«Концептуальный акцент Шри Чайтанья Сарасват Матха». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Из цикла «Просто о трансцендентном»



скачать (формат MP3, 6.57M)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Концептуальный акцент
Шри Чайтанья Сарасват Матха

(из цикла «Просто о трансцендентном»)

 

Шридхар Махарадж часто приводит выражение одного из великих английских поэтов: «Либо быть царем в аду, либо быть слугой в раю». Наше стремление занять главенствующее положение привело нас в мир материи, где нам позволено это сделать. Но сам по себе мир, в котором мы с вами находимся, двойственный, временный, смертный, иллюзорный. Он не стоит того, чтобы здесь занимать какое-то верховное положение, потому что здесь все иллюзорно, и это верховное положение ценно лишь в понимании нашего ложного эго.

#00:00:57#

Но в мире любви, в мире гармонии, в мире Кришны, где мы должны по своей природе находиться, мы увидим, что положение слуги естественно, потому что мы хотим отдавать и любить. Святые говорят: Кришна является источником любви, а преданные являются любящими. И, анализируя положение любящего, святые писания говорят, что оно выше, то есть любить выше, чем быть любимым.

#00:01:35#

И в этой связи Кришна принимает удивительную форму Шри Чайтаньи, потому что только в форме Шри Чайтаньи Кришна Сам может быть любящим. Сам Кришна — источник любви, Он знает, что Его любят преданные, Он говорит: «Мои преданные испытывают счастье в миллионы большее, чем Я». Об этом написано в четвертой главе «Чайтанья-чаритамриты». Кришна открывает это положение преданного: быть преданным выше, чем быть Самим Господом. Как бы это ни было удивительно, но любить Господа — это удивительная способность.

#00:02:09#

Господь Сам думает иногда: «Как же они Меня любят? Может быть, Я могу испытать это чувство?» Но это вовсе не значит, что Кришна занимает какое-то посредственное положение: как Раса-радж Он может наслаждаться принятием любви Своих преданных, так и в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, испытывая чувство любви. В этой связи мы можем перейти к наиболее поклоняемому аспекту Божественного в нашем Матхе. Это Радхарани, потому что Она любит. Если бы не было Радхарани, был бы только Кришна и преданные, тогда Кришна не был пурнам, полным. Мы видим, что Кришна — это источник Любви, а Радхарани — это Сама Любовь, Которая отдает, поэтому Ее подчиненное, с одной стороны, полностью зависимое от Кришны положение ставит Ее на высочайший пьедестал.

#00:03:13#

В нашей традиции мы поклоняемся Шримати Радхарани, это наш акцент. Неофиты поклоняются Кришне как источнику Любви, но мы поклоняемся Самой Любви, потому что в писаниях говорится, что чему мы поклоняемся, частью того мы и становимся. Поэтому поклонение Радхарани в нашей традиции является принятием Ее прибежища.

#00:03:46#

Возвращаемся к нашей песне, которую пишет Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он рассматривает духовного учителя как энергию Господа. Так же, как и Радхарани — Она Его энергия.

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д...[1]

Радхарани и Кришна — это шакти и шактиман, Они занимают равное положение, тем не менее Радхарани, будучи подчиненной, рассматривается как высочайшая. Почему? Потому что Она приносит счастье Кришне. Кришна приносит счастье всем остальным, Она приносит счастье Кришне.

#00:04:22#

В этой связи Гуру рассматривается также как подчиненная энергия, то есть он удовлетворяет Кришну, и мы видим в нем проявление Радхарани. В высшем смысле, Гуру Махарадж всегда говорил, мы увидим, что настоящий Гуру — это Радхарани. Гуру Махарадж в своих лекциях часто приводит различные истории из священных писаний. Одна из них — история на Кусум-сароваре (мы часто бывали там во Вриндаване).

#00:05:02#

Гопи собирали цветы, и вдруг появилась одна юная девочка. Радхарани сказала: «О, какая прекрасная новая девочка пришла к нам! Кто ее привел?» — «Ее привела Рупа Манджари». (Рупа Манджари — это Рупа Госвами, лидер нашей духовной традиции.) Радхарани была очень довольна: «Да, эта девочка прекрасна. Она может совершать столь много служения, — и прославила Рупу Манджари: — Рупа Манджари занимает столь удивительное положение, она столь многих может привести ко Мне!» Рупа Манджари занимается тем, что ищет удивительных слуг.

#00:05:45#

Это очень возвышенная идея. Может быть, она не связана с нашим сегодняшним положением, тем не менее в мире нашей веры мы всегда должны помнить, что наши учителя связаны с высшим миром, и все, что происходит здесь и сейчас… как ребенок: попадает в детский сад, в школу, начальные классы, потом все это транслируется в его взрослой жизни, может быть, через многие годы. Также мы с вами должны помнить о том, что сейчас, практикуя бхакти-йогу, садхана-бхакти… Что такое садхана-бхакти? Это служение с правилами и предписаниями. Ребенок приходит в музыкальную школу, ему не дают сразу же сыграть сонату или сочинить произведение. Ему говорят: «Играй ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си». Ребенок играет по нотам, долго, может быть, шесть-семь лет, сначала он играет «В траве сидел кузнечик», какие-то простые вещи, потом он играет Баха, Шуберта, Бетховена. Но в какой-то момент, когда он уже овладел техникой игры, и его сознание способно переносить мысли в музыку, тогда он уже может сесть за рояль и начать играть импровизацию.

#00:07:07#

Так же и мы: сейчас играем по нотам «В траве сидел кузнечик», потом еще какие-то песни, еще… Но в определенный момент, когда наше сознание лишится духа эксплуатации, когда бхакти займет наше сердце и сознание, мы сможем проявить некое чувство любви к Господу. Но до этого момента, может быть, предстоит пройти много жизней.

#00:07:33#

Писания не считают, что бхакти — это некая ограниченная идея. Некоторые вайшнавские миссии считают, что ты будешь повторять столько-то кругов, совершать столько-то поклонов, и в конце жизни ты попадешь в мир Кришны. В этом случае эта идея является ограниченной — какой-то одной жизнью или внешними вещами. Мы считаем, что бхакти — явление вечное. Пока мы не обретем с вами вечное положение в вечном мире, мы не сможем обрести до конца бхакти.

#00:08:06#

Говорится:

чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи...[2]

«Я хочу, чтобы из жизни в жизнь эта возможность бхакти приходила ко мне». Шридхар Махарадж говорит о том, что если мы ценим бхакти, тогда бхакти придет к нам. Если мы считаем: «Я попытался попрактиковать бхакти несколько лет — у меня ничего не получилось. Может быть, надо йогой заняться или Шиве поклоняться, или Кали…» Потому что это проще гораздо. Или в христианстве: пришел, покаялся, и ты уже в раю. Тогда мы не можем оценить по-настоящему любовь. Любовь — это вечная цель души. В этой связи мы недостойны бхакти.

#00:08:48#

Но Шридхар Махарадж говорит: если мы верим, что бхакти столь возвышенна, столь прекрасна, может быть, нам придется потратить миллионы жизней, чтобы прийти к бхакти, тогда в этом умонастроении мы достойны практики бхакти, потому что тогда мы понимаем, что это высшая цель бытия живого существа. Харе Кришна!

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Сварупа Дамодар Госвами; приводится в « Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

[2] Чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи, дивйа-джн̃а̄на хр̣де прока̄ш́ито / према-бхакти джа̄ха̄ хоите, авидйа̄ вина̄ш́а джа̄те, веде га̄йа джа̄̐ха̄ра чарито — «Ты — мой господин из жизни в жизнь, тот, кто одарил меня трансцендентным ви́дением. По твоей милости в моем сердце проявилось божественное знание, дарующее преданность и любовь и побеждающее невежество. Ведические писания воспевают твои качества» (Шрила Нароттам Дас Тхакур, «Шри Гуру-вайшнава Махатмья-гити», 3).

 



←  Шлока | «Шримад-Бхагаватам», 10.82.48 || Sloka | Srimad-Bhagavatam, 10.82.48 ·• Архив новостей •· Новости из Ярославля за период с 25 июня по 6 июля 2016 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Концептуальный акцент
Шри Чайтанья Сарасват Матха

(из цикла «Просто о трансцендентном»)

 

Шридхар Махарадж часто приводит выражение одного из великих английских поэтов: «Либо быть царем в аду, либо быть слугой в раю». Наше стремление занять главенствующее положение привело нас в мир материи, где нам позволено это сделать. Но сам по себе мир, в котором мы с вами находимся, двойственный, временный, смертный, иллюзорный. Он не стоит того, чтобы здесь занимать какое-то верховное положение, потому что здесь все иллюзорно, и это верховное положение ценно лишь в понимании нашего ложного эго.

#00:00:57#

Но в мире любви, в мире гармонии, в мире Кришны, где мы должны по своей природе находиться, мы увидим, что положение слуги естественно, потому что мы хотим отдавать и любить. Святые говорят: Кришна является источником любви, а преданные являются любящими. И, анализируя положение любящего, святые писания говорят, что оно выше, то есть любить выше, чем быть любимым.

#00:01:35#

И в этой связи Кришна принимает удивительную форму Шри Чайтаньи, потому что только в форме Шри Чайтаньи Кришна Сам может быть любящим. Сам Кришна — источник любви, Он знает, что Его любят преданные, Он говорит: «Мои преданные испытывают счастье в миллионы большее, чем Я». Об этом написано в четвертой главе «Чайтанья-чаритамриты». Кришна открывает это положение преданного: быть преданным выше, чем быть Самим Господом. Как бы это ни было удивительно, но любить Господа — это удивительная способность.

#00:02:09#

Господь Сам думает иногда: «Как же они Меня любят? Может быть, Я могу испытать это чувство?» Но это вовсе не значит, что Кришна занимает какое-то посредственное положение: как Раса-радж Он может наслаждаться принятием любви Своих преданных, так и в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, испытывая чувство любви. В этой связи мы можем перейти к наиболее поклоняемому аспекту Божественного в нашем Матхе. Это Радхарани, потому что Она любит. Если бы не было Радхарани, был бы только Кришна и преданные, тогда Кришна не был пурнам, полным. Мы видим, что Кришна — это источник Любви, а Радхарани — это Сама Любовь, Которая отдает, поэтому Ее подчиненное, с одной стороны, полностью зависимое от Кришны положение ставит Ее на высочайший пьедестал.

#00:03:13#

В нашей традиции мы поклоняемся Шримати Радхарани, это наш акцент. Неофиты поклоняются Кришне как источнику Любви, но мы поклоняемся Самой Любви, потому что в писаниях говорится, что чему мы поклоняемся, частью того мы и становимся. Поэтому поклонение Радхарани в нашей традиции является принятием Ее прибежища.

#00:03:46#

Возвращаемся к нашей песне, которую пишет Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он рассматривает духовного учителя как энергию Господа. Так же, как и Радхарани — Она Его энергия.

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д...[1]

Радхарани и Кришна — это шакти и шактиман, Они занимают равное положение, тем не менее Радхарани, будучи подчиненной, рассматривается как высочайшая. Почему? Потому что Она приносит счастье Кришне. Кришна приносит счастье всем остальным, Она приносит счастье Кришне.

#00:04:22#

В этой связи Гуру рассматривается также как подчиненная энергия, то есть он удовлетворяет Кришну, и мы видим в нем проявление Радхарани. В высшем смысле, Гуру Махарадж всегда говорил, мы увидим, что настоящий Гуру — это Радхарани. Гуру Махарадж в своих лекциях часто приводит различные истории из священных писаний. Одна из них — история на Кусум-сароваре (мы часто бывали там во Вриндаване).

#00:05:02#

Гопи собирали цветы, и вдруг появилась одна юная девочка. Радхарани сказала: «О, какая прекрасная новая девочка пришла к нам! Кто ее привел?» — «Ее привела Рупа Манджари». (Рупа Манджари — это Рупа Госвами, лидер нашей духовной традиции.) Радхарани была очень довольна: «Да, эта девочка прекрасна. Она может совершать столь много служения, — и прославила Рупу Манджари: — Рупа Манджари занимает столь удивительное положение, она столь многих может привести ко Мне!» Рупа Манджари занимается тем, что ищет удивительных слуг.

#00:05:45#

Это очень возвышенная идея. Может быть, она не связана с нашим сегодняшним положением, тем не менее в мире нашей веры мы всегда должны помнить, что наши учителя связаны с высшим миром, и все, что происходит здесь и сейчас… как ребенок: попадает в детский сад, в школу, начальные классы, потом все это транслируется в его взрослой жизни, может быть, через многие годы. Также мы с вами должны помнить о том, что сейчас, практикуя бхакти-йогу, садхана-бхакти… Что такое садхана-бхакти? Это служение с правилами и предписаниями. Ребенок приходит в музыкальную школу, ему не дают сразу же сыграть сонату или сочинить произведение. Ему говорят: «Играй ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си». Ребенок играет по нотам, долго, может быть, шесть-семь лет, сначала он играет «В траве сидел кузнечик», какие-то простые вещи, потом он играет Баха, Шуберта, Бетховена. Но в какой-то момент, когда он уже овладел техникой игры, и его сознание способно переносить мысли в музыку, тогда он уже может сесть за рояль и начать играть импровизацию.

#00:07:07#

Так же и мы: сейчас играем по нотам «В траве сидел кузнечик», потом еще какие-то песни, еще… Но в определенный момент, когда наше сознание лишится духа эксплуатации, когда бхакти займет наше сердце и сознание, мы сможем проявить некое чувство любви к Господу. Но до этого момента, может быть, предстоит пройти много жизней.

#00:07:33#

Писания не считают, что бхакти — это некая ограниченная идея. Некоторые вайшнавские миссии считают, что ты будешь повторять столько-то кругов, совершать столько-то поклонов, и в конце жизни ты попадешь в мир Кришны. В этом случае эта идея является ограниченной — какой-то одной жизнью или внешними вещами. Мы считаем, что бхакти — явление вечное. Пока мы не обретем с вами вечное положение в вечном мире, мы не сможем обрести до конца бхакти.

#00:08:06#

Говорится:

чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи...[2]

«Я хочу, чтобы из жизни в жизнь эта возможность бхакти приходила ко мне». Шридхар Махарадж говорит о том, что если мы ценим бхакти, тогда бхакти придет к нам. Если мы считаем: «Я попытался попрактиковать бхакти несколько лет — у меня ничего не получилось. Может быть, надо йогой заняться или Шиве поклоняться, или Кали…» Потому что это проще гораздо. Или в христианстве: пришел, покаялся, и ты уже в раю. Тогда мы не можем оценить по-настоящему любовь. Любовь — это вечная цель души. В этой связи мы недостойны бхакти.

#00:08:48#

Но Шридхар Махарадж говорит: если мы верим, что бхакти столь возвышенна, столь прекрасна, может быть, нам придется потратить миллионы жизней, чтобы прийти к бхакти, тогда в этом умонастроении мы достойны практики бхакти, потому что тогда мы понимаем, что это высшая цель бытия живого существа. Харе Кришна!

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Сварупа Дамодар Госвами; приводится в « Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

[2] Чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи, дивйа-джн̃а̄на хр̣де прока̄ш́ито / према-бхакти джа̄ха̄ хоите, авидйа̄ вина̄ш́а джа̄те, веде га̄йа джа̄̐ха̄ра чарито — «Ты — мой господин из жизни в жизнь, тот, кто одарил меня трансцендентным ви́дением. По твоей милости в моем сердце проявилось божественное знание, дарующее преданность и любовь и побеждающее невежество. Ведические писания воспевают твои качества» (Шрила Нароттам Дас Тхакур, «Шри Гуру-вайшнава Махатмья-гити», 3).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования