«Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Словарь имен и терминов: В

Словарь имен и терминов1

 

В

Ваивасвата Ману

— один из прародителей человечества; седьмой Ману, в эпоху которого мы живем.

 

Вайкунтха

— духовный мир, обитель Бхагавана, Личностного Абсолюта, в различных образах. Две составляющих этого санскритского слова (ваи- и -кунтха) трактуют как «отсутствие тревог» или «отсутствие ограничений».

1. Вечные духовные миры, где Всевышний правит в образе четырехрукого Нараяны, поклонение Которому совершается в настроении благоговения. Описание Вайкунтхи приведено в «Шримад-Бхагаватам» (3.15.13–22).

2. Духовный мир в широком смысле, «безграничное». В этом значении Вайкунтха указывает на духовные обители различных личностных форм Господа, например, Господа Рамы (Айодхью) или Господа Кришны (Голоку). Подробнее упоминания Вайкунтхи в ведических писаниях рассматриваются в «Бхагавата-сандарбхе» (III, 61–78) Шрилы Дживы Госвами.

См. также Вриндаван (Вриндавана Дхама).

 

Вайшнав

— слуга Всевышнего (Вишну). Слово «Вишну» здесь употребляется в широком значении «Господь». Вайшнавами именуются поклоняющиеся различным образам Бхагавана (Раме, Кришне, Вишну). Синонимом данного слова является неологизм «преданный» (т. е. «преданный Господа») и санскритское слово «бхакта». Преданные Кришны на санскрите также называются каршны. Господь утверждает в «Шримад-Бхагаватам» (9.4.63): «Я всецело пребываю во власти Моих преданных и всегда нахожусь в их сердцах. Что говорить о них, когда даже те, кто предан Моим преданным, очень дороги Мне».

Последователей Шри Чайтаньи Махапрабху именуют гаудия-вайшнавами. Гауда — область в Восточной Индии (Западная Бенгалия) и Бангладеш, на территории которых в Средние века располагалось одноименное государство со столицей в городе Камасуварна. С богословской точки зрения термин «гаудия» возводят к санскритскому «гуда» (или «гур»), «сладость», — этим подчеркивается особый «вкус отношений» (раса) души с Кришной.

 

Вайшьи

— землевладельцы, торговцы, предприниматели; представители одного из сословий ведического общества согласно варнашрама-дхарме.

См. Варнашрама (Варнашрама-дхарма).

 

Вайю

— бог ветра.

 

Варнашрама (Варнашрама-дхарма)

— ведическая общественно-религиозная система деления общества на четыре сословия и четыре этапа жизни. К четырем сословиям (варнам) относятся брáхманы (священнослужители), кшатрии (управители, военачальники), вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие). Четыре этапа жизни (ашрама) следующие: брахмачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (уход от дел) и санньяса (монашество, подвижничество).

 

Варны

— четыре сословия в ведическом обществе: брáхманы — священнослужители, жрецы, интеллектуалы; кшатрии — воины и правители; вайшьи — торговцы и организаторы производства; шудры — представители рабочего класса.

Принадлежность к тому или иному сословию (варне) — это в первую очередь следствие качеств и способностей личности. В «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35) мудрец Нарада говорит праведному царю Юдхиштхире: «Таковы качества брахмана, кшатрия, вайшьи, шудры — все это я подробно описал тебе. Но, подводя итог, я хочу сказать, что если какой-либо признак брахмана обнаруживается в том, кто считается шудрой или кшатрием, то предпочтение должно отдаваться не телесному признаку, связанному с рождением в том или ином сословии, а качествам человека». Таким образом, кастовую систему, где во главе стоит принцип наследования сословия исключительно по рождению, а не качествам личности, следует считать искажением оригинальной ведической идеи. В Бхагавад-гите (4.13) также говорится о качествах человека (гуна) как об основополагающем принципе определения его варны (сословия).

 

Варуна

— бог, управляющий водной стихией.

 

Васиштха

— один из семи великих мудрецов, саптариши; сын Брахмы, рожденный из его ума; один из праджапати, прародителей человечества. Духовный наставник Господа Рамачандры.

 

Васу

— восемь богов; слуги Индры.

 

Ва̄судева

— 1. Господь Кришна как сын царя Васудевы.

2. Общее представление о Боге как Личности. Санскритское слово «васу» означает «обитель», а дева — «божество». В «Махабхарате» Шри Кришна объясняет: «Я верховная обитель всех живых существ, поэтому Меня называют Ва̄судевой» (сарвабхӯта̄дхива̄саш́ ча ва̄судевас тато хй ахам) (книга 12: «Мокшадхарма»). Другое значение слова «васу» — «богатство». Шрила Джива Госвами объясняет: «Господь говорит в „Шримад-Бхагаватам“ (11.19.39): „Принципы религии — это истинное богатство, к которому стремятся люди (дхарма иш̣т̣ам̇ дханам̇ нр̣н̣а̄м̇)“. Господь обладает Сам и помогает другим обрести это богатство, то есть преданность Личности Бога (бхагавата-дхарму), поэтому Его называют Ва̄судева» («Бхагавата-сандарбха», 5.103.49).

В Бхагавад-гите (7.19) сказано, что после многих рождений мудрец постигает: ва̄судевах̣ сарвам ити — «таким образом, все есть Васудева». Что значит «все»? Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Кто есть Васудева? Тот, Кто связан с величайшим началом в бытии и малейшим началом. Тот, Кто способен принять в Себя, объять Собой все сущее. И Тот, Кто живет во всем сущем. Он существует повсюду, во всем — и вне всего — это Васудева. Васудева значит Кришна без Его преданных. Выше уровня Брахмана существует уровень Пурушоттамы — это Васудева [Бхагавад-гита, 15.16–18]». Таким образом, имеются в виду следующие свойства Всевышнего:

Все пребывает во Всевышнем (Бхагаване) и пронизано Им. Он объединяет в Себе всеохватывающий (Брахмáн) и всепроникающий (Параматма) аспекты реальности.

Все исходит из Всевышнего и поддерживается Им.

Всевышний вне всего, Он пребывает за пределами материального бытия и не смешивается со Своим творением.

Подобные описания Личности Бога содержатся в следующих стихах Бхагавад-гиты: 8.9; 9.4–6; 13.13–18.

В «Шримад-Бхагаватам» (4.3.23) Васудева назван вишуддха-саттвой. Шуддха-саттвой называют саттва-гуну, которая не подвержена осквернению, а «ви-» — приставка со значением усиления качества. Смысл слова «вишуддха», согласно Дживе Госвами, таков: «в этом измерении нет ни тени материального». В материальном мире даже гуна благости (саттва-гуна) осквернена примесями раджо-гуны и тамо-гуны. Но шуддха-саттва — это саттва-гуна, свободная от этих примесей. Уровень шуддха-саттвы называют уровнем ва̄судевы, потому что, возвысившись до этого уровня сознания, можно постичь Личность Бога, Васудеву. Подробное объяснение смысла этого стиха, а также толкование понятия «Васудева» как энергии и обители Господа приведено в «Бхагавата-сандарбхе» (5.103.47–49) Шрилы Дживы Госвами. Бхагавад-гита (14.26,27) также утверждает, что тот, кто служит Господу, избавляется от влияния трех гун, достигая уровня Брахмана, и затем постигает Бхагавана — Личность Бога.

В «Шримад-Бхагаватам» (2.2.33) сказано: на хй ато ’нйах̣ ш́ивах̣ пантха̄, виш́атах̣ сам̇ср̣та̄в иха / ва̄судеве бхагавати, бхакти-його йато бхавет — «Для тех, кто блуждает в материальной вселенной, нет лучшего метода освобождения, чем преданное служение Господу Кришне, Ва̄судеве».

 

Васуки

— царь нагов, змеев. Боги и демоны, желая обрести нектар бессмертия (амриту), при пахтании океана использовали Васуки в качестве мутовки.

 

Ватсалья-раса (Ватсалья)

— родительские чувства, питаемые преданной душой к Господу.

 

Веданта

— (санскр. «завершение, венец Вед»), философские заключения, относящиеся к постижению мира за пределами рождения и смерти (в отличие от многочисленных мирских ритуалов четырех Вед, цель которых — обретение временных мирских благ).

Фундаментом философии Веданты служит прастхана-трайя — «три первичных источника». Тексты, образующие прастхана-трайю, суть Упанишады, Бхагавад-гита и «Веданта-сутра» («Брахма-сутра»). Упанишады — это шрути-прастхана (шрути означает «то, что было услышано»); Бхагавад-гита — смрити-прастхана (смрити — «то, что запомнено»), это тексты, составленные мудрецами на основе их понимания Вед, а Веданта-сутра — ньяя-прастхана, тексты, в которых философия излагается логическим и последовательным образом (ньяя буквально означает «логика», «порядок»).

В афоризмах «Веданта-сутры» учение Вед и Упанишад представлено в сжатом и систематизированном виде (Бхагавад-гита, 13.5). Суть же всех Упанишад дана Кришной в Бхагавад-гите, называемой также «Гита-упанишадой». Образно это описывается так: «Олицетворенные Упанишады подобны корове, а Господь Шри Кришна доит ее. Арджуна — теленок, а нектар Шри Гиты — молоко. И мудрецы, разум которых безупречно чист, пьют это молоко, наслаждаясь им» («Шримад Бхагавад-гита-махатмьям», 5).

 

«Веданта-сутра» («Брахма-сутра»)

— трактат, в котором в виде нескольких сот афоризмов (сутр) изложена философия Вед. Сутры представляют собой короткие фразы, которые состоят по большей части из двух-трех слов, в основном существительных, связанных между собой падежной зависимостью. Подобный стиль не позволяет понять Брахма-сутры без дополнительных разъяснений. Например, первый же афоризм (1.1.1) утверждает: атха̄то брахма-джиджн̃а̄са̄: «Теперь настало время вопрошать о Брахмáне». Что значит «теперь» (атхато)? Один из ответов — «после обретения человеческого тела». Таким образом «Веданта-сутра» — это текст, созданный с установкой на комментирование. Многочисленные комментарии к ней были созданы во всех авторитетных ведических школах.

Наиболее распространенным в странах СНГ переводом «Веданта-сутры» является концептуальный перевод в традиции Шанкары. Вследствие этого практически все русскоязычные публикации «Веданта-сутры» содержат переводческие дополнения его школы в качестве импортированных в текст. Хотя они записываются в скобках, пояснения о том, что речь идет о комментарии, а не о самом тексте, отсутствуют. Например, стих IV.2.18 обычно выглядит так: «[Душа познавшего сагуна-брахман, когда он умирает,] следует за лучами [солнца]». В оригинале же сутра такова: раш̣мйануса̄рӣ — «Следуя за лучом».

Проблема, связанная с подобными изданиями, заключается в том, что в своем переводе Шанкара выражает пристрастное вúдение учения Веданты. Уровень бытия, который предполагает отношения с личностным Абсолютом (Бхагаваном), он именует сагуна-брахманом (духовной реальностью, оскверненной материей) и лишь растворение в безличном Брахмане называет ниргуна-брахманом (чистой духовной реальностью). В действительности, термины «сагуна-брахман» и «ниргуна-брахман» отсутствуют в самом тексте «Веданта-сутры». Более того, существуют многочисленные упоминания ведических писаний о том, что личностный Абсолют, Бхагаван, есть ниргуна (свободный от малейшего влияния материи). В Бхагавад-гите, в четырнадцатой главе, посвященной трем гунам мира материи, Кришна утверждает: «Тот, кто служит Мне с преданностью, освобождается от влияния гун» (14.26). В молитве «Вишну-сахасра-нама», входящей в состав «Махабхараты» («Шанти-парва»), одно из имен Вишну — Ниргуна (стих 840). «Риг-веда» также утверждает, что Вишну является парам-падой — «высшим прибежищем» (1.22.20). Многочисленные цитаты из священных писаний, доказывающие, что Бхагаван есть ниргуна, представлены в «Говинда-бхашье» Баладева Видьябхушана (XVIII в.) — гаудия-вайшнавском комментарии на «Веданта-сутру».

В Бхагавад-гите (15.15) Кришна утверждает: «Я составитель Веданты», а в стихе 14.27 говорит: «Я — основа Брахмана». Повсюду Бхагаван, личностный аспект Всевышнего, провозглашается изначальной реальностью, а Брахман — лишь Его проявлением. Таким образом, Шанкара нередко противоречил каноническим писаниям в угоду своей интерпретации. В частности, в заключительной части «Веданта-сутры» (4.4.17–21) подчеркивается, что освобожденная душа обладает различными совершенствами, но «лишена возможности творить», указывается на то, что ее положение отлично от положения Господа. Прочтение «Веданта-сутры» с вайшнавской точки зрения (различия души и Всевышнего) было впервые представлено в комментариях Бхаскары (VIII–IX вв.). Бхаскара был современником Шанкары, либо жил немногим ранее. Ряд ученых (востоковеды Сурендранатх Дасгупта и Хадзимэ Накамура, индологи В. С. Костюченко и H. В. Исаева) утверждают, что Бхаскара впервые непредвзято прокомментировал «Веданта-сутру».

 

Веды

— 1. В узком смысле слова — четыре сборника мантр и указаний по проведению ритуалов, обращенных преимущественно к богам материального мира (Индре, Соме, Варуне). Это «Риг-веда» («Веда прославлений»), «Сама-веда» («Веда песнопений»), «Яджур-веда» («Веда жертвоприношений») и «Атхарва-веда» («Веда заклинаний»). Существует также термин «Триведа» (употребляемый в Бхагавад-гите), т. к. считается, что «Атхарва-веда» возникла, когда были собраны остатки трех главных Вед.

Проведение жертвоприношений, описанных в четырех Ведах, затруднительно в нашу эпоху всеобщей деградации (Кали-югу) и не дает должных результатов, т. к. способность жрецов к мистической концентрации невелика. Для Кали-юги предписана санкиртана-ягья — почитание Высшего Существа посредством воспевания Его Святого Имени. «Шримад-Бхагаватам» провозглашает: «Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кришны живые существа освобождаются от власти мира материи и достигают духовной обители Господа. Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается воспеванием Имени Всевышнего» (12.3.51,52).

В Бхагавад-гите в ряде мест осуждаются последователи «трех Вед» и содержатся призывы перенести внимание с богов материального мира на вечный мир Всевышнего. В стихах 4244 второй главы сторонники мирских ритуалов Вед названы «лишенными мудрости», сказано, что «их сердца полны вожделения». В стихе 2.45 Кришна утверждает, что предмет Вед — это мир материи, сфера трех гун, — и призывает погрузиться в измерение духа (ниргуна). В стихе 6.44 Кришна объясняет, что тот, кто просто интересуется надмирной мудростью йоги, превосходит последователей Вед. В стихах 20 и 21 девятой главы объясняется: «Так, становясь жертвами собственного вожделения, последователи мирских ритуалов трех Вед обретают лишь вечное скитание в мире рождений и смертей».

Сокровенная цель Вед — постижение всепривлекающего Абсолюта, Кришны. В пятнадцатой главе Бхагавад-гиты Кришна провозглашает: «Цель всех Вед — познать Меня» (15.15). Схожее утверждение содержится в «Шримад-Бхагаватам» (10.47.61): мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м: «Веды пребывают в поиске Шри Кришны».

2. В широком смысле Веды — все священные писания, созданные Шрилой Вьясадевом и другими мудрецами древности, проживавшими на территории Индии, а также их концептуальными преемниками — учителями более поздних времен. С академической точки зрения — «священные писания индуизма». Во втором, широком значении слово «ведическое» является синонимом понятия «апаурушея» — «нечеловеческое», т. е. истина откровения, не имеющая отношения к миру смертных.

Распространенной является следующая классификация: (1) шрути («то, что услышано»). Большая часть этих писаний — это утверждения обрядового или философского содержания, которые следует просто принять на веру, без объяснений, как откровения мудрецов, постигших истину. Их интонация — императивная. К шрути относятся четыре Веды и Упанишады («беседы с мудрецами»). (2) Смрити («то, что запомнено») — тексты, составленные мудрецами на основе их понимания Вед. Это эпические произведения, которые знакомят с духовной мудростью, приводя различные назидательные примеры и рассказывая истории. Их интонация подобна дружескому совету. К смрити относятся Итихасы (дословно «ити-ха-са» значит «это происходило так»): эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также Пураны («древние сказания») — летописи Вселенной, повествующие о деяниях и учении царей, святых, богов и аватаров. (3) Ньяя («упорядоченное логически»). Это тексты, в которых философия излагается логическим и последовательным образом. К этой категории относится «Веданта-сутра». (4) Упаведы («второстепенные знания»). Древние прикладные знания, такие как медицина (аюрведа) или архитектура (стхапатья-веда), также именуются ведическими (см., например, «Шримад-Бхагаватам», 3.12.38).

Широкое понимание слова «ведический» представлено в ряде священных писаний. В «Брихад-араньяка-упанишаде» (2.4.10) шрути и смрити именуются «дыханием Верховного Существа». В «Чхандогья-упанишаде» (7.1.4), «Сканда-пуране» (5.3.1.18) и «Шримад-Бхагаватам» (3.12.36–39) разнообразные писания, такие как «Махабхарата» и Пураны, именуются «пятой Ведой». Подробно тема ведической литературы и «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пураны») как «зрелого плода ведического знания» рассматривается в «Таттва-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами. В информационном пространстве СНГ слова «Веды» и «ведический» употребляются чаще всего во втором значении, в широком смысле слова.

См. также: «Атхарва-веда», Брахма (второе значение), Веданта, «Веданта-сутра», Гаятри, Деванагари, Итихасы, Пураны, «Риг-веда», «Сама-веда», Санскрит, Смрити, Три Веды, Упанишады, Шабда-брахман, Шлока, «Шримад-Бхагаватам», Шрути, «Яджур-веда».

 

Вивасван

— бог солнца.

 

Вигьяна (Виджнана)

— 1. Глубокое и разностороннее понимание предмета. Согласно Шриле Шридхару Махараджу, «системное знание, понимание места различных частей целого: градации, иерархии».

2. Духовное, надмирное знание.

3. Теоретическое знание, реализованное на опыте, мудрость.

 

Виджнана

— см. Вигьяна.

 

Викарма

— грех или преступление, негативная карма, деятельность, противоречащая ведическим предписаниям. Отклонение от воли Всевышнего и, как результат, деградация личности или причинение вреда другим живым существам. Входит в триаду «карма-викарма-акарма» (Бхагавад-гита, 4.17) (благочестивое действие; греховное действие; деятельность, не приносящая мирских плодов).

 

Викарна

— один из сыновей Дхритараштры, сражавшийся на стороне Кауравов. Погиб от руки Бхимы на поле битвы Курукшетра.

 

Вирата

— царь матсьев, при дворе которого Пандавы скрывались в течение последнего, тринадцатого года своего изгнания. Отец Уттары, впоследствии ставшей супругой сына Арджуны, Абхиманью. Во время битвы на Курукшетре Вирата стал одним из могущественных союзников Пандавов: его войско составило одну из семи армий Пандавов. Вместе со своим зятем Абхиманью и своими тремя сыновьями (Уттарой, Шветой и Шанкхой) Вирата погиб от руки Дроначарьи.

 

Вишакха

— одна из главных сакхи, подружек Шримати Радхарани, во Вриндаване.

 

Вишвадевы

— божества, дети Дхармы (Ямараджа) и его супруги по имени Вишва.

 

Вишванатх Чакраварти Тхакур

— вайшнавский ачарья, духовный наставник рупануга-гаудия-сампрадаи, автор многих философских произведений, живший в конце XVII–начале XVIII веков.

 

Вишну («Всепроникающий»)

— 1. Проявления Шри Кришны, Верховной Личности Бога (Сваям Бхагавана), в четырехрукой форме: (А) Вишну, пребывающий в вечных мирах Вайкунтхи, поклонение Которому совершается в настроении трепета и благоговения; и (Б) Три Вишну, ответственные за возникновение и поддержание мира материи (пуруша-аватары).

Другое имя Вишну — Нараяна. Нара означает «океан» или «человек»; айана — «прибежище» и «место отдохновения». Соответственно, имя Нара-яна может переводиться как «Возлежащий в океане» (этот перевод относится к пуруша-аватарам) или «Дарующий прибежище людям» (этот перевод относится к Вишну во всех значениях).

В десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (10.14.14) Брахма прославляет Господа Кришну в образе юного пастушка следующим образом:

на̄ра̄йан̣ас твам̇ на хи сарва-дехина̄м
а̄тма̄сй адхӣш́а̄кхила-лока-са̄кш̣ӣ
на̄ра̄йан̣о ’н̇гам̇ нара-бхӯ-джала̄йана̄т
тач ча̄пи сатйам̇ на таваива ма̄йа̄

«Не Ты ли [отец мой] Нараяна (на̄ра̄йан̣ас твам̇ на хи), пребывающий в сердцах всех живых существ и ведающий о происходящем во всех мирах (сарва-дехина̄м а̄тма̄сй адхӣш́а̄кхила-лока-са̄кш̣ӣ) [Кширодакашайи-Вишну, третья пуруша-аватара]? Тот, Кто, являясь частью Нараяны (на̄ра̄йан̣о ’н̇гам̇) [Каранодакашайи-Вишну, первой пуруша-аватары], возлежит на изначальных вселенских водах (нара-бхӯ-джала̄йана̄т) [Гарбходакашайи-Вишну, вторая пуруша-аватара]? Эти проявления духовны и не принадлежат к сфере Твоей материальной энергии (тач ча̄пи сатйам̇ на таваива ма̄йа̄)». Подробное объяснение этой молитвы Брахмы приведено в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 2.30–58).

(А). Господь Вишну (Нараяна) в Своем четырехруком образе владыки и вседержителя является повелителем вечных духовных миров Вайкунтхи. Ему поклоняются в настроении трепета и благоговения. Описание мира Вайкунтхи и Господа Нараяны приведено в пятнадцатой главе третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (3.15.13–22,26,37–45).

Основополагающая мантра «Риг-веды» прославляет Вишну, уподобляя Его солнцу: ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ паш́йанти сурайах̣, дивива̄ чакш̣ур-а̄татам — «Я медитирую на Вишну, высшее прибежище, Который всегда взирает на нас, подобно всевидящему солнцу над нашими головами» (1.22.20).

В молитве «Вишну-сахасра-нама», входящей в состав «Махабхараты» («Шанти-парва»), в «Тайттирия-самхите» (5.5.1) «Яджур-веды» провозглашается, что Вишну является парам-брахмой — «высшей духовной реальностью». В «Нараяна-атхарва-шира-упанишаде» (1,2) сказано: на̄ра̄йан̣а̄д эва самутпадйанте на̄ра̄йан̣а̄т правартанте на̄ра̄йан̣е пралӣйанте <…> атха нитйо на̄ра̄йан̣ах̣ <…> на̄ра̄йан̣а эведам̇ сарвам̇ йад бхӯтам̇ йач ча бхавйам <…> ш̄уддхо дева эко на̄ра̄йан̣о на двитӣйо ’сти каш́чит: «Из Нараяны все возникает, Нараяной поддерживается и в Нараяне находит свой конец. Таким образом, Нараяна вечен. Все, что существует ныне и возникнет в будущем, — суть Нараяна, чистейшее Божество. Есть только Нараяна, и нет ничего, помимо Него».

В «Шримад-Бхагаватам» (11.3.34,35) царь Ними вопрошает мудреца Пиппалаяну: «О лучший из брахманов, поведай нам о положении Нараяны, Которого называют также Брахманом и Параматмой». И получает следующий ответ: «О царь, познай Того, Кто не сотворен, но творит, хранит и разрушает вселенные. Он пребывает в трех состояниях сознания: в бодрствовании, дреме и глубоком сне, а также за их пределами. Он вселяет жизнь в тело, чувства, дыхание и сердце, и потому они приходят в движение. Знай же, что Он — Всевышний».

Прославлению Господа Вишну посвящена поэма «Нараяния» («Махабхарата», книга 12 «Шантипарва», «Мокшадхарма»). К служению Ему призывают Пураны в гуне благости, такие как «Вишну-пурана» и «Падма-пурана».

(Б). Три Вишну — распространения изначального Господа Нараяны, пребывающего в духовном мире, отвечающие за сотворение и поддержание материальных вселенных (пуруша-аватары). Учение о них содержится в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: (1) в пятой главе Ади-лилы: 55–91 стихи (Каранодакашайи-Вишну), 92–107 стихи (Гарбходакашайи-Вишну), 108–116 стихи (Кширодакашайи-Вишну); (2) в двадцатой главе Мадхья-лилы, в стихах 263–296.

Первый Вишну (Каранодакашайи-Вишну или Маха-Вишну, Великий Вишну) возлежит на водах океана Карана (Причинного океана, места, где возникает первопричина существования мира материи), известного также как река Вираджа («незапятнанная, безупречно чистая», т. е. свободная от влияния трех гун материальной энергии, майи).

В общих чертах можно сказать, что Маха-Вишну делает три шага для создания и поддержания материального мира: (1) выделяет из Своего тела в форме пота воды Вираджи; (2) возлежа на этих водах, бросает взгляд на праматерию (прадхану), одухотворяя ее. Своим лучезарным взглядом, состоящим из бесчисленных душ (частиц сознания, Брахмáна), Он порождает неразделенное единство материи и сознания (махат-таттву) (в Бхагавад-гите упоминание этого процесса содержится в стихах 14.3,4 и 7.10); (3) помещает в махат-таттву «заготовки» материальных вселенных в форме золотых яиц, выдыхая их из пор Своей кожи.

Когда махат-таттва «проникает внутрь» материальных вселенных, настает время для следующего этапа творения, за который отвечает Гарбходакашайи-Вишну, вторая пуруша-аватара. Примеры упоминания Маха-Вишну в «Шримад-Бхагаватам» — стихи 1.3.1; 3.5.26.

Более подробно процесс творения материального мира, осуществляемый Маха-Вишну, выглядит следующим образом:

Согласно писаниям, река Вираджа (известная также как Причинный океан, Карана-самудра) — это пот Маха-Вишну, Который участвует в процессе творения материального мира. Вираджа обозначает «нижнюю границу» пространства между духовным и материальными мирами («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.50; Ади-лила, 5.54; 5.57,58). Слово «ви» означает «вигата» — «полностью свободный от», а «раджа» — «влияния материального мира». Влияние трех гун материальной природы в измерении Вираджи нейтрализовано, благодаря тому, что они находятся в непроявленном состоянии. «Верхняя граница» пространства между духовным и материальным мирами — это Брахман, сияние, исходящее от тела Маха-Вишну («Вишну-пурана», 6.5.66–69, «Брахма-самхита», 40; Бхагавад-гита, 14.27).

Ниже вод Вираджи начинается мир майи (маха-майи,материальной энергии), представленный прадханой, недифференцированной праматерией, в которой три гуны, причинно-следственные процессы, а также тонкие и грубые материальные элементы пребывают в еще неразделенном состоянии («Шримад-Бхагаватам», 3.26.10). Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Первичную материю сравнивают с водой, поскольку это подвижное начало, способное принимать в себя, служить вместилищем. На санскрите воду обозначают словом „апа“, что значит также „явление низкого уровня“. Вода как таковая появляется гораздо позже».

Итак, Маха-Вишну бросает взгляд, состоящий из сияния Брахмана, т. е. из многочисленных душ, на праматерию. Тем самым Он позволяет определенной группе душ, пребывающих в Брахмане, соприкоснуться с материей (реализуя возникшее у них стремление к эксплуатации). Подробно этот процесс рассматривается в «Шри Брахма-самхите» (6–21). В сущности, Маха-Вишну оплодотворяет праматерию (прадхану) Своим взглядом. В «Брахма-самхите» (32) объясняется, что каждая часть тела Господа может выполнять функции другой (ан̇га̄ни йасйа сакалендрийа-вр̣тти-манти). Следствием «засева» праматерии «семенами сознания», душами, является возникновение махат-таттвы — неразделенной «массы» материи и сознания.

В Бхагавад-гите Шри Кришна упоминает этот процесс в стихах 14.3,4. Он объясняет: «Каунтея, всевозможные виды живых существ рождаются из материнского чрева изначальной материи, тогда как Я — отец, дарующий семя» (14.4). В стихе 7.10 Кришна также утверждает: бӣджам̇ ма̄м̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇ — «Я семя всех живых существ».

В мире материи, верхнюю границу которого обозначают воды Вираджи, за непосредственный процесс возникновения и развития махат-таттвы отвечают Шамбху (Шива) и его супруга Майя (Дурга). Шива — это проявление Кришны, которое имеет дело с миром невежества и заблуждений (тамо-гуны) («Шримад-Бхагаватам», 10.88.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.307–312).

Шива-Шамбху является «теневым проявлением», отражением в мире материи сияющего образа (джйоти-рӯпах̣) Маха-Вишну («Брахма-самхита», 8). Он исходит в форме сияющего символа материального мужского начала (лингам) из межбровья Маха-Вишну («Брахма-самхита», 15). В общих чертах Шамбху описывают как проявление сияния, исходящего от взора Господа, в мире материи. Супруга Шамбху, Майя, которая олицетворяет материальное женское начало (йони) — это «теневое проявление» духовной (внутренней) энергии Маха-Вишну, в аспекте по имени Рамá, которая исходит из взора Маха-Вишну и выполняет функцию Его связи с бренным миром («Брахма-самхита», 7). Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: «Господь не связан с майей даже взглядом, ибо роль Его взгляда играет божественная сила, безраздельно верная Ему энергия Рамá. Служанка-помощница Рамы, внешняя энергия майя, служит наделенному полнотой качеств частичному проявлению Господа [Кришны], связанному с Рамой [т. е. Маха-Вишну], а ход времени — это сверхъестественная сила Рамы, исполняющая всю работу, и, тем самым, распространяющая свою власть на энергию, создающую материальный мир» (комментарий к седьмому стиху «Брахма-самхиты»).

Маха-Вишну — это «изначальная действенная причина» (нимитта-карана) возникновения материального мира. Шива-Шамбху — это олицетворение «вещественной причины» (нимитта-упадана) материального творения. Он предоставляет прадхану, «компоненты для творения мира материи» (виш́вера упа̄да̄на). Сам же процесс возникновения и развития махат-таттвы, объединения материи с сознанием, обеспечивает его супруга Майя, олицетворенная «инструментальная причина» (нимитта-хету) материального творения (комментарии Шрилы Бхактивинода Тхакура к восьмому и десятому стихам «Брахма-самхиты»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 6.14–16; Мадхья-лила, 20.271–273).

Рудра-Шива, которого порождает Брахма в каждой из материальных вселенных, — это экспансия Шамбху-Шивы. Сам же Шамбху является экспансией Сада-Шивы (вечного Шивы), обитателя «нижнего сектора» духовной реальности.

Пракрити (Бхагавад-гита, 7.4) — это прадхана в проявленном, разделенном состоянии («Шримад-Бхагаватам», 3.26.10). Пракрити и прадхану относят к категории внешней энергии Абсолюта (бахиранга-шакти), наряду с пограничной, представленной душами (татастха-шакти), и внутренней (антаранга-шакти), действующей в духовном мире («Вишну-пурана», 6.7.61,63; «Бхагавата-сандарбха», 1.16.19). Внутреннюю духовную энергию именуют йога-майей (даивӣм̇ пракр̣тим, «божественная энергия»: Бхагавад-гита, 9.13), а внешнюю материальную — маха-майей (пракр̣тим̇ мохинӣм̇, «энергия заблуждения»: Бхагавад-гита, 9.12). Помимо аспекта пракрити и прадханы в маха-майе присутствует также аспект авидьи (невежества), способность погружать души в забвение Господа.

Махат-таттва, синтез душ (джив, Брахмана) и праматерии (прадханы), подобна облаку в ясном небе. При дальнейшем развитии махат-таттва становится источником ложного эго (аханкары) живых существ, готовых воплотиться в материальном мире («Шримад-Бхагаватам», 3.5.28,29). Господь Шива (Шамбху, Рудра) также описывается как творец мира ложного эго, мира заблуждений и частных интересов («Брахма-самхита», 16; «Шримад-Бхагаватам», 3.6.25).

По всему духовному небу (паравьома) разлито сияние Брахмана, а махат-таттва сосредотачивается лишь в небольшой области этого пространства. Эта область и называется материальным миром. Махат-таттва — лишь незначительная часть всего духовного неба, но в ней пребывает бесконечное множество материальных вселенных. В «Шримад-Бхагаватам» сотворение махат-таттвы и несколько последующих этапов творения описаны в стихах 3.5.23–38.

Маха-Вишну погружен в блаженный транс, мистический сон (йога-нидру). Его глаза полузакрыты. Когда люди считают себя умелыми в чем-либо, они говорят: «Я сделаю это с закрытыми глазами». Подобно этому, функция творения вторична, ею занимается лишь частичное проявление Кришны, Маха-Вишну, и при этом совершает все с полузакрытыми глазами.

Итак, Вишну пребывает в йога-нидре, порождая Своим взглядом махат-таттву, а из пор на Его теле (рома-била джа̄леш̣у) выходит бесчисленное множество «заготовок» для будущих материальных вселенных, подобных золотым яйцам (хаима̄нй ан̣д̣а̄ни), которые также считаются «семенем» (бӣджам) Абсолюта («Брахма-самхита», 13). Эти «семена» соединяются в Причинном океане с махат-таттвой, выполняющей функцию яйцеклетки в процессе творения материального космоса. Подробнее этот процесс рассмотрен в комментариях Шрилы Бхактивинода Тхакура к тринадцатому стиху «Брахма-самхиты».

Материальные вселенные существуют во время выдоха Маха-Вишну («Брахма-самхита», 48). Во время же вдоха Маха-Вишну вбирает в Себя материальное проявление. Кришна описывает этот божественный акт в стихе 9.10 Бхагавад-гиты: «Сын Кунти, подчиняясь Моей воле, материальная энергия порождает многообразие движущихся и неподвижных форм жизни. Так мироздание создается и разрушается вновь и вновь». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Этот мир то возникает, то снова уходит в небытие. Вселенная пульсирует, как исполинское сердце».

В мире Маха-Вишну еще существует время, но это «последнее время», которое есть. Общая продолжительность жизни Брахмы равна одной нимеше (доле секунды) по летоисчислению Маха-Вишну («Шримад-Бхагаватам», 3.11.38). Перед лицом Господа жизнь творца Вселенной подобна вспышке молнии. Время же духовного мира описано как «вечное настоящее» (нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣) («Брахма-самхита», 56). «Шримад-Бхагаватам» провозглашает: «Вечное время повелевает всеми промежутками, от мгновения до жизни вселенной, и, тем не менее, оно находится в подчинении у Всевышнего. Власть времени распространяется только на тех, кто отождествляет себя с материальным телом» («Шримад-Бхагаватам», 3.11.39). Подробно тема времени как энергии Абсолюта и его течения в разных мирах рассматривается в одиннадцатой главе третьей песни «Шримад-Бхагаватам».

Второй Вишну (Гарбходакашайи-Вишну) входит в каждую материальную вселенную (брахманду). Увидев, что во вселенной нет ничего, кроме тьмы и пространства, и нет места, где можно было бы отдохнуть, Он наполняет половину вселенной влагой Своего пота и ложится на этих водах, которые именуются Гарбходака («внутренние, первородные воды»: гарбха значит «лоно», «внутреннее пространство», а удака — «вода»). Материальная вселенная — олицетворение тамо-гуны, невежества, поэтому без разнообразных источников света она представляет собой пространство, исполненное непроглядной тьмы. В противоположность этому земля и тела обитателей духовного мира излучают духовное сияние. Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите (15.6): «Мир, где нет нужды в свете солнца, луны и огня, достигнув которого, не возвращаются обратно, — это Моя духовная обитель».

Из живота Гарбходакашайи-Вишну вырастает лотос, из которого рождается Брахма — вторичный творец вселенной. По этой причине Брахму называют аджа — «нерожденный». Рождение Брахмы и его медитация на Гарбходакашайи-Вишну описаны в восьмой главе третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (3.8.10–33).

Получив откровение от Всевышнего, Брахма становится архитектором материальной вселенной. Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Когда четырехглавый Брахма творит вселенную, изначальным элементом, семенем вселенной, является звук Ом, из которого рождается Гаятри-мантра. Все планетные системы рождаются из своих, особых звуков, которые произносит Господь Брахма».

Брахма олицетворяет раджо-гуну, энергию страсти и активности. Сам же Господь в образе третьего Вишну (Высшей Души, Параматмы, Кширодакашайи-Вишну) берет на Себя ответственность за поддержание Вселенной, олицетворяя саттва-гуну («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.37). Из гнева Брахмы рождается Рудра (Шива) («Шримад-Бхагаватам», 3.12.7–10), ответственный за гуну невежества: по воле Господа он разрушает все творение. Вместе Брахма, Шива и Вишну именуются Тримурти — тремя главными Божествами материальной Вселенной. Рудра, Шива и Брахма, присутствующие в каждой из материальных вселенных, являются отражениями их «прообразов», исходящими из Маха-Вишну (согласно комментарию Шрилы Бхактивинода Тхакура к пятнадцатому стиху «Брахма-самхиты»).

Третий Вишну (Кширодакашайи-Вишну) — это Высшая Душа, Параматма (всепроникающий аспект Абсолюта, согласно «Шримад-Бхагаватам», 1.2.11), Которая пребывает в каждом атоме, в сердце каждого существа, поддерживая жизнь вселенной и исполнение законов кармы.

В Бхагавад-гите (10.41) Шри Кришна провозглашает: «Арджуна, стоит ли описывать все Мои безграничные достояния? Одним Своим частичным проявлением Я, как Высшая Душа, поддерживаю все мироздание!» (речь в этом стихе идет о Параматме, согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 2.20).

Тема души и Высшей Души рассматривается в тринадцатой главе Бхагавад-гиты: «Подчиненное и господствующее начала». В ней содержится яркое описание Параматмы: «Повсюду Его руки и ноги, Его глаза, головы и лица, везде Его уши, ибо Он пронизывает Собой все мироздание» (Бхагавад-гита, 13.14).

В «Шримад-Бхагаватам» (1.9.42) Бхишма говорит: «Солнце одно, но разные люди видят его по-разному; точно так же кажется, о Нерожденный, будто в облике Параматмы Ты по-разному присутствуешь в каждом сердце. Однако стоит человеку осознать себя Твоим слугой, как он избавится от подобной двойственности».

Также у Кширодакашайи-Вишну есть собственная планета, «посольство» Вайкунтхи в материальной вселенной на берегу молочного океана (кшир значит «молоко»). В «Шримад-Бхагаватам» (10.1.20) объясняется, что в случае великих бед и опасностей боги приходят на берег этого океана и взывают к Вишну, читая молитву «Пуруша-сукта» из «Риг-веды» (10.90). Согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.292), в этой молитве также прославляется Гарбходакашайи-Вишну. В материальной вселенной Кширодакашайи-Вишну управляет гуной благости, отвечая за поддержание мироздания. Также Он проявляет вселенский образ Господа («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.294,295). Дополнительные сведения о Кширодакашайи-Вишну содержатся в статье «Параматма».

2. Слово «Вишну» в значении «Господь». В таком значении оно может указывать на Кришну, Раму, Шри Чайтанью Махапрабху и другие образы Всевышнего. Слово «вайшнав», происходящее от слова «Вишну», также следует понимать в широком смысле, в значении «преданный Господа», «слуга Бога» (а не только «преданный Вишну-Нараяны»).

В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.39) сказано: «Благоговейно слушая об отношениях Кришны с пастýшками-гопи (викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣), обусловленная душа избавится от „болезни сердца“, вожделения, и обретет чистую преданность Господу». Здесь слово «Вишну» употреблено в значении «Кришна», чтобы подчеркнуть: отношения Кришны с Его возлюбленными не должны рассматриваться как мирские отношения полов. Речь идет о другой стороне реальности, негативным отражением которой является наш мир. «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 4.165,171,172) объясняет: «Желание удовлетворять собственные чувства именуется камой, вожделением, а желание услаждать чувства Господа Кришны называют премой, или чистой любовью. <…> Между ними есть огромная разница. Вожделение подобно непроглядной тьме, а любовь — яркому солнцу. В любви гопи нет и тени вожделения. Их отношения с Кришной имеют единственную цель — доставлять Ему удовольствие. Гопи не заботятся о собственном счастье или горе. Все их мысли и поступки посвящены лишь удовольствию Кришны».

В другом месте «Шримад-Бхагаватам» (10.47.60) подчеркивается, что гопи, возлюбленные Кришны, обретают то, что не получила даже Лакшми, супруга Господа Нараяны: «Господь дал гопи такие благословения, которые не могли обрести ни Лакшмидеви, ни прекраснейшие танцовщицы с райских планет. Во время танца раса Он явил удачливейшим гопи Свою благосклонность, танцуя с каждой их них и возложив им на плечи Свои руки. Никто не сравнится с гопи, получившими беспричинную милость Господа Кришны».

См. также Бхагаван, Параматма.

 

Враджа

— одно из названий Вриндавана, обители Кришны; историческая область в районе Матхуры, Индия, где находится Вриндаван, в котором проходили детские и юношеские игры Господа Кришны.

См. также Вриндаван (Вриндавана Дхама) .

 

Вриндаван (Вриндавана Дхама)

— (санскр. — «лес из деревьев туласи (вринда)»),высочайшая обитель Господа в духовном мире, Голока (т. е. «мир коров» или «мир, где чувства полностью удовлетворяются»; го значит «коровы» или «чувства», лока — «мир»).

Яркое описание Голоки содержится в «Брахма-самхите» (56): «Я поклоняюсь высшей духовной обители, Светозарному Острову, где возлюбленные — духовные богини процветания и удачи, а Высший Супруг — их единственный Возлюбленный. Там все деревья — священные древа желаний, земля создана из драгоценного философского камня, а вода подобна нектару. Каждое слово там подобно песне, а каждый шаг — танцу, флейта там — лучший друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все существующее божественно и исполнено разнообразных духовных вкусов любви. Из вымени миллиардов коров Сурабхи там вечно струится великий океан молока, и вечно в настоящем — божественное время, даже на долю секунды не отстраняющееся в прошлое или будущее… Почти никому в этом мире не ведомо то место, — лишь немногим возвышенным святым, а те знают его под именем Голоки».

Также Голока упоминается в «Махабхарате», где Кришна говорит: «Сын Кунти! Я прихожу во множестве образов со Своими вечными духовными обителями, такими как Голока» (эвам̇ бахувидхаи рӯпаиш́ чара̄мӣха васум̇дхарам / брахмалокам̇ ча каунтейа голокам̇ ча сана̄танам) (книга 12: «Шантипарва», «Мокшадхарма»).

На Земле Голока проявлена как Гокула в районе Матхуры (в современном штате Уттар-Прадеш, Индия), где прошли детские и юношеские годы Господа Кришны, когда Он более пяти тысяч лет назад нисходил на нашу планету.

На Голоке, во Вриндаване, души обретают возможность близких отношений с Господом, вплоть до дружеских, родительских и супружеских (сакхья-, ватсалья- и мадхура-расы). Согласно Шриле Шридхару Махараджу, «сознание Кришны означает, что ограниченное заключает в свои объятия Безграничное. Душа по природе бесконечно мала, но благодаря любовным и доверительным отношениям с Всемогущим Абсолютом, она получает все преимущества жизни с Ним. Она обретает неограниченный доступ ко всему, чем Он обладает. У девушки из бедной семьи может не быть средств к существованию. Но если она выходит замуж за принца, то благодаря узам любви она получает права на все богатства, которыми он распоряжается. То, чего невозможно достичь с помощью силы, может быть достигнуто посредством нежности, любви, служения и смирения. Таков полноразвитый теизм. В этом суть сознания Кришны.

Вриндаван, наивысший уровень Божественного, — это особый уровень сознания. Это земля непринужденности и божественной любви, которая пребывает выше благоговейного трепета и почтения Вайкунтхи. Во Вриндаване, обители Кришны, Безграничный более всего приближается к ограниченным существам. Это измерение бытия именуется апракрита [«подобное материальному миру»]. Уникальная черта обитателей этого высшего из планов сознания заключается в том, что они не чувствуют, что находятся в царстве Бога. Слово „апракрита“ означает, что Бесконечный столь близок к Своим крохотным частицам, что кажется одной из них. Любовь устраняет различия между великим и малым, высоким и низким. В таких отношениях практически невозможно помнить о Его безграничном величии.

В Бхагавад-гите (18.55) Шри Кришна говорит: виш́ате тад-анантарам — „Они живут одной семьей со Мной“. Такая перспектива открывается перед нами. „Шримад-Бхагаватам“ (11.29.34) также провозглашает: „Тот из смертных, кто искоренил карму, предавшись Мне, становится единым со Мной. Несомненно, он достоин войти в Мою семью (майа̄тма-бхӯйа̄йа), обретая вместо своего материального тела новое, исполненное вечности и блаженства“. Шрила Санатана Госвами исследовал и объяснил, каково значение выражения „а̄тма-бхӯйа̄йа“: „Мои близкие“, „они становятся Моими родными“».

 

Вришни

— род, происходивший от потомка Яду, царя Вришни. К этому роду принадлежит Господь Кришна, которого также называют Вришни — «потомок рода Вришни». Это имя употребляется как синоним имени Ядава, «потомок рода Яду». Согласно «Шримад-Бхагаватам» (9.23.20–29) генеалогическая ветвь по мужской линии, связывающая Яду и Вришни, такова: Яду — Сахасраджит — Шатаджит — Хайхая — Дхарма — Нетра — Кунти — Соханджи — Махишмана — Бхадрасена — Дханака — Критавирья — Картавирьярджуна — Джаядхваджа — Таладжангхи — Витихора — Мадху — Вришни.

 

Вьясадева (Вьяса, Ведавьяса)

— литературное воплощение (аватар) Господа Кришны («Шримад-Бхагаватам», 1.3.21). Мудрец, на заре текущей эпохи, Кали-юги, записавший Веды (которые ранее передавались устно, от учителя к ученику), разделивший единую Веду на четыре («Риг-веду», «Яджур-веду», «Сама-веду» и «Атхарва-веду»), составивший большинство Пуран, «Веданта-сутру» и «Махабхарату».

Вьяса — это титул, обозначающий «тот, кто разделяет» или «тот, кто излагает в подробностях» (т. е. редактор-составитель). Полное имя Вьясадевы, который записал Веды, — Кришна Двайпаяна Вьяса. Он был незаконным сыном мудреца Парашары и Сатьявати. Ребенок был отнесен на остров на реке Джамне, рядом с городом Калпи, и воспитан там. В силу своего происхождения он получил имя Канина («незаконнорожденный»), по цвету кожи — Кришна («темнокожий»), а по месту рождения — Двайпаяна («рожденный на острове»). Считается, что Вьясадева до сих пор пребывает в Бадарикашраме, в Гималаях, но не являет себя, пребывая в ином измерении реальности. Один из его титулов — шашвата, «бессмертный».

(продолжение следует)

 


1 Примечания от издателей помещены в квадратных скобках [].

← «The Story of Sakshi Gopal». Sripad Madhusudan Maharaj. Gupta Govardhan. 16-17 March, 2015 ·• Архив новостей •· «Экадаши». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 1 сентября 2013 года. Фестиваль «VEDAFIFE» в Лахте, Санкт-Петербург →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования