«Убедительный конкурирующий нарратив сознания Кришны». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 12 ноября 2019 года. Гупта Говардхан | “The Compelling Competitive Narrative of Krishna Conception.” Srila B. S. Goswami Maharaj. November 12, 2019. Gupta Govardhan




In English:


Russian

Убедительный конкурирующий нарратив сознания Кришны

Мы находимся в мире, где ложные представления и концепции заполонили эфир. Ложные представления всепроникающи, они везде. Поэтому, когда мы говорим об образовании вообще и образовании детей, в частности, о том, каким оно должно быть, следует понимать: любая школа, которую посещают дети, прививает им определенный взгляд на мир. Нет практически ни одного предмета, ни одной дисциплины, преподавание которой не сопровождалось бы внушением определенного мировоззрения. Можно спросить: как же математика? Да, возможно, математика и другие точные науки служат исключением. (Нет, не служат — я просто неудачно пошутил. Просто пытаюсь быть снисходительным.) Преподавание сопровождается внушением определенной точки зрения на мир.

Опять же, в этой связи можно вспомнить теорию эволюции Дарвина. Как Гуру Махарадж отвечает на эту теорию? Субъективная эволюция. Дискуссия об эволюции будет тщетной и не позволит достичь желанного результата. Он говорит о том, что эти два явления сосуществуют — эти два типа эволюции. Они развиваются параллельно. Но здесь есть свежий взгляд — концепция субъективной эволюции сознания. Представление, согласно которому весь объективный мир, по словам Гуру Махараджа, подобен айсбергу, плавающему на поверхности океана сознания.

Есть наука — когнитивистика. Ее представители, хотя и не намеренно, но поддерживают теорию субъективной эволюции сознания, представленную Шрилой Гуру Махараджем. Что такое реальность, чувственное восприятие, сознание — все это. Гуру Махарадж формулирует так: «Весь объективный мир подобен айсбергу, плавающему в океане сознания». Это значит, что необходима пропаганда. Мы уже говорили: если тебе не нравится история, расскажи другую. Не нравится книга — напиши другую книгу. Не нравится фильм — сними другой. Это все конкурирующие нарративы. Люди что-то слышат, и это что-то либо резонирует с ними, либо нет. Не существует волшебной палочки, которой достаточно взмахнуть, и люди внезапно поверят в те или иные вещи. Невозможно устранить элемент свободной воли. Таким образом, речь идет о развитии веры.

Шраддха. Что есть вера? Нам говорят: вы слышите о некоем явлении и говорите: «Да, это оно». Исчерпывающее, всеобъемлющее. Два примера приводит «Бхагаватам» [4.31.14]. Поливая корень дерева, мы вкладываем энергию в одно место, и она распространяется. И помещаем пищу в желудок. Эти примеры призваны помочь нам понять эту концепцию и эти принципы — каким образом они могут быть истинными и как они могут быть реализованы. Существует доминирующий нарратив — объективная эволюция. Поэтому необходимо создать контрнарратив, который был бы убедителен.

Конкурирующие нарративы. Существует нарратив сознания Кришны, услышав который, некоторые люди переживают просветление, пробуждение, у них возникает новая жизненная перспектива. Они осознают, чувствуют: «Я могу достичь самореализации, в связи с этим явлением. Открыть свое „я“, найти свое „я“, понять, кто я, какова моя истинная цель в жизни — понять все это. Какова моя подлинная сущность».

Конкурирующие нарративы. Известное утверждение, которое приписывают министру пропаганды Гитлера [Йозефу Геббельсу], который сказал: «Если ты достаточно долго и громко лжешь, люди в конце концов начинают верить в то, что это правда». Это была его программа, действительно. «С этого мы начинаем». По крайней мере, эти люди были честны в отношении того, что делали.

Мы в современном мире преимущественно испытываем влияние гуманистических лозунгов. Когда племянник Зигмунда Фрейда понял, что концепты психоанализа — системы, разработанной его дядей, — можно использовать в рекламе… Желания, присущие всем, не могут быть утолены. Это то же самое, что сказано в Бхагавад-гите. Он понял это в категориях рекламы и сказал: «Мы будем апеллировать к этому аспекту».

В XIX столетии, если тебе пытались продать молоток с так называемым раздвоенным хвостом, то тебе говорили: «Ручка сделана из твердого дерева, раздвоенный хвост — из лучшей стали». Тебе пытались продать этот инструмент с точки зрения его качеств. Какой характер носит реклама в XX столетии? Тебе говорят: «Этот молоток заставит тебя почувствовать себя мужчиной». Не имеет значения, из чего сделана рукоятка и раздвоенный хвост. «Женщинам нравятся мужчины, которые работают этим молотком». И это подводит нас к настоящему моменту. Гуманистические лозунги — в чем суть гуманизма? По словам Солженицына, она состоит в том, что Человека — с большой буквы — помещают в центр всего и делают мерилом всех вещей. Не Бога, но человека. Это наполовину истина, потому что человекоподобные игры Кришны являются мерилом всех вещей. Это всегда полуправда, которая опаснее лжи. Человек в центре всех вещей, человек как мерило всех вещей и ценность всего измеряется на основе этого. Каковы гуманистические лозунги, которые нам адресуют в современном мире? «Просто делай это». Это гуманизм. А что остается несказанным? То совесть, которая у тебя есть, и которая подсказывает необходимость самоограничения — не прислушивайся к ее голосу. «Просто делай это». Почему? L’Oreal может ответить на этот важный вопрос: «Ведь вы этого достойны». Это гуманизм. Какую рекламу ни возьми… Mastercard: «Владей возможностями». Никто не носит в кошельке карту слуги. Но [все носят] карту «господина». А каково обещание интернета? Тотальный доступ к любым реалиям в любое время и в любом месте. Это обещание по умолчанию. Ты можешь потреблять любые реалии в любое время, не будет конца уровню твоего потребления. Почему? Потому что благодаря приобретению, контролю и потреблению ты обретешь счастье. Ты реализуешь свой потенциал. Такова суть гуманизма. Он враждебен духовной культуре сознания Кришны и распространению сознания Кришны.

Была реклама одной компании. Я думал: «Кто может заявить подобное настолько прямолинейно, без каких-либо сомнений в том, как это воспримут?» Реклама гласила: «Стопроцентное потворствование себе, нулевая ответственность». Это их модель, подумайте. Нулевое чувство вины… Неважно, что они рекламировали, но [важен] сам факт. И люди говорят: «Да, мне это нравится», «Звучит хорошо, дай-ка это куплю». Некие самые изощренные умы, выпускники лучших мировых университетов, собрались и родили этот лозунг, передающий суть их философии. В виде типовой схемы. Это состязание. И этот мир стоит на фундаменте или опорах светского гуманизма. И в таком мире ты пытаешься распространять сознание Кришны.

Сам Кришна говорит в Гите:

мануш̣йа̄н̣а̄м̇ сахасреш̣у
каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇
каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣

«Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня».

Из десяти миллионов освобожденных душ одна обретает преданность Кришне. И Гуру Махарадж однажды сказал: «Даже это чересчур много». И тогда может возникнуть вопрос: «А чем же мы занимаемся? Это что же, некое коллективное безумие?» Махапрабху говорит Рамананде [Раю]: «Я безумец номер один, ты еще один безумец. И мы ведем безумные разговоры о безумных предметах».

И, тем не менее, мы, находясь в таких обстоятельствах… это подразумевается: у нас есть обязательство. Сознание Кришны бесплатно и свободно дали нам, и мы должны бесплатно и свободно раздавать его другим. Гуру Махарадж говорит, что распространение, киртан, сражение против майических заблуждений — это непременное условие личного развития. Можно сказать, что существует стандартный способ доносить сознание Кришны до других — атма-гьяна, о чем говорится во второй главе Бхагавад-гиты… и также существует возможность делиться с другими тем ценным, что вы нашли в сознании Кришны. Капля Безграничного безгранична. Хотя возможен систематический подход к проповеди сознания Кришны, никогда нельзя сказать, что именно вызовет у человека интерес.

Однажды я давал интервью журналистке в Сан-Хосе. Она задавала многочисленные вопросы, которые не вели к просветлению, так сказать. Я по обязанности, дежурно отвечал на них. В этот момент в комнату зашел Махайоги Махарадж и спросил: «У нас с визитом два профессора из Университета Миннесоты, я хочу показать им видео Шрилы Шридхара Махараджа. Какое показать?» Все кассеты были пронумерованы, я знал, какая может подойти. И сказал: «Покажи [видеозапись с кассеты] номер пять». Он уточнил: «Та запись, где Шрила Шридхар Махарадж цитирует Махапрабху, сказавшего: „Если бы у меня была капля любви к Кришне, я бы умер давным-давно“?» «Да, это замечательная лекция, я ее покажу», — заметил он и ушел. И я вернулся к разговору с репортершей. И она спросила: «А почему тот человек сказал: „Если бы у меня была капля любви к Кришне, я бы умер давным-давно“?» И мы стали говорить о Махапрабху. И почему я это рассказываю: в ходе нашего разговора до этого момента она не проявляла явного личного интереса к сознанию Кришны, это просто была ее журналистская рутина… работа. Но в какой-то момент она услышала о капле любви и смерти… и это подводит нас к словам Махапрабху: «У меня нет и капли любви к Кришне». Это чувство, исходящее из сердца Шримати Радхарани. Сознание Кришны измеряется от обратного: степенью, в которой преданный чувствует, что он не квалифицирован и разлука причиняет ему страдания.

Нет сомнений в том, что мы разлучены с Кришной. Но дело в том, что эта разлука не причиняет нам боли. Она причиняет страдания преданным. В какой-то момент это страдание начинает расти, и тогда сердце начинает по достоинству ценить повествования о Кришне, потому что преданный испытает боль разлуки с Кришной, и рассказы о Нем служат лекарством. Капля Безграничного безгранична, и от агьята-сукрити происходит переход к [гьята-]сукрити, затем к шраддхе. Как говорил Прабхупада, так или иначе, необходимо давать людям связь с сознанием Кришны. Но с подлинным явлением. Следует помнить: вакцина должна быть реальной. Именно ею можно инъецировать людей. Это должна быть вакцина, исцеляющая болезнь.




←  «Шрила Парват Махарадж в своей обители». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 марта 1957 года | “Srila Parvat Maharaj in His Abode.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 11 March 1957 ·• Архив новостей •· «Пушпанджали означает предложить себя посредством цветка». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 5 февраля 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия  →


In English:


Russian

Убедительный конкурирующий нарратив сознания Кришны

Мы находимся в мире, где ложные представления и концепции заполонили эфир. Ложные представления всепроникающи, они везде. Поэтому, когда мы говорим об образовании вообще и образовании детей, в частности, о том, каким оно должно быть, следует понимать: любая школа, которую посещают дети, прививает им определенный взгляд на мир. Нет практически ни одного предмета, ни одной дисциплины, преподавание которой не сопровождалось бы внушением определенного мировоззрения. Можно спросить: как же математика? Да, возможно, математика и другие точные науки служат исключением. (Нет, не служат — я просто неудачно пошутил. Просто пытаюсь быть снисходительным.) Преподавание сопровождается внушением определенной точки зрения на мир.

Опять же, в этой связи можно вспомнить теорию эволюции Дарвина. Как Гуру Махарадж отвечает на эту теорию? Субъективная эволюция. Дискуссия об эволюции будет тщетной и не позволит достичь желанного результата. Он говорит о том, что эти два явления сосуществуют — эти два типа эволюции. Они развиваются параллельно. Но здесь есть свежий взгляд — концепция субъективной эволюции сознания. Представление, согласно которому весь объективный мир, по словам Гуру Махараджа, подобен айсбергу, плавающему на поверхности океана сознания.

Есть наука — когнитивистика. Ее представители, хотя и не намеренно, но поддерживают теорию субъективной эволюции сознания, представленную Шрилой Гуру Махараджем. Что такое реальность, чувственное восприятие, сознание — все это. Гуру Махарадж формулирует так: «Весь объективный мир подобен айсбергу, плавающему в океане сознания». Это значит, что необходима пропаганда. Мы уже говорили: если тебе не нравится история, расскажи другую. Не нравится книга — напиши другую книгу. Не нравится фильм — сними другой. Это все конкурирующие нарративы. Люди что-то слышат, и это что-то либо резонирует с ними, либо нет. Не существует волшебной палочки, которой достаточно взмахнуть, и люди внезапно поверят в те или иные вещи. Невозможно устранить элемент свободной воли. Таким образом, речь идет о развитии веры.

Шраддха. Что есть вера? Нам говорят: вы слышите о некоем явлении и говорите: «Да, это оно». Исчерпывающее, всеобъемлющее. Два примера приводит «Бхагаватам» [4.31.14]. Поливая корень дерева, мы вкладываем энергию в одно место, и она распространяется. И помещаем пищу в желудок. Эти примеры призваны помочь нам понять эту концепцию и эти принципы — каким образом они могут быть истинными и как они могут быть реализованы. Существует доминирующий нарратив — объективная эволюция. Поэтому необходимо создать контрнарратив, который был бы убедителен.

Конкурирующие нарративы. Существует нарратив сознания Кришны, услышав который, некоторые люди переживают просветление, пробуждение, у них возникает новая жизненная перспектива. Они осознают, чувствуют: «Я могу достичь самореализации, в связи с этим явлением. Открыть свое „я“, найти свое „я“, понять, кто я, какова моя истинная цель в жизни — понять все это. Какова моя подлинная сущность».

Конкурирующие нарративы. Известное утверждение, которое приписывают министру пропаганды Гитлера [Йозефу Геббельсу], который сказал: «Если ты достаточно долго и громко лжешь, люди в конце концов начинают верить в то, что это правда». Это была его программа, действительно. «С этого мы начинаем». По крайней мере, эти люди были честны в отношении того, что делали.

Мы в современном мире преимущественно испытываем влияние гуманистических лозунгов. Когда племянник Зигмунда Фрейда понял, что концепты психоанализа — системы, разработанной его дядей, — можно использовать в рекламе… Желания, присущие всем, не могут быть утолены. Это то же самое, что сказано в Бхагавад-гите. Он понял это в категориях рекламы и сказал: «Мы будем апеллировать к этому аспекту».

В XIX столетии, если тебе пытались продать молоток с так называемым раздвоенным хвостом, то тебе говорили: «Ручка сделана из твердого дерева, раздвоенный хвост — из лучшей стали». Тебе пытались продать этот инструмент с точки зрения его качеств. Какой характер носит реклама в XX столетии? Тебе говорят: «Этот молоток заставит тебя почувствовать себя мужчиной». Не имеет значения, из чего сделана рукоятка и раздвоенный хвост. «Женщинам нравятся мужчины, которые работают этим молотком». И это подводит нас к настоящему моменту. Гуманистические лозунги — в чем суть гуманизма? По словам Солженицына, она состоит в том, что Человека — с большой буквы — помещают в центр всего и делают мерилом всех вещей. Не Бога, но человека. Это наполовину истина, потому что человекоподобные игры Кришны являются мерилом всех вещей. Это всегда полуправда, которая опаснее лжи. Человек в центре всех вещей, человек как мерило всех вещей и ценность всего измеряется на основе этого. Каковы гуманистические лозунги, которые нам адресуют в современном мире? «Просто делай это». Это гуманизм. А что остается несказанным? То совесть, которая у тебя есть, и которая подсказывает необходимость самоограничения — не прислушивайся к ее голосу. «Просто делай это». Почему? L’Oreal может ответить на этот важный вопрос: «Ведь вы этого достойны». Это гуманизм. Какую рекламу ни возьми… Mastercard: «Владей возможностями». Никто не носит в кошельке карту слуги. Но [все носят] карту «господина». А каково обещание интернета? Тотальный доступ к любым реалиям в любое время и в любом месте. Это обещание по умолчанию. Ты можешь потреблять любые реалии в любое время, не будет конца уровню твоего потребления. Почему? Потому что благодаря приобретению, контролю и потреблению ты обретешь счастье. Ты реализуешь свой потенциал. Такова суть гуманизма. Он враждебен духовной культуре сознания Кришны и распространению сознания Кришны.

Была реклама одной компании. Я думал: «Кто может заявить подобное настолько прямолинейно, без каких-либо сомнений в том, как это воспримут?» Реклама гласила: «Стопроцентное потворствование себе, нулевая ответственность». Это их модель, подумайте. Нулевое чувство вины… Неважно, что они рекламировали, но [важен] сам факт. И люди говорят: «Да, мне это нравится», «Звучит хорошо, дай-ка это куплю». Некие самые изощренные умы, выпускники лучших мировых университетов, собрались и родили этот лозунг, передающий суть их философии. В виде типовой схемы. Это состязание. И этот мир стоит на фундаменте или опорах светского гуманизма. И в таком мире ты пытаешься распространять сознание Кришны.

Сам Кришна говорит в Гите:

мануш̣йа̄н̣а̄м̇ сахасреш̣у
каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇
каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣

«Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня».

Из десяти миллионов освобожденных душ одна обретает преданность Кришне. И Гуру Махарадж однажды сказал: «Даже это чересчур много». И тогда может возникнуть вопрос: «А чем же мы занимаемся? Это что же, некое коллективное безумие?» Махапрабху говорит Рамананде [Раю]: «Я безумец номер один, ты еще один безумец. И мы ведем безумные разговоры о безумных предметах».

И, тем не менее, мы, находясь в таких обстоятельствах… это подразумевается: у нас есть обязательство. Сознание Кришны бесплатно и свободно дали нам, и мы должны бесплатно и свободно раздавать его другим. Гуру Махарадж говорит, что распространение, киртан, сражение против майических заблуждений — это непременное условие личного развития. Можно сказать, что существует стандартный способ доносить сознание Кришны до других — атма-гьяна, о чем говорится во второй главе Бхагавад-гиты… и также существует возможность делиться с другими тем ценным, что вы нашли в сознании Кришны. Капля Безграничного безгранична. Хотя возможен систематический подход к проповеди сознания Кришны, никогда нельзя сказать, что именно вызовет у человека интерес.

Однажды я давал интервью журналистке в Сан-Хосе. Она задавала многочисленные вопросы, которые не вели к просветлению, так сказать. Я по обязанности, дежурно отвечал на них. В этот момент в комнату зашел Махайоги Махарадж и спросил: «У нас с визитом два профессора из Университета Миннесоты, я хочу показать им видео Шрилы Шридхара Махараджа. Какое показать?» Все кассеты были пронумерованы, я знал, какая может подойти. И сказал: «Покажи [видеозапись с кассеты] номер пять». Он уточнил: «Та запись, где Шрила Шридхар Махарадж цитирует Махапрабху, сказавшего: „Если бы у меня была капля любви к Кришне, я бы умер давным-давно“?» «Да, это замечательная лекция, я ее покажу», — заметил он и ушел. И я вернулся к разговору с репортершей. И она спросила: «А почему тот человек сказал: „Если бы у меня была капля любви к Кришне, я бы умер давным-давно“?» И мы стали говорить о Махапрабху. И почему я это рассказываю: в ходе нашего разговора до этого момента она не проявляла явного личного интереса к сознанию Кришны, это просто была ее журналистская рутина… работа. Но в какой-то момент она услышала о капле любви и смерти… и это подводит нас к словам Махапрабху: «У меня нет и капли любви к Кришне». Это чувство, исходящее из сердца Шримати Радхарани. Сознание Кришны измеряется от обратного: степенью, в которой преданный чувствует, что он не квалифицирован и разлука причиняет ему страдания.

Нет сомнений в том, что мы разлучены с Кришной. Но дело в том, что эта разлука не причиняет нам боли. Она причиняет страдания преданным. В какой-то момент это страдание начинает расти, и тогда сердце начинает по достоинству ценить повествования о Кришне, потому что преданный испытает боль разлуки с Кришной, и рассказы о Нем служат лекарством. Капля Безграничного безгранична, и от агьята-сукрити происходит переход к [гьята-]сукрити, затем к шраддхе. Как говорил Прабхупада, так или иначе, необходимо давать людям связь с сознанием Кришны. Но с подлинным явлением. Следует помнить: вакцина должна быть реальной. Именно ею можно инъецировать людей. Это должна быть вакцина, исцеляющая болезнь.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования