«Рама-лила и Кришна-лила». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 18 января 1982 года, Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.0 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Рама-лила и Кришна-лила

(18 января 1982 года, Навадвип Дхам, Индия) 

 

Ученик: У меня есть сомнения. Наш Гурудев говорил: «Когда Господь Рамачандра присутствовал в этом мире, мудрецы молили Его о тесной связи с Ним. Так в своих следующих жизнях они явились как гопи». Как возможно, что гопи в своих прошлых рождениях были мудрецами, гьяни?

#00:00:30#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, мудрецами. Причина такова: сукрити, естество, врожденная природа. Речь идет о связи с измерением ниргуна. Мудрецам не присущ одинаковый темперамент. Одни мудрецы суть…

#00:00:52#

[шлока]

Судьба одних мудрецов — достижение ниргуна-измерения, их гьята- и агьята-сукрити ведет их в этом направлении, бессознательно для них самих.

#00:01:15#

Такова ситуация повсюду. Сукрити — наш поводырь. В конечном счете, благодаря сукрити устанавливается благоприятная связь, и мы можем избрать свой путь в жизни.

#00:01:36#

Ментально муни были склонны к мужской природе, им был присущ мужской темперамент, а также склонность к отречению и аскезам — такое смешанное явление было характерно для их сознания. Но каким-то образом, когда они увидели Рамачандру, то благодаря своему сукрити в них проснулось стремление не наслаждаться, но служить, иметь такого рода очень близкую связь, близкое служение Рамачандре. Рамачандра, хоть и Кришна внутри, но внешне Он — Рамачандра. И они внешне — муни, но внутреннее побуждение их таково: стремление обрести тесную связь, очень интенсивные семейные отношения с Господом.

#00:02:56#

Сердца многих женщин, когда они увидели Рамачандру, загорелись влечением к Нему, они пожелали служить Ему в качестве жен, но Рамачандра пообещал иметь только одну жену. Отец Рамачандры имел тысячи жен, однако Рамачандра женился лишь на одной женщине — такой была Его позиция. Рамачандра сказал им: «Да, вы испытываете влечение к Моему духовному телу. Вы стремитесь не наслаждаться, но служить, но это служение невозможно. В этом воплощении Я дал определенное обещание. Вы обретете желаемое в Кришна-аватаре. В этом случае это возможно». Сваям-Бхагаван пообещал одарить их подобным служением: «Ваше желание будет исполнено, когда Я низойду как Кришна». Так было устроено. В этом нет никакой аномалии, поскольку Кришна — сваям-рупа — изначальная Личность и квинтэссенция всех аватар. Это самое всеобъемлющее и самое тонкое измерение. Со всеми иными воплощениями связан частичный долг, но наиболее универсальный долг — привлекать всех и взаимодействовать со всеми, — подобное явление возможно лишь в Сваям-Бхагаване.

#00:05:15#

Существуют различные группы, которые гармонично сосуществуют. Ватсалья-раса, материнство, родительские отношения, дружба — каждый находится на своем месте и каждый на своем месте стремится служить Господу и любить Его. Однако изначальное, наиболее всеобъемлющее, тонкое и, можно сказать, самое либеральное измерение — это измерение Сваям-Бхагавана Кришны. В этом измерении даже переступаются правила, рамки наших представлений о морали. Господь выше закона, Он вне закона — настолько Он благ, настолько любящ, что закон не принимается в расчет. Понятие закона отсутствует — там в нем нет необходимости. Господь за пределами закона.

#00:06:33#

Лишь наше эго осмеливается навязывать Ему некий закон, но это тщетная попытка. Как много мы можем знать о Безграничном? Только диг-даршан, лишь указание направления. Мы можем сказать: «Нечто в этом роде». Утешительным можно считать такое понимание: «Нечто в этом роде». Однако мы имеем дело с Океаном. Объяснения на основе знания, с целью удовлетворить наш подозрительный ум, невозможны. Господь безграничен.

Харе Кришна!

#00:07:26#

В исключительных случаях можно видеть, когда у Рамачандры возникала потребность в помощи Гаруды, который в большей степени связан с Кришной, нежели Хануман, который связан с Рамачандрой. Однажды возникла такого рода необходимость на Ланке: Рамачандре пришлось вспомнить Гаруду, когда Он был связан змеями (нага-паша). Тогда Хануман сказал Ему: «Вспомни Своего слугу Гаруду». И когда Гаруда явился, змеи исчезли. Рамачандра был освобожден и Гаруда попросил Рамачандру о благосклонности: «Я знаю, Ты — мой Владыка, но служение Тебе как Рамачандре — исключительное право Твоего слуги Ханумана. Но если Ты доволен мной, то, пожалуйста, предстань передо мной сейчас в образе двапара-юга-аватары Кришны». Рамачандра отвечал ему на это: «Это можно устроить, но наедине». Тогда Гаруда создал своими крыльями нечто вроде шатра и там, под этим прикрытием, Рамачандра явил Себя в образе Кришны. Хануман, находясь рядом, не в силах был это терпеть.

#00:09:47#

Хануман также получил свой шанс в Двапара-югу, когда Гаруда отправился сорвать голубые лотосы. Эти лотосы находились в компетенции Ханумана, и Хануман стал игриво возражать Гаруде. Однако Гаруда не слушал его и тогда Хануман игриво подверг испытанию могущество Гаруды и очень быстро одолел его. Гаруда потерпел поражение в схватке с Хануманом, Хануман схватил Гаруду, засунул его подмышку, взял эти голубые лотосы и отправился в Двараку к Кришне. Кришна услышал: «Джая Рама! Джая Рама!»… Хануман всегда громко призывает Имя Рамы. «Джая Рама! Вся победа Раме!» Так Хануман вошел в Двараку, и Кришна знал, что Хануман желает видеть Рамачандру, он не желает видеть Кришну. Кришна попросил одну из Своих цариц принять образ Ситы и сесть слева от Него. «Я приму образ Рамачандры, — заявил Он, — поскольку Хануман сейчас будет здесь». Говорят, что Сатьябхама отказалась. Рукмини приняла образ Ситы и Хануман, явившись с голубыми лотосами, увидел Рамачандру и Ситу. То были Кришна и Рукмини. Сударшан же охранял ворота. Когда пришел Хануман, то Сударшан не позволил ему ступить на территорию Двараки, и тогда Хануман высунул палец, и палец стал настолько большим, что Сударшан, подобно кольцу, был нанизан на этот палец, а Гаруда был подмышкой Ханумана. Сатьябхама не могла принять образ Ситы, ей пришлось спрятаться за троном. Эти трое были горды. Кришна в этой лиле сокрушил их гордость.

#00:12:49#

Итак, Хануман пришел и Кришна в образе Рамачандры спросил:

— Что у тебя на пальце — круглая чакра, диск?

— Он [Сударшан] не позволял мне войти, поэтому я надел его на палец.

— А кто у тебя подмышкой?

— Птица. От этой птицы я услышал о том, что Тебе нужны голубые лотосы. Она не могла собрать их, я собрал эти лотосы и решил повидать Тебя.

— Освободи ее.

Гаруда был отпущен.

— А кто это, — спросил Хануман, — прячется за троном? Какая-то женщина.

Сатьябхама вышла из-за трона. Тщеславие, гордость этих троих были сокрушены по воле Кришны — такова лила. Хануман же получил возможность во время кришна-лилы увидеть Господа своего сердца, Владыку своего сердца — Рамачандру. Гаруда так же воспользовался преимуществом рама-лилы, чтобы обрести даршан Кришны на Ланке.

#00:14:32#

На юге [Индии] Махапрабху использовал следующий аргумент. Муни, дандакаранья-васи-риши, и шрути получили возможность принять участие в мадхура-раса-лиле Кришны, тогда как сама Лакшми Деви не получила такого доступа. Какова же причина этого? И тогда Вьенкатта Бхатта, отец Гопала Бхатты Госвами, был растерян, услышав это. «Я не в силах был представить, — сказал он, — что здесь сокрыты подобные глубины сиддханты, понимания».

#00:15:27#

«Мы просто знаем, что Лакшми — супруга Нараяны, а Кришна — воплощение Нараяны». Тогда Махапрабху возразил: «Нет, нет! Кришна выше Нараяны! Лакшми Деви получила привилегию полноты служения Нараяне. Но если это так, почему же она стремится к раса-лиле? Стало быть, в Нараяне есть некий недостаток, и то нечто, чего нет в Нараяне, есть в Кришне. Именно поэтому у Лакшми Деви возникло подобное желание, но она не обрела доступа». С другой стороны, муни, риши этот доступ получили, поскольку хотели войти туда через гопи, под руководством гопи. Они усвоили умонастроение гопи, тогда как Лакшми Деви, сохраняя свою божественную природу, хотела приблизиться к раса-лиле [напрямую], но это невозможно. Сама Лакшми Деви совершала аскезы, прилагая максимум усилий, чтобы обрести доступ, но была лишена такой возможности.

#00:17:09#

Но, с другой стороны, когда гопи встречают Нараяну, они выражают Ему почтение и прославляют Его. Они молят Его о сохранении своего влечения к Кришне, они не испытывают влечения к Нараяне. Нараяна лишен внутреннего очарования для них, тогда как Лакшми Деви внутренне очарована Кришной, раса-лилой. И мы можем таким образом решить: «Кто из Них где? Кришна и Нараяна: кто из Них занимает верховное положение?»

#00:17:51#

Аргументы Махапрабху всегда были основаны на здравом смысле. И в разговоре с санньяси Бенареса о том, является ли Шива Абсолютом, Махапрабху использовал в качестве аргумента Гангу. «Ганга, — сказал Он, — берет свое начало у стоп Нараяны, а Шива принимает эти воды Ганги на свою голову. Таким образом, решите, каково положение Нараяны и каково положение Шивы. Источник Ганги — божественные, лотосоподобные стопы Нараяны, а Шива принимает ее воды на свою голову. Так вы можете решить, каково положение Нараяны и Шивы». Шива — слуга. Ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ — так сказано в «Бхагаватам»1. Эта концепция — истинное представление о природе этих вещей. Махапрабху всегда использовал аргументы такого рода, основанные на здравом смысле. Так Он утверждал Свои позиции, различные идеи, превосходство различных концепций Божественности.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура!..

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар дас
Редактор: Традиш дас

 

1 «Господь Шамбху (Шива) — величайший из вайшнавов» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.16).

← «Практиковать бхакти». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Лахта, Cанкт-Петербург, 9 ноября 2013 года ·• Архив новостей •· «Будда — это Кришна». Бхакти Судхир Госвами. (Рус. субтитры). «Buddha is Krishna». Bhakti Sudhir Goswami. (In English) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования