«Гуру и ученик. Святое Имя. Сукрити и лаульям». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 16 февраля 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург



Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Гуру и ученик. Святое Имя. Сукрити и лаульям

(16 февраля 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Вопрос: Как понять, что ты готов выслушать наставления и принять духовного учителя, полностью вручить себя Гуру? Как понять, что ты готов к посвящению?

#00:00:33#

Мадхусудан Махарадж: А как мы узнаем, что мы голодны? Это естественная вещь.

#00:01:45#

Каким образом мы узнаем, что мы готовы принять наставления духовного учителя в своем сердце? Мы чувствуем себя беспомощными, беззащитными. Мы чувствуем, что наша жизнь бессмысленна, что мы полностью бесполезны. И в таком настроении мы, естественно, ищем руководства, ищем любви, ищем поддержки. Мы молим об этом точно так же, как, если бы мы находились в опасности. Мы ищем безопасного места, поэтому мы внутренне ищем, жаждем этой заботы, поддержки в настроении крайней беспомощности, отчаянья.

#00:03:25#

Когда нам представляют впервые концепцию Кришны, эту идею сознания Кришны как любящего, исполненного красоты Абсолюта, мы сразу же оцениваем эту идею, понимаем эту идею, но также мы понимаем, что сейчас мы находимся в далеко не лучшем состоянии, мы находимся во временном существовании, исполненном тревог и страданий. И, поняв все это, мы хотим проложить свой курс, найти дорогу к этой прекрасной подлинной реальности, хотим отправиться туда. И для того, чтобы сделать это, мы осознаем, что нам необходимо научиться почтению, смирению и уважению ко всем тем девушкам, юношам и тем, кто там находится, чтобы они дали нам свою милость и разрешение войти в эту священную землю.

#00:04:56#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что нам нужно использовать свой разум и способность рассуждать для того, чтобы правильно понять, перед кем все-таки стоит преклонить голову, кто действительно является проводником в высшую реальность, надежным проводником в высшую реальность, в которую мы стремимся.

#00:05:40#

Также мы должны подготовить самих себя. Мы знаем, что требуется от ученика, все эти четыре принципа: вегетарианство, отказ от азартных игр, от принятия опьяняющих веществ и незаконных сексуальных связей. Мы сами стараемся быть достойными, быть готовыми для путешествия в эту прекрасную реальность.

#00:06:15#

Нам нужно молиться Кришне, чтобы Он открыл нам путь к преданности, [указав] как именно я могу предаться.

#00:06:36#

По милости Кришны мы получаем Гуру, по милости Гуру мы получаем Кришну. Поэтому лучшим советом будет искренность, терпение, смирение и хорошее общение.

#00:07:35#

Мы должны подготовить себя, настроить себя правильно и вести здоровый образ жизни, с духовной точки зрения здоровый образ жизни. Так же, как человек, который здоров, естественным образом чувствует голод, точно так же, если у нас здоровая духовная жизнь, мы избегаем всех вещей, которые неблагоприятны для духовной жизни, то естественным образом у нас внутри проявится искренняя вера в путь служения из преданности.

#00:08:27#

Одним словом, если мы попытаемся быть здоровыми, если мы сделаем себя здоровыми для духовной жизни, к нам придет голод и разовьется настоящий аппетит к духовным истинам, к духовному руководству, и мы найдем то место, где мы можем служить и предаться.

#00:09:08#

Вопрос: Как найти духовного учителя и как избавиться от гордыни?

#00:09:22#

Мадхусудан Махарадж: С искренним сердцем, с открытыми очами мы будем искать Гуру.

#00:10:21#

Мы всегда в измерении веры находимся и существуем. В нашем конкретном случае нас вдохновили книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Мы изучали эти книги долгое время, и затем, зная также о том, как почитал Шрила Прабхупада своего шикша-гуру Шрилу Шридхара Махараджа, преклонялся перед ним, мы естественным образом развили также веру и в Шрилу Шридхара Махараджа. Таким образом мы пришли к его лотосоподобным стопам и посвятили свою жизнь в служении ему. Нужно использовать свой разум до некоторой степени, не полностью полагаться на свой разум. До определенной степени мы используем свой разум и способность рассуждать, чтобы понять, кто же является нашим духовным учителем.

#00:12:05#

По своему личному опыту, находясь долгое время в обществе Шрилы Гуру Махараджа и Гурудева, я могу со стопроцентной уверенностью сказать, что если вы примете руководство какого-то из учителей, которые следуют этой линии Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Гурудева, то вы обретете всю полноту духовного знания. В этом можно не сомневаться. Если духовный учитель где-то за пределами может получить часть истины или какую-то искаженную истину, но не полностью, то, предавшись этой ученической преемственности наших духовных наставников, вы, несомненно, обретете все, если будете следовать [их наставлениям].

#00:13:29#

В нашей линии преданности все безусловно представляют Шрилу Шридхара Махараджа, Шрилу Гурудева, Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду, Шрилу Сарасвати Тхакура. Используя наш открытый разум, очи и любящее, открытое сердце, мы можем найти свой путь в духовной жизни, предавшись кому-то из тех, кто представляет их. Безусловно, каждый имеет некий свой стиль, свои особенности согласно индивидуальности, но в целом все они представляют наших духовных учителей, а не самих себя. Поэтому нам нужно найти свое место в этой традиции, в этой преемственности.

#00:14:30#

И мы должны молиться Кришне, потому что по милости Кришны мы обретаем Гуру, и по милости Гуру мы обретаем Кришну.

#00:14:39#

И как не быть гордым? Такой практический способ: посмотрите на звездное небо [и осознайте], сколько звезд в небе и насколько вы маленькая пылинка во всем этом мироздании. И тогда у вас не будет повода особо гордиться собой.

#00:16:28#

Не так давно мы с Притху Прабху обсуждали один момент, который Притху Прабху усиленно пытался понять и о котором я на сто процентов знал, что он вне моей способности к пониманию. И в конце концов я привел ему такой пример: когда самолет садится на посадку, мы можем выглянуть в иллюминатор и рассмотреть, что там внизу, близко к земле. И мы видим здания, мы можем видеть дороги, автобусы, едущие по дорогам, отдельные машины, автомобили, но, как бы мы ни старались, мы не можем там разглядеть людей. Пока мы еще не слишком снизились, у нас такая картина открывается.

#00:17:16#

Я всего лишь человек на этой Земле, есть множество существ, которых мы не можем воспринять. Муравьев мы можем видеть своими глазами, а микроб мы вообще не можем видеть невооруженным глазом, только в микроскоп. И если мы будем думать о себе таким образом и представим себе (это не нечто воображаемое, а реальная обстановка дел), насколько [я] маленькая, ничтожная пылинка во всем огромном мироздании, то тогда у меня не будет ни одного повода возгордиться собой.

#00:18:49#

Читая вновь и вновь писания, книги Шрилы Шридхара Махараджа и Гурудева, нам постоянно встречается в этих книгах о горе эго или о колонии эго. Это эго закрывает от нас наше духовное существование, препятствует этому. Мы должны избавиться от эгрегора эго через оказание смирения, почтения, уважения, воспитывая в себе эти качества, а не занимаясь увеличением нашего престижа, карьерным ростом и всем остальным, это нечто противоположное. Развить прямо противоположные качества для того, чтобы устранить эго, не нужно быть в иллюзии, будто у нас нет никаких препятствий, оно [наше эго] заслоняет от нас духовный мир, поэтому для того, чтобы обойти эту гору, избавиться от нее, нам необходимо развить в себе эти качества: смирение, терпение, уважение.

#00:20:25#

Один из таких примеров гордости — когда у тебя есть Porsche, а у меня только «Лада», ты посматриваешь на меня свысока, потому что у тебя такая крутая машина. Но с точки зрения здравого смысла мы можем понять, что в этом мире очень быстро все меняется и очень скоро может у меня быть Porsche, а у тебя «Лада», поэтому нечем гордиться. Это один из видов материалистической гордыни, и, естественно, все такие представления нужно отбросить для того, чтобы стать достойным духовного существования.

#00:21:14#

Конечно, может быть, сейчас наша духовная жизнь поверхностна, что-то вроде детского сада.

#00:22:31#

Тем не менее мы склонны гордиться даже тем маленьким знанием Бхагавад-гиты или другим писанием, которое мы выучили, мы склонны гордиться этим и думать, что мы достигли всего. Хотя на самом деле даже то, что мы получили, это всего лишь маленькая, ничтожная часть того, что дали нам Гуру Махарадж и Гурудев, наши духовные наставники. Но, к сожалению, наша способность воспринять и передать это другим слишком мала. Мы получили от них очень немного, совсем немного, и тут нечем гордиться, если мы помним о том, каким сокровищем они на самом деле обладают и которое для нас еще закрыто. А с другой стороны, мы также должны понимать, что даже то маленькое богатство, которое мы все-таки получили от них, это их богатство, а не наше собственное. И мы должны всегда рассматривать это богатство как их собственность. Вот если бы мы не прочли книги Шрилы Прабхупады в свое время, от куда бы мы все знали? Мы прочли это у него, он дал нам это, и это принадлежит ему, принадлежит нашей гуру-варге. Поэтому мы не обладаем этим сокровищем, мы только заимствуем его, они одаривают им, это их дар, это не наше, нам нечем гордиться, абсолютно нечем.

#00:24:42#

Даже такие простые вещи, как, скажем, вегетарианство. Когда-то я жил в доме, где все были вегетарианцами, кроме меня. И, несмотря на то, что я жил в доме вегетарианцев, никто из них не смог меня убедить стать вегетарианцем. Я соприкоснулся с книгами Шрилы Прабхупады, прочел всего лишь три главы — я был убежден, что должен принять путь вегетарианства. Что же говорить о более высоких понятиях, даже такие элементарные нормы жизни, как всего лишь не принятие в пищу мяса, вегетарианство, даже это мы получили от наших духовных наставников. Это не потому, что мы такие умные и продвинутые, мы сами пришли к этому. Нам все было дано как великий дар.

#00:25:40#

Нечем гордиться. Все качества приходят только от Гуру. И даже то, что пришло от него, лишь маленькая незначительная часть того, что он на самом деле может дать.

#00:26:09#

Кришна не терпит никакой гордости в Своих преданных. Есть много примеров тому.

#00:26:35#

Данди Махарадж: Пример. Однажды Кришна отговорил пастухов Вриндавана поклоняться божеству Индре, царю небес. Индра пришел в страшный гнев и послал облака, чтобы затопить Вриндаван дождем. Когда все жители Вриндавана увидели это, они все побежали к Кришне и стали молиться Ему. У них не было никого другого, кроме Кришны, поэтому они вернулись к Нему. И Кришна поднял холм Говардхан над Своей головой и держал на мизинчике. И так держал семь дней, пока дождь не прошел. Когда Индра увидел это, он понял, что Кришна не кто иной, как сам Верховный Господь, и что он бросил Ему вызов. Поэтому Индра вместе со слоном Айраватой и коровой Сурабхи пришли на землю Вриндавана и поклонились Кришне. Индра вознес Ему покаяния в молитве, в которой он просил прощения за свои оскорбления, и благодарил Кришну за то, что гордыня его повержена. Так Кришна Своими поступками, Своими деяниями разрушил гордость царя небес.

#00:27:56#

Мадхусудан Махарадж: Есть такая английская поговорка: гордость приходит перед падением.

#00:28:05#

Вопрос: Что делать, когда пропадает желание читать маха-мантру на четках, хотя раньше оно было? При этом всегда есть желание ходить в храм, общаться с преданными, дома проводятся по возможности мини-программы, есть служение от преданных, которое всегда есть желание выполнять. По возможности получается слушать лекции, читать книги, всегда есть тяга к этому, но повторять мантру сложнее и сложнее, как будто заставляю себя делать это каждый день. Как обрести тягу и желание к повторению Святого Имени? Все чаще появляется мысль, что вера в духовного учителя, который дал инициацию, его слова, задания, наставления больше вдохновляют, чем Святое Имя.

#00:28:53#

Мадхусудан Махарадж: Но одно из самых важных наставлений духовного учителя заключается в повторении Святого Имени.

#00:29:18#

И поскольку вы совершаете все остальное, в том числе читаете книги, то прочтите ту главу «Чайтанья-чаритамриты», которая называется «Слава Харидаса Тхакура».

#00:29:41#

Это наставления из писаний, которые говорят о славе Святого Имени. Просто найдите в писаниях описания славы Святого Имени, и вы и все, кто их прочтет, получат огромное вдохновение к повторению [Святого Имени].

#00:30:21#

Книга «Према-виварта», которая недавно вышла (которую мы еще не перевели на русский язык, так что читайте на английском, если она у вас есть). В этой книге есть две главы о славе Святого Имени. Одна из них называется «Сокровенная истина о Святом Имени», а название второй я сейчас не помню, но в этих двух главах содержится множество прекрасных, изумительных стихов, в которых возвышенно прославляется Святое Имя.

#00:30:52#

Повторение и вникание в смысл «Шикшаштаки» также очень вдохновляет и дает нам столько надежды.

#00:31:35#

В «Упадешамрите», которую мы читали вчера, мы обсуждали один из стихов. Говорится, что по началу повторение Святого Имени кажется трудным процессом и сравнивается с горьким лекарством. Но по мере того, как мы воспеваем, мы все больше и больше ощущаем сладость Святого Имени, если мы воспеваем Его правильно и без оскорблений. Постепенно горечь уходит, и сокровище Святого Имени все ярче и ярче сияет в нас.

#00:32:37#

Гурудев часто говорил, что если мы не получаем плодов нашего воспевания, то причина этого может быть только одна: это оскорбления, которые мы совершаем в процессе воспевания. Поэтому каждому нужно очень сознательно относиться к этим десяти оскорблениям, знать о них и делать прямо противоположное этим оскорблениям.

#00:33:24#

Я рекомендую повторить и изучить «Шикшаштаку» и «Упадешамритам». Это две книги, которые мы должны хорошо знать. Этого хотели от нас Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж, чтобы мы хорошо знали, о чем говорится в этих произведениях. И они дают нам правильное руководство к подлинной духовной жизни и к избавлению от наших оскорблений.

#00:34:15#

Необходимо быть на светлой стороне — не только знать об оскорблениях, но и быть на противоположной [материальному миру] стороне реальности. Нужно молить Имя и стараться удовлетворить Его. Однажды Шрила Гуру Махарадж сказал: «Имя не будет довольно, если ты сделаешь это. Нужно понимать, что Имя — это личность. И одни наши поступки Его удовлетворяют, а другие расстраивают». Поэтому нужно поступать и стараться жить в соответствии с тем, чтобы удовлетворить Святое Имя, и тогда Оно постепенно проявит к нам Свою милость.

#00:34:58#

Маха-мантра — это наш друг. Нам нужно сознательно и очень внимательно относиться к тому, чтобы делать благоприятное для повторения маха-мантры, и старательно избегать того, что неблагоприятно для ее повторения.

#00:35:49#

Нужно практиковать в соответствии с этими молитвами, которые дает Шрила Рупа Госвами. В один прекрасный день, когда наше сердце полностью очистится, Святое Имя придет, чтобы танцевать на нашем языке. Оно придет из сердца на язык, прыгнет из сердца на язык. Поэтому не оставляйте попыток, продолжайте и продолжайте.

#00:36:36#

Мы часто слышали, что если мы повторяем, избегая оскорблений в настроении смирения к Гуру, если мы правильно следуем тому процессу, то в нашу жизнь придет столько много удивительного, столько много прекрасного. Это, несомненно, так, мы не можем отрицать это, потому что такова наша вера и все писания и наши духовные учителя говорят об этом.

#00:37:11#

У нас есть тому прекрасный пример: Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж.

#00:37:17#

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:37:37#

Вопрос: Духовный наставник в этом мире являет нам высшую реальность и в то же время может проявлять слабость, обусловленный человеческой природой, например, ошибиться в санскритской грамматике, что-то перепутать и т. д. Это явление может усиливаться, когда наставник стареет, болеет. Каково должно быть отношение последователя к таким «несовершенствам» учителя? Судить ли нам их или отвергать? Если принимать, то как?

#00:38:53#

Мадхусудан Махарадж: Наш самый лучший пример всегда — это Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж. Шрила Гурудев сказал: «Я никогда не смотрел на своего духовного учителя материальным взором. Я никогда не позволял себе думать о нем с материальной точки зрения. Если бы я позволил себе это, я, возможно, увидел бы множество материальных недостатков и прочего, но я запретил себе это делать. Я видел всегда только одну духовную природу моего духовного учителя». И это очень яркий и ясный пример. Если мы стараемся концентрироваться на позитивной, духовной, высшей стороне духовного наставника, если мы делаем это сознательно, используя все свои силы, весь свой разум, то тогда мы можем очень легко быть на духовной стороне реальности и отказаться от этого материального восприятия, которое мешает нам, из-за которого происходят все оскорбления.

#00:40:34#

Гуру Махарадж дал нам очень ясное понимание того, кто такой на самом деле Гуру. Если он носит зимнюю или летнюю одежду, он в старом или молодом теле, это не относится к его сущности. Его сущность, его подлинная природа — это тот духовный поток, который он представляет.

#00:41:06#

Мы не только не видим этих [материальных] недостатков, а также запрещаем себе даже помыслить о том, чтобы рассмотреть какие-то материальные недостатки нашего духовного учителя.

#00:41:32#

Это относится не только к Гуру, но и к вайшнавам, мы не хотим видеть никаких недостатков в вайшнавах.

#00:41:46#

Вместо этого мы занимаемся поисками недостатков в себе самих. Если уже у нас есть такая склонность искать недостатки, то начните с самого главного источника этих недостатков, то есть с самого себя.

Теперь, может, из аудитории какие-то вопросы есть?

#00:42:13#

Вопрос: Как такое явление, как лаульям, связано с сукрити. Обязательно ли это явление должно быть проявлено в служении и что вообще такое лаульям?

#00:42:54#

Мадхусудан Махарадж: Лаульям в целом — это жадность, жадное стремление к чему-то. Она может быть двух видов. Ложная, материальная лаульям: когда мы стремимся обрести что-то материальное, посмотрев рекламу. А есть духовная, истинная лаульям — это стремление, жадность к духовной жизни, служению в преданности. И, конечно, мы стремимся обрести настоящую лаульям.

#00:44:27#

Безусловно, один из самых важных моментов в духовной жизни, который позволяет нам увеличивать нашу веру, выращивать наше желание к служению в преданности, — это сукрити. Сукрити — это нечто вроде духовного банковского счета, который позволяет нам иметь такую горячую склонность служить, заниматься духовной практикой. И когда мы занимаемся служением, наше сукрити растет, на банковский счет поступают средства. Однако нужно избавиться от такого настроения, что мы делаем что-то только ради того, чтобы у нас копилось сукрити, иначе это будет куплей-продажей, отношениями карма-канды, а не чисто служением в преданности.

#00:45:46#

Мы должны иметь естественную склонность поклоняться преданным, естественную склонность служить божествам, естественную склонность слушать и служить духовному учителю. Это должно быть непритворным, бескорыстным, естественным чувством, и тогда точно так же естественно будет развиваться наша вера. Может быть, даже незаметно для нас самих мы будем увеличивать свое желание, склонность к севе. Сева даст нам еще большую севу.

#00:47:06#

Наш процесс служения в преданности, нашей веры описывается метафорически как повествование о бхакти-лате, лиане служения в преданности. Нам нужно удобрять почву, и, занимаясь духовной практикой, мы удобряем эту почву, из которой прорастает бхакти-лата. Естественно, мы счастливы, что она растет, однако опытный садовник не удовлетворяется только плодородностью почвы. Он также в свое время выпалывает все сорняки, которые могут задушить это растущее растение.

Переводчик: Шрила Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила: Ранга Деви Даси
Корректор: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  «О Бхактиведанте Свами Махарадже» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 августа 2000 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· “Procedure is Honour Prasadam, Remnants of the Lord.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 3 April 2007. Nabadwip Dham, India  →

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Гуру и ученик. Святое Имя. Сукрити и лаульям

(16 февраля 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Вопрос: Как понять, что ты готов выслушать наставления и принять духовного учителя, полностью вручить себя Гуру? Как понять, что ты готов к посвящению?

#00:00:33#

Мадхусудан Махарадж: А как мы узнаем, что мы голодны? Это естественная вещь.

#00:01:45#

Каким образом мы узнаем, что мы готовы принять наставления духовного учителя в своем сердце? Мы чувствуем себя беспомощными, беззащитными. Мы чувствуем, что наша жизнь бессмысленна, что мы полностью бесполезны. И в таком настроении мы, естественно, ищем руководства, ищем любви, ищем поддержки. Мы молим об этом точно так же, как, если бы мы находились в опасности. Мы ищем безопасного места, поэтому мы внутренне ищем, жаждем этой заботы, поддержки в настроении крайней беспомощности, отчаянья.

#00:03:25#

Когда нам представляют впервые концепцию Кришны, эту идею сознания Кришны как любящего, исполненного красоты Абсолюта, мы сразу же оцениваем эту идею, понимаем эту идею, но также мы понимаем, что сейчас мы находимся в далеко не лучшем состоянии, мы находимся во временном существовании, исполненном тревог и страданий. И, поняв все это, мы хотим проложить свой курс, найти дорогу к этой прекрасной подлинной реальности, хотим отправиться туда. И для того, чтобы сделать это, мы осознаем, что нам необходимо научиться почтению, смирению и уважению ко всем тем девушкам, юношам и тем, кто там находится, чтобы они дали нам свою милость и разрешение войти в эту священную землю.

#00:04:56#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что нам нужно использовать свой разум и способность рассуждать для того, чтобы правильно понять, перед кем все-таки стоит преклонить голову, кто действительно является проводником в высшую реальность, надежным проводником в высшую реальность, в которую мы стремимся.

#00:05:40#

Также мы должны подготовить самих себя. Мы знаем, что требуется от ученика, все эти четыре принципа: вегетарианство, отказ от азартных игр, от принятия опьяняющих веществ и незаконных сексуальных связей. Мы сами стараемся быть достойными, быть готовыми для путешествия в эту прекрасную реальность.

#00:06:15#

Нам нужно молиться Кришне, чтобы Он открыл нам путь к преданности, [указав] как именно я могу предаться.

#00:06:36#

По милости Кришны мы получаем Гуру, по милости Гуру мы получаем Кришну. Поэтому лучшим советом будет искренность, терпение, смирение и хорошее общение.

#00:07:35#

Мы должны подготовить себя, настроить себя правильно и вести здоровый образ жизни, с духовной точки зрения здоровый образ жизни. Так же, как человек, который здоров, естественным образом чувствует голод, точно так же, если у нас здоровая духовная жизнь, мы избегаем всех вещей, которые неблагоприятны для духовной жизни, то естественным образом у нас внутри проявится искренняя вера в путь служения из преданности.

#00:08:27#

Одним словом, если мы попытаемся быть здоровыми, если мы сделаем себя здоровыми для духовной жизни, к нам придет голод и разовьется настоящий аппетит к духовным истинам, к духовному руководству, и мы найдем то место, где мы можем служить и предаться.

#00:09:08#

Вопрос: Как найти духовного учителя и как избавиться от гордыни?

#00:09:22#

Мадхусудан Махарадж: С искренним сердцем, с открытыми очами мы будем искать Гуру.

#00:10:21#

Мы всегда в измерении веры находимся и существуем. В нашем конкретном случае нас вдохновили книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Мы изучали эти книги долгое время, и затем, зная также о том, как почитал Шрила Прабхупада своего шикша-гуру Шрилу Шридхара Махараджа, преклонялся перед ним, мы естественным образом развили также веру и в Шрилу Шридхара Махараджа. Таким образом мы пришли к его лотосоподобным стопам и посвятили свою жизнь в служении ему. Нужно использовать свой разум до некоторой степени, не полностью полагаться на свой разум. До определенной степени мы используем свой разум и способность рассуждать, чтобы понять, кто же является нашим духовным учителем.

#00:12:05#

По своему личному опыту, находясь долгое время в обществе Шрилы Гуру Махараджа и Гурудева, я могу со стопроцентной уверенностью сказать, что если вы примете руководство какого-то из учителей, которые следуют этой линии Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Гурудева, то вы обретете всю полноту духовного знания. В этом можно не сомневаться. Если духовный учитель где-то за пределами может получить часть истины или какую-то искаженную истину, но не полностью, то, предавшись этой ученической преемственности наших духовных наставников, вы, несомненно, обретете все, если будете следовать [их наставлениям].

#00:13:29#

В нашей линии преданности все безусловно представляют Шрилу Шридхара Махараджа, Шрилу Гурудева, Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду, Шрилу Сарасвати Тхакура. Используя наш открытый разум, очи и любящее, открытое сердце, мы можем найти свой путь в духовной жизни, предавшись кому-то из тех, кто представляет их. Безусловно, каждый имеет некий свой стиль, свои особенности согласно индивидуальности, но в целом все они представляют наших духовных учителей, а не самих себя. Поэтому нам нужно найти свое место в этой традиции, в этой преемственности.

#00:14:30#

И мы должны молиться Кришне, потому что по милости Кришны мы обретаем Гуру, и по милости Гуру мы обретаем Кришну.

#00:14:39#

И как не быть гордым? Такой практический способ: посмотрите на звездное небо [и осознайте], сколько звезд в небе и насколько вы маленькая пылинка во всем этом мироздании. И тогда у вас не будет повода особо гордиться собой.

#00:16:28#

Не так давно мы с Притху Прабху обсуждали один момент, который Притху Прабху усиленно пытался понять и о котором я на сто процентов знал, что он вне моей способности к пониманию. И в конце концов я привел ему такой пример: когда самолет садится на посадку, мы можем выглянуть в иллюминатор и рассмотреть, что там внизу, близко к земле. И мы видим здания, мы можем видеть дороги, автобусы, едущие по дорогам, отдельные машины, автомобили, но, как бы мы ни старались, мы не можем там разглядеть людей. Пока мы еще не слишком снизились, у нас такая картина открывается.

#00:17:16#

Я всего лишь человек на этой Земле, есть множество существ, которых мы не можем воспринять. Муравьев мы можем видеть своими глазами, а микроб мы вообще не можем видеть невооруженным глазом, только в микроскоп. И если мы будем думать о себе таким образом и представим себе (это не нечто воображаемое, а реальная обстановка дел), насколько [я] маленькая, ничтожная пылинка во всем огромном мироздании, то тогда у меня не будет ни одного повода возгордиться собой.

#00:18:49#

Читая вновь и вновь писания, книги Шрилы Шридхара Махараджа и Гурудева, нам постоянно встречается в этих книгах о горе эго или о колонии эго. Это эго закрывает от нас наше духовное существование, препятствует этому. Мы должны избавиться от эгрегора эго через оказание смирения, почтения, уважения, воспитывая в себе эти качества, а не занимаясь увеличением нашего престижа, карьерным ростом и всем остальным, это нечто противоположное. Развить прямо противоположные качества для того, чтобы устранить эго, не нужно быть в иллюзии, будто у нас нет никаких препятствий, оно [наше эго] заслоняет от нас духовный мир, поэтому для того, чтобы обойти эту гору, избавиться от нее, нам необходимо развить в себе эти качества: смирение, терпение, уважение.

#00:20:25#

Один из таких примеров гордости — когда у тебя есть Porsche, а у меня только «Лада», ты посматриваешь на меня свысока, потому что у тебя такая крутая машина. Но с точки зрения здравого смысла мы можем понять, что в этом мире очень быстро все меняется и очень скоро может у меня быть Porsche, а у тебя «Лада», поэтому нечем гордиться. Это один из видов материалистической гордыни, и, естественно, все такие представления нужно отбросить для того, чтобы стать достойным духовного существования.

#00:21:14#

Конечно, может быть, сейчас наша духовная жизнь поверхностна, что-то вроде детского сада.

#00:22:31#

Тем не менее мы склонны гордиться даже тем маленьким знанием Бхагавад-гиты или другим писанием, которое мы выучили, мы склонны гордиться этим и думать, что мы достигли всего. Хотя на самом деле даже то, что мы получили, это всего лишь маленькая, ничтожная часть того, что дали нам Гуру Махарадж и Гурудев, наши духовные наставники. Но, к сожалению, наша способность воспринять и передать это другим слишком мала. Мы получили от них очень немного, совсем немного, и тут нечем гордиться, если мы помним о том, каким сокровищем они на самом деле обладают и которое для нас еще закрыто. А с другой стороны, мы также должны понимать, что даже то маленькое богатство, которое мы все-таки получили от них, это их богатство, а не наше собственное. И мы должны всегда рассматривать это богатство как их собственность. Вот если бы мы не прочли книги Шрилы Прабхупады в свое время, от куда бы мы все знали? Мы прочли это у него, он дал нам это, и это принадлежит ему, принадлежит нашей гуру-варге. Поэтому мы не обладаем этим сокровищем, мы только заимствуем его, они одаривают им, это их дар, это не наше, нам нечем гордиться, абсолютно нечем.

#00:24:42#

Даже такие простые вещи, как, скажем, вегетарианство. Когда-то я жил в доме, где все были вегетарианцами, кроме меня. И, несмотря на то, что я жил в доме вегетарианцев, никто из них не смог меня убедить стать вегетарианцем. Я соприкоснулся с книгами Шрилы Прабхупады, прочел всего лишь три главы — я был убежден, что должен принять путь вегетарианства. Что же говорить о более высоких понятиях, даже такие элементарные нормы жизни, как всего лишь не принятие в пищу мяса, вегетарианство, даже это мы получили от наших духовных наставников. Это не потому, что мы такие умные и продвинутые, мы сами пришли к этому. Нам все было дано как великий дар.

#00:25:40#

Нечем гордиться. Все качества приходят только от Гуру. И даже то, что пришло от него, лишь маленькая незначительная часть того, что он на самом деле может дать.

#00:26:09#

Кришна не терпит никакой гордости в Своих преданных. Есть много примеров тому.

#00:26:35#

Данди Махарадж: Пример. Однажды Кришна отговорил пастухов Вриндавана поклоняться божеству Индре, царю небес. Индра пришел в страшный гнев и послал облака, чтобы затопить Вриндаван дождем. Когда все жители Вриндавана увидели это, они все побежали к Кришне и стали молиться Ему. У них не было никого другого, кроме Кришны, поэтому они вернулись к Нему. И Кришна поднял холм Говардхан над Своей головой и держал на мизинчике. И так держал семь дней, пока дождь не прошел. Когда Индра увидел это, он понял, что Кришна не кто иной, как сам Верховный Господь, и что он бросил Ему вызов. Поэтому Индра вместе со слоном Айраватой и коровой Сурабхи пришли на землю Вриндавана и поклонились Кришне. Индра вознес Ему покаяния в молитве, в которой он просил прощения за свои оскорбления, и благодарил Кришну за то, что гордыня его повержена. Так Кришна Своими поступками, Своими деяниями разрушил гордость царя небес.

#00:27:56#

Мадхусудан Махарадж: Есть такая английская поговорка: гордость приходит перед падением.

#00:28:05#

Вопрос: Что делать, когда пропадает желание читать маха-мантру на четках, хотя раньше оно было? При этом всегда есть желание ходить в храм, общаться с преданными, дома проводятся по возможности мини-программы, есть служение от преданных, которое всегда есть желание выполнять. По возможности получается слушать лекции, читать книги, всегда есть тяга к этому, но повторять мантру сложнее и сложнее, как будто заставляю себя делать это каждый день. Как обрести тягу и желание к повторению Святого Имени? Все чаще появляется мысль, что вера в духовного учителя, который дал инициацию, его слова, задания, наставления больше вдохновляют, чем Святое Имя.

#00:28:53#

Мадхусудан Махарадж: Но одно из самых важных наставлений духовного учителя заключается в повторении Святого Имени.

#00:29:18#

И поскольку вы совершаете все остальное, в том числе читаете книги, то прочтите ту главу «Чайтанья-чаритамриты», которая называется «Слава Харидаса Тхакура».

#00:29:41#

Это наставления из писаний, которые говорят о славе Святого Имени. Просто найдите в писаниях описания славы Святого Имени, и вы и все, кто их прочтет, получат огромное вдохновение к повторению [Святого Имени].

#00:30:21#

Книга «Према-виварта», которая недавно вышла (которую мы еще не перевели на русский язык, так что читайте на английском, если она у вас есть). В этой книге есть две главы о славе Святого Имени. Одна из них называется «Сокровенная истина о Святом Имени», а название второй я сейчас не помню, но в этих двух главах содержится множество прекрасных, изумительных стихов, в которых возвышенно прославляется Святое Имя.

#00:30:52#

Повторение и вникание в смысл «Шикшаштаки» также очень вдохновляет и дает нам столько надежды.

#00:31:35#

В «Упадешамрите», которую мы читали вчера, мы обсуждали один из стихов. Говорится, что по началу повторение Святого Имени кажется трудным процессом и сравнивается с горьким лекарством. Но по мере того, как мы воспеваем, мы все больше и больше ощущаем сладость Святого Имени, если мы воспеваем Его правильно и без оскорблений. Постепенно горечь уходит, и сокровище Святого Имени все ярче и ярче сияет в нас.

#00:32:37#

Гурудев часто говорил, что если мы не получаем плодов нашего воспевания, то причина этого может быть только одна: это оскорбления, которые мы совершаем в процессе воспевания. Поэтому каждому нужно очень сознательно относиться к этим десяти оскорблениям, знать о них и делать прямо противоположное этим оскорблениям.

#00:33:24#

Я рекомендую повторить и изучить «Шикшаштаку» и «Упадешамритам». Это две книги, которые мы должны хорошо знать. Этого хотели от нас Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж, чтобы мы хорошо знали, о чем говорится в этих произведениях. И они дают нам правильное руководство к подлинной духовной жизни и к избавлению от наших оскорблений.

#00:34:15#

Необходимо быть на светлой стороне — не только знать об оскорблениях, но и быть на противоположной [материальному миру] стороне реальности. Нужно молить Имя и стараться удовлетворить Его. Однажды Шрила Гуру Махарадж сказал: «Имя не будет довольно, если ты сделаешь это. Нужно понимать, что Имя — это личность. И одни наши поступки Его удовлетворяют, а другие расстраивают». Поэтому нужно поступать и стараться жить в соответствии с тем, чтобы удовлетворить Святое Имя, и тогда Оно постепенно проявит к нам Свою милость.

#00:34:58#

Маха-мантра — это наш друг. Нам нужно сознательно и очень внимательно относиться к тому, чтобы делать благоприятное для повторения маха-мантры, и старательно избегать того, что неблагоприятно для ее повторения.

#00:35:49#

Нужно практиковать в соответствии с этими молитвами, которые дает Шрила Рупа Госвами. В один прекрасный день, когда наше сердце полностью очистится, Святое Имя придет, чтобы танцевать на нашем языке. Оно придет из сердца на язык, прыгнет из сердца на язык. Поэтому не оставляйте попыток, продолжайте и продолжайте.

#00:36:36#

Мы часто слышали, что если мы повторяем, избегая оскорблений в настроении смирения к Гуру, если мы правильно следуем тому процессу, то в нашу жизнь придет столько много удивительного, столько много прекрасного. Это, несомненно, так, мы не можем отрицать это, потому что такова наша вера и все писания и наши духовные учителя говорят об этом.

#00:37:11#

У нас есть тому прекрасный пример: Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж.

#00:37:17#

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:37:37#

Вопрос: Духовный наставник в этом мире являет нам высшую реальность и в то же время может проявлять слабость, обусловленный человеческой природой, например, ошибиться в санскритской грамматике, что-то перепутать и т. д. Это явление может усиливаться, когда наставник стареет, болеет. Каково должно быть отношение последователя к таким «несовершенствам» учителя? Судить ли нам их или отвергать? Если принимать, то как?

#00:38:53#

Мадхусудан Махарадж: Наш самый лучший пример всегда — это Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж. Шрила Гурудев сказал: «Я никогда не смотрел на своего духовного учителя материальным взором. Я никогда не позволял себе думать о нем с материальной точки зрения. Если бы я позволил себе это, я, возможно, увидел бы множество материальных недостатков и прочего, но я запретил себе это делать. Я видел всегда только одну духовную природу моего духовного учителя». И это очень яркий и ясный пример. Если мы стараемся концентрироваться на позитивной, духовной, высшей стороне духовного наставника, если мы делаем это сознательно, используя все свои силы, весь свой разум, то тогда мы можем очень легко быть на духовной стороне реальности и отказаться от этого материального восприятия, которое мешает нам, из-за которого происходят все оскорбления.

#00:40:34#

Гуру Махарадж дал нам очень ясное понимание того, кто такой на самом деле Гуру. Если он носит зимнюю или летнюю одежду, он в старом или молодом теле, это не относится к его сущности. Его сущность, его подлинная природа — это тот духовный поток, который он представляет.

#00:41:06#

Мы не только не видим этих [материальных] недостатков, а также запрещаем себе даже помыслить о том, чтобы рассмотреть какие-то материальные недостатки нашего духовного учителя.

#00:41:32#

Это относится не только к Гуру, но и к вайшнавам, мы не хотим видеть никаких недостатков в вайшнавах.

#00:41:46#

Вместо этого мы занимаемся поисками недостатков в себе самих. Если уже у нас есть такая склонность искать недостатки, то начните с самого главного источника этих недостатков, то есть с самого себя.

Теперь, может, из аудитории какие-то вопросы есть?

#00:42:13#

Вопрос: Как такое явление, как лаульям, связано с сукрити. Обязательно ли это явление должно быть проявлено в служении и что вообще такое лаульям?

#00:42:54#

Мадхусудан Махарадж: Лаульям в целом — это жадность, жадное стремление к чему-то. Она может быть двух видов. Ложная, материальная лаульям: когда мы стремимся обрести что-то материальное, посмотрев рекламу. А есть духовная, истинная лаульям — это стремление, жадность к духовной жизни, служению в преданности. И, конечно, мы стремимся обрести настоящую лаульям.

#00:44:27#

Безусловно, один из самых важных моментов в духовной жизни, который позволяет нам увеличивать нашу веру, выращивать наше желание к служению в преданности, — это сукрити. Сукрити — это нечто вроде духовного банковского счета, который позволяет нам иметь такую горячую склонность служить, заниматься духовной практикой. И когда мы занимаемся служением, наше сукрити растет, на банковский счет поступают средства. Однако нужно избавиться от такого настроения, что мы делаем что-то только ради того, чтобы у нас копилось сукрити, иначе это будет куплей-продажей, отношениями карма-канды, а не чисто служением в преданности.

#00:45:46#

Мы должны иметь естественную склонность поклоняться преданным, естественную склонность служить божествам, естественную склонность слушать и служить духовному учителю. Это должно быть непритворным, бескорыстным, естественным чувством, и тогда точно так же естественно будет развиваться наша вера. Может быть, даже незаметно для нас самих мы будем увеличивать свое желание, склонность к севе. Сева даст нам еще большую севу.

#00:47:06#

Наш процесс служения в преданности, нашей веры описывается метафорически как повествование о бхакти-лате, лиане служения в преданности. Нам нужно удобрять почву, и, занимаясь духовной практикой, мы удобряем эту почву, из которой прорастает бхакти-лата. Естественно, мы счастливы, что она растет, однако опытный садовник не удовлетворяется только плодородностью почвы. Он также в свое время выпалывает все сорняки, которые могут задушить это растущее растение.

Переводчик: Шрила Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила: Ранга Деви Даси
Корректор: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования