«Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Словарь имен и терминов: Я


Russian

Словарь имен и терминов

 

Я

 

Ягья

 жертвоприношение; также одно из имен Господа Кришны, указывающее на то, что Он наслаждается всеми жертвоприношениями.

В Бхагавад-гите Шри Кришна призывает: «Совершай любую деятельность как жертвоприношение» (3.9; 3.16; 4.23,24). А затем утверждает: «Я — цель всех жертвоприношений» (5.29; 9.24).

Отдельного рассмотрения заслуживает философия жертвоприношения (ягьи) в Бхагавад-гите, относящаяся к учению карма-йоги:

Обрести связь с Абсолютным Центром

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Желаете ли вы умереть? Тогда приходите жить. Следует молить о полном растворении мира нашего мирского опыта. Нам помогут слова Гегеля: „Умереть, чтобы жить“. То, что в этом мире считается значимым и ценным, следует бросить в „огонь“ ради некой надежды — надежды непостижимой, неизвестной и непознаваемой. Это и есть жертва. Намек на это дает жертвоприношение. Мы выливаем в огонь столь ценный продукт, как гхи (топленое масло), оно сгорает и поднимается дым, что создает более здоровую атмосферу, которая очищает нас. Ягья дарует нам благо — благо, пришедшее из неведомой сферы бытия. Почувствуйте отвращение к известному вам миру, к знанию, ко всем наслаждениям. „Умрите, чтобы жить“. В этом все — риск, и нет никакого выигрыша. Но когда, до определенной степени, будет достигнуто наше предназначение — все для нас обернется выигрышем и полным отсутствием риска. В действительности все, чем мы рискуем — иллюзорные, преходящие вещи. Все, что нам нужно — бросить в „огонь“ наши ложные представления, чтобы обрести правильное вúдение реальности. Когда неистинное сожжено в огне, мы обретаем истину. Это и означает — „умереть, чтобы жить“.

Куда направить нашу преданность и жертвенность? Упанишады призывают: йаджн̃о ваи виш̣н̣ух̣ — „Совершай все поступки как жертвоприношение Всевышнему“. Этот совет многократно повторяется на страницах Бхагавад-гиты: „Труд, не посвященный Вишну, станет причиной рабства. Поэтому трудись для Меня и разорви цепь действий и их последствий“ (3.9). В Бхагавад-гите объясняется, что любой мирской труд влечет за собой последствия. Таков принцип кармы: „каждое действие вызывает равное и обратно направленное противодействие“. К примеру, вы ухаживаете за больным. На первый взгляд может показаться, что это благое дело. Но вы даете больному лекарство, а для того, чтобы изготовить лекарства, приходится убивать множество насекомых, деревьев, трав или животных. Вам представляется, что ваш уход за больным исключительно чистое и благое дело. Но в действительности вы нарушаете покой окружающего мира — и вам придется заплатить за это.

Кант говорил: „Без благих намерений ни одно дело не будет совершенно благим“. Согласно Канту, благое намерение есть нечто чистое, тогда как ни одно дело здесь не может быть совершенным. Но мы говорим, что в мире эксплуатации, где все относительно и заражено частными интересами, не может быть не только безупречно благих дел, но даже благих намерений. Подобная чистота достижима лишь тогда, когда мы обретем связь со Всевышним и выйдем за пределы мира заблуждений, майи.

Истинная вера, шраддха — это вера в то, что, исполняя свой долг перед Абсолютом, мы исполняем обязанности по отношению ко всему, что нас окружает (кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа: „Шри Чайтанья-чаритамрита“, Мадхья-лила, 22.62). Угождая Кришне, мы угождаем всей вселенной, ибо тот, кто дорог Кришне, дорог всему миру (йасмин туш̣т̣е джагат туш̣т̣ам, прӣн̣ите прӣн̣итo джагат). Поливая корень дерева, мы поим влагой все его ветви и листья, а исполняя свой долг перед Господом Кришной, исполняем все прочие свои обязанности (йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣: „Шримад-Бхагаватам“, 4.31.14).

Кришна говорит: ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇, бхокта̄ ча прабхур эва ча (Бхагавад-гита, 9.24): „Я — Владыка мироздания, Который вкушает ото всех жертвоприношений, наслаждаясь ими“. „Жертвоприношение“ означает, что все должно быть предназначено для Абсолютного Центра, а не использоваться ради какого-либо провинциального интереса. Все должно направляться к Нему и тогда это будет истинной ягьей.

Существует другой вид ягьи — поклонение многочисленным богам материальной вселенной (девата-упасана). Благодаря таким жертвам живое существо будет некоторое время занимать благоприятное положение в материальном мире, но затем утратит его, так и не покинув мира рождения и смерти. Антават ту пхалам̇ теш̣а̄м̇, тад бхаватй алпа-медхаса̄м (Бхагавад-гита, 7.23): „Достижения недальновидных почитателей богов временны“. Поклонение богам — это сагуна, а поклонение Кришне — это ниргуна. Сагуна означает „находящееся в сфере влияния майи“: хорошее и плохое присутствует здесь, но это относительные достижения в мире заблуждений. Ниргуна же означает „обладающее абсолютной характеристикой“, абсолютной ценностью, подобно золоту. Общепризнанный денежный стандарт — это не бумажные деньги, — будь то иена, рубль или доллар, а золото. Положение живого существа следует оценивать в соответствии с расой, его отношениями с Абсолютным Центром. Никаких провинциальных идей, никакого сектантства. Если мы окажемся под их влиянием, то наше жертвоприношение будет девата-упасаной, поклонением кому-то еще, но не Всевышнему. А̄-брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ’рджуна (Бхагавад-гита, 8.16): почитатели богов обретают лишь вечное вращение в круговороте рождений и смертей. Кришна утверждает в Бхагавад-гите (9.24): „Тот, кто не осознает, что Я — единственная цель всех жертвоприношений, неизбежно падет“. Реальность „Сама по Себе и Сама для Себя“. Однако также Он является нашим другом. Более того, Он — доброжелатель каждого живого существа во вселенной, Он — Абсолютное Благо. „Только Я наслаждаюсь всеми жертвоприношениями и аскезами, Я — Владыка всех миров. Но вместе с тем Я дружественен ко всем. Когда ты осознаешь, что Я все и вся, но также Я — твой друг, все опасения исчезнут“ (Бхагавад-гита, 5.29).

Преданный думает: „Тот, Кто Абсолютный Владыка всего могущества — мой Хранитель. Мой интерес представлен в Нем. Я могу не знать о своем истинном благе, но Он знает о нем гораздо лучше. Поэтому я не должен опасаться, что Он будет обращаться дурно со мной, нет причин для страхов и подозрений“.

Абсолютное Благо должно быть Самодержцем — таково лучшее положение дел. Власть не должна принадлежать негодяям и преступникам. Вся полнота свободы должна быть сконцентрирована лишь в Его руках. Каждый будет благословлен, потому что Абсолютное Могущество является также Абсолютным Благом. Когда мы сможем осознать эту истину, в нашем сердце воцарится непреходящее умиротворение. Все дружелюбно по отношению к нам. Необходимо научиться видеть мир в таком свете.

Ш́рейа̄н дравйа-майа̄д йаджн̃а̄дж, джн̃а̄на-йаджн̃а̄х̣ парантапа — „Жертва в сознании более эффективна, чем жертвоприношение с материальными ингредиентами“ (Бхагавад-гита, 4.33). Необходимо принести в жертву не только собственность, но и собственника. Поскольку мы придаем материальным явлениям большое значение, материальные объекты должны быть принесены в жертву (дравйа-йаджн̃а̄). Затем — отсутствие привязанности к материальным реалиям, жертвоприношение в сознании (джн̃а̄на-йаджн̃а̄). Однако голое отречение от всего материального приведет нас лишь на границу духовного и материального миров, в Брахмáн, и жертва более высокого типа будет необходима. Такова гьяна-шунья-бхакти, преданность Господу, свободная от интеллектуализма и влияния духа отречения. Лишь благодаря гьяна-шунья-бхакти, чистой преданности, мы будем приняты в качестве родных Кришны. Нам будет позволено вступить в позитивное царство, где каждая частица по природе своей жертвенна. Эксплуатируя, мы деградируем, отречение же приводит нас к нулю, к пустоте, которая подобна глубокому сну без сновидений. Эксплуатация и отречение должны быть отвергнуты, а преданность Центру и восприятие всего окружающего в связи с Ним должны восторжествовать. Преданность Кришне, вера в Его слова — это основа основ.

Человек может не быть интеллектуалом, но если интуитивно он совершает ягью ради Кришны, руководствуясь сукрити, духовными заслугами, накопленными в прошлом, то обретет подлинное и вечное благо. Концепция Кришны также должна быть правильной. Майявади, последователи Шанкары, в известной степени признают поклонение Кришне, но считают Его проявлением мира сагуна, частью мира майи, смерти и заблуждений. Однако Кришна должен пониматься с точки зрения ниргуны, как находящийся за пределами всего материального. Это также вопрос веры, которая имеется у человека благодаря сукрити, духовным богатствам, накопленным в этой и предыдущих жизнях. Кришна вдохновляет нас: „Ты обманут, ты блуждаешь в лесной чаще. Ты сам не знаешь, где ты и куда идешь. Попытайся установить связь со Мной. Ягья означает ‘жертва’. Пожертвуй своими эгоистическими интересами ради интересов Центра, Который является также Абсолютным Благом, — это путь, ведущий к истинной жизни“».

Санкиртана-ягья 
духовная практика для нашей эпохи

О нашей эпохе, Кали-юге, в «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51,52) сказано следующее: «Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кришны живые существа освобождаются от власти мира материи и достигают духовной обители Господа. Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается благодаря воспеванию Имени Всевышнего».

В Бхагавад-гите (9.14) Кришна утверждает: «Непрестанно прославляя Меня (сататам̇ кӣртайанто ма̄м̇), неотступно следуя принятым обетам, преданные с любовью поклоняются Мне и благодаря этому служению навеки связаны со Мной».

Таков же заключительный призыв «Шримад-Бхагаватам», содержащийся в последней главе последней песни (12.13.23): «Совместное воспевание святых имен Бога освобождает от всех грехов, а поклонение Ему побеждает все мирские страдания. Я предлагаю свои почтительные поклоны Всевышнему, Который устраняет все неблагоприятное».

В «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32) предсказано: «В эпоху Кали личности, обладающие значительной преданностью Господу из прошлых жизней и утонченным духовным разумом, будут поклоняться Господу Кришне, цвет тела Которого не будет темным. Он явится в золотом облике, станет проповедовать совместное воспевание Имени Кришны (санкиртана), и Его будут сопровождать Его спутники и окружение».

Шри Кришна Чайтанья Махапрабху (1486–1534) приносит и широко распространяет практику прославления Кришны и Его Энергии в форме маха-мантры (величайшей из всех мантр), которая состоит из шестнадцати слов: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе.

Приходя как Шри Чайтанья Махапрабху, Господь Кришна лично распространяет сознание Кришны. Шри Чайтанья призывает всех и каждого: «Куда бы ты ни пошел, кого бы ни встретил, говори с ним только о Кришне. Сообщай вести о Нем каждому, и новое понимание духовных истин придет к тебе, которое ты, в свою очередь, должен распространять другим. Таким образом ты будешь жить динамичной и прогрессивной жизнью, не испытывая недостатка в поддержке свыше. Если ты последуешь Моему указанию, то обнаружишь, что Я лично стою за твоей деятельностью» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128).

Шрила Шридхар Махарадж объясняет различные философские аспекты понятия «санкиртана»: «Шри Чайтанья Махапрабху — основоположник Шри Кришнa-санкиртаны. Он провозгласил: „Я пришел, чтобы начать воспевание Святого Имени Кришны, и это Имя достигнет даже самых отдаленных уголков вселенной“ (пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма) („Шри Чайтанья Бхагавата“, Антья-кханда, 4.126).

Что значит слово „санкиртанa“? Самьяк означает „полный“, а киртана — „воспевание“. Вместе эти два слова образуют слово „санкиртана“, которое обычно означает „совместное воспевание Святого Имени Кришны“. Но самьяк указывает на полноту не только количественную, но и качественную. Количественная полнота означает большое число участников — это совместное воспевание. А полнота качества значит совершенное прославление. Совершенным может быть только прославление Кришны, а не каких-то иных богов.

Итак, санкиртанa означает совершенную киртану, песнь во славу Полного Целого, Абсолютной Истины; все прочее — лишь частичное проявление Истины и потому в определенной степени несовершенно. Поэтому необходимо восхвалять Кришну, воспевать Его славу. Он есть все. Он — Владыка, распределяющий и хорошее и дурное. Он — Абсолютный Повелитель всего. Все существует благодаря Ему. Только в Нем можно обрести истинную полноту жизни. Если отпустить вожжи, лошадь свободно поскачет вперед. Точно так же молитва, свободная от всяких мирских целей, устремляется прямо к Высшей Причине, Кришне.

Слово „шри“ указывает на Лакшми Дeви — Энергию Кришны. Это значит, что в санкиртане Кришна почитается вместе со Своей Энергией, ибо Энергия Кришны неотделима от Него Самого.

Шри Чайтанья Махапрабху утверждает, что Шри Кришна-санкиртана должна распространиться по всему миру; ничто не должно мешать ее победоносному шествию (парам̇ виджaйате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣a сан̇кӣртанaм: „Шри Шикшаштакам“, 1). Она должна течь спонтанным, ничем не сдерживаемым, естественным потоком. В этом молитвенном прославлении Кришны у нас не должно быть никаких целей, кроме безраздельной преданности Ему. И прославлять Шри Кришну надо совместно: звуки санкиртаны несут благо всему миру. Обрести же вкус к Шри Кришна-санкиртане можно только через предание себя Богу, благодаря чистой бхакти».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур определял киртан как «сражение против майи». Имеется в виду деятельность одной командой, совместное служение Господу ради устранения заблуждений, ради преодоления частных, эгоистических интересов и распространения знания об Абсолютном Центре, Шри Кришне. Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Я хочу построить храмы не только в каждой деревне или в каждом городе. Я желаю, чтобы сердце каждого живого существа стало храмом Господа, обителью служения Кришне».

 

Ядава

 одно из имен Господа Кришны: «потомок рода Яду».

 

«Яджур-веда»

 «Веда жертвоприношений». Яджус мантры в прозе, предназначенные для повторения тихим голосом на церемониях жертвоприношений. «Яджур-веда» состоит из мантр, частично заимствованных и адаптированных из «Риг-веды» и изложенных в прозе. Каждая мантра предназначена для использования во время определенной части ритуала жертвоприношения. Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала сома, как в «Сама-веде».

 

Яду

 царский род, в котором принял рождение Господь Кришна.

 

Якши

 подданные бога Куверы.

 

Ямарадж

 см. Дхарма (Ямарадж, Дхармарадж).

 

Яшода

 супруга Нанды Махараджа и приемная мать Господа Кришны. С целью защитить младенца Кришну от преследований со стороны демонического царя Камсы, Васудева (отец Кришны) передал ребенка Яшоде и Нанде Махараджу. Яшода испытывает глубочайшую привязанность и любовь к Господу, пребывая в настроении ватсалья-расы. С Яшодой связаны многие детские игры Господа Кришны во Вриндаване.

(продолжение следует)

    



←  The Story of a Sadhu.” Srila B. R. Madhusudan Maharaj. 5 May 2015. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· Нама-хатта в Новгородской области 9 мая 2015 года  →
Russian

Словарь имен и терминов

 

Я

 

Ягья

 жертвоприношение; также одно из имен Господа Кришны, указывающее на то, что Он наслаждается всеми жертвоприношениями.

В Бхагавад-гите Шри Кришна призывает: «Совершай любую деятельность как жертвоприношение» (3.9; 3.16; 4.23,24). А затем утверждает: «Я — цель всех жертвоприношений» (5.29; 9.24).

Отдельного рассмотрения заслуживает философия жертвоприношения (ягьи) в Бхагавад-гите, относящаяся к учению карма-йоги:

Обрести связь с Абсолютным Центром

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Желаете ли вы умереть? Тогда приходите жить. Следует молить о полном растворении мира нашего мирского опыта. Нам помогут слова Гегеля: „Умереть, чтобы жить“. То, что в этом мире считается значимым и ценным, следует бросить в „огонь“ ради некой надежды — надежды непостижимой, неизвестной и непознаваемой. Это и есть жертва. Намек на это дает жертвоприношение. Мы выливаем в огонь столь ценный продукт, как гхи (топленое масло), оно сгорает и поднимается дым, что создает более здоровую атмосферу, которая очищает нас. Ягья дарует нам благо — благо, пришедшее из неведомой сферы бытия. Почувствуйте отвращение к известному вам миру, к знанию, ко всем наслаждениям. „Умрите, чтобы жить“. В этом все — риск, и нет никакого выигрыша. Но когда, до определенной степени, будет достигнуто наше предназначение — все для нас обернется выигрышем и полным отсутствием риска. В действительности все, чем мы рискуем — иллюзорные, преходящие вещи. Все, что нам нужно — бросить в „огонь“ наши ложные представления, чтобы обрести правильное вúдение реальности. Когда неистинное сожжено в огне, мы обретаем истину. Это и означает — „умереть, чтобы жить“.

Куда направить нашу преданность и жертвенность? Упанишады призывают: йаджн̃о ваи виш̣н̣ух̣ — „Совершай все поступки как жертвоприношение Всевышнему“. Этот совет многократно повторяется на страницах Бхагавад-гиты: „Труд, не посвященный Вишну, станет причиной рабства. Поэтому трудись для Меня и разорви цепь действий и их последствий“ (3.9). В Бхагавад-гите объясняется, что любой мирской труд влечет за собой последствия. Таков принцип кармы: „каждое действие вызывает равное и обратно направленное противодействие“. К примеру, вы ухаживаете за больным. На первый взгляд может показаться, что это благое дело. Но вы даете больному лекарство, а для того, чтобы изготовить лекарства, приходится убивать множество насекомых, деревьев, трав или животных. Вам представляется, что ваш уход за больным исключительно чистое и благое дело. Но в действительности вы нарушаете покой окружающего мира — и вам придется заплатить за это.

Кант говорил: „Без благих намерений ни одно дело не будет совершенно благим“. Согласно Канту, благое намерение есть нечто чистое, тогда как ни одно дело здесь не может быть совершенным. Но мы говорим, что в мире эксплуатации, где все относительно и заражено частными интересами, не может быть не только безупречно благих дел, но даже благих намерений. Подобная чистота достижима лишь тогда, когда мы обретем связь со Всевышним и выйдем за пределы мира заблуждений, майи.

Истинная вера, шраддха — это вера в то, что, исполняя свой долг перед Абсолютом, мы исполняем обязанности по отношению ко всему, что нас окружает (кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа: „Шри Чайтанья-чаритамрита“, Мадхья-лила, 22.62). Угождая Кришне, мы угождаем всей вселенной, ибо тот, кто дорог Кришне, дорог всему миру (йасмин туш̣т̣е джагат туш̣т̣ам, прӣн̣ите прӣн̣итo джагат). Поливая корень дерева, мы поим влагой все его ветви и листья, а исполняя свой долг перед Господом Кришной, исполняем все прочие свои обязанности (йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣: „Шримад-Бхагаватам“, 4.31.14).

Кришна говорит: ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇, бхокта̄ ча прабхур эва ча (Бхагавад-гита, 9.24): „Я — Владыка мироздания, Который вкушает ото всех жертвоприношений, наслаждаясь ими“. „Жертвоприношение“ означает, что все должно быть предназначено для Абсолютного Центра, а не использоваться ради какого-либо провинциального интереса. Все должно направляться к Нему и тогда это будет истинной ягьей.

Существует другой вид ягьи — поклонение многочисленным богам материальной вселенной (девата-упасана). Благодаря таким жертвам живое существо будет некоторое время занимать благоприятное положение в материальном мире, но затем утратит его, так и не покинув мира рождения и смерти. Антават ту пхалам̇ теш̣а̄м̇, тад бхаватй алпа-медхаса̄м (Бхагавад-гита, 7.23): „Достижения недальновидных почитателей богов временны“. Поклонение богам — это сагуна, а поклонение Кришне — это ниргуна. Сагуна означает „находящееся в сфере влияния майи“: хорошее и плохое присутствует здесь, но это относительные достижения в мире заблуждений. Ниргуна же означает „обладающее абсолютной характеристикой“, абсолютной ценностью, подобно золоту. Общепризнанный денежный стандарт — это не бумажные деньги, — будь то иена, рубль или доллар, а золото. Положение живого существа следует оценивать в соответствии с расой, его отношениями с Абсолютным Центром. Никаких провинциальных идей, никакого сектантства. Если мы окажемся под их влиянием, то наше жертвоприношение будет девата-упасаной, поклонением кому-то еще, но не Всевышнему. А̄-брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ’рджуна (Бхагавад-гита, 8.16): почитатели богов обретают лишь вечное вращение в круговороте рождений и смертей. Кришна утверждает в Бхагавад-гите (9.24): „Тот, кто не осознает, что Я — единственная цель всех жертвоприношений, неизбежно падет“. Реальность „Сама по Себе и Сама для Себя“. Однако также Он является нашим другом. Более того, Он — доброжелатель каждого живого существа во вселенной, Он — Абсолютное Благо. „Только Я наслаждаюсь всеми жертвоприношениями и аскезами, Я — Владыка всех миров. Но вместе с тем Я дружественен ко всем. Когда ты осознаешь, что Я все и вся, но также Я — твой друг, все опасения исчезнут“ (Бхагавад-гита, 5.29).

Преданный думает: „Тот, Кто Абсолютный Владыка всего могущества — мой Хранитель. Мой интерес представлен в Нем. Я могу не знать о своем истинном благе, но Он знает о нем гораздо лучше. Поэтому я не должен опасаться, что Он будет обращаться дурно со мной, нет причин для страхов и подозрений“.

Абсолютное Благо должно быть Самодержцем — таково лучшее положение дел. Власть не должна принадлежать негодяям и преступникам. Вся полнота свободы должна быть сконцентрирована лишь в Его руках. Каждый будет благословлен, потому что Абсолютное Могущество является также Абсолютным Благом. Когда мы сможем осознать эту истину, в нашем сердце воцарится непреходящее умиротворение. Все дружелюбно по отношению к нам. Необходимо научиться видеть мир в таком свете.

Ш́рейа̄н дравйа-майа̄д йаджн̃а̄дж, джн̃а̄на-йаджн̃а̄х̣ парантапа — „Жертва в сознании более эффективна, чем жертвоприношение с материальными ингредиентами“ (Бхагавад-гита, 4.33). Необходимо принести в жертву не только собственность, но и собственника. Поскольку мы придаем материальным явлениям большое значение, материальные объекты должны быть принесены в жертву (дравйа-йаджн̃а̄). Затем — отсутствие привязанности к материальным реалиям, жертвоприношение в сознании (джн̃а̄на-йаджн̃а̄). Однако голое отречение от всего материального приведет нас лишь на границу духовного и материального миров, в Брахмáн, и жертва более высокого типа будет необходима. Такова гьяна-шунья-бхакти, преданность Господу, свободная от интеллектуализма и влияния духа отречения. Лишь благодаря гьяна-шунья-бхакти, чистой преданности, мы будем приняты в качестве родных Кришны. Нам будет позволено вступить в позитивное царство, где каждая частица по природе своей жертвенна. Эксплуатируя, мы деградируем, отречение же приводит нас к нулю, к пустоте, которая подобна глубокому сну без сновидений. Эксплуатация и отречение должны быть отвергнуты, а преданность Центру и восприятие всего окружающего в связи с Ним должны восторжествовать. Преданность Кришне, вера в Его слова — это основа основ.

Человек может не быть интеллектуалом, но если интуитивно он совершает ягью ради Кришны, руководствуясь сукрити, духовными заслугами, накопленными в прошлом, то обретет подлинное и вечное благо. Концепция Кришны также должна быть правильной. Майявади, последователи Шанкары, в известной степени признают поклонение Кришне, но считают Его проявлением мира сагуна, частью мира майи, смерти и заблуждений. Однако Кришна должен пониматься с точки зрения ниргуны, как находящийся за пределами всего материального. Это также вопрос веры, которая имеется у человека благодаря сукрити, духовным богатствам, накопленным в этой и предыдущих жизнях. Кришна вдохновляет нас: „Ты обманут, ты блуждаешь в лесной чаще. Ты сам не знаешь, где ты и куда идешь. Попытайся установить связь со Мной. Ягья означает ‘жертва’. Пожертвуй своими эгоистическими интересами ради интересов Центра, Который является также Абсолютным Благом, — это путь, ведущий к истинной жизни“».

Санкиртана-ягья 
духовная практика для нашей эпохи

О нашей эпохе, Кали-юге, в «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51,52) сказано следующее: «Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кришны живые существа освобождаются от власти мира материи и достигают духовной обители Господа. Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается благодаря воспеванию Имени Всевышнего».

В Бхагавад-гите (9.14) Кришна утверждает: «Непрестанно прославляя Меня (сататам̇ кӣртайанто ма̄м̇), неотступно следуя принятым обетам, преданные с любовью поклоняются Мне и благодаря этому служению навеки связаны со Мной».

Таков же заключительный призыв «Шримад-Бхагаватам», содержащийся в последней главе последней песни (12.13.23): «Совместное воспевание святых имен Бога освобождает от всех грехов, а поклонение Ему побеждает все мирские страдания. Я предлагаю свои почтительные поклоны Всевышнему, Который устраняет все неблагоприятное».

В «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32) предсказано: «В эпоху Кали личности, обладающие значительной преданностью Господу из прошлых жизней и утонченным духовным разумом, будут поклоняться Господу Кришне, цвет тела Которого не будет темным. Он явится в золотом облике, станет проповедовать совместное воспевание Имени Кришны (санкиртана), и Его будут сопровождать Его спутники и окружение».

Шри Кришна Чайтанья Махапрабху (1486–1534) приносит и широко распространяет практику прославления Кришны и Его Энергии в форме маха-мантры (величайшей из всех мантр), которая состоит из шестнадцати слов: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе.

Приходя как Шри Чайтанья Махапрабху, Господь Кришна лично распространяет сознание Кришны. Шри Чайтанья призывает всех и каждого: «Куда бы ты ни пошел, кого бы ни встретил, говори с ним только о Кришне. Сообщай вести о Нем каждому, и новое понимание духовных истин придет к тебе, которое ты, в свою очередь, должен распространять другим. Таким образом ты будешь жить динамичной и прогрессивной жизнью, не испытывая недостатка в поддержке свыше. Если ты последуешь Моему указанию, то обнаружишь, что Я лично стою за твоей деятельностью» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128).

Шрила Шридхар Махарадж объясняет различные философские аспекты понятия «санкиртана»: «Шри Чайтанья Махапрабху — основоположник Шри Кришнa-санкиртаны. Он провозгласил: „Я пришел, чтобы начать воспевание Святого Имени Кришны, и это Имя достигнет даже самых отдаленных уголков вселенной“ (пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма) („Шри Чайтанья Бхагавата“, Антья-кханда, 4.126).

Что значит слово „санкиртанa“? Самьяк означает „полный“, а киртана — „воспевание“. Вместе эти два слова образуют слово „санкиртана“, которое обычно означает „совместное воспевание Святого Имени Кришны“. Но самьяк указывает на полноту не только количественную, но и качественную. Количественная полнота означает большое число участников — это совместное воспевание. А полнота качества значит совершенное прославление. Совершенным может быть только прославление Кришны, а не каких-то иных богов.

Итак, санкиртанa означает совершенную киртану, песнь во славу Полного Целого, Абсолютной Истины; все прочее — лишь частичное проявление Истины и потому в определенной степени несовершенно. Поэтому необходимо восхвалять Кришну, воспевать Его славу. Он есть все. Он — Владыка, распределяющий и хорошее и дурное. Он — Абсолютный Повелитель всего. Все существует благодаря Ему. Только в Нем можно обрести истинную полноту жизни. Если отпустить вожжи, лошадь свободно поскачет вперед. Точно так же молитва, свободная от всяких мирских целей, устремляется прямо к Высшей Причине, Кришне.

Слово „шри“ указывает на Лакшми Дeви — Энергию Кришны. Это значит, что в санкиртане Кришна почитается вместе со Своей Энергией, ибо Энергия Кришны неотделима от Него Самого.

Шри Чайтанья Махапрабху утверждает, что Шри Кришна-санкиртана должна распространиться по всему миру; ничто не должно мешать ее победоносному шествию (парам̇ виджaйате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣a сан̇кӣртанaм: „Шри Шикшаштакам“, 1). Она должна течь спонтанным, ничем не сдерживаемым, естественным потоком. В этом молитвенном прославлении Кришны у нас не должно быть никаких целей, кроме безраздельной преданности Ему. И прославлять Шри Кришну надо совместно: звуки санкиртаны несут благо всему миру. Обрести же вкус к Шри Кришна-санкиртане можно только через предание себя Богу, благодаря чистой бхакти».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур определял киртан как «сражение против майи». Имеется в виду деятельность одной командой, совместное служение Господу ради устранения заблуждений, ради преодоления частных, эгоистических интересов и распространения знания об Абсолютном Центре, Шри Кришне. Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Я хочу построить храмы не только в каждой деревне или в каждом городе. Я желаю, чтобы сердце каждого живого существа стало храмом Господа, обителью служения Кришне».

 

Ядава

 одно из имен Господа Кришны: «потомок рода Яду».

 

«Яджур-веда»

 «Веда жертвоприношений». Яджус мантры в прозе, предназначенные для повторения тихим голосом на церемониях жертвоприношений. «Яджур-веда» состоит из мантр, частично заимствованных и адаптированных из «Риг-веды» и изложенных в прозе. Каждая мантра предназначена для использования во время определенной части ритуала жертвоприношения. Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала сома, как в «Сама-веде».

 

Яду

 царский род, в котором принял рождение Господь Кришна.

 

Якши

 подданные бога Куверы.

 

Ямарадж

 см. Дхарма (Ямарадж, Дхармарадж).

 

Яшода

 супруга Нанды Махараджа и приемная мать Господа Кришны. С целью защитить младенца Кришну от преследований со стороны демонического царя Камсы, Васудева (отец Кришны) передал ребенка Яшоде и Нанде Махараджу. Яшода испытывает глубочайшую привязанность и любовь к Господу, пребывая в настроении ватсалья-расы. С Яшодой связаны многие детские игры Господа Кришны во Вриндаване.

(продолжение следует)

    

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования