«Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Словарь имен и терминов: Р


Russian

Словарь имен и терминов

 

Р

Рага-марга

— путь божественной любви; спонтанная преданность Богу, которая превосходит наставления и ограничения священных писаний.

 

Раджа

— царь.

 

Раджо-гуна (Раджас)

— страсть; одна из трех гун (качеств) материального мира: гуна страсти или гуна деятельности. Раджас противопоставляется с одной стороны более низкому качеству тамаса (тамо-гуне) — качеству бездействия, тьмы, невежества и лени материального мира, а с другой стороны — качеству саттвы (саттва-гуне), характеризующемуся чистотой, благочестием и умиротворенностью, занимая таким образом промежуточное, среднее положение.

 

Раджа-риши

— праведный, благородный правитель.

 

Радха-дасья (Радха-дасьям)

— служение Шримати Радхарани.

 

Радхарани (Шримати Радхарани, Радха)

— см. Кришна (раздел «Радха и Кришна»).

 

Ракшасы

— демоны-людоеды.

 

Рамачандра (Господь Рама)

— аватара Господа, идеальный царь. Его деяния описаны в эпосе «Рамаяна». Его жизнь — ярчайший пример строгого следования законам дхармы — долгу и религиозным принципам, несмотря на жизненные невзгоды, страдания и многочисленные препятствия.

 

Раса

— (санскр. — «вкус») — божественный экстаз; вид духовных взаимоотношений Шри Кришны и души, обретшей чистую любовь к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Различают пять основных рас: умиротворенность (шанта-раса), служение (дасья-раса), дружба (сакхья-раса), родительская забота (ватсалья-раса) и супружеская любовь (мадхура-раса).

В одном из стихов Бхагавад-гиты (11.44) Арджуна в завуалированной форме упоминает три наиболее возвышенные расы: «Как отец прощает ошибки сына, друг — фамильярность товарища, а любящий — дерзость возлюбленной, так и Ты прости мои оскорбления».

 

Раса-лила

— чистое духовное проявление любовных отношений Господа Кришны с Его самыми возвышенными и близкими спутниками, девушками-пастушками Вриндавана.

 

«Риг-веда»

— «Веда прославлений», от санскритского «рич» — «хвала», «стихи». Наиболее авторитетная и влиятельная из четырех Вед. Значительная часть гимнов «Сама-веды» и «Яджур-веды» представляют собой перегруппированные гимны «Риг-веды», с измененной интонацией (напевной или ритмической). «Риг-веда» содержит гимны, прославляющие богов материального мира, которые предназначены для громкого торжественного произнесения.

Наиболее известная мантра «Риг-веды» прославляет также Бога богов, Вишну, уподобляя Его солнцу: ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ паш́йанти сурайах̣, дивива̄ чакш̣ур-а̄татам — «Я медитирую на Вишну, высшее прибежище, Который всегда взирает на нас, подобно всевидящему солнцу над нашими головами» (1.22.20).

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Солнечный луч касается земли, холмов, воды, но где его родина? Что является его домом? Конечно же, Солнце, а не Земля, до которой он нисходит! Наше положение подобно этому. Мы подобны лучам сознания. Мы принадлежим к миру сознания, а не к этому материальному миру.

Этот стих является наиболее важной мантрой „Риг-веды“. Он учит: „Если ты будешь постоянно помнить о том, что Господь взирает на все, что ты делаешь, то не сможешь сделать ничего плохого. Подобное памятование непременно очистит твое сердце и разум, поможет тебе приблизиться к Божественному. Постоянно помни о том, что огромный глаз распростерся над твоей головой, видя все наподобие мощного рентгеновского излучения. Он знает даже то, чего ты сам не знаешь о себе. Он может видеть то, что является самой сокровенной, подсознательной областью твоего сердца. Если ты будешь помнить об этом в процессе всей своей жизни, то тогда ты непременно очистишься. Подобно тому, как раковую опухоль можно удалить с тела благодаря лазерному лучу, болезнь материального существования может полностью исчезнуть из наших сердец благодаря очищающему действию божественных лучей света, исходящих от святых стоп Вишну“».

Бхагавад-гита в главе «Достижение высшей реальности» также многократно призывает к постоянному памятованию о Господе в течение жизни и в момент смерти (8.5–7,9,10).

 

Риши

— «провидец»; мудрец, духовное знание к которому пришло благодаря божественному откровению. Слово происходит от глагола «дриш» (др̣ш̣) или «дришти», т. е. «видеть, созерцать» поток Истины. В стихе 2.59 Бхагавад-гиты постижение божественной Реальности и обретение возвышенных духовных переживаний дословно названо «парам̇ др̣ш̣т̣ва̄» — «созерцание Высшей Истины».

 

Рудры

— божества, прислуживающие Рудре (Господу Шиве).

 

Рупа Госвами (1489–1564)

— главный из шести Госвами Вриндавана, вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Был лично избран Шри Чайтаньей в качестве преемника и главы Его сампрадаи (духовной преемственности). Вследствие уникального положения, которое Шрила Рупа Госвами занимает среди последователей Махапрабху, их называют рупанугами (последователями Шри Рупы). Гаудия-вайшнавы почитают Шрилу Рупу Госвами как ачарью принципа абхидхея (раскрывающего учение о духовном пути, практике сознания Кришны), а также как раса-таттвачарью (наставника, дающего науку о расе, взаимоотношениях с Абсолютом). Он — автор множества религиозно-философских и поэтических произведений, посвященных науке преданного, исполненного любви служения Господу, главное из которых — «Бхакти-расамрита-синдху», содержащее подробное описание различных аспектов преданного служения Богу. Брат Шрилы Санатаны Госвами.

 

Рупануга-бхаджан

— преданность Господу в ученической преемственности Шрилы Рупы Госвами.

 

Рупануга-гаудия-сампрадая

— духовная преемственность Шри Чайтаньи Махапрабху, названная по имени Его главного преемника — Шрилы Рупы Госвами.

(продолжение следует)

 



←  Встреча с Шрилой Тривикрамом Махараджем в Киеве. 19 апреля 2015 года ·• Архив новостей •· Краснодар. Субботняя программа от 18 апреля 2015 года  →
Russian

Словарь имен и терминов

 

Р

Рага-марга

— путь божественной любви; спонтанная преданность Богу, которая превосходит наставления и ограничения священных писаний.

 

Раджа

— царь.

 

Раджо-гуна (Раджас)

— страсть; одна из трех гун (качеств) материального мира: гуна страсти или гуна деятельности. Раджас противопоставляется с одной стороны более низкому качеству тамаса (тамо-гуне) — качеству бездействия, тьмы, невежества и лени материального мира, а с другой стороны — качеству саттвы (саттва-гуне), характеризующемуся чистотой, благочестием и умиротворенностью, занимая таким образом промежуточное, среднее положение.

 

Раджа-риши

— праведный, благородный правитель.

 

Радха-дасья (Радха-дасьям)

— служение Шримати Радхарани.

 

Радхарани (Шримати Радхарани, Радха)

— см. Кришна (раздел «Радха и Кришна»).

 

Ракшасы

— демоны-людоеды.

 

Рамачандра (Господь Рама)

— аватара Господа, идеальный царь. Его деяния описаны в эпосе «Рамаяна». Его жизнь — ярчайший пример строгого следования законам дхармы — долгу и религиозным принципам, несмотря на жизненные невзгоды, страдания и многочисленные препятствия.

 

Раса

— (санскр. — «вкус») — божественный экстаз; вид духовных взаимоотношений Шри Кришны и души, обретшей чистую любовь к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Различают пять основных рас: умиротворенность (шанта-раса), служение (дасья-раса), дружба (сакхья-раса), родительская забота (ватсалья-раса) и супружеская любовь (мадхура-раса).

В одном из стихов Бхагавад-гиты (11.44) Арджуна в завуалированной форме упоминает три наиболее возвышенные расы: «Как отец прощает ошибки сына, друг — фамильярность товарища, а любящий — дерзость возлюбленной, так и Ты прости мои оскорбления».

 

Раса-лила

— чистое духовное проявление любовных отношений Господа Кришны с Его самыми возвышенными и близкими спутниками, девушками-пастушками Вриндавана.

 

«Риг-веда»

— «Веда прославлений», от санскритского «рич» — «хвала», «стихи». Наиболее авторитетная и влиятельная из четырех Вед. Значительная часть гимнов «Сама-веды» и «Яджур-веды» представляют собой перегруппированные гимны «Риг-веды», с измененной интонацией (напевной или ритмической). «Риг-веда» содержит гимны, прославляющие богов материального мира, которые предназначены для громкого торжественного произнесения.

Наиболее известная мантра «Риг-веды» прославляет также Бога богов, Вишну, уподобляя Его солнцу: ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ паш́йанти сурайах̣, дивива̄ чакш̣ур-а̄татам — «Я медитирую на Вишну, высшее прибежище, Который всегда взирает на нас, подобно всевидящему солнцу над нашими головами» (1.22.20).

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Солнечный луч касается земли, холмов, воды, но где его родина? Что является его домом? Конечно же, Солнце, а не Земля, до которой он нисходит! Наше положение подобно этому. Мы подобны лучам сознания. Мы принадлежим к миру сознания, а не к этому материальному миру.

Этот стих является наиболее важной мантрой „Риг-веды“. Он учит: „Если ты будешь постоянно помнить о том, что Господь взирает на все, что ты делаешь, то не сможешь сделать ничего плохого. Подобное памятование непременно очистит твое сердце и разум, поможет тебе приблизиться к Божественному. Постоянно помни о том, что огромный глаз распростерся над твоей головой, видя все наподобие мощного рентгеновского излучения. Он знает даже то, чего ты сам не знаешь о себе. Он может видеть то, что является самой сокровенной, подсознательной областью твоего сердца. Если ты будешь помнить об этом в процессе всей своей жизни, то тогда ты непременно очистишься. Подобно тому, как раковую опухоль можно удалить с тела благодаря лазерному лучу, болезнь материального существования может полностью исчезнуть из наших сердец благодаря очищающему действию божественных лучей света, исходящих от святых стоп Вишну“».

Бхагавад-гита в главе «Достижение высшей реальности» также многократно призывает к постоянному памятованию о Господе в течение жизни и в момент смерти (8.5–7,9,10).

 

Риши

— «провидец»; мудрец, духовное знание к которому пришло благодаря божественному откровению. Слово происходит от глагола «дриш» (др̣ш̣) или «дришти», т. е. «видеть, созерцать» поток Истины. В стихе 2.59 Бхагавад-гиты постижение божественной Реальности и обретение возвышенных духовных переживаний дословно названо «парам̇ др̣ш̣т̣ва̄» — «созерцание Высшей Истины».

 

Рудры

— божества, прислуживающие Рудре (Господу Шиве).

 

Рупа Госвами (1489–1564)

— главный из шести Госвами Вриндавана, вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Был лично избран Шри Чайтаньей в качестве преемника и главы Его сампрадаи (духовной преемственности). Вследствие уникального положения, которое Шрила Рупа Госвами занимает среди последователей Махапрабху, их называют рупанугами (последователями Шри Рупы). Гаудия-вайшнавы почитают Шрилу Рупу Госвами как ачарью принципа абхидхея (раскрывающего учение о духовном пути, практике сознания Кришны), а также как раса-таттвачарью (наставника, дающего науку о расе, взаимоотношениях с Абсолютом). Он — автор множества религиозно-философских и поэтических произведений, посвященных науке преданного, исполненного любви служения Господу, главное из которых — «Бхакти-расамрита-синдху», содержащее подробное описание различных аспектов преданного служения Богу. Брат Шрилы Санатаны Госвами.

 

Рупануга-бхаджан

— преданность Господу в ученической преемственности Шрилы Рупы Госвами.

 

Рупануга-гаудия-сампрадая

— духовная преемственность Шри Чайтаньи Махапрабху, названная по имени Его главного преемника — Шрилы Рупы Госвами.

(продолжение следует)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования