«Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Словарь имен и терминов: Б


Russian

Словарь имен и терминов1

 

Б

Баладев Видьябхушан (?–1768)

— выдающийся вайшнавский ачарья и богослов. В XVI веке такие последователи Шри Чайтаньи, как Шрила Санатана Госвами (1488–1558), Шрила Рупа Госвами (1493–1564), Шрила Рагхунатх Дас Госвами (1495–1571) и Шрила Джива Госвами (1511–1596), начали работу по оформлению гаудия-вайшнавского богословия. Их наследие было дополнено и развито благодаря богословским трудам Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура (XVII век). В начале XVIII века Шрила Баладев Видьябхушан, наставником которого был сам Вишванатх Чакраварти, написал «Говинда-бхашью» — подробный комментарий к «Веданта-сутре», а также комментарии к Бхагавад-гите и главным Упанишадам, завершив оформление религиозно-философской доктрины гаудия-вайшнавизма.

 

Баларама (Баладева)

— первое полное проявление Господа Кришны, Его «второе Я». Шрила Шридхар Махарадж объясняет отношения Кришны и Баладевы, описанные в «Махабхарате», следующим образом: «Дурьодхана был любимым учеником Баладевы (старшего брата Кришны), которого Баладева обучал битве на палицах. Когда началась война, Баладева отправился в паломничество, чтобы Ему не пришлось поддерживать Дурьодхану. Кришна чувствовал: „Поскольку Мой брат оставил Своего любимца и предпочел не участвовать в войне, Я тоже не могу сражаться в полной мере“. Но, в действительности, Кришна не мог оставить сторону истины, Он сочувствовал Пандавам. Чтобы сохранить баланс сил, Кришна отдал Свою армию враждебной стороне, а Сам пообещал не брать в руки оружия и быть лишь колесничим Арджуны. Однако физическая сила не является высшим достижением. Мудрое руководство — это все и вся. Кришна по природе Своей встает на сторону праведных личностей. Противоположному лагерю была присуща демоническая природа, но Баладева, брат Кришны, был на ее стороне. Баладева является Гуру Шивы («Шримад-Бхагаватам», 5.17.16; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.8). Такова политика в Творении. Позитивное и негативное начала маршируют рука об руку. Махадева, Шива, является лидером оппозиционной партии. И, тем не менее, он преданный Кришны (ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ [„Шримад-Бхагаватам“, 12.13.16]). Иногда лидер просит своих собственных людей встать на сторону враждебного лагеря, используя их затем в своих целях. Мы видим такое в мире политики. Прямое и косвенное — два начала. Тезис, затем антитезис и точка гармонии — синтез. Так развиваются игры Абсолюта».

 

Брахма

— 1. Вторичный творец нашей вселенной, создающий ее во всем многообразии благодаря откровению и могуществу, полученному от Всевышнего. Повелитель раджо-гуны, энергии страсти и активности. Олицетворение карма-мишра-бхакти, преданности Всевышнему, смешанной со склонностью к мирской деятельности. Один из двенадцати махаджан, выдающихся святых, упоминаемых в ведических писаниях.

2. Веды (например, в Бхагавад-гите, 3.15). Имеется в виду шабда-брахма (Бхагавад-гита, 6.44), «духовное откровение в форме божественного звука (шабда)». «Ману-смрити» также часто упоминает три Веды («Риг-веду», «Яджур-веду» и «Сама-веду»), называя их «трайам-брахма-сана̄танам» — «тройная вечная Веда».

3. То же, что и Брахмáн.

 

Брахмáн

— 1. Всеохватывающий аспект Абсолюта, наряду с всепроникающим (Параматма) и Всепривлекающим (Бхагаван) («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Слово «Брахман» можно перевести как «величайший», «всеохватывающий», либо как «дух», «мир сознания». В Бхагавад-гите постижение Брахмана описано во множестве стихов, например, в 13.31.

Три уровня мироздания, описанные в Бхагавад-гите (15.16–18), — это уровень кшара (обусловленные души, материальный мир), уровень акшара (мир Брахмана, освобожденные души) и уровень пурушоттама (мир Бога, превосходящий миры не только обусловленных, но и освобожденных душ). Эти три мира можно описать, соответственно, как мир эксплуатации, отречения и служения (бхога, тьяга и сева).

Брахман именуют также брахмаджйоти, что можно перевести как «духовное сияние». Его яркое описание приведено в «Мундака-упанишаде» (2.2.10,11): «В духовном царстве, лежащем за пределами материальных вселенных, разлито безграничное сияние Брахмана, не затронутое мирской скверной. Те, кто достиг духовного самосознания, знают его как неоскверняемый светоч светочей. В мире духа нет нужды в солнечном и лунном свете, огне или электричестве. Воистину, всякий свет, воспринимаемый в материальном мире, представляет собой всего лишь отблеск этого света». Подобно тому, как обычный свет состоит из фотонов, Брахман состоит из множества душ, вечных искр сознания (Бхагавад-гита, 8.3; 15.7), пребывающих на границе между духовным и материальным мирами.

Сам Брахман и составляющие его души в общем смысле являются сиянием тела Говинды, Шри Кришны («Брахма-самхита», 40). В Бхагавад-гите (14.27) Кришна утверждает: «Несомненно, Я — основа Брахмана» (брахман̣о хи пратиш̣т̣ха̄хам). При более пристальном рассмотрении источником душ и сияния Брахмана следует считать Маха-Вишну («Вишну-пурана», 6.5.66–69). Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к десятому стиху «Брахма-самхиты»: «Индивидуальные души, дживы, излучаются как корпускулы лучей сияния, исходящего от Маха-Вишну». Силой Своего взгляда Маха-Вишну позволяет некоторому количеству душ, пребывающих в Брахмане и желающих соприкоснуться с миром материи (вследствие развития духа эксплуатации), войти в это измерение. В Упанишадах сказано: «Всевышнему некуда было бросить взгляд, и тогда Он сотворил материальный мир» (са аикш̣ата лока̄н ну ср̣джа̄ ити) («Айтарея-упанишада», 1.1.1). Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: «Господь бросает взгляд на мир материи, который оживляет его. Частицы света, которые излучает взгляд Маха-Вишну [обращенный в сторону мира материи], и есть обусловленные души» («Джайва-дхарма», т. I. гл. 13). Более подробно этот процесс описан в стихах 6–21 «Брахма-самхиты».

Два вида просветления, описанные в Бхагавад-гите, — это осознание себя душой, частицей Брахмана (14.26), а затем — осознание Всевышнего, источника, основы Брахмана (14.27). Качества человека, осознавшего себя душой, частицей Брахмана, приведены в Бхагавад-гите (18.54): «Тот, кто осознал себя душой, исполнен надмирной радости, он ни о чем не скорбит и ничего не желает. Он равно относится ко всем живым существам и достоин обрести сокровище преданности Мне». Однако, согласно Бхагавад-гите, осознание «я един с Брахманом» (брахма-бхӯтах̣) — это не конец пути. Он ведет дальше — в мир преданности Всевышнему (мад-бхактим̇ лабхате пара̄м).

Брахман — статичный и однородный аспект Реальности (Бхагавад-гита, 12.3,4), поэтому иногда его именуют «безличным» (имперсональным) проявлением Абсолюта. Однако при детальном рассмотрении Брахман, безусловно, не безличен, т. к. состоит из душ. Другие наименования Брахмана, встречающиеся в Бхагавад-гите — это акшара и кутастха.

2. Общее обозначение Абсолютной Истины во всех трех Ее аспектах (Бхагаван, Параматма и Бхагаван). Например, в Бхагавад-гите (13.13–18) сказано, что Брахман есть «объект познания». В этом значении понятие «Брахман» близко к понятию «Ва̄судева» — общему представлению о Боге как Личности. Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Кто есть Васудева? Тот, Кто связан с величайшим началом в бытии и малейшим началом. Тот, Кто способен принять в Себя, объять Собой все сущее. И Тот, Кто живет во всем сущем. Он существует повсюду, во всем и вне всего — таков Васудева».

3. Брахман в общем смысле может означать «надмирную Реальность за пределами рождения и смерти», «мир духа». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Материю можно уподобить айсбергу, который плавает в океане сознания». В таком значении слово «Брахман» также обозначает вечные духовные обители Бхагавана в различных образах (Вишну, Кришны). Пример — это стих о посмертной судьбе душ из «Брихад-араньяка-упанишады» (6.2.15): «В этих мирах Брахмана они живут вдали, возвеличенные. Для них больше нет возврата». В «Шримад-Бхагаватам» (2.5.39) вечные духовные миры также названы «брахма-лока сана̄тана̄х̣».

 

Брáхман

— священнослужитель, жрец, наставник в духовных вопросах, представитель высшего интеллектуального сословия в ведическом обществе, следующем варнашрама-дхарме. Шрила Шридхар Махарадж дает философское объяснение понятия «брахман» с точки зрения уровня сознания — «тот, кто всегда стремится к поиску нематериального, к постижению мира духа, сознания», т. е. Брахмáна.

 

Брахма-самхита

— (букв. «собрание молитв Брахмы»),одно из важнейших священных писаний гаудия-вайшнавизма. «Брахма-самхита» содержит молитвы творца этой вселенной, Брахмы, к Кришне, произнесенные Брахмой в самом начале творения. В течение многих столетий текст «Брахма-самхиты» считался утерянным. В начале XVI века Чайтанья Махапрабху (1486–1534), совершавший паломничество по Южной Индии, обнаружил шестьдесят две шлоки пятой главы «Брахма-самхиты» в храме Ади-Кешавы. Этот факт упоминается в девятой главе Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

 

Брихаспати

— духовный учитель Индры, царя богов и повелителя дождя, и главный жрец на райских планетах.

 

«Брихат-сама»

— один из гимнов «Сама-веды», исполняемых богами.

См. «Сама-веда».

 

Буддхи

— разум; способность к вынесению суждений. Разум строит планы, взвешивает и оценивает, он принимает решения. Буддхи предупреждает: «Ум (манас) постоянно желает наслаждаться, но это вызовет дурные последствия, и не следует делать этого». В третьей главе Бхагавад-гиты (3.42) содержится шлока, повествующая о соотношении чувств, ума, разума и души. Затем рассказывается об обуздании ума и победе над вожделением благодаря разуму, просветленному духовным знанием (Бхагавад-гита, 3.43).

 

Буддхи-йога

— йога обретения просветленного разума (буддхи). Разум, просветленный практикой буддхи-йоги, освобождается от корыстной привязанности к плодам трудов (Бхагавад-гита, 2.49). Человек, наделенный им, трудится ради высшей цели.

Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к стиху 2.39 Бхагавад-гиты: «Здесь явлено, что буддхи-йога — единственный путь. Когда буддхи-йога ограничена идеалом кармы [бескорыстной мирской деятельности], она известна как карма-йога; когда она превосходит карму, но все еще ограничена высшим пределом гьяны [знания, приводящего к отречению от мира], то известна как гьяна-йога, или санкхья-йога; а когда, преодолев все ограничения гьяны и кармы, она соприкасается с бхакти [безусловной преданностью Господу и деятельностью ради служения Ему], то тогда известна как бхакти-йога, или совершенно чистая и полная буддхи-йога».

 

Буддхья-юкта

— разум, направленный на духовное самоосознание; богосознающий разум.

 

Бхагаван

— Личность Бога. Абсолют обладает тремя основными проявлениями: Всеохватывающим (Брахмáн), Всепроникающим (Параматма) и Всепривлекающим (Бхагаван) («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Бхагаван — это «центральный» аспект Божественного, Бог как Личность. Обретение вечных отношений с Личностным Абсолютом в духовной реальности — это сокровенная потребность каждой души. Слово «йога» значит «обретение связи с Высшим Началом».

Шрила Шридхар Махарадж указывает на связь слова «бхагаван» со словом «бхагья» — «приносящий счастье и удачу», «всеблагой». Подробнее происхождение и значение слова «Бхагаван» рассматриваются Шрилой Дживой Госвами в «Бхагавата-сандарбхе» (1.3.1–11). В частности, он объясняет: «Слово „бхагаван“ начинается со слога бха, что означает „бхарта“: „хранитель и источник жизни“. Следующий слог, га, означает „гамайита“: „Тот, Кто создает все виды благоприятных качеств, которыми обладают Его преданные“, или „Тот, Кто приводит Своих преданных в Свою духовную обитель“. Ва означает „вас“, „находиться“, „пребывать“ (все живые существа пребывают в Господе, а Верховный Господь обитает в сердцах всех живых существ). Слово „бхага“ также означает „достояния“. Существуют шесть достояний: красота, сила, слава, богатство, знание и отречение. Слово „бхагаван“ указывает на Личность, обладающую всеми этими достояниями во всей полноте. Слово „бхагаван“ может быть истолковано в значении „Тот, Кто обладает качествами, которые ранее были описаны слогами бха, га и ва“. Ват — это аффикс, который называется „матуп“. Буква „а“ в третьем слоге (ва) сократилась, давая возможность двум „в“ соединиться и стать одной буквой. Так слово „бхагавава̄н“ преобразуется в „бхагава̄н“». Таким образом, санскритское слово «Бхагаван» родственно по значению русскому слову «Бог».

Отличительное свойство Бхагавана как Господа Нараяны (Вишну) состоит в Его власти над всеми существующими энергиями. С этой точки зрения Бхагаван — это Тот, Кто обладает шестью достояниями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отречением в их абсолютной полноте (согласно «Вишну-пуране», 6.5.47). Однако в «Бхакти-сандарбхе» (2.1) Шрила Джива Госвами приводит не имеющее аналогов, прекрасное объяснение Бхагавана как Шри Кришны: Бхагаван означает бхаджанӣйа гун̣а. Его природа, Его качества таковы, что всякий, кто соприкоснется с Ним, не сможет не служить Ему. Он уже никогда не сможет перестать поклоняться и любить этого Всепривлекающего Господа. Как Господь Кришна, Бхагаван покоряет сердце каждого.

Множество Пуран повествуют о Бхагаване, Личности Бога («Вишну-пурана», «Падма-пурана» и др.), однако только одна из них называется «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») — «повествование о Бхагаване». Причина этого в том, что речь в «Шримад-Бхагаватам» идет о Кришне. Кришна — это Сваям Бхагаван, Верховная Личность Бога, Источник всех других проявлений Всевышнего («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28). Бхагавад-гита также означает «Песнь Бхагавана» («Песнь Господа»). В Бхагавад-гите и «Шримад-Бхагаватам» в полной мере раскрываются величие и красота Господа Кришны.

 

Бхаджан

— интенсивная духовная практика, основанная на посвящении себя Господу с любовью и преданностью.

 

Бхакти

— основанная на любви преданность Богу, не оскверненная примесями кармы (стремлением к выгоде) и гьяны (духом отречения или стремлением к интеллектуальным подтверждениям божественного откровения) («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) указываются два основных свойства бхакти: ахайтуки и апратихата, что переводят как «беспричинная» и «непреодолимая» (с точки зрения божественной природы бхакти), либо как «бескорыстная» и «непрерывная» (с точки зрения чувств того, кто обладает бхакти). В этой же шлоке преданность Господу названа пара-дхармой — «высшим долгом».

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Бхакти превозносится в писаниях разными способами. Она может сделать возможным невозможное: подчинить высшее начало низшему. Скажем, генерал. Он победил вражескую страну и возвращается домой. Но его ребенок способен схватить за палец своего могущественного отца и вести туда, куда вздумается. Такова победа любви.

Где бхакти? Там, где великий контролируется малым. Подобное положение вещей является свидетельством того, что это подлинное бхакти. Если подобная характеристика отсутствует, тогда это не бхакти, это нечто другое.

Это [бхакти] нечто немыслимое, это невозможно представить. Это чудо возможно лишь благодаря любви и нежности. Кришна провозглашает: ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо бхактаир бхакта-джана-прийах̣ („Шримад-Бхагаватам“, 9.4.63). „Я пленен Моими преданными, Я сдался им, — говорит Он. — Я зависим от Моих преданных и не в силах отказаться от такого положения вещей. По самой Своей природе Я таков. У Меня нет эго. Это добровольная сдача, добровольное решение с Моей стороны“».

 

Бхактивинод Тхакур (1838–1914)

— вайшнавский святой, богослов и поэт, во второй половине XIX века положивший начало возрождению духовной традиции гаудия-вайшнавов. Написал множество философских трудов и молитв, вошедших в сокровищницу вайшнавизма.

 

Бхакти-йога

— путь самопознания, суть которого — пробуждение в сердце чистой любви к Богу посредством преданного служения Ему и Его слугам. Бхакти как основополагающий принцип истинных духовных практик рассматривается в «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами.

Несмотря на то что Бхагавад-гита повествует о разных путях духовного развития, Кришна подчеркивает, что без элемента бхакти, преданности Ему, все достижения поверхностны. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на («Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.17): «Карма (благочестивая деятельность), гьяна (интеллектуальное различение духа и материи) и йога (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи бхакти, преданности Всевышнему». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Йоги и гьяни пребывают на более высоком уровне, чем кармú (мирские труженики). Они не имеют дела с грубой материей. Они усердно заняты чем-то, что относится к тонким явлениям мира сознания. Но одно лишь „сознание“ еще не означает „сознание Бога“. Существует осознание себя, осознание этого материального мира, множество видов направленности сознания. Когда сознание карми, йогов и гьяни утрачивает материалистичную окрашенность и направляется в сторону безраздельной преданности Господу, тогда это становится вайшнавизмом. В Бхагавад-гите мы находим множество тому подтверждений. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате [7.19]. Когда гьяни предается стопам Господа Васудевы, тогда он становится вайшнавом. Йаджн̃а̄ртха̄т карман̣o ’нйатра, лoкo ’йам̇ карма-бандханах̣ [3.9]. Когда карми приходит к пониманию, что любая деятельность, которая не посвящена Всевышнему, привязывает его к материи, порабощая последствиями поступков, тогда он становится вайшнавом. Йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇, мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [6.47]. А йог практикует множество мистических методов, связанных с телом и умом, пытаясь возвысить свое сознание до более тонких сфер. Но только когда он встречает возвышенного преданного Господа и начинает совершать свой бхаджан [духовную практику], предавшись Господу, тогда он на правильном пути.

Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на. В „Чайтанья-чаритамрите“ (Мадхья-лила, 22.17) сказано, что все они (карма, йога, гьяна) всегда взирают вверх, на бхакти, преданность Кришне. Но бхакти не зависит ни от каких внешних сил. В любой момент, если мы вручили сердце истинному вайшнаву, представителю Высшей Реальности, мы можем связать себя с бхакти и двигаться вперед, не прибегая к помощи поверхностных и искусственных методов. Не обращаясь к йоге, независимо от каких-либо мистических энергий. Независимо от гьяны, от нашего любознательного ума. Благодаря бхакти, преданности Кришне, мы сможем оставить все эти практики, и, находясь в обществе садху, слуг Кришны, безопасно и благополучно двигаться к Вайкунтхе, напрямую в духовный мир».

Бхакти-йога описана в двадцать девятой главе третьей песни «Шримад-Бхагаватам» Господом Капилой и в двадцать девятой главе одиннадцатой песни Господом Кришной. В двадцатой главе одиннадцатой песни рассматривается превосходство бхакти над знанием и отречением. В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.32,33) сказано: «Все, чего можно достичь при помощи праведной деятельности, аскетизма, философского познания, отречения, медитативной йоги, раздачи милостыни, исполнения предписанных обязанностей и всех других средств совершенствования жизни, с легкостью достигается посредством любовного служения Мне. Если Мой преданный желает вознесения на небеса, освобождения или проживания в Моей обители, он легко достигает таких благословений».

Писания прославляют бхакти-йогу как наиболее простой и возвышенный метод духовной практики. Но, чтобы принять его, необходимо качество «нирматсарам», свобода от зависти («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2): отсутствие гордыни и способность принять существование Высшего Начала.

 

«Бхакти-расамрита-синдху»

— классическое санскритское произведение Шрилы Рупы Госвами, содержащее описание различных аспектов преданного служения Кришне.

 

Бхарата

— одно из имен Арджуны: «потомок Бхараты».

 

Бхаратаршабха

— одно из имен Арджуны: «благороднейший из потомков Бхараты».

 

Бхима (Бхимасена)

— второй по старшинству и самый сильный из братьев Пандавов. Сын царицы Кунти и бога ветра Вайю.

 

Бхишма

— (другие имена: Шантанава — «сын Шантану», Гангея — «сын Ганги», Деваврата — «преданный богам»; последнее имя было дано ему при рождении),могущественный воин, двоюродный дед противостоящих друг другу братьев Пандавов (род Панду) и Кауравов (род Куру), их наставник. Один из двенадцати махаджан, великих святых, распространяющих духовное знание. Его жизнь и деяния описаны в эпосе «Махабхарата». Бхишма был сыном царя Шантану и богини Ганги. В юности он обучался воинскому искусству у мастера военного дела, отшельника Парашурамы.

Несмотря на сочувствие несправедливо обманутым Пандавам, Бхишма сражался на стороне Кауравов, и во время битвы был расстрелян Арджуной. Перед смертью Бхишма, «покоящийся на ложе из стрел», дает наставления Юдхиштхире в вопросах этики и искусства управления государством.

 

Бхригу (Бхригу Муни)

— один из семи великих мудрецов (саптариши), рожденных Брахмой.

 

Бхуришрава

 

— принц царства Бахликов, во время битвы на Курукшетре сражавшийся на стороне Кауравов.

(продолжение следует)

 


1 Примечания от издателей помещены в квадратных скобках [].




←  “Journey of Madhavendra Puri.” Srila B. R. Madhusudan Maharaj. 15 March 2015. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· The Story of Sakshi Gopal.” Srila B. R. Madhusudan Maharaj. 16–17 March 2015. Gupta Govardhan  →
Russian

Словарь имен и терминов1

 

Б

Баладев Видьябхушан (?–1768)

— выдающийся вайшнавский ачарья и богослов. В XVI веке такие последователи Шри Чайтаньи, как Шрила Санатана Госвами (1488–1558), Шрила Рупа Госвами (1493–1564), Шрила Рагхунатх Дас Госвами (1495–1571) и Шрила Джива Госвами (1511–1596), начали работу по оформлению гаудия-вайшнавского богословия. Их наследие было дополнено и развито благодаря богословским трудам Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура (XVII век). В начале XVIII века Шрила Баладев Видьябхушан, наставником которого был сам Вишванатх Чакраварти, написал «Говинда-бхашью» — подробный комментарий к «Веданта-сутре», а также комментарии к Бхагавад-гите и главным Упанишадам, завершив оформление религиозно-философской доктрины гаудия-вайшнавизма.

 

Баларама (Баладева)

— первое полное проявление Господа Кришны, Его «второе Я». Шрила Шридхар Махарадж объясняет отношения Кришны и Баладевы, описанные в «Махабхарате», следующим образом: «Дурьодхана был любимым учеником Баладевы (старшего брата Кришны), которого Баладева обучал битве на палицах. Когда началась война, Баладева отправился в паломничество, чтобы Ему не пришлось поддерживать Дурьодхану. Кришна чувствовал: „Поскольку Мой брат оставил Своего любимца и предпочел не участвовать в войне, Я тоже не могу сражаться в полной мере“. Но, в действительности, Кришна не мог оставить сторону истины, Он сочувствовал Пандавам. Чтобы сохранить баланс сил, Кришна отдал Свою армию враждебной стороне, а Сам пообещал не брать в руки оружия и быть лишь колесничим Арджуны. Однако физическая сила не является высшим достижением. Мудрое руководство — это все и вся. Кришна по природе Своей встает на сторону праведных личностей. Противоположному лагерю была присуща демоническая природа, но Баладева, брат Кришны, был на ее стороне. Баладева является Гуру Шивы («Шримад-Бхагаватам», 5.17.16; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.8). Такова политика в Творении. Позитивное и негативное начала маршируют рука об руку. Махадева, Шива, является лидером оппозиционной партии. И, тем не менее, он преданный Кришны (ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ [„Шримад-Бхагаватам“, 12.13.16]). Иногда лидер просит своих собственных людей встать на сторону враждебного лагеря, используя их затем в своих целях. Мы видим такое в мире политики. Прямое и косвенное — два начала. Тезис, затем антитезис и точка гармонии — синтез. Так развиваются игры Абсолюта».

 

Брахма

— 1. Вторичный творец нашей вселенной, создающий ее во всем многообразии благодаря откровению и могуществу, полученному от Всевышнего. Повелитель раджо-гуны, энергии страсти и активности. Олицетворение карма-мишра-бхакти, преданности Всевышнему, смешанной со склонностью к мирской деятельности. Один из двенадцати махаджан, выдающихся святых, упоминаемых в ведических писаниях.

2. Веды (например, в Бхагавад-гите, 3.15). Имеется в виду шабда-брахма (Бхагавад-гита, 6.44), «духовное откровение в форме божественного звука (шабда)». «Ману-смрити» также часто упоминает три Веды («Риг-веду», «Яджур-веду» и «Сама-веду»), называя их «трайам-брахма-сана̄танам» — «тройная вечная Веда».

3. То же, что и Брахмáн.

 

Брахмáн

— 1. Всеохватывающий аспект Абсолюта, наряду с всепроникающим (Параматма) и Всепривлекающим (Бхагаван) («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Слово «Брахман» можно перевести как «величайший», «всеохватывающий», либо как «дух», «мир сознания». В Бхагавад-гите постижение Брахмана описано во множестве стихов, например, в 13.31.

Три уровня мироздания, описанные в Бхагавад-гите (15.16–18), — это уровень кшара (обусловленные души, материальный мир), уровень акшара (мир Брахмана, освобожденные души) и уровень пурушоттама (мир Бога, превосходящий миры не только обусловленных, но и освобожденных душ). Эти три мира можно описать, соответственно, как мир эксплуатации, отречения и служения (бхога, тьяга и сева).

Брахман именуют также брахмаджйоти, что можно перевести как «духовное сияние». Его яркое описание приведено в «Мундака-упанишаде» (2.2.10,11): «В духовном царстве, лежащем за пределами материальных вселенных, разлито безграничное сияние Брахмана, не затронутое мирской скверной. Те, кто достиг духовного самосознания, знают его как неоскверняемый светоч светочей. В мире духа нет нужды в солнечном и лунном свете, огне или электричестве. Воистину, всякий свет, воспринимаемый в материальном мире, представляет собой всего лишь отблеск этого света». Подобно тому, как обычный свет состоит из фотонов, Брахман состоит из множества душ, вечных искр сознания (Бхагавад-гита, 8.3; 15.7), пребывающих на границе между духовным и материальным мирами.

Сам Брахман и составляющие его души в общем смысле являются сиянием тела Говинды, Шри Кришны («Брахма-самхита», 40). В Бхагавад-гите (14.27) Кришна утверждает: «Несомненно, Я — основа Брахмана» (брахман̣о хи пратиш̣т̣ха̄хам). При более пристальном рассмотрении источником душ и сияния Брахмана следует считать Маха-Вишну («Вишну-пурана», 6.5.66–69). Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к десятому стиху «Брахма-самхиты»: «Индивидуальные души, дживы, излучаются как корпускулы лучей сияния, исходящего от Маха-Вишну». Силой Своего взгляда Маха-Вишну позволяет некоторому количеству душ, пребывающих в Брахмане и желающих соприкоснуться с миром материи (вследствие развития духа эксплуатации), войти в это измерение. В Упанишадах сказано: «Всевышнему некуда было бросить взгляд, и тогда Он сотворил материальный мир» (са аикш̣ата лока̄н ну ср̣джа̄ ити) («Айтарея-упанишада», 1.1.1). Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: «Господь бросает взгляд на мир материи, который оживляет его. Частицы света, которые излучает взгляд Маха-Вишну [обращенный в сторону мира материи], и есть обусловленные души» («Джайва-дхарма», т. I. гл. 13). Более подробно этот процесс описан в стихах 6–21 «Брахма-самхиты».

Два вида просветления, описанные в Бхагавад-гите, — это осознание себя душой, частицей Брахмана (14.26), а затем — осознание Всевышнего, источника, основы Брахмана (14.27). Качества человека, осознавшего себя душой, частицей Брахмана, приведены в Бхагавад-гите (18.54): «Тот, кто осознал себя душой, исполнен надмирной радости, он ни о чем не скорбит и ничего не желает. Он равно относится ко всем живым существам и достоин обрести сокровище преданности Мне». Однако, согласно Бхагавад-гите, осознание «я един с Брахманом» (брахма-бхӯтах̣) — это не конец пути. Он ведет дальше — в мир преданности Всевышнему (мад-бхактим̇ лабхате пара̄м).

Брахман — статичный и однородный аспект Реальности (Бхагавад-гита, 12.3,4), поэтому иногда его именуют «безличным» (имперсональным) проявлением Абсолюта. Однако при детальном рассмотрении Брахман, безусловно, не безличен, т. к. состоит из душ. Другие наименования Брахмана, встречающиеся в Бхагавад-гите — это акшара и кутастха.

2. Общее обозначение Абсолютной Истины во всех трех Ее аспектах (Бхагаван, Параматма и Бхагаван). Например, в Бхагавад-гите (13.13–18) сказано, что Брахман есть «объект познания». В этом значении понятие «Брахман» близко к понятию «Ва̄судева» — общему представлению о Боге как Личности. Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Кто есть Васудева? Тот, Кто связан с величайшим началом в бытии и малейшим началом. Тот, Кто способен принять в Себя, объять Собой все сущее. И Тот, Кто живет во всем сущем. Он существует повсюду, во всем и вне всего — таков Васудева».

3. Брахман в общем смысле может означать «надмирную Реальность за пределами рождения и смерти», «мир духа». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Материю можно уподобить айсбергу, который плавает в океане сознания». В таком значении слово «Брахман» также обозначает вечные духовные обители Бхагавана в различных образах (Вишну, Кришны). Пример — это стих о посмертной судьбе душ из «Брихад-араньяка-упанишады» (6.2.15): «В этих мирах Брахмана они живут вдали, возвеличенные. Для них больше нет возврата». В «Шримад-Бхагаватам» (2.5.39) вечные духовные миры также названы «брахма-лока сана̄тана̄х̣».

 

Брáхман

— священнослужитель, жрец, наставник в духовных вопросах, представитель высшего интеллектуального сословия в ведическом обществе, следующем варнашрама-дхарме. Шрила Шридхар Махарадж дает философское объяснение понятия «брахман» с точки зрения уровня сознания — «тот, кто всегда стремится к поиску нематериального, к постижению мира духа, сознания», т. е. Брахмáна.

 

Брахма-самхита

— (букв. «собрание молитв Брахмы»),одно из важнейших священных писаний гаудия-вайшнавизма. «Брахма-самхита» содержит молитвы творца этой вселенной, Брахмы, к Кришне, произнесенные Брахмой в самом начале творения. В течение многих столетий текст «Брахма-самхиты» считался утерянным. В начале XVI века Чайтанья Махапрабху (1486–1534), совершавший паломничество по Южной Индии, обнаружил шестьдесят две шлоки пятой главы «Брахма-самхиты» в храме Ади-Кешавы. Этот факт упоминается в девятой главе Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

 

Брихаспати

— духовный учитель Индры, царя богов и повелителя дождя, и главный жрец на райских планетах.

 

«Брихат-сама»

— один из гимнов «Сама-веды», исполняемых богами.

См. «Сама-веда».

 

Буддхи

— разум; способность к вынесению суждений. Разум строит планы, взвешивает и оценивает, он принимает решения. Буддхи предупреждает: «Ум (манас) постоянно желает наслаждаться, но это вызовет дурные последствия, и не следует делать этого». В третьей главе Бхагавад-гиты (3.42) содержится шлока, повествующая о соотношении чувств, ума, разума и души. Затем рассказывается об обуздании ума и победе над вожделением благодаря разуму, просветленному духовным знанием (Бхагавад-гита, 3.43).

 

Буддхи-йога

— йога обретения просветленного разума (буддхи). Разум, просветленный практикой буддхи-йоги, освобождается от корыстной привязанности к плодам трудов (Бхагавад-гита, 2.49). Человек, наделенный им, трудится ради высшей цели.

Согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к стиху 2.39 Бхагавад-гиты: «Здесь явлено, что буддхи-йога — единственный путь. Когда буддхи-йога ограничена идеалом кармы [бескорыстной мирской деятельности], она известна как карма-йога; когда она превосходит карму, но все еще ограничена высшим пределом гьяны [знания, приводящего к отречению от мира], то известна как гьяна-йога, или санкхья-йога; а когда, преодолев все ограничения гьяны и кармы, она соприкасается с бхакти [безусловной преданностью Господу и деятельностью ради служения Ему], то тогда известна как бхакти-йога, или совершенно чистая и полная буддхи-йога».

 

Буддхья-юкта

— разум, направленный на духовное самоосознание; богосознающий разум.

 

Бхагаван

— Личность Бога. Абсолют обладает тремя основными проявлениями: Всеохватывающим (Брахмáн), Всепроникающим (Параматма) и Всепривлекающим (Бхагаван) («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). Бхагаван — это «центральный» аспект Божественного, Бог как Личность. Обретение вечных отношений с Личностным Абсолютом в духовной реальности — это сокровенная потребность каждой души. Слово «йога» значит «обретение связи с Высшим Началом».

Шрила Шридхар Махарадж указывает на связь слова «бхагаван» со словом «бхагья» — «приносящий счастье и удачу», «всеблагой». Подробнее происхождение и значение слова «Бхагаван» рассматриваются Шрилой Дживой Госвами в «Бхагавата-сандарбхе» (1.3.1–11). В частности, он объясняет: «Слово „бхагаван“ начинается со слога бха, что означает „бхарта“: „хранитель и источник жизни“. Следующий слог, га, означает „гамайита“: „Тот, Кто создает все виды благоприятных качеств, которыми обладают Его преданные“, или „Тот, Кто приводит Своих преданных в Свою духовную обитель“. Ва означает „вас“, „находиться“, „пребывать“ (все живые существа пребывают в Господе, а Верховный Господь обитает в сердцах всех живых существ). Слово „бхага“ также означает „достояния“. Существуют шесть достояний: красота, сила, слава, богатство, знание и отречение. Слово „бхагаван“ указывает на Личность, обладающую всеми этими достояниями во всей полноте. Слово „бхагаван“ может быть истолковано в значении „Тот, Кто обладает качествами, которые ранее были описаны слогами бха, га и ва“. Ват — это аффикс, который называется „матуп“. Буква „а“ в третьем слоге (ва) сократилась, давая возможность двум „в“ соединиться и стать одной буквой. Так слово „бхагавава̄н“ преобразуется в „бхагава̄н“». Таким образом, санскритское слово «Бхагаван» родственно по значению русскому слову «Бог».

Отличительное свойство Бхагавана как Господа Нараяны (Вишну) состоит в Его власти над всеми существующими энергиями. С этой точки зрения Бхагаван — это Тот, Кто обладает шестью достояниями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отречением в их абсолютной полноте (согласно «Вишну-пуране», 6.5.47). Однако в «Бхакти-сандарбхе» (2.1) Шрила Джива Госвами приводит не имеющее аналогов, прекрасное объяснение Бхагавана как Шри Кришны: Бхагаван означает бхаджанӣйа гун̣а. Его природа, Его качества таковы, что всякий, кто соприкоснется с Ним, не сможет не служить Ему. Он уже никогда не сможет перестать поклоняться и любить этого Всепривлекающего Господа. Как Господь Кришна, Бхагаван покоряет сердце каждого.

Множество Пуран повествуют о Бхагаване, Личности Бога («Вишну-пурана», «Падма-пурана» и др.), однако только одна из них называется «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») — «повествование о Бхагаване». Причина этого в том, что речь в «Шримад-Бхагаватам» идет о Кришне. Кришна — это Сваям Бхагаван, Верховная Личность Бога, Источник всех других проявлений Всевышнего («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28). Бхагавад-гита также означает «Песнь Бхагавана» («Песнь Господа»). В Бхагавад-гите и «Шримад-Бхагаватам» в полной мере раскрываются величие и красота Господа Кришны.

 

Бхаджан

— интенсивная духовная практика, основанная на посвящении себя Господу с любовью и преданностью.

 

Бхакти

— основанная на любви преданность Богу, не оскверненная примесями кармы (стремлением к выгоде) и гьяны (духом отречения или стремлением к интеллектуальным подтверждениям божественного откровения) («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) указываются два основных свойства бхакти: ахайтуки и апратихата, что переводят как «беспричинная» и «непреодолимая» (с точки зрения божественной природы бхакти), либо как «бескорыстная» и «непрерывная» (с точки зрения чувств того, кто обладает бхакти). В этой же шлоке преданность Господу названа пара-дхармой — «высшим долгом».

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Бхакти превозносится в писаниях разными способами. Она может сделать возможным невозможное: подчинить высшее начало низшему. Скажем, генерал. Он победил вражескую страну и возвращается домой. Но его ребенок способен схватить за палец своего могущественного отца и вести туда, куда вздумается. Такова победа любви.

Где бхакти? Там, где великий контролируется малым. Подобное положение вещей является свидетельством того, что это подлинное бхакти. Если подобная характеристика отсутствует, тогда это не бхакти, это нечто другое.

Это [бхакти] нечто немыслимое, это невозможно представить. Это чудо возможно лишь благодаря любви и нежности. Кришна провозглашает: ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо бхактаир бхакта-джана-прийах̣ („Шримад-Бхагаватам“, 9.4.63). „Я пленен Моими преданными, Я сдался им, — говорит Он. — Я зависим от Моих преданных и не в силах отказаться от такого положения вещей. По самой Своей природе Я таков. У Меня нет эго. Это добровольная сдача, добровольное решение с Моей стороны“».

 

Бхактивинод Тхакур (1838–1914)

— вайшнавский святой, богослов и поэт, во второй половине XIX века положивший начало возрождению духовной традиции гаудия-вайшнавов. Написал множество философских трудов и молитв, вошедших в сокровищницу вайшнавизма.

 

Бхакти-йога

— путь самопознания, суть которого — пробуждение в сердце чистой любви к Богу посредством преданного служения Ему и Его слугам. Бхакти как основополагающий принцип истинных духовных практик рассматривается в «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами.

Несмотря на то что Бхагавад-гита повествует о разных путях духовного развития, Кришна подчеркивает, что без элемента бхакти, преданности Ему, все достижения поверхностны. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на («Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.17): «Карма (благочестивая деятельность), гьяна (интеллектуальное различение духа и материи) и йога (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи бхакти, преданности Всевышнему». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Йоги и гьяни пребывают на более высоком уровне, чем кармú (мирские труженики). Они не имеют дела с грубой материей. Они усердно заняты чем-то, что относится к тонким явлениям мира сознания. Но одно лишь „сознание“ еще не означает „сознание Бога“. Существует осознание себя, осознание этого материального мира, множество видов направленности сознания. Когда сознание карми, йогов и гьяни утрачивает материалистичную окрашенность и направляется в сторону безраздельной преданности Господу, тогда это становится вайшнавизмом. В Бхагавад-гите мы находим множество тому подтверждений. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате [7.19]. Когда гьяни предается стопам Господа Васудевы, тогда он становится вайшнавом. Йаджн̃а̄ртха̄т карман̣o ’нйатра, лoкo ’йам̇ карма-бандханах̣ [3.9]. Когда карми приходит к пониманию, что любая деятельность, которая не посвящена Всевышнему, привязывает его к материи, порабощая последствиями поступков, тогда он становится вайшнавом. Йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇, мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [6.47]. А йог практикует множество мистических методов, связанных с телом и умом, пытаясь возвысить свое сознание до более тонких сфер. Но только когда он встречает возвышенного преданного Господа и начинает совершать свой бхаджан [духовную практику], предавшись Господу, тогда он на правильном пути.

Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на. В „Чайтанья-чаритамрите“ (Мадхья-лила, 22.17) сказано, что все они (карма, йога, гьяна) всегда взирают вверх, на бхакти, преданность Кришне. Но бхакти не зависит ни от каких внешних сил. В любой момент, если мы вручили сердце истинному вайшнаву, представителю Высшей Реальности, мы можем связать себя с бхакти и двигаться вперед, не прибегая к помощи поверхностных и искусственных методов. Не обращаясь к йоге, независимо от каких-либо мистических энергий. Независимо от гьяны, от нашего любознательного ума. Благодаря бхакти, преданности Кришне, мы сможем оставить все эти практики, и, находясь в обществе садху, слуг Кришны, безопасно и благополучно двигаться к Вайкунтхе, напрямую в духовный мир».

Бхакти-йога описана в двадцать девятой главе третьей песни «Шримад-Бхагаватам» Господом Капилой и в двадцать девятой главе одиннадцатой песни Господом Кришной. В двадцатой главе одиннадцатой песни рассматривается превосходство бхакти над знанием и отречением. В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.32,33) сказано: «Все, чего можно достичь при помощи праведной деятельности, аскетизма, философского познания, отречения, медитативной йоги, раздачи милостыни, исполнения предписанных обязанностей и всех других средств совершенствования жизни, с легкостью достигается посредством любовного служения Мне. Если Мой преданный желает вознесения на небеса, освобождения или проживания в Моей обители, он легко достигает таких благословений».

Писания прославляют бхакти-йогу как наиболее простой и возвышенный метод духовной практики. Но, чтобы принять его, необходимо качество «нирматсарам», свобода от зависти («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2): отсутствие гордыни и способность принять существование Высшего Начала.

 

«Бхакти-расамрита-синдху»

— классическое санскритское произведение Шрилы Рупы Госвами, содержащее описание различных аспектов преданного служения Кришне.

 

Бхарата

— одно из имен Арджуны: «потомок Бхараты».

 

Бхаратаршабха

— одно из имен Арджуны: «благороднейший из потомков Бхараты».

 

Бхима (Бхимасена)

— второй по старшинству и самый сильный из братьев Пандавов. Сын царицы Кунти и бога ветра Вайю.

 

Бхишма

— (другие имена: Шантанава — «сын Шантану», Гангея — «сын Ганги», Деваврата — «преданный богам»; последнее имя было дано ему при рождении),могущественный воин, двоюродный дед противостоящих друг другу братьев Пандавов (род Панду) и Кауравов (род Куру), их наставник. Один из двенадцати махаджан, великих святых, распространяющих духовное знание. Его жизнь и деяния описаны в эпосе «Махабхарата». Бхишма был сыном царя Шантану и богини Ганги. В юности он обучался воинскому искусству у мастера военного дела, отшельника Парашурамы.

Несмотря на сочувствие несправедливо обманутым Пандавам, Бхишма сражался на стороне Кауравов, и во время битвы был расстрелян Арджуной. Перед смертью Бхишма, «покоящийся на ложе из стрел», дает наставления Юдхиштхире в вопросах этики и искусства управления государством.

 

Бхригу (Бхригу Муни)

— один из семи великих мудрецов (саптариши), рожденных Брахмой.

 

Бхуришрава

 

— принц царства Бахликов, во время битвы на Курукшетре сражавшийся на стороне Кауравов.

(продолжение следует)

 


1 Примечания от издателей помещены в квадратных скобках [].


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования