«О Рамануджачарье». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2 февраля 2012 года. Чиангмай, Таиланд

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.7 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

О Рамануджачарье

(2 февраля 2012 года, Таиланд)

 

Сегодня день явления Шри Рамануджачарьи, великого ачарьи Шри-сампрадаи. Как можем мы прославить этого великого ачарью? Но если мы обратимся к тому, что слышали от Гуру Махараджа, тогда у нас есть шанс сказать что-то подобающее.

#00:00:48#

Первое, что приходит на ум: Гуру Махарадж всегда говорил нечто уникальное, представлял вещи уникальным образом. Можно читать истории о вайшнавских ачарьях, их можно найти сейчас где угодно: в книгах, в интернете, в различных других местах, и, возможно, эта информация будет в общем приемлемой, но Гуру Махарадж всегда дает особое, уникальное объяснение.

#00:01:24#

Однажды прославляя его, я сказал: «Вы даете множество уникальных формулировок, выражений. „Погрузись глубже в Реальность“. „Прекрасная Реальность“». И сначала он говорил: «Я не понимаю, о чем ты». Но после того как я упомянул четыре или пять, он стал добавлять все больше и больше. «Прогресс означает отвержение старого и принятие нового». «Чем глубже идея, тем меньше ценителей». «Золотой Вулкан божественной любви». «Экстатические волны». «Потоки золотой лавы, исходящей от Махапрабху». Иногда мы принимаем эти выражения как данность, недооцениваем их, но они уникальны, они указывают на уникальное богатство Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:02:15#

В отношении Рамануджачарьи он однажды сказал так: «Рамануджа открыл Вайкунтху». Нам, выросшим в Америке, говорили: «Колумб открыл Америку». Это замечательный глубокий пример. Он сказал: «Рамануджа открыл Вайкунтху». Подобно первооткрывателям прошлого — испанцам, итальянцам (для наших зрителей из Италии сегодня вечером мы подчеркиваем: Христофор Колумб был итальянцем; или, как говорил мой отец, он был моряком; мой отец был моряком, поэтому он очень гордился, что Америку открыл моряк)… Эти первооткрыватели переплывали океаны, чтобы попасть в новый мир. Это кажется чем-то простым, но здесь скрыт глубокий смысл. Эти моряки бесстрашно отправлялись в безбрежный океан на своих кораблях в попытках открыть новый мир. У них были их чертежи, карты, их вера, поддержка королевы.

#00:03:33#

Гуру Махарадж говорил: «Мир Вайкунтхи подобен океану сознания, а возвышенные преданные бороздят этот океан сознания, открывая новые миры». Как говорит Шукадев Госвами:

#00:03:49#

париниш̣т̣хито ’пи наиргун̣йа,
уттама-ш́лока-лӣлайа̄
гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е,
а̄кхйа̄нам̇ йад адхӣтава̄н
1

Он говорит Парикшиту Махараджу: «Я был освобожден уже в лоне своей матери. Я даже не особенно собирался рождаться, чтобы изучать этот мир. Я уже был освобожденной душой». Он родился уже полностью развитой личностью. Но он сказал: уттама-ш́лока-лӣлайа̄, гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е — «Я услышал об играх Кришны. Это было нечто совершенно несопоставимое ни с чем в этом мире. А для тех из вас, кто думает: а как же насчет отношений между мужчиной и женщиной в этом мире? Это не то же самое. Это может казаться похожим, но у меня нет никакого интереса к этому». Почитайте «Бхагаватам». Когда он проходил мимо обнаженных женщин, они даже не стали прикрываться, потому что не видели в его глазах ни следа вожделения.

#00:05:04#

Когда Ведавьяс бежал следом за ним, взывая: «О мой сын! Мой сын!», говорится, вираха-санкалпа: деревья отвечали чувству разлуки, когда он кричал: «О мой сын! Мой сын!» Деревья с сочувствием отнеслись к чувству разлуки Вьясадевы. Но девушки в этот раз накинули на себя одежду, и Ведавьяс был удивлен: «Когда этот юноша проходил мимо, вас это не смутило, а сейчас, когда вы увидели меня… Знаете, кто я такой? Ведавьяс. Тот, кто дал миру Веды и все знание». «Да, но в твоих глазах мы видим нечто. Пожалуйста, не обижайся, но тот юноша не делал различия между мужчиной и женщиной».

#00:05:55#

Поэтому Шукадев являет «Бхагаватам». Он исходит от него, он выражает Кришна-концепцию и говорит об играх Радхарани и Кришны, враджа-гопи. Харе Кришна.

[Пояснение Амии Синдху Прабху: За кадром преданный моет пол. Госвами Махарадж: Ты словно моряк со шваброй. Как раз в тему сегодняшнего дня.]

#00:06:47#

…гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е…

Итак, «Мое сознание было захвачено уттама-шлокой». Вот о чем идет речь. Шукадев не сказал: «Это взбудоражило мой интеллект. Мысли закрутились вокруг этой идеи». Ничего подобного! Он услышал уттама-шлоку. Это духовная игра, лила Кришны, выраженная в духовном звуке. Это нечто реальное, проистекающее из изначальной реальности. И он сказал: «Это пленило меня, мое сознание и унесло меня в мир, о существовании которого я не знал прежде».

[Махарадж говорит кому-то из присутствующих: «Шепчитесь чуть потише, пожалуйста, потому что мое сознание еще не унесено в тот мир».]

#00:07:59#

Гуру Махарадж говорил: «Рамануджа открыл Вайкунтху, бороздя океаны сознания, добывая драгоценности». Даже в мире чинмой можно добывать драгоценности.

#00:08:15#

Итак, до появления Рамануджи во времена Шанкарачарьи и других было известно только три уровня: пратьякша, парокша, апарокша. Четвертое измерение — адхокшаджа. Иногда его называют турия. Его открыл Рамануджа. Пятое измерение — это апракрита-лила Кришны. Так Рамануджа открыл «южное полушарие» духовного мира — как сказал Гуру Махарадж: «южное полушарие». И снова мы говорим об океане сознания. «Южное полушарие» духовного мира — это Вайкунтха-локи. Насколько это чудесно!

#00:09:12#

Рамануджачарья был столь божественен и одарен, даже когда он был мальчиком. В детстве его Гуру был майявади, [по имени] Ядавапракаш. Обычно по имени все понятно. Как правило, Пракаши — майявади. Пракашананда Сарасвати, например, хотя пракаш — замечательное слово, без сомнения. Итак, когда Рамануджа был юным учеником, он делал массаж Гуру, который был Гуру-майявади, имперсоналист, отрицающий форму Кришны, Имя Кришны. Нирака: имперсоналисты верят, что все бесформенно.

#00:10:00#

Гуру начал цитировать отрывок из [наследия] Шанкарачарьи, в котором есть такое выражение: копи-асан. И он сказал: «О, здесь говорится, что лотосоподобные глаза Вишну [по цвету] похожи на зад обезьяны». Есть в Индии обезьяны с красным задом. Итак, копи. Как копи-бхаджа. Так он говорил смеясь: «Разве не забавно это сравнение: глаз Вишну подобен заду обезьяны». Он думал, это очень остроумно и смешно. Но из глаз Рамануджи, который в этот момент массировал спину учителя, заструились горячие слезы, слезы гнева. Не знаю, как точно их описывают: горячие или холодные, но слезы упали на спину его учителя, и он подумал: «Это странно». Рамануджа плакал, не в силах слышать это оскорбительное сравнение прекрасных лотосоподобных глаз Господа. Учитель сказал: «Ты не согласен с ачарьей? Ты не согласен с Шанкарачарьей? Ты не согласен с Гуру сампрадаи? У тебя есть другие представления? Другая концепция?» И Рамануджа ответил: «В данном случае ты неправильно понял слова „копи“ и „асан“, и даже великий ачарья неправильно их понял. Ты думаешь, что копи означает „обезьяна“, слово „асан“ указывает на зад обезьяны. Но это не так. Другое значение слова „копи“ — тот, кто пьет воду через стебель, то есть цветок лотоса». Как, например, амбуджа. Он покоится на воде и через стебель «пьет» воду. Таким образом, он сидит, асан, на воде и «пьет» воду, копи. Это описание цветка лотоса. И это означает, что глаза Вишну прекрасны как цветы лотоса, цвет которых подобны цвету восходящего солнца. Вот о чем говорит этот стих.

#00:12:49#

Когда Ядавапракаш услышал это, он подумал: «Теперь я знаю, кто станет врагом нашей сампрадаи. Этот мальчик». Он понял, что его будет невозможно победить. Если он смог обнаружить ошибку в рассуждениях ачарьи сампрадаи и исправить ее, он наш враг. А ведь Рамануджа в то время был еще ребенком.

#00:13:20#

И когда Рамануджа, уже будучи великой личностью, встретил Ямуначарью, Ямуна Муни (Гурудев рассказывал множество замечательных историй о нем), он пришел к нему в тот момент, когда Ямуначарья уже оставил тело. Когда Рамануджа вошел, он увидел тело Ямуначарьи. Он увидел его пальцы, его руки, сжатые в кулаки. Рамануджа пытался понять: «Какое служение мой Гуру хочет получить от меня?» Он думал: «Он хочет, чтобы я сделал что-то. Мой Гуру хочет, чтобы я совершил что-то, но он покинул этот мир, ничего не сказав мне».

#00:14:00#

(Некоторые преданные думают так: «Гурудев ушел, не сказав мне ничего перед уходом».) И Рамануджа, как искренний ученик, вопрошал: «Чего же он хочет от меня? Он не сказал, я должен подумать. Он вложил в меня нечто, концепция внутри меня. Проявится ли она?» Он подумал: «Итак, первое, что я мог бы сделать, это [дать] объяснение Упанишад». И он увидел, как из кулака Ямуначарьи разогнулся один палец. «Затем арчана-падати. И Веданта-бхашья». И все пальцы разогнулись. Он понял: «Это три вещи, которые он хочет от меня. Теперь я понимаю, в чем будет моя сева».

#00:14:59#

Итак, Рамануджа составил Шри-бхашью, чтобы сместить Шарирака-бхашью Шанкарачарьи. Гуру Махарадж рассказывал историю Рамануджи, который знал санскрит настолько, насколько его вообще можно знать. Он лучше, чем кто бы то ни было, мог цитировать Упанишады, Веды и другие писания. Однажды он спорил с одним майявади четырнадцать дней и не мог победить его. Он приводил все примеры. Знаменитый пример Рамануджи про попугаев. Есть такие зеленые попугаи в Индии [Манас Кришна Прабху подсказывает], тьябаки, особенно их много во Вриндаване. И я сам видел этот пример в жизни с крыши нашего матха во Вриндаване. Два зеленых попугая залетели в крону дерева с зелеными листьями, и показалось, будто они просто исчезли, растворились, но на самом деле они [были] там. Они не растворились, они не перестали существовать в этой зеленой кроне дерева.

#00:16:26#

…виш́ате тад-анантарам2

Это один из примеров. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «На определенном этапе духовного развития преданный входит в Меня, соединяется со Мной».

#00:16:37#

И Рамануджа говорит: «Это не значит слиться, утратить свою индивидуальность, потерять себя». Это значит, как говорил Гуру Махарадж, «ты входишь в семью Кришны». Кто такой Кришна? Это Радха, Кришна, Лалита, Вишакха, Нанда, Яшода, Шридхам, Судам, Субал и так далее.

#00:16:58#

И этот Рамануджа, способный приводить столь много примеров, цитировать писания, не мог победить этого человека, и они проводили дебаты каждый день в течение четырнадцати дней.

#00:17:14#

Я помню свой первый приезд в Индию, когда в газете можно было увидеть колонку с обзором дискуссии двух свами. И это было вместо новостей в Индии. Такой-то свами обосновал позицию шуддха-адвайты. Тогда свами такой-то в ответ на это выдвинул следующий аргумент. И обзор их беседы представлял целую статью. Индия — это такая страна… иногда Гурудев смотрел новости на санскрите. Есть канал, где ежедневно в течение часа передают новости на санскрите. Такова культура Индии.

#00:18:00#

Рамануджа не мог победить в споре. Он думал: «Я должен быть ачарьей сампрадаи, но я не справляюсь со своими обязанностями. Я не могу победить этого человека. Я привел все возможные примеры, но он не признает поражение». И однажды, проснувшись утром, Рамануджа решил: «Я должен отказаться от положения ачарьи, потому что я не могу защитить достоинство моей линии. Я не могу победить его, поэтому этим утром я приду на место, где проводятся дебаты, и подам в отставку». И когда он пришел туда, его противник, увидев Рамануджу (еще до того, как тот успел что-то сказать), произнес: «Прошлой ночью меня осенило. Я обдумывал все, что ты говорил, и осознал: ты прав».

#00:19:01#

Гуру Махарадж говорил: «Это пример того, что важно не просто приводить правильные аргументы».

#00:19:07#

атха̄пи те дева пада̄мбуджа-двайа-праса̄да-леш́а̄нугр̣хӣта эва хи...3

Необходимо, чтобы была праса̄да-леш́а̄, хоть чуть-чуть милости.

#00:19:19#

Когда Гуру Махараджу было двадцать три года, у него был учитель. Он был сат-даршан. Образно говоря, у него был «онтологический черный пояс»: о шести философских системах Индии он знал все. Он был одним из учителей Гуру Махараджа в школе. А Гуру Махарадж был столь чистым и простосердечным. Он сказал: «Почему такой превосходный ученый и человек, как вы, не посвятите все это обширное знание служению лотосоподобным стопам Гуру и Гауранге, Гауранге Махапрабху». Тому человеку было около семидесяти. Гуру Махараджу было двадцать три, а этому человеку семьдесят. И тот сказал: «Это не вопрос учености или интеллектуальных способностей, мой мальчик. Необходимо обрести немного милости».

#00:20:17#

Позже, когда Гуру Махарадж стал известен благодаря своему онтологическому пониманию и духовному развитию, он встретил снова, много лет спустя, этого человека, и все равно ему оказалось непросто изменить его представление. Тот настаивал: «Сначала мы должны следовать пути Будды. Затем мы перейдем к Шанкаре. Затем мы перейдем к Мадхаве и Раманудже, и только затем к Махапрабху». Очевидно, что этот человек был бенгальцем. Гуру Махарадж ответил: «Интересно, вы говорите это, но Махапрабху не говорил ничего подобного. Махапрабху не говорил, что сначала мы должны пойти к Будде, затем далее. Нет, Он не говорил такого».

#00:21:07#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир,
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м
4

Начни слушать от осознавших себя душ, независимо от того, каково твое положение в этом мире, будь ты семейным человеком, студентом, кем угодно.

#00:21:40#

Однажды Рамануджа захотел научить своих учеников, что такое настоящая привязанность и настоящая непривязанность. Рамануджа был знаменит тем, что всегда находился в окружении санньяси. Именно у него Сарасвати Тхакур позаимствовал идею для триданда-санньясы. Рамануджа также принял санньясу перед изображением своего учителя. Есть и другие параллели.

#00:22:13#

Итак, однажды Рамануджа вместе с другими санньяси отправился на реку, и, перед принятием омовения, они оставили свою одежду на берегу. Пока санньяси купались, Рамануджа перемешал все их вещи между собой и разложил их в разные места. Когда они вернулись, то, посмотрев на свои вещи, стали говорить друг другу: «Эй, ты взял мою уттарию!» «А у тебя моя каупина!» «Это мой бахирвас!» По своему положению они должны быть не привязаны к чему бы то ни было, а они ругались из-за своей одежды.

#00:22:49#

Затем ночью того же дня Рамануджа отправил одного из брахмачари под покровом ночи в дом грихастхи, преданного-домохозяина, его звали Тханур Дас, где он спал со своей супругой. Она спала, не сняв браслеты. Когда брахмачари проник в спальню, он начал снимать золотые украшения с ее запястья. И она вдруг повернулась на другой бок. Он испугался и выбежал из дома.

#00:23:23#

На следующий день она пришла в храм и спросила: «У храма какие-то проблемы с деньгами?» Все заинтересовались: «Почему вы спрашиваете?» Она ответила: «Этой ночью один брахмачари приходил, он пытался снять браслеты с моей руки. А когда я повернулась, чтобы он мог снять браслеты и с другой руки, он убежал».

#00:23:52#

Так Рамануджа хотел показать им: большие санньяси ругались из-за своих каупин, а женщина отдала все, что у нее было, ради служения. Это Рамануджа.

#00:24:24#

Гуру Махарадж также рассказывал, что когда Рамануджа получал мантру от своего Гуру, необходимо было поклясться хранить ее в секрете, но когда Гуру сказал ему: «Вот эта мантра», сразу после этого Рамануджа вышел на улицу и рассказал о ней всем. Его начали порицать: «Ты нарушаешь наказ своего учителя. Ты должен хранить ее в секрете». Но он ответил: «Может быть, я пойду в ад за это, но все получат эту мантру и обретут освобождение».

#00:25:04#

Гуру Махарадж сравнивал этот случай с историей о головной боли Кришны. Однажды в Двараке Кришна сказал Нараде Муни: «О, Меня мучает невыносимая головная боль, и Мне нужна пыль со стоп преданного. Только когда Я получу ее и посыплю ею Свою голову, тогда Мне станет легче». И Нарада отправился к царицам Двараки, этим великим царицам: Рукмини, Сатьябхаме и другим, и просил: «Кришна страдает от ужасной головной боли, Он просит пыль со стоп преданного, чтобы посыпать ею голову, и тогда боль пройдет». Царицы подумали: «Мы не можем дать пыль со своих стоп». «Ты собираешься поместить ее на голову Кришны? Никогда». Эти царицы были очень умны, они сказали: «Тем более, Нарада, ты сам великий преданный. Ты Нарада Муни. Отдай свою пыль, отдай пыль со своих стоп. Зачем к нам пришел?» Он прибежал обратно к Кришне. Кришна страдает: «Давай скорее пыль». А Нарада отвечает: «Никто не дает мне эту пыль. Они боятся последствий того, что Ты поместишь пыль с их стоп Себе на голову». И Кришна ответил: «Тогда иди во Вриндаван. Попроси враджа-гопи, они дадут».

#00:26:47#

Нарада Муни пришел во Вриндаван. Гопи спросили его: «Нарада, ты принес нам новости о Кришне?» Нарада сказал: «Все в целом хорошо, но сегодня у Него заболела голова, Он очень страдает от этого и просит пыль со стоп преданного, которая вылечит Его». И сразу же, не раздумывая, враджа-гопи ответили: «Возьми скорее пыль. Я не знаю, преданная ли я, но попробуй: вдруг эта подойдет». Нарада спросил: «Разве вы не боитесь? Если вы не окажетесь преданными, вы отправитесь в ад навеки». «Может быть, — отвечали они. — Ничего страшного. Если Кришне станет легче, это главное».

#00:27:30#

Кришна хотел, чтобы Нарада увидел такого рода преданность. Так же, когда Он отправил Уддхаву во Вриндаван, чтобы тот увидел враджа-гопи, насколько глубоко их чувство любви и нежности к Кришне.

#00:27:53#

Когда Гуру Махарадж был в Южной Индии, преданные строили матх, и у них закончились деньги. Обычно в Индии они сначала собирают все деньги, а потом строят храм. Тогда со дня открытия храма и далее им нужно просто собирать деньги только на поддержание. Но в этом случае постройка остановилась, и им пришлось взять заем. Они боялись, что Сарасвати Тхакуру не понравится это. Это не индийская традиция. Но когда он обнаружил, что они так поступили, он сказал: «Вы задействовали свою будущую энергию в служении Кришне. Превосходно! Вы не только отдали все, что у вас есть сейчас, но и свои силы, которые будут у вас в будущем». Таким образом, ему понравилась эта идея.

#00:29:12#

Так или иначе, наследие Рамануджа-сампрадаи мы также обнаруживаем в шлоке о шаранагати, о славе самопредания. Есть знаменитая шлока в Бхагавад-гите:

#00:29:31#

йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇ тйаджатй анте калеварам
там̇ там эваити каунтейа сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣5

В ней говорится о моменте смерти: то, о чем ты думаешь в момент смерти, определяет твое последующее рождение. Здесь сразу возникает вопрос: буквально ли это утверждение? Что если [в сознании] возникнет нечто неожиданное? Кто знает, что может случиться? Может быть, вы потеряете сознание перед смертью. И различные школы мысли имели различные соображения на этот счет. На нашу удачу Рамануджа объяснил, что в случае с преданным, который всю жизнь совершал определенное служение, если даже в этот конкретный момент он не будет думать о Кришне, все равно он обретет результат благодаря мыслям о Кришне и служении Ему длиною в жизнь.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнил: Традиш Дас

 


1 [Шри Шукадев Госвами сказал Махараджу Парикшиту:] «О святой царь, хотя я был полностью погружен в трансцендентное, тем не менее меня пленили описания игр Господа, Которого прославляют в стихах, исполненных света знания» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.9).

2 «Они входят в Мою семью». Стих полностью, в котором Шри Кришна говорит Своему другу Арджуне: бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти, йа̄ва̄н йаш́ ча̄сми таттватах̣ / тато ма̄м̇ таттвато джн̃а̄тва̄, виш́ате тад-анантарам — Лишь благодаря любви ко Мне душа может познать Мое величие и Мой сокровенный личностный образ. Постигнув эти истины обо Мне, она входит в Мою семью» (Бхагавад-гита, 18.55).

3 Атха̄пи те дева пада̄мбуджа-двайа-праса̄да-леш́а̄нугр̣хӣта эва хи / джа̄на̄ти таттвам̇ бхагаван-махимно на ча̄нйа эко ’пи чирам̇ вичинван — «Мой Господь, тот, кто будет благословлен даже малейшей крупицей милости Твоих лотосоподобных стоп, сможет понять величие Твоей Личности. Но те, кто умствует, чтобы понять Высшую Личность Бога, не способны познать Тебя, даже если они будут изучать Веды множество лет» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.29).

4 «Те, кто полностью прекращают собственные попытки понять Высшую Истину интеллектом, и, не меняя внешнего уклада жизни, начинают слушать трансцендентные повествования о Тебе из уст Твоих чистых преданных, посвятив служению Тебе все свое тело, ум и слова, несомненно, покоряют Тебя, Непобедимого во всей вселенной» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).

5 «На каком бы плане бытия ни было сосредоточено сознание человека в момент смерти, он непременно достигнет его» (Бхагавад-гита, 8.6).

← «Поиск истины». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2012 год. Лекция в «Джаганнате». ·• Архив новостей •· «Основы духовной науки». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования