«О джьотише. О тантре. О необходимости наставника и послушания». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Калькутта, Индия



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

О джьотише. О тантре.
О необходимости наставника и послушания

(беседа с преданными из Германии)

(1990-е годы. Дам Дам Парк. Калькутта, Индия)


О джьотише

Для того, кто практикует сознание Кришны, вайшнавизм, не является необходимым читать гороскоп или знать джьотиш (астрологию), это не необходимо. Но если это каким-то образом приходит свыше, он может использовать это. Из собственных же пожеланий: «О, я буду изучать это», «Я приму то», — это не нужно. Писания вайшнавов не дают никаких наставлений об изучении джьотиша. Напротив, встречаются запреты.

#00:01:08#

Я изучал джьотиш, и я говорил вам об этом. Причина этого в том, что Гуру Махарадж говорил мне, что хочет, чтобы я был развит всесторонне. Понимаете? Поэтому он сказал: «Научись также „читать“ джьотиш», и я научился «читать» джьотиш, но, научившись, я оставил это[1]. Сам Гуру Махарадж также знал джьотиш очень хорошо. Он также оставил это знание. И Сарасвати Тхакур был великим астрологом, но он также оставил это знание.

#00:01:47#

Но если ачарья, тот, кто станет ачарьей, будет квалифицирован во многих областях знания, будет всесторонне развит, то это хорошо для проповеди. Поэтому Гуру Махарадж сказал мне: «Ты можешь научиться читать гороскоп», и я изучил это немного. Только поэтому. Но я не использую джьотиш, я не практикую культуру джьотиша.

#00:02:23#

Мои расчеты всегда были очень хороши. Многие астрологи приходили к Гуру Махараджу и делали свои расчеты, но я не соглашался ни с кем. Я говорил Гуру Махараджу: «Я могу доказать правильность моих расчетов. Вы будете здесь с нами до 92 лет точно, а, перейдя рубеж 92 года, через какое-то время вы уйдете [из этого мира]. До этого вы не уйдете». А астрологи говорили по-разному: кто-то говорил «96», кто-то говорил «82», кто-то говорил «58» — разные предсказания.

#00:03:18#

Когда джьотиши приходили к Гуру Махараджу, я тоже садился с ними. Это, конечно, очень интересные темы, без сомнения. Мы следовали некой культуре с этими джьотишами, но когда они уходили, эта культура тоже сразу заканчивалась. Тогда я проделал расчеты, и они подтвердились, сейчас мы видим это. Гуру Махарадж пережил 92 года и вскоре после этого ушел.

#00:04:02#

Вопрос: Вы учились по книгам?

Шрила Говинда Махарадж: По книгам, от астрологов. Но то, чему я хотел научиться, я не получил. Я хотел научиться, чтобы, посмотрев на руку, я мог увидеть всю вашу жизнь по вашей руке. Такой джьотиш возможен, и я видел такой джьотиш, но такую квалификацию я не смог получить. Я пытался, но не получил.

#00:04:57#

Один из мастеров такого джьотиша был учеником Сарасвати Тхакура. Вишва Джьотиш Викарана звали его, и у него был сын, так же джйотиш. Он мог, посмотрев на вашу руку, провести расчеты на бумаге и сказать [например]: «Вы родились в 1901 году, вы родились в пятницу, вы родились в 10 утра». Таковы были его способности, я сам видел это. Такому джьотишу я хотел научиться, но никто не дал мне это знание. Сверхсекретно.

#00:05:55#

Да, у меня есть некоторое знание джьотиша, и того, что я знаю, достаточно. А то, что я хотел изучить, никто не открыл мне, потому что все говорили, что это секрет семьи, и они не будут его раскрывать.

#00:06:12#

Ну что ж, какая необходимость в практике джьотиша? Я видел, что многие западные преданные практикуют джьотиш, не только практикуют, но также зарабатывают на этом. Есть такое дело.

#00:06:32#

Вопрос: Вы считаете, это плохо — зарабатывать на астрологии?

Шрила Говинда Махарадж: На самом деле если они будут совершать севу Кришне, они могут заниматься любым бизнесом. Это не вредно. Но главное — это намерение совершать севу, оно должно присутствовать, тогда можно заниматься любым бизнесом. Но если этого стремления к служению не будет, то придут [ответные] реакции. Знание джьотиша, джьотиш-вигьяна — это серьезное испытание.

#00:07:26#

Хорошо, когда преданный выполняет что-то простое для поддержания своей жизни, а в остальное время совершает севу Гуру и Гауранге. Но иногда кто-то может задействовать преданного интенсивным образом в служении Гуру и Гауранге, и тогда его состояние уже зависит от возможностей этого преданного. Иногда с этой интенсивностью приходят и сильные мучения. Но преданного, совершающего севу, это не заботит.

О тантре

#00:08:08#

[Речь о некоем человек:] Он тантрик. Он сменил свой путь на самом деле.

Вопрос: Что значит тантрик, Гурудев?

Шрила Говинда Махарадж: Тантрик значит, что он совершает пуджу матери Кали. Он совершал это тайком, не открыто. И он совершал эти пуджи здесь, в Навадвипе, много раз тайком. Мы не знали, только позже мы узнали.

#00:08:44#

Через тантру можно причинить вред. Скажем, вам не нравится кто-то, вы хотите убить его, или вы хотите изгнать его. Через тантру это можно сделать. Гуру Махарадж также на мне такое пробовал. Он посылал своего брата к тантрику, говорил ему: «Иди к этому тантрику и скажи ему, чтобы он сделал Говинду Махараджа санньяси».

#00:09:22#

Важно намерение. Гуру Махарадж хотел задействовать меня по максимуму в служении Махапрабху, поэтому за это не придут плохие реакции. Гуру Махарадж не хотел использовать свою собственную силу, чтобы сделать меня санньяси. Но в конце концов он использовал. В конце концов он использовал свою собственную силу. Но сначала он думал: «Если я могу за пять рупий купить молока на рынке, зачем мне тратить молоко родного дома?» Но когда Гуру Махарадж увидел, что это невозможно, тогда он использовал свою собственную силу и немедленно обратил меня, за пять минут.

О питании и желании Шрилы Гурудева

#00:10:49#

На самом деле я обеспокоен всегда, но во времена Гуру Махараджа я с радостью терпел все проблемы. Теперь я всегда вижу, что все проблемы связаны со служением, и терплю их.

#00:11:12#

На самом деле я хочу оставить все и хочу уехать во Вриндаван или на Запад. Там у меня очень хорошее место для проповеди, место очень хорошее, и если я смогу контролировать свой прием пищи, тогда вообще никаких проблем. Но только нужно контролировать питание, у них [на Западе] питание очень насыщенное. Всегда сыр, везде сыр они обязательно используют. Они используют фрукты, сыр, салат, молоко, авокадо.

#00:12:11#

Преданная: Мы привезли много семян авокадо для матха.

Шрила Говинда Махарадж: Уже растут?

Преданная: Нет, нет, только привезли. Мадхумангал [Прабху], он эксперт, он постарается прорастить их.

Шрила Говинда Махарадж: А где сейчас эти зерна?

Преданный: В Навадвипе.

Шрила Говинда Махарадж: А Мадхумангал разве в Навадвипе?

Преданный: Да, это наш друг, преданный из Германии, Мадхумангал. Он в Навадвипе.

О необходимости наставника и послушании

#00:12:56#

Вопрос: Гурудев, вы сказали, что в Навадвипе поменялась атмосфера?

Шрила Говинда Махарадж: На самом деле я очень расстроен настроением [бенгальских] преданных там. После ухода Гуру Махараджа они слишком сильно захотели свободы. И эта свобода не станет благом для них. Они не квалифицированы, но хотят свободы. И это расстраивает меня.

#00:13:39#

Например, был здесь электрик. Он просто электрик. И я отсюда вижу, что то, что он делает, неправильно. Я сказал ему, где поломка, в каком месте. В конце концов он согласился: «Да, Махарадж». Но перед этим он поменял все подряд — здесь поменял, там поменял. А я ему сразу сказал: «Проблема в том-то месте. Проверь и почини». Подобно этому они [преданные в Навадвипе] не квалифицированы. Если дать им правильное наставление, они выполнят, а если наставника не будет, они будут все делать неправильно.

#00:14:37#

Я не всегда живу в Навадвипе, у меня есть обязанности в Пури, обязанности в Калькутте, теперь множество обязанностей связано со Вриндаваном. И когда меня нет [в Навадвипе], они делают [все], как им хочется.

#00:14:57#

Также это не было желанием Гуру Махараджа. Он никогда не хотел, чтобы они просили, например, что-то у преданных. Они пришли в матх для того, чтобы жить отрешенной жизнью. Зачем им что-либо просить у преданных? Если им что-то нужно, они могут спросить у руководителя матха. И руководитель матха решит, будет это для них благом или нет.

#00:15:31#

Многие преданные приносят мне много всего. И я знаю, для них это радость — приносить мне подарки. Но я все отдаю на склад, потому что знаю: если я сейчас кого-то одену, как принца, возможно завтра я это не смогу повторить. Где-то тридцать пар носков сейчас у меня на складе, но я не выдаю носки [бенгальским преданным], потому что они их никогда раньше не носили. Сейчас же все смотрят: «Ага, западные преданные носят носки. Нам тоже нужно». А зачем? Я не думаю, что им это нужно. Понимаете? Такова моя мысль.

О служении и проповеди

#00:16:40#

Преданный: Смешение западных преданных и бенгальских преданных приводит к сложностям.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Западный стиль жизни и бенгальский стиль жизни очень различны, полностью отличаются. Но они смотрят на западную жизнь и тоже пытаются вести себя, как западные преданные, а это пагубно для их [духовной] практики. Я хочу наставлять их в практике сознания Кришны, я не хочу погрузить их в океан иллюзии.

#00:17:30#

Один [бенгальский] преданный очень хочет поехать на Запад. Но что он будет там проповедовать? Он сам ничего не знает. У него нет никаких способностей к проповеди. Если он будет проповедовать, он будет проповедовать что-то, противоположное учению Гуру Махараджа. Ведь он не знает, какова концепция Гуру Махараджа. Но преданные [на Западе] думают, что бенгальцы вполне совершенны, и приглашают их.

#00:18:07#

Вот, например, Джаянта Кришна [Прабху] рассказывал, как он одному бенгальцу в шутку сказал: «Ты бы мог и у нас в Риме проповедовать». И этот преданный стал активно готовиться к отъезду в Рим. Когда я узнал, я очень удивился. Я сказал ему: «А что ты будешь проповедовать там? Ты спишь даже после восьми утра, в душе по полчаса проводишь. Что будешь проповедовать? Ты тут никакой севы не совершаешь, только овощи чистишь. Это не служение для молодого мужчины. Ты должен принять тяжелое [ответственное] служение. Овощи и девушки могут почистить. Это им подходит: не тяжелое и постоянное служение. А ты — молодой парень, чистишь овощи, и на этом твоя сева на весь день заканчивается». Но если я так буду отчитывать людей, они будут недовольны. И это уже моя проблема.

О желании контролировать других и руководстве

#00:19:44#

Или, например, часто преданные не знают своего предела в способности контролировать других, но они пытаются контролировать других и из-за этого попадают в очень сложные ситуации. Вот, например, этот мальчишка здесь. Я его отправил в матх в Кайкхали [в Калькутте], поручил ему руководство. Но он решил, что он большой начальник, стал всех контролировать. Теперь, если он появится там, его побьют. Я забрал его оттуда к себе, в свое общество. Мальчишка неплохой, но эго выросло.

#00:20:40#

Поэтому во многом нужен наставник, учитель. Наставник нужен всем. Во времена Гуру Махараджа не было проблем. Я выезжал из Навадвипы, но там всегда был Гуру Махарадж. Все боялись: «Если расстроим Гуру Махараджа, приедет Говинда Махарадж, побьет нас». Поэтому все сидели тихо. Теперь Гуру Махараджа нет, и только я уезжаю, каждый решает, что теперь он — хозяин, и поступает на свой лад, так и этак. И это расстраивает меня.

#00:21:29#

Но что сделаешь? Я не могу бросить свое служение. Если я нахожусь в Навадвипе, все идет гладко. Пятнадцать дней в этот раз я пробыл там, и все было тихо. Ты видел, Прабху? Все было тихо. И всем полегчало.

Редкая возможность стать совершенным преданным

#00:22:04#

Это очень редко, когда кому-то удается практиковать сознание Кришны подлинным образом.

…судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄ кот̣иш̣в апи маха̄-муне[2]

…кот̣и-мукта-мадхйе ‘дурлабха’ эка кр̣ш̣н̣а-бхакта[3]

Если вы рассмотрите сто миллионов освобожденных душ, возможно, среди них вы найдете одного чистого преданного Кришны. Таково значение этой шлоки, произнесенной самим Кришной. Кришнадас Кавирадж Госвами приводит ее в «Чайтанья-чаритамрите». Поэтому нельзя ожидать, что все будут совершенными преданными. Но они стараются. Можно сказать, что они стараются.

Внешняя и внутренняя концепции

#00:23:17#

И то, что было предназначением Свами Махараджа, он исполнил. Он пролил свою милость на западный мир, и теперь все поют Харе Кришна, все знают Харе Кришна маха-мантру, и они стараются служить Кришне. Они стараются осознать, кто есть Гуру, кто есть Гауранга, кто есть Нитьянанда Прабху. Таким образом.

#00:23:51#

Такая проповедь — это проповедь вовне. Но внутренняя проповедь более глубока. И этим занимался Гуру Махарадж. Поэтому его братья в Боге, большие эксперты, приходили к нему. И это было нашим делом, в особенности моим делом, — поддерживать их настроение, следить за их питанием, выстраивать отношения. Во времена Гуру Махараджа я занимался всем этим.

#00:24:37#

Концепция Гуру Махараджа чрезвычайно высока. Это не концепция Свами Махараджа. То, что дал Свами Махарадж, — это идея для общих масс, для обычных людей. Но преданным особого качества также необходимо «питание» для их духовной жизни, и это питание они получали от Гуру Махараджа эксклюзивно. Это главное.

Служение Шридхару Махараджу

#00:25:09#

Теперь я сижу на этом стуле[4]. Обоими способами я пытаюсь совершать служение Гуру Махараджу. С одной стороны, проповедую сознание Кришны, Харе Кришна маха-мантру, отвечаю на вопросы. Каждый день, когда я в Навадвипе, вопросы приходят ко мне, и, отвечая на эти вопросы, я служу Гуру Махараджу. Но другой вид моего служения — это менеджмент. И это для меня очень тяжело. Я хочу проповедовать и для этого хочу жить спокойно, немного спокойнее. Но менеджер никогда не может жить спокойно. В жизни хорошего менеджера покой невозможен. Я с радостью терпел это во времена Гуру Махараджа. Теперь я тоже терплю это без сомнения, но без радости, как раньше.

Удача в линии Шридхара Махараджа и самообман

#00:26:35#

Иногда это очень больно — видеть, как люди пришли к Гуру Махараджу, но не знают его концепции, его принципов. В общем-то они обманули себя. Гуру Махарадж был столь велик, столь возвышен, они же обманули себя. Они не видят золото храма, они ищут дыры в этом храме, не смотрят на красоту прекрасного золотого храма, а ищут его недостатки, как муравьи.

#00:27:16#

Пипилита пашйати манимайа мандира читрам — это санскритское выражение. Или, как говорил Махатма Ганди: «Мы — не инспекция канализаций».

#00:27:43#

Попытайтесь продолжать практиковать духовную жизнь в линии Гуру Махараджа. В ней нет места наслаждению, или бхоге. Нет места. Только служение. Кто сможет жить на этом уровне — уровне служения, тот получит все. А кто будет жить на уровне эксплуатации, тот не получит совершенного.

#00:28:30#

Существует план эксплуатации, план служения и план отречения — три плана [бытия]. План служения — лучший. План отречения — середина. Но план эксплуатации — худший. И если мы будем жить в нем, мы будем обмануты. Прийти к Шриле Гуру Махараджу и не принять капли его милости — это большая неудача.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнил: Амия Синдху Дас
Редакторы: Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



1  Имеется в виду умение читать натальную карту, или астрологическую карту рождения человека.

2  Мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇ на̄ра̄йа̄н̣а-пара̄йан̣ах̣ / судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄ кот̣иш̣в апи маха̄-муне — «Даже среди тысяч освобожденных гьяни и достигших совершенства йогов редко встретишь преданного Нараяны» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.150; 25.83).

3  Кот̣и-джн̃а̄ни-мадхйе хайа эка-джана ‘мукта’ / кот̣и-мукта-мадхйе ‘дурлабха’ эка кр̣ш̣н̣а-бхакта — «Даже среди миллионов освобожденных душ трудно найти настоящего преданного Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.148).

4  Речь идет о том, что Шрила Говинда Махарадж теперь занимает пост ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха.




←  «Введение. Прекрасная Реальность». Видеокнига «Книга Сердца | Отдай сердце — обрети сердце». Шрила Б. С. Госвами Махарадж ·• Архив новостей •· Уход Хема Налини Деви Даси. Декабрь 2022 года  →

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

О джьотише. О тантре.
О необходимости наставника и послушания

(беседа с преданными из Германии)

(1990-е годы. Дам Дам Парк. Калькутта, Индия)


О джьотише

Для того, кто практикует сознание Кришны, вайшнавизм, не является необходимым читать гороскоп или знать джьотиш (астрологию), это не необходимо. Но если это каким-то образом приходит свыше, он может использовать это. Из собственных же пожеланий: «О, я буду изучать это», «Я приму то», — это не нужно. Писания вайшнавов не дают никаких наставлений об изучении джьотиша. Напротив, встречаются запреты.

#00:01:08#

Я изучал джьотиш, и я говорил вам об этом. Причина этого в том, что Гуру Махарадж говорил мне, что хочет, чтобы я был развит всесторонне. Понимаете? Поэтому он сказал: «Научись также „читать“ джьотиш», и я научился «читать» джьотиш, но, научившись, я оставил это[1]. Сам Гуру Махарадж также знал джьотиш очень хорошо. Он также оставил это знание. И Сарасвати Тхакур был великим астрологом, но он также оставил это знание.

#00:01:47#

Но если ачарья, тот, кто станет ачарьей, будет квалифицирован во многих областях знания, будет всесторонне развит, то это хорошо для проповеди. Поэтому Гуру Махарадж сказал мне: «Ты можешь научиться читать гороскоп», и я изучил это немного. Только поэтому. Но я не использую джьотиш, я не практикую культуру джьотиша.

#00:02:23#

Мои расчеты всегда были очень хороши. Многие астрологи приходили к Гуру Махараджу и делали свои расчеты, но я не соглашался ни с кем. Я говорил Гуру Махараджу: «Я могу доказать правильность моих расчетов. Вы будете здесь с нами до 92 лет точно, а, перейдя рубеж 92 года, через какое-то время вы уйдете [из этого мира]. До этого вы не уйдете». А астрологи говорили по-разному: кто-то говорил «96», кто-то говорил «82», кто-то говорил «58» — разные предсказания.

#00:03:18#

Когда джьотиши приходили к Гуру Махараджу, я тоже садился с ними. Это, конечно, очень интересные темы, без сомнения. Мы следовали некой культуре с этими джьотишами, но когда они уходили, эта культура тоже сразу заканчивалась. Тогда я проделал расчеты, и они подтвердились, сейчас мы видим это. Гуру Махарадж пережил 92 года и вскоре после этого ушел.

#00:04:02#

Вопрос: Вы учились по книгам?

Шрила Говинда Махарадж: По книгам, от астрологов. Но то, чему я хотел научиться, я не получил. Я хотел научиться, чтобы, посмотрев на руку, я мог увидеть всю вашу жизнь по вашей руке. Такой джьотиш возможен, и я видел такой джьотиш, но такую квалификацию я не смог получить. Я пытался, но не получил.

#00:04:57#

Один из мастеров такого джьотиша был учеником Сарасвати Тхакура. Вишва Джьотиш Викарана звали его, и у него был сын, так же джйотиш. Он мог, посмотрев на вашу руку, провести расчеты на бумаге и сказать [например]: «Вы родились в 1901 году, вы родились в пятницу, вы родились в 10 утра». Таковы были его способности, я сам видел это. Такому джьотишу я хотел научиться, но никто не дал мне это знание. Сверхсекретно.

#00:05:55#

Да, у меня есть некоторое знание джьотиша, и того, что я знаю, достаточно. А то, что я хотел изучить, никто не открыл мне, потому что все говорили, что это секрет семьи, и они не будут его раскрывать.

#00:06:12#

Ну что ж, какая необходимость в практике джьотиша? Я видел, что многие западные преданные практикуют джьотиш, не только практикуют, но также зарабатывают на этом. Есть такое дело.

#00:06:32#

Вопрос: Вы считаете, это плохо — зарабатывать на астрологии?

Шрила Говинда Махарадж: На самом деле если они будут совершать севу Кришне, они могут заниматься любым бизнесом. Это не вредно. Но главное — это намерение совершать севу, оно должно присутствовать, тогда можно заниматься любым бизнесом. Но если этого стремления к служению не будет, то придут [ответные] реакции. Знание джьотиша, джьотиш-вигьяна — это серьезное испытание.

#00:07:26#

Хорошо, когда преданный выполняет что-то простое для поддержания своей жизни, а в остальное время совершает севу Гуру и Гауранге. Но иногда кто-то может задействовать преданного интенсивным образом в служении Гуру и Гауранге, и тогда его состояние уже зависит от возможностей этого преданного. Иногда с этой интенсивностью приходят и сильные мучения. Но преданного, совершающего севу, это не заботит.

О тантре

#00:08:08#

[Речь о некоем человек:] Он тантрик. Он сменил свой путь на самом деле.

Вопрос: Что значит тантрик, Гурудев?

Шрила Говинда Махарадж: Тантрик значит, что он совершает пуджу матери Кали. Он совершал это тайком, не открыто. И он совершал эти пуджи здесь, в Навадвипе, много раз тайком. Мы не знали, только позже мы узнали.

#00:08:44#

Через тантру можно причинить вред. Скажем, вам не нравится кто-то, вы хотите убить его, или вы хотите изгнать его. Через тантру это можно сделать. Гуру Махарадж также на мне такое пробовал. Он посылал своего брата к тантрику, говорил ему: «Иди к этому тантрику и скажи ему, чтобы он сделал Говинду Махараджа санньяси».

#00:09:22#

Важно намерение. Гуру Махарадж хотел задействовать меня по максимуму в служении Махапрабху, поэтому за это не придут плохие реакции. Гуру Махарадж не хотел использовать свою собственную силу, чтобы сделать меня санньяси. Но в конце концов он использовал. В конце концов он использовал свою собственную силу. Но сначала он думал: «Если я могу за пять рупий купить молока на рынке, зачем мне тратить молоко родного дома?» Но когда Гуру Махарадж увидел, что это невозможно, тогда он использовал свою собственную силу и немедленно обратил меня, за пять минут.

О питании и желании Шрилы Гурудева

#00:10:49#

На самом деле я обеспокоен всегда, но во времена Гуру Махараджа я с радостью терпел все проблемы. Теперь я всегда вижу, что все проблемы связаны со служением, и терплю их.

#00:11:12#

На самом деле я хочу оставить все и хочу уехать во Вриндаван или на Запад. Там у меня очень хорошее место для проповеди, место очень хорошее, и если я смогу контролировать свой прием пищи, тогда вообще никаких проблем. Но только нужно контролировать питание, у них [на Западе] питание очень насыщенное. Всегда сыр, везде сыр они обязательно используют. Они используют фрукты, сыр, салат, молоко, авокадо.

#00:12:11#

Преданная: Мы привезли много семян авокадо для матха.

Шрила Говинда Махарадж: Уже растут?

Преданная: Нет, нет, только привезли. Мадхумангал [Прабху], он эксперт, он постарается прорастить их.

Шрила Говинда Махарадж: А где сейчас эти зерна?

Преданный: В Навадвипе.

Шрила Говинда Махарадж: А Мадхумангал разве в Навадвипе?

Преданный: Да, это наш друг, преданный из Германии, Мадхумангал. Он в Навадвипе.

О необходимости наставника и послушании

#00:12:56#

Вопрос: Гурудев, вы сказали, что в Навадвипе поменялась атмосфера?

Шрила Говинда Махарадж: На самом деле я очень расстроен настроением [бенгальских] преданных там. После ухода Гуру Махараджа они слишком сильно захотели свободы. И эта свобода не станет благом для них. Они не квалифицированы, но хотят свободы. И это расстраивает меня.

#00:13:39#

Например, был здесь электрик. Он просто электрик. И я отсюда вижу, что то, что он делает, неправильно. Я сказал ему, где поломка, в каком месте. В конце концов он согласился: «Да, Махарадж». Но перед этим он поменял все подряд — здесь поменял, там поменял. А я ему сразу сказал: «Проблема в том-то месте. Проверь и почини». Подобно этому они [преданные в Навадвипе] не квалифицированы. Если дать им правильное наставление, они выполнят, а если наставника не будет, они будут все делать неправильно.

#00:14:37#

Я не всегда живу в Навадвипе, у меня есть обязанности в Пури, обязанности в Калькутте, теперь множество обязанностей связано со Вриндаваном. И когда меня нет [в Навадвипе], они делают [все], как им хочется.

#00:14:57#

Также это не было желанием Гуру Махараджа. Он никогда не хотел, чтобы они просили, например, что-то у преданных. Они пришли в матх для того, чтобы жить отрешенной жизнью. Зачем им что-либо просить у преданных? Если им что-то нужно, они могут спросить у руководителя матха. И руководитель матха решит, будет это для них благом или нет.

#00:15:31#

Многие преданные приносят мне много всего. И я знаю, для них это радость — приносить мне подарки. Но я все отдаю на склад, потому что знаю: если я сейчас кого-то одену, как принца, возможно завтра я это не смогу повторить. Где-то тридцать пар носков сейчас у меня на складе, но я не выдаю носки [бенгальским преданным], потому что они их никогда раньше не носили. Сейчас же все смотрят: «Ага, западные преданные носят носки. Нам тоже нужно». А зачем? Я не думаю, что им это нужно. Понимаете? Такова моя мысль.

О служении и проповеди

#00:16:40#

Преданный: Смешение западных преданных и бенгальских преданных приводит к сложностям.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Западный стиль жизни и бенгальский стиль жизни очень различны, полностью отличаются. Но они смотрят на западную жизнь и тоже пытаются вести себя, как западные преданные, а это пагубно для их [духовной] практики. Я хочу наставлять их в практике сознания Кришны, я не хочу погрузить их в океан иллюзии.

#00:17:30#

Один [бенгальский] преданный очень хочет поехать на Запад. Но что он будет там проповедовать? Он сам ничего не знает. У него нет никаких способностей к проповеди. Если он будет проповедовать, он будет проповедовать что-то, противоположное учению Гуру Махараджа. Ведь он не знает, какова концепция Гуру Махараджа. Но преданные [на Западе] думают, что бенгальцы вполне совершенны, и приглашают их.

#00:18:07#

Вот, например, Джаянта Кришна [Прабху] рассказывал, как он одному бенгальцу в шутку сказал: «Ты бы мог и у нас в Риме проповедовать». И этот преданный стал активно готовиться к отъезду в Рим. Когда я узнал, я очень удивился. Я сказал ему: «А что ты будешь проповедовать там? Ты спишь даже после восьми утра, в душе по полчаса проводишь. Что будешь проповедовать? Ты тут никакой севы не совершаешь, только овощи чистишь. Это не служение для молодого мужчины. Ты должен принять тяжелое [ответственное] служение. Овощи и девушки могут почистить. Это им подходит: не тяжелое и постоянное служение. А ты — молодой парень, чистишь овощи, и на этом твоя сева на весь день заканчивается». Но если я так буду отчитывать людей, они будут недовольны. И это уже моя проблема.

О желании контролировать других и руководстве

#00:19:44#

Или, например, часто преданные не знают своего предела в способности контролировать других, но они пытаются контролировать других и из-за этого попадают в очень сложные ситуации. Вот, например, этот мальчишка здесь. Я его отправил в матх в Кайкхали [в Калькутте], поручил ему руководство. Но он решил, что он большой начальник, стал всех контролировать. Теперь, если он появится там, его побьют. Я забрал его оттуда к себе, в свое общество. Мальчишка неплохой, но эго выросло.

#00:20:40#

Поэтому во многом нужен наставник, учитель. Наставник нужен всем. Во времена Гуру Махараджа не было проблем. Я выезжал из Навадвипы, но там всегда был Гуру Махарадж. Все боялись: «Если расстроим Гуру Махараджа, приедет Говинда Махарадж, побьет нас». Поэтому все сидели тихо. Теперь Гуру Махараджа нет, и только я уезжаю, каждый решает, что теперь он — хозяин, и поступает на свой лад, так и этак. И это расстраивает меня.

#00:21:29#

Но что сделаешь? Я не могу бросить свое служение. Если я нахожусь в Навадвипе, все идет гладко. Пятнадцать дней в этот раз я пробыл там, и все было тихо. Ты видел, Прабху? Все было тихо. И всем полегчало.

Редкая возможность стать совершенным преданным

#00:22:04#

Это очень редко, когда кому-то удается практиковать сознание Кришны подлинным образом.

…судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄ кот̣иш̣в апи маха̄-муне[2]

…кот̣и-мукта-мадхйе ‘дурлабха’ эка кр̣ш̣н̣а-бхакта[3]

Если вы рассмотрите сто миллионов освобожденных душ, возможно, среди них вы найдете одного чистого преданного Кришны. Таково значение этой шлоки, произнесенной самим Кришной. Кришнадас Кавирадж Госвами приводит ее в «Чайтанья-чаритамрите». Поэтому нельзя ожидать, что все будут совершенными преданными. Но они стараются. Можно сказать, что они стараются.

Внешняя и внутренняя концепции

#00:23:17#

И то, что было предназначением Свами Махараджа, он исполнил. Он пролил свою милость на западный мир, и теперь все поют Харе Кришна, все знают Харе Кришна маха-мантру, и они стараются служить Кришне. Они стараются осознать, кто есть Гуру, кто есть Гауранга, кто есть Нитьянанда Прабху. Таким образом.

#00:23:51#

Такая проповедь — это проповедь вовне. Но внутренняя проповедь более глубока. И этим занимался Гуру Махарадж. Поэтому его братья в Боге, большие эксперты, приходили к нему. И это было нашим делом, в особенности моим делом, — поддерживать их настроение, следить за их питанием, выстраивать отношения. Во времена Гуру Махараджа я занимался всем этим.

#00:24:37#

Концепция Гуру Махараджа чрезвычайно высока. Это не концепция Свами Махараджа. То, что дал Свами Махарадж, — это идея для общих масс, для обычных людей. Но преданным особого качества также необходимо «питание» для их духовной жизни, и это питание они получали от Гуру Махараджа эксклюзивно. Это главное.

Служение Шридхару Махараджу

#00:25:09#

Теперь я сижу на этом стуле[4]. Обоими способами я пытаюсь совершать служение Гуру Махараджу. С одной стороны, проповедую сознание Кришны, Харе Кришна маха-мантру, отвечаю на вопросы. Каждый день, когда я в Навадвипе, вопросы приходят ко мне, и, отвечая на эти вопросы, я служу Гуру Махараджу. Но другой вид моего служения — это менеджмент. И это для меня очень тяжело. Я хочу проповедовать и для этого хочу жить спокойно, немного спокойнее. Но менеджер никогда не может жить спокойно. В жизни хорошего менеджера покой невозможен. Я с радостью терпел это во времена Гуру Махараджа. Теперь я тоже терплю это без сомнения, но без радости, как раньше.

Удача в линии Шридхара Махараджа и самообман

#00:26:35#

Иногда это очень больно — видеть, как люди пришли к Гуру Махараджу, но не знают его концепции, его принципов. В общем-то они обманули себя. Гуру Махарадж был столь велик, столь возвышен, они же обманули себя. Они не видят золото храма, они ищут дыры в этом храме, не смотрят на красоту прекрасного золотого храма, а ищут его недостатки, как муравьи.

#00:27:16#

Пипилита пашйати манимайа мандира читрам — это санскритское выражение. Или, как говорил Махатма Ганди: «Мы — не инспекция канализаций».

#00:27:43#

Попытайтесь продолжать практиковать духовную жизнь в линии Гуру Махараджа. В ней нет места наслаждению, или бхоге. Нет места. Только служение. Кто сможет жить на этом уровне — уровне служения, тот получит все. А кто будет жить на уровне эксплуатации, тот не получит совершенного.

#00:28:30#

Существует план эксплуатации, план служения и план отречения — три плана [бытия]. План служения — лучший. План отречения — середина. Но план эксплуатации — худший. И если мы будем жить в нем, мы будем обмануты. Прийти к Шриле Гуру Махараджу и не принять капли его милости — это большая неудача.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнил: Амия Синдху Дас
Редакторы: Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



[1] Имеется в виду умение читать натальную карту, или астрологическую карту рождения человека.

[2] Мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇ на̄ра̄йа̄н̣а-пара̄йан̣ах̣ / судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄ кот̣иш̣в апи маха̄-муне — «Даже среди тысяч освобожденных гьяни и достигших совершенства йогов редко встретишь преданного Нараяны» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.150; 25.83).

[3] Кот̣и-джн̃а̄ни-мадхйе хайа эка-джана ‘мукта’ / кот̣и-мукта-мадхйе ‘дурлабха’ эка кр̣ш̣н̣а-бхакта — «Даже среди миллионов освобожденных душ трудно найти настоящего преданного Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.148).

[4] Речь идет о том, что Шрила Говинда Махарадж теперь занимает пост ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования