Преемственность Махахапрабху

 Беседа Его Божественной Милости
        Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа
    Духовные братья Шрилы Гуру Махараджа всегда выражали Его Божественной Милости   свое самое искреннее почтение. Один из них писал мне, что пока Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж освящает своим присутствием эту землю, они будут продолжать приходить сюда, потому что общение с ним является для них настоятельной потребностью. Они говорили, что слушая Шрилу Шридхара Махараджа, они всегда ощущали, что находятся под сенью Прабхупады Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура.
        Они все воздавали такие почести нашему Шриле Гуру Махараджу. Почему? Цель их жизни – Служение Шри Шри Радхе-Говинде. И они понимали, что такое Служение приходит через их Шри Гурудева, Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Тхакура. Зная, что их Гурудев передал свою божественную силу Шриле Шридхару Махараджу, они понимали, что милосердная сила Гурудева теперь милостиво присутствует в нем. Именно по этой причине они постоянно приходили к Шриле Гуру Махараджу.
       Они оставили все мирские блага и жизненные устремления и присоединились к Миссии ради Служения Радха-Кришне, Прабху Нитьянанде и Махапрабху. Как обрести это Служение? Это Служение могут даровать только Милость Вайшнавов и Милость Шри Гуру. Они это очень ясно понимали. Поэтому, несмотря на свое высокое личное положение – ни на что –  время от времени они приходили к Шриле Гуру Махараджу. Они рассказывали ему о своей проповеднической деятельности, о стиле проповеди, и были очень счастливы, видя его радость.
       Во встречах Вишва-Вайшнава-Раджа-Сабхи, организуемых нашим Матхом, обычно принимало участие много духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Гуру Махарадж всегда предоставлял место председательствующего Шрипаду Шриле Госвами Махараджу, хотя Шрипад Госвами Махарадж был его санньяса-учеником. Шрила Гуру Махарадж знал, что Шрипад Госвами Махарадж занимает, по общему признанию, очень высокое положение в Гаудия-миссии. Поэтому он неизменно предлагал место председательствующего ему.
      Однажды Шрипад Госвами Махарадж, исполняя обязанности председателя собрания, прочел в высшей степени необычную лекцию. Он сказал, что ему, как и многим другим проповедникам, очень важно знать, как оценивает качество их проповедниче-ского стиля Шрила Шридхар Махарадж. Он использовал слово “симхавалокана”. “Мы проповедуем, разъезжая по всему миру, - сказал он, - но время от времени оглядываем-ся, чтобы увидеть, доволен ли нашей проповеднической деятельностью Шрила Шрид-хар Махарадж”. Симхавалокана означает действия льва, который, идя вперед, иногда оглядывается, осматриваясь позади себя. Этим примером Шрипад Госвами Махарадж показал, как много значит для проповедников оценка Шрилы Гуру Махараджа, на-сколько он одобряет их работу.

 Рупануга-Сампрадая

       ‘Рупа-Сарасвати-дхара-декхена-томате’. Рупа Госвами Прабху – величайший представитель наставнической линии Шри Чайтаньи Махапрабху. Фактически, мы не называем нашу сампрадаю “Чайтанья-сампрадаей”. Правильнее говорить  – Рупануга-сампрадая.
       Махапрабху пожелал утвердить Рупу Госвами в качестве Гуру Своей сампрадайи. Тот самый поток, что явил себя через Рупу Госвами, струится через Шрилу Гуру Махараджа. Поэтому все преданные Шрилы Сарасвати Тхакура почитают Шрилу Гуру Махараджа. Они всегда показывали это и до сего дня придерживаются такой позиции.
       Рупа Госвами Прабху был утвержден ачарьей Шри Чайтаньей Махапрабху. Чтобы понять это, необходимо прежде всего принять прибежище  “Шри Чайтанья-чаритамриты”. Там это очень ясно изложено.
       Прийдя в этот мир, Махапрабху Своею Славой показал, что Он есть Сам Господь. В то время Рупа и Санатана были чиновниками высшего уровня власти в бенгальском правительстве. Вместе с тем, они были преданными Кришны. Они ощутили Его нисшествие и пытались понять в каком месте это произошло.
       Узнав о возвышенной славе Махапрабху, они решили встретиться с Ним, и с первых же мгновений встречи им стало ясно, что прекрасный Шри Кришна явился здесь. Шри Рупа и Шри Санатана были по-особому связаны с Господом. В ту пору их звали, соответственно, Дабир Кхас и Сакар Маллик. Санатана Госвами занимал пост премьер-министра, а Рупа Госвами -  министра финансов.
        Внешне они были царскими министрами, но внутренне всегда искали Кришна-Премы. Нимая Пандита, Махапрабху Гаурасундара, они увидели как сияющий светоч.
        Много других великих душ знало Божественную Личность Махапрабху в Бесконечном Мире и было связано с Ним. В их числе были Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур, Шривас Пандит, Гададхар Пандит и Пундарик Видьянидхи.

           Тайная встреча

        Итак, Рупа и Санатана тайно встретились с Махапрабху и уверились в том, что Он воистину является их Господом. Все, чего они хотели - это служить Ему.
        Обычно преданные встречались и составляли планы на будущее. Они знали, что Махапрабху должен скоро принять санньясу и ожидали этого дня. Когда же наконец Рупа и Санатана услышали, что Махапрабху действительно принял санньясу, их тяготение к Нему увеличилось еще больше. Когда Махапрабху шел во Вриндаван через Набадвип и Рамакели, за Ним в санкиртане следовали тысячи людей. Тогда же Рупа и Санатана тайно встретились с Махапрабху в селении Рамакели.
        Рупа и Санатана жили неподалеку от Рамакели. Ночью они, сменив богатые одежды на простые дхоти преданных, пришли к Махапрабху. Зажав в зубах травинки, они пали к Его Лотосным Стопам со словами:
 


мат-тулйо насти папатма
напарадхи ча кашчана
парихаре ’пи ладжджа ме
ким бруве пурушоттама


 


        “Мы так ничтожны и недостойны... Мы не заслуживаем чести предстать перед Тобой. Мы самые падшие – пожалуйста, спаси нас!” Их настроение Преданности тронуло сердце Махапрабху. Он обнял их и сказал: “Не горюйте. Возвращайтесь назад и продолжайте свою жизнь”.
         До этого Рупа и Санатана часто писали Махапрабху, и Он ободрил их словами:
 


пара-вйасанини нари
вйаграпи гриха-кармасу
тад эвасвадайатй антар
нава-санга-расайанам


        “Замужняя женщина, сердце которой принадлежит другому мужчине, в мыслях всегда со своим возлюбленным, но внешне занята обычными домашними хлопотами. Следуйте ее примеру, и в положенное время Кришна освободит вас от мирских забот”.
       Таким образом, Махапрабху, поддержав Рупу Госвами, во время их встречи в Рамакели вдохнул в него и его старшего брата Санатану еще больше надежды: “Возвращайтесь, и в положенный срок Кришна освободит вас от царских постов. Вы оба – мои вечные слуги, поэтому вам нечего опасаться. Кришна поможет вам”.
        Перед расставанием они предостерегли Его: “О Махапрабху, местный царь – мусульманин. Но он, несомненно, благоволит к Тебе. Однако, если он увидит толпы Тво-их последователей, его отношение может измениться. Узнав, что Ты способен вести за Собой тысячи людей, царь может увидеть в Тебе угрозу и попытаться Тебе помешать”.
         Позже Рупа встретился с Махапрабху на Его обратном пути из Вриндавана. Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами наставления и поручил ему организовать Свою миссию в Матхуре и Вриндаване. Махапрабху велел ему открыть святые места Игр Кришны, о месте расположения которых было забыто. И кроме того – создать Писания, представлявшие поведанное ему учение. Махапрабху был Учителем Рупы Госвами, и Он хотел, чтобы Рупа Госвами стал главой Его Сампрадайи.
        Махапрабху встретился с Рупой Госвами в Прайяге, а с Санатаной Госвами – в Бенаресе. Оба этих Госвами – непосредственные ученики Махапрабху Шри Чайтаньядева. Других Своих последователей Махапрабху не обучал как учитель, Он лишь давал им советы.. Но Рупу и Санатану Госвами Он учил Лично. Они обучались у Махапрабху как ученики, и Он сделал их Наставниками Своего Божественного Учения. Так Он в самом начале показал исключительность положения Шри Рупы Госвами.

           Шри Рупа-Санатана – ученики Махапрабху

      Позже Рупа Госвами вновь встретился с Махарабху в Нилачале. Тогда Махапрабху принял его как Своего сына. Махапрабху не нарушал ни одного закона Джаганнатха-кшетры, поэтому Харидасу Тхакуру Он предоставил прибежище в крытой соломой хижине в саду Тапаны Мишры. Когда пришел Рупа Госвами, Он приютил его там же, поселив вместе с Харидасом Тхакуром. Во время своих встреч с Махапрабху Санатана тоже останавливался у Харидаса Тхакура.
     Махапрабху не любил нарушать устоявшийся миропорядок. Действовать в согласии со своей природой – лучшая позиция в вайшнавизме. Наш Гуру Махарадж говорил, что подлинная варнашрама-дхарма – это действовать сообразно своей природе. Варнашрама создана для того, чтобы не нарушался естественный порядок вещей в этом мире. Наша духовная жизнь может развиваться в рамках этого мироустройства, поэтому нет необходимости их ломать.
     Махапрабху не хотел утверждать брахманизм, внешнюю сторону религии. Данное Им – несоизмеримо выше. Его дар превосходит любой “изм”. Давая в Праяге наставления Рупе Госвами, Он сказал Своим Спутникам: “Вы обязательно увидите, насколько высоки его достоинства”. Утвердив Рупу Госвами в качестве Своего первого ученика, Он бросил открытый вызов всем мудрецам, таким как Рамананда Рай, Сваруп Дамодар, Сарвабхаума Пандит, Бхагаван Ачарья, Шикхи Махити и царские пандиты, Его после-дователи. Сотни возвышенных душ были Спутниками Чайтаньи Махапрабху. Более того, Махапрабху считал Рамананду Рая равным Себе, или даже больше – Своим Гуру.
     Сваруп Дамодар почитается вторым проявлением Махапрабху: сакшат махапрабхура двитийа сварупа. Тем не менее, Махапрабху решил, что Его Сампрадая, Его Преемственность, должна продолжаться через Рупу Госвами. Он не назвал ее продолжателем Сварупу Дамодара, хотя последний считался едва ли не более великим, чем Сам Махапрабху. Поэтическое, или любое иное произведение, прежде чем быть представленным Махапрабху, непременно вначале попадало к Сварупу Дамодару. И если он признавал его годным, оно преподносилось Махапрабху. Ничто не могло попасть к Махапрабху без одобрения Сварупы Дамодара.
    Махапрабху выражал желание быть учеником Рамананды Рая в их беседах на берегу Годавари. Эка рамананда хой итхе адхикара: “Он – живой мукта-пуруша. Никто в этом материальном мире не может вести себя так, как Рамананда Рай”. Хотя Махапрабху так превозносил его, Он явил Свою Преемственность через другого человека.
   Махапрабху сделал Своим преемником Рупу Госвами и представил его на собрании всех “полководцев”. Махапрабху сказал им: “Испытайте этого человека”. Судьей на этом собрании был Рамананда Рай, который задавал Рупе Госвами вопросы о его поэмах “Лалита-Мадхава” и “Видагдха-Мадхава”. Сам Рамананда Рай был автором произведения “Джаганнатха-Валлабха-натака”.

      Вопросы
         Махапрабху назначил судьями Рамананду Рая, Сварупа Дамодара и Сарвабхауму Бхаттачарью. Но главным среди них был Рамананда Рай. Он спрашивал Рупу Госвами о стиле его поэмы, о его взглядах и философских воззрениях. Рупа Госвами совершенным образом ответил на все его вопросы. Все присутствовавшие были потрясены, включая Харидаса Тхакура, который первым начал проповедовать Харе Кришна Маха-мантру – даже за некоторое время до Махапрабху.

        Слава Харинама

        Харидас Тхакур не раз проходил через великие трудности и испытания. Его подвергли наказанию плетями на двадцати  двух рыночных площадях, приговорив, таким образом, к смерти. Он встретил на своем пути множество испытаний, но прошел их, восславив Шри Харинам. Харидас Тхакур так отозвался о шлоке Рупы Госвами, прославляющей Имя: “Никогда раньше мы не слышали такого воспевания славы Святого Имени”.
         Рамананда Рай сказал: ким кавйена кавес тасйа... “Рупа Госвами представил нам подлинную Кришна-концепцию, ту, которую дал Махапрабху,. И мы потрясены тем, что услышали. Человек не способен передать такие вещи – тем не менее, Рупа Госвами сделал это”.
        Когда Махапрабху задал Рамананде Раю вопрос: “К какому выводу ты пришел, слушая его?”, Рамананда ответил: “Это восхитительно и невероятно. Ты дал ему все, что слышал от меня. У меня нет никаких сомнений относительно этого; более того, его совершенное изложение превосходит чье бы то ни было. Ким кавйена кавес тасйа. Он несомненно великий поэт; его поэзия выше всяких похвал. Ким кандена дхануш-матах: если герой не способен поразить свою цель, он не может называться великим героем. Рупа Госвами – воистину великий герой, потому что не знает промаха. Мы все признаем его Твоим представителем”.
        Они единодушно сказали: “Без сомнения, Ты даровал ему всю Свою Милость. Иначе он не смог бы явить нам этого”.
        Махапрабху принял их заключение, хотя не в Его характере было давать понять окружающим: “Я – пандит”. Но в этом случае Он сказал: “Да, Я даровал ему Свою Милость”. Такого еще не случалось. Но Господь не закончил на этом: “Для Меня недостаточно сказать, что Я наделил его Своей Милостью. Я желаю, чтобы и вы одарили Шри Рупу своей милостью и благословениями, дабы он принес в этот мир Мое учение”.
         Они ответили: “Одной Твоей благодати достаточно”. Но Махапрабху возразил: “Нет, этого мало. Вы все – мои друзья, поэтому одарите его своей милостью. Тогда он будет наделен чистой любовью к Кришне и сможет распространять Кришна-сознание”.

        Благословения

        Все они без колебаний дали Рупе Госвами свои благословения. Это было чудесное собрание. Так Махапрабху показал всем возвышенный, сияющий образ Шрилы Рупы Госвами и передал Свою Сампрадаю под его опеку.
        После этого Рупа Госвами в течение года оставался с Махапрабху в Джаганнатха Пури, где постигал все больше и больше. Затем он отправился проповедовать во Вриндавана-Дхам.
        Кави Карнапура также был уполномочен Шри Чайтаньей Махапрабху. Он открыл истинное положение каждого из преданных Махапрабху в Кришна-лиле. Он показал, что в Кришна-лиле Рупа Госвами – это Рупа Манджари, Глава всех манджари. Шрима-ти Радхарани – главная Возлюбленная-Служительница Шри Кришны, а Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалатика, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Рангадевика суть восемь главных сакхи Шримати Радхарани. Их возглавляет Лалита деви, и под ее началом находится Рупа Манджари, которая в Гаура-лилу пришла как Рупа Госвами
        Если не считать учеником Махапрабху Вакрешвару Пандита, то можно сказать, что единственным учеником Шри Чайтаньи Махапрабху был в то время Кави Карнапура. Кави Карнапура был сыном Шивананды Сена. Когда он еще находился в утробе матери, Махапрабху повелел Шивананде Сену назвать сына Пуридасом. Однако после рождения ребенка Шивананда Сен дал ему имя Чайтаньядас.
        Ему было пять лет, когда он первый раз пришел со своим отцом к Махапрабху. Господь спросил, как его зовут. Кто-то произнес: “Чайтаньядас”. Махапрабху удивленно возразил: “Нет, его имя Пуридас. Почему ты назвал его Чайтаньядасом?”
        Затем Махапрабху обратился к мальчику: “О Пуридас! Теперь воспевай Святые Имена. Пой: “Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе””. Но мальчик молчал. Дважды или трижды Махапрабху просил его произнести “Харе Кришна”, но ребенок как воды в рот набрал. Махапрабху не знал, что и сказать от удивления. Он думал: “Весь мир воспевает Святые Имена Кришны по первому Моему слову, а этот мальчуган будто не слышит Меня! Что это значит?”
        Он спросил Сварупа Дамодара, не знает ли тот, чем может быть вызвано такое поведение ребенка: “Всякий, услышав Мое веление, начинает воспевать Харе Кришна Махамантру, но этот мальчик не похож на всех. Почему он не воспевает?”
        Сваруп Дамодар ответил: “ О, этот мальчик просто получил у Тебя посвящение. Он осознает, что Ты – Вселенский Гуру, Ты – Сам Кришна, и Ты просто дал ему посвящение. Он просто получил у Тебя мантру, поэтому не произносит ее вслух”.
        Пораженный Махапрабху воскликнул: “Как разумен этот малыш!” Так что  Пуридас получил свое особое посвящение. Этот Пуридас позже стал известен под именем Кави Карнапуры и написал “Чайтанья-чандродаья-натаку”, в высшей степени прекрасную поэму. Читая ее, невозможно поверить, что че-ловеку под силу создать такое произведение. В ней он раскрыл все сокровища Учения Чайтаньи Махапрабху. Кроме того, он написал “Гаура-ганоддеша-дипику” и “Кришна-ганоддеша-дипику”.

      Трансцендентная история

      От Кави Карнапуры и других преданных, таких как Сваруп Дамодар, Рагхунатх Дас и Шрила Джива Госвами мы знаем, что Махапрабху Лично доверил возглавлять Свою Сампрадаю Шриле Рупе Госвами. Рупа Госвами - величайшая личность в Сампрадае Махапрабху Чайтаньядева, которому Он доверил продолжать ее Наставническую Линию. Это история, и это очень серьезная тема. Думаю, вы понимаете, что я хочу сказать.
      Рупу Госвами прославил также Нароттам Дас Тхакур, который, согласно Писаниям, неотличен от Самого Махапрабху. Нароттам Дас Тхакур в свое прославление Рупы Госвами вложил всю сиддханту, высочайшее настроение Преданности, и передал его высочайшую Славу. Вплоть до сегодняшнего дня эта особая Молитва Преданности является самой жизнью Гаудия-Ваишнавов. Шрила Сарасвати Тхакур хотел слышать ее в последние минуты своего пребывания в этом мире. И только из уст Шрилы Гуру Махараджа.

         Величие Хранителя Преданности

         Хотя Шрила Сарасвати Тхакур был очень мягкосердечен, он не позволил, чтобы эту песню спел кто-либо, кроме Шрилы Гуру Махараджа. Поэтому он сказал: “Нет, мне не нужна мелодия! Эту песню должен петь только Шридхар Махарадж”. Вот она:

шри-рупа-манджари пада
сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пуджана;
сеи мора пруна-дхана,
сеи мора абхарана,
сеи мора дживанера дживана...

       Я не хочу пытаться передать эту песню на английском языке, потому что в ней заключены очень глубокие истины. По особым дням, таким как дни явления и ухода Шрилы Сарасвати  Тхакура и Рупы Госвами Прабху, Шрила Гуру Махарадж, как пра-вило, лично пел эту песню, тем самым давая благословения Рупы Госвами всем собравшимся преданным. Пел он ее и по другим особым случаям.
      Вспоминая эти Игры, я думаю, что мы необычайно удачливы, прийдя в Линию Рупы Госвами Прабху. Шрила Рупа Госвами Прабху ки джайа! Прабхупад Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур ки джайа! Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джайа! Всем собравшимся преданным ки джайа! Харинам-Санкиртан ки джайа! Шри Чайтанья Сарасват Шридхар Мигин ки джайа! Джайа Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джайа! Гаура Премананде Хари Хари бол!