«Джива Госвами Прабху дал нам надежную защиту» (часть 1). Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 19 сентября 2002 года. Калькутта, Индия

Вчера мы праздновали авирбхав Шрилы Дживы Госвами Прабху, авирбхав Ваманадевы и кришна-паршваика-экадаши. Каждый год в это время происходит множество событий. Фактически, важные события происходят в течение всего года. Но мы, последователи Шри Чайтанья Сарасват Матха, в течение одного месяца особенно уделяем внимание памятованию о наших ачарьях, концепции Кришны и воспеваем Святое Имя. Так мы проводим весь месяц — Хари Смаран маха-махотсав. Этот месяц завершится через два дня. Хари Смаран махотсав бывает раз в год. По милости Шрилы Гуру Махараджа мы проводим его в Шри Чайтанья Сарасват Матхе с 1947 года.

Вчера был столь славный и возвышенный день. Состоялось три благоприятных праздника — махадвадаши кришна-паршваика, авирбхав Дживы Госвами Прабху и авирбхав Ваманадевы — все эти события имеют всемирное значение и являются историческими. Каждый знает о славе Шрилы Дживы Госвами Прабху. Шрила Гуру Махарадж дал намек на характер и историю жизни Шрилы Дживы Госвами Прабху. Так, в шлоке, прославляющей Бхактивинода Тхакура, мы видим:

ш́рӣ-гаура̄нуматам̇ сварӯпа-видитам̇ рӯпа̄граджена̄др̣там̇
рӯпа̄дйаих̣ паривеш́итам̇ рагху-ган̣аир-а̄сва̄дитам̇ севитам
джӣва̄дйаир абхиракш̣итам̇ ш́ука-ш́ива-брахма̄ди-самма̄нитам̇
ш́рӣ-ра̄дха̄-пада-севана̄мр̣там ахо тад да̄тум ӣш́о бхава̄н1 

Здесь Шрила Гуру Махарадж упомянул слова «джӣва̄дйаир абхиракш̣итам̇». Джӣва̄дйаир — это Джива Госвами и все его последователи, такие как Нароттам Тхакур, Шринивас Ачарья, Рамананда Прабху и другие, вплоть до Шрилы Гуру Махараджа. Мы можем почувствовать это — абхиракш̣итам̇, — это означает защиту чистой концепции Кришны, которая была дана Шриманом Махапрабху под руководство Шри Рупы-Санатаны, защиту всего богатства. И эта защита нисходит от Дживы Госвами по милости Шримана Махапрабху, Нитьянанды Прабху и Рупы-Санатаны. Шукадева Госвами широко распространил концепцию Кришны. Но он дал нам все скрытым образом, не призывая Имя Радхарани. Там2 были великие риши, муни, все царское собрание, и открывать концепцию Радхарани было неуместно, поскольку то, что является семейной тайной и скрытым богатством, не может быть выставлено на всеобщее обозрение. Это естественно. 

Уже с того времени, когда Джива Госвами был пятилетним мальчиком, он испытывал сильное влечение к Махапрабху и Нитьянанде Прабху по милости Рупы-Санатаны и своего отца Анупамы. Иногда мы говорим «преданный от рождения». Джива Госвами Прабху был именно таким преданным. В возрасте двенадцати лет он пришел к Нитьянанде Прабху, и Тот был счастлив показать ему все места игр Махапрабху. Джива Госвами увидел их по милости Нитьянанды Прабху. Вишнуприя Деви также была очень добра к нему.

Отцом Дживы Госвами был Анупама, который покинул дом вместе с Рупой Госвами и пришел во Вриндаван. Его жизнь оборвалась по воле Господа Кришны. Но Джива Госвами испытывал сильное влечение к служению Махапрабху. Нитьянанда Прабху сказал Дживе Госвами: «Ты можешь идти во Вриндаван. Махапрабху отдал это место твоей семье». Джива Госвами был очень счастлив и тотчас же отправился туда. Он пошел во Вриндаван, желая встретить Рупу-Санатану.

На половине пути [во Вриндаван] находится Каши Дхам, где пребывает знаменитый Господь Шива. «Вайш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣, — утверждает «Шримад-Бхагаватам» [12.13.16]. — Господь Шива — лучший из вайшнавов». Придя в Каши, Джива Госвами обрел вдохновение от Господа Шивы. «Собери знание о концепции Кришны из всех писаний и разные другие виды знания. Я помогу тебе». Благодаря помощи Господа Шивы он жил в Каши, Бенаресе, и там, я думаю, лет за пять он изучил Веды, Веданту, Упанишады, все писания и грамматику, санскрит и все остальное. За это время он приобрел выдающиеся познания всех писаний и языка. Мы видим, что позже он составил «Хари-намамрита-вьякаран», поскольку у него были на то причины.

Эта книга — начало трудов Дживы Госвами Прабху. «Вьякаран» — это грамматика санскрита. Его огорчало то обстоятельство, что люди читают писания и не вдохновляются Господом Кришной. Поэтому Джива Госвами Прабху сказал: кришнам упашитам… Чтобы понять содержание книги, в которой великий святой и поэт описал игры Кришны, необходимо знать санскрит. Но, изучая санскрит, люди думают: «Мы живем в пустыне — нет воды, нет экстаза, нет ничего». Джива Госвами чувствовал это. Тогда он составил «Хари-намамрита-вьякаран» и сказал: кришнам упашитам — «Я опишу служение Господу, а когда люди станут изучать “Вьякаран”, они найдут Бога в каждом положении, каждой строке, каждой сутре. Они станут поклоняться Кришне и поймут истину о Кришне и Его воплощениях, нраве, поймут всё, — какова природа Ваманы, Тривикрама, Кешавы, Нараяны, Мадхавы, Говинды, каждого Имени Господа».

В «Хари-намамрита-вьякаране» Джива Госвами упорядоченно раскрыл нам значение всего этого. Мы удивлены. Когда я изучал это произведение, мой учитель, очень хороший учитель, также выражал свое удивление. Гуру Махарадж был очень счастлив, что я обрел какие-то знания.

Когда Джива Госвами Прабху присоединился к Рупе-Санатане, он был великим пандитом. Он мог одержать победу над дигвиджая-пандитом, над каждым. Он был наделен всеми качествами — ясным разумом, стойким здравым смыслом, всем.

Многие считают, что Гуру Махарадж занимает верховное положение в нашей сампрадае. Мы видели, что Джаджавар Махарадж и другие, когда они сталкивались с трудностями в своей духовной жизни, приглашали Гуру Махараджа в свои ашрамы. Гуру Махарадж оставался там пятнадцать дней, месяц, вел дебаты со всеми великими, величайшими пандитами, побеждал их и утверждал положение ашрамов своих братьев, — как в Каши Бхагават Матхе, где я был вместе с Гуру Махараджем. Дед нашего нынешнего премьер-министра был великим пандитом. Я видел его. Никто не мог победить его в дебатах. Джаджавар Махарадж взмолился Гуру Махараджу: «Если мы сможем завоевать эту местность, тогда мы сумеем очень широко проповедовать в округе Манипур». В то время в Манипуре было, быть может, три тысячи пандитов. Я был очень впечатлен, наблюдая дебаты, которые Гуру Махарадж вел с ними в Мугхбедии. Я расскажу об этом в другой раз.

Характер Дживы Госвами Прабху был схожим. Он не уступал другим ни пяди «земли». Он всегда защищал «сад» Рупы Госвами Прабху, на которого Махапрабху возложил ответственность за Свою сампрадаю. Санатана Госвами, Рупа Госвами и Джива Госвами — эти трое сделали сампрадаю Махапрабху столь возвышенной, это произошло по Его милости. Махапрабху дал все полномочия Санатане Госвами и Рупе Госвами, а Нитьянанда Прабху наделил Дживу Госвами всей силой, необходимой для служения сампрадае Махапрабху. Джива Госвами отправился во Вриндаван. Много раз Шрила Рупа Госвами Прабху отказывался дискутировать и расписывался, признавая свое поражение. Но Джива Госвами Прабху следил за всем. Он вступал в дебаты, побеждал, и в таких ситуациях ему не было равных.

Если бхакти-лата выросла, но нет защиты, она может быть разрушена кем угодно. Чтобы обезопасить нас от нападений чужаков, Джива Госвами Прабху дал нам всяческую защиту и не только это. Труды Шад-Госвами — Рупы Госвами, Санатаны Госвами, Даса Госвами, Гопала Бхатты Госвами, Рагхунатха Бхатты Госвами — светильники истины, что даны нам, были оберегаемы Шри Дживой Госвами. Он дал нам столь много — «Шат-сандарбху»: «Бхагават-сандарбху», «Крама-сандарбху», «Таттва-сандарбху», «Кришна-сандарбху», «Параматма-сандарбху», «Бхакти-сандарбху», «Прити-сандарбху» и другие книги, а также «Гопал-чампу». Я не могу вспомнить названий всех его произведений.

(продолжение следует)

переводчик: Муралишвара Дас
редактор и составитель примечаний: Традиш дас

 


1 «По воле Шри Гаурачандры Шри Сварупа Дамодар познал сокровенный смысл того, перед чем преклоняется Шри Санатана Госвами; того, что несут миру Шри Рупа Госвами и другие великие наставники, познавшие сладость духовной любви; того, что вкушают и переживают Шри Рагхунатх Дас Госвами и его последователи, что бережно хранят Шри Джива Госвами и все великие святые; того, чему издалека поклоняются и перед чем благоговеют великие Шри Шука, глава богов Господь Шива и прародитель всех живущих Господь Брахма. О чудо из чудес! И этот сладостный восторг, это счастье служения лотосоподобным стопам Шри Радхики ты даруешь нам!» («Шримад Бхактивинода-вираха Дашакам», 9).

2 Имеется в виду место под названием Шукартала, где Шукадева Госвами поведал Парикшиту Махараджу и великим мудрецам «Шримад-Бхагаватам».

← «Джива Госвами Прабху дал нам надежную защиту» (часть 2). Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 19 сентября 2002 года. Калькутта, Индия ·• Архив новостей •· Последняя в 2011 году нама-хатта в Сочи →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования