«День явления Шрилы Дживы Госвами». Из лекции Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 25 сентября 2004 года. Соквел, США

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

День явления Шрилы Дживы Госвами

(25 сентября 2004 года,
США, Калифорния, Соквел, Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам)

 

Сегодня очень благоприятный день — день явления Шрилы Дживы Госвами Прабху, великого ачарьи и защитника нашей сампрадаи. Шрила Гуру Махарадж сказал: дживадйаир абхиракшитам — вся наша сампрадая со всем ее богатством пришла от Дживы Госвами Прабху1. Рупа-Санатана дали столь много, а Джива Госвами Прабху защищал это от других школ религии, таких, как школа Шанкарачарьи и философия санкхья атеиста Капилы. Они стремились утвердить концепцию ниракара-нирвишеша-брахмы2, но Джива Госвами Прабху аутентичным и мудрым образом опроверг их положения. Он утвердил ачинтья-бхедабхеда-сиддханту Шри Чайтаньи Махапрабху.

Джива Госвами родился в Бакла Чандрадвипе как сын Анупамы. Анупама был братом Рупы-Санатаны. После того как Дживе Госвами исполнилось, быть может, двенадцать лет, он пришел в Навадвип и встретился с Нитьянандой Прабху. Нитьянанда Прабху показал ему всё, все места игр Махапрабху Чайтаньядева. Вишнуприя Деви отнеслась к нему как к сыну и оказала ему полную любви заботу. Нитьянанда Прабху провел Дживу Госвами по всему Навадвип Дхаму и дал ему указание: «Махапрабху Чайтаньядев доверил всем вам Вриндаван Дхам, поэтому иди во Вриндаван. Я даю тебе Свои благословения, нежность, любовь, все. Ты должен утвердить сампрадаю Махапрабху».

Джива Госвами отправился туда, а по пути получил образование в Бенаресе, Каши. Он приобрел обширные познания во всех писаниях: Ведах, Веданте, Упанишадах, Пуранах, ньяе. Пять лет ему потребовалось для того, чтобы завершить свое образование. Он знал, что если придет к Рупе-Санатане, его будет ждать только служение. Он получил образование ради того, чтобы совершать служение самым прекрасным, искусным и аутентичным образом.

Из Бенареса он пришел во Вриндаван к Рупе-Санатане, принял у них прибежище и стал жить в обществе Рупы Госвами Прабху. Он принял от Рупы Госвами дикша-мантрам и всегда служил ему. Все вайшнавы, все Госвами — особенно Рупа-Санатана, Бхатта Рагхунатх, Гопал Бхатта, Дас Госвами3 — все опекали его и относились к нему с великой любовью. Живя во Вриндаване, Джива Госвами служил всей сампрадае. По указанию Рупы Госвами он явил и основал храм Радхи-Дамодара, а когда Рупа Госвами состарился, он забрал его жить туда. В храме Радхи-Дамодара мы можем увидеть бхаджан-кутир Рупы Госвами и его самадхи, самадхи Кришнадаса Кавираджа Госвами, самадхи Дживы Госвами и других.

Однажды Радха-Дамодар4 захотел дать мне служение, но я не принял его, поскольку у меня не было достойного человека, который служил бы от всего сердца и с полной преданностью. Редко можно найти такого человека. Я не мог принять это служение за деньги, совершить коммерческую сделку, но Рупа Госвами столь милостив и Шрила Джива Госвами столь милостив, — они дали участок земли, примыкающий к месту Рупы Госвами5. Эта земля — часть территории храма Радхи-Дамодара. И при необычных обстоятельствах, но легально я получил эту землю благодаря «мертвому» телефону! Телефон не работал, и я поднял трубку, чтобы проверить, молчит ли он по-прежнему, и неожиданно один человек из Вриндавана, Кришна Валлабха, «возник» на линии и сказал: «Махарадж, магистрат назначил срок в пятнадцать дней. Если в течение пятнадцати дней вы купите этот участок, то получите землю Дживы Госвами Прабху».

Я был очень удивлен! Но где же взять столь большую сумму в течение пятнадцати дней? Кто оформит все юридические документы за этот срок? И Кришна Валлабха сказал: «О деньгах не беспокойтесь. Деньги я найду, но вы пришлите сюда своего человека». Я отправил Пурнананду и велел ему оформить перевод земли на имя Шри Чайтанья Сарасват Матха. Джива Госвами очень милостив и Рупа Госвами очень милостив, поэтому они дали эту землю. Я немедленно начал служение там. Сейчас там стоит трехэтажное здание и прекрасный храм Шри Шри Гуру Гауранги Радхи-Расабихариджиу. Внутри храма находится пушпа-самадхи Шрилы Гуру Махараджа. Когда вы придете туда, вы увидите его.

Характер Дживы Госвами Прабху был очень тверд. Он был великим знатоком санскрита и священных писаний. Иногда он даже исправлял произведения Рупы Госвами. Много раз Рупа Госвами говорил ему: «Джива, посмотри, нет ли здесь ошибок».

Джива Госвами помогал в составлении «Шат-сандарбх», наиболее философских писаний в сампрадае Махапрабху. Джива Госвами сказал: «Эти произведения пребывали в хаотичном виде, поэтому я привел их в порядок». Такое объяснение он дал, но в действительности именно он написал их.

Однажды случилось так, что Валлабха Бхатта, великий ученый того времени, увидел небольшой изъян в шлоке Рупы Госвами и обратился к нему: «Рупа, здесь небольшая ошибка. Ты можешь исправить ее так-то и так-то». Рупа Госвами всегда оказывал почтение всем и каждому: он с уважением относился к Валлабхе Бхатте и внес исправление. Но Джива Госвами знал, что написанное Рупой Госвами безукоризненно. Он отправился набрать воды из Ямуны и по дороге встретил Валлабху Бхатту. Он сказал ему: «Я думаю, что шлока, которую вы пытались исправить, не содержит ошибок».

Валлабха Бхатта обсудил с Дживой Госвами эту шлоку и был очень счастлив, обнаружив, что Джива Госвами прав. Он вернулся к Рупе Госвами и сказал:

— Рупа, я попросил тебя исправить одну шлоку, но в этом не было необходимости. Она безупречна. Оставь все, как есть.

Затем он спросил:

— Кто этот мальчик лет семнадцати или восемнадцати?

Рупа Госвами ответил:

— Он мой племянник и живет со мной. Это мой ученик.

Валлабха Бхатта заметил:

— Он высокообразован и великий пандит. Он опроверг мою точку зрения.

Рупа Госвами Прабху несколько рассердился на Дживу Госвами: «Он [Валлабха Бхатта] твой Гуру. Почему ты стал исправлять его? С таким умонастроением ты не можешь оставаться в моем обществе. Уходи из моей кунджи. Возвращайся в дом своего отца в Бакла Чандрадвипе. Уходи обратно».

Джива Госвами Прабху был очень опечален. Он думал: «На что мне жизнь, если я не могу служить моему Гуру Махараджу?»

Возможно, в Вамшивате, под деревом, Джива Госвами Прабху написал книгу «Шри Гопал-чампу». Шри Гопал был его хорошим другом, и он был привязан к сакхья-расе6 в кришна-лиле. Джива Госвами сказал ему: «Я сохраню в нашей линии сакхья-расу и напишу для тебя книгу, ради твоего счастья». Джива Госвами помнил это обещание и написал «Шри Гопал-чампу».

В это время Санатана Госвами встретил Дживу Госвами и увидел, что тот совершает прая-упавешам, не пьет даже воду и хочет оставить тело. Санатана Госвами пришел к Рупе Госвами и спросил:

— Рупа, не мог бы ты сказать мне, в чем заключается учение Махапрабху?

Рупа Госвами сказал:

— Да: дживе-дойа, наме-ручи, вайшнава-сева. Служить вайшнавам, дживе-дойа — проявлять доброту к дживам-душам, одаривать их сознанием Кришны, и наме-ручи — воспевать Святое Имя, всегда призывать Харинам. Это служение. Таково учение Махапрабху.

Тогда Санатана Госвами заметил:

— Ты сказал «дживе-дойа», но Джива умирает. Не прогоняй Дживу. Он хороший мальчик.

Рупа Госвами пришел к Дживе и сказал: «Джива, вернись обратно». Он дал ему всю полноту служения и, более того, поставил его во главе служения — он дал ему все.

Сегодня авирбхава Дживы Госвами. Майавада, санкхьявада, буддхавада — он опроверг все вады и утвердил ачинтья-бхедабхеда-таттву через «Шат-сандарбху».

Джива Госвами написал множество книг. Одна из них — это прекрасная книга, которую я очень люблю: «Хари-намамрита-вьякаран», грамматика санскрита. Она уникальна. Нам трудно представить, что всякое слово указывает на Кришну. Грамматика есть грамматика, но он составил пособие по грамматике в линии сознания Кришны. Это непостижимо. Однако каждое слово в грамматике, каждая тема порождены сознанием Кришны. Я читал эту книгу по грамматике и был очень счастлив. Я чувствовал, что моя жизнь успешна. В действительности я не знаю санскрита, но, по милости Дживы Госвами и Гуру Махараджа, я известен своими познаниями в санскрите. Однако, на самом деле, они не столь выдающиеся. Чтобы понимать санскрит, требуется большая квалификация. Но Гуру Махарадж наделил меня живым пониманием, и я могу наслаждаться санскритом благодаря нему.

Гуру Махарадж дал мне в учителя д-ра Долгобинду Шастри. Он очень хороший учитель. Он все еще живет в Куттаке, штат Орисса.

Сегодня день явления Дживы Госвами Прабху. Весь свет, вся сила, вся красота и вся прекрасная концепция сознания Кришны — все это пришло к нам через Дживу Госвами Прабху. Это наше богатство. Богатство жизни, богатство духовного мира — то, что дал Джива Госвами, — не давал никто другой.

Баладева Видьябхушана вознамерился победить ачарью Шри-сампрадаи, того ее ответвления, что известна как секта рамананди. Они бросили вызов Баладеве Видьябхушане: «У вас нет “Веданта-бхашьи”!» В ответ Баладева Видьябхушана составил «Говинда-бхашью».

Махапрабху не составил «Веданта-бхашью» и Джива Госвами не составил «Веданта-бхашью» как таковую. «Бхашья» значит объяснение, интерпретация. Однако Джива Госвами дал ее.

йах санкхйа-панкена кутарка-памсуна
вибартта-гарттена чха луптадидхитам
стаддхам вйабхадхак-судхайа махешварам
кришнам са дживах прабхурасту ме гатим

«Он — высший защитник нашей сампрадаи от всевозможных нападок, и я кланяюсь его лотосоподобным стопам».

Он утвердил положение Кришны, Который есть Парамешвара7, сат-чид-ананда-виграха8, Который есть анади9 и анадир-ади10, Которого зовут Говинда, Который является Причиной всех причин. То, что написано в «Брахма-самхите»11, утверждено в этом мире Дживой Госвами Прабху.

Переводчик и составитель примечаний: Муралишвар Дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

 

 

Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

Appearance Day of Srila Jiva Goswami

(September 25, 2004,
Sri Chaitanya Saraswat Seva Ashram, Soquel, California)

 

Today is a very auspicious day. It is the Appearance Day of Srila Jiva Goswami Prabhu, who is the protector of our Sampradaya and a great Acharyya. Srila Guru Maharaj said, Jivadyair abhiraksitam, our whole Sampradaya with so much wealth came from Jiva Goswami Prabhu. Rupa-Sanatan gave so much and Jiva Goswami Prabhu protected them from the other schools of religion like Sankaracharyya and (the atheist) Kapila’s sankhya philosophy. They wanted to establish nirakara, nirvisesa, brahma (impersonalism, non-variagatedness), but Jiva Goswami Prabhu very authentically and wisely defeated them. He established achintya bhedabheda siddhanta of Sri Chaitanya Mahaprabhu.

He was born in Bakla Chandradwip as a son of Anupama. Anupama was the brother of Rupa-Sanatan. After he was maybe twelve years old, Jiva Goswami came to Nabadwip and met with Nityananda Prabhu, and Nityananda Prabhu showed him everything, all the Pastime places of Mahaprabhu Chaitanyadev. Vishnupriya Devi took him as a son and gave him so much affectionate nourishment. Nityananda Prabhu took Jiva Goswami around the whole of Nabadwip Dham and ordered him: “Mahaprabhu Chaitanyadev has given Vrindavan Dham to you all, then you go to Vrindavan. I am giving my mercy, my blessings, affection, love, everything to you. You establish Mahaprabhu’s Sampradaya.”

Jiva Goswami went, and on the way he received some education in Benares, Kasi. He became highly educated in all the Scriptures: Veda, Vedanta, Upanishads, Purana, nyaya. Within five years he learned and finished his education because he knew if he went to Rupa-Sanatan, only service would be waiting for him. He received education so he could do that service more expertly, beautifully and authentically.

Then from Benares he went to Rupa-Sanatan in Vrindavan, took shelter and stayed with Rupa Goswami Prabhu. He took diksa mantram from Rupa Goswami and was always serving Rupa Goswami. All the Vaisnavas, all of the Goswamis — especially Rupa-Sanatan, Bhatta Raghunath, Gopal Bhatta, Das Goswami — everyone gave him much nourishment and affection. Jiva Goswami also served the whole Sampradaya by staying in Vrindavan. By the order of Rupa Goswami, he manifested and established the Radha Damodar Temple, and when Rupa Goswami Prabhu became aged, he took Rupa Goswami to stay there at the Radha Damodar Temple. There in the Radha Damodar Temple we can see the bhajan kutir of Rupa Goswami and the samadhi of Rupa Goswami, and the samadhi of Krishna Das Kaviraj Goswami, the samadhi of Jiva Goswami and others.

Once Radha Damodar wanted to give me some service but I had not taken it because I had no manpower who will serve with their heart and full devotion. That kind of person is very rare to get. Only instead of money, as a financial transaction, I could not take that, but Rupa Goswami is so merciful and Srila Jiva Goswami is so merciful, they gave one piece of land adjoining Rupa Goswami. That land is also Radha Damodar’s land. And very critically but legally I got that land through my dead telephone! The telephone did not ring, but I picked up the receiver to see if it was still dead and suddenly one person from Vrindavan, Krishna Vallabha, is talking on the line and telling me, “Maharaj, fifteen days are given by the order of the Magistrate, that if you take this land within fifteen days you will get that land of Jiva Goswami Prabhu.”

Then I was surprised! But within fifteen days where shall I get so much money? Within fifteen days who will deal with the legal documents? And Krishna Vallabha said, “You don’t worry for money. Money I shall arrange but you send your person.” I sent Purnananda and I told him to legally transfer it in the name of Sri Chaitanya Saraswat Math. Jiva Goswami is very merciful and Rupa Goswami is very merciful to have given that land. I immediately started service there. Now there is a three storey building and a very beautiful temple of Sri Sri Guru Gauranga Radha Rasabiharijiu. Srila Guru Maharaja’s pushpa samadhi is inside the temple. You will see when you go.

Jiva Goswami Prabhu’s character was very strong, and he was very highly educated in Sanskrit and Scripture. Sometimes he even corrected the writings of Rupa Goswami. Rupa Goswami told him many times, “Jiva, you see if it is perfect or not.”

Jiva Goswami helped to make the Sat-Sandharbas, super-authentic Scripture in Mahaprabhu’s Sampradaya. Jiva Goswami said, “It was in a disordered form, so I am making it in an ordered form.” That way he gave explanation, but actually he made everything.

Once it happened that Vallabha Bhatta, who was very learned, saw there was a little fault in one sloka of Rupa Goswami, and he told Rupa Goswami, “Rupa, here is a little fault, you can correct it this way.” Rupa Goswami was always giving honour to everyone, and he gave honour to Vallabha Bhatta and corrected that. But Jiva Goswami knew that what Rupa Goswami wrote was correct. Then he went to take water from the Jamuna, and there he met Vallabha Bhatta. He told him, “The sloka you tried to correct is already correct, I think.”

Then Vallabha Bhatta debated with Jiva Goswami about that sloka and he was very happy to see what Jiva Goswami said was perfect. Then he came back to Rupa Goswami and said, “Rupa, I said to correct that sloka, but it was not necessary to corrected it. It was perfect. You can keep it.” Then he asked, “Who is that young boy, that seventeen or eighteen year-old boy?”

Rupa Goswami said, “He is my nephew and he is staying with me. He is my disciple.”

Vallabha Bhatta said, “Oh, he is highly educated and a very big pandit. He defeated me about this.”

Rupa Goswami Prabhu was a little angry with Jiva Goswami: “He is your Guru. Why you went to correct him? This type of mentality cannot stay with me. You get out from my kunja. Go back to your father’s house, Bakla Chandradwip. Go back.”

Jiva Goswami Prabhu was very sad. He thought, “What shall I do with my life if I cannot serve my Guru Maharaj?”

In maybe Vamsivata, under a tree, Jiva Goswami Prabhu was writing one book, Sri Gopal-champu. Sri Gopal was his good friend, and Sri Gopal was addicted with sakhya-rasa in Krishna-lila. Jiva Goswami had said, “I shall keep within our form your sakhya-rasa, and I shall write one book for you, for your happiness.” Jiva Goswami remembered that and he wrote Gopal-champu.

In the meantime, Sanatan Goswami met with Jiva Goswami and saw that he was doing praya-upavesam, not taking even water, and wanting to leave his body. Sanatan Goswami went to Rupa Goswami and asked, “Rupa, what are Mahaprabhu’s teachings, can you say?”

Rupa Goswami said, “Yes: Jive-doya Name-ruchi Vaisnava-seva, service to the Vaisnavas, and jive-doya means being kind to the jiva souls and giving them Krishna consciousness, and Name-ruchi means take the Holy Name, take Hari Nama always. That is service. Mahaprabhu’s teaching is this.”

Then Sanatan Goswami said, “You told jive-doya but Jiva is leaving his body. It is not good what you have done. Do not throw Jiva out. He is a good boy.”

Then Rupa Goswami went to Jiva Goswami and said, “Jiva, you come back.” He gave full service to him, not only full service but service charge — everything. That Jiva Goswami’s avirbhava is today. Mayavad, sankhyavad, buddhavad, whatever ‘vad’ was there, all he defeated, and he established achintya bhedabheda tattva through the Sat-sandarbha.

Many books Jiva Goswami composed. One very beautiful book, I like that book very much, is Hari-namamrita-vyakaran, the grammar of Sanskrit. And that Sanskrit grammar is unique, we cannot conceive that the grammar of every word indicates Krishna. Grammar is grammar, but he made grammar in Krishna consciousness. It is inconceivable. But every Name is inside the grammar, every matter, all is built by Krishna consciousness. I read that grammar, and I was very happy. I felt my life is successful, and that happened also. I do not actually know Sanskrit but by the grace of Jiva Goswami and the mercy of Guru Maharaj, I am famous in Sanskrit. But actually I am not so qualified. More qualification is necessary to understand. But Guru Maharaj gave the vital point to me and I can relish with that.

Guru Maharaj engaged Dr. Dolgobinda Sastri as my teacher. He is a very good teacher. He is still alive in Cuttak, Orissa, India. Anyhow, that Jiva Goswami Prabhu’s Appearance Day is today. That means all the light, all the strength, all the beauty and all the beautiful conception of Krishna consciousness has come through Jiva Goswami Prabhu to us. That is our wealth. The wealth of life, the wealth of the spiritual world — what Jiva Goswami Prabhu gave, no one else has given that. For that, Baladeva Vidyabushan went to defeat the acharya of the Sri Sampradaya, and under that is also the Ramanandi section. They challenged Baladeva Vidyabushan, “You have no Vedanta-bhasya.” In response, Baladeva Vidyabhusan made Govinda-bhasya.

Mahaprabhu did not compose Vedanta-bhasya and Jiva Goswami did not compose Vedanta-bhasya as such. Bhasya means explanation, interpretation. However it was given by Jiva Goswami through Sat-sandarbha made up of the Tattva-sandarbha, Bhakti-sandarbha, Priti-sandarbha, Paramatma-sandarbha, Bhagavat-sandarbha, and Krishna-sandarbha. After reading those Sat-sandarbhas Baladeva Vidyabhusan made the pranam mantra for Jiva Goswami there at the start of the Govinda-bhasya:

yah sankhya-pankena kutarka-pamsuna
vibartta-garttena cha luptadidhitim
staddham vyabhadhak-sudhaya mahesvaram
krsnam sa jivah prabhurastu me gatim

“He is the super-protector of our Sampradaya from other disturbances, then I bow down to his lotus feet.” This way he wrote. He established Krishna, who is Paramesvara sat-chid-ananda vigraha, who is anadi, who is anadi adir whose name is Govinda, who is the cause of all causes. What was written in Brahma Samhita was established in this world by Jiva Goswami Prabhu.

Basic transcript by Amiya Kanti Devi Dasi,
checked by Sripad B.P. Tirtha Maharaj and Mahananda Das B.R.

 


1 «Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам», 9.

2 Имперсонализм, идею недифференцированного бытия — прим. переводчика.

3 Шрила Рагхунатх Дас Госвамипрайоджана-ачарья (учитель, указывающий высшую цель) всех гаудия-вайшнавов, последователей Шрилы Рупы Госвами.

4 Имеются в виду Госвами, владельцы храма — прим. переводчика.

5 Бхаджан-кутиру и самадхи Шрилы Рупы Госвами на территории храма Радхи-Дамодара — прим. переводчика.

6 Дружеские отношения с Господом Кришной.

7 Высший Повелитель.

8 Тот, Кто обладает вечным телом, исполненным знания и блаженства.

9 Безначальный.

10 Начало всего сущего.

11 В «Брахма-самхите» (5.1) провозглашается: ишварах парамах кришнах сат-чит-ананда-виграхах / анадир адир говиндах сарвва-карана-каранам — «Кришна, известный как Говинда, — Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и исполнен блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам — Начало всего сущего и Причина всех причин».

← "Причина всех страданий – отсутствие связи с Кришной" (часть 1). Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Москва, 18 апреля 2010 года. ·• Архив новостей •· «В отсутствие садху существует опасность заблуждений». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 7 января 1983 года. Навадвип Дхам, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования