«Шри Кришна как высочайшая истина (пара-таттва)». Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

Шри Кришна как высочайшая истина (пара-таттва)

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из пятого номера XXVI тома за октябрь 1928 года)

 

«Шри Чайтанья-чаритамрита» дает следующее описание (амнаю) Шри Кришны:

мукхйа-гаун̣а-вр̣тти, ким̇ва̄ анвайа-вйатиреке
ведера пратиджн̃а̄ кевала кахайе кр̣ш̣н̣аке

«Все Веды представляют только Кришну, иногда прямо, иногда косвенно, иногда аналитическим, а иногда синтетическим способом, однако все, о чем они говорят, это лишь Кришна и ничего кроме Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.146).

свайам̇ бхагава̄н кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а сарва̄ш́райа
парама ӣш́вара кр̣ш̣н̣а сарва-ш́а̄стре кайа

«Кришна — это сам Господь. Кришна — основа всего. Все богооткровенные писания описывают Шри Кришну как Всевышнего» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.106).

адвайа-джн̃а̄на таттва-васту кр̣ш̣н̣ера сварӯпа
брахма, а̄тма̄, бхагава̄н — тина та̄н̇ра рӯпа

«По Своей природе Кришна является недвойственным (адвайа) знанием и Высшим Существом, выступающим как Объект всего знания. Брахман, Параматма и Бхагаван (Бог как Владыка всех высших сил и совершенств) — три аспекта Его Личности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.65).

веда, бха̄гавата, упаниш̣ат, а̄гама
‘пӯрн̣а-таттва’ йа̄н̇ре кахе, на̄хи йа̄н̇ра сама

«Веды, “Бхагаватам”, Упанишады и агамы утверждают, что Он — совершенный Объект всего знания, не имеющий Себе равных» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.24).

бхакти-йоге бхакта па̄йа йа̄н̇ха̄ра дарш́ана
сӯрйа йена савиграха декхе дева-ган̣а

«Благодаря своему любовному служению преданные Кришны видят Его, в точности как обитатели рая видят божество Солнца» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.25).

джн̃а̄на-йога-ма̄рге та̄н̇ре бхадже йеи саба
брахма-а̄тма-рӯпе танре каре анубхава

«Те же, кто поклоняется Кришне на пути йоги или пути знания, воспринимают Его как Высшую Душу (Параматму) и как Высший Брахман соответственно» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.26).

Следующие тесты шастр подкрепляют утверждения «Шри Чайтанья-чаритамриты» о Всевышнем. В «Шветашватара-упанишаде» (5.4) говорится: «Ему поклоняются все. Он оберегает существование всякого рожденного существа». В «Шримад-Бхагаватам» сказано:

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам

«Все эти аватары, описанные выше, — или проявления Маха-Вишну, возлежащего в причинном океане (карнарнаба), или особые проявления Бога, приходящие по Его воле. Однако Шри Кришна, сын Нанды, — сам изначальный Всевышний» (1.3.28).

В Бхагавад-гите (7.7 и 15.15) говорится: «О Дхананьджая, нет никого выше Меня», и «Я Объект познания всех Вед». «Шри Гопала-тапани-упанишад» (Пурбатапани, 21) утверждает: «Лишь Шри Кришна — Всевышний. Таково высшее положение Шри Кришны. Медитируйте на Кришну, воспевайте Его Имя, служите и поклоняйтесь Ему одному. Пронизывая все мироздание, Кришна является Владыкой всего, и лишь Ему всем следует поклоняться. Будучи единым и неделимым, Он проявляет Себя в великом множестве форм, таких как Матсья (Рыба), Курма (Черепаха) и т. д., Васудева, Санкаршана и т. д., Пуруша причинного океана и т. д. Лишь такие возвышенные личности, как Шукадев, которые поклоняются святому облику Бога, пребывающему в духовном царстве, достигают состояния вечного блаженства. Однако для тех, кто поклоняется Высшему Брахману и Параматме, это блаженство недостижимо».

Далее это объясняется в «Карике»: «Лишь Шри Кришна — Господь всех владык. Высшая Душа — Его частичное проявление. Высший Брахман — сияние Его тела. Нараяна, Владыка Паравьомы, — проявление Его верховного могущества. Так утверждается в Ведах и шастрах, поэтому в этом не должно быть никаких сомнений».

В «Тайттирия-упанишад» (2.1) содержится следующее изречение: «Брахман — это сама Истина, духовный и безграничный принцип. Параматма — это Высшее Существо, всегда пребывающее в сокровенной области сердца каждого существа как Наблюдающий. Нараяна пребывает в Паравьоме или Вайкунтхе (трансцендентном духовном царстве). Любой, кто понимает это, обретает все блаженство в присутствии Бипасчит (обладающего высшим знанием) Брахмы [то есть Шри Кришны, который является Высшим Брахмой (дословно: «опытным в божественном знании, эрудитом»)]». Это обладание высшим знанием или ученостью — одно из главных шестидесяти четырех качеств Шри Кришны. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.11—17) приводится список всех этих качеств:

«Герой Кришна (1) имеет прекрасную внешность, (2) на Его теле можно обнаружить все благоприятные знаки, (3) от Его чарующего облика невозможно оторвать глаз, (4) Он обладает выдающимися личностными качествами, (5) Он силен, (6) Он вечно юн, (7) знаток всевозможных языков, (8) правдив, (9) приятный собеседник, (10) красноречив, (11) высокообразован, (12) очень разумен, (13) гениален, (14) артистичен, (15) необычайно умел, (16) искусен в делах, (17) благодарен, (18) обладает непреклонной решимостью, (19) прекрасно понимает, как следует поступить согласно времени, месту и обстоятельствам, (20) смотрит на все через призму Вед, (21) чист, (22) контролирует Свои чувства, (23) невозмутим, (24) владеет Собой, (25) всепрощающ, (26) сдержан, (27) настойчив, (28) беспристрастен, (29) щедр, (30) благочестив, (31) отважен, (32) милостив, (33) почтителен, (34) радушен, (35) добр, (36) скромен, (37) защищает тех, кто зависит от Него, (38) счастлив, (39) радушен к Своим преданным, (40) покоряется любви, (41) радеет за всеобщее счастье, (42) вызывает трепет и благоговение, (43) знаменит, (44) всеобщий любимец, (45) принимает сторону добра, (46) покоряет сердца женщин, (47) объект всеобщего поклонения, (48) обладает всеми достояниями, (49) владыка всех живых существ, (50) обладает безграничным великодушием.

Всеми этими вышеописанными качествами Шри Кришна обладает сполна, тогда как в дживах они проявлены лишь в крайне незначительной степени. Только в Кришне все они обретают полноту и совершенство. Существуют также пять качеств в дополнение к пятидесяти описанным выше, которые можно обнаружить в Шиве и других, кто обладает высочайшей божественной природой. Эти качества таковы: (1) Его внутренняя природа всегда остается неизменной, (2) Он всеведущ, (3) постоянно проявляет новые удивительные черты характера, (4) Его тело исполнено вечности, знания и блаженства (сат-чит-ананда), (5) обладает всеми мистическими совершенствами. В дополнение к этим пятидесяти пяти качествам есть еще пять качеств, которые можно обнаружить в Господе Нараяне: (1) Он повелевает непостижимыми энергиями, (2) Его тело — прибежище бесчисленных вселенных, (3) Он — источник всех аватар, (4) убивая Своих врагов, Он дарует им освобождение, (5) Он способен привлекать освобожденные души, которые черпают радость внутри себя. Помимо всех этих шестидесяти божественных качеств Шри Кришна обладает еще четырьмя уникальными качествами: (1) Он являет нескончаемый поток удивительных и чудесных игр, (2) всегда окружен Своими преданными, испытывающими к Нему необыкновенную и восхитительную любовь, (3) Своей игрой на флейте Он способен покорить сердца всех живых существ во всех вселенных, (4) обладает необыкновенной и пленительной красотой, которая привлекает всех, и с которой ничто не может даже сравниться. На различие между Нараяной и Шри Кришной указывает эпитет «бипасчит», приведенный в процитированном выше стихе из «Тайттирия-упанишад». Кришна — это бипасчит Брахман. Он выше Брахмана, который олицетворяет Собой безграничную славу Кришны, освещающую все трансцендентным светом. По этой причине Высший Брахман описывается на основании таких божественных качеств, как истина, знание и безграничность. Также Брахман не следует отождествлять с Параматмой (Высшей Душой), что явственно следует из слов самого Шри Кришны, содержащихся в Бхагавад-гите:

атха ва̄ бахунаитена
ким̇ джн̃а̄тена тава̄рджуна
виш̣т̣абхйа̄хам идам̇ кр̣тснам
эка̄м̇ш́ена стхито джагат

«Арджуна, разве могу Я еще что-то сказать? Частичкой Себя Я пронизываю все эти безграничные вселенные, присутствуя в них как Высшая Душа» (10.42).

Высшая Душа (Параматма) — это сокровенный контролирующий принцип во вселенной, обладающий высшим сознанием. Это один из аспектов Шри Кришны. Высший Брахман — это ослепительное сияние, исходящее от Кришны, что прекрасно описано в «Брахма-самхите»:

йасйа прабха̄ прабхавато джагад-ан̣д̣а-кот̣и-
кот̣иш̣в аш́еш̣а-васудха̄ди-вибхӯти-бхиннам
тад-брахма ниш̣калам анантам аш́еш̣а-бхӯтам̇
говиндам а̄ди пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми

«Я поклоняюсь изначальному Господу, Говинде, поскольку Его сила и сияние — источник описанного в Упанишадах безличного Брахмана, существующего за пределами этого мира с его миллионами планет и уровней бытия, таких как Земля, предстающий как неделимая, бесконечная Абсолютная Истина» (5.40).

Комментируя это положение, «Карика» утверждает: «В святом облике Шри Кришны, исполненном вечного существования, знания и блаженства, нет никакого различия между телом и Обитателем этого тела, между качествами и Обладающим этими качествами, которое мы обнаруживаем в дживах, обусловленных материальными телами. В Высшей Личности Абсолюта знание тела тождественно Обладающему телом, а качества идентичны тому Существу, которому они принадлежат. Но несмотря на то, что подлинное «Я» Шри Кришны пребывает в особом месте и имеет средние размеры, при этом Он существует повсюду во всей Своей полноте». В конце «Брихад-араньяка-упанишад» (глава 5, «пурнамадах...») утверждается: «Из полного Источника всех аватаров исходят аватары, которые также обладают всей полнотой божественных качеств. Несмотря на то, что наделенные всеми божественными совершенствами аватары исходят из совершенного Источника аватаров, сам божественный Источник не истощается ни на йоту, сохраняя полноту Своего совершенства. Подобным же образом завершение трансцендентных деяний аватаров не приводит к возрастанию полноты Источника».

В «Нарада-панчаратре» содержится следующее заключение: «Господь обладает святым обликом, который исполнен таких божественных качеств, как всеведение и свобода от любых недостатков. Тело Господа само по себе не лишено сознания, подобно физическим телам обусловленных существ, а также не подвержено череде тройственных состояний: рождению, жизни и смерти. Напротив, тело Всевышнего обладает всей полнотой сознания, лишено материальных качеств, трансцендентно и исполнено духовного блаженства, или, иными словами, каждая часть Его тела обладает собственной чистой радостью. Что касается Господа, в Нем нет никаких различий между телом и его Обладателем, качествами и Тем, кто наделен этими качествами».

Как становится ясно из приведенных выше изречений священных писаний, Шри Кришна обладает телом, которое во всем тождественно Ему самому и наделено качествами вечного существования, знания и блаженства. Он — основа Высшего Брахмана. Шри Кришна — Высший Повелитель всех, кто обладает властью.

(продолжение следует)

Автор неизвестен
Перевод на русский: Вриндавана Чандра дас
Редактор: Традиш дас



Shri Krishna is the Ultimate Principle (Para-tattva)

Journal 'The Harmonist'
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 5, Vol. XXVI, October 1928)

 

SHRI Chaitanya Charitamrita has the following transmitted word (amnaya) regarding Shri Krishna (Madhya, 20.146),—“The Vedas everywhere expound Krishna only, sometimes directly, sometimes indirectly, in some parts by the synthetic or positive method elsewhere by the differential or negative method,—but they always expound Krishna and nothing except Krishna.” And again (Adi, 2.106, 2.65, 2.24—26), “Krishna is Godhead Himself. Krishna is the support of all. Krishna is the Supreme Lord. This is the declaration of the shastras. In His own proper self Krishna is non-bifurcial (advaya) knowledge and also the Entity that is the Object of knowledge. Brahma (the Great), the supreme soul (Paramatma) and Bhagaban (God as Possessor of supreme power and majesty) are His three different forms. The Vedas, Bhagabat, Upanishad and agama declare Him to be the complete Object of Knowledge, Who has no equal, Who is seen by devotees by the process of loving service in the same manner as the sun's own form, as distinct from its rays and the luminous ball, is visible to the devas. Those who worship Krishna by the methods of yoga and empiric knowledge realize Him as the Supreme Soul (Paramatma) and Brahma (the undifferentiated Great One) respectively.

The following texts of the shastras bear out the above statements of the Shri Chaitanya Charitamrita regarding the characteristics of the Supreme, Lord. The Shvetashvetar Upanishad (5.4 mantra) says, “That He is worshipped by all. He is present as the supporter of existence of every entity that has birth.” Whence in the Bhagabat (1.3.28) we have it that “The Avatars whose activities have heretofore been described are some of them fractional parts of Maha-Vishnu Who reposes in the causal Ocean (karnarnaba), while the others are manifestations by Divine superimposition. But Krishna, the Son of Nanda is the Godhead Himself.” The Geeta (7.7 & 15.15) says, “O Dhananjaya, there is no one higher than Myself.” “I am the Object of knowledge of all the Vedas.” Shri Gopal-tapani Upanishad (Purbatapani-mantra, 21) declares that “Therefore Shri Krishna alone is the Supreme Lord. Such is Krishna. Meditate on Krishna, chant only His Name, serve and worship Him alone. Krishna Who is all-pervasive, is the Lord of all, should alone be worshipped by all. Although He is one yet He manifests Himself in many Forms such as the fish, Tortoise etc., Vasudeva, Samkarshan etc., the Purusha of the Ocean of cause, He of the ocean of conception etc. Those equable personages, like Shukadeva, who worship God’s holy Image resident in His proper realm are alone enabled to attain the state of eternal bliss. None of those who worship Brahma (the Great) or Paramatma (Supreme Soul) obtain such bliss.” This is still further explained by the Karika, “Sri Krishna alone is the only Lord of all lords. The supreme soul is a fractional part of Him. Brahma is the glow of His body. Narayana, the Lord of parabyom, is the manifestation of His Majesty as the Sovereign paramount. There is not the least doubt regarding this as it is specifically declared by the Vedas and the shastras.” The Taittiriya Upanishad contains the following (2.1),—“Brahma is the Truth Itself, the spiritual and limitless principle. The Paramatma is the Entity that always abides in the innermost recess of the heart as seer of the heart. Narayana is located in parabyom or Vaikuntha (i.e. the transcendental realm). One who knows this attains all blessing in the presence of Bipaschit (possessed of superior knowledge) Brahma [i.e. Shri Krishna Who is the superior (or, literally, ‘versed in the Divine lore, erudite’) Brahma].” This possession of superior knowledge or learning is one of the principal of the sixty-four qualities of Shri Krishna. This list of His qualities is given below. (Bhakti Rasamrita Sindhu, D. B., 1.11—17):

“The hero Krishna is (1) of a most pleasing appearance, (2) possessed of all auspicious features, (3) very beautiful, (4) possessed of force of personality, (5) strong, (6) in the first bloom of youth, (7) versed in various and strange languages, (8) truthful, (9) agreeable in speech, (10) skilled in speech, (11) a good scholar, (12) intelligent, (13) possessed of genius, (14) full of humour, (15) clever, (16) skilful, (17) grateful, (18) very firm of resolve, (19) acquainted with the nature of the place, time and person, (20) possessed of the shastric vision, (21) pure, (22) the master of His senses, (23) calm, (24) self-controlled; (25) forgiving, (26) profound (reserved), (27) patient (persevering), (28) impartial, (29) generous, (30) pious (31) heroic, (32) merciful (33) ready to honour others, (34) open-handed, (35) gentle, (36) bashful, (37) the supporter of His dependents, (38) happy, (39) friend of His devotees, (40) liable to be won by love, (41) the promoter of the happiness of all, (42) aweinspiring, (43) possessed of fame, (44) beloved of the people, (45) partial to the good, (46) winner of the hearts of females, (47) worshipped by all, (48) opulent, (49) superior to all, and (50) possessed of kingly magnificence.

The above qualities are found in Krishna in vast measure. Rarely they are also found to exist in jivas but in a very, very small degree. All of them are fully manifest in Krishna. There are five other qualities which are found in Shiva and others who possess partially Divine natures, in addition to the above fifty. These five ultra qualities are (1) the characteristic of always existing in one’s own proper condition, (2) omniscience, (3) perpetual newness, (4) the possession of the full concentrated blisses of existence, self-consciousness and joy, and (5) control over all success. In addition to the above fifty-five qualities there are five more to be found in Narayana viz. (1) inconceivably great power, (2) a body that accommodates billions of worlds, (3) the germ from which spring all the Avatars, (4) the power of bestowing salvation to slain enemies and (5) the capacity of attracting those who are contented with the joys of their own selves. There are four more wonderful qualities in Krishna viz. (1) the surging ocean of the most wonderful and exquisite pastimes, (2) the circle of His beloved ones hallowed by matchless, delicious love, (3) the profuse strain of the music of His flute that draws to itself the minds of all the dwellers of the three worlds, and (4) the beauty of His form that has neither equal nor superior and which is the greatest marvel to all things animate and inanimate. The difference between Narayana and Shri Krishna is indicated by the epithet ‘bipaschit’ in the passage of the Taittiriya quoted above. Krishna is ‘bipaschit’ Brahma. He is superior to Brahma who is identical with the immensity of the praises of Krishna that lights up every place in the form of transcendental brightness. For this reason Brahma is specifically defined in the same passage by the qualities of truth, knowledge and infinitude. Brahma should not also be identified with the Paramatma (the Supreme Soul) which is differentiated by the words of Shri Krishna Himself in the Geeta (10.42), “O Arjuna, what more need I say? A part of Myself entering the boundless universe exists as the Supreme Soul.” The Supreme Soul is the internal, self-conscious regelating principle of the universe. It is one aspect of Shri Krishna. That Brahma is the radiance emanating from Krishna is stated explicitly in the Brahma Samhita (5.40),—“I worship the primal Person Govinda from Whose radiance has sprung the un-specificable Brahma of the Upanishads who appeals as the unified, infinite, endless principle as different from the billions of crores of shining manifestations that are comprised in the great sphere of the universe.” The Karika commenting them this says, “In the holy form of Shri Krishna which comprises existence, self-consciousness and bliss there exist no such differences as those between the body and the inhabitant of the body, between the quality and the possessor of the quality, that am found in the case of jivas with material bodies. In the Person of the Absolute knowledge the Body is the same as the Possessor of the Body, the Quality is identical with the Entity to which it belongs. Krishna’s own proper Self notwithstanding its specific location and medium dimension, exists everywhere in all its fullness.” The last point is affirmed by the Brihadaranyaka (ch. 5, ‘purnamadah…’ etc). “From the plenary Source of avatars the Avatar himself makes his appearance who also possesses the quality of fullness. By such appearance of the Avatar who is fully divine from the full Source of avatars in fulfilment of the lila of the Divinity the Source is not depleted of Its plenary character in any way but retains the quality of undiminished fullness. Similarly on the cessation of the transcendental activities of the avatars there is no increase in the quality of fullness of the Source.”

The Narada-Pancharatra contains the following, “God has a holy Form of His own which is full of the qualities of freedom from defect, omniscience, etc., etc. The Body of God is not devoid of self-consciousness like physical bodies, nor is It characterized by the triple conditions of birth, life and death. On the contrary His Body is self-conscious, free from all material qualities, transcendental and full of spiritual bliss, or in other words, every Limb of His is unmixed joy itself. All through there exist no differences as between the body and its possessor, quality and substance, self and non-elf, being Itself the Supreme Soul.”

It will appear from the above that the scriptures declare Shri Krishna to be possessed of a Body of His own which consists of the principle of existence, cognition and bliss. He is the Supreme support of Brahma and He is the Lord of all those who possess any authority.

(to be continued)

The author is unknown

 

 

← «Как служить Кришне?» Простые сладостные истины (часть 13). Цикл неформальных бесед со Шрилой Б. С. Говиндой Дев-Госвами Махараджем ·• Архив новостей •· «Оригинал и копия». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 30 сентября 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования