«Нектар хранителя линии Рупы Госвами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1994 год, Навадвипа Дхама, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 51.2 МБ)

Содержание лекции:

#00:00:13#

Махапрабху говорит:

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄

(«Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; ЧЧ, Ади, 7.76; 17.21; Мадхья, 6.242)

«Святое имя, святое имя, святое имя Господа — вот путь духовного развития для тех, кто живет в эпоху Кали. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути».

Нет никаких других альтернатив в век Кали, кроме воспевания Харе Кришна маха-мантры. Сегодня мы проводим здесь огненное жертвоприношение. Сходите на него, и вы увидите, что последняя мантра будет такова:

#00:00:44#

йад-упа̄-сана̄-крийа̄-карма йаната вапйа-йаната

пӯрн̣ан бхавату тат-сарван ш́рӣхарина̄ма-кӣртана̄т

Харинам это лучший процесс, ведущий к победе над нами. Нет необходимости знания языков. Все языки достигают своего зенита в санскрите, а вершиной санскрита является мантра. Среди мантр величайшей является Харе Кришна маха-мантра. Для этой эпохи необходимо только это. Когда святое имя явится в вашем сердце, вы осознаете, что нам и нами не отличны. Кришна и имя Кришны, Его игры, слава, форма и качества не отличны от Харинама.

С какой стати бегать повсюду и искать чего-то еще? Со святым  именем вы обретете все. Но каково наше положение? Мы видим, что писания дают так много разных концепций и представлений. Нет необходимости терять время, знакомясь с ними, зная даже бенгали, санскрит, английский и все, что угодно. Это не исправит вашу жизнь.

#00:03:14#

Пракашананда Сарасвати, великий ученый, занимавший высочайшее положение среди санньяси, спросил у Махапрабху: «О, Чайтанья! Ты великий ученый. Ты столь известен как пандит. Будучи санньяси, ты принадлежишь к нашей сампрадае. Почему же ты не изучаешь Веданту? Почему не проповедуешь ведическую концепцию? Почему Ты поешь, танцуешь и плачешь? Ради чего все это?» Махапрабху сказал: «О, Господин! Что Я могу сказать? Я очень глуп. У Меня нет ни качеств, ни квалификации. Я не в силах жить семейной жизнью. Это не по Мне, поэтому Я принял санньясу. Мой Гуру сказал Мне: “Ты неквалифицирован.  Я даю тебе эту маха-мантру. Воспевай ее! Это единственное, что нужно душам в Кали-югу. Через эту мантру Ты обретешь все. Кришна явится в Твоем сердце. Все признаки явятся в Твоем теле: пение, танец, слезы. Это называется настроение Кришна-премы. Ты обретешь все, если сможешь правильно воспевать святое имя Кришны, не отличное от Него Самого”. По милости Моего Гуру Я воспеваю. Все это проявляется в Моем теле, и Кришна являет Свою силу и сияние. Я не делаю это Сам. Это приходит от Него. Мой язык танцует и не в силах остановиться. Харинам танцует на Моем языке и в Моем сердце. Множество вещей происходит с Моим телом».

#00:05:34#

Сначала Пракашананда вступил в дискуссию с Махапрабху, но позже, когда увидел, что Махапрабху идет с огромной толпой людей в экстатическом настроении, и они также поют, танцуют и плачут, он изменил свое настроение. Он подумал: «Всю свою жизнь я изучал писания, а чего достиг? Эти люди имеют это. Они идут в экстазе, поют и танцуют». Его эго улетучилось, и он пал ниц перед процессией с идущим впереди Махапрабху. Со всеми своими учениками он выразил Ему почтение. Махапрабху прикоснулся к его стопам, но Пракашананда взмолился: «Что Ты делаешь, Господин? Не обманывай меня! Я понимаю, кто я, а кто Ты. Дай мне Свою милость! Я молю Тебя об этом! Я склоняюсь к Твоим лотосоподобным стопам и прошу простить мои оскорбления».

#00:07:35#

Таково подлинное сознание Кришны. Махапрабху дал его всему миру, и Сарасвати Тхакур, проповедуя его, с невероятно огромной силой устанавливал концепцию Махапрабху.

Души обладают своим собственным умонастроением. Для них он публиковал книги, газеты, ежедневные, еженедельные и ежемесячные издания. Множество всего публиковал он для обусловленных душ. Но главным чрезвычайно мощным его изданием был журнал «Гаудия», необычайно мощное издание. Сам Прабхупад руководил его публикацией. На протяжении пятнадцати лет он печатал «Гаудия» и ежедневную газету «Надия Пракаша». Каждый день Прабхупад писал для «Саджджана тошани», «Парамартхи», «Патрика» и других изданий. Прабхупад объявил тоталитарную войну майе. Такой была суть его проповеди и особый стиль.

#00:09:30#

В свое время мы слышали от Гуру Махараджа и его духовных братьев о проповедническом стиле Прабхупады. Некогда какой-то великий пандит где-то проповедовал, а известия о том, что там-то и там-то есть великий пандит, который проводит дискуссии с другими пандитами в ученом сообществе и всегда выходит победителем, доходили до Сарасвати Тхакура. Мы должны были вступить с ним в дебаты и одержать верх. Прабхупад говорил, что если одна ворона из Гаудия Матха, питающаяся остатками трапезы вайшнавов, станет спорить с ним, она способна одержать верх. Таким был его стиль.

Позже мы видели, что Прабхупад был очень доволен Шрилой Шридхаром Махараджем, а также профессором Саньялом, Васудевом Прабху, Тиртхой Махараджем, Госвами Махараджем, Бхагават Махараджем, Кешавой Махараджем и многими другими. Одни были брахмачари в то время, а другие грихастхи. Он был очень доволен ими, но в высшей степени он был счастлив нашим Гуру Махараджем.

Когда Гуру Махарадж присоединился к Гаудия Матху, на собрании множества своих учеников Прабхупад сказал ему следующее:

#00:11:50#

[шлока]

«Когда тот, кто воистину велик, принимает какую-либо концепцию, обычные люди следуют его примеру. И ты такой выдающийся представитель сообщества брахманов в Бенгалии».

Гуру Махарадж принадлежал к аристократической брахманской семье в Бенгалии. Имя его семьи было известно во всей Индии. Сарасвати Тхакур оказывал так много любви к его божественной милости.

Мы знаем, что он много раз принимал советы Шрилы Шридхара Махараджа. Когда была огромная выставка в Баг Базар в Гаудия Матхе, то имя этой экспозиции дал Шрила Шридхар Махарадж. Было множество разных предложений, как ее назвать. Тогда Гуру Махарадж сказал: «Теистическая экспозиция». Прабхупад Сарасвати Тхакур принял это. Он сказал: «Да, это будеттеистическая экспозиция». Кто-то говорил: «Религиозная экспозиция». А кто-то предлагал: «Экспозиция Гаудия Матха». Но Прабхупад не был удовлетворен этим. Когда Гуру Махарадж сказал «теистическая экспозиция», Прабхупад принял это.

#00:14:26#

Много раз мы слушали от Гуру Махараджа множество примеров, когда Прабхупад пытался вспомнить некую шлоку, и Шрила Шридхар Махарадж приводил ее.

Иногда он говорил Прабхупаде: «Собеседник не может понять вашу теорию, но я могу попытаться разъяснить ее». Прабхупада соглашался: «Да, да, попытайся».

Стиль спора, который вел Шрила Шридхара Махарадж, был прямым и мощным с самой ранней юности. Он вступал в дискуссии, еще будучи школьником восьмого класса. Школьные учителя терпели поражения от него. Я видел гороскоп Гуру Махараджа. Я знаю немного астрологию. Гуру Махарадж дал мне разные знания и знания астрологии в том числе. Такого гороскопа, как у него, я в жизни никогда не видел. Все планеты находятся в очень возвышенном положении. Только положение Шукры ниже. Все же остальные планеты, как и планета, управляемая  Брихаспати, Гуру всех богов, находятся в очень высоком положении. Калькат так называется возвышенный дом Брихаспати. Там же есть и Чандра.

Природа Гуру Махараджа была очень возвышенной. Он был очень отрешенным и ни к чему непривязанным. Таким образом, мы обсуждаем здесь возвышенные темы, но это не наш процесс. Мы говорим о нем, а его гороскоп был очень редкий.

#00:16:49#

Сарасвати Тхакур был великим астрологом и, когда увидел его гороскоп, тоже был изумлен. Он спросил: «Чей это гороскоп?» Когда ему сказали, что это гороскоп Шридхара Махараджа, он подумал: «Шридхар Махарадж имеет такую природу, но всегда остается в тени, не выдвигаясь на передний план. Его гороскоп  свидетельство того, что он всегда должен быть впереди».

Я также думал о том, что тот, у кого Раху в девятом доме, не может не быть могущественным спорщиком человеком, который способен вести дебаты и выходить победителем. Таков мой опыт. Я видел множество гороскопов и знаю, что когда Раху в девятом доме, эти люди могут замечательно вести дебаты. Это юристы и подобные им люди. У них, как правило, Раху занимает именно это положение.

Таким образом, Сарасвати Тхакур очень близко приблизил к себе Шрилу Шридхара Махараджа. Перед своим уходом из этого мира он призвал его к себе. В это время все великие преданные Сарасвати Тхакура были в его комнате. Он уходил из мира, поэтому они оставались рядом с ним все время на протяжении многих дней.

#00:19:13#

Совсем незадолго до его ухода, произошло так, что Шрила Шридхар Махарадж дежурил у его постели до четырех часов утра. После дежурства, передав ответственность другим, он пошел отдыхать в соседнюю комнату. В это время, на рассвете, Прабхупад прошептал: «Где Шридхар Махарадж? Здесь?» Ему сказали, что он ушел и сейчас в комнате. Прабхупад сказал: «Позовите его!» Гуру Махарадж очень быстро пришел и сказал: «Прабху, чего ты хочешь?»

Прабхупад сказал Шриле Шридхару Махараджу: «Спой Шри Рупа-Манжари-падасеи мора сампада!» Прабхупад знал, что Шридхар Махарадж поет плохо, и, кроме того, Шридхар Махарадж робел петь перед Прабхупадой. Он не мог следовать технике пения. Тогда Кунжа Бабу, генеральный секретарь Гаудия Матха, сказал одному брахмачари: «Пой эту песню!» Этот брахмачари был очень искусным певцом и мог замечательно спеть эту мелодию. Он начал петь эту песню, но Прабхупад был очень недоволен. Он остановил его и сказал: «Я не хочу слушать мелодию!» Все были шокированы. «Я хочу слышать эту песню из уст Шрилы Шридхара Махараджа!»

Тогда все поняли, какое возвышенное положение занимает Шрила Шридхар Махарадж. Песню «Шри Рупа-Мнджари-пада сеи мора сампада» имел право петь только он и никто иной. Таким было указание Шрилы Сарасвати Тхакура в то время.

#00:22:01#

Тогда Гуру Махарадж начал тихо петь. Прабхупад был очень счастлив.  Этой песней он хотел передать Шридхару Махараджу свое положение. Такой была его идея. Все великие преданные Сарасвати Тхакура поняли происшедшее и позже, когда они принимали санньясу, они принимали ее у Шрилы Шридхара Махараджа. Они всегда помнили, что Шридхар Махарадж занимает это положение. Он единственный человек, который продолжает исключительную линию Шри Рупы Госвами.

Наш Гурудев явил это, и мы должны следовать ему. Мы видим, что все великие вайшнавы, преданные Кришны, ученики Сарасвати Тхакура, время от времени приходили к Гуру Махараджу, слушали его Хари-катху и были очень счастливы.

Внешне их деятельность в этом мире была более обширной, чем деятельность Шрилы Шридхара Махараджа. Мадхав Махарадж, Госвами Махарадж, Кешава Махарадж имели множество матхов. У них была способность делать это. У Гуру Махараджа был один матх Шри Чайтанья Сарасват Матх. Это был простой скромный домик с соломенной хижиной. У Мадхава Махараджа были огромные здания, тридцать матхов. У Госвами Махараджа в то время было восемнадцать матхов, у Кешава Махараджа было тоже множество матхов.

#00:24:34#

Но все они приезжали и жили в соломенной хижине, в которой жил Шрила Шридхар Махарадж. Мы это видели. Там была одна комната. На одной стороне жил Шрила Шридхар Махарадж, а с другой все его духовные братья: Госвами Махарадж, Мадхав Махарадж. Сейчас этого здания нет. Духовные братья спали там, где сейчас живет Хари Чаран Прабху. В другой комнате была виграха Махапрабху, а еще в одной комнате жил Шрила Шридхар Махарадж. Когда братья приезжали, они жили в той комнате, где сейчас живет Хари Чаран Прабху. Иногда пять, десять человек. Тогда не было ни кроватей, ни стола ничего. Только подстилки и те порваны. На веранде не было одеял, подушек, укрывались просто простыми накидками. Одна из них еще осталась. А зимой когда было холодно, разводили костер и спали рядом с костром. Таков был стиль в то время. А сейчас мы все живем, как цари. Сейчас все хотят иметь отдельную комнату. Я храню накидку и записную книжку. Если вы увидите мою записную книжку, вы поймете, как мы жили в то время.

#00:27:32#

Как бы там ни было, Прабхупад Сарасвати Тхакур передал все благословления Рупануга сампрадаи, эту ответственность, Гуру Махараджу. И все его братья почитали его в таком качестве, они не видели, не выискивали в нем недостатки. Иногда они вступали с ним в дебаты. Но мы видели, что даже спорили они крайне уважительно. Когда приезжали Кешава Махарадж, Госвами Махарадж, Джаджавар Махарадж, не было ворот в то время, они говорили: «О Говинда Махарадж, о Гауренду!». Когда Кешава Махарадж, Мадхав Махарадж или Бон Махарадж приезжали, Гуру Махарадж выходил к ним, чтобы принять их. Видя Гуру Махараджа, они тот час же делали дандават.

#00:29:02#

Те дни ушли. Как бы то ни было, Прабхупад Сарасвати Тхакур передал всю свою силу Гуру Махараджу и другим вайшнавам. Но исключительная линия Прабхупада была передана Шриле Гуру Махараджу. Когда Прабхупад ушел из этого бренного мира, то весь мир был пустым. Таким было чувство Гуру Махараджа.

#00:30:08#

[Гурудев читает Вираха-дашакам]

По двум шлокам, им написанным, мы можем понять его чувства. Таким было выражение Гуру Махараджа.

#00:31:08#

[шлоки]

Таким было выражение чувств сердца Гуру Махараджа во время ухода Сарасвати Тхакура.

#00:32:36#

[шлоки]

Если вы просто слышите эти слова Гуру Махараджа, вы будите спасены.

Благодаря силе Харинама-санкиртаны этот нектар затопляет весь мир. Каждый получает благо, не важно, низкий, брахман, вне касты, хуже, чем вне кастовый человек.

#00:34:49#

[шлока]

Этот Прабху очень стоек в Кришна-концепции, он прочел все книги Бхактиведанты Свами Прабхупады. Иногда его выражения очень хороши. Говорит иногда: «Махарадж, я явана». Но так говорит Гуру Махарадж здесь.

Весь мир затоплен именем Харе Кришна. И все потонули в этом потоке. Млеччхи, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры это не вопрос вовсе. Царь, торговец, шудра каждый спасается Харинам-санкиртаной по милости Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Но мы не видим его личность нашими бренными глазами. Он не достижим для освобожденных душ. В другом месте Гуру Махарадж в бенгальской песне сказал, я перевел эту песню на санскрит, очень замечательная песня.

#00:37:13#

[шлока]

«Как могу я воспеть твою славу?» говорится там. «Мы живем в этом бренном мире и мы покрыты, окутаны иллюзией. Как я смогу воспеть твою славу? Воистину твою славу воспевают все освобожденные души». Где? В мире Голоки Вриндавана, где ты занимаешь столь высокое положение как Радхарани. И все освобожденные спутники Господа поют тебе славу. Как я могу прославить тебя?»

#00:38:10#

[шлока]

Таково положение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в линии Рупы Госвами. В конце своего пребывания в мире Прабхупад Сарасвати Тхакур просил Гуру Махараджа петь «Шри Рупа-Манджари-пада  сеи мора сампада» и всю жизнь Гуру Махарадж пел эту песню каждый год в день ухода Сарасвати Тхакура.

Шрила Шридхара Махарадж не любил упоминать его уход. Поэтому в начале дни его ухода не отмечались как большие праздники. И поэтому по его просьбе один из его духовных братьев [39:48 имя] устраивал эти фестивали. Он приглашал многих видных людей Навадвипы, больших знатоков санскрита, ученых. Вся Индия знает их имена. Он был очень учен. Все ученые приходили на этот праздник в дом этого преданного. Гуру Махарадж давал лекцию.

#00:40:33#

Наш Матх проводит фестиваль празднования ухода Прабхупады очень скромно. Но каждый раз Гуру Махарадж пел эту песню «Шри Рупа-Манджари-пада сеи мора сампада». Когда он был очень болен, тогда он очень милостиво давал мне наставления: «Говинда Махарадж пой эту песню». У меня нет записи этой лекции. Но я был изумлен услышать это. Когда Гуру Махарадж сидел в этом кресле и был день ухода Прабхупады, он пел эту песню и просил, чтобы я пел ее.

Когда я спел, Гуру Махарадж дал лекцию. Он сказал нечто, я был ошеломлен, услышав: «Прабхупад передал мне некую силу через эту песню, и я теперь передал эту силу Говинде Махараджу». Кто-то записал это на кассету, я видел, что кто-то записывает, но мне было не интересно. Поэтому сам я не храню никакие записи Гуру Махараджа. Но позже Махананда нашел многие записи. И однажды еще какие-то записи появятся. Мы слышали от Гуру Махараджа много о Шри Рупе Манжари, о Рупе Госвами, когда мы совершали Вриндаван-дхам-парикраму.

#00:42:35#

В то время Гуру Махарадж в основном жил в Нандаграм Бхаван Сароваре с Кришнадасом Бабаджи Махараджем.  Если он жил там семь дней, то на протяжении всей недели он ходил в место Рупы Госвами, иногда в Джават. Но каждый раз он ходил в место Рупы Госвами, Кадамб-канди.

Если я буду говорить, то я никогда не остановлюсь, такова моя природа. Я молюсь Бхактисиддханти Сарасвати Тхакуру. На самом деле я даже не начал воспевать славу Сарасвати Тхакуру. Я начал петь песню Сарасвати Тхакуру, но получилась такая лекция. Что я могу сказать? Как бы то ни было, такова слава Сарасвати Тхакура, что один вайшнав  в месте Силет написал песню. Эта песня удивительна. Если я каждый день читаю эту песню, каждый день новое значение, новый смысл приходит ко мне. В день явления и в день ухода Сарасвати Тхакура мы поем эту песню. Также мы тоже поем «Шри Рупа-Манжари-пада».

#00:44:49#

Как бы то ни было, у меня сейчас есть дела, люди ждут меня. Сегодня день ухода Шрилы Сарасвати Тхакура. Гуру Махарадж говорил о нем, что он родился в Пури-дхам, Джаганатха Пури. Когда ему было шесть месяцев, в это время проходил праздник Ратха-ятры Господа Джаганатхи. И напротив его дома, дома Бхактивинода Тхакура колесница остановилась на три дня. Мать принесла его к колеснице, и он прикоснулся к божеству Джаганатхи, тогда колесница поехала дальше.

Когда Прабхупад родился, пуповина была на нем, подобно брахманскому шнуру и один брахман сказал, это признак того, что он брахман по своей природе. Подлинные брахманы рождаются так. Мы видим, в Бхагавад-гите Сам Кришна говорит.

#00:46:33#

ча̄тур-варн̣йам́ майа̄ ср̣ш̣т̣ам́,
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣
Он говорит это, но он объясняет, что такое подлинная варнашрама. Сейчас в этом мире никто этому не следует. Мы видим, что сын брахмана, браман, сын кшатрия, кшатрий это всего лишь телесная преемственность. Но это не есть подлинное положение брахмана. Тот, кто следует брахманизму, принципам брахмана, тот является брахманом. Поэтому Сарасвати Тхакур установил в этом мире дайви-варнашрама дхарму, подлинную варнашраму. И сейчас многие мои друзья, млеччхи тоже брахманы, они получили положение брахмана. Прабхупад показал, что положение вайшнава гораздо более превосходит брахмана. Поэтому если ачарья подлинный, то он имеет могущество, он может делать брахманов, он может давать священный шнур кому угодно. Прабхупад говорил о себе: «Я такой человек, я занимаю это положение, я могу это делать».

Как бы то ни было, у нас сейчас одна каста, мы все вайшнавы. Вайшнав означает, что Верховная Личность Бога это Кришна, а мы все покланяемся Кришне. Это наша каста, одна каста, ачьюта готра, что означает:

#00:48:13#

[шлока]

Когда вселенная разрушается, то эта маха-пралая не затрагивает тех, кто является последователями ачьюта готры. Вайшнавизм выше поверхностных правил и предписаний. Прабхупад  показал, что вайшнав всегда живет на более высоком уровне бытия. Тогда как поверхностная варнашрама это просто система, призванная помочь душе выбраться из материального мира. Но вайшнав уже пребывает на трансцендентном уровне. Это дал Сарасвати Тхакур миру.

#00:49:27#

Когда он уходил из мира, то Гуру Махарадж пел Шри Рупа-Манжари-пада. И он дал также шанс мне петь эту песню. Если вы будете следовать мне, следовать пению, это будет очень хорошо, это поможет мне, потому что я не слишком хорошо пою. Я буду петь эту песню. Здесь есть Шрипад Аранья Махарадж, Шрипад Тиртха Махарадж и другие, они тоже будут воспевать славу Прабхупады Сарасвати Тхакура. Тиртха Махарадж хорошо поет. А я попытаюсь спеть эту песнь Шри Рупа Манджари Пада. Ради служения Гуру Махараджу.

[#00:51:20# Гурудев исполняет песню Шри Рупа-Манджари-пада, киртан до 01:11:20]

Транскрипция: Сурья Бандху дас

Редакторы: Бхуван Сундар дас, Сварнанги деви даси

← "Лунные камни": публичная лекция Шрилы Госвами Махараджа ·• Архив новостей •· Пополнение в семье Шрилы Гурудева →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования