«Кришна знает, что нам нужно». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 22 октября 1993 года. Нью-Йорк, США



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Кришна знает, что нам нужно

(22 октября 1993 года. Нью-Йорк, США)

https://audioveda.ru/audios/4641

 

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх в Америке ки джай!

Джай Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур ки джай!

Джай Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундарджиу ки джай!

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Ом Вишнупад Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж ки джай!

Харинама-санкиртана ки джай!

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Гаура-самавета-вайшнава-мандала ки джай!

Гаура премананде Харибол!

#00:00:42#

Я очень счастлив приехать сюда по прошествии столь долгого времени. То была наша программа, предназначенная для западного мира. Я планировал посетить несколько мест. В то время мы вспоминали город Нью-Йорк в Америке. Так или иначе, в то время я не смог приехать. Мое время очень ограничено, мне отпущено мало времени. Австралия, Америка, Южная Африка, Гавайи — программа была утверждена, фиксированная программа.

#00:01:36#

В этот раз в рамках этого тура пришлось отменить программы в Бразилии и Эквадоре. Фактически речь не шла о мировом туре, но неожиданно получилось так, что я поехал в Каракас. Я хотел поехать в Каракас в Венесуэлу, но когда все уже было решено, неожиданно по воле вайшнавов, особенно по воле Шрипада Гири Махараджа, по воле Шрипада Сагара Махараджа и других вайшнавов, вайшнавов Лондона, эти места были включены в программу, и на этот раз мне была предоставлена возможность приехать сюда.

#00:02:23#

Шри Чайтанья Сарасват Матх — это эксклюзивное название нашей ветви, нашей линии. В Санта-Крузе их центр называется Шри Чайтанья Сарасват Ашрам. Ашрам и матх — это несколько разные вещи. Там, где живут брахмачари, ученики сознания Кришны, такое место называется матхом. И нам необычайно повезло, нам была дана возможность приехать сюда. Шри Чайтанья Сарасват Матх явился здесь, поэтому я очень хотел приехать сюда. Мое время ограничено. У меня есть только три-четыре дня здесь, [столько] я могу пробыть здесь.

#00:02:24#

Тем не менее, я думаю, благотворно, в высшей степени благотворно и плодотворно для нашей миссии, — мы можем сказать, — [что] мы посещали нью-йоркский центр. Но будущее зависит от воли Кришны и преданных. Возможно, мы устроим здесь продолжительную программу, но сейчас у меня совсем мало времени.

#00:04:03#

Так или иначе, каким будет будущее, мы не знаем, но то, что есть в наших руках в настоящем, такова наша программа. Мы имеем дело с настоящим. Сейчас у нас есть наш собственный центр, и вместе мы находимся здесь. Может быть, у нас не так много людей, но все эти люди, собравшиеся здесь, — преданные. Однако не все преданные смогли приехать. Может быть, кто-то из них посетил центр в Нью-Йорке.

(Этот кондиционер воздуха. Хорошо, чтобы он служил всем преданным, не только одному человеку).

#00:05:06#

В действительности я пытаюсь продолжать линию преемственности Гуру Махараджа, но это никогда не возможно без общества и без помощи преданных. Мне так повезло в том отношении, что, возможно, 80% преданных Шрилы Свами Махараджа Прабхупады и, может быть, 20% сейчас, может быть, и больше учеников Шрилы Гуру Махараджа — мои друзья. И с каждым днем эта дружба укрепляется.

#00:06:07#

Пример — Прадьюмна Прабху. По прошествии столь долгой разлуки я встретил Прадьюмну Прабху здесь. И этот Прабху — как его зовут? Сута Кеши Прабху, этот человек — старый ученик Шрилы Прабхупады. 80% преданных, живущих в Сан-Хосе, — ученики Прабхупады. Я не знаю, какова моя квалификация, но все эти люди очень любят меня. И здесь я вижу то же самое и повсюду: в Австралии, на Маврикии, в Южной Африке — повсюду.

#00:06:55#

Сознание Кришны, волна сознания Кришны… Наша связь с людьми, которые живут в этой волне, всегда усиливается. И где бы сознание Кришны ни присутствовало, в это место приходят преданные. Кришна сказал:

#00:07:19#

идам̇ те на̄тапаска̄йа
на̄бхакта̄йа када̄чана
на ча̄ш́уш́рӯш̣аве ва̄чйам̇
на ча ма̄м̇ йо ’бхйасӯйати[1]

Я уже цитировал эти слова. Есть дурные качества, четыре дурных качества. Тот, кто лишен этих дурных качеств, тот обязательно будет милостив к нам и присоединится к нам.

#00:07:47#

Таким образом, мы в полной мере пользуемся поддержкой преданных, живущих на Западе, особенно потому, что Прабхупада приехал сюда. Вначале он приехал в Америку, на американскую землю он поместил свои лотосоподобные стопы. Это произошло в Бостоне. Вначале это была Америка, а теперь весь мир воспевает Харе Кришна маха-мантру. Кто станет это отрицать? Поэтому мы должны поклоняться [Шриле Свами Махараджу].

#00:08:29#

У Гуру есть три ипостаси, точнее четыре ипостаси. Одна из ипостасей — вартма-прадаршака-гуру, [затем] чайтья-гуру, шикша-гуру и дикша-гуру — четыре ипостаси Гуру[2]. Так или иначе, Шрила Свами Махарадж Прабхупада — наш шикша-гуру, наш вартма-прадаршака-гуру. Он — все и вся для нас, так мы можем сказать.

#00:08:58#

В действительности наша линия — это линия шикша-гуру. Дикша-гуру, несомненно, присутствует в нашей линии, но временами дикша-гуру скрыты. Мы не знаем имена дикша-гуру, но то, что эта линия — линия шикша-гуру, это обстоятельство совершенно ясно.

Когда Кавирадж Госвами сказал:

#00:09:24#

ш́икш̣а̄-гуруке та’ джа̄ни кр̣ш̣н̣ера сварӯпа,
антарйа̄мӣ, бхакта-ш́реш̣т̣ха, — эи дуи рӯпа[3]

Бхакта-ш́реш̣т̣ха и антарйа̄мӣ, но кр̣ш̣н̣ера сварӯпа — Гуру неотличен от Кришны, Гуру тождественен Кришне. Когда Кришна очень милостив, то Он предстает перед нами в образе Гуру, и Гуру неотличен от Кришны. Такова наша концепция, рупануга-сампрадая.

#00:10:01#

Мы видели, когда Гуру Махарадж был очень милостив к западным преданным, и они встречались с Гуру Махараджем в Навадвипе, то Гуру Махарадж иногда прославлял, произносил «джая» в адрес Прабхупады Свами Махараджа. И почему он это делал? Потому что он видел, что благодаря Свами Махараджу весь мир сейчас в наши дни следует пути сознания Кришны.

#00:10:36#

…кр̣ш̣н̣а-ш́акти вина̄ нахе та̄ра правартана[4]

Присутствие Кришны, сила Кришны — без Него это было бы невозможно. «Невозможно, не будучи уполномоченным Кришной, без могущества Кришны, распространять сознание Кришны».

#00:10:56#

Также наше видение — это видение линии Шрилы Гуру Махараджа. И все преданные очень довольны нами. Я тоже очень доволен, очень рад, счастлив. Я знаю, что я не квалифицирован, я — падшая душа. Мое положение для меня очевидно, но у вайшнава есть могущество, и Гуру обладает большим могуществом.

Шрипад Сагар Махарадж: Гуру способен ворону превратить в Гаруду.

#00:11:30#

Шрила Говинда Махарадж: Да, таково могущество Гуру. Мы всего лишь орудия, но происходит игра могущества Кришны, и Кришна собирает необходимые орудия, инструменты для того, чтобы посредством этих инструментов распространять Свое собственное сознание.

#00:12:00#

Я очень счастлив, видя настроение преданных. И в действительности я вижу членов семьи преданных. Я вижу, что семьи преданных Кришна-центричны, даже дети преданных с самого детства преданы Кришне.

#00:12:24#

У меня есть два друга, у меня есть много друзей, но особенно два друга — очень юные друзья. Их разница в возрасте составляет двенадцать минут. Они учатся в школе в Лондоне, и они носят большие шикхи, эти мальчики. Когда они приходят в школу, учителя спрашивают у них: «Почему вы носите эту шикху?» И мальчики очень горделиво отвечают: «Это указание моего Гуру, такова моя религия». И учителя соглашаются с этим, говорят: «Хорошо, ты можешь носить шикху».

#00:13:17#

Учителя спрашивают: «Зачем вам клочок волос на затылке?» Мальчики им отвечают: «Это указание моего Гуру, это моя религия». Этому мальчику двенадцать лет, но он счастлив следовать этой религии, и он носит туласи-малу и тилаку, и шикху.

#00:13:37#

Британские школы, вы знаете, очень гордятся своими традициями. Ученики гордятся традициями британского образования, но эти мальчики очень гордятся своим знанием сознания Кришны, и они способны давать многочисленные ответы.

#00:14:07#

Это следующее поколение. Я вижу, это следующее поколение демонстрирует свою славу. Сейчас в России сознание Кришны развивается, в Польше, в Китае — повсюду. И мы тоже пытаемся. Для нас это нечто немыслимое. Мы тоже пытаемся распространять сознание Кришны по милости Гуру Махараджа.

#00:14:42#

Вы все собрались здесь, и вы знаете, что такое сознание Кришны. Кришна — Верховная Личность Бога. Нет необходимости говорить об этом кому бы то ни было. На самом деле вы квалифицированы в сознании Кришны. В Кали-югу кришна-нам — это высочайший процесс, ведущий к удовлетворению Кришны, данный Махапрабху и Нитьянандой Прабху, Панча-таттвой. Это — Имя Кришны.

#00:15:24#

Так или иначе, мы станем повторять это Имя Кришны, но без оскорблений. Если мы способны воспевать [Святое Имя] без оскорблений, то это очень хорошо, и Кришна явит Себя в нашем сердце. «Это не мертвая материя, — как нам объяснял Гуру Махарадж. — То, что мы практикуем, не есть мертвая материя».

#00:15:51#

Когда мы едим, то мы чувствуем удовлетворение, голод утоляется, и мы чувствуем силы, прилив сил, тело получает все необходимое. Если я практикую сознание Кришны, то сознание Кришны проявится в моем сердце, и мы получим достаточную силу, и привязанность к бренному миру уйдет.

#00:16:17#

И очень легко мы сможем понять, следуем мы по этому пути или нет. Нам не будет нужды спрашивать у кого-то. Мы сами поймем, почувствуем, увидим, что мы следуем этому процессу. Если такие чувства к нам не приходят, то мы должны задуматься, не совершаем ли мы какую-то ошибку. Мы должны спросить у нашего наставника, и тогда нам все станет ясно.

#00:16:46#

Есть чувства, прекрасные чувства. Тот, кто чувствует: «Я — ничто, у меня на 100% нет сознания Кришны», тот, кто чувствует, что стопроцентно у него нет сознания Кришны, его наставник скажет ему, что это симптом того, что у него есть сознание Кришны. Это замечательный вопрос и замечательный ответ.

#00:17:22#

Однажды преданные пришли к Сарасвати Тхакуру и сказали ему: «Мы следовали этому процессу десять или двенадцать лет, жили в матхе, но мы чувствуем, что у нас нет кришна-бхакти». Сарасвати Тхакур переспросил у них: «Вы уверены в том, что у вас нет кришна-бхакти?» «Да, Прабху, — отвечали они. — Мы чувствуем, что у нас нет кришна-бхакти по всем признакам». На что Сарасвати Тхакур отвечал им: «Знаете ли вы то, что сказал Махапрабху?»

#00:17:48#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум…[5]

«Если у вас есть чувство того, что у вас ничего нет, то у вас есть что-то. Это означает, что с вами все в порядке. Вы правильно идете по этому пути», — таким был ответ Прабхупады Сарасвати Тхакура. Подлинный вайшнав никогда не будет чувствовать себя вайшнавом. Он будет видеть, что стандарт вайшнавизма очень высок.

#00:18:22#

«Если этот стандарт настолько высок, откуда у меня найдутся эти качества? Я очень падший. Качества вайшнавизма — очень высокие качества. Тот, кто всегда живет в сознании Кришны, тот вайшнав. Откуда у меня возьмется это сознание? Мое сознание всегда привязано к этому бренному миру. Канак, камини, пратиштха — я хочу всего этого. Так каким образом чувства сознания Кришны могут прийти ко мне?»

#00:18:55#

Когда подобное чувство приходит в сердце человека, мы говорим, что этот человек не удовлетворен бренным миром. А иначе почему он это говорит? На этой стадии к нему придет трансцендентное знание. Это логическое подтверждение. Если у человека нет чувств, то как он скажет, что они у него есть?

#00:19:34#

Мы слышали об этом от Гуру Махараджа. Но мы довольны нашей севой. Мы можем совершать или не совершать, делать или не делать — это наша дисквалификация, но без сознания Кришны мы не хотим жить ни единого мгновения. Это наше единственное желание. Мы хотим жить там, где возможны отношения с Кришной. То, что мы делаем, каким-то образом должно быть связано с Кришной. Что бы мы ни делали, это нечто должно быть связано с Кришной. И Кришна поможет нам, в этом нет сомнений. Кришна очень красив, и Кришна очень милостив.

#00:20:40#

Бхактивинод Тхакур написал одну замечательную песню. Вы знаете ее:

ш́уна, хе расика-джон кр̣ш̣н̣а гун̣а аган̣он
            ананта кахите на̄хи па̄ре[6]

Кришна обладает бесчисленными, неисчислимыми качествами милосердия. Они живут в Нем. Мы не можем перечислить эти качества. Как мы можем? Анантадев, у него тысячи уст, но он не способен прославить Кришну во всей полноте. Кришна обладает бесчисленными качествами, природа которых — это природа милосердия.

#00:21:34#

Кр̣ш̣н̣а джагатера гуру кр̣ш̣н̣а ва̄н̃чха̄калпатару — «Кришна — учитель этого бренного мира». Он — учитель. Гуру означает «учитель», да? И Он [Кришна] есть ва̄н̃чха̄калпатару. Наши истинные желания нам неизвестны. Каково наше истинное стремление, мы не знаем, но оно известно Кришне. Он знает, в чем мы нуждаемся.

#00:22:19#

Я читал книгу, посвященную гомеопатии, пособие, медицинский справочник, и там был описан следующий симптом: если твой сын без всяких причин плачет, всегда плачет, ты берешь его на колени, усаживаешь на колени, он продолжает плакать, ты кладешь его в постель, он продолжает плакать. Многочисленные симптомы он демонстрирует, но он всегда плачет. Ты успокаиваешь его, а он продолжает плакать, не прекращает плакать. Он чего-то хочет. Так чего он хочет, чего же он хочет? Ему нужна доза ромашки. Доктор так чудесно выразился, в материальной медицине говорится: «Если твой сын ничем не удовлетворен и постоянно плачет, знаешь ли ты, чего он хочет? Ему нужна порция ромашки. Дай ему ромашку, и он прекратит плакать».

#00:23:34#

Кришна знает, в чем мы нуждаемся. Мы плачем о том, о другом, о третьем, о пятом, десятом… Мы думаем, что это — мое, это — твое, это — моя зона, это — твоя зона. Мы ничем не удовлетворены в этом бренном мире. Но Кришна знает, что нам нужно — нам нужна преданность Ему.

#00:23:57#

кр̣ш̣н̣а джагатера гуру кр̣ш̣н̣а ва̄н̃чха̄калпатару

Тогда Он даст нам эту преданность, на̄вика се бхава-па̄ра̄ба̄ре. Какое лечение нам необходимо, Кришне это известно. Он выведет нас из этой иллюзорной среды и приведет нас в трансцендентную обитель, на̄вика се бхава-па̄ра̄ба̄ре.

#00:24:28#

хр̣дойа пӣд̣ита джа̄’ра кр̣ш̣н̣а чикитсака та̄’ра
               бхава-рога на̄ш́ите чатура[7]

Он знает, что мне необходимо.

кр̣ш̣н̣а-бахирмукха джоне према̄мр̣та-битаран̣е
            краме лойа ниджа антах̣пура

#00:24:54#

Кришна покажет нам, как идти по этому пути, в каком направлении и как. Кришна позаботится обо всем, что необходимо, если мы предадимся Ему. Необходимо лишь отправиться, прийти к соответствующему доктору со следующим умонастроением: «Я не удовлетворен ничем». Но в чем состоит мое удовлетворение, Ему это известно, и Он позаботится обо всем. Необходимо лишь обратиться к Нему, предаться Ему. Таков смысл этой шлоки, бенгальского выражения.

#00:25:35#

видхи-ма̄рга рата джоне
сва̄дхӣната̄ ратна да̄не
ра̄гама̄рге кара̄на правеш́а[8]

Существует практика, в рамках которой необходимо следовать правилам и предписаниям. Вначале необходима практика — следование правилам и предписаниям — для того, чтобы была утверждена органическая система, органическое целое. Однако человек не удовлетворен этой практикой, ему необходимо нечто большее, и тогда ему дается рага-марга сева. Когда человек начинает испытывать потребность в этом, тогда Кришна посылает ему Гуру, неотличного от Него самого, способного дать этому человеку эту рага-марга севу.

#00:26:20#

према̄мр̣та-ва̄ри-дха̄ра̄ сада̄ па̄нарата та̄̐’ра̄
          кр̣ш̣н̣а та̄̐ха̄дера бандху пати[9]

И человек вступает в обитель Кришны. Такая удачливая джива-душа обретает взаимоотношения, эксклюзивные взаимоотношения с Кришной.

#00:26:44#

Существует четыре вида расы, экстаза, экстатических взаимоотношений с Кришной: дасья, сакхья, ватсалья и мадхура. Эти взаимоотношения уместны для меня, и Кришна даст мне то, что я выбираю, именно эти отношения с Собой. Эти отношения вечные.

#00:27:18#

Это наше окончательное место назначения. Тот, кто следует линии Шрилы Рупы Госвами, тот в конечном счете достигает мадхура-расы. В мадхура-расу включено все, все виды отношений включены в нее. Но также присутствует разнообразие, многообразие игр Кришны. Те, кто принадлежат к сакхья-расе, тоже играют в цвете мадхура-расы. И мадхура-раса скрытым образом проявляется в ватсалья-расе.

#00:28:13#

Когда мы обнимаем ребенка, то радость испытывает отец ребенка. Глядя на лицо ребенка, мы вспоминаем отца ребенка. Связь с мадхура-расой присутствует повсюду, потому что мадхура-раса — высшее и окончательное явление. И рупануга-сампрадая движется в этом направлении. Рупа Госвами — учитель эксклюзивной линии преданности, мадхура-расы. Но это очень высокий образ мыслей, и не только образ мыслей, но очень возвышенная концепция.

#00:29:10#

В настоящее время мы находимся здесь, в этом бренном мире, а цель там [в духовном мире], поэтому мы должны пытаться идти осторожно, бдительно пытаться достичь этого положения, быть осторожными на пути. Это означает, что существует наш величайший враг. Этот величайший враг есть вайшнава-апарадха — оскорбление вайшнава. Я не знаю того, кто принадлежит к линии сознания Кришны, я не знаю этого человека, я не знаю, каковы его способности, насколько возвышен он или низмен, каково его положение, но даже если его положение самое незначительное, мы не должны оскорблять этого человека.

#00:30:09#

Такого рода пример мы видим. Возвышенный вайшнав всегда почитает того, кто занимает самое незначительное положение. Мы знаем этот пример — Шринги Муни проклял Парикшита Махараджа. Парикшит Махарадж мог легко проигнорировать это проклятие, поскольку он был достаточно могущественным для этого, однако он оказал почтение проклятию этого брамина, он не захотел оскорблять брамина, оскорблять Кришну. В конечном счете оскорбление — в адрес Кришны. Любое оскорбление, которое мы совершаем в адрес вайшнава, — это оскорбление Кришны, и Кришна не будет счастлив. Поэтому мы должны избежать вайшнава-апарадхи, поскольку вайшнава-апарадха есть наш величайший враг. И мы можем избежать вайшнава-апарадхи очень легко, следуя процессу, который дал нам Махапрабху. Это:

#00:31:18#

тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣нуна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[10]

Воспевай Харе Кришна с этими тремя качествами, и тогда не будет никакой возможности того, что ты оскорбишь вайшнава.

#00:31:43#

Однажды Бхактивинод Тхакур дал одно объяснение, замечательное объяснение. Он сказал: «Мы раздаем пищу беднякам, и что мы получаем? Мы получаем пунью, но пунья не есть наша цель, получение пуньи не есть наша цель. Так какова же наша цель? Наша цель — раздавать прасадам». Если тысячи людей приходят к нам, и мы раздаем им еду, это не есть наша цель. Так можно заработать пунью, добродетель, заслугу, проистекающую из добродетели, но это не наша цель. Какова наша цель? Если когда-то в один прекрасный день придет вайшнав и примет прасад, тогда к нам придет сукрити. И сукрити это будет вечной природы, и сукрити приведет меня в обитель Кришны. Это цель нашей жизни. Это должно быть ясно нам.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Джахнави Прия Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас




1  «Никогда не раскрывай это сокровенное знание человеку, не способному обуздывать свои чувства, лишенному преданности, жертвенности или завидующему Мне» (Бхагавад-гита, 18.67).

2  Вартма-прадаршака-гуру — та личность, которая впервые пробудила в душе интерес к духовной жизни и традиции, наметила связь с духовными истинами. Чайтья-гуру — внутренний Гуру, направляющий ищущего, подсказывающий направление изнутри. Шикша-гуру — наставляющий духовный учитель. Дикша-гуру — инициирующий духовный учитель, формально дающий связь человеку с той или иной духовной традицией.

3  «В шикша-гуру следует видеть самого Кришну. Господь Кришна проявляется в образе Сверхдуши и в образе Своего величайшего преданного» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.47).

4  «Не уполномоченный Кришной не способен распространять движение санкиртаны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.11).

5  На према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау, кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум / вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄, бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄ — «В моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, я живу бесцельно, словно букашка» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

6  «Слушайте, мудрейшие ценители духовных вкусов! Трансцендентные качества Кришны неизмеримы; невозможно описать Его бесчисленные божественные качества» («Кальяна-калпатару», Гуна-киртан, 2.1).

7  «Кришна исцеляет тех, у кого больное сердце, ибо только Он может устранить болезни материального существования. Раздавая нектар упоительной любви даже враждебно настроенным душам, Он постепенно возвращает их в Свою обитель» («Кальяна-калпатару», Гуна-киртан, 2.2).

8  «Постепенно Кришна награждает сокровищем независимости тех, кто привязан к пути правил и предписаний, открывая им доступ к пути спонтанного любовного служения» («Кальяна-калпатару», Гуна-киртан, 2.4).

9  «Кришна — самый дорогой друг и супруг тех, кто неизменно утоляет жажду из источника восторженных слез любви» («Кальяна-калпатару», Гуна-киртан, 2.5).

10  «Непрестанно воспевать Святое Имя Кришны может лишь тот, кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, относится с почтением к другим и не ждет почтения к себе» («Шри Чайтанья Махапрабху. «Шикшаштакам», 3).




←  Вашнавский фестиваль в Говиндалэнде. 24-27 июля 2019 года. Малая Ростовка, Украина ·• Архив новостей •· «О Махананде Прабху | О Шриле Б. Р. Мадхусудане Махарадже». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 9 января 2014 года. Гупта Говардхан  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Кришна знает, что нам нужно

(22 октября 1993 года. Нью-Йорк, США)

https://audioveda.ru/audios/4641

 

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх в Америке ки джай!

Джай Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур ки джай!

Джай Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундарджиу ки джай!

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Ом Вишнупад Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж ки джай!

Харинама-санкиртана ки джай!

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Гаура-самавета-вайшнава-мандала ки джай!

Гаура премананде Харибол!

#00:00:42#

Я очень счастлив приехать сюда по прошествии столь долгого времени. То была наша программа, предназначенная для западного мира. Я планировал посетить несколько мест. В то время мы вспоминали город Нью-Йорк в Америке. Так или иначе, в то время я не смог приехать. Мое время очень ограничено, мне отпущено мало времени. Австралия, Америка, Южная Африка, Гавайи — программа была утверждена, фиксированная программа.

#00:01:36#

В этот раз в рамках этого тура пришлось отменить программы в Бразилии и Эквадоре. Фактически речь не шла о мировом туре, но неожиданно получилось так, что я поехал в Каракас. Я хотел поехать в Каракас в Венесуэлу, но когда все уже было решено, неожиданно по воле вайшнавов, особенно по воле Шрипада Гири Махараджа, по воле Шрипада Сагара Махараджа и других вайшнавов, вайшнавов Лондона, эти места были включены в программу, и на этот раз мне была предоставлена возможность приехать сюда.

#00:02:23#

Шри Чайтанья Сарасват Матх — это эксклюзивное название нашей ветви, нашей линии. В Санта-Крузе их центр называется Шри Чайтанья Сарасват Ашрам. Ашрам и матх — это несколько разные вещи. Там, где живут брахмачари, ученики сознания Кришны, такое место называется матхом. И нам необычайно повезло, нам была дана возможность приехать сюда. Шри Чайтанья Сарасват Матх явился здесь, поэтому я очень хотел приехать сюда. Мое время ограничено. У меня есть только три-четыре дня здесь, [столько] я могу пробыть здесь.

#00:02:24#

Тем не менее, я думаю, благотворно, в высшей степени благотворно и плодотворно для нашей миссии, — мы можем сказать, — [что] мы посещали нью-йоркский центр. Но будущее зависит от воли Кришны и преданных. Возможно, мы устроим здесь продолжительную программу, но сейчас у меня совсем мало времени.

#00:04:03#

Так или иначе, каким будет будущее, мы не знаем, но то, что есть в наших руках в настоящем, такова наша программа. Мы имеем дело с настоящим. Сейчас у нас есть наш собственный центр, и вместе мы находимся здесь. Может быть, у нас не так много людей, но все эти люди, собравшиеся здесь, — преданные. Однако не все преданные смогли приехать. Может быть, кто-то из них посетил центр в Нью-Йорке.

(Этот кондиционер воздуха. Хорошо, чтобы он служил всем преданным, не только одному человеку).

#00:05:06#

В действительности я пытаюсь продолжать линию преемственности Гуру Махараджа, но это никогда не возможно без общества и без помощи преданных. Мне так повезло в том отношении, что, возможно, 80% преданных Шрилы Свами Махараджа Прабхупады и, может быть, 20% сейчас, может быть, и больше учеников Шрилы Гуру Махараджа — мои друзья. И с каждым днем эта дружба укрепляется.

#00:06:07#

Пример — Прадьюмна Прабху. По прошествии столь долгой разлуки я встретил Прадьюмну Прабху здесь. И этот Прабху — как его зовут? Сута Кеши Прабху, этот человек — старый ученик Шрилы Прабхупады. 80% преданных, живущих в Сан-Хосе, — ученики Прабхупады. Я не знаю, какова моя квалификация, но все эти люди очень любят меня. И здесь я вижу то же самое и повсюду: в Австралии, на Маврикии, в Южной Африке — повсюду.

#00:06:55#

Сознание Кришны, волна сознания Кришны… Наша связь с людьми, которые живут в этой волне, всегда усиливается. И где бы сознание Кришны ни присутствовало, в это место приходят преданные. Кришна сказал:

#00:07:19#

идам̇ те на̄тапаска̄йа
на̄бхакта̄йа када̄чана
на ча̄ш́уш́рӯш̣аве ва̄чйам̇
на ча ма̄м̇ йо ’бхйасӯйати[1]

Я уже цитировал эти слова. Есть дурные качества, четыре дурных качества. Тот, кто лишен этих дурных качеств, тот обязательно будет милостив к нам и присоединится к нам.

#00:07:47#

Таким образом, мы в полной мере пользуемся поддержкой преданных, живущих на Западе, особенно потому, что Прабхупада приехал сюда. Вначале он приехал в Америку, на американскую землю он поместил свои лотосоподобные стопы. Это произошло в Бостоне. Вначале это была Америка, а теперь весь мир воспевает Харе Кришна маха-мантру. Кто станет это отрицать? Поэтому мы должны поклоняться [Шриле Свами Махараджу].

#00:08:29#

У Гуру есть три ипостаси, точнее четыре ипостаси. Одна из ипостасей — вартма-прадаршака-гуру, [затем] чайтья-гуру, шикша-гуру и дикша-гуру — четыре ипостаси Гуру[2]. Так или иначе, Шрила Свами Махарадж Прабхупада — наш шикша-гуру, наш вартма-прадаршака-гуру. Он — все и вся для нас, так мы можем сказать.

#00:08:58#

В действительности наша линия — это линия шикша-гуру. Дикша-гуру, несомненно, присутствует в нашей линии, но временами дикша-гуру скрыты. Мы не знаем имена дикша-гуру, но то, что эта линия — линия шикша-гуру, это обстоятельство совершенно ясно.

Когда Кавирадж Госвами сказал:

#00:09:24#

ш́икш̣а̄-гуруке та’ джа̄ни кр̣ш̣н̣ера сварӯпа,
антарйа̄мӣ, бхакта-ш́реш̣т̣ха, — эи дуи рӯпа[3]

Бхакта-ш́реш̣т̣ха и антарйа̄мӣ, но кр̣ш̣н̣ера сварӯпа — Гуру неотличен от Кришны, Гуру тождественен Кришне. Когда Кришна очень милостив, то Он предстает перед нами в образе Гуру, и Гуру неотличен от Кришны. Такова наша концепция, рупануга-сампрадая.

#00:10:01#

Мы видели, когда Гуру Махарадж был очень милостив к западным преданным, и они встречались с Гуру Махараджем в Навадвипе, то Гуру Махарадж иногда прославлял, произносил «джая» в адрес Прабхупады Свами Махараджа. И почему он это делал? Потому что он видел, что благодаря Свами Махараджу весь мир сейчас в наши дни следует пути сознания Кришны.

#00:10:36#

…кр̣ш̣н̣а-ш́акти вина̄ нахе та̄ра правартана[4]

Присутствие Кришны, сила Кришны — без Него это было бы невозможно. «Невозможно, не будучи уполномоченным Кришной, без могущества Кришны, распространять сознание Кришны».

#00:10:56#

Также наше видение — это видение линии Шрилы Гуру Махараджа. И все преданные очень довольны нами. Я тоже очень доволен, очень рад, счастлив. Я знаю, что я не квалифицирован, я — падшая душа. Мое положение для меня очевидно, но у вайшнава есть могущество, и Гуру обладает большим могуществом.

Шрипад Сагар Махарадж: Гуру способен ворону превратить в Гаруду.

#00:11:30#

Шрила Говинда Махарадж: Да, таково могущество Гуру. Мы всего лишь орудия, но происходит игра могущества Кришны, и Кришна собирает необходимые орудия, инструменты для того, чтобы посредством этих инструментов распространять Свое собственное сознание.

#00:12:00#

Я очень счастлив, видя настроение преданных. И в действительности я вижу членов семьи преданных. Я вижу, что семьи преданных Кришна-центричны, даже дети преданных с самого детства преданы Кришне.

#00:12:24#

У меня есть два друга, у меня есть много друзей, но особенно два друга — очень юные друзья. Их разница в возрасте составляет двенадцать минут. Они учатся в школе в Лондоне, и они носят большие шикхи, эти мальчики. Когда они приходят в школу, учителя спрашивают у них: «Почему вы носите эту шикху?» И мальчики очень горделиво отвечают: «Это указание моего Гуру, такова моя религия». И учителя соглашаются с этим, говорят: «Хорошо, ты можешь носить шикху».

#00:13:17#

Учителя спрашивают: «Зачем вам клочок волос на затылке?» Мальчики им отвечают: «Это указание моего Гуру, это моя религия». Этому мальчику двенадцать лет, но он счастлив следовать этой религии, и он носит туласи-малу и тилаку, и шикху.

#00:13:37#

Британские школы, вы знаете, очень гордятся своими традициями. Ученики гордятся традициями британского образования, но эти мальчики очень гордятся своим знанием сознания Кришны, и они способны давать многочисленные ответы.

#00:14:07#

Это следующее поколение. Я вижу, это следующее поколение демонстрирует свою славу. Сейчас в России сознание Кришны развивается, в Польше, в Китае — повсюду. И мы тоже пытаемся. Для нас это нечто немыслимое. Мы тоже пытаемся распространять сознание Кришны по милости Гуру Махараджа.

#00:14:42#

Вы все собрались здесь, и вы знаете, что такое сознание Кришны. Кришна — Верховная Личность Бога. Нет необходимости говорить об этом кому бы то ни было. На самом деле вы квалифицированы в сознании Кришны. В Кали-югу кришна-нам — это высочайший процесс, ведущий к удовлетворению Кришны, данный Махапрабху и Нитьянандой Прабху, Панча-таттвой. Это — Имя Кришны.

#00:15:24#

Так или иначе, мы станем повторять это Имя Кришны, но без оскорблений. Если мы способны воспевать [Святое Имя] без оскорблений, то это очень хорошо, и Кришна явит Себя в нашем сердце. «Это не мертвая материя, — как нам объяснял Гуру Махарадж. — То, что мы практикуем, не есть мертвая материя».

#00:15:51#

Когда мы едим, то мы чувствуем удовлетворение, голод утоляется, и мы чувствуем силы, прилив сил, тело получает все необходимое. Если я практикую сознание Кришны, то сознание Кришны проявится в моем сердце, и мы получим достаточную силу, и привязанность к бренному миру уйдет.

#00:16:17#

И очень легко мы сможем понять, следуем мы по этому пути или нет. Нам не будет нужды спрашивать у кого-то. Мы сами поймем, почувствуем, увидим, что мы следуем этому процессу. Если такие чувства к нам не приходят, то мы должны задуматься, не совершаем ли мы какую-то ошибку. Мы должны спросить у нашего наставника, и тогда нам все станет ясно.

#00:16:46#

Есть чувства, прекрасные чувства. Тот, кто чувствует: «Я — ничто, у меня на 100% нет сознания Кришны», тот, кто чувствует, что стопроцентно у него нет сознания Кришны, его наставник скажет ему, что это симптом того, что у него есть сознание Кришны. Это замечательный вопрос и замечательный ответ.

#00:17:22#

Однажды преданные пришли к Сарасвати Тхакуру и сказали ему: «Мы следовали этому процессу десять или двенадцать лет, жили в матхе, но мы чувствуем, что у нас нет кришна-бхакти». Сарасвати Тхакур переспросил у них: «Вы уверены в том, что у вас нет кришна-бхакти?» «Да, Прабху, — отвечали они. — Мы чувствуем, что у нас нет кришна-бхакти по всем признакам». На что Сарасвати Тхакур отвечал им: «Знаете ли вы то, что сказал Махапрабху?»

#00:17:48#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум…[5]

«Если у вас есть чувство того, что у вас ничего нет, то у вас есть что-то. Это означает, что с вами все в порядке. Вы правильно идете по этому пути», — таким был ответ Прабхупады Сарасвати Тхакура. Подлинный вайшнав никогда не будет чувствовать себя вайшнавом. Он будет видеть, что стандарт вайшнавизма очень высок.

#00:18:22#

«Если этот стандарт настолько высок, откуда у меня найдутся эти качества? Я очень падший. Качества вайшнавизма — очень высокие качества. Тот, кто всегда живет в сознании Кришны, тот вайшнав. Откуда у меня возьмется это сознание? Мое сознание всегда привязано к этому бренному миру. Канак, камини, пратиштха — я хочу всего этого. Так каким образом чувства сознания Кришны могут прийти ко мне?»

#00:18:55#

Когда подобное чувство приходит в сердце человека, мы говорим, что этот человек не удовлетворен бренным миром. А иначе почему он это говорит? На этой стадии к нему придет трансцендентное знание. Это логическое подтверждение. Если у человека нет чувств, то как он скажет, что они у него есть?

#00:19:34#

Мы слышали об этом от Гуру Махараджа. Но мы довольны нашей севой. Мы можем совершать или не совершать, делать или не делать — это наша дисквалификация, но без сознания Кришны мы не хотим жить ни единого мгновения. Это наше единственное желание. Мы хотим жить там, где возможны отношения с Кришной. То, что мы делаем, каким-то образом должно быть связано с Кришной. Что бы мы ни делали, это нечто должно быть связано с Кришной. И Кришна поможет нам, в этом нет сомнений. Кришна очень красив, и Кришна очень милостив.

#00:20:40#

Бхактивинод Тхакур написал одну замечательную песню. Вы знаете ее:

ш́уна, хе расика-джон кр̣ш̣н̣а гун̣а аган̣он
            ананта кахите на̄хи па̄ре[6]

Кришна обладает бесчисленными, неисчислимыми качествами милосердия. Они живут в Нем. Мы не можем перечислить эти качества. Как мы можем? Анантадев, у него тысячи уст, но он не способен прославить Кришну во всей полноте. Кришна обладает бесчисленными качествами, природа которых — это природа милосердия.

#00:21:34#

Кр̣ш̣н̣а джагатера гуру кр̣ш̣н̣а ва̄н̃чха̄калпатару — «Кришна — учитель этого бренного мира». Он — учитель. Гуру означает «учитель», да? И Он [Кришна] есть ва̄н̃чха̄калпатару. Наши истинные желания нам неизвестны. Каково наше истинное стремление, мы не знаем, но оно известно Кришне. Он знает, в чем мы нуждаемся.

#00:22:19#

Я читал книгу, посвященную гомеопатии, пособие, медицинский справочник, и там был описан следующий симптом: если твой сын без всяких причин плачет, всегда плачет, ты берешь его на колени, усаживаешь на колени, он продолжает плакать, ты кладешь его в постель, он продолжает плакать. Многочисленные симптомы он демонстрирует, но он всегда плачет. Ты успокаиваешь его, а он продолжает плакать, не прекращает плакать. Он чего-то хочет. Так чего он хочет, чего же он хочет? Ему нужна доза ромашки. Доктор так чудесно выразился, в материальной медицине говорится: «Если твой сын ничем не удовлетворен и постоянно плачет, знаешь ли ты, чего он хочет? Ему нужна порция ромашки. Дай ему ромашку, и он прекратит плакать».

#00:23:34#

Кришна знает, в чем мы нуждаемся. Мы плачем о том, о другом, о третьем, о пятом, десятом… Мы думаем, что это — мое, это — твое, это — моя зона, это — твоя зона. Мы ничем не удовлетворены в этом бренном мире. Но Кришна знает, что нам нужно — нам нужна преданность Ему.

#00:23:57#

кр̣ш̣н̣а джагатера гуру кр̣ш̣н̣а ва̄н̃чха̄калпатару

Тогда Он даст нам эту преданность, на̄вика се бхава-па̄ра̄ба̄ре. Какое лечение нам необходимо, Кришне это известно. Он выведет нас из этой иллюзорной среды и приведет нас в трансцендентную обитель, на̄вика се бхава-па̄ра̄ба̄ре.

#00:24:28#

хр̣дойа пӣд̣ита джа̄’ра кр̣ш̣н̣а чикитсака та̄’ра
               бхава-рога на̄ш́ите чатура[7]

Он знает, что мне необходимо.

кр̣ш̣н̣а-бахирмукха джоне према̄мр̣та-битаран̣е
            краме лойа ниджа антах̣пура

#00:24:54#

Кришна покажет нам, как идти по этому пути, в каком направлении и как. Кришна позаботится обо всем, что необходимо, если мы предадимся Ему. Необходимо лишь отправиться, прийти к соответствующему доктору со следующим умонастроением: «Я не удовлетворен ничем». Но в чем состоит мое удовлетворение, Ему это известно, и Он позаботится обо всем. Необходимо лишь обратиться к Нему, предаться Ему. Таков смысл этой шлоки, бенгальского выражения.

#00:25:35#

видхи-ма̄рга рата джоне
сва̄дхӣната̄ ратна да̄не
ра̄гама̄рге кара̄на правеш́а[8]

Существует практика, в рамках которой необходимо следовать правилам и предписаниям. Вначале необходима практика — следование правилам и предписаниям — для того, чтобы была утверждена органическая система, органическое целое. Однако человек не удовлетворен этой практикой, ему необходимо нечто большее, и тогда ему дается рага-марга сева. Когда человек начинает испытывать потребность в этом, тогда Кришна посылает ему Гуру, неотличного от Него самого, способного дать этому человеку эту рага-марга севу.

#00:26:20#

према̄мр̣та-ва̄ри-дха̄ра̄ сада̄ па̄нарата та̄̐’ра̄
          кр̣ш̣н̣а та̄̐ха̄дера бандху пати[9]

И человек вступает в обитель Кришны. Такая удачливая джива-душа обретает взаимоотношения, эксклюзивные взаимоотношения с Кришной.

#00:26:44#

Существует четыре вида расы, экстаза, экстатических взаимоотношений с Кришной: дасья, сакхья, ватсалья и мадхура. Эти взаимоотношения уместны для меня, и Кришна даст мне то, что я выбираю, именно эти отношения с Собой. Эти отношения вечные.

#00:27:18#

Это наше окончательное место назначения. Тот, кто следует линии Шрилы Рупы Госвами, тот в конечном счете достигает мадхура-расы. В мадхура-расу включено все, все виды отношений включены в нее. Но также присутствует разнообразие, многообразие игр Кришны. Те, кто принадлежат к сакхья-расе, тоже играют в цвете мадхура-расы. И мадхура-раса скрытым образом проявляется в ватсалья-расе.

#00:28:13#

Когда мы обнимаем ребенка, то радость испытывает отец ребенка. Глядя на лицо ребенка, мы вспоминаем отца ребенка. Связь с мадхура-расой присутствует повсюду, потому что мадхура-раса — высшее и окончательное явление. И рупануга-сампрадая движется в этом направлении. Рупа Госвами — учитель эксклюзивной линии преданности, мадхура-расы. Но это очень высокий образ мыслей, и не только образ мыслей, но очень возвышенная концепция.

#00:29:10#

В настоящее время мы находимся здесь, в этом бренном мире, а цель там [в духовном мире], поэтому мы должны пытаться идти осторожно, бдительно пытаться достичь этого положения, быть осторожными на пути. Это означает, что существует наш величайший враг. Этот величайший враг есть вайшнава-апарадха — оскорбление вайшнава. Я не знаю того, кто принадлежит к линии сознания Кришны, я не знаю этого человека, я не знаю, каковы его способности, насколько возвышен он или низмен, каково его положение, но даже если его положение самое незначительное, мы не должны оскорблять этого человека.

#00:30:09#

Такого рода пример мы видим. Возвышенный вайшнав всегда почитает того, кто занимает самое незначительное положение. Мы знаем этот пример — Шринги Муни проклял Парикшита Махараджа. Парикшит Махарадж мог легко проигнорировать это проклятие, поскольку он был достаточно могущественным для этого, однако он оказал почтение проклятию этого брамина, он не захотел оскорблять брамина, оскорблять Кришну. В конечном счете оскорбление — в адрес Кришны. Любое оскорбление, которое мы совершаем в адрес вайшнава, — это оскорбление Кришны, и Кришна не будет счастлив. Поэтому мы должны избежать вайшнава-апарадхи, поскольку вайшнава-апарадха есть наш величайший враг. И мы можем избежать вайшнава-апарадхи очень легко, следуя процессу, который дал нам Махапрабху. Это:

#00:31:18#

тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣нуна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[10]

Воспевай Харе Кришна с этими тремя качествами, и тогда не будет никакой возможности того, что ты оскорбишь вайшнава.

#00:31:43#

Однажды Бхактивинод Тхакур дал одно объяснение, замечательное объяснение. Он сказал: «Мы раздаем пищу беднякам, и что мы получаем? Мы получаем пунью, но пунья не есть наша цель, получение пуньи не есть наша цель. Так какова же наша цель? Наша цель — раздавать прасадам». Если тысячи людей приходят к нам, и мы раздаем им еду, это не есть наша цель. Так можно заработать пунью, добродетель, заслугу, проистекающую из добродетели, но это не наша цель. Какова наша цель? Если когда-то в один прекрасный день придет вайшнав и примет прасад, тогда к нам придет сукрити. И сукрити это будет вечной природы, и сукрити приведет меня в обитель Кришны. Это цель нашей жизни. Это должно быть ясно нам.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Джахнави Прия Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас




[1] «Никогда не раскрывай это сокровенное знание человеку, не способному обуздывать свои чувства, лишенному преданности, жертвенности или завидующему Мне» (Бхагавад-гита, 18.67).

[2] Вартма-прадаршака-гуру — та личность, которая впервые пробудила в душе интерес к духовной жизни и традиции, наметила связь с духовными истинами. Чайтья-гуру — внутренний Гуру, направляющий ищущего, подсказывающий направление изнутри. Шикша-гуру — наставляющий духовный учитель. Дикша-гуру — инициирующий духовный учитель, формально дающий связь человеку с той или иной духовной традицией.

[3] «В шикша-гуру следует видеть самого Кришну. Господь Кришна проявляется в образе Сверхдуши и в образе Своего величайшего преданного» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.47).

[4] «Не уполномоченный Кришной не способен распространять движение санкиртаны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.11).

[5] На према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау, кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум / вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄, бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄ — «В моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, я живу бесцельно, словно букашка» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

[6] «Слушайте, мудрейшие ценители духовных вкусов! Трансцендентные качества Кришны неизмеримы; невозможно описать Его бесчисленные божественные качества» («Кальяна-калпатару», Гуна-киртан, 2.1).

[7] «Кришна исцеляет тех, у кого больное сердце, ибо только Он может устранить болезни материального существования. Раздавая нектар упоительной любви даже враждебно настроенным душам, Он постепенно возвращает их в Свою обитель» («Кальяна-калпатару», Гуна-киртан, 2.2).

[8] «Постепенно Кришна награждает сокровищем независимости тех, кто привязан к пути правил и предписаний, открывая им доступ к пути спонтанного любовного служения» («Кальяна-калпатару», Гуна-киртан, 2.4).

[9] «Кришна — самый дорогой друг и супруг тех, кто неизменно утоляет жажду из источника восторженных слез любви» («Кальяна-калпатару», Гуна-киртан, 2.5).

[10] «Непрестанно воспевать Святое Имя Кришны может лишь тот, кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, относится с почтением к другим и не ждет почтения к себе» («Шри Чайтанья Махапрабху. «Шикшаштакам», 3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования