«Бхагаван Шрила Сарасвати Тхакур». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж


Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж 

Бхагаван Шрила Сарасвати Тхакур

 

Во время парикрамы (священного обхода) Вриндавана-мандалы Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж заметил, как его духовный учитель, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, положил свою ладонь себе на голову и сказал, что, хотя он совершает парикраму по Враджа-мандале, он так неудачлив, что не может встретить здесь ни одного чистого вайшнава. Шрила Гуру Махарадж знал, насколько его духовный учитель был бескомпромиссен в своих выводах, и в этом случае он, как и всегда, сказал нечто сенсационное.

Когда ему сказали, что один бабаджи следует весьма аскетическому образу жизни — строго ограничивая себя в еде, постоянно читая мантры и слушая лекции по писаниям, — Шрила Сарасвати Тхакур заявил, что его следует отнести к тем, кто еще только начинает духовную жизнь. Шрила Гуру Махарадж говорил, что ясно видел огромное различие между Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и подобными «новаторами» в духовной практике: в то время как обычные люди пытались возвысить себя при помощи своих усилий и получить какую-то выгоду от Господа, Шрила Сарасвати Тхакур низошел прямо из божественного духовного царства и рассказывал о своем непосредственном трансцендентном опыте, о самом чистом и возвышенном настроении вечных спутников Господа и повсюду нес свет парамахамса-дхармы, наиболее чистого и бескомпромиссного настроения в преданном служении Шри Шри Радхе-Говинде. Шрила Гуру Махарадж в «Прапанна-дживанамритам» прямо называет своего духовного учителя Гаура-Сарасвати, олицетворенным посланием Золотого Господа, Шри Чайтаньи Махапрабху.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите», опубликованной Шри Чайтанья Сарасват Матхом (прекрасном издании небольшого формата на бенгали, текст которого отредактирован Шрипадом Бхакти Анандой Сагаром Махараджем), содержится введение Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, в котором он упоминает комментарий к «Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Саччидананды Бхактивинода Тхакура «Амрита-прабхава-бхашья» и Бхагавана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады под названием «Анубхашья». Бхагаван Бадараяни (Шукадев Госвами), знаменитый сын Шрилы Вьясадевы, прославил «Шримад-Бхагаватам», рассказав его Махарадже Парикшиту. И Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, божественный сын Бхактивинода Тхакура, принес нашей сампрадае неисчислимые богатства. Не поддается описанию то значение, которое труды Шрилы Сарасвати Тхакура имели для нашей сампрадаи.

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ

В своем комментарии к этим стихам собственного сочинения Шрила Гуру Махарадж писал: «После его ухода я описал его жизнь в этой шлоке. Если бы он присутствовал сейчас среди нас, я думаю, он сказал бы: „Шридхар Махарадж связал меня узами поэзии“». Шрила Гуру Махарадж говорит, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «разрушил мир жадности и наживы; попрал теории разных мудрецов с их идеями освобождения и подарил служение Радхе-Говинде, украсив путь поклонения Нараяне сладостью божественной любви». Шрила Гуру Махарадж молится: «Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в образе его божественных слов, его бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ, вечно цветет в глубине моего сердца».

Шрила Гуру Махарадж говорит также, что его Гуру только внешне вел себя как разгневанный лев, но внутри был очень милостив и исполнен божественной любви Вриндавана. Кто же был этот человек, несущий в себе сладость Вриндавана, но внешне ведущий себя словно бесстрашный завоеватель? Кем был он, создавший фурор в материалистическом обществе, сражавшийся против всех и каждого?

Мы помним случай, когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, желая расширить проповедь в Бомбее, велел открыть общежитие для студентов. Он разрешил своим ученикам, занятым в этом деле, готовить пищу в кухнях гостиниц, где жарили мясо. Шрила Гуру Махарадж воспитывался в строгой брахманической семье, поэтому он тут же возразил, что это навредит репутации миссии. Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Я уже разобрался с этим вопросом тысячи жизней тому назад. Мы должны иметь вайкунтха-вритти, видение Вайкунтхи». Его ответ означал, что в миссии проповеди, этой нещадной и всеохватной войне против майи, иллюзии, наша мысль должна выйти за любые ограничения, быть широкой и гибкой.

Апостол Павел, известнейший христианский проповедник, принявший христианство в Иерусалиме, однажды написал в своем послании к Коринфянам, находившимся среди язычников (неверующих): «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести... Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись». Безусловно, наши стандарты приемлемого и неприемлемого отличаются от этих, но видение Шрилы Сарасвати Тхакура предполагало то же сознание необходимости проповеди. Он говорил: «В этом мире есть все; единственное, чего ему недостает, — сознания Кришны».

Когда несколько его главных учеников писали ему из Англии, куда он отправил их ради проповеди, что они не могут найти достаточного количества вегетарианских продуктов, он резко отчитал их за слабость и жалобы. Он писал, что при необходимости они могут даже покупать консервы с тушеной говядиной и выбирать оттуда овощи для еды. Он не принимал никаких оправданий, если речь шла о проповеди учения Махапрабху, и, по словам нашего Гуру Махараджа, Шрила Сарасвати Тхакур основал Гаудия Матх «ради того, чтобы вернуть человечеству его чувство собственного достоинства». Ничто не должно было мешать этой работе.

Когда Шрилу Гуру Махараджа тоже попросили отправиться на Запад, в Англию, он ответил духовному учителю, что мог бы сделать это, если такова его воля, но чувствует, что многие другие достигли бы большего успеха, поскольку не испытывают таких затруднений в общении с западными людьми и могут настроиться с ними «в унисон». Шрила Сарасвати Тхакур принял его возражение и велел другим оставить его в покое, но с тех пор шутя называл Шрилу Гуру Махараджа «неженкой».

Безусловно, были еще более глубокие причины. Шрила Гуру Махарадж не поехал проповедовать в Англию, поэтому остался в Индии и лично присутствовал при уходе своего духовного учителя, который произошел через короткое время после этих событий. В тот день Шрила Гуру Махарадж исполнял роль старшего в Матхе, присматривая за ним поздно ночью. Под утро он отправился отдыхать, но неожиданно духовный учитель позвал его, велев немедленно прийти, и в присутствии всех духовных братьев попросил его петь «Шри Рупа-Манджари-пада». Он начал петь, но сперва не очень уверенно, поэтому его остановили и предложили петь более опытному певцу, Пранавандане Брахмачари[1]. Но это было против желаний Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он прервал «более опытного певца» и снова попросил петь Шрилу Гуру Махараджа: «Меня интересует не мелодия». Вайшнавы, присутствовавшие там, восприняли это как передачу полномочий, как признак, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур наделил Шрилу Гуру Махараджа ответственностью за эту сампрадаю, истинную преемственность Шрилы Рупы Госвамипада.

Шрила Сарасвати Тхакур проповедовал с необычайной верой, и его дело теперь продолжает истинный последователь Шрилы Гуру Махараджа, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. Хотя Шрила Говинда Махарадж никогда лично не встречался со своим парам-гуру, многие, в том числе и Шрила Гуру Махарадж, говорили, что он ведет себя так, будто был его близким учеником, настолько глубоко он понимает суть наставлений Шрилы Сарасвати Тхакура. Шрила Говинда Махарадж с неизменной преданностью, настойчивостью и усердием заботится о продолжении миссии Бхагавана Сарасвати Прабхупады, которая вернет человечеству утраченное чувство собственного достоинства.



1  Позже Шримад Бхакти Прамод Пури Махарадж.




←  «Сарасвати Тхакур — олицетворение киртана». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 29 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Онтология бессмертия» (часть 1). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. Весна 2008 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»  →
Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж 

Бхагаван Шрила Сарасвати Тхакур

 

Во время парикрамы (священного обхода) Вриндавана-мандалы Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж заметил, как его духовный учитель, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, положил свою ладонь себе на голову и сказал, что, хотя он совершает парикраму по Враджа-мандале, он так неудачлив, что не может встретить здесь ни одного чистого вайшнава. Шрила Гуру Махарадж знал, насколько его духовный учитель был бескомпромиссен в своих выводах, и в этом случае он, как и всегда, сказал нечто сенсационное.

Когда ему сказали, что один бабаджи следует весьма аскетическому образу жизни — строго ограничивая себя в еде, постоянно читая мантры и слушая лекции по писаниям, — Шрила Сарасвати Тхакур заявил, что его следует отнести к тем, кто еще только начинает духовную жизнь. Шрила Гуру Махарадж говорил, что ясно видел огромное различие между Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и подобными «новаторами» в духовной практике: в то время как обычные люди пытались возвысить себя при помощи своих усилий и получить какую-то выгоду от Господа, Шрила Сарасвати Тхакур низошел прямо из божественного духовного царства и рассказывал о своем непосредственном трансцендентном опыте, о самом чистом и возвышенном настроении вечных спутников Господа и повсюду нес свет парамахамса-дхармы, наиболее чистого и бескомпромиссного настроения в преданном служении Шри Шри Радхе-Говинде. Шрила Гуру Махарадж в «Прапанна-дживанамритам» прямо называет своего духовного учителя Гаура-Сарасвати, олицетворенным посланием Золотого Господа, Шри Чайтаньи Махапрабху.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите», опубликованной Шри Чайтанья Сарасват Матхом (прекрасном издании небольшого формата на бенгали, текст которого отредактирован Шрипадом Бхакти Анандой Сагаром Махараджем), содержится введение Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, в котором он упоминает комментарий к «Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Саччидананды Бхактивинода Тхакура «Амрита-прабхава-бхашья» и Бхагавана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады под названием «Анубхашья». Бхагаван Бадараяни (Шукадев Госвами), знаменитый сын Шрилы Вьясадевы, прославил «Шримад-Бхагаватам», рассказав его Махарадже Парикшиту. И Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, божественный сын Бхактивинода Тхакура, принес нашей сампрадае неисчислимые богатства. Не поддается описанию то значение, которое труды Шрилы Сарасвати Тхакура имели для нашей сампрадаи.

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ

В своем комментарии к этим стихам собственного сочинения Шрила Гуру Махарадж писал: «После его ухода я описал его жизнь в этой шлоке. Если бы он присутствовал сейчас среди нас, я думаю, он сказал бы: „Шридхар Махарадж связал меня узами поэзии“». Шрила Гуру Махарадж говорит, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «разрушил мир жадности и наживы; попрал теории разных мудрецов с их идеями освобождения и подарил служение Радхе-Говинде, украсив путь поклонения Нараяне сладостью божественной любви». Шрила Гуру Махарадж молится: «Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в образе его божественных слов, его бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ, вечно цветет в глубине моего сердца».

Шрила Гуру Махарадж говорит также, что его Гуру только внешне вел себя как разгневанный лев, но внутри был очень милостив и исполнен божественной любви Вриндавана. Кто же был этот человек, несущий в себе сладость Вриндавана, но внешне ведущий себя словно бесстрашный завоеватель? Кем был он, создавший фурор в материалистическом обществе, сражавшийся против всех и каждого?

Мы помним случай, когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, желая расширить проповедь в Бомбее, велел открыть общежитие для студентов. Он разрешил своим ученикам, занятым в этом деле, готовить пищу в кухнях гостиниц, где жарили мясо. Шрила Гуру Махарадж воспитывался в строгой брахманической семье, поэтому он тут же возразил, что это навредит репутации миссии. Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Я уже разобрался с этим вопросом тысячи жизней тому назад. Мы должны иметь вайкунтха-вритти, видение Вайкунтхи». Его ответ означал, что в миссии проповеди, этой нещадной и всеохватной войне против майи, иллюзии, наша мысль должна выйти за любые ограничения, быть широкой и гибкой.

Апостол Павел, известнейший христианский проповедник, принявший христианство в Иерусалиме, однажды написал в своем послании к Коринфянам, находившимся среди язычников (неверующих): «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести... Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись». Безусловно, наши стандарты приемлемого и неприемлемого отличаются от этих, но видение Шрилы Сарасвати Тхакура предполагало то же сознание необходимости проповеди. Он говорил: «В этом мире есть все; единственное, чего ему недостает, — сознания Кришны».

Когда несколько его главных учеников писали ему из Англии, куда он отправил их ради проповеди, что они не могут найти достаточного количества вегетарианских продуктов, он резко отчитал их за слабость и жалобы. Он писал, что при необходимости они могут даже покупать консервы с тушеной говядиной и выбирать оттуда овощи для еды. Он не принимал никаких оправданий, если речь шла о проповеди учения Махапрабху, и, по словам нашего Гуру Махараджа, Шрила Сарасвати Тхакур основал Гаудия Матх «ради того, чтобы вернуть человечеству его чувство собственного достоинства». Ничто не должно было мешать этой работе.

Когда Шрилу Гуру Махараджа тоже попросили отправиться на Запад, в Англию, он ответил духовному учителю, что мог бы сделать это, если такова его воля, но чувствует, что многие другие достигли бы большего успеха, поскольку не испытывают таких затруднений в общении с западными людьми и могут настроиться с ними «в унисон». Шрила Сарасвати Тхакур принял его возражение и велел другим оставить его в покое, но с тех пор шутя называл Шрилу Гуру Махараджа «неженкой».

Безусловно, были еще более глубокие причины. Шрила Гуру Махарадж не поехал проповедовать в Англию, поэтому остался в Индии и лично присутствовал при уходе своего духовного учителя, который произошел через короткое время после этих событий. В тот день Шрила Гуру Махарадж исполнял роль старшего в Матхе, присматривая за ним поздно ночью. Под утро он отправился отдыхать, но неожиданно духовный учитель позвал его, велев немедленно прийти, и в присутствии всех духовных братьев попросил его петь «Шри Рупа-Манджари-пада». Он начал петь, но сперва не очень уверенно, поэтому его остановили и предложили петь более опытному певцу, Пранавандане Брахмачари[1]. Но это было против желаний Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он прервал «более опытного певца» и снова попросил петь Шрилу Гуру Махараджа: «Меня интересует не мелодия». Вайшнавы, присутствовавшие там, восприняли это как передачу полномочий, как признак, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур наделил Шрилу Гуру Махараджа ответственностью за эту сампрадаю, истинную преемственность Шрилы Рупы Госвамипада.

Шрила Сарасвати Тхакур проповедовал с необычайной верой, и его дело теперь продолжает истинный последователь Шрилы Гуру Махараджа, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. Хотя Шрила Говинда Махарадж никогда лично не встречался со своим парам-гуру, многие, в том числе и Шрила Гуру Махарадж, говорили, что он ведет себя так, будто был его близким учеником, настолько глубоко он понимает суть наставлений Шрилы Сарасвати Тхакура. Шрила Говинда Махарадж с неизменной преданностью, настойчивостью и усердием заботится о продолжении миссии Бхагавана Сарасвати Прабхупады, которая вернет человечеству утраченное чувство собственного достоинства.



[1] Позже Шримад Бхакти Прамод Пури Махарадж.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования