«Мои школьные годы и первое время в Матхе». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Декабрь 1992 года. Калькутта, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 22.4 МБ)

In English:

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Мои школьные годы и первое время в Матхе

(декабрь 1992 года, Калькутта, Индия)

  

Гуру Махарадж не в силах был терпеть даже малейшей ошибки. Когда я присоединился к Гуру Махараджу, я был очень плохим мальчиком. И тогда Гуру Махарадж неожиданно проявил ко мне великую любовь, в нем проявилось такое качество, как терпимость. Это правда — любой скажет. Спросите Раму Диди, спросите людей, мужчин и женщин, которые жили в то время, очевидцев тех событий — они подтвердят. Я обрел беспричинную милость Гуру Махараджа. И вначале это была великая помощь, иначе я не сумел бы остаться в Матхе.

#00:01:11#

Конечно, у меня были дурные качества: я со всеми дрался, но я никогда не лгал. Другие наговаривали на меня, лгали, и учитель бил меня. Мои одноклассники жаловались на меня облыжно, и учитель бил меня. Иногда они говорили чуточку правды, но в основном лгали. Учитель верил им безоговорочно и бил меня. Мой характер плохой, в этом нет сомнений, я был очень дурным мальчиком.

#00:02:00#

Однажды был такой эпизод: в школе что-то украли. Я не воровал, но сказали, что украл я. (Я до сих пор помню тот эпизод.) Но учитель поверил, что своровал я, и бил меня целый день, целый день… Это было шестьдесят лет тому назад, в то время школьная система была очень дурной. Если учитель что-то решал, то с этим соглашалась вся деревня, принимала его мнение.

#00:03:01#

Кто-то что-то украл, мальчишки сказали, что украл я, и учитель стал меня бить. А процесс битья был замечательный: учитель просил меня пойти к дереву, сломать палку и принести ему. Этой палкой он меня бил. Если эта палка ломалась, он просил принести ему более крепкую, прочную ветку и продолжал бить меня этой веткой.

#00:03:47#

Я подумал: если я пойду в школу, то они вновь станут меня бить, поэтому я не пошел. Я залез на дерево и спал там весь день. Когда мальчики возвращались из школы, я вышел к ним и вместе с ними вернулся в деревню. Родители подумали, что я пришел из школы, но это была неправда: весь день я провел на дереве. Я знал, что учитель вновь станет бить меня, если я снова пойду в школу, и я хотел избежать этого.

#00:04:40#

Так прошел день, два, три, я не посещал школу. Учитель позвал меня, захотел узнать, почему я перестал ходить в школу. Я сказал, что был болен. Но мальчишки заявили: «Нет-нет, он не был болен». И учитель опять целый день бил меня. Так проходили мои школьные годы.

#00:05:10#

Меня не любили. Я был тоже немного жесток. Когда я подрос, я осознал себя, понял, каков мой изъян, какова моя вина и какова их вина, в чем их изъян. Я сумел исправиться очень быстро. Я осознал, расставил все на свои места, сумел исправиться. Они не сумели исправиться, а я сумел. В конце концов, когда я получил свободу, я пытался помогать всем, а изъяны, недостатки я старался исправить. Таким образом я проводил дни моей юности.

#00:06:48#

Я любил читать, читал все подряд. До сих пор у меня есть эта привычка: вы видите у меня здесь самые разные книги. Я читаю все подряд, даже рекламные объявления в газетах. Я читал Шекспира на бенгальском, Банкима Чандру — знаменитого бенгальского писателя, прочитал почти все книги Рабиндраната Тагора. Я читал также вайшнавские произведения: «Бхакта-малу» (грантху), Видьяпати, Чандидаса, Джаядева, вайшнавскую историю. Таким образом я приобрел некоторые познания в вайшнавизме.

#00:08:36#

Я родился в вайшнавской семье. То была [как это называется: наследство, наследие?] унаследованная собственность. Унаследованная собственность, но не природа. Вайшнавская природа — это нечто иное. Впоследствии я обрел великую любовь, хорошее расположение окружающих. Когда мне было шестнадцать лет, то люди были очень добры ко мне, все очень любили меня, все пытались помочь мне всячески. Таким образом, я поступил на службу в больницу, и из этой больницы я пришел к Гуру Махараджу. Все любили меня, были довольны мной.

#00:10:08#

Я пришел к Гуру Махараджу. Я рассказал ему историю всей моей жизни, и он был очень добр ко мне. Неожиданно я обрел беспричинную милость Гуру Махараджа. Гуру Махарадж в то время искал мальчика-брамина, который был бы разумен, наделен качествами, рассудителен, полон энтузиазма. Гуру Махарадж увидел во мне некоторые хорошие качества. «Хорошие качества» означает, что я был полон энтузиазма: я никогда не спал, я всегда работал; также некоторый разум, по мнению Гуру Махараджа, у меня был, и я никогда не лгал. Таким образом, он выбрал меня, но то, что он хотел получить, он не получил во мне, он не увидел во мне желаемого, но все же он подумал: «Я сделаю из него то, что хочу». И Гуру Махарадж постарался сделать из меня совершенного джентльмена, однако это было невозможно. Было невозможно сделать меня совершенным, но он пытался изо всех сил.

#00:11:52#

Я забросил школу и не пытался получать образование, но по милости Гуру Махараджа я изучил санскрит до известной степени, учился под началом пандита, но это ничто. Однако Гуру Махарадж учил меня. Он учил меня всему, я могу сказать. Он знал все, был знатоком всего мирского знания. Что касается его трансцендентной «собственности» — я этому не судья, но его мирские познания были очень обширными. Он знал юриспруденцию, многие отрасли знания. Он обладал способностями и ясным представлением о том, что есть что, поэтому все уважали его.

#00:13:32#

Многие его духовные братья считали его своим Гуру, не только про себя, но и выражали ему соответствующее почтение. Таким образом, многие ученики Сарасвати Тхакура общались со мной, и когда они увидели, что Гуру Махарадж очень любит меня, то они также пролили на меня свою милость. Так я счастливо рос в то время. Я очень быстро все схватывал.

#00:14:30#

Антитезис также рос. Когда Гуру Махарадж дал мне некий тезис, в то же время также вырос антитезис: некоторые люди стили враждебными по отношению ко мне, они постоянно жаловались на меня, но Гуру Махарадж никогда не прислушивался к их жалобам. В конце концов они стали жаловаться на Гуру Махараджа, и Гуру Махарадж их выгнал. Так случилось. Это история.

#00:15:10#

Возможно, год тому назад, в моих руках оказался некий правительственный документ. Этот документ хранился в сундуке Хари Чарана. Однажды я стал изучать содержимое сундука Хари Чарана, я искал записи, юридические бумаги Гуру Махараджа, и там я нашел этот документ. Я спросил у Хари Чарана: «Зачем ты хранишь его у себя?» Он ответил: «Я не знаю. Я храню все, что нашел в свое время в комнате Гуру Махараджа, и взял эту бумагу в том числе, сохранил ее у себя». Это очень ценный документ, из которого явствует, как Чайтанья Сарасват Матх избавился от беспокойств, как Матх был утвержден.

#00:16:26#

Из этого документа явствует: все, кто не любили меня, восстали против Гуру Махараджа. Они хотели отнять Шри Чайтанья Сарасват Матх, но Гуру Махарадж заявил: «Нет, этот Чайтанья Сарасват Матх принадлежит Гандхарве-Говинде-Сундару, здесь Божества — владельцы Матха, а я — Их слуга. Вы можете убираться, если вам не нравится мое решение. Я поставлю этого мальчика своим преемником. Если вы не в силах терпеть это решение, вы можете отправляться восвояси».

#00:17:24#

Они покинули Матх и забрали у Гуру Махараджа деньги — не какие-то деньги, а все деньги. Это было шестьдесят лет тому назад, в то время у Гуру Махараджа на банковском счету лежали большие деньги — несколько десятков тысяч рупий. То были нешуточные деньги в то время. Гуру Махарадж отдал им все богатство, все деньги. «Забирайте все, кроме Божеств и земли Чайтанья Сарасват Матха», — сказал он. Они забрали даже водяную помпу — денег им было недостаточно.

#00:18:44#

Я видел в этом документе подписи Мадхава Махараджа, Госвами Махараджа, Джаджавара Махараджа. Они подписали этот документ, также стояла подпись Нрисимхананды Брахмачари. Эти люди забрали деньги (не те, кто подписались, а другие). В то время Госвами Махарадж дал взаймы несколько тысяч рупий, Госвами Махарадж собрал и передал деньги Гуру Махараджу.

#00:19:53#

Семьсот рупий лежали в банке у Гуру Махараджа. Гуру Махарадж спросил у меня: «Что ты теперь будешь делать?» Я ответил: «Я буду служить». — «Ты не боишься?» — «Нет, не боюсь». Я был бесстрашен. Поскольку меня постоянно били, я вырос бесстрашным. Итак, после тех событий у Гуру Махараджа осталось семьсот рупий. Я сказал: «Если вы мне дадите четыреста рупий, то я куплю кинопроектор [нечто вроде слайд-шоу, как это называется сейчас — переводчик]».

#00:20:47#

В этих местах проходила проповедь (Силигури и других), мы проповедовали там. Иногда я привозил туда Джаджавара Махараджа, духовного брата Гуру Махараджа, он очень любил его, иногда я привозил туда Госвами Махараджа, и каждый год во время Гаура-пурнимы я привозил туда Мадхусудана Махараджа. Я был очень юн, и люди не считали меня садху. Я был рабочим, может быть, но не чувствовал себя садху. Я чувствовал: люди думают обо мне, что я активный брахмачари, я брахмачари-труженик, но не садху.

#00:21:44#

Я подумал: будет хорошо, если эти санньяси помогут мне. То были старцы, престарелые садху. И этих санньяси — Госвами, Мадхусудана, Парамахамсу, Джаджавара Махараджа — я по крайней мере раз в год возил собирать пожертвования и проповедовать. Мы собирали рис, деньги.

#00:22:15#

Каждый год мы совершали навадвипа-дхама-парикраму. С тех времен этот фестиваль проходит каждый год. Джаджавар Махарадж, Госвами Махарадж не занимались этим. Кешава Махарадж, Чайтанья Матх совершал навадвипа-дхама-парикраму, также парикрама проходила и в Майяпуре.

#00:22:44#

Я предложил Гуру Махараджу: «Давайте я буду проводить навадвипа-дхама-парикраму». Гуру Махарадж спросил: «Как ты ее будешь проводить?» Я ответил: «У Госвами Махараджа, Джаджавара Махараджа множество учеников. Если они присоединятся к нашей группе, то наша группа будет большой. Почему бы нам не проводить навадвипа-дхама-парикраму?» Гуру Махарадж всегда говорил мне: «Делай то, делай это. Почему ты не можешь это сделать? Ты обязан, ты должен». Он всегда подталкивал меня, но я и сам был полон энтузиазма.

#00:23:27#

Мы начали навадвипа-дхама-парикраму. Затем я начал печатать журнал. Первое издание я послал Свами Махараджу. В то время Свами Махараджа звали Абхай Чаран Дэ, Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта. Он еще не принял санньясу, жил в ту пору в Дели, был издателем журнала «Хармонист»(?). Он публиковал книги на английском языке, на бенгали. Он жил в Матхе Госвами Махараджа (Апракриты Бхакти Саранги Госвами).

#00:24:16#

Я послал два экземпляра журнала Свами Махараджу, и Свами Махарадж дал замечательный ответ. Это письмо я потерял, но ИСККОН сохранил то письмо, я видел его в книге ИСККОН. Кто прислал мне то письмо? Матхуранатх, возможно, прислал мне ксерокопию этого письма. Он написал: «Это письмо написано вам Прабхупадой, и мы увидели его в книге ИСККОН». Замечательный ответ. Это был 1955 год. Прабхупада знал мою историю, поскольку я жил с Прабхупадой в его доме с 1947 года, восемь лет я жил в его обществе.

#00:25:39#

Прабхупада написал мне: «Теперь мы можем понять, почему Шридхар Махарадж пролил столь великую милость на твою голову». Многие люди недоумевали, почему Шридхар Махарадж так любил меня. Но Свами Махарадж был очень открыт и прямолинеен, он сказал: «Теперь мы понимаем, почему Шридхар Махарадж пролил на тебя такую великую милость и столь добр к тебе. Твое будущее очень светлое, лучезарное». Многое он написал в том письме. Я не могу припомнить всего, но он выдал мне замечательный сертификат.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Мы напечатали это письмо в первом выпуске журнала «Вайшнава Тошани».

#00:26:37#

Шрила Говинда Махарадж: «В будущем, — написал мне Свами Махарадж, — ты будешь великим писателем», — как-то так он написал. И это все случилось по милости вайшнавов и Гурудева. Но я был очень неквалифицирован в то время. Я был плохим мальчиком, но впоследствии, благодаря обществу вайшнавов и милости Гуру Махараджа, его обществу, я, можно сказать, успокоился, потому что всю жизнь я дрался — такой была моя природа.

#00:27:41#

Чайтанья Сарасват Матх неоднократно подвергался атакам извне. Многие невежественные крестьяне пытались напасть на наш Матх, но они очень боялись меня. По прошествии года-двух после того, как я присоединился (когда брахмачари покинули Матх, когда случились те события), крестьяне решили: «Теперь мы можем делать все, что хотим». Но я был очень отчаянным, безрассудным, кроме того, я был связан с гундами, бандитами.

#00:28:19#

Я родился в вайшнавской семье, мой отец был Гуру наподобие джати-госвами. Там, на берегах Ганги, жили многочисленные кланы дакойтов (бандитов), и мой отец был Гуру некоторых из этих бандитов, поэтому меня связывали с ними отношения. Я занимал некоторое положение в Матхе, они приходили, чтобы атаковать, но когда я резко воспротивился, они отстали.

#00:29:16#

Однако наши отношения были очень хорошими. Я звал молодых людей из их семей и просил их выполнять сельскохозяйственные работы — выращивать что-то, ухаживать за садом. Иногда я кормил их за это самосами. Они приходили, по два часа в день рыли ямы, пололи в саду и так далее, у нас был замечательный сад. Поэтому мои отношения с дакойтами были хорошими.

#00:30:07#

Деревенских я не бил, но все думали, что я могу их избить, и избегали меня. Они до сих пор избегают меня. Вы увидите: когда я в Навадвипе, то все идет ровно и гладко, не возникает беспокойств ни внутри Матха, ни за его пределами. Когда я уезжаю из Навадвипы, тогда начинается безобразие.

#00:30:56#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Махарадж, на этой фотографии, где вы сидите с мридангой в доме Сакхи Бабу, вы выглядите очень устрашающе.

Шрила Говинда Махарадж: С бритой головой?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Динанатх Дас

 

← «Соприкосновение с бескомпромиссным святым». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Лекция ко Дню явления Шрилы Б. С. Говинды Махараджа. Киев, Украина, 18 декабря 2013 года ·• Архив новостей •· «Кулинарные вкусы Шрилы Гурудева». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Гупта Говардхан →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования