«Поклонение Господу в разные эпохи». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1994 год. Джаганнатха Пури, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.6 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Поклонение Господу в разные эпохи

(1994 год, Джаганнатха Пури, Индия)

 

Вопрос: Джаганнатх — это первое Божество, которому поклонялись в этом мире?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Нет. Первое воплощение Бога, которое пришло в этот мир, — это Матсья-аватар. Затем низошел Курма-аватар, потом — Вараха-аватар. Однако Кришна всегда существует как Божество, которому поклоняются, и имеет разные имена. В Сатья-югу, когда произошло зарождение Вселенной, Кришна был Нараяной.

#00:01:20#

нарайана-пара-веда, нарайана-паракшарах
нарайана-пара-муктир, нарайана-пара-гатих
1

Все поклонялись Нараяне в то время. Царь Сатьяврата Муни организовал все в то время, в самом начале. Главным образом все в то время поклонялись Нараяне.

#00:02:12#

Преданный: А Рамачандра?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Рамачандра пришел в Трета-югу.

Преданный: Махарадж, Сатья-юга подразумевает дасья-расу. Они [поклоняющиеся Богу] достигали дасья-расы?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Поклонение — это всегда дасья-раса. Поклонение — это всегда служение.

#00:02:35#

Преданный: В то время не было концепции Голоки и Враджа Дхамы?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Эта концепция всегда живет в сердце преданного. Но она не была столь широко распространенной. Однако в сердце преданного всегда пребывает эта концепция. А иначе как бы преданные жили?

#00:03:15#

Преданный: В Двапара-югу пришел Кришна.

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Эта мантра

#00:03:24#

нарайана-пара-веда, нарайана-паракшарах
нарайана-пара-муктир, нарайана-пара-гатих

По словам этой мантры вы можете понять, о чем она говорит.

#00:03:33#

рама-нарайанананта, мукунда…

Затем наступила следующая юга — Трета-юга, — в которую Господь явился в нескольких формах. Но главным богонисшествием был Рамачандра.

#00:03:50#

рама-нарайанананта, мукунда мадхусудана
кришна кешава камсаре, харе ваикунтха вамана
2

Преданный: Махарадж, поклонение Рамачандре — это также дасья-раса?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Дасья-раса — это основание, и на этой почве «растут» многие «цветы», но почва — дасья-раса.

#00:04:35#

Преданный: В Кали-югу также пришел Кришна?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Кришна приходит в каждую югу. Но Ему не поклоняются повсеместно. Лишь немногие преданные поклоняются Ему. Это не широко распространено. Широко распространено было поклонение Нараяне в Сатья-югу, в Трета-югу — Рамачандре.

#00:05:02#

Рама-нарайана… Смешанное [нисшествие Господа] — так говорит эта мантра. Рама-нарайанананта… Затем Мукунда и Мадхусудана. Разные проявления Господа. И в каждую югу люди знают это. Мы знаем три другие юги, хотя живем в Кали-югу. Люди, жившие прежде, в прошлые времена, также знали другие эпохи, хотя могли жить в Сатья-, Трета- или Двапара-югу. Но они знали, что одна за другой четыре юги, эпохи, всегда сменяют друг друга циклическим образом. Они знают обо всех воплощениях Бога.

#00:06:05#

Преданный: Один цикл — это один день Брахмы?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Да. Четырнадцать манвантар — это определенный период в жизни Брахмы.

#00:06:35#

Преданный: Какой процесс самореализации был дан людям в Сатья-югу?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: В Сатья-югу люди жили очень долго… Медитация главным образом.

#00:06:51#

Преданный: Йога?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Да, йога. [Определение понятия «йога» на санскрите.] Это главное определение йоги, но вы можете сказать, что это медитация. Йога означает [определение на санскрите]. Они практиковали йогу, используя свои индрии (чувства), ум и буддхи (разум).

#00:07:31#

Преданный: А в Двапара-югу?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: В Двапара-югу — служение.

#00:07:37#

Преданный: Ягья также?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Да, ягья также присутствует в Двапара-югу. Главный процесс — это служение Божеству, арчана. В Трета-югу — огненные жертвоприношения.

#00:08:05#

…трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣…

#00:08:15#

Преданный: В Сатья-югу — медитация, в Трета — ягья, в Двапара — арчана и в Кали-югу — киртан. Есть шлока в «Шримад-Бхагаватам», которая гласит, что Господу поклоняются как Ягье. Его имя в этой шлоке — Ягья. Его форма красного цвета.

#00:09:10#

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж:

…трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇…

кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇…3

Эта шлока. Крита означает Сатья-юга.

#00:09:26#

кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇ трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣
два̄паре паричарйа̄йа̄м̇ калау тад дхари-кӣртана̄т

Эта шлока. В Сатья-югу люди медитировали на Нараяну. Через медитацию они удовлетворяли Нараяну и обретали удовлетворение сами. В Кали-югу наступает глубокий сон.

#00:10:55#

Преданный: Махарадж, мы пойдем.

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Нет, оставайтесь. Вы сидите здесь, задаете вопросы, и мой долг отвечать на них. Отвечу на вопросы, исполню свой долг, тогда пойду спать.

#00:11:15#

Преданный: Махарадж, Дхрува Махарадж медитировал… Это было в Сатья-югу?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: Да, в Сатья-югу. В то время ум, тело, окружающий мир были очень устойчивыми и здоровыми. Но, конечно, беспокойства тоже были — иногда даже большие беспокойства. Когда менялась погода — все менялось. В это время приходил аватар, воплощение Бога. В каждую югу случались свои неурядицы. Но в Сатья-югу природа была естественной, чистой и умиротворенной. Все было очень благоприятно. Люди были религиозны. В то время вообще не было правил и предписаний. В то время все жили очень умиротворенной жизнью. Я видел это где-то на Западе.

#00:12:41#

Преданный: На Гавайях, на Маврикии? Вы можете видеть это, Махарадж, другие не видят! А в Трета-югу какие качества были у людей?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: В Трета-югу люди проводили огненные жертвоприношения.

#00:13:26#

Преданный: Ашвамедха-ягья. Многие ягьи были огненными. А как простые люди совершали жертвоприношение в Трета-югу — также через огонь?

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж: В то время естественным образом все были браминами — браминами по своим качествам. Очень немногие занимали положение ниже. Все они не были совершенными, но саттвичными, пребывали в гуне благости, саттва-гуне.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Кришна Прия Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 

1 Такова мантра (тарака-брахма-нама), предписанная для Сатья-юги.

2 Мантра, предписанная для Трета-юги.

3 Кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇ трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣ / два̄паре паричарйа̄йа̄м̇ калау тад дхари-кӣртана̄т — «Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается воспеванием Имени Кришны» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.52).

← «Изначальный Гуру» (часть 1). Лекция Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· Лекция Ананда Вардхана Прабху. Киевский ведический клуб iDOM. 28 июля 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования