больше или меньше, человек становится неспособен достичь высочайшей цели».]

Этот стих также содержится в «Бхакти-расамрита-синдху»:

ана̄сактасйа виш̣айа̄н йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе йуктам̇ ваира̄гйам учйате

Также:

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣ пра̄тикӯлйа виварджанам
ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никш̣епа ка̄рпан̣йе ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣

(«Вайшнава-тантра»)

[«Принимать благоприятное, отвергать неблагоприятное, питать убежденность в том, что Кришна защитит тебя, принимать покровительство Кришны, вручать себя Кришне и быть смиренным — таковы шесть слагающих самопредания».]

Мы попытаемся жить в духе полного самопредания.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣

Слово «анукул» означает «благоприятствующий служению Кришне». Мы должны попытаться отыскать благоприятные возможности и двигаться к цели. Прогресс возможен в любом положении: мы просто принимаем все благоприятствующие факторы, которые нам доступны, и стремимся к сознанию Кришны. Наша цель состоит в том, чтобы практиковать сознание Кришны. Это главная цель нашей жизни.

Я думаю, что вы читали эту мантру:

йад асту хр̣дайам̇ тава тад асту хр̣дайам̇ мама

«Наши сердца едины, и мы попытаемся практиковать сознание Кришны». Смысл этой мантры один и тот же, что в Бенгалии, что в Уттар-Прадеше, что в Одише. Мы будем счастливо жить вместе, свободные от привязанности к бренным реалиям, и попытаемся практиковать сознание Кришны. Таков смысл мантрам. То есть: «ты — моя жена, я принимаю на себя всю полноту ответственности за тебя, и ты станешь благосклонно помогать мне в практике сознания Кришны».

Это наша религия. Смысл мантры открывается нам таким образом. В этом случае у нас нет проблем, если мы способны видеть жизненную цель, источник света. Если мы способны видеть цель, то можем пытаться двигаться вперед беспрепятственно, не причиняя другим боли и не посягая на их права. Это лучшее для нас, для того, чтобы вести жизнь человека, практикующего сознание Кришны.

Жизненные блага преходящи, но вы должны стремиться к цели жизни. Шрила Гуру Махарадж дал нам многочисленные возможности. В прошлом наша индийская религия носила иной характер. На самом деле в прошлом индийская религия следовала ведической культуре, а ведическая культура очень консервативна. Кроме того, мы видим, что окружающий мир изобилует недостатками. Особенно в Кали-югу невозможно следовать ведическим правилам и предписаниям.

Однако Шриман Махапрабху очень милостив, и Кришна также очень милостив: Кришна дал нам шанс воспевать Харе Кришна маха-мантру, которая является Его формой, тождественной Ему. Таким образом, воспевание Харе Кришна маха-мантры, чтение благоприятных книг, [священных] писаний, служение садху, Гуру и вайшнаву, а также честный способ заработка — преимущественно жизнь грихастхи состоит из такой деятельности. Вам известны многочисленные истории из «Махабхараты», рассказы о том, как люди живут в качестве грихастх. Каждый день они совершают пуджу, после чего завтракают. Каждый день они совершают вайшнава-севу. И т. д. Вам известны правила и предписания. Но если невозможно всегда следовать им, то и это не страшно, если вы в состоянии воспевать Харе Кришна маха-мантру без оскорблений. Любые трудности, с которыми вы можете столкнуться, будут устранены благодаря воспеванию Харе Кришна маха-мантры.

Последний мантрам, который священник произносит во время свадебной церемонии, звучит так:

йада̄сан̇га крийа̄ карма джа̄ната̄ ва̄пй аджа̄ната̄
пӯрн̣ам̇ бхавату тат сарвам̇ ш́рӣ-харер на̄ма-кӣртана̄т

«Жертвоприношение, которое вы совершили, и мантры, которые вы произнесли, понимая их смысл или нет, достигнут своей цели, и вы обретете результат этих действий, повторяя Харе Кришна маха-мантру». Ш́рӣ харер на̄ма-кӣртана̄т: в зависимости от религиозной направленности человека, ш́рӣ харер на̄ма может быть именем Вишну, именем Кришны или именем Нараяны, но главное здесь то, что все изъяны могут быть компенсированы благодаря харинам-санкиртане, и харинам-санкиртана — цель нашей жизни. Махапрабху сказал:

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

Шри кришна-санкиртана очищает зеркало сознания, гасит бушующий лесной пожар материального существования, проливает лунный свет на вечерний лотос благой удачи, является жизнью людей, просветленных тайной любовью к Господу, увеличивает океан экстаза, в каждое мгновение является вкусом совершенного нектара и умиротворяет все существо. Пусть шри кришна-санкиртана одержит триумфальную победу!»]

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Примечание:

Следующая мантра, упомянутая выше, декламируется во время свадебных обрядов:

йад этад хр̣дайам̇ тава тад асту хр̣дайам̇ мама
йад идам̇ хр̣дайам̇ мама тад асту хр̣дайам̇ тава

(«Шри Сат-крия-сара-дипика», «Бходжанади-дхрити-хома», 2)

«Пусть твое сердце будет моим сердцем, а мое сердце — твоим сердцем».




English

Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj 

Serve Krishna without Material Attachment

(Spoken in 1991 in Śrī Govardhan Dhām
after a marriage ceremony of two devotees.)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/serve-krishna-without-material-attachment/

Śrīla Gurudev explains
the goal of life at a marriage ceremony.

 

What is good and what is bad depends on the nature of a person. The same rules and regulations are not applicable for everyone. What is good is what is in particular agreeable to a devotee.

anāsaktasya viṣayān yathārham upayuñjataḥ
nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe yuktaṁ vairāgyam uchyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.255)

[“The earnestness of detached devotees who utilise objects appropriately in their relationship with Kṛṣṇa is known as yukta-vairāgya (proper renunciation).”]

Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur quoted this verse in the headline on the front page of every issue of his magazine Gauḍīya, and he himself also gave the meaning of the verse:

‘āsakti-rahita’ ‘sambandha-sahita’
viṣaya-samūha sakali ‘mādhava’

[“Be free from attachment and in connection (with the Lord). All objects belong to Him.”]

You should try to live in this mundane world without attachment. You are looking at everything in front of you, but you should not see everything as for yourself; you should see everything as for the service of Kṛṣṇa and take for yourself only what is suitable.

yathārham upayuñjataḥ nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe

Without attachment, you can use anything for the service of Kṛṣṇa, but you should take only what is suitable for yourself.

Your duty exclusively is service to Kṛṣṇa, but you can say what is good for you within that. If you take some honey every day, then you will get relief from a cold and your health will be good so that you can happily serve Kṛṣṇa or Guru and Vaiṣṇava. In such a case, taking honey is not a luxury. Everything should be understood in this way. If your stomach cannot digest chapatis or ghee but you eat these things, then your health will be bad, you will suffer as a result, and you will not be able to do service happily. So, what should you take? You should take what is suitable for your health, be it flat rice and curd, or muri, or rice. Take whatever is suitable for your stomach and you will be able to live happily. But why will you live? You will live to serve.

nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe

You will maintain your body and live only for the service of Kṛṣṇa, for that purpose particularly.

Family life must also run in this way. In a family, there are many facilities. We have seen Indian family life and Western family life. In Western family life, a husband and wife may be living somewhere and have a maidservant or servant with them. After they have a child, they both continue to go out working, and a maidservant or someone looks after the child or they put the child in school and then bring the child back after their work when they are returning home. Children grow up in the Western world in this way. We have seen this system in some places.

In the East, in India, if you have a child, then you actually have no responsibility for the child: your grandmother, your sister, your brother’s wife, and your other relatives all live together in a family, and they all look after the child. I have seen this. They are cleaning the child, feeding the child, and giving nourishment to the child. The whole family gives nourishment in this way. So, the same system is not present everywhere, but we can use in our life and for our maintenance whatever is suitable. We should use what we have, but without attachment. That is called yukta-vairāgya.

Whatever comes in front of you is coming as the prasādam of Kṛṣṇa. So, take that and live for the service of Kṛṣṇa. You may be a brahmachārī, you may be a sannyāsī, or you may be gṛhastha. Whichever lifestyle is suitable for your maintenance, follow that and with that proceed to your destiny. That is Indian philosophy, specially, Vaiṣṇavism. Such yukta-vairāgya is necessary.

Śrīla Rūpa Goswāmī said in Bhakti-rasāmṛta-sindhu.

yāvatā syāt sva-nirvāhaḥ svīkuryāt tāvad artha-vit
ādhikye nyūnatāyāṁ cha chyavate paramārthataḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.108)

[“The sensible accept as much as is necessary for their maintenance. By accepting more or less, one fails to attain the highest goal.”]

This verse is also in Bhakti-rasāmṛta-sindhu:

anāsaktasya viṣayān yathārham upayuñjataḥ
nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe yuktaṁ vairāgyam uchyate

Also,

ānukūlyasya saṅkalpaḥ prātikūlya vivarjanam
rakṣiṣyatīti viśvāso goptṛtve varaṇaṁ tathā
ātma-nikṣepa kārpaṇye ṣaḍ-vidhā śaraṇāgatiḥ

(Vaiṣṇava-tantra)

[“Accepting the favourable, rejecting the unfavourable, confidence that Kṛṣṇa will protect you, embracing Kṛṣṇa’s guardianship, offering yourself, and humility are the six limbs of surrender.”]

We shall try to live with a mood of full surrender.

ānukūlyasya saṅkalpaḥ

The world anukūl means ‘favourable to the service of Kṛṣṇa’. We should try to find favourable facilities and proceed to our destiny, and it is possible to proceed anywhere we are by simply accepting whatever favourable facilities are there and proceeding towards Kṛṣṇa consciousness. Our main goal is practising Kṛṣṇa consciousness. That is the main goal of our life.

I think you have read this mantra:

yad astu hṛdayaṁ tava tad astu hṛdayaṁ mama

“My heart and your heart are together, and we will try to practise Kṛṣṇa consciousness.” The meaning of this mantra is the same in Bengal or UP or Odissa or anywhere else. We will live together peacefully, we will not be attached to mundane things, and we will try to practise Kṛṣṇa consciousness. This is the meaning of the mantram. That is, you are my wife, I am taking full responsibility for you, and you will favourably help me to practise Kṛṣṇa consciousness. That is our religion. The meaning of the mantra comes to us in this way. Then, we have no problem if we can see the main goal, the point of life, the light from the point of life. If we can see the light coming from there, then we can try to proceed without disturbances, without giving pain to others and taking things from others illegally. We can happily with a mood of humility and tolerance try to proceed to our destiny. This is best for our life, for the life of a practitioner.

What is suitable for your life you will take and go on. But you must proceed to your destiny, to your life’s goal. Śrīla Guru Mahārāj gave many opportunities to us. Previously, our Indian religion was not like this. Actually, Indian religion in the past followed the Vedic culture, and Vedic culture is very hard. Also, we see that there are many faults around us. Especially in the Kali-yuga, it is not possible to follow the Vedic rules and regulations. But Śrīman Mahāprabhu is very merciful, and Kṛṣṇa is also very merciful: Kṛṣṇa gave us the chance to chant His nondifferent form of the Hare Kṛṣṇa mahāmantra. Then, chanting the Hare Kṛṣṇa mahāmantra, reading the auspicious books, the scriptures, serving the sādhu, Guru, and Vaiṣṇava, and earning money in a clean way—these activities mainly are the life of a gṛhastha. You know there are many histories in Mahābhārata about how people live as gṛhasthas. Every day they are doing pūjā and then they are taking breakfast. Every day they are doing some Vaiṣṇava-sevā. Etc. etc. You know the rules and regulations. But if it is not possible always to follow that, that is also not harmful if you chant the Hare Kṛṣṇa mahāmantra without offence. Whatever deficiency you may have will be fulfilled by the chanting of Hare Kṛṣṇa mahāmantra.

The last mantram the priest told at the wedding must have been this one:

yadāsaṅga kriyā karma jānatā vāpy ajānatā
pūrṇaṁ bhavatu tat sarvaṁ śrī-harer nāma-kīrtanāt

“The sacrifice you have performed and the mantras you have read, with and without understanding, will all be fulfilled and successfully you will get the proper result from them when you chant the Hare Kṛṣṇa mahāmantra.” Śrī Harer Nāma-kīrtanāt: according to someone’s religion they may say this means through the Name of Viṣṇu, the Name of Kṛṣṇa, or the Name of Nārāyaṇ, but the main thing is that all deficiency can be fulfilled by Hari-nām-saṅkīrtan, and Hari-nām-saṅkīrtan is our life’s goal. Mahāprabhu said,

cheto-darpaṇa-mārjanaṁ bhava-mahā-dāvāgni-nirvāpaṇaṁ
śreyaḥ-kairava-chandrikā-vitaraṇaṁ vidyā-vadhū-jīvanam
ānandāmbudhi-vardhanaṁ prati-padaṁ pūrṇāmṛtāsvādanaṁ
sarvātma-snapanaṁ paraṁ vijayate śrī-kṛṣṇa-saṅkīrtanam

[“Śrī Kṛṣṇa-saṅkīrtan cleanses the mirror of consciousness, extinguishes the raging forest fire of material existence, shines moonlight on the evening lotus of good fortune, is the life of those enlightened with paramour love for the Lord, expands the ocean of ecstasy, is the taste of full nectar at every moment, and soothes the entire self. May Śrī Kṛṣṇa-saṅkīrtan be supremely victorious!”]

hare kṛṣṇa hare kṛṣṇa kṛṣṇa kṛṣṇa hare hare
hare rāma hare rāma rāma rāma hare hare

Reference

The following mantra referred to above is recited at wedding ceremonies:

yad etad hṛdayaṁ tava tad astu hṛdayaṁ mama
yad idaṁ hṛdayaṁ mama tad astu hṛdayaṁ tava

(Śrī Sat-kriyā-sāra-dīpikā: Bhojanādi-dhṛti-homa, 2)

“May your heart be my heart, and may my heart be your heart.”






←  «Птицы-родственники». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 17 июня 1993 года | “Brother Birds.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 17 June 1993 ·• Архив новостей •· «Кто предан Господу Кришне?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 18 декабря 2000 года | “Who is a Devotee of Lord Krishna?” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 18 December 2000 →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Служить Кришне без материальных привязанностей

(Произнесено в 1991 году в Шри Говардхан-дхаме
после церемонии свадьбы (сочетавшиеся браком были преданными).)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/sluzhit-krishne-bez-materialnykh-privyazannostey.html

Шрила Гурудев рассказывает
о цели жизни во время церемонии бракосочетания.

 

Категории «хорошего» и «плохого» зависят от природы человека. Одни и те же правила и предписания неприменимы ко всем. Благом является то, что безусловно приемлемо для преданного.

ана̄сактасйа виш̣айа̄н йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе йуктам̇ ваира̄гйам учйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.255)

[«Честная позиция отрешенных преданных, использующих объекты должным образом в их связи с Кришной, известна как юкта-вайрагья (подлинное отречение)».]

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур цитировал этот стих в качестве заголовка на первой странице каждого выпуска журнала «Гаудия» и сам объяснял смысл стиха:

‘а̄сакти-рахита’ ‘самбандха-сахита’
виш̣айа-самӯха сакали ‘ма̄дхава’

[«Будь свободен от привязанностей и пребывай в связи (с Господом). Все объекты принадлежат Ему».]

Вы должны научиться жить в этом бренном мире, не будучи к нему привязаны. Вашему взору предстают различные реалии, но вы не должны рассматривать их как предназначенные для вас; вы должны рассматривать все как предназначенное для служения Кришне и брать себе лишь то, что действительно необходимо.

йатха̄рхам упайун̃джатах̣ нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе

Не питая привязанности к ним, вы можете использовать любые реалии ради служения Кришне, но должны брать себе лишь то, что вам необходимо.

Ваш долг состоит исключительно в служении Кришне, но в рамках этого выполнения долга есть то, что служит для вас благом. Принимая каждый день мед, вы сможете вылечить простуду и стать здоровыми, и тогда, будучи счастливы, вы сумеете служить Кришне или Гуру и вайшнавам. В этом случае употребление в пищу меда не есть излишество. Все следует понимать в таком духе.

Если ваш желудок не в состоянии переваривать чапати или гхи, но вы их едите, то ваше здоровье расстроится, и вы в результате будете страдать и не сумеете счастливо служить Кришне. Так что же вам есть? Следует есть то, что благотворно для вашего здоровья, будь то шелушеный рис и творог или мури, или обычный рис.

Принимайте то, что подходит вашему желудку, и вы сумеете жить счастливо. Но зачем вы будете жить? Вы будете жить ради служения.

нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе

Вы станете заботиться о теле и жить исключительно ради служения Кришне, только ради него.

Семейная жизнь также должна протекать таким образом. В рамках семейной жизни существуют многочисленные возможности. Мы наблюдали индийскую семейную жизнь и западную семейную жизнь. На Западе, как правило, все семейные пары имеют прислугу. После рождения ребенка муж с женой продолжают работать, а служанка или кто-то еще заботится о ребенке. Либо ребенка утром отводят в школу, а вечером, возвращаясь домой из офиса, родители забирают его.

На Востоке, в Индии, если у вас есть ребенок, то вы в действительности не несете за него ответственность: вы живете в рамках большой объединенной семьи, и бабушка, сестра, жена брата и другие родственники — все они заботятся о ребенке. Я видел подобное. Они моют ребенка, кормят его и всячески о нем заботятся. Вся семья заботится о нем. Таким образом, жизненные реалии могут разниться, но мы можем использовать то, что нам подходит. Нам следует использовать то, что у нас есть, но без привязанности. Это явление зовется юкта-вайрагьей.

Все, что возникает на нашем жизненном пути, приходит как прасадам Кришны. Принимайте эти дары и живите ради служения Кришне. Вы можете быть брахмачари, санньяси или грихастхой. Ведите тот образ жизни, который вам подходит, приближаясь к цели. Такова установка индийской философии; в особенности вайшнавизма. Подобная юкта-вайрагья необходима.

В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами сказал:

йа̄вата̄ сйа̄т сва-нирва̄хах̣ свӣкурйа̄т та̄вад артха-вит
а̄дхикйе нйӯната̄йа̄м̇ ча чйавате парама̄ртхатах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.108)

[«Люди разумные принимают ровно столько жизненных благ, сколько необходимо для выживания. Принимая больше или меньше, человек становится неспособен достичь высочайшей цели».]

Этот стих также содержится в «Бхакти-расамрита-синдху»:

ана̄сактасйа виш̣айа̄н йатха̄рхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣ш̣н̣а-самбандхе йуктам̇ ваира̄гйам учйате

Также:

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣ пра̄тикӯлйа виварджанам
ракш̣иш̣йатӣти виш́ва̄со гоптр̣тве варан̣ам̇ татха̄
а̄тма-никш̣епа ка̄рпан̣йе ш̣ад̣-видха̄ ш́аран̣а̄гатих̣

(«Вайшнава-тантра»)

[«Принимать благоприятное, отвергать неблагоприятное, питать убежденность в том, что Кришна защитит тебя, принимать покровительство Кришны, вручать себя Кришне и быть смиренным — таковы шесть слагающих самопредания».]

Мы попытаемся жить в духе полного самопредания.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣

Слово «анукул» означает «благоприятствующий служению Кришне». Мы должны попытаться отыскать благоприятные возможности и двигаться к цели. Прогресс возможен в любом положении: мы просто принимаем все благоприятствующие факторы, которые нам доступны, и стремимся к сознанию Кришны. Наша цель состоит в том, чтобы практиковать сознание Кришны. Это главная цель нашей жизни.

Я думаю, что вы читали эту мантру:

йад асту хр̣дайам̇ тава тад асту хр̣дайам̇ мама

«Наши сердца едины, и мы попытаемся практиковать сознание Кришны». Смысл этой мантры один и тот же, что в Бенгалии, что в Уттар-Прадеше, что в Одише. Мы будем счастливо жить вместе, свободные от привязанности к бренным реалиям, и попытаемся практиковать сознание Кришны. Таков смысл мантрам. То есть: «ты — моя жена, я принимаю на себя всю полноту ответственности за тебя, и ты станешь благосклонно помогать мне в практике сознания Кришны».

Это наша религия. Смысл мантры открывается нам таким образом. В этом случае у нас нет проблем, если мы способны видеть жизненную цель, источник света. Если мы способны видеть цель, то можем пытаться двигаться вперед беспрепятственно, не причиняя другим боли и не посягая на их права. Это лучшее для нас, для того, чтобы вести жизнь человека, практикующего сознание Кришны.

Жизненные блага преходящи, но вы должны стремиться к цели жизни. Шрила Гуру Махарадж дал нам многочисленные возможности. В прошлом наша индийская религия носила иной характер. На самом деле в прошлом индийская религия следовала ведической культуре, а ведическая культура очень консервативна. Кроме того, мы видим, что окружающий мир изобилует недостатками. Особенно в Кали-югу невозможно следовать ведическим правилам и предписаниям.

Однако Шриман Махапрабху очень милостив, и Кришна также очень милостив: Кришна дал нам шанс воспевать Харе Кришна маха-мантру, которая является Его формой, тождественной Ему. Таким образом, воспевание Харе Кришна маха-мантры, чтение благоприятных книг, [священных] писаний, служение садху, Гуру и вайшнаву, а также честный способ заработка — преимущественно жизнь грихастхи состоит из такой деятельности. Вам известны многочисленные истории из «Махабхараты», рассказы о том, как люди живут в качестве грихастх. Каждый день они совершают пуджу, после чего завтракают. Каждый день они совершают вайшнава-севу. И т. д. Вам известны правила и предписания. Но если невозможно всегда следовать им, то и это не страшно, если вы в состоянии воспевать Харе Кришна маха-мантру без оскорблений. Любые трудности, с которыми вы можете столкнуться, будут устранены благодаря воспеванию Харе Кришна маха-мантры.

Последний мантрам, который священник произносит во время свадебной церемонии, звучит так:

йада̄сан̇га крийа̄ карма джа̄ната̄ ва̄пй аджа̄ната̄
пӯрн̣ам̇ бхавату тат сарвам̇ ш́рӣ-харер на̄ма-кӣртана̄т

«Жертвоприношение, которое вы совершили, и мантры, которые вы произнесли, понимая их смысл или нет, достигнут своей цели, и вы обретете результат этих действий, повторяя Харе Кришна маха-мантру». Ш́рӣ харер на̄ма-кӣртана̄т: в зависимости от религиозной направленности человека, ш́рӣ харер на̄ма может быть именем Вишну, именем Кришны или именем Нараяны, но главное здесь то, что все изъяны могут быть компенсированы благодаря харинам-санкиртане, и харинам-санкиртана — цель нашей жизни. Махапрабху сказал:

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

Шри кришна-санкиртана очищает зеркало сознания, гасит бушующий лесной пожар материального существования, проливает лунный свет на вечерний лотос благой удачи, является жизнью людей, просветленных тайной любовью к Господу, увеличивает океан экстаза, в каждое мгновение является вкусом совершенного нектара и умиротворяет все существо. Пусть шри кришна-санкиртана одержит триумфальную победу!»]

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Примечание:

Следующая мантра, упомянутая выше, декламируется во время свадебных обрядов:

йад этад хр̣дайам̇ тава тад асту хр̣дайам̇ мама
йад идам̇ хр̣дайам̇ мама тад асту хр̣дайам̇ тава

(«Шри Сат-крия-сара-дипика», «Бходжанади-дхрити-хома», 2)

«Пусть твое сердце будет моим сердцем, а мое сердце — твоим сердцем».




English

Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj 

Serve Krishna without Material Attachment

(Spoken in 1991 in Śrī Govardhan Dhām
after a marriage ceremony of two devotees.)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/serve-krishna-without-material-attachment/

Śrīla Gurudev explains
the goal of life at a marriage ceremony.

 

What is good and what is bad depends on the nature of a person. The same rules and regulations are not applicable for everyone. What is good is what is in particular agreeable to a devotee.

anāsaktasya viṣayān yathārham upayuñjataḥ
nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe yuktaṁ vairāgyam uchyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.255)

[“The earnestness of detached devotees who utilise objects appropriately in their relationship with Kṛṣṇa is known as yukta-vairāgya (proper renunciation).”]

Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur quoted this verse in the headline on the front page of every issue of his magazine Gauḍīya, and he himself also gave the meaning of the verse:

‘āsakti-rahita’ ‘sambandha-sahita’
viṣaya-samūha sakali ‘mādhava’

[“Be free from attachment and in connection (with the Lord). All objects belong to Him.”]

You should try to live in this mundane world without attachment. You are looking at everything in front of you, but you should not see everything as for yourself; you should see everything as for the service of Kṛṣṇa and take for yourself only what is suitable.

yathārham upayuñjataḥ nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe

Without attachment, you can use anything for the service of Kṛṣṇa, but you should take only what is suitable for yourself.

Your duty exclusively is service to Kṛṣṇa, but you can say what is good for you within that. If you take some honey every day, then you will get relief from a cold and your health will be good so that you can happily serve Kṛṣṇa or Guru and Vaiṣṇava. In such a case, taking honey is not a luxury. Everything should be understood in this way. If your stomach cannot digest chapatis or ghee but you eat these things, then your health will be bad, you will suffer as a result, and you will not be able to do service happily. So, what should you take? You should take what is suitable for your health, be it flat rice and curd, or muri, or rice. Take whatever is suitable for your stomach and you will be able to live happily. But why will you live? You will live to serve.

nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe

You will maintain your body and live only for the service of Kṛṣṇa, for that purpose particularly.

Family life must also run in this way. In a family, there are many facilities. We have seen Indian family life and Western family life. In Western family life, a husband and wife may be living somewhere and have a maidservant or servant with them. After they have a child, they both continue to go out working, and a maidservant or someone looks after the child or they put the child in school and then bring the child back after their work when they are returning home. Children grow up in the Western world in this way. We have seen this system in some places.

In the East, in India, if you have a child, then you actually have no responsibility for the child: your grandmother, your sister, your brother’s wife, and your other relatives all live together in a family, and they all look after the child. I have seen this. They are cleaning the child, feeding the child, and giving nourishment to the child. The whole family gives nourishment in this way. So, the same system is not present everywhere, but we can use in our life and for our maintenance whatever is suitable. We should use what we have, but without attachment. That is called yukta-vairāgya.

Whatever comes in front of you is coming as the prasādam of Kṛṣṇa. So, take that and live for the service of Kṛṣṇa. You may be a brahmachārī, you may be a sannyāsī, or you may be gṛhastha. Whichever lifestyle is suitable for your maintenance, follow that and with that proceed to your destiny. That is Indian philosophy, specially, Vaiṣṇavism. Such yukta-vairāgya is necessary.

Śrīla Rūpa Goswāmī said in Bhakti-rasāmṛta-sindhu.

yāvatā syāt sva-nirvāhaḥ svīkuryāt tāvad artha-vit
ādhikye nyūnatāyāṁ cha chyavate paramārthataḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.108)

[“The sensible accept as much as is necessary for their maintenance. By accepting more or less, one fails to attain the highest goal.”]

This verse is also in Bhakti-rasāmṛta-sindhu:

anāsaktasya viṣayān yathārham upayuñjataḥ
nirbandhaḥ kṛṣṇa-sambandhe yuktaṁ vairāgyam uchyate

Also,

ānukūlyasya saṅkalpaḥ prātikūlya vivarjanam
rakṣiṣyatīti viśvāso goptṛtve varaṇaṁ tathā
ātma-nikṣepa kārpaṇye ṣaḍ-vidhā śaraṇāgatiḥ

(Vaiṣṇava-tantra)

[“Accepting the favourable, rejecting the unfavourable, confidence that Kṛṣṇa will protect you, embracing Kṛṣṇa’s guardianship, offering yourself, and humility are the six limbs of surrender.”]

We shall try to live with a mood of full surrender.

ānukūlyasya saṅkalpaḥ

The world anukūl means ‘favourable to the service of Kṛṣṇa’. We should try to find favourable facilities and proceed to our destiny, and it is possible to proceed anywhere we are by simply accepting whatever favourable facilities are there and proceeding towards Kṛṣṇa consciousness. Our main goal is practising Kṛṣṇa consciousness. That is the main goal of our life.

I think you have read this mantra:

yad astu hṛdayaṁ tava tad astu hṛdayaṁ mama

“My heart and your heart are together, and we will try to practise Kṛṣṇa consciousness.” The meaning of this mantra is the same in Bengal or UP or Odissa or anywhere else. We will live together peacefully, we will not be attached to mundane things, and we will try to practise Kṛṣṇa consciousness. This is the meaning of the mantram. That is, you are my wife, I am taking full responsibility for you, and you will favourably help me to practise Kṛṣṇa consciousness. That is our religion. The meaning of the mantra comes to us in this way. Then, we have no problem if we can see the main goal, the point of life, the light from the point of life. If we can see the light coming from there, then we can try to proceed without disturbances, without giving pain to others and taking things from others illegally. We can happily with a mood of humility and tolerance try to proceed to our destiny. This is best for our life, for the life of a practitioner.

What is suitable for your life you will take and go on. But you must proceed to your destiny, to your life’s goal. Śrīla Guru Mahārāj gave many opportunities to us. Previously, our Indian religion was not like this. Actually, Indian religion in the past followed the Vedic culture, and Vedic culture is very hard. Also, we see that there are many faults around us. Especially in the Kali-yuga, it is not possible to follow the Vedic rules and regulations. But Śrīman Mahāprabhu is very merciful, and Kṛṣṇa is also very merciful: Kṛṣṇa gave us the chance to chant His nondifferent form of the Hare Kṛṣṇa mahāmantra. Then, chanting the Hare Kṛṣṇa mahāmantra, reading the auspicious books, the scriptures, serving the sādhu, Guru, and Vaiṣṇava, and earning money in a clean way—these activities mainly are the life of a gṛhastha. You know there are many histories in Mahābhārata about how people live as gṛhasthas. Every day they are doing pūjā and then they are taking breakfast. Every day they are doing some Vaiṣṇava-sevā. Etc. etc. You know the rules and regulations. But if it is not possible always to follow that, that is also not harmful if you chant the Hare Kṛṣṇa mahāmantra without offence. Whatever deficiency you may have will be fulfilled by the chanting of Hare Kṛṣṇa mahāmantra.

The last mantram the priest told at the wedding must have been this one:

yadāsaṅga kriyā karma jānatā vāpy ajānatā
pūrṇaṁ bhavatu tat sarvaṁ śrī-harer nāma-kīrtanāt

“The sacrifice you have performed and the mantras you have read, with and without understanding, will all be fulfilled and successfully you will get the proper result from them when you chant the Hare Kṛṣṇa mahāmantra.” Śrī Harer Nāma-kīrtanāt: according to someone’s religion they may say this means through the Name of Viṣṇu, the Name of Kṛṣṇa, or the Name of Nārāyaṇ, but the main thing is that all deficiency can be fulfilled by Hari-nām-saṅkīrtan, and Hari-nām-saṅkīrtan is our life’s goal. Mahāprabhu said,

cheto-darpaṇa-mārjanaṁ bhava-mahā-dāvāgni-nirvāpaṇaṁ
śreyaḥ-kairava-chandrikā-vitaraṇaṁ vidyā-vadhū-jīvanam
ānandāmbudhi-vardhanaṁ prati-padaṁ pūrṇāmṛtāsvādanaṁ
sarvātma-snapanaṁ paraṁ vijayate śrī-kṛṣṇa-saṅkīrtanam

[“Śrī Kṛṣṇa-saṅkīrtan cleanses the mirror of consciousness, extinguishes the raging forest fire of material existence, shines moonlight on the evening lotus of good fortune, is the life of those enlightened with paramour love for the Lord, expands the ocean of ecstasy, is the taste of full nectar at every moment, and soothes the entire self. May Śrī Kṛṣṇa-saṅkīrtan be supremely victorious!”]

hare kṛṣṇa hare kṛṣṇa kṛṣṇa kṛṣṇa hare hare
hare rāma hare rāma rāma rāma hare hare

Reference

The following mantra referred to above is recited at wedding ceremonies:

yad etad hṛdayaṁ tava tad astu hṛdayaṁ mama
yad idaṁ hṛdayaṁ mama tad astu hṛdayaṁ tava

(Śrī Sat-kriyā-sāra-dīpikā: Bhojanādi-dhṛti-homa, 2)

“May your heart be my heart, and may my heart be your heart.”


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования