«Роль семьи в духовной жизни». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. 29 апреля 2012 года, Чиангмай, Таиланд

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 49.3 МБ)

Содержание лекции:

#00:00:05#

Шрила Госвами Махарадж: Это находится в самой сердцевине сознания Кришны, Кришна-концепции. Иногда Шрила Сарасвати Тхакур проводил сравнение между христианством в его обычном понимании и сознанием Кришны. Речь шла о позиции Бога как Отца и Бога как сына. Существует в общем смысле иудаистская или христианская идея, что Бог это Отец. Он всегда рассматривается в позиции Отца и как некая удаленная фигура, может быть даже суровая. Как, знаете, в Ветхом Завете говорится: «Подчиняйся Мне, а иначе Я сотру тебя с лица земли!» Нечто в этом роде. Лучше будь послушным, а иначе гнев Господний обрушится на тебя. Сикстинская капелла, во всем блеске своей славы все же представляет собой, по сути, все тот же стереотип, в чем-то даже антропоморфный.

#00:01:30#

Как нам говорят: Бог самый старый. То есть Он должен быть какой-нибудь древний старик с большой длинной бородой, потому что он старейшее существо. И все равно он в отцовской позиции. Позже появляется Иисус. Я не собираюсь погружаться в христианскую идеологию, но противоположность этому сознание Кришны: Бог это не какая-то отдаленная фигура, надзиратель, наблюдатель, решатель или кормилец, «хлеб дающий», Он скорее в самой гуще всех этих событий.

О каких бы отношениях мы ни подумали: шанта созерцание, дасья  служение, сакхья дружба, ватсалья родительская любовь, мадхурья  супружеская любовь везде Он в центре этих всевозможных отношений. Это центр акила расамрита муртих.

#00:02:42#

Рупа Госвами описывает Кришну в «Бхакти-расамрита-синдху» такими словами: Он нектарная раса; источник всех рас, всех возможных любовных обменов; Он способен принять и ответить взаимностью на весь возможный спектр типов взаимообменов любовью и нежностью. Единственная Высшая Сущность может принять и удовлетворить жажду каждой души в мироздании, каждого в этом мире.

Есть краткое высказывание Шримати Радхарани, которое Шрила Гуру Махарадж порой цитировал: прати анга лаге канде прати анга мора, которое означает «Каждый атом моей души жаждет кого-то особенного». Не просто «Я нуждаюсь в ком-то особенном», а «Каждый атом моей души жаждет этого, жаждет найти половинку». И это Кришна. Таково значение Абсолюта.

#00:04:12#

В то время как здесь один человек не может по-настоящему полностью ответить на все эти идеальные ожидания, потому что, в конечном счете, то, к чему мы стремимся, это идеал. Когда мы воображаем или визуализируем своего партнера, зачастую это прямо так и выражается, когда нам говорят: «Опишите, какими качествами в идеале должна обладать ваша родственная душа». Потом начинается перечисление: он должен быть кто-то такой; он выглядит как-то так; его глаза такого-то цвета. У них есть некоторый идеал, который они несут внутри себя, о том, кто мог бы быть этим человеком.

Но что бы я хотел предложить здесь: равнять этот идеал с самой Абсолютной Личностью Бога. Ведь, в действительности, если мы ищем этот идеал в его предельном проявлении, мы можем улучшить наш идеал, усовершенствовать наши критерии поиска. Если мы можем совершенствовать критерии нашего поиска в бесконечной степени, то это приведет нас к бесконечности, к бесконечному источнику всей любви, красоты, очарования, сладости и всех возможных взаимоотношений.

#00:05:51#  

Интересно, что которые преданные-новички, неофиты, которые приходили в его Матх (те, кто, может, получили инициацию год или два назад) иногда говорили очень наивно, по-детски просто что-то о том, что им нравится сознание Кришны. Потому что, в конечном счете, с духовной точки зрения, они и есть дети. Но иногда они говорили такие вещи, которые покоряли сердце Шрилы Гуру Махараджа, смягчали его сердце. И чаще обычного, он упоминал об одной встрече в Матхе.

#00:06:51# 

Шрила Свами Махарадж Прабхупад отправил своих учеников, возможно на День явления его Гуру Махараджа, Шрила Сарасвати Тхакура, то есть по какому-то подобному случаю он отправил своих учеников в Шри Чайтанья Сарасват Матх. Разных людей попросили высказаться, и слово взяла одна женщина. И то, что она сказала, произвело неизгладимое впечатление на Шрилу Гуру Махараджа. Выражая свою признательность сознанию Кришны, она сказала: «Нам дали возможность жить с Кришной семейной жизнью. Вот, что мне нравится! Только представьте: мы можем иметь семейную жизнь с самим Богом! Эта возможность, эта перспектива вдохновляет меня. У меня мурашки по коже от такой перспективы!»

Может быть, эта леди не была философом, кем-то, кто мог бы обильно цитировать ведическую литературу, но то, что она сказала, затронуло сердце Шрилы Гуру Махараджа. И это, действительно, затрагивает самую суть Кришна-концепции. Это правда. Это то, чего мы хотим. Мы хотим иметь любящие взаимоотношения с Кришной.

#00:08:32# 

Когда браджа-гопи встретились с Кришной на Курукшетре после столетней разлуки, они выразили чувства своих сердец. Представьте себе, эти божественные девы, они настолько любят Кришну, сила их любви настолько велика, они расстроены, что создатель Брахма сделал глаза, которые моргают, потому что в течение этой (что бы там ни было) нано-секунды или какого-то подходящего отрезка времени в течение этого мгновения они не видят Кришну. И фактически они проклинают Брахму. Они говорят: «Ты — создатель, и ты не знаешь, как создавать правильно глаза!» И это какие-то девочки-подростки.

Как Гуру Махарадж иногда говорил про них: полуцивилизованные девчонки из джунглей это браджа-гопи. Но они проклинают создателя Брахму за создание несовершенных глаз, потому что они моргают и в течение этого момента они не видят Кришну.

Это дает нам подсказку, какова та любовь и привязанность, что находится в их сердцах.

А в другом месте Шримати Радхарани говорит: «Я бы хотела иметь глаза как у рыбы, не моргающие рыбьи глаза. Тогда я бы могла созерцать красоту и пить красоту Кришны непрерывно».

#00:10:32#

И вот как они описывают это: они пьют красоту образа Кришны, и она проникает в их сердца и крадет все их чувства. Звук имени Кришны входит в их сердца и крадет все их чувства. Образ Кришны, красота Кришны, аромат Кришны все это каким-то образом проникает в их сердца, делая их чувства неподвластными им. Иногда их чувства начинают соревноваться одно с другим. Если уши слушают флейту, а нос вдыхает аромат, иногда они говорят, что глаза покидают их и бегут к Кришне, если такое вообще возможно.

В конце концов, это возможно на том уровне. И все, конечно же, скажут: «А, это браджа-гопи такого можно ожидать с их стороны». Но это их характерное настроение: пастушки́ хотят поиграть с Кришной, так как Он их лучший друг, брат. А гопи, которые немного постарше, смотрят на Кришну, как на любимое дитя, как и их мужья.

#00:12:05#

Итак, это семейная жизнь с Кришной в центре. И для преданных, для семьи преданных, жизнь будет счастливой, если Кришна стоит в центре всего. Если они будут видеть (и это что-то очень необычное), и если они будут видеть друг друга, как вечных слуг Кришны, то есть на поверхности муж, жена, ребенок, дочь, сын, но в глубине это бесспорно там. И это невозможно отрицать. С пробуждением видения глазами преданного они также смогут видеть, что на самом деле мой ребенок это возвышенный преданный, он более возвышен, чем я, у него больше преданности Кришне, чем у меня. Такое возможно. Муж жену, жена мужа, они могут видеть друг друга, как слуг, могут видеть сущность служителей.

#00:13:37#

Бхактивинод Тхакур говорит в одной из своих песен: когда такое искреннее видение пробудилось, тогда забота о такой семье и всех ее нуждах это тоже Кришна-бхакти, преданность, поскольку вы служите преданным. Если мы хотим, чтобы это было реальностью… Иногда Гуру Махарадж рассказывал о многом, говоря: «Я полагаю, вы хотите знать, насколько это реально, насколько это, действительно, правда». Мы можем говорить что угодно, как угодно, высказываться, можем взять любую фразу из Писаний, применить к чему угодно, но до какой степени это истина, насколько это настоящее вот то, что мы хотим знать. Но сам факт того, что это возможно, дает нам оптимизм, стимул и вдохновение.

#00:14:39#

Мы слышали некоторые выдающиеся примеры преданных, семейных преданных. Мы говорили недавно об Ачьютананде, маленьком сыне Адвайты Ачарьи, ему было всего 5 лет (который отчитал своего отца за слова о том, что у Махапрабху есть гуру). Адвайта Ачарья считается Маха Вишну или Сада Шивой и пятилетний мальчик отчитывает его: «Отец, что за бессмыслицу ты говоришь, что кто-то является гуру для Махапрабху! Он источник тебя самого и всех вокруг!»

Брахма, после того, как он похитил коров и пастушков у Кришны, просил у Кришны прощения. Он сказал: «Ты мой отец, Нарайана!» Потому что Он атма бху, он появляется из лотосного пупка Гарбхадакашаи Вишну.

И Кришна спрашивает: «Как я могу быть твоим отцом? Ты такой старый, а я так молод». Тогда Брахма приводит свои аргументы. Это в действительности так, поэтому в Бхагавад-гите говорится:

#00:16:04#

пита̄хам асйа джагато
ма̄та̄ дха̄та̄ пита̄махах̣
ведйам̇ павитрам ом̇-ка̄ра
р̣к са̄ма йаджур эва ча

 (Бхагавад-гита, 9.17)1

Однажды Махапрабху спросил у одного из Своих преданных Рагхупати Упадхьяи: «Что по-твоему является высшим, лучшим в духовном знании? Рагхупати Упадхьяя, который являлся рага-марга-бхактой высшего уровня, не цитировал какие-либо Писания. Он говорил то, что сам написал свои собственные сочинения. Так же, когда Махапрабху заставлял Рамананду Рая идти дальше, погружаться в глубину, погружаться глубже в реальность, опуститься в самую глубину реальности. На определенном этапе Рамананда сказал: «Я больше не могу цитировать Писания, у меня есть нечто большее, чтобы сказать. Я не знаю, захотите ли вы это слушать, но я написал». Махапрабху спросил: «Что же ты считаешь лучшим?»

#00:17:40#   

ш́рутим апаре смр̣итим итаре
бха̄ратам анайе бхаджанту бхава-бхӣта̄х
ахам иха нандам́ ванде
асйа̄линде́ парам́ брахма

(«Шри Чайтаньа-чаритамрита», Мадхья 19.96)2 

Здесь говорится: есть Шрути, то есть Веды, то, что услышано, то, что надо познать, изначальный духовный звук, изначальные Писания мира. Шрути дают нам некоторое представление. Далее мы встречаем «Бхагаватам». Уддхава говорит: «На что Шрути только указывают, эти девочки-подростки, полуцивилизованные глупые девочки из джунглей Вриндавана, Кришна прижат у них к ногтю той любовью и привязанностью, которая обитает в их сердце. У них есть авторские права и право распространения на Кришну, поэтому я хочу быть просто травинкой на земле Вриндавана, где эти девушки всеми способами служат Кришне. Может немного пыли с их лотосоподобных стоп упадет на мою голову».

Как бы там ни было, он говорит: Шрути, Смрити, имея виду другие выдающиеся Писания, — в них говорится, как мать говорит, то есть одно Писание, как мать, другое, как сестра. Он говорит: «Да, слушай свою мать». В любом случае, все эти вещи находятся там. Махабхарата, великое Писание, и Бхагавад-гита находятся в центре этого ожерелья.

#00:19:42#

Вспоминается, как Гурудевцитировал одну шлоку в Лондоне, которая ему очень нравилась. Вся идея того, что вы можете получить из Вед, Пуран, Махабхараты, сводится к тому, что все они дают некоторое представление о том, как освободиться от мира.

Сарасвати Тхакур однажды сказал: «То, что беспокоит нас в настоящее время, это то, что мы называем “мир”». У всех были определенные планы, программы для этого. И мы думаем: все мы, конечно, уважаемые...

Ахам иха нандам́ ванде асйа̄линде́ парам́ брахма — все эти Писания пытаются найти какой-то способ обрести связь с бесконечным, с Абсолютом, с изначальным Высшим Господом, Высшей Реальностью, Высшей Абсолютной Истиной. Но у Нанды Махараджа Он ползает по дворику в виде ребенка! Что такого он сделал? Я примерно понимаю, о чем говорят все эти книги: все, что ты можешь делать или должен делать в определенных обстоятельствах. Что же сделал Нанда Махарадж для того, чтобы Кришна в виде младенца ползал у него по двору? Это то, что мне хотелось бы узнать.

И Махапрабху очень понравилось это, Он сказал: «Есть ли еще что-нибудь? Можешь сказать что-нибудь еще? Можно это обсудить? Можешь ли ты поднять это до более глубокого уровня? Есть ли что-нибудь еще глубже, выше, более утонченное?»

Гурудеву очень нравилась одна шлока:

#00:21:51# 

кам́ прати катхайитум ӣш́е,
сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже,
гопа-вадхӯт̣и-вит̣ам́ брахма

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.98)3

Рагхупати Упадхьяя говорит: «О, кому могу я сказать это? Если найду кого-то достойного услышать это, поверят ли они мне? Но эта высшая Истина, Высшая Реальность, первоисточник всего, Бог, что Он делает? Он преследует этих девочек, гопи, в кунджах Вриндавана, охотится за их любовью,  привязанностью». И он рассуждает так: «Кому я могу поведать об этом? Что это? И даже если я найду кого-то, не посчитают ли они меня просто сумасшедшим, поверят ли они мне?»

#00:23:09#  

Это, действительно, звучит безумно. Это не похоже на то, что мы обычно слышим из Писаний, от духовных людей, от исследователей, от ученых. Но это правда! Вот, что Он делает: Он настолько зачарован их самопреданием, их любовью и влечением, они отдают свои жизни для Него. Вот зачем гопи прихорашиваются. Вот зачем, зачем преданные стараются выглядеть хорошо. Это все для Кришны. Мы думаем: «Так. Это тело принадлежит Кришне. Так что нужно выглядеть красиво для Кришны, для удовольствия Гуру и Гауранги, Радхи  и Говинды».

Но Шрила Гуру Махарадж говорил: «Здесь мы можем видеть, что Рагхупати Упадхьяя говорил то, что никто не готов слышать. А если бы были, то поверили бы.

#00:24:23#

Гуру Махарадж сказал, что подсказка заключается в том, что теперь ты пришел к Шри Кришне Чайтанье Махапрабху и об этом услышат все, и они также поверят этому. Вот почему мы можем поговорить об этом сейчас.

Потом Махапрабху сказал: «Что-нибудь еще? Написал ли ты что-нибудь еще? Есть еще?» И затем Махапрабху спросил: «Я хочу знать, что ты считаешь высшей обителью и каков, по-твоему, самый возвышенный возраст и форма Кришны. Что ты считаешь высочайшей расой с Кришной?» И что же он сказал?

#00:25:19#

ш́йа̄мам эва парам́ рӯпам́
пурӣ мадху-пурӣ вара̄
вайах̣ каиш́оракам́ дхйейам
а̄дйа эва паро расах̣

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.106)4

Высшая обитель это Матхура. Матхура находится во Вриндаване, Радха-кунда. Самый возвышенный возраст это Кишор, Кришна в то время подросток, его юность находится в зените. А высшая раса ади-раса означает мадхура-раса.

#00:26:41#  

Итак, Ачьютананда делает замечание Адвайте Ачарье. Маленький сын Шриваса Тхакура умер во время киртана. Все женщины плакали. Когда Шривас Тхакур узнал об этом, Махапрабху проводил экстатический киртан в другой комнате. Шривас Тхакур сказал: «Я понимаю, что это очень грустная новость, но Шри Кришна Чайтанья Махапрабху сейчас в соседней комнате в божественном экстазе, в Своем киртане, и я не хочу, чтобы что-то побеспокоило Его».

Его сын умер. Мы можем сказать: «Как это жестокосердечно!» Но жесток ли Он или тут что-то другое?

#00:27:39#

Позже, когда Махапрабху услышал об этом, спустя несколько часов, когда киртан плавно затих, и весть о смерти мальчика достигла Его ушей, Он подумал: «Где еще встретить такого человека? Он не сказал мне, что у него умер сын. Не хотел потревожить Мое настроение».

Потом Махапрабху спросил: «Где этот мальчик?» Его привели к мальчику. Все женщины рыдали, а Махапрабху позвал: «Гопал!» И тот открыл глаза: «Да, мой Господин! Как могу я послужить Вам? По Вашему желанию я пришел в этот мир, в эту семью. Я совершаю здесь определенную севу. Но теперь я думаю, что мое время для этого подошло к концу. Есть ли еще какое-то служение, которое Твой вечный слуга может для Тебя сделать?»

Такую семейную жизнь мы хотим иметь.

#00:28:43#

Мы знаем, Рагхунандан Тхакур сын Мукунды, врача, и как врач он должен был ездить по вызовам. Поэтому, несмотря на то, что его мальчику было всего лишь семь лет и он не умел делать севу для Божества, отец сказал ему: «Сегодня ты предложишь бхогу, обед для Божества». Отец уехал на вызов, и Рагхунанда принес бхогу, положил перед Божеством и сказал: «Мой дорогой Господь, Кришна, вот, пожалуйста! Приятного аппетита! Пожалуйста… Что-то не так? И он начал расстраиваться в сердце.

Махапрабху один раз спросил Мукунду:

В твоей семье кто отец, а кто сын? Ты ли отец или Рагхунандан является отцом?

И зная, что на уме у Махапрабху, Мукунда сказал Ему о своем сыне:

Он отец в этой семье.

Почему?

Потому что он обладает большей преданностью Твоим лотосоподобным стопам.

Махапрабху был очень счастлив, услышать это. То, что другие выполняли как ритуал или заведенный порядок. Рагхунандан рага-марга-бхакта. Никакое правило или порядок не могут помешать потоку любви в его сердце. Он практически напугал Божество: «Сейчас же ешь! Я хочу увидеть, как ты ешь». Как родители иногда говорят: «Я хочу увидеть, как ты ешь» И сердце Божества растаяло от увиденного и такой преданности. Теперь бесконечное подчинилось ограниченному, и теперь нет никаких правил это рага-бхакти. Поэтому Божество восприняло это и начало кушать, а Рагхунандан сказал: «Я вернусь через несколько минут. Дай мне знать, если что-то понадобится».

#00:30:30#  

Затем Мукунда, мы слышали, возвращается домой. После тяжелого рабочего дня он хотел принять немного прасада и спрашивает мальчика: «Есть ли какой-то прасад?» Рагхунандан отвечает: « Нет. Закончился весь. Кришна все съел». На что Мукунда сказал: «Обычно Божество что-нибудь да оставляет. Обычно по факту мы предлагаем, но потом загадочным, чудесным образом остается какой-то прасад», — «Не сегодня. Божество съело все, ничего не оставило!» Мукунда задумался. Он был в замешательстве. Он сказал: «Ну-ка покажи мне, как это ты предлагаешь! Мы приготовим еще немного, и ты покажешь, как ты это делаешь».

#00:32:36#

И они идут и кладут все перед Божеством и отец думает: «Ты думаешь, я глупый и я поверю в это», и уходит. А Рагхунандан взывает к Божеству, и Божество начинает есть. Рагхунандан кричит: «Отец, посмотри!» Отец приходит и сморит, что у Божества в одной руке ладду. Оно поймано в процессе. Бесконечное поймано в процессе действия. Мукунда видит ладду в руке Божества.

Кто поверит в это?

Махапрабху сказал Рамананде: «Я первый сумасшедший, а второй. Приятно познакомиться!»

Один грихастха, семейный человек из Гаудия-матха, скорее всего, это профессор Саньял…

Мы знаем, что Гуру Махарадж воспевал славу Сарасвати Тхакура: джати раджа ганаих пари севйа падам. Джати радж царь среди всех санньяси. И когда мы видим изображение Сарасвати Тхакура, мы немедленно становимся серьезными. Он излучает серьезность огромной силы.

#00:34:37#

Концепция профессора Саньяла  была такова: все создано для вайшнава. Он сказал однажды Гуру Махараджу: «Если я пойду читать “Бхагаватам” сам, то это может быть карма, может быть гьяна, может викарма. Если же я читаю под руководством вайшнава, тогда это может быть преданностью. Он ничего не делал, если на то не было указания вайшнавов, потому что мы верим в то, что воля Кришны выражается через вайшнавов.

И вот однажды все преданные ждали на перроне поезд, чтобы ехать куда-то проповедовать. Поезд приехал, все зашли, а профессор Саньял остался стоять в одиночестве. Ни один вайшнав не сказал ему сесть в поезд. Кто-то крикнул: «Профессор, бабу садитесь в поезд!» И тогда он сел в поезд, потому что это был приказ вайшнава.

Мы, конечно, не говорим, что все должны быть такими.

#00:35:49#

Есть еще один преданный, мой дорогой друг Мадхура Дьюти Прабху. Когда мы находились в Агре и садились в автобус, который ехал в Джайпур, это была Индия 40 законных мест и 120 человек, которые на них хотят сесть, а он продолжает повторять: «После вас. После вас». И вот после того, как он сказал это тридцати людям, я сказал ему: «Мадхура Дьюти, садись уже в автобус!»

В любом случае, этот профессор Саньял, когда у него родился ребенок, маленькая девочка, и сидел Сарасвати Тхакур, профессор Саньял (как иногда люди приходят показывать своего ребенка) пришел и положил эту новорожденную девочку на колени Сарасвати Тхакура. Сарасвати Тхакур держит этого младенца, а профессор Саньял говорит: «Она принадлежит Вам, она в Вашей собственности». Сарасвати Тхакур сказал: «Тогда я хочу, чтобы ты взял ее под свою опеку».

#00:37:39#

Нам необходимо знать, что такое истина. Отсюда мы можем измерять, оценивать, стремиться к чему-либо. Настоящий грихастха-ашрам, настоящая семейная жизнь в сознании Кришны это место для духовного прогресса, где духовная составляющая находится в центре всего.

Мы знаем, что в случае со Шрилой Гурудевом, Говиндой Махараджем, когда много грихастха-учеников были милы его сердцу и насколько они жертвовали собой, своими семьями, своими детьми для служения ему. Порой Гурудев рассказывал, когда к нему приезжала какая-нибудь продвинутая семейная пара, чтобы пожить с Гуру Махараджем в каком-нибудь определенном месте, им выделялась комната. Гуру Махарадж давал им Говинду Махараджа, который в  то время был Гауренду брахмачари. Он спал в коридоре, чтобы удовлетворять каждую их нужду. По приказанию своего Гуру, Шрилы Шридхара Махараджа, Гауренду брахмачари всегда был готов к услугам этих грихастх из-за их уровня преданности.

#00:39:21# 

Как сказал однажды Гуру Махарадж касательно шафрановых и белых одежд: «Нас не интересует качество одежд. Нас интересует качество преданности». Поэтому мы можем сказать: одно из чистейших качеств бражда-гопи заключается в том, что арйа-патхамони отреклись от своих семей в поиске Кришна-концепции. Они не были отреченными по природе, изначально у них есть дети, семья, все эти вещи, но они желают пожертвовать всем этим ради служения Кришне. Вот почему они столь возвышенны. У них есть семьи, у них есть дети, мужья,  есть все, но они хотят пожертвовать все ради малейшего служения Кришне.

Нам говорят: это сделать не просто! Мы кое-что понимаем о привязанностях этого мира и привязанности к семье, что имеет наибольшее притяжение.

И те же браджа-гопи, когда встретили Кришну, те, которые не могут перенести разлуку на  то мгновение, пока глаз моргает, величина, интенсивность их любви такова, что когда происходила раса-лила, Кришна решил дать Йога-Майе сигнал относительно трех конкретных вещей: времени, места и действия. И говорится: миллионы ночей слились, чтобы стать одной.

#00:41:54# 

сахасра-йуга-парйантам,
ахар йад брахман̣о видух̣
ра̄трим̇ йуга-сахасра̄нта̄м̇
те 'хо-ра̄тра-видо джана̄х̣

 (Бхагавад-гита, 8.17)5

Брахма-ратри: тысячи юг это ночь Брахмы, 4 биллиона 300 миллионов лет. В раса-лиле Кришна применяет расширение и сжатие времени и пространства в Своих играх. Одна такая ночь длилась 4 биллиона 300 миллионов лет. Но для гопи, их любовь настолько велика, их жажда и стремление настолько интенсивны, для них это было как миг, когда глаз моргает. Единение высшего уровня в течение 4 биллиона 300 миллионов лет пронеслось в мгновение ока, а разлука на то же мгновение была как 4 биллиона 300 миллионов лет.  

Те же гопи после ста лет (величина, невообразимая для нас) разлуки с Кришной снова встречают Кришну на Курукшетре. Там Он облачен в королевские одежды, окружен огромным количеством королевских принадлежностей весь это антураж. А мы помним, что они простые деревенские девочки. Потом, когда все протокольные формальности были соблюдены, в конце концов, им удается увидеть Кришну после ста лет разлуки с Ним. И они сказали Кришне:

#00:43:49#

а̄хуш̄ ча те налина-на̄бха пада̄равиндам̇
йогеш́вараир хр̣ди вичинтйам ага̄дха-бодхаих̣
сам̇са̄ра-кӯпа-патитоттаран̣а̄валамбам̇
гахам̇ джуш̣а̄м апи манасй удийа̄т сада̄ нах̣

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 1.81, «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 8.26, Шри-Гопиканам)6

«Однажды когда-то давно ты послал нам письмо через Уддхаву в попытке смягчить чувство разлуки в наших сердцах. Ты посоветовал нам заняться йогой. Мы слышали, что йога очень популярна. Но подумай, мы же не йоги, мы семейные люди! Мы, как их называют, падшие домохозяйки: мы полностью поглощены семейной жизнью. Как же мы будем заниматься йогой? Ты думаешь, мы станем йогами? Ты нам еще сказал научиться медитировать на Тебя. Мы не можем перестать думать о Тебе! Ты что, шутишь?! Мы не можем перестать думать о Тебе ни на секунду! Наши глаза покидают тело в поисках Твоей божественной формы. Мы не можем перестать думать о Тебе. А ты говоришь: Пожалуйста,  освойте йогу и научитесь медитировать. Это, наверное, Твоя над нами шутка? Но нам не показалось это очень смешным. Конечно, это похоже на что-то смешное, но нам так не показалось.

#00:45:36# 

Разве Ты не понимаешь, кто мы такие и чего мы на самом деле хотим? Мы семейные люди и мы хотим семейной жизни с Тобой! Вот чего мы хотим, а не этой йоги, медитации, духовности. Это не то. Нас это не интересует. Ты знаешь наши сердца, ты знаешь, чего мы на самом деле хотим. Мы не примем ничего меньше этого, и нам не нравится Твоя одежда этот королевский наряд. Где Твоя флейта? Это что, случается со всеми людьми, которые оставляют своих родных, родной город и друзей? Теперь у Тебя новая одежда, новое окружение, нет флейты. Вместо вриндарани Ты окружен локарани. Полный лес людей, колесниц и шума.

#00:46:36#

А чего мы хотим? Мы хотим Тебя, Гопа-рупу, Шьяма, в Твоей пастушеской одежде, играющего на Своей флейте на берегах Ямуны, как мы раньше играли. Вот чего мы хотим».

И это ратха-ятра, когда они забирают Кришну. Та же самая идея: вернуть Кришну во Вриндаван. Он тоже чувствует разлуку с ними. Джаганнатх это экстатическая форма Кришны, который испытывает разлуку с Радхарани и браджа-гопи во Вриндаване. Его руки вросли в Его тело, глаза увеличились. Он окаменел, не мог двигаться. Они положили Его на повозку, чтобы доставить туда.

Насколько благодарен Он будет любому, кто окажет помощь в этом божественном шествии?

#00:47:36# 

И Кришна говорит в ответ:

майи бхактир хи бхӯта̄на̄м амр̣татва̄йа калпате
диш̣т̣йа̄ йад а̄сӣн мат-снехо бхаватӣна̄м́ мад-а̄панах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.82.44)

«Все пытаются обрести связь со Мной: карми из страха кармических последствий, гьяни, йоги каждый, всем нужен Кришна. Но Я нужен им в их собственных целях, чтобы Я служил их низменным целям. Но если они получат Меня тем или иным путем, им кажется, что они выиграли лотерею и очень рады, какая удача выпала им». И Он добавил: «Но Я считаю Своей удачей то, что Я являюсь объектом любви и привязанности, которые находятся в ваших сердцах. Это Моя удача. И Я не могу отплатить вам. Это так возвышенно, так чудесно! Я не могу сделать ничего иного, кроме, как отдать вам Себя. Ничего, никакой другой вещи, которая была бы соразмерна любви, привязанности и преданности в ваших сердцах. Поэтому Я ваш. Вы владеете Мной».

Гуру Махарадж рассказывал, что после этого Радхарани сказала: «Теперь мы можем идти. Он наш, Он принадлежит нам. Мы всегда это знали, но нам надо было просто убедиться».

#00:49:31#

У нас есть очень короткий отрезок времени здесь,

сам́са̄ре 'смин кш̣ан̣а̄рдхо 'пи
сат-сан́гах̣ с́евадхир нр̣на̄м

(«Шримад-Бхагаватам», 11.2.30)

Чтобы обрести связь с сокровищем человеческой жизни, драгоценностью человеческого существования, получить общение с настоящим преданным, ачьюта готра,  тех, кто является семьей Кришны — мы хотим связи с ними. Если нам повезет, брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва [«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151], скитаясь по всей вселенной, чтобы обрести связь с ними и их представителями. Если у нас это получится, тогда мы получим сокровище, которое может быть извлечено из человеческого существования.

#00:50:20# 

Как говорит Бхактивинод Тхакур: грихе тако ване тако сада хари боли дако, и Нароттам дас Тхакур говорит: грихе ва ванете тхаке ха гауранга боле даке. Они говорят: «В семейной ли вы жизни или не в семейной вам нужно услышать о Кришне, Гуру, Гауранге; прославлять Гаурангу Махапрабху, обрести связь с Их преданными и тогда ваша семейная жизнь будет совершенной».

Харе Кришна!

 Транскрипция: Индумати деви даси
Редактор: Сварнанги деви даси 



1 «Я отец и мать этой вселенной, ее опора и прародитель. Я цель познания, очистительная сила и слог ом, а также “Риг-веда”, “Сама-веда” и “Яджур-веда”».

2 «Рагхупати Упадхьяя произнес: “Те, кого страшит материальное существование, поклоняются Ведам. Кто-то выражает почтение смрити дополнениям к Ведам, а другие чтят “Махабхарату”. Что же касается меня, то я поклоняюсь отцу Господа Кришны, Махарадже Нанде, во дворе у которого играет Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина».

3 «Кому мне сказать и кто мне повреит, что Верховная Личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры».

4 «Наивысший образ — это образ Шьямасундары, лучшая обитель — это город Матхура, объектом нашей медитации всегда должна быть ранняя юность Господа Кришны, а наивысшая раса — это раса супружеской любви».

5 «Один день Брахмы длится тысячу эпох по времяисчислению людей, и столько же длится его ночь».

6 «О Господь, чей пупок прекрасен как цветок лотоса, величайшие и мудрейшие из йогов хранят в сердце Твои лотосоподобные стопы и непрестанно их созерцают. Ты единственный приют и спасение для душ, павших в колодец материальной жизни. Пусть же Твои святые лотосоподобные стопы милостиво озарят наши сердца, поглощенные заботами о доме и семье».

← «Всеблагая природа Бога проявляется во всем». Отрывок из лекции Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. 12 декабря 2004 года ·• Архив новостей •· Празднование Вьяса-пуджи Шрилы Б. Н. Ачарьи Махараджа. Сухум, Абхазия, 16 октября 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования