«Волны сознания Кришны». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 31 декабря 2021 года. Чиангмай, Таиланд



Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Волны сознания Кришны

(31 декабря 2021 года. Гупта Говардхан)


Почему существуют приливы и отливы в океане? Это в высшей степени естественный феномен, но, говоря «естественный», я использую это слово в расхожем смысле. Это не природный феномен, но феномен божественный. Океан совершает движение в определенном направлении. Возможно, это хороший пример, поскольку есть такое явление, как фаза луны. Лунные фазы означают, что в определенную фазу океан очень бурный, а в другую фазу он относительно спокойный.

#00:00:54#

Игры Кришны подобны этому: они динамичны, они не статичны. Они не стагнируют, они не монотонны. В них не существует лишь одного измерения и одного направления развития или движения. Но сладостная воля Кришны [направляет эти игры]… Примечательно, когда нам говорят о Вриндаване и играх [Кришны] во Вриндаване, в известном смысле, с определенной точки зрения можно увидеть и задать следующий вопрос: «Как во Вриндаване могут быть демоны? Это просто невозможно, немыслимо». Но если мы понимаем концепцию лилы, божественной игры, тогда мы можем даже понять необходимость, потребность в демонах, поскольку Кришна… Нам говорят, кто такой Кришна — это нескончаемый экстаз. Концепция стагнации находится где-то на периферии нашего концептуального восприятия. Как Гуру Махарадж имел обыкновение говорить: «Вода, которая не движется, стагнирует, портится, но когда присутствует течение, движение воды, то вода остается чистой, приносит здоровье и т. д». Игры Кришны во Вриндаване, о чем пишут [вайшнавские] комментаторы-ачарьи, — это игры Безграничного, которое движется со скоростью безграничного в определенном направлении, а экстатичная природа этих игр возрастает, вечно растет. Вечно растущий экстаз.

#00:02:54#

И по контрасту в этих играх наступает время для обеда. Кто-то из персонажей этих игр говорит: «Я голоден!» — «И я голоден, — вторят ему другие, — давайте пообедаем». И они садятся на берегу реки Ямуны, у них у всех есть коробочки с блюдами, которые приготовили их матери. Задумайтесь, матери этих отроков-пастухов являются в высшей степени квалифицированными преданными. Даже утверждать подобное оскорбительно — это преуменьшение их квалификации. Немыслимо, насколько они квалифицированы, что эта квалификация позволяет им быть матерями отроков-пастухов в играх Кришны.

#00:03:47#

Что они сделали такого, чтобы Йога-майя провела кастинг и утвердила их на эти роли? Мы слышим о том, что в играх Кришны кастинг проводит и сценаристом является Йога-майя. Как в Голливуде, когда проводится кастинг, то это отдельный раздел кинематографа. Это является крайне важным: найти подходящего актера на ту или иную роль. Это в известном смысле наука, кто станет играть эту роль. Таким образом, это выдающиеся в своей квалификации преданные, эти женщины, и подразумевается: Яшода — высшая мать Кришны. Яшо-да… джаша, яша означает также «слава». Она одаривает славой других, раздавая, распространяя свои тенденции любовного служения и являя эти тенденции любовного служения в кришна-лиле.

#00:05:02#

Парикшит Махарадж, слыша, когда Яшода видит вират-рупу во рту Кришны… это происходит дважды в рамках этой определенной игры… она заглядывает Ему в рот, и происходит дискуссия о том, не находилась ли вселенная в Его желудке и т. д. и т. п. Она заглядывает Кришне в рот и видит все мироздание. Это нечто выдающееся, из ряда вон выходящее, и Парикшит Махарадж спрашивает:

#00:05:35#

нандах̣ ким акарод брахман
ш́рейа эвам̇ маходайам
йаш́ода̄ ча маха̄-бха̄га̄
папау йасйа̄х̣ станам̇ харих̣[1]

«Что, — спрашивает он, — сделал Нанда Махарадж такого, что позволило ему стать отцом Кришны, который в образе маленького ребенка ползает во дворе его дома?» Тот Кришна, который с определенной точки зрения верховный Брахман, который Парадевата, та Параматма, которую в своей медитации ищут йогины, Он — эта Параматма и Бхагаван. Брахман, Параматма и Бхагаван. И Его экспансии, многочисленные инкарнации, и даже Вишну, аватары, Нараяна, владыка Вайкунтхи, Лакшми-Нараяна, Сита-Рама и столь многие другие аватары и инкарнации.

#00:06:38#

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам…[2]

Сута Госвами услышал «Бхагаватам», тот «Бхагаватам», который поведал Шукадев Парикшиту Махараджу в Шукратале, в окрестностях современного Дели. Впоследствии Сута Госвами произнес этот «Бхагаватам» в Наймишаранье в обществе шестидесяти тысяч мудрецов. И когда он рассказывает о многочисленных аватарах, я думаю, что Шрила Санатана Госвами Прабху говорит: «Нет, не подумай, что Кришна и Баларама — одни из этих аватаров». Поэтому он, Сута, подчеркивает:

#00:07:20#

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам…

Но хотя Кришна всегда находится в середине, в центре, это также нечто таинственное… Таинственная концепция Абсолюта — это всегда середина, золотая середина. Он — вайшья, Он не брамин, и Он не шудра, но Он вайшья. Но это другой таинственный намек, указатель на природу концепции кришна-лилы.

#00:07:54#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
                 нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
                нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа[3]

Гуру Махарадж цитирует Чандидаса, который пишет, что из всех форм жизни человеческая форма жизни — высочайшая. И гуманисты… если вы станете читать Википедию, статью в Википедии о Чандидасе, то вы прочитаете: «Чандидас был одним из первых гуманистов-поэтов в истории бенгальской литературы, который подчеркивал, что человеческие существа занимают высшее положение». [Смеется.] Но Гуру Махарадж говорит: «В действительности Чандидас заявляет нам скрытым, таинственным образом: они считают его предпочтения кришна-лилы чарующими, но в действительности он гуманист, — утверждают они». Но Гуру Махарадж объясняет: «Если все это сложить, то получится следующее: человек занимает более высокое положение, даже нежели чем Бог, но он привязан, с другой стороны, к концепции Кришны, и о чем это говорит? Если привести два положения в гармонию, это говорит о том, что апракрита-лила Кришны, человекоподобные игры Господа Кришны — высочайшие, когда Бог играет в образе человека, когда безгранично движется, живет в среде ограниченных существ, словно одно из этих существ. Это нечто из ряда вон выходящее».

#00:09:42#

В Италии мы были рядом с городом под названием Ассизи. Святой Франциск Ассизский… вы слышали о нем? Ну, конечно, вы не могли не слышать! Святой Франциск… город Сан-Франциско назван в его честь. Сахадев Прабху расскажет вам потом, кто такой святой Франциск. Да ладно, вы знаете, о ком идет речь… брат Солнце, сестра Луна… кто-то слышал об этом? Да-да-да, вот теперь мы знаем, об этом мы слышали. [Смеется.] И я хочу сказать следующее: все видели этот фильм, и там есть сцена, где Папа Римский находится высоко на ступеньках, два человека держат корону над его головой. Она настолько огромная, что ее невозможно носить, она настолько большая и тяжелая — два человека держат ее над его головой. И святой Франциск декламирует свою поэзию: «Брат Солнце, сестра Луна», — это такая своего рода версия нью-эйдж тех событий, жизни святого. У всех перехватило дыхание: «Как ты можешь, как ты осмеливаешься говорить подобное в присутствии Папы!» Затем Папа спускается вниз и заявляет: «Когда-то я был искренним, когда был молод. Боже, помоги мне! Господи Иисусе! Что случилось?» Идея состоит в том, что Бога представляют как некую очень отдаленную высокую фигуру, которую практически невозможно увидеть. Но в концепции Кришны Бог нисходит для того, чтобы занять, казалось бы, низшее положение. И Он, безграничная духовная реальность, живет и движется, действует среди ограниченных существ так, словно Он — одно из них.

#00:11:42#

Сута Госвами думает: «Они могут считать: как и все аватары, Он [Господь Шри Кришна] нисходит сюда через Вишну (именно так аватары нисходят в это измерение бытия, и Кришна поступает так же). Но, возможно, они подумают, что раз происходит так, то Кришна относится к рангу этих аватар». Но то, что конечно, ограничено для Кришны — это еще одна поразительная истина. Гуру Махарадж цитирует это утверждение:

#00:12:12#

майа̄ татам идам̇ сарвам̇,
джагад авйакта-мӯртина̄…[4]

…эка̄м̇ш́ена стхито джагат[5]

Когда Арджуна пребывает в растерянности, он ошеломлен, видя вселенскую форму [Господа]. Кришна, по сути, говорит Арджуне: «Ты Мне скажи, когда с тебя будет достаточно. То, что ты считаешь, — говорит Кришна ему, — великим и безграничным, это всего лишь атомарная частица для Меня». И примечательно, что Арджуна просит прощения, когда он видит вират-рупу. Он до этого сидел с Кришной на одном уровне, он обращался с Ним как с другом, и он просит за это прощения, когда он видит вират-рупу. Но Яшода, увидев вират-рупу, ни за что не извиняется. Когда она видит вселенскую форму мироздания во рту Кришны, то (Гуру Махарадж говорит) [в следующий момент] кошка мяукает, мяу, Кришна устрашается и цепляется за платье матери, чтобы она Его защитила от кошки… «Нет-нет, Он мой сын…» Она забывает об этой вират-рупе.

#00:13:29#

Другой бхагавата-ачарья (я имею в виду других комментаторов «Бхагаватам»), и Сарасвати Тхакур также это упоминает, объясняет: «Каким бы великим ни было то зрелище, что предстало ее взору — вират-рупа, вишва-рупа, — это зрелище вират-рупы айшварьи. Чувство айшварьи не в силах затмить ее материнскую любовь к Нему [Шри Кришне]». Это зрелище вират-рупы не могло выстоять в присутствии такого потока чувств ее сердца, для нее это было скорее лишь секундным осознанием божественности Кришны, Его природы величия, могущества, айшварьи. На мгновение [лишь она поддалась божественной иллюзии], а затем она вернулась в нормальное состояние. Парикшит Махарадж, слыша все это, спрашивает: «Нандах̣ ким акарод брахман… А что он [Нанда Махарадж] сделал? Поскольку теперь верховная реальность ползает во дворе дома Нанды Махараджа, скажи мне, что, какую садхану он совершал, чтобы этого достичь? Какие-то аскезы он совершал? Повторял особые мантры, совершал особую медитацию или занимался благотворительностью? Что он делал, чтобы достичь этого положения?»

#00:14:51#

йаш́ода̄ ва̄ маха̄-бха̄га̄

Здесь [Вишванатх] Чакраварти Тхакур говорит: «Но бхава, благая удача в этом контексте, даже превосходит бхаву Нанды, поскольку во дворе Нанды Кришна, верховная личность Господа, ползает в качестве ребенка, эта реальность сидит на коленях Яшоды и сосет ее грудь». «Что они сделали?» — спрашивает Махарадж Парикшит, и ответ следующий: «Они ничего не делали». [Смеется.] Речь не идет о том, что ты что-то делаешь и в результате этих действий занимаешь это положение — родителя Кришны, но это естественный поток любви в их сердцах, бхакти-расамрита-синдху.

#00:15:40#

В «Бхакти-расамрита-синдху», в разделе, посвященном дивья-бхакти, садхана-бхакти, Рупа Госвами классифицирует преданных, там есть описание категорий преданных. Но когда доходит до рага-бхакти, он говорит: «Эта рага-бхакти настолько свободна и открыта, что в этом разделе я просто приведу вам примеры рага-бхакт, эти описания дадут вам определенные впечатления. На более ранней стадии можно рассматривать последовательный рост [преданности Богу], развитие, но в данном случае, когда некто — чистый преданный Кришны, и спонтанный поток эмоций, любви течет в его сердце… когда речь идет о таких личностях — никакие факторы их не ограничивают».

#00:16:41#

В связи с этим можно заметить следующее, это также примечательно: преданные-неофиты, начинающие преданные, думают и говорят: «Рага-бхакта не следует никаким предписаниям. Мы рага-бхакты, мы хороши тем, что не следуем правилам и предписаниям, это все — чувство в сердце». Но не это составляет рага-бхакти. Говорится: благодаря своей преме — естественному потоку чувств в сердце — никакие правила и ограничения не должны препятствовать этому потоку, то будет отрицанием чистой любви и нежности к Кришне. Речь не идет о том, что они не следуют правилам и предписаниям и поэтому [являются рага-бхактами]… Здесь присутствует определенная разница.

#00:17:41#

Примечательно, [что] «Чайтанья Бхагавата» заканчивается очень таинственным образом. Это окончание даже не похоже на конец книги, она просто обрывается, повествование прекращается. Это не традиционное окончание книги, и на чем она останавливается? Пундарик Видьянидхи, према-нидхи, Вришабхану Махарадж, олицетворенная према… Что говорит Махапрабху? Махапрабху говорит: «Теперь, когда Я увидел его, Моя жизнь [стала] совершенна. Я увидел эту олицетворенную кришна-прему! Он — не видья-нидхи, он — према-нидхи!» Но, так или иначе, он находится в Пури, Пундарик Видьянидхи, и он видит, как панды подносят божеству [Господа Джаганнатха] накрахмаленные одежды. Он думает: «Ну, во-первых, необходимо отказаться от этой практики, потому что одежда становится жесткой. Необходимо отмывать ее от крахмала, лишь затем предлагать ее божеству». И что происходит? Джаганнатх, то есть Баладева и Господь Кришна, являются к нему во сне и дают ему пощечины. И когда он просыпается утром, его щеки раздулись, но он очень счастлив от пощечин Кришны и Баларамы. Они говорят ему: «Зачем ты приходишь сюда, где совершает свое течение поток чувств сердца? Ты вмешиваешься, ты собираешься навязать этим людям [служителям Господа Джаганнатха] правила и предписания и сдержать этот поток».

#00:19:21#

Мы также слышим о том, как Рамануджачарья пришел в Пури и пытался установить там виддхи-марг, правила и предписания. И в ту ночь верховный Господь перенес его в Южную Индию. Милостью верховного Господа это случилось. Идея в том, что «возьми свой виддхи-марг и отправляйся с ним в Южную Индию, устанавливай его там».

#00:19:42#

Однажды мы были в Санкт-Петербурге, и Шрила Гурудев заметил… он, конечно, шутил, но в то же время он сказал… Когда речь зашла о поклонении божествам в храме, он сказал: «Виддхи-марг — это для Индии, не для России [смеется], той страны, где солнце, если оно вообще встает, [остается на небосклоне не долго]…» Иногда оно даже не восходит…

#00:20:10#

— Когда у нас восход солнца [смотрит на часы]?

— Через несколько месяцев.

— Когда восход солнца?

— На следующей неделе. [Смеется.]

А в другое время солнце восходит в десять утра.

— А когда мангала-арати?

— В 8:30. [Смеется.]

— Когда у нас брахма-мухурта?

— В десять утра. [Смеется.]

Таинственная зона… И Гурудев шутливо заметил: «Виддхи-марг для Индии, но здесь… здесь мы можем менять существующие правила».

#00:20:53#

О чем я говорил? Да, и он [Парикшит Махарадж] спрашивает: «Что сделали Нанда Махарадж и Яшода?» Мы не считаем, что есть причинно-следственная связь: они что-то сделали и достигли этого положения. Пураны содержат множество историй, и есть разные смысловые уровни этих историй, как, скажем, в «Гарга-самхите». Возникает вопрос: «Как Радхарани обрела столь великую преданность Кришне?» Речь не идет о том, что Она достигла этого положения. Но для того, чтобы наставить других, этим другим говорят: «Она поклонялась Туласи Деви, Она соблюдала экадаши». И мы говорим: «А, ну в таком случае я хочу обрести преданность, подобную Ее преданности, и я буду поклоняться туласи и соблюдать экадаши, благодаря этому я получу некое таинственное благо».

#00:21:49#

Мы слышим от [Вишванатха] Чакраварти Тхакура, мы узнаем из его комментариев и объяснений к восемнадцатой главе десятой песни «Шримад-Бхагаватам» — брахма-вимохана-лила… Возникает вопрос: «А что если другие личности, помимо Яшоды, хотят стать матерями Кришны?» Как их желание можно исполнить? Когда Брахма похищает коров, для того чтобы создать некий драматизм, привнести некий элемент драматизма в лилу, существует безграничное множество измерений лилы. В определенный момент, когда Кришна отправляется на обед, когда экстаз становится слишком интенсивным и им необходим перерыв, тогда лила направляется в другую сторону. И вот когда они возвращаются с обеда, они видят, что они потеряли коров и телят. «Сиди здесь, наслаждайся обедом, отдыхай, — говорит Кришна, — Я их поищу». Кришна отправляется и видит, что Брахма похитил коров и телят, и Кришна является в образе точных копий этих отроков-пастухов и телят. И говорится, Он играет определенную роль. Кришна видел, как работает лила-шакти, йога-майя, различные типы энергий, и Он также думал: «Это поистине нечто чудесное. Удивительно, как это все происходит!» Время от времени Он также дает высокую оценку, поражается тому, что происходит.

#00:23:47#

Но на протяжении года земного летоисчисления, когда настоящие отроки-пастухи отсутствовали, их матери стали замечать… до этого у них были некие секреты — у всех матерей есть такие секреты… секреты в смысле проявления их любви к детям. И до этого они знали, что хотя у них есть собственные дети — каждая мать больше всего любит собственного ребенка, — но в то же время они чувствовали в глубине сердца, что они испытывают особое влечение к Кришне, хотя Кришна не их родной сын. Опять же, это паракия-бхава, это чувство принадлежности другому… Слышит Яшода: «Ходят слухи о том, что Кришна — не мой ребенок, Он либо Бог (с большой буквы), либо полубог — люди говорят разное». И тогда [возникает] паракия-бхава, тогда возникают еще более интенсивные любовь и нежность, которые приближают Кришну к ней в ее уме. Это лила-анукулам, это избранный. Это означает а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇[6]. Это высокий уровень. Но, так или иначе, эти матери знали, что иногда, хотя они понимали: «Кришна не мой сын», но: «Я люблю Кришну даже больше своего собственного сына». И это они считали странным: «Теперь я люблю собственного сына так, как я любила Кришну». Они думают: «Что происходит?» Они недоумевают: «Что со мной такое? Я всегда любила собственного сына, но при этом я питала особую любовь и нежность к Кришне, а теперь… мой собственный сын… мой родной сын… я люблю его так, как я любила Кришну. Почему?» Потому, что он и есть Кришна, который является в образе ее собственного ребенка. Это нечто изумительное с любой точки зрения, как это ни проанализируй.

#00:26:10#

То же самое относится к коровам. Мы можем сказать: «Давайте проверим, что там у нас написано в учебнике. Коровы — это шанта-раса». Они относятся к этой расе, но теперь, когда Кришна стал их телятами, коровы думают: «Обычно я питала подобную любовь и нежность только к Кришне, но теперь к своему собственному ребенку я испытываю это чувство, я люблю его, как Кришну». И это дает нам намек, более чем намек на то, как ватсалья-раса распространяет свои пределы и охватывает других особым удивительным образом.

#00:27:01#

Каким был вопрос? Ах да, волны сознания Кришны… Это интересный пример, поскольку особенно в «[Чайтанья-]чаритамритам» [описываются] волны, примеры волн часто используются. Волны экстаза личности Махапрабху… иногда они уподобляются океану… иногда это бушующий океан, океан в таком состоянии. И одной капли этой субстанции достаточно для того, чтобы заполнить, наводнить всю вселенную. Да, ну вот что я хотел сказать. То, что заставило Брахму обыскать Вриндаван, — это то, что превратилось, развилось в брахма-вимохана-лилу. Он слышал, как боги и богини танцуют и ликуют: «Кришна, Кришна, убийца Агхасуры!» Вот что случилось. Когда все эти гандхарвы и прочие [небожители] танцевали и пели, полубоги и полубогини проливали цветочный дождь с небес и поклонялись Кришне, то Брахма, находясь на своей планете, Брахмалоке, нам рассказывают, он услышал звуки этого празднества, ликования, и у него возникло желание узнать, что происходит. И тогда он увидел, как все эти боги и богини поклоняются этому маленькому мальчику как верховному существу, и поэтому он решил испытать Кришну.

#00:28:58#

Но я хотел подчеркнуть следующее: он услышал это. Иногда Гуру Махарадж говорит:

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[7]

И есть другие аналогичные по смыслу шлоки и утверждения, и, как правило, смысл, как его передают, таков: «Мое имя станут воспевать в каждой деревне, в каждом городе этого мира». «Но, — говорит Гуру Махарадж, — иногда эти слова интерпретируют так: „по всей вселенной“». Если это утонченная, тонкая духовная вибрация или самая тонкая духовная вибрация, это означает, что она не ограничена пределами этого мира, где ее можно услышать, но в тонких измерениях ее можно услышать так же, в других мирах.

#00:29:58#

И мы узнаем от Дживы Госвами… он говорит: «Хотя Кали-юга в целом — это нежелательное время, Кали-юга — это океан всяческой скверны, но в силу одного великого достоинства, преимущества кришна-киртана, нам-санкиртаны, в силу этого великого достоинства боги и богини принимают рождение в Кали-югу». По словам Гуру Махараджа, Джива Госвами говорит: «Два положения нежелательны: рождение в низших формах жизни в качестве животного и рождение в высших формах жизни в образе полубога или богини, потому что высшие существа в целом просто наслаждаются эффектами, плодами своей благой кармы. А человеческие существа, человеческое рождение считается лучшим, рассматривается как лучшее». Мы говорили об этом в начале, но теперь уже в другом смысле мы это повторяем, поскольку в этом положении, относительно хорошем или плохом, человек может установить связь с санкиртаной Махапрабху и воспользоваться преимуществом этой связи. Но что станет причиной этого?

#00:31:18#

Гуру Махарадж любит цитировать поэта Магху, который написал знаменитую поэму «Убийство Шишупалы». И в этой поэме, говорит Шрила Гуру Махарадж, он упоминает следующее: «Подобно тому, как нынешнее благо указывает на благоприятное будущее, если человек обладает сознанием Кришны — это указывает на его светлое лучезарное будущее. Природа этого будущего выходит за рамки мыслимого». Но также нынешнее благо указывает на связь с благом прошлым. В прошлом должна была присутствовать некая связь с измерением ниргуна. Это мир сагуна — мир, в котором мы живем: саттва, раджас, тама — три модуса материальной природы. Но ниргуна — то, что выходит за рамки этих трех гун. В данном случае речь идет о духовном мире. Посредники измерения ниргуна — вайшнавы. Шрила Гуру Махарадж говорит: «Нынешняя связь указывает на связь с прошлым». Как? Агьята-сукрити, гьята-сукрити. Неосознанный контакт, взаимодействие, соприкосновение и добровольное сотрудничество. Подобно тому, как наша кошка слышит постоянно киртан, принимает прасадам и даже совершает служение в храме, определенное служение. [Смеется.] Действительно, она совершает севу, это агьята-сукрити. Но также кошка думает: «О, преданным нравится то служение, которое я совершаю». Ее это поощряет, и она старается совершать его лучше. Она сейчас находится в положении, когда она аккумулирует, накапливает сукрити, но эта сукрити пока [буквально] «под землей», скрыта. Пока она еще не видна отчетливо.

#00:33:36#

Как Гуру Махарадж объясняет: когда человек попадает в автомобильную аварию, он лежит без сознания, ему приводят доктора, и первое, что доктор делает ему, — инъекцию. И он говорит пострадавшему: «Если вы меня слышите, то поднимите руку». До этого человек был полностью без сознания, а теперь, когда он подал знак, что слышит врача, врач начинает сотрудничать с ним осознанно. Это — гьята-сукрити. Это добровольное сотрудничество с вайшнавом, когда человек, живое существо, знает, кто он такой, и он готов добровольно сотрудничать. Так вот, измерение ниргуна, посредники ниргуны: садху, шастры, Гуру, вайшнавы, прасадам, нам-санкиртана — многие явления: подобная «инъекция», которую делают тому, кто бессознателен. После «инъекции» внезапно может наступить стадия добровольного сотрудничества с представителями мира ниргуна. Он может не артикулировать это отчетливо, может быть, не способен ясно выразить, что он чувствует — это явление может оставаться скрытым долгое время, но оно присутствует. И различные состояния могут наступить, благоприятные для того, чтобы это явление стало очевидным.

#00:35:05#

Но Гуру Махарадж последовательно объясняет: «Агьята-сукрити, гьята-сукрити… когда сукрити накапливается в известной степени, она развивается дальше и проявляется как шраддха. Вера — это первый росток, который появляется над землей». Когда у человека рождается вера… Однажды Прабхупада выразился об этом крайне просто. «Если кто-то, — сказал он, — увидел преданных и сказал себе: „Дай-ка я послушаю, что они говорят“». Это может быть настолько просто, простосердечная позиция: «Дай-ка я послушаю их речи». Или человек услышал что-то о сознании Кришны и сказал: «Да, мне это нравится». Мельчайшее семя одобрения, просто одобрение, позитивное отношение к преданным. «Мне это нравится!»

#00:35:58#

Я рассказывал об этой девушке… Когда мы проводили «Блок ТВ», записывали программы с Сева Бхавани в Калькутте, там была девушка по имени Апала, она жила по соседству. Бенгальская девочка — подросток, она приходила на эти программы. Она также мне рассказывала, делилась своим опытом, каково это — быть девушкой-подростком в современной Индии, в частности, в Бенгалии. И однажды я ее спросил: «А что тебе нравится в сознании Кришны?» Она ответила: «Все!» Без колебаний она ответила: «Все!» Она не могла выделить один определенный аспект сознания Кришны, который ей нравился бы больше всего. Ей нравилось все! Это говорит о высокой степени развития. И это не случайно, что она, эта девочка, родилась на этой земле.

#00:36:52#

[ш́рӣ] гауд̣а-ман̣д̣ала-бхӯми,
йеба джа̄не чинта̄ман̣и…[8]

С известной точки зрения эта земля Бенгалии — земля драгоценных камней, волшебная субстанция, чинтамани. И Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит… Мы говорим о волнах. Так вот, Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит: «Махапрабху наводнил всю вселенную кришна-премой!» У него есть зрение, позволяющее это видеть: а̄нандам̇ брахман̣о видва̄н[9]. Гуру Махарадж говорит: «В действительности, когда у вас должное восприятие, вы видите, что в конечном счете все есть Кришна». Есть только одна субстанция — адвая-гьяна, есть только Он. Но в то же время есть градация. Это одна и та же субстанция, которая по-разному себя проявляет. Какова ее природа, этой высшей субстанции? А̄нандам̇ брахман̣о видва̄н. Когда ты видишь эту природу, воспринимаешь ее такой, тогда ты воспринимаешь все реалии бытия как экстатические.

#00:37:56#

И по словам Гуру Махараджа, в этой песне Бхактивинод Тхакур рассматривает различные философские школы. Он говорит: «Моя боль и мои страдания проистекают из разлуки с тобой, о Господь Кришна!» Мы должны познакомиться с этой истиной и усвоить ее. Мы должны понять, что источник всех наших, «[источник] всех моих страданий и боли, которую я чувствую, состоит в разлуке с Тобой!» Об этом идет речь. Решение? Враджа ш́аран̣ам̇. Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇[10]. «Слыша о Кришне, говоря о Кришне». Тот, кто приносит нам Кришну в форме божественного звука, священных писаний, тот воистину наш благодетель. Он действительно заинтересован в нас, его сердце печется о нашем благе: парадукха-дукхи вайшнав.

#00:39:08#

«Но я испытываю боль и страдания в силу разлуки с Тобой. Когда я гляжу на этот мир, я вижу, — говорит Бхактивинод [Тхакур], — великое множество измерений жизни, и множество философов приходят ко мне в качестве врачей, дают мне индивидуальные рекомендации. Гаутама, Патанджали, Канада, Джаймини, Будда — все они дают рекомендации: «Попробуй это!» «Но, — говорит Бхактивинод, — в действительности все, что они говорят мне, можно разделить на две группы. Представители одной группы, Джаймини, говорят: «Делай все, что в твоих силах, наслаждайся, насколько можешь, этим миром и будь добродетельным человеком, вот и все». Кармавади говорят: «Ну, я не знаю, существует Бог или нет. Что я могу сказать? Но я знаю разницу между хорошим и плохим. И я поступаю хорошо. Если Бог есть — я поступаю хорошо. Если Его нет — я все равно поступаю хорошо. Необходимо поступать хорошо, правильно, в этом направлении следует идти. Зачем нужны все эти теории о Боге?!» [Смеется.] «И то, что они говорят, — утверждает Бхактивинод, — это очень привлекательно в известном смысле». Будда говорит: «Мы все страдаем». Он не говорит: «Мы страдаем из-за разлуки с Кришной». Мы просто страдаем. «В этом мире нужно растворить, уничтожить ум, и тогда страданию придет конец», — говорят буддисты.

#00:40:44#

Я был на одной конференции в университете в Южной Калифорнии. У меня было двадцать минут [на то, чтобы] выступить. У представителей других традиций [было тоже] по двадцать минут. И вот вышел буддист, каждому давали по двадцать минут, и он сказал: «Если бы я использовал все отведенное мне время, то это противоречило бы нашим принципам». То есть даже использовать много времени, слишком много времени — это неуместно. «И я собираюсь выступить кратко, — сказал он. — Необходимо медитировать на пустоту, и когда ты осознаешь пустоту всего, то в конечном счете эта пустота тебя освободит». Затем мы вышли в туалет, в уборную, и мы стояли над унитазами в кабинках. Вы понимаете, что мы делали там. [Смеется.] Рядом со мной стоял другой выступающий, и он спросил: «Что ты думаешь об этом выступлении?» Я ответил ему: «Я хочу почувствовать себя пустым, потом отвечу». Но в конце выступления этого буддиста я стал аплодировать ему ладонью одной руки. Это известная тема в дзен-буддизме, в чань-буддизме — звук хлопка одной ладони.

#00:42:03#

Так вот, есть предложения этих разных школ философии. По сути дела, они говорят: «Наслаждайся этим миром, пока ты жив». Другие говорят: «Необходимо просто отречься от этого мира, отказаться от него, и тогда ты будешь свободен». Так они решают проблему боли, которую мы испытываем. Но Бхактивинод [Тхакур] говорит: «Теперь я понимаю, что в этом есть смысл. Смысл их пропаганды в том, чтобы отделить тех, кто несерьезен по-настоящему в своем поиске сознания Кришны, от тех, кто ищет чистую преданность». Таким образом, косвенно эти философы оказывают служение, это косвенное служение.

#00:42:51#

Так вот, с точки зрения Прабодхананды Сарасвати, мир полон нескончаемой радости. Но кто-то может спросить: «Как же в Бхагавад-гите Кришна говорит, что этот мир временный, и он полон страданий?» Временное, исполненное страданий место. А теперь Прабодхананда Сарасвати Тхакур утверждает. Видите, он положил конец страданиям. [Смеется.] Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит: «Весь мир полон экстатической радости». Для него. Но у кого есть восприятие, видение, у кого есть подлинное восприятие того, что происходит: у Сарасвати Прабодхананды Тхакура или у того, кто обманут, введен в заблуждение модусами материальной природы?

#00:43:51#

трибхир гун̣а-майаир бха̄ваир
[эбхих̣ сарвам] идам̇ джагат
мохитам̇ на̄бхиджа̄на̄ти
ма̄м эбхйах̣ парам авйайам[11]

В седьмой главе [Бхагавад-гиты] сказано: «Тот, кто введен в заблуждение тремя гунами материальной природы…» И что говорит Кришна? «Поднимись над этими гунами материальной природы, о Арджуна!» Речь идет исключительно о точке зрения восприятия. Мы говорим «самбандха-гьяна», установление отношений [души с Богом]. Иначе говоря, это правильная точка зрения, как ты рассматриваешь, воспринимаешь реальность.

#00:44:32#

Когда Махапрабху видел, как Его преданные играли в воде в Пури, это была одна из их игр. Это такая игра, когда Адвайта Ачарья, который есть Маха-Вишну, лежит на воде, и Махапрабху лежит на Нем, плывет, и все играют как дети. Спутники Махапрабху, Рамананда Рай принимает в этом участие. Кто играет вместе с Ним?.. Сарвабхаума [Бхаттачарья]… Я не в силах припомнить, но когда Он видит, как великие преданные играют, то Махапрабху в определенный момент говорит: «Это неправильно! Они ведут себя как малые дети. Скажите им! Это же все серьезные ученые! Если люди увидят, что они так резвятся и шалят… они должны вести себя как взрослые». Один из Его преданных сказал: «Почему Ты это говоришь?! Если одной капли Твоей кришна-премы достаточно, чтобы затопить все мироздание, можно затопить горы, всю вселенную кришна-премой. Но эти двое подобны двум холмам, и они танцуют в экстатической радости божественной любви, поэтому они так играют. Это не должно Тебя удивлять». Но истина в том, что высшие преданные живут в этом измерении, это следует помнить. Когда вся вселенная затоплена кришна-премой благодаря играм Махапрабху, они живут в этом измерении, и они стремятся поделиться этим с другими.

#00:46:37#

Так Шрила Прабхупада жил во Вриндаване, он мог просто оставаться там, и он мог быть счастлив, живя сам по себе, наслаждаясь «Чайтанья-чаритамритой», наслаждаясь «Шримад-Бхагаватам», святым именем Кришны. Но нам говорят: вайшнава парадукха-дукхи. Это нечто настолько удивительное и прекрасное, а другие люди лишены этого явления — поэтому они страдают, по этой причине, потому что они лишены этого явления. Люди говорят: «Нет-нет, мне просто нужна хорошая работа. Если у меня будет достаточно денег, хорошее место для жизни, какие-то достояния, то я буду счастлив». Это неправда. Вайшнавы понимают, какова в действительности первопричина страданий, и они хотят связать сердца людей с сознанием Кришны.

#00:47:37#

Почему это волны? Потому что в разных частях мира происходит накопление сукрити. Это накопление достигает своей стадии, когда коллективное сукрити людей в определенной области [возрастает], когда достигается точка «взрыва», происходит бум сознания Кришны. Люди начинают интересоваться сознанием Кришны. Даже в современной Кремниевой долине говорят: «Будущее уже здесь, но оно не распределено равным образом». Нечто в этом роде. Существует точка, где сукрити аккумулируется, и происходит взрыв. Существуют области, где сукрити накапливается. Это волны: где-то коллективная сукрити накапливается, происходит прорыв, и люди эту волну воспринимают и становятся затронутыми навсегда этой волной. Затем эта волна устремляется в другом направлении, и там достигается точка «взрыва» и возникает феномен заинтересованности в сознании Кришны. Мы можем приписать это накапливанию и проявлению коллективной сукрити, поэтому мы видим волны то в одной части света, то в другой части света в разные эпохи.

#00:49:04#

Как называется эта страна? Если из Одессы вы хотите поехать в Молдавию, Молдову. Можно поехать либо в объезд, либо по прямой. Как называется эта страна? Приднестровье, Приднестровская Народная Республика[12]. Однажды в Томске я выступал по телевидению на утреннем шоу, и мы были в таком расслабленном состоянии. Интервьюерша спросила у меня: «А каковы масштабы распространения сознания Кришны?» Я в ответ спросил ее: «Вы знаете эту страну — Приднестровье?» Все россияне ее знают, но я не уверен, что знаю, как произносится ее название. Приднестровье, непризнанная территория, самопровозглашенное государство. Если вы туда едете, там есть визовый пункт, вы должны платить за визу. [Смеется.] Ну, могли бы основать свою собственную страну. [Смеется.] Я спросил: «Вы знаете это Приднестровье?» — «Да». И вот я рассказал ей о том эпизоде, когда чиновник, который выдает визу в Приднестровье, увидел меня и немедленно воскликнул: «Харе Кришна!» «Если вы хотите узнать, — сказал я журналистке, — насколько широки масштабы распространения сознания Кришны, то знайте, что о нем знают даже в странах, которые не существуют».

#00:50:21#

Мы знаем о том, как Махапрабху, после того как принял санньясу, Он безумно блуждал в поисках Кришны, и Его состояние, ментальное состояние, было подобно состоянию ребенка.

ка̄ха̄н̇ мора пра̄н̣а-на̄тха муралӣ-вадана
ка̄ха̄н̇ карон̇ ка̄ха̄н̇ па̄н̇ враджендра-нандана[13]

Есть три стадии: так называемое внешнее сознание, но в нашем смысле не подразумевается внешнее сознание, это значит, что Махапрабху до известной степени осознает события внешнего мира… [Итак, три стадии:] полувнешнее, полувнутреннее, полностью внутреннее. И Он блуждал в гопи-бхаве во внутреннем сознании. И постепенно разошлась молва… Следует помнить, боги и богини нисходят в этот мир, и другие [небожители]. Сотня тысяч людей шла за Махапрабху. А Он в экстатическом состоянии пребывал, и иногда слезы катились из Его глаз, подобно [водам] Ганги. Он падал на землю иногда по сто раз за час. Иногда Он останавливался, и дрожь возникала в Его теле: ашта-саттвика-викара — все экстатические симптомы чистой любви к Кришне проявлялись в Его теле одновременно, и сто тысяч человек шли за Ним.

#00:51:49#

Рупа Госвами и Санатана Госвами пребывали инкогнито в тот момент. Они служили в качестве советников [местному] правительству и Наваб Хуссейну Шаху, главе государства, мусульманину. Наваб Хуссейн Шах спросил у Рупы Госвами: «Как ты думаешь, кто такой Чайтанья Махапрабху? За Ним идут сто тысяч человек, и похоже, им за это никто не платит». Рупа Госвами ответил ему: «Можно по-разному понять, кто Он такой и что Он представляет [Собой] с точки зрения священных писаний и с точки зрения экстатических состояний, которые Он демонстрирует». «Но, — сказал Рупа правителю, — ты представитель Бога на земле. Почему бы тебе не спросить себя самого? В глубине сердца как ты думаешь, кто такой Махапрабху?» И правитель ответил: «Я думаю, то, что описано в Коране о верховном Господе, — Он и есть тот самый верховный Господь, который низошел». Таким образом, по-своему он мог что-то воспринимать, он воспринимал божественность Махапрабху.

#00:53:19#

То была волна. Тур Махапрабху по Южной Индии был волной. Когда Он шел по лесу Джарикханда, слоны и тигры танцевали… Гуру Махарадж говорит: «Его вибрация, та вибрация кришна-нама, которую Он создавал, была настолько тонкой, что дикие звери [танцевали]…» А [дикие звери] это души, тело тигра — это «одежда» для дживатмы, так сказать: раджасичная «одежда», [тело] в гуне страсти и тамаса также. Это толстые плотные оболочки. «И дживатма, — говорит Шримад Бхагавад-гита, — оживляет и тело слона, и тело маленького [насекомого]…» Как называется это насекомое? Вы знаете, о ком я говорю, оно похоже на муравья с крыльями. «Одна и та же дживатма оживляет и тело этого крошечного насекомого, и тело тигра, и тело слона». Но это очень толстое покрытие, телесные оболочки сознания, и кришна-нам Махапрабху пронзал все эти оболочки, проникал сквозь них и достигал измерения атмы, и [так] атма достигала своего изначального положения. Даже по-прежнему находясь в телах тигров и слонов, они начинали петь и танцевать, петь и танцевать. И слоны ревели в экстазе.

#00:55:14#

Вы знаете, что в Индии по-прежнему есть дикие слоны. Я думаю, они есть везде. Не по соседству [смеется], но дикие слоны живут и в Таиланде, и в Индии. Так вот, в Бенгалии есть места — рисовые поля, где люди варят пиво под открытым небом. Я не знаю, следует [ли] мне это рассказывать русским [смеется], но вы понимаете, о чем я говорю. Есть огромные искусственные пруды, где пиво ферментируют не в железных чанах, а в водоемах. Иногда к таким местам приходит группа диких слонов, и они выпивают все пиво. И тогда начинается «Москва». [Смеется.] Они сходят с ума, они начинают все рушить и крушить на своем пути. Когда группа пьяных слонов заходит в деревню, они просто сметают все, потому что они опьянены. И представьте, когда Махапрабху шел по Джарикханде, то Он опьянял слонов кришна-намом. Слоны ревели в экстазе, а тигры танцевали и пели, воспевали кришна-нам. Слуга Махапрабху был просто потрясен. Он видел это все, наблюдал своими глазами. Гуру Махарадж говорил, что некоторые преданные, когда встречались с Махапрабху, говорили Ему: «Я слышал о Твоей джарикхандской кампании». [Смеется.]

#00:57:13#

И Он делал это без усилий, это происходило само собой. Он был просто погружен в глубины Своего безумия. И даже когда Он видел в джунглях спящего тигра, Он шлепал его по морде, тигр просыпался, Махапрабху призывал его петь кришна-нам, и тигр начинал это делать. Слуга Махапрабху думал: «О Боже! Что происходит? Теперь Он бьет спящих тигров!» Но тигр просыпался и начинал безумно петь и танцевать. Это еще одна волна.

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Мадхуранан Дас и Нама Рупа Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «Услышав о великой удаче Яшоды, Махараджа Парикшит спросил Шукадева Госвами: „О ученый брахман, сам верховный Господь пил грудное молоко матушки Яшоды. Какие благочестивые поступки совершала в прошлом она и Махарадж Нанда, чтобы достичь такой высоты экстатической любви?“» («Шримад-Бхагаватам», 10.8.46).

2  «Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

3  «Из многочисленных игр Господа Кришны лучше всех Его игры в образе человека. Его человеческая форма — высшая трансцендентная форма. Он одет как пастушок, в руке у Него флейта, и юность Его не увядает. Кроме того, Он непревзойденный танцор. Все это как нельзя лучше подходит Его играм в образе человека» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

4  Майа̄ татам идам̇ сарвам̇, джагад авйакта-мӯртина̄ / мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни, на ча̄хам̇ теш̣в авастхитах̣ — «Знай, что Я в Своей непроявленной форме пронизываю все творение. Все живые существа пребывают во Мне, но Я — вне всего» (Бхагавад-гита, 9.4).

5  Атхава̄ бахунаитена, ким̇ джн̃а̄тена тава̄рджуна / виш̣т̣абхйа̄хам идам̇ кр̣тснам, эка̄м̇ш́ена стхито джагат — [Шри Кришна сказал Своему другу Арджуне:] «Арджуна, стоит ли описывать все Мои безграничные достояния? Одним Своим частичным проявлением Я, как высшая душа, поддерживаю все мироздание» (Бхагавад-гита, 10.42).

6  Анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇, джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там / а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇, бхактир уттама̄ — «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

7  Господь Чайтанья Махапрабху сказал: «Мое имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

8  Ш́рӣ гауд̣а-ман̣д̣ала-бхӯми, йеба джа̄не чинта̄ман̣и, та̄ра хайа враджабхӯми ва̄са — «Кто понимает трансцендентную природу Навадвипы и прилегающей к ней территории, где Шри Чайтанья Махапрабху являл Свои игры, тот всегда обитает во Вриндаване» (Шрила Нароттам Дас Тхакур).

9  А̄нандам̇ брахман̣о видва̄н на бибхети када̄чана — «Знающий блаженство этого Брахмана, никогда не испытывает страха» («Тайттирия-упанишад», 2.3.1).

10  Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

11  Господь Кришна говорит Арджуне: «Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы (благостью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого» (Бхагавад-гита, 7.13).

12  Правильно: Приднестровская Молдавская Республика.

13  «Шри Чайтанья Махапрабху говорил: „Куда исчез владыка Моей жизни, играющий на флейте? Что Мне теперь делать и где искать сына Махараджи Нанды?“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.15).




←  «„Шаранагати“. Шри Виджая Экадаши. „Шри Чайтанья Бхагавата“, глава 12». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 6 марта 2024 года. Абхазия ·• Архив новостей •· “Sri Sri Shivaratri, 2008. Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 6 March 2008. Navadwip Dham, India  →

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Волны сознания Кришны

(31 декабря 2021 года. Гупта Говардхан)


Почему существуют приливы и отливы в океане? Это в высшей степени естественный феномен, но, говоря «естественный», я использую это слово в расхожем смысле. Это не природный феномен, но феномен божественный. Океан совершает движение в определенном направлении. Возможно, это хороший пример, поскольку есть такое явление, как фаза луны. Лунные фазы означают, что в определенную фазу океан очень бурный, а в другую фазу он относительно спокойный.

#00:00:54#

Игры Кришны подобны этому: они динамичны, они не статичны. Они не стагнируют, они не монотонны. В них не существует лишь одного измерения и одного направления развития или движения. Но сладостная воля Кришны [направляет эти игры]… Примечательно, когда нам говорят о Вриндаване и играх [Кришны] во Вриндаване, в известном смысле, с определенной точки зрения можно увидеть и задать следующий вопрос: «Как во Вриндаване могут быть демоны? Это просто невозможно, немыслимо». Но если мы понимаем концепцию лилы, божественной игры, тогда мы можем даже понять необходимость, потребность в демонах, поскольку Кришна… Нам говорят, кто такой Кришна — это нескончаемый экстаз. Концепция стагнации находится где-то на периферии нашего концептуального восприятия. Как Гуру Махарадж имел обыкновение говорить: «Вода, которая не движется, стагнирует, портится, но когда присутствует течение, движение воды, то вода остается чистой, приносит здоровье и т. д». Игры Кришны во Вриндаване, о чем пишут [вайшнавские] комментаторы-ачарьи, — это игры Безграничного, которое движется со скоростью безграничного в определенном направлении, а экстатичная природа этих игр возрастает, вечно растет. Вечно растущий экстаз.

#00:02:54#

И по контрасту в этих играх наступает время для обеда. Кто-то из персонажей этих игр говорит: «Я голоден!» — «И я голоден, — вторят ему другие, — давайте пообедаем». И они садятся на берегу реки Ямуны, у них у всех есть коробочки с блюдами, которые приготовили их матери. Задумайтесь, матери этих отроков-пастухов являются в высшей степени квалифицированными преданными. Даже утверждать подобное оскорбительно — это преуменьшение их квалификации. Немыслимо, насколько они квалифицированы, что эта квалификация позволяет им быть матерями отроков-пастухов в играх Кришны.

#00:03:47#

Что они сделали такого, чтобы Йога-майя провела кастинг и утвердила их на эти роли? Мы слышим о том, что в играх Кришны кастинг проводит и сценаристом является Йога-майя. Как в Голливуде, когда проводится кастинг, то это отдельный раздел кинематографа. Это является крайне важным: найти подходящего актера на ту или иную роль. Это в известном смысле наука, кто станет играть эту роль. Таким образом, это выдающиеся в своей квалификации преданные, эти женщины, и подразумевается: Яшода — высшая мать Кришны. Яшо-да… джаша, яша означает также «слава». Она одаривает славой других, раздавая, распространяя свои тенденции любовного служения и являя эти тенденции любовного служения в кришна-лиле.

#00:05:02#

Парикшит Махарадж, слыша, когда Яшода видит вират-рупу во рту Кришны… это происходит дважды в рамках этой определенной игры… она заглядывает Ему в рот, и происходит дискуссия о том, не находилась ли вселенная в Его желудке и т. д. и т. п. Она заглядывает Кришне в рот и видит все мироздание. Это нечто выдающееся, из ряда вон выходящее, и Парикшит Махарадж спрашивает:

#00:05:35#

нандах̣ ким акарод брахман
ш́рейа эвам̇ маходайам
йаш́ода̄ ча маха̄-бха̄га̄
папау йасйа̄х̣ станам̇ харих̣[1]

«Что, — спрашивает он, — сделал Нанда Махарадж такого, что позволило ему стать отцом Кришны, который в образе маленького ребенка ползает во дворе его дома?» Тот Кришна, который с определенной точки зрения верховный Брахман, который Парадевата, та Параматма, которую в своей медитации ищут йогины, Он — эта Параматма и Бхагаван. Брахман, Параматма и Бхагаван. И Его экспансии, многочисленные инкарнации, и даже Вишну, аватары, Нараяна, владыка Вайкунтхи, Лакшми-Нараяна, Сита-Рама и столь многие другие аватары и инкарнации.

#00:06:38#

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам…[2]

Сута Госвами услышал «Бхагаватам», тот «Бхагаватам», который поведал Шукадев Парикшиту Махараджу в Шукратале, в окрестностях современного Дели. Впоследствии Сута Госвами произнес этот «Бхагаватам» в Наймишаранье в обществе шестидесяти тысяч мудрецов. И когда он рассказывает о многочисленных аватарах, я думаю, что Шрила Санатана Госвами Прабху говорит: «Нет, не подумай, что Кришна и Баларама — одни из этих аватаров». Поэтому он, Сута, подчеркивает:

#00:07:20#

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам…

Но хотя Кришна всегда находится в середине, в центре, это также нечто таинственное… Таинственная концепция Абсолюта — это всегда середина, золотая середина. Он — вайшья, Он не брамин, и Он не шудра, но Он вайшья. Но это другой таинственный намек, указатель на природу концепции кришна-лилы.

#00:07:54#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
                 нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
                нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа[3]

Гуру Махарадж цитирует Чандидаса, который пишет, что из всех форм жизни человеческая форма жизни — высочайшая. И гуманисты… если вы станете читать Википедию, статью в Википедии о Чандидасе, то вы прочитаете: «Чандидас был одним из первых гуманистов-поэтов в истории бенгальской литературы, который подчеркивал, что человеческие существа занимают высшее положение». [Смеется.] Но Гуру Махарадж говорит: «В действительности Чандидас заявляет нам скрытым, таинственным образом: они считают его предпочтения кришна-лилы чарующими, но в действительности он гуманист, — утверждают они». Но Гуру Махарадж объясняет: «Если все это сложить, то получится следующее: человек занимает более высокое положение, даже нежели чем Бог, но он привязан, с другой стороны, к концепции Кришны, и о чем это говорит? Если привести два положения в гармонию, это говорит о том, что апракрита-лила Кришны, человекоподобные игры Господа Кришны — высочайшие, когда Бог играет в образе человека, когда безгранично движется, живет в среде ограниченных существ, словно одно из этих существ. Это нечто из ряда вон выходящее».

#00:09:42#

В Италии мы были рядом с городом под названием Ассизи. Святой Франциск Ассизский… вы слышали о нем? Ну, конечно, вы не могли не слышать! Святой Франциск… город Сан-Франциско назван в его честь. Сахадев Прабху расскажет вам потом, кто такой святой Франциск. Да ладно, вы знаете, о ком идет речь… брат Солнце, сестра Луна… кто-то слышал об этом? Да-да-да, вот теперь мы знаем, об этом мы слышали. [Смеется.] И я хочу сказать следующее: все видели этот фильм, и там есть сцена, где Папа Римский находится высоко на ступеньках, два человека держат корону над его головой. Она настолько огромная, что ее невозможно носить, она настолько большая и тяжелая — два человека держат ее над его головой. И святой Франциск декламирует свою поэзию: «Брат Солнце, сестра Луна», — это такая своего рода версия нью-эйдж тех событий, жизни святого. У всех перехватило дыхание: «Как ты можешь, как ты осмеливаешься говорить подобное в присутствии Папы!» Затем Папа спускается вниз и заявляет: «Когда-то я был искренним, когда был молод. Боже, помоги мне! Господи Иисусе! Что случилось?» Идея состоит в том, что Бога представляют как некую очень отдаленную высокую фигуру, которую практически невозможно увидеть. Но в концепции Кришны Бог нисходит для того, чтобы занять, казалось бы, низшее положение. И Он, безграничная духовная реальность, живет и движется, действует среди ограниченных существ так, словно Он — одно из них.

#00:11:42#

Сута Госвами думает: «Они могут считать: как и все аватары, Он [Господь Шри Кришна] нисходит сюда через Вишну (именно так аватары нисходят в это измерение бытия, и Кришна поступает так же). Но, возможно, они подумают, что раз происходит так, то Кришна относится к рангу этих аватар». Но то, что конечно, ограничено для Кришны — это еще одна поразительная истина. Гуру Махарадж цитирует это утверждение:

#00:12:12#

майа̄ татам идам̇ сарвам̇,
джагад авйакта-мӯртина̄…[4]

…эка̄м̇ш́ена стхито джагат[5]

Когда Арджуна пребывает в растерянности, он ошеломлен, видя вселенскую форму [Господа]. Кришна, по сути, говорит Арджуне: «Ты Мне скажи, когда с тебя будет достаточно. То, что ты считаешь, — говорит Кришна ему, — великим и безграничным, это всего лишь атомарная частица для Меня». И примечательно, что Арджуна просит прощения, когда он видит вират-рупу. Он до этого сидел с Кришной на одном уровне, он обращался с Ним как с другом, и он просит за это прощения, когда он видит вират-рупу. Но Яшода, увидев вират-рупу, ни за что не извиняется. Когда она видит вселенскую форму мироздания во рту Кришны, то (Гуру Махарадж говорит) [в следующий момент] кошка мяукает, мяу, Кришна устрашается и цепляется за платье матери, чтобы она Его защитила от кошки… «Нет-нет, Он мой сын…» Она забывает об этой вират-рупе.

#00:13:29#

Другой бхагавата-ачарья (я имею в виду других комментаторов «Бхагаватам»), и Сарасвати Тхакур также это упоминает, объясняет: «Каким бы великим ни было то зрелище, что предстало ее взору — вират-рупа, вишва-рупа, — это зрелище вират-рупы айшварьи. Чувство айшварьи не в силах затмить ее материнскую любовь к Нему [Шри Кришне]». Это зрелище вират-рупы не могло выстоять в присутствии такого потока чувств ее сердца, для нее это было скорее лишь секундным осознанием божественности Кришны, Его природы величия, могущества, айшварьи. На мгновение [лишь она поддалась божественной иллюзии], а затем она вернулась в нормальное состояние. Парикшит Махарадж, слыша все это, спрашивает: «Нандах̣ ким акарод брахман… А что он [Нанда Махарадж] сделал? Поскольку теперь верховная реальность ползает во дворе дома Нанды Махараджа, скажи мне, что, какую садхану он совершал, чтобы этого достичь? Какие-то аскезы он совершал? Повторял особые мантры, совершал особую медитацию или занимался благотворительностью? Что он делал, чтобы достичь этого положения?»

#00:14:51#

йаш́ода̄ ва̄ маха̄-бха̄га̄

Здесь [Вишванатх] Чакраварти Тхакур говорит: «Но бхава, благая удача в этом контексте, даже превосходит бхаву Нанды, поскольку во дворе Нанды Кришна, верховная личность Господа, ползает в качестве ребенка, эта реальность сидит на коленях Яшоды и сосет ее грудь». «Что они сделали?» — спрашивает Махарадж Парикшит, и ответ следующий: «Они ничего не делали». [Смеется.] Речь не идет о том, что ты что-то делаешь и в результате этих действий занимаешь это положение — родителя Кришны, но это естественный поток любви в их сердцах, бхакти-расамрита-синдху.

#00:15:40#

В «Бхакти-расамрита-синдху», в разделе, посвященном дивья-бхакти, садхана-бхакти, Рупа Госвами классифицирует преданных, там есть описание категорий преданных. Но когда доходит до рага-бхакти, он говорит: «Эта рага-бхакти настолько свободна и открыта, что в этом разделе я просто приведу вам примеры рага-бхакт, эти описания дадут вам определенные впечатления. На более ранней стадии можно рассматривать последовательный рост [преданности Богу], развитие, но в данном случае, когда некто — чистый преданный Кришны, и спонтанный поток эмоций, любви течет в его сердце… когда речь идет о таких личностях — никакие факторы их не ограничивают».

#00:16:41#

В связи с этим можно заметить следующее, это также примечательно: преданные-неофиты, начинающие преданные, думают и говорят: «Рага-бхакта не следует никаким предписаниям. Мы рага-бхакты, мы хороши тем, что не следуем правилам и предписаниям, это все — чувство в сердце». Но не это составляет рага-бхакти. Говорится: благодаря своей преме — естественному потоку чувств в сердце — никакие правила и ограничения не должны препятствовать этому потоку, то будет отрицанием чистой любви и нежности к Кришне. Речь не идет о том, что они не следуют правилам и предписаниям и поэтому [являются рага-бхактами]… Здесь присутствует определенная разница.

#00:17:41#

Примечательно, [что] «Чайтанья Бхагавата» заканчивается очень таинственным образом. Это окончание даже не похоже на конец книги, она просто обрывается, повествование прекращается. Это не традиционное окончание книги, и на чем она останавливается? Пундарик Видьянидхи, према-нидхи, Вришабхану Махарадж, олицетворенная према… Что говорит Махапрабху? Махапрабху говорит: «Теперь, когда Я увидел его, Моя жизнь [стала] совершенна. Я увидел эту олицетворенную кришна-прему! Он — не видья-нидхи, он — према-нидхи!» Но, так или иначе, он находится в Пури, Пундарик Видьянидхи, и он видит, как панды подносят божеству [Господа Джаганнатха] накрахмаленные одежды. Он думает: «Ну, во-первых, необходимо отказаться от этой практики, потому что одежда становится жесткой. Необходимо отмывать ее от крахмала, лишь затем предлагать ее божеству». И что происходит? Джаганнатх, то есть Баладева и Господь Кришна, являются к нему во сне и дают ему пощечины. И когда он просыпается утром, его щеки раздулись, но он очень счастлив от пощечин Кришны и Баларамы. Они говорят ему: «Зачем ты приходишь сюда, где совершает свое течение поток чувств сердца? Ты вмешиваешься, ты собираешься навязать этим людям [служителям Господа Джаганнатха] правила и предписания и сдержать этот поток».

#00:19:21#

Мы также слышим о том, как Рамануджачарья пришел в Пури и пытался установить там виддхи-марг, правила и предписания. И в ту ночь верховный Господь перенес его в Южную Индию. Милостью верховного Господа это случилось. Идея в том, что «возьми свой виддхи-марг и отправляйся с ним в Южную Индию, устанавливай его там».

#00:19:42#

Однажды мы были в Санкт-Петербурге, и Шрила Гурудев заметил… он, конечно, шутил, но в то же время он сказал… Когда речь зашла о поклонении божествам в храме, он сказал: «Виддхи-марг — это для Индии, не для России [смеется], той страны, где солнце, если оно вообще встает, [остается на небосклоне не долго]…» Иногда оно даже не восходит…

#00:20:10#

— Когда у нас восход солнца [смотрит на часы]?

— Через несколько месяцев.

— Когда восход солнца?

— На следующей неделе. [Смеется.]

А в другое время солнце восходит в десять утра.

— А когда мангала-арати?

— В 8:30. [Смеется.]

— Когда у нас брахма-мухурта?

— В десять утра. [Смеется.]

Таинственная зона… И Гурудев шутливо заметил: «Виддхи-марг для Индии, но здесь… здесь мы можем менять существующие правила».

#00:20:53#

О чем я говорил? Да, и он [Парикшит Махарадж] спрашивает: «Что сделали Нанда Махарадж и Яшода?» Мы не считаем, что есть причинно-следственная связь: они что-то сделали и достигли этого положения. Пураны содержат множество историй, и есть разные смысловые уровни этих историй, как, скажем, в «Гарга-самхите». Возникает вопрос: «Как Радхарани обрела столь великую преданность Кришне?» Речь не идет о том, что Она достигла этого положения. Но для того, чтобы наставить других, этим другим говорят: «Она поклонялась Туласи Деви, Она соблюдала экадаши». И мы говорим: «А, ну в таком случае я хочу обрести преданность, подобную Ее преданности, и я буду поклоняться туласи и соблюдать экадаши, благодаря этому я получу некое таинственное благо».

#00:21:49#

Мы слышим от [Вишванатха] Чакраварти Тхакура, мы узнаем из его комментариев и объяснений к восемнадцатой главе десятой песни «Шримад-Бхагаватам» — брахма-вимохана-лила… Возникает вопрос: «А что если другие личности, помимо Яшоды, хотят стать матерями Кришны?» Как их желание можно исполнить? Когда Брахма похищает коров, для того чтобы создать некий драматизм, привнести некий элемент драматизма в лилу, существует безграничное множество измерений лилы. В определенный момент, когда Кришна отправляется на обед, когда экстаз становится слишком интенсивным и им необходим перерыв, тогда лила направляется в другую сторону. И вот когда они возвращаются с обеда, они видят, что они потеряли коров и телят. «Сиди здесь, наслаждайся обедом, отдыхай, — говорит Кришна, — Я их поищу». Кришна отправляется и видит, что Брахма похитил коров и телят, и Кришна является в образе точных копий этих отроков-пастухов и телят. И говорится, Он играет определенную роль. Кришна видел, как работает лила-шакти, йога-майя, различные типы энергий, и Он также думал: «Это поистине нечто чудесное. Удивительно, как это все происходит!» Время от времени Он также дает высокую оценку, поражается тому, что происходит.

#00:23:47#

Но на протяжении года земного летоисчисления, когда настоящие отроки-пастухи отсутствовали, их матери стали замечать… до этого у них были некие секреты — у всех матерей есть такие секреты… секреты в смысле проявления их любви к детям. И до этого они знали, что хотя у них есть собственные дети — каждая мать больше всего любит собственного ребенка, — но в то же время они чувствовали в глубине сердца, что они испытывают особое влечение к Кришне, хотя Кришна не их родной сын. Опять же, это паракия-бхава, это чувство принадлежности другому… Слышит Яшода: «Ходят слухи о том, что Кришна — не мой ребенок, Он либо Бог (с большой буквы), либо полубог — люди говорят разное». И тогда [возникает] паракия-бхава, тогда возникают еще более интенсивные любовь и нежность, которые приближают Кришну к ней в ее уме. Это лила-анукулам, это избранный. Это означает а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇[6]. Это высокий уровень. Но, так или иначе, эти матери знали, что иногда, хотя они понимали: «Кришна не мой сын», но: «Я люблю Кришну даже больше своего собственного сына». И это они считали странным: «Теперь я люблю собственного сына так, как я любила Кришну». Они думают: «Что происходит?» Они недоумевают: «Что со мной такое? Я всегда любила собственного сына, но при этом я питала особую любовь и нежность к Кришне, а теперь… мой собственный сын… мой родной сын… я люблю его так, как я любила Кришну. Почему?» Потому, что он и есть Кришна, который является в образе ее собственного ребенка. Это нечто изумительное с любой точки зрения, как это ни проанализируй.

#00:26:10#

То же самое относится к коровам. Мы можем сказать: «Давайте проверим, что там у нас написано в учебнике. Коровы — это шанта-раса». Они относятся к этой расе, но теперь, когда Кришна стал их телятами, коровы думают: «Обычно я питала подобную любовь и нежность только к Кришне, но теперь к своему собственному ребенку я испытываю это чувство, я люблю его, как Кришну». И это дает нам намек, более чем намек на то, как ватсалья-раса распространяет свои пределы и охватывает других особым удивительным образом.

#00:27:01#

Каким был вопрос? Ах да, волны сознания Кришны… Это интересный пример, поскольку особенно в «[Чайтанья-]чаритамритам» [описываются] волны, примеры волн часто используются. Волны экстаза личности Махапрабху… иногда они уподобляются океану… иногда это бушующий океан, океан в таком состоянии. И одной капли этой субстанции достаточно для того, чтобы заполнить, наводнить всю вселенную. Да, ну вот что я хотел сказать. То, что заставило Брахму обыскать Вриндаван, — это то, что превратилось, развилось в брахма-вимохана-лилу. Он слышал, как боги и богини танцуют и ликуют: «Кришна, Кришна, убийца Агхасуры!» Вот что случилось. Когда все эти гандхарвы и прочие [небожители] танцевали и пели, полубоги и полубогини проливали цветочный дождь с небес и поклонялись Кришне, то Брахма, находясь на своей планете, Брахмалоке, нам рассказывают, он услышал звуки этого празднества, ликования, и у него возникло желание узнать, что происходит. И тогда он увидел, как все эти боги и богини поклоняются этому маленькому мальчику как верховному существу, и поэтому он решил испытать Кришну.

#00:28:58#

Но я хотел подчеркнуть следующее: он услышал это. Иногда Гуру Махарадж говорит:

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[7]

И есть другие аналогичные по смыслу шлоки и утверждения, и, как правило, смысл, как его передают, таков: «Мое имя станут воспевать в каждой деревне, в каждом городе этого мира». «Но, — говорит Гуру Махарадж, — иногда эти слова интерпретируют так: „по всей вселенной“». Если это утонченная, тонкая духовная вибрация или самая тонкая духовная вибрация, это означает, что она не ограничена пределами этого мира, где ее можно услышать, но в тонких измерениях ее можно услышать так же, в других мирах.

#00:29:58#

И мы узнаем от Дживы Госвами… он говорит: «Хотя Кали-юга в целом — это нежелательное время, Кали-юга — это океан всяческой скверны, но в силу одного великого достоинства, преимущества кришна-киртана, нам-санкиртаны, в силу этого великого достоинства боги и богини принимают рождение в Кали-югу». По словам Гуру Махараджа, Джива Госвами говорит: «Два положения нежелательны: рождение в низших формах жизни в качестве животного и рождение в высших формах жизни в образе полубога или богини, потому что высшие существа в целом просто наслаждаются эффектами, плодами своей благой кармы. А человеческие существа, человеческое рождение считается лучшим, рассматривается как лучшее». Мы говорили об этом в начале, но теперь уже в другом смысле мы это повторяем, поскольку в этом положении, относительно хорошем или плохом, человек может установить связь с санкиртаной Махапрабху и воспользоваться преимуществом этой связи. Но что станет причиной этого?

#00:31:18#

Гуру Махарадж любит цитировать поэта Магху, который написал знаменитую поэму «Убийство Шишупалы». И в этой поэме, говорит Шрила Гуру Махарадж, он упоминает следующее: «Подобно тому, как нынешнее благо указывает на благоприятное будущее, если человек обладает сознанием Кришны — это указывает на его светлое лучезарное будущее. Природа этого будущего выходит за рамки мыслимого». Но также нынешнее благо указывает на связь с благом прошлым. В прошлом должна была присутствовать некая связь с измерением ниргуна. Это мир сагуна — мир, в котором мы живем: саттва, раджас, тама — три модуса материальной природы. Но ниргуна — то, что выходит за рамки этих трех гун. В данном случае речь идет о духовном мире. Посредники измерения ниргуна — вайшнавы. Шрила Гуру Махарадж говорит: «Нынешняя связь указывает на связь с прошлым». Как? Агьята-сукрити, гьята-сукрити. Неосознанный контакт, взаимодействие, соприкосновение и добровольное сотрудничество. Подобно тому, как наша кошка слышит постоянно киртан, принимает прасадам и даже совершает служение в храме, определенное служение. [Смеется.] Действительно, она совершает севу, это агьята-сукрити. Но также кошка думает: «О, преданным нравится то служение, которое я совершаю». Ее это поощряет, и она старается совершать его лучше. Она сейчас находится в положении, когда она аккумулирует, накапливает сукрити, но эта сукрити пока [буквально] «под землей», скрыта. Пока она еще не видна отчетливо.

#00:33:36#

Как Гуру Махарадж объясняет: когда человек попадает в автомобильную аварию, он лежит без сознания, ему приводят доктора, и первое, что доктор делает ему, — инъекцию. И он говорит пострадавшему: «Если вы меня слышите, то поднимите руку». До этого человек был полностью без сознания, а теперь, когда он подал знак, что слышит врача, врач начинает сотрудничать с ним осознанно. Это — гьята-сукрити. Это добровольное сотрудничество с вайшнавом, когда человек, живое существо, знает, кто он такой, и он готов добровольно сотрудничать. Так вот, измерение ниргуна, посредники ниргуны: садху, шастры, Гуру, вайшнавы, прасадам, нам-санкиртана — многие явления: подобная «инъекция», которую делают тому, кто бессознателен. После «инъекции» внезапно может наступить стадия добровольного сотрудничества с представителями мира ниргуна. Он может не артикулировать это отчетливо, может быть, не способен ясно выразить, что он чувствует — это явление может оставаться скрытым долгое время, но оно присутствует. И различные состояния могут наступить, благоприятные для того, чтобы это явление стало очевидным.

#00:35:05#

Но Гуру Махарадж последовательно объясняет: «Агьята-сукрити, гьята-сукрити… когда сукрити накапливается в известной степени, она развивается дальше и проявляется как шраддха. Вера — это первый росток, который появляется над землей». Когда у человека рождается вера… Однажды Прабхупада выразился об этом крайне просто. «Если кто-то, — сказал он, — увидел преданных и сказал себе: „Дай-ка я послушаю, что они говорят“». Это может быть настолько просто, простосердечная позиция: «Дай-ка я послушаю их речи». Или человек услышал что-то о сознании Кришны и сказал: «Да, мне это нравится». Мельчайшее семя одобрения, просто одобрение, позитивное отношение к преданным. «Мне это нравится!»

#00:35:58#

Я рассказывал об этой девушке… Когда мы проводили «Блок ТВ», записывали программы с Сева Бхавани в Калькутте, там была девушка по имени Апала, она жила по соседству. Бенгальская девочка — подросток, она приходила на эти программы. Она также мне рассказывала, делилась своим опытом, каково это — быть девушкой-подростком в современной Индии, в частности, в Бенгалии. И однажды я ее спросил: «А что тебе нравится в сознании Кришны?» Она ответила: «Все!» Без колебаний она ответила: «Все!» Она не могла выделить один определенный аспект сознания Кришны, который ей нравился бы больше всего. Ей нравилось все! Это говорит о высокой степени развития. И это не случайно, что она, эта девочка, родилась на этой земле.

#00:36:52#

[ш́рӣ] гауд̣а-ман̣д̣ала-бхӯми,
йеба джа̄не чинта̄ман̣и…[8]

С известной точки зрения эта земля Бенгалии — земля драгоценных камней, волшебная субстанция, чинтамани. И Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит… Мы говорим о волнах. Так вот, Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит: «Махапрабху наводнил всю вселенную кришна-премой!» У него есть зрение, позволяющее это видеть: а̄нандам̇ брахман̣о видва̄н[9]. Гуру Махарадж говорит: «В действительности, когда у вас должное восприятие, вы видите, что в конечном счете все есть Кришна». Есть только одна субстанция — адвая-гьяна, есть только Он. Но в то же время есть градация. Это одна и та же субстанция, которая по-разному себя проявляет. Какова ее природа, этой высшей субстанции? А̄нандам̇ брахман̣о видва̄н. Когда ты видишь эту природу, воспринимаешь ее такой, тогда ты воспринимаешь все реалии бытия как экстатические.

#00:37:56#

И по словам Гуру Махараджа, в этой песне Бхактивинод Тхакур рассматривает различные философские школы. Он говорит: «Моя боль и мои страдания проистекают из разлуки с тобой, о Господь Кришна!» Мы должны познакомиться с этой истиной и усвоить ее. Мы должны понять, что источник всех наших, «[источник] всех моих страданий и боли, которую я чувствую, состоит в разлуке с Тобой!» Об этом идет речь. Решение? Враджа ш́аран̣ам̇. Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇[10]. «Слыша о Кришне, говоря о Кришне». Тот, кто приносит нам Кришну в форме божественного звука, священных писаний, тот воистину наш благодетель. Он действительно заинтересован в нас, его сердце печется о нашем благе: парадукха-дукхи вайшнав.

#00:39:08#

«Но я испытываю боль и страдания в силу разлуки с Тобой. Когда я гляжу на этот мир, я вижу, — говорит Бхактивинод [Тхакур], — великое множество измерений жизни, и множество философов приходят ко мне в качестве врачей, дают мне индивидуальные рекомендации. Гаутама, Патанджали, Канада, Джаймини, Будда — все они дают рекомендации: «Попробуй это!» «Но, — говорит Бхактивинод, — в действительности все, что они говорят мне, можно разделить на две группы. Представители одной группы, Джаймини, говорят: «Делай все, что в твоих силах, наслаждайся, насколько можешь, этим миром и будь добродетельным человеком, вот и все». Кармавади говорят: «Ну, я не знаю, существует Бог или нет. Что я могу сказать? Но я знаю разницу между хорошим и плохим. И я поступаю хорошо. Если Бог есть — я поступаю хорошо. Если Его нет — я все равно поступаю хорошо. Необходимо поступать хорошо, правильно, в этом направлении следует идти. Зачем нужны все эти теории о Боге?!» [Смеется.] «И то, что они говорят, — утверждает Бхактивинод, — это очень привлекательно в известном смысле». Будда говорит: «Мы все страдаем». Он не говорит: «Мы страдаем из-за разлуки с Кришной». Мы просто страдаем. «В этом мире нужно растворить, уничтожить ум, и тогда страданию придет конец», — говорят буддисты.

#00:40:44#

Я был на одной конференции в университете в Южной Калифорнии. У меня было двадцать минут [на то, чтобы] выступить. У представителей других традиций [было тоже] по двадцать минут. И вот вышел буддист, каждому давали по двадцать минут, и он сказал: «Если бы я использовал все отведенное мне время, то это противоречило бы нашим принципам». То есть даже использовать много времени, слишком много времени — это неуместно. «И я собираюсь выступить кратко, — сказал он. — Необходимо медитировать на пустоту, и когда ты осознаешь пустоту всего, то в конечном счете эта пустота тебя освободит». Затем мы вышли в туалет, в уборную, и мы стояли над унитазами в кабинках. Вы понимаете, что мы делали там. [Смеется.] Рядом со мной стоял другой выступающий, и он спросил: «Что ты думаешь об этом выступлении?» Я ответил ему: «Я хочу почувствовать себя пустым, потом отвечу». Но в конце выступления этого буддиста я стал аплодировать ему ладонью одной руки. Это известная тема в дзен-буддизме, в чань-буддизме — звук хлопка одной ладони.

#00:42:03#

Так вот, есть предложения этих разных школ философии. По сути дела, они говорят: «Наслаждайся этим миром, пока ты жив». Другие говорят: «Необходимо просто отречься от этого мира, отказаться от него, и тогда ты будешь свободен». Так они решают проблему боли, которую мы испытываем. Но Бхактивинод [Тхакур] говорит: «Теперь я понимаю, что в этом есть смысл. Смысл их пропаганды в том, чтобы отделить тех, кто несерьезен по-настоящему в своем поиске сознания Кришны, от тех, кто ищет чистую преданность». Таким образом, косвенно эти философы оказывают служение, это косвенное служение.

#00:42:51#

Так вот, с точки зрения Прабодхананды Сарасвати, мир полон нескончаемой радости. Но кто-то может спросить: «Как же в Бхагавад-гите Кришна говорит, что этот мир временный, и он полон страданий?» Временное, исполненное страданий место. А теперь Прабодхананда Сарасвати Тхакур утверждает. Видите, он положил конец страданиям. [Смеется.] Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит: «Весь мир полон экстатической радости». Для него. Но у кого есть восприятие, видение, у кого есть подлинное восприятие того, что происходит: у Сарасвати Прабодхананды Тхакура или у того, кто обманут, введен в заблуждение модусами материальной природы?

#00:43:51#

трибхир гун̣а-майаир бха̄ваир
[эбхих̣ сарвам] идам̇ джагат
мохитам̇ на̄бхиджа̄на̄ти
ма̄м эбхйах̣ парам авйайам[11]

В седьмой главе [Бхагавад-гиты] сказано: «Тот, кто введен в заблуждение тремя гунами материальной природы…» И что говорит Кришна? «Поднимись над этими гунами материальной природы, о Арджуна!» Речь идет исключительно о точке зрения восприятия. Мы говорим «самбандха-гьяна», установление отношений [души с Богом]. Иначе говоря, это правильная точка зрения, как ты рассматриваешь, воспринимаешь реальность.

#00:44:32#

Когда Махапрабху видел, как Его преданные играли в воде в Пури, это была одна из их игр. Это такая игра, когда Адвайта Ачарья, который есть Маха-Вишну, лежит на воде, и Махапрабху лежит на Нем, плывет, и все играют как дети. Спутники Махапрабху, Рамананда Рай принимает в этом участие. Кто играет вместе с Ним?.. Сарвабхаума [Бхаттачарья]… Я не в силах припомнить, но когда Он видит, как великие преданные играют, то Махапрабху в определенный момент говорит: «Это неправильно! Они ведут себя как малые дети. Скажите им! Это же все серьезные ученые! Если люди увидят, что они так резвятся и шалят… они должны вести себя как взрослые». Один из Его преданных сказал: «Почему Ты это говоришь?! Если одной капли Твоей кришна-премы достаточно, чтобы затопить все мироздание, можно затопить горы, всю вселенную кришна-премой. Но эти двое подобны двум холмам, и они танцуют в экстатической радости божественной любви, поэтому они так играют. Это не должно Тебя удивлять». Но истина в том, что высшие преданные живут в этом измерении, это следует помнить. Когда вся вселенная затоплена кришна-премой благодаря играм Махапрабху, они живут в этом измерении, и они стремятся поделиться этим с другими.

#00:46:37#

Так Шрила Прабхупада жил во Вриндаване, он мог просто оставаться там, и он мог быть счастлив, живя сам по себе, наслаждаясь «Чайтанья-чаритамритой», наслаждаясь «Шримад-Бхагаватам», святым именем Кришны. Но нам говорят: вайшнава парадукха-дукхи. Это нечто настолько удивительное и прекрасное, а другие люди лишены этого явления — поэтому они страдают, по этой причине, потому что они лишены этого явления. Люди говорят: «Нет-нет, мне просто нужна хорошая работа. Если у меня будет достаточно денег, хорошее место для жизни, какие-то достояния, то я буду счастлив». Это неправда. Вайшнавы понимают, какова в действительности первопричина страданий, и они хотят связать сердца людей с сознанием Кришны.

#00:47:37#

Почему это волны? Потому что в разных частях мира происходит накопление сукрити. Это накопление достигает своей стадии, когда коллективное сукрити людей в определенной области [возрастает], когда достигается точка «взрыва», происходит бум сознания Кришны. Люди начинают интересоваться сознанием Кришны. Даже в современной Кремниевой долине говорят: «Будущее уже здесь, но оно не распределено равным образом». Нечто в этом роде. Существует точка, где сукрити аккумулируется, и происходит взрыв. Существуют области, где сукрити накапливается. Это волны: где-то коллективная сукрити накапливается, происходит прорыв, и люди эту волну воспринимают и становятся затронутыми навсегда этой волной. Затем эта волна устремляется в другом направлении, и там достигается точка «взрыва» и возникает феномен заинтересованности в сознании Кришны. Мы можем приписать это накапливанию и проявлению коллективной сукрити, поэтому мы видим волны то в одной части света, то в другой части света в разные эпохи.

#00:49:04#

Как называется эта страна? Если из Одессы вы хотите поехать в Молдавию, Молдову. Можно поехать либо в объезд, либо по прямой. Как называется эта страна? Приднестровье, Приднестровская Народная Республика[12]. Однажды в Томске я выступал по телевидению на утреннем шоу, и мы были в таком расслабленном состоянии. Интервьюерша спросила у меня: «А каковы масштабы распространения сознания Кришны?» Я в ответ спросил ее: «Вы знаете эту страну — Приднестровье?» Все россияне ее знают, но я не уверен, что знаю, как произносится ее название. Приднестровье, непризнанная территория, самопровозглашенное государство. Если вы туда едете, там есть визовый пункт, вы должны платить за визу. [Смеется.] Ну, могли бы основать свою собственную страну. [Смеется.] Я спросил: «Вы знаете это Приднестровье?» — «Да». И вот я рассказал ей о том эпизоде, когда чиновник, который выдает визу в Приднестровье, увидел меня и немедленно воскликнул: «Харе Кришна!» «Если вы хотите узнать, — сказал я журналистке, — насколько широки масштабы распространения сознания Кришны, то знайте, что о нем знают даже в странах, которые не существуют».

#00:50:21#

Мы знаем о том, как Махапрабху, после того как принял санньясу, Он безумно блуждал в поисках Кришны, и Его состояние, ментальное состояние, было подобно состоянию ребенка.

ка̄ха̄н̇ мора пра̄н̣а-на̄тха муралӣ-вадана
ка̄ха̄н̇ карон̇ ка̄ха̄н̇ па̄н̇ враджендра-нандана[13]

Есть три стадии: так называемое внешнее сознание, но в нашем смысле не подразумевается внешнее сознание, это значит, что Махапрабху до известной степени осознает события внешнего мира… [Итак, три стадии:] полувнешнее, полувнутреннее, полностью внутреннее. И Он блуждал в гопи-бхаве во внутреннем сознании. И постепенно разошлась молва… Следует помнить, боги и богини нисходят в этот мир, и другие [небожители]. Сотня тысяч людей шла за Махапрабху. А Он в экстатическом состоянии пребывал, и иногда слезы катились из Его глаз, подобно [водам] Ганги. Он падал на землю иногда по сто раз за час. Иногда Он останавливался, и дрожь возникала в Его теле: ашта-саттвика-викара — все экстатические симптомы чистой любви к Кришне проявлялись в Его теле одновременно, и сто тысяч человек шли за Ним.

#00:51:49#

Рупа Госвами и Санатана Госвами пребывали инкогнито в тот момент. Они служили в качестве советников [местному] правительству и Наваб Хуссейну Шаху, главе государства, мусульманину. Наваб Хуссейн Шах спросил у Рупы Госвами: «Как ты думаешь, кто такой Чайтанья Махапрабху? За Ним идут сто тысяч человек, и похоже, им за это никто не платит». Рупа Госвами ответил ему: «Можно по-разному понять, кто Он такой и что Он представляет [Собой] с точки зрения священных писаний и с точки зрения экстатических состояний, которые Он демонстрирует». «Но, — сказал Рупа правителю, — ты представитель Бога на земле. Почему бы тебе не спросить себя самого? В глубине сердца как ты думаешь, кто такой Махапрабху?» И правитель ответил: «Я думаю, то, что описано в Коране о верховном Господе, — Он и есть тот самый верховный Господь, который низошел». Таким образом, по-своему он мог что-то воспринимать, он воспринимал божественность Махапрабху.

#00:53:19#

То была волна. Тур Махапрабху по Южной Индии был волной. Когда Он шел по лесу Джарикханда, слоны и тигры танцевали… Гуру Махарадж говорит: «Его вибрация, та вибрация кришна-нама, которую Он создавал, была настолько тонкой, что дикие звери [танцевали]…» А [дикие звери] это души, тело тигра — это «одежда» для дживатмы, так сказать: раджасичная «одежда», [тело] в гуне страсти и тамаса также. Это толстые плотные оболочки. «И дживатма, — говорит Шримад Бхагавад-гита, — оживляет и тело слона, и тело маленького [насекомого]…» Как называется это насекомое? Вы знаете, о ком я говорю, оно похоже на муравья с крыльями. «Одна и та же дживатма оживляет и тело этого крошечного насекомого, и тело тигра, и тело слона». Но это очень толстое покрытие, телесные оболочки сознания, и кришна-нам Махапрабху пронзал все эти оболочки, проникал сквозь них и достигал измерения атмы, и [так] атма достигала своего изначального положения. Даже по-прежнему находясь в телах тигров и слонов, они начинали петь и танцевать, петь и танцевать. И слоны ревели в экстазе.

#00:55:14#

Вы знаете, что в Индии по-прежнему есть дикие слоны. Я думаю, они есть везде. Не по соседству [смеется], но дикие слоны живут и в Таиланде, и в Индии. Так вот, в Бенгалии есть места — рисовые поля, где люди варят пиво под открытым небом. Я не знаю, следует [ли] мне это рассказывать русским [смеется], но вы понимаете, о чем я говорю. Есть огромные искусственные пруды, где пиво ферментируют не в железных чанах, а в водоемах. Иногда к таким местам приходит группа диких слонов, и они выпивают все пиво. И тогда начинается «Москва». [Смеется.] Они сходят с ума, они начинают все рушить и крушить на своем пути. Когда группа пьяных слонов заходит в деревню, они просто сметают все, потому что они опьянены. И представьте, когда Махапрабху шел по Джарикханде, то Он опьянял слонов кришна-намом. Слоны ревели в экстазе, а тигры танцевали и пели, воспевали кришна-нам. Слуга Махапрабху был просто потрясен. Он видел это все, наблюдал своими глазами. Гуру Махарадж говорил, что некоторые преданные, когда встречались с Махапрабху, говорили Ему: «Я слышал о Твоей джарикхандской кампании». [Смеется.]

#00:57:13#

И Он делал это без усилий, это происходило само собой. Он был просто погружен в глубины Своего безумия. И даже когда Он видел в джунглях спящего тигра, Он шлепал его по морде, тигр просыпался, Махапрабху призывал его петь кришна-нам, и тигр начинал это делать. Слуга Махапрабху думал: «О Боже! Что происходит? Теперь Он бьет спящих тигров!» Но тигр просыпался и начинал безумно петь и танцевать. Это еще одна волна.

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Мадхуранан Дас и Нама Рупа Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «Услышав о великой удаче Яшоды, Махараджа Парикшит спросил Шукадева Госвами: „О ученый брахман, сам верховный Господь пил грудное молоко матушки Яшоды. Какие благочестивые поступки совершала в прошлом она и Махарадж Нанда, чтобы достичь такой высоты экстатической любви?“» («Шримад-Бхагаватам», 10.8.46).

[2] «Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

[3] «Из многочисленных игр Господа Кришны лучше всех Его игры в образе человека. Его человеческая форма — высшая трансцендентная форма. Он одет как пастушок, в руке у Него флейта, и юность Его не увядает. Кроме того, Он непревзойденный танцор. Все это как нельзя лучше подходит Его играм в образе человека» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

[4] Майа̄ татам идам̇ сарвам̇, джагад авйакта-мӯртина̄ / мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни, на ча̄хам̇ теш̣в авастхитах̣ — «Знай, что Я в Своей непроявленной форме пронизываю все творение. Все живые существа пребывают во Мне, но Я — вне всего» (Бхагавад-гита, 9.4).

[5] Атхава̄ бахунаитена, ким̇ джн̃а̄тена тава̄рджуна / виш̣т̣абхйа̄хам идам̇ кр̣тснам, эка̄м̇ш́ена стхито джагат — [Шри Кришна сказал Своему другу Арджуне:] «Арджуна, стоит ли описывать все Мои безграничные достояния? Одним Своим частичным проявлением Я, как высшая душа, поддерживаю все мироздание» (Бхагавад-гита, 10.42).

[6] Анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇, джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там / а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇, бхактир уттама̄ — «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

[7] Господь Чайтанья Махапрабху сказал: «Мое имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

[8] Ш́рӣ гауд̣а-ман̣д̣ала-бхӯми, йеба джа̄не чинта̄ман̣и, та̄ра хайа враджабхӯми ва̄са — «Кто понимает трансцендентную природу Навадвипы и прилегающей к ней территории, где Шри Чайтанья Махапрабху являл Свои игры, тот всегда обитает во Вриндаване» (Шрила Нароттам Дас Тхакур).

[9] А̄нандам̇ брахман̣о видва̄н на бибхети када̄чана — «Знающий блаженство этого Брахмана, никогда не испытывает страха» («Тайттирия-упанишад», 2.3.1).

[10] Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

[11] Господь Кришна говорит Арджуне: «Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы (благостью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого» (Бхагавад-гита, 7.13).

[12] Правильно: Приднестровская Молдавская Республика.

[13] «Шри Чайтанья Махапрабху говорил: „Куда исчез владыка Моей жизни, играющий на флейте? Что Мне теперь делать и где искать сына Махараджи Нанды?“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.15).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования