«Онтология бессмертия» (часть 1). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. Весна 2008 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»



скачать (формат MP4, 25.22M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрипад Шруташрава Прабху
(Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж) 

Онтология бессмертия
(часть 1)

(Весна 2008 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»)

 

#00:00:15#

Итак, мы собрались сегодня здесь, чтобы говорить об онтологии бессмертия. Термин «онтология» обычно используется только в философских кругах. И этот термин, онтология, означает базовый философский принцип, основа. Бессмертие «я» описывается в Бхагавад-гите, и это является онтологической основой бессмертия. Если мы хотим выяснить, кто мы есть, какова подлинная природа нашего «я», то четкое изложение этого содержится в Бхагавад-гите.

#00:01:17#

Бхагавад-гита не является какой-либо сектантской книгой, это не книга, принадлежащая только индуистам. Большинство философов, в какой бы части мира они ни жили, изучали Бхагавад-гиту. Так, например, в Америке философ Торо сказал однажды: «Каждое утро я омываю свой разум в изумительной и космологической философии Бхагавад-гиты». «Далее, — продолжает он, — по сравнению с Бхагавад-гитой наш современный мир, наши современные мысли кажутся тщетными и незначительными»[1].

#00:02:14#

Почему так? Потому что современный мир и современная литература, как правило, не затрагивают эти важные темы, темы бессмертия. Бхагавад-гита очень практичным образом демонстрирует нам, как мы можем понять бессмертие «я», то, что мы бессмертны. В Бхагавад-гите сказано, что, подобно тому, как душа проходит различные этапы развития тела, от детства к юности, к зрелости, старости, подобным же образом душа переходит из одного тела в другое в момент смерти. Душа означает «сознание». Поскольку везде, где присутствует сознание, там есть душа.

#00:03:15#

И сейчас в моей жизни у меня есть этот опыт. Ведь я даже в этой жизни постепенно развивался, рос: я был мальчиком, юношей, иду к старости. И значит, в момент смерти, подобным же образом, перейду из одного тела в другое, так же, как это случалось до того. Ведь это очень легко понять, я уже прошел через столько разных тел в этой жизни. Я прошел через тело младенца, у меня было тело маленького ребенка, мальчика, подростка, юноши, зрелого человека, пожилого человека.

#00:04:17#

Однако при всем при этом я тот же, та же самая личность, тот же человек. И я помню все эти изменения. Итак, что же это за личность, которой я остаюсь? Если мы задумаемся, то мы очень легко поймем, что наше «я» должно быть отлично от этого тела. Я уже столько раз «умер» в этой жизни. Тело младенца, в котором я когда-то был, давно мертво и ушло. Тело мальчика, подростка, юноши, зрелого человека — все эти тела давно мертвы, давно покинули меня.

#00:05:14#

Даже биологически доказано, что из тех тел не осталось ни одной клетки, каждая до единой клеточки тех тел уже умерла, уже давно покинула меня. Иногда, если мы смотрим на свою фотографию, которая была сделана много лет назад, увиденное может очень удивить нас. Физически тот человек, та личность, уже фактически мертв, того тела уже нет. Но я при этом та же самая личность, я продолжаю существовать. И значит, естественно, когда все это будет выкинуто, то естественно, я продолжу существовать.

#00:06:14#

Так же, как я продолжал существовать, проходя через все эти изменения и оставаясь той же самой личностью. И значит, «я» должен продолжать существовать, значит «я» бессмертен, сознание бессмертно по своей природе. В санскрите есть два термина — мрита и амрита. Мрита означает «то, что смертно»; амрита — «бессмертное». И слово «амрита», «бессмертное», обладает также другим значением; это «нектар», «блаженство».

#00:07:18#

И если мы понимаем, что мы вечны по своей природе, то это порождает в нас ощущение необычайного счастья. Это очень легко понять, вне зависимости от того, к какой секте или каким взглядам мы себя причисляем. Тогда вывод в следующем: смысл жизни, предназначение жизни должно быть чем-то иным, нежели тем, что я слышу со всех сторон всю жизнь. Еще с детства мы начинаем познавать окружающий мир через чувства, и тогда мы теряемся в мире чувственного восприятия. Мы учимся жить в этом мире, постигая его через чувства.

#00:08:17#

Этот чувственный опыт отвлекает нас от мыслей о собственном «я». Мы живем в мире, в условиях которого чрезвычайно сложно сохранять соприкосновение с этим [подлинным] «я». Потому что в этом мире подобное считается сумасшествием. Ведь если вы начинаете задумываться о своем «я», о своем духовном начале, о духовности вообще, если вы выходите за рамки того, что считается в обществе так называемой нормой, то тогда вас объявляют сумасшедшим.

#00:09:13#

Почти во всех странах, где мне только доводилось бывать, существуют подобные предрассудки, в той или иной степени. Когда мы оказываемся собаками, кошками, свиньями, живыми существами в любых других формах жизни, кроме людей, у нас не появляется возможности задуматься над этими вопросами, задаться этими вопросами. Но в человеческой жизни такой шанс есть. Однако столь многое приходит к нам, чтобы отвлечь нас от этих мыслей. Столько ярлыков, столько предрассудков навешивается на духовное.

#00:10:14#

Поэтому, чтобы идти по духовному пути, требуется некая настойчивость, напористость. В нашем обществе подлинно начать духовную жизнь, на самом деле встать на духовный путь, вовсе не так просто. Однако проживать жизнь, ничего в итоге не получая, тоже не так и легко, но все мы так и делаем. Ведь именно ради этого мы живем, ради ничего. Если человек живет своей жизнью и при этом в его жизни не присутствует духовность (мы при этом не говорим про нашу духовность), если в его жизни не присутствует какой-либо настоящей духовности, то в итоге он жизнь живет ради ничего. Ничего не получает в итоге своей жизни, и мы все прекрасно это знаем.

(вторая часть)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Дхарини Сундари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Точная цитата такова: «В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания. Утром я погружаю свой разум в величественную философию Бхагавад-гиты, в сравнении с которой наш современный мир и его литература кажутся незначительными» (Генри Дэвид Торо).




←  «Бхагаван Шрила Сарасвати Тхакур». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж ·• Архив новостей •· «Онтология бессмертия» (часть 2). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. Весна 2008 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 28.1 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрипад Шруташрава Прабху
(Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж) 

Онтология бессмертия
(часть 1)

(Весна 2008 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»)

 

#00:00:15#

Итак, мы собрались сегодня здесь, чтобы говорить об онтологии бессмертия. Термин «онтология» обычно используется только в философских кругах. И этот термин, онтология, означает базовый философский принцип, основа. Бессмертие «я» описывается в Бхагавад-гите, и это является онтологической основой бессмертия. Если мы хотим выяснить, кто мы есть, какова подлинная природа нашего «я», то четкое изложение этого содержится в Бхагавад-гите.

#00:01:17#

Бхагавад-гита не является какой-либо сектантской книгой, это не книга, принадлежащая только индуистам. Большинство философов, в какой бы части мира они ни жили, изучали Бхагавад-гиту. Так, например, в Америке философ Торо сказал однажды: «Каждое утро я омываю свой разум в изумительной и космологической философии Бхагавад-гиты». «Далее, — продолжает он, — по сравнению с Бхагавад-гитой наш современный мир, наши современные мысли кажутся тщетными и незначительными»[1].

#00:02:14#

Почему так? Потому что современный мир и современная литература, как правило, не затрагивают эти важные темы, темы бессмертия. Бхагавад-гита очень практичным образом демонстрирует нам, как мы можем понять бессмертие «я», то, что мы бессмертны. В Бхагавад-гите сказано, что, подобно тому, как душа проходит различные этапы развития тела, от детства к юности, к зрелости, старости, подобным же образом душа переходит из одного тела в другое в момент смерти. Душа означает «сознание». Поскольку везде, где присутствует сознание, там есть душа.

#00:03:15#

И сейчас в моей жизни у меня есть этот опыт. Ведь я даже в этой жизни постепенно развивался, рос: я был мальчиком, юношей, иду к старости. И значит, в момент смерти, подобным же образом, перейду из одного тела в другое, так же, как это случалось до того. Ведь это очень легко понять, я уже прошел через столько разных тел в этой жизни. Я прошел через тело младенца, у меня было тело маленького ребенка, мальчика, подростка, юноши, зрелого человека, пожилого человека.

#00:04:17#

Однако при всем при этом я тот же, та же самая личность, тот же человек. И я помню все эти изменения. Итак, что же это за личность, которой я остаюсь? Если мы задумаемся, то мы очень легко поймем, что наше «я» должно быть отлично от этого тела. Я уже столько раз «умер» в этой жизни. Тело младенца, в котором я когда-то был, давно мертво и ушло. Тело мальчика, подростка, юноши, зрелого человека — все эти тела давно мертвы, давно покинули меня.

#00:05:14#

Даже биологически доказано, что из тех тел не осталось ни одной клетки, каждая до единой клеточки тех тел уже умерла, уже давно покинула меня. Иногда, если мы смотрим на свою фотографию, которая была сделана много лет назад, увиденное может очень удивить нас. Физически тот человек, та личность, уже фактически мертв, того тела уже нет. Но я при этом та же самая личность, я продолжаю существовать. И значит, естественно, когда все это будет выкинуто, то естественно, я продолжу существовать.

#00:06:14#

Так же, как я продолжал существовать, проходя через все эти изменения и оставаясь той же самой личностью. И значит, «я» должен продолжать существовать, значит «я» бессмертен, сознание бессмертно по своей природе. В санскрите есть два термина — мрита и амрита. Мрита означает «то, что смертно»; амрита — «бессмертное». И слово «амрита», «бессмертное», обладает также другим значением; это «нектар», «блаженство».

#00:07:18#

И если мы понимаем, что мы вечны по своей природе, то это порождает в нас ощущение необычайного счастья. Это очень легко понять, вне зависимости от того, к какой секте или каким взглядам мы себя причисляем. Тогда вывод в следующем: смысл жизни, предназначение жизни должно быть чем-то иным, нежели тем, что я слышу со всех сторон всю жизнь. Еще с детства мы начинаем познавать окружающий мир через чувства, и тогда мы теряемся в мире чувственного восприятия. Мы учимся жить в этом мире, постигая его через чувства.

#00:08:17#

Этот чувственный опыт отвлекает нас от мыслей о собственном «я». Мы живем в мире, в условиях которого чрезвычайно сложно сохранять соприкосновение с этим [подлинным] «я». Потому что в этом мире подобное считается сумасшествием. Ведь если вы начинаете задумываться о своем «я», о своем духовном начале, о духовности вообще, если вы выходите за рамки того, что считается в обществе так называемой нормой, то тогда вас объявляют сумасшедшим.

#00:09:13#

Почти во всех странах, где мне только доводилось бывать, существуют подобные предрассудки, в той или иной степени. Когда мы оказываемся собаками, кошками, свиньями, живыми существами в любых других формах жизни, кроме людей, у нас не появляется возможности задуматься над этими вопросами, задаться этими вопросами. Но в человеческой жизни такой шанс есть. Однако столь многое приходит к нам, чтобы отвлечь нас от этих мыслей. Столько ярлыков, столько предрассудков навешивается на духовное.

#00:10:14#

Поэтому, чтобы идти по духовному пути, требуется некая настойчивость, напористость. В нашем обществе подлинно начать духовную жизнь, на самом деле встать на духовный путь, вовсе не так просто. Однако проживать жизнь, ничего в итоге не получая, тоже не так и легко, но все мы так и делаем. Ведь именно ради этого мы живем, ради ничего. Если человек живет своей жизнью и при этом в его жизни не присутствует духовность (мы при этом не говорим про нашу духовность), если в его жизни не присутствует какой-либо настоящей духовности, то в итоге он жизнь живет ради ничего. Ничего не получает в итоге своей жизни, и мы все прекрасно это знаем.

(вторая часть)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Дхарини Сундари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Точная цитата такова: «В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания. Утром я погружаю свой разум в величественную философию Бхагавад-гиты, в сравнении с которой наш современный мир и его литература кажутся незначительными» (Генри Дэвид Торо).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования