«Временное и вечное предназначение». Фрагмент лекции Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа из цикла «Просто о трансцендентном»

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.8 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Временное и вечное предназначение

(из цикла «Просто о трансцендентном»)

 

Вопрос: На многих лекциях говорилось, что наша жизнь — это рождение, болезнь, смерть, снова рождение и так далее, колесо. Нужно стремиться выйти из этого колеса, покинуть его. К примеру, я врач, и мне нравится помогать людям в этом материальном мире, это доставляет мне удовольствие. Я не мучаюсь здесь, мне нравится эта жизнь. Я готов идти по духовному пути, практиковать. Но почему я должен стремиться выйти из этого круга?

#00:01:08#

Шрила Авадхут Махарадж: Я понял, что вам, как врачу, нравится помогать людям уходить из жизни. [Смех.] Или вы можете сказать: «Я именно тот самый врач, который прерывает череду рождений и смертей, и мне это нравится». [Смех.] Однажды я спросил у своего друга-врача: «Сколько смертей на твоем счету?» Он ответил: «У хорошего врача много». Вопрос в чем?

Вопрос: Зачем стремиться выходить из этого круга перерождения?

#00:01:43#

Шрила Авадхут Махарадж: Очень хороший вопрос. Во-первых, то, что вы сказали, очень важно. Вам нравится облегчать страдания живых существ. Предположим, вы — врач, и к вам приходят люди, которые страдают. Вы облегчаете их страдания. Как доктор доктору я вам приведу пример. Сейчас очень модно изучать ведическую психологию, отношения мужчин и женщин, дети-семья-деньги, как правильно поставить свой ведический бизнес, чтобы клиенты не уходили… [Смех.]

#00:02:32#

Я шучу. Но, на мой взгляд, сейчас очень много такого околодуховного контента. Люди приходят к таким психологам-гуру, и им говорят, что нужно действовать так или иначе. Но как доктор вы понимаете, что можно человека подлечить, например, обезболивающей таблеткой (если у него зуб болит). Но если вы придете к хорошему дантисту, он скажет, что нужно делать операцию, резать, это очень больно. Он, конечно, вколет обезболивающее, но необходима операция.

#00:03:18#

Мы понимаем, что обезболивающее не является подлинным лекарством. В Индии врачей называют кавираджами (поэтами). Например, Кавирадж Госвами. Есть два типа кавираджей: те, кто врачует тело и ум, и те, кто врачует душу. Я предлагаю вам переключиться на более глубокую медицину — врачевание души. Мы понимаем, что в первую очередь нужно вылечить себя. Мы можем сколько угодно помогать другим, но если больны мы, то эта помощь не подлинная.

#00:04:04#

Мы должны помнить о своей душе, о своем сознании. Вы должны стать духовным человеком и не просто помогать живым существам в промежутке между рождением и смертью. Помощь может быть разной. Есть подлинная, вечная, абсолютная помощь. Мы ведь не можем сравнить, например, помощь, которую оказывал Христос или Будда, и помощь врача из лазарета. Это разная помощь.

#00:04:33#

В целом ваше умонастроение правильное: любой человек должен действовать в этом материальном мире, думая, что он своей работой служит Господу, и это должно приносить ему удовлетворение и радость. Мы же не говорим, что в этом материальном мире радости нет, мы не сравниваем этот мир ни с концлагерем, ни с Диснейлендом или ослиным островом из «Незнайки на Луне», где все коротышки катаются на каруселях. Этот мир не Диснейленд, хотя в Петербурге есть «Чудо-остров»… Помните: коротышки, попадая на чудо-остров, становились ослами. Носов высказал идею, что человек деградирует, безмерно наслаждаясь, а труд и служение человека возвышают. В принципе, это общечеловеческие истины.

#00:05:26#

Вайшнавы спрашивают: какой труд и ради чего? Осел тоже трудится: ходит по кругу, перемалывает семена или воду выкачивает. Но мы говорим о другом труде: любовный труд для удовлетворения Господа. Постепенно этот труд переходит в глубокие взаимоотношения с Господом. Я не знаю, какие лекции вы слушаете, наверняка наших коллег. Разорвать череду рождений и смертей — это базовая идея, святых это не волнует. Бодхисаттвы готовы служить Господу в любом мире, на любом уровне, поэтому-то они и есть осознавшие себя души.

#00:06:27#

Я поздравляю вас. Ваша мысль близка к правде. Как говорил Гуру Махарадж: «гениально, но неправильно». То есть мысль ваша хороша, но теперь ее надо развернуть в правильном, духовном русле: нужно стать врачом душ человеческих (по ходу, конечно, можно отрезать ноги-руки — мы не против). Может быть, вы — замечательный врач, прекрасный человек, но то добро, которое вы делаете, находится в рамках мирского добра. Безусловно, когда человек совершает любое добро, пусть мирское, он испытывает удовлетворение. Когда хороший плотник или токарь точит заготовку, он трезв и понимает, что это часть самолета или космического корабля, конечно, его эго говорит ему: «Вау!»

#00:07:25#

Нужно понимать также проекции нашего эго. Обратили внимание, в голливудских фильмах герой уже не Америку спасает, а Вселенную? Но другие говорят: ты — ничтожное живое существо, букашка. Вселенная сама себя спасет, не переживай. Когда человека не будет, планета очень быстро восстановится.

#00:07:59#

Таким образом, Веды задают вопрос: кто такой человек? Словами классиков: кто я — тварь дрожащая или право имею? Быть или не быть? Веды говорят: пока ты живешь, как эгоист (расширенный эгоизм — это спасать родину, вселенную, страну), все находится в рамках животной жизни, потому что распространяется на твою профессию, на твое племя. Например, ты сириец, а это турок; мы — русские, а эти — украинцы… В этих рамках ты — животное, не реализованное существо.

#00:09:13#

Веды считают, что человеческая природа проявляется на высших ступенях. Мы не говорим о человеке как о виде, но подразумеваем некое высшее его предназначение. Человек проявляется тогда, когда он устанавливает отношения с Господом и начинает рассматривать себя как Его частичку. Тогда эти идеи — враги, друзья, добро, зло — отходят на задний план, и на первый план выходят отношения человека с Богом и Его окружением. Но это возможно лишь на подлинном духовном пути.

#00:09:56#

Мы часто приводим в пример религии, последователи которых воюют с криками «Аллаху акбар!» Они говорят в молитве, отрезая кому-нибудь голову: «Господь милостивый и милосердный». Но никто из них самих не несет эти милость и милосердие. То есть мы видим проявление невежества в этом мире под видом альтруизма, религии, гуманизма.

#00:10:38#

Естественно, когда человек испытывает счастье в невежестве, он рад. Например, вы можете пойти и начать наливать всем бомжам; как Махарадж сказал, можно лечить разбойников, чтобы они больше занимались разбоем. Поэтому Веды говорят: найди корень всего и лей на него воду. Я бы на вашем месте задал другой вопрос: будучи доктором, леча людей, могу ли я как-нибудь служить Господу? Конечно. Безусловно.

#00:11:27#

Другой вопрос: а то удовлетворение, которое приходит, — удовлетворение души или эго? Тут есть тонкий момент: если вы лечите людей и понимаете, что это ваше божественное предназначение, и вы — преданная душа, тогда — это дхарма или свадхарма [естественное призвание]. Если нет такого глубокого понимания, тогда это на уровне эго и чувств, иллюзорная деятельность. Веды не просто говорят о хорошей или плохой деятельности. В конечном итоге Арджуна должен был сражаться со своими родственниками на поле битвы Курукшетра. С социальной точки зрения это казалось нелепым, но Кришна попросил его это делать.

#00:12:19#

Поэтому у некоторых людей к Кришне есть вопросы. Но Кришна объяснил все в Бхагавад-гите, почему нужно всех убить. Он не сказал: нужно всех замочить, кричи «Кришна акбар!» и отрезай головы. Кришна сказал, как замочить, почему и для чего. И Арджуна понял: «Я нахожусь сейчас на поле боя, и это — дхарма-кшетра Курукшетра[1], это поле деятельности человека, где я буду вынужден соприкасаться с добром и злом, делать выбор. У меня не получится убежать, я должен буду сделать выбор». Это основная наша задача. С мирской точки зрения этот выбор может быть отнюдь не в нашу пользу. Иисус не жил по закону Дарвина «выживает сильнейший». Мы видим, что великие святые не действуют ради своих временных интересов, наоборот — ради вечного они готовы принести в жертву временное, поэтому мы рассматриваем их как великих учителей.

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] См. Бхагавад-гита, 1.1.

 

← «Успех: миф и реальность». Шрипад Б. С. Хришикеш Махарадж. Беседа в формате Vedic talk. 3 декабря 2016 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· «Флейта Кришны» (с переводом). Бхакти Судхир Госвами. 5 декабря 2016 года. Гупта Говардхан →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования