«Святое Имя Господа» (часть 3). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

Святое Имя Господа
(часть 3)1

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из шестого номера XXV тома за ноябрь 1927 года)

 

Обретение трансцендентного знания дарует дживе свободу от всей материалистичной деятельности, направляя ее на служение трансцендентному Господу. Служение Богу – это единственный метод и цель отречения от деятельности во внешнем мире. Так преданный превосходит все искушения материального мира и постепенно начинает воспринимать трансцендентную реальность, при этом не прекращая повторять Кришна-мантру. Через любовное служение Господу, ведомый одним из пяти видов экстатической привязанности к Кришне, он в своем духовно просветленном сердце обретает понимание высшего объекта поклонения. Такие действия не имеют ничего общего с двойственными наслаждениями этого мира. Воспевая Святое Имя Кришны, преданный утверждается в трансцендентном знании, постигая единую природу Святого Имени и Обладающего этим Именем, и так обретает непосредственное служение Кришне. С этого момента отпадает строгая необходимость использовать в молитвах дательный падеж. В духовно просветленном сердце преданного непосредственно проявляется сама Абсолютная Реальность, к которой он обращается. Служение Богу беспрепятственно достигается простым искренним обращением. Все шастры и все мантры олицетворяют собой трансцендентное знание, освобождая дживы и занимая их в непосредственном служении Кришне. Изучение, обучение и обсуждение «Шримад-Бхагаватам» и других писаний, как ступень на пути к поклонению Святого Имени Бога в согласии с утверждением Шри Вьясадева: локасйаджанато видвамш чакре сатвата-самхитам, в конце концов приводят в осознанию величия служения Святому Имени Кришны. Трансцендентное знание, приходящее от Шри Гурудева, провозглашает истину: Святое Имя Кришны во всем тождественно Самому Кришне, но постичь это может лишь тот, кто свободен от мирских устремлений. «Я подношу себя святым стопам Шри Гурудева, поскольку ничего не знаю о своих взаимоотношениях с Богом. С тех пор, как принял решение служить ему, я в полной мере осознал различие между свободным и падшим состоянием». В этом контексте имеется в виду чистое Святое Имя Кришны, а не намабхаса или намапарадха.

В трех югах (Сатья, Трета и Двапара) за высший авторитет принималась точка зрения священных писаний, но с приходом века Кали стал набирать силу неканонический и рационалистический метод. Усиление влияния рационализма происходит благодаря преобладанию эмпирического, индуктивного и всецело восходящего метода познания мира, вызывающего множество сомнений у простых людей относительно нисхождения Абсолютной Реальности. Этот восходящий метод познания полностью противоречит наставлениям священных писаний. Имя Кришны безгранично, духовно и полностью тождественно духовной Реальности – Самому Шри Кришне. Поскольку Святое Имя во всем равно Обладающему этим Именем, Оно также вечно, безупречно, неделимо, воплощает Собой духовное блаженство и качества трансцендентного философского камня. В отличие от мирских имен и понятий, не имеющих ничего общего с Кришной, Святое Имя Кришны – это Сам Шри Кришна. Мыслители-рационалисты никогда не смогут постичь эту истину.

Человек обретает способность противостоять подчиняющему влиянию тела и ума лишь благодаря искреннему служению Святому Имени Кришны. По этой причине повсеместное распространение рационалистического метода познания разрушает влияние всех других ограниченных материалистичных методов.

Однако Святое Имя – это Абсолютная Реальность, лежащая вне сферы влияния рационализма. Освободить дживу из-под власти беспокойного ума, поглощенного мирскими наслаждениями, способно лишь Святое Имя безграничной Реальности, являющееся сутью всех мантр. Рационалист способен рассуждать лишь о форме, свойствах, названии, существовании и предназначении материальных предметов, однако безграничная Реальность полностью отлична от всего этого. Имя, форма, качества и характерные черты слуг и деяний абсолютного Имени всецело принадлежат миру абсолютного и неделимого знания. Майявади неизбежно обманываются двойственностью, пытаясь теоретически обосновать различия между Именем, формой и качествами Абсолютной Реальности. Это происходит потому, что их ачарьи, ища спасение от влияния эмпиризма, основывают свое учение на таких постулатах, как «в начале времен существовал лишь Дух» и «всё в этом мире – Брахман». Не приняв прибежища у стоп Святого Имени Кришны, продолжая совершать оскорбления в Его адрес, человек никогда не освободится от материалистичного рационализма, неразрывно связанного с эгоистичными мирскими удовольствиями.

Это подтверждается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 7.73):

кр̣ш̣н̣а-мантра хаите хабе сам̇са̄ра-мочана
кр̣ш̣н̣а-на̄ма хаите па̄бе кр̣ш̣н̣ера чаран̣а

«Благодаря Кришна-мантре обретается свобода от материального бытия. Благодаря воспеванию Имени Кришны достигаются лотосоподобные стопы Кришны».

Этот духовный путь объясняет Шри Джива Госвами в своей «Крама-сандарбхе»: пратхамам намнах шраванам антахкарана-шуддхй-артхам апекшам ити. Это изречение можно объяснить следующим образом: «Сначала следует слушать Святое Имя Кришны для очищения сердца. Затем, когда сердце очищено слушанием Святого Имени, следует слушать описание святого облика Господа из писаний, благодаря чему приходит способность воспринять облик Господа (рупу). После полного проявления святого облика проявляются трансцендентные качества Господа (гуна). После этого приходит знание об отличительных особенностях и совершенных личностях преданных Господа. Впоследствии, после полного проявления Имени, облика, качеств и слуг Господа, приходит очередь проявления трансцендентных развлечений (лил) Бога. Именно по этой причине последовательно описываются эти стадии духовной жизни. В практиках киртаны и смараны (памятования) также следует соблюдать описанный выше порядок. Это слушание Святого Имени Кришны, при условии, что оно получено из святых уст духовного учителя, дарует высочайшее счастье преданным Бога; в противном случае, оно принесет лишь разочарования и несчастья».

Когда Шри Гурудев воспевает Имя Кришны, это Святое Имя касается слуха ученика. Повинуясь Шри Гурудеву и со всем почтением поместив Святое Имя в свое сердце, ученик поклоняется Ему методом регулярного повторения, джапы. Когда Святому Имени Кришны поклоняются должным образом, Оно начинает проявлять Свое могущество, наделяя поклоняющегося способностью воспевать Святое Имя. Достигнув этой стадии, преданный начинает преображать свой мир ученичества воспеванием Святого Имени Кришны. Мир, управляемый силой киртаны Святого Имени, начинает повторять Имя Кришны. Благодаря такому воспеванию приходит обожание Святого Имени, которое проявляет себя в повторяющем Святое Имя в форме смеха, плача, танца или пения. Святое Имя Кришны всецело тождественно Самому Кришне, и благодаря могуществу повторения Святого Имени пробуждается врожденная способность служить этой Абсолютной Реальности, Шри Кришне, и эта природная способность известна как бхава. Тот, в ком проявилась бхава, полностью освобождается от оков невежества, и в нем не остается и толики греха. Он пропитывается привязанностью к Кришне, а нектар упоительного блаженства проявляется в соприкосновении с четырьмя вкусами. В наиболее концентрированном состоянии эта бхава именуется любовью к Кришне (премой).

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас

Редактор: Традиш Дас

 

 

The Holy Name
(part 3)

Journal 'The Harmonist'
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur      

(No. 6, Vol. XXV, November 1927)

 

When the jiva attains transcendental knowledge then only begirt freed from every nonspiritual pre-occupation he employs himself in serving transcendental God. The service of God is the only method as well as the object of the renunciation of the activities of the external world. Being freed from the knowledge of the external, enjoyable, material world by the gradual realization of the transcendental, due to constant repetition of the mantra to oneself, the object of worship is realised in the spiritually enlightened heart of the devotee by dint of the latter’s loving service under the lead of any one of the five kinds of attachment to Krishna in conjunction with excitants. Such activity is not mere enjoyment of the twin external cases. As soon as the person chanting Holy Name is really established in the realised state of transcendental knowledge viz that the Holy Name and its Possessor are identical, he attains the direct services of Krishna. There is then no strict necessity of using the grammatical dative in his prayers. The Absolute Reality itself which is the object of his address then becomes directly manifest in the spiritually enlightened heart. Then the eligibility of serving God unhampered by means of the vocative is attained. All the shastras and all the mantras embodying the transcendental knowledge, by freeing the jiva in every way, employ him in this direct service of Krishna. The study, teaching and discussion of Shrimad Bhagabat etc., as steps leading to the worship of the Holy Name according to the statement of Shri Vyasadeva viz. lokasyajanato vidvamsh chakre satvata-samhitam, end in the realization of the significance of the service of the Holy Name. The transcendental knowledge obtained from Shri Gurudeva is nothing but this — that the Holy Name and its Possessor are identical and capable of being known only by those who are free from wordly endeavors. I am ignorant of my relationship with God before I have betaken myself to the holy feet of Shri Gurudeva; but since when I decide to serve him I am increasingly enabled to realize the difference between the free and the fallen states. Krishna’s Name has not been used in this connection to signify either the dim perception of the Name or offence against the Holy Name.

In the three yugas of Satya, Treta and Dvapara, the scriptural method was held in due estimation; but with the advent of Kali un-canonical or the rationalistic method has come to prevail. The rise of the rationalistic mode is due to the predominance of empirical, inductive or purely ascending knowledge breeding doubt regarding the descent of the Absolute Reality. This ascending method is opposed to that of the scriptures. Krishna’s Name being unlimited and spiritual is absolutely identical with the spiritual Reality viz. Shri Krishna Himself. The Holy Name and its Possessor being identical, the Absolute Holy Name, like the Absolute Reality Krishna Himself, is also the eternal, pure, indivisible, free embodiment of spiritual bliss and the transcendental philosopher’s stone. As distinct from those worldly names that are other than Krishna, the Holy Name is Shri Krishna Himself. The rationalistic thinker is thus barred from all access to it. It is only by serving the Holy Name that the functions of the twin gross and subtle cases are ended. For this reason, during the prevalence of the rationalistic method all limited methods find themselves thwarted by rationalism. But the Holy Name is the Absolute Reality that lies beyond the scope of rationalism. The Name of the unlimited Reality being alone capable of freeing the jiva from the clutches of the mental function which is given to speculations of material enjoyment, is the essence of all the mantras. The name, form, quality, existence and function of material objects are the subjects of rationalistic thought, but the unlimited Reality is not so. The Name, Form, Quality, the Characteristic traits of Servitors and Activities of the Absolute Name are sphered in the region of absolute, indivisible knowledge. The Illusionists (mayavadi) fall into the error of dualism by postulating difference between the Name, Form and Quality of the Absolute Reality. It is for this reason that their Acharyya has sought to rescue them from empiricism by such basic assertions as — “the spirit alone existed in the beginning”, “everything in this world is Brahman” etc. Without taking refuge at the feet of the Holy Name and by offending against the Name it is never possible to be freed from materialistic rationalism wedded to selfish worldly enjoyment.

The position set forth above is thus expressed in the Shri Chaitanya Charitamrita (Adi-lila, 7.73) —

kṛṣṇa-mantra haite habe saṁsāra-mocana
kṛṣṇa-nāma haite pābe kṛṣṇera caraṇa

“By Krishna-mantra freedom from worldly affinities will be gained — by Krishna’s Name the holy feet of Shri Krishna will be attained”.

The process is thus explained by Shri Jiva Goswami in his Krama-sandarbha prathamam namnah shravanam antahkarana-shuddhy-artham apeksham iti etc. The passage may be rendered thus — “For the purification of the heart it is necessary first of all to listen to the chanting of the Holy Name. After the heart has been purified by listening to the Holy Name the fitness for the manifestation of the holy Form is attained on hearing recital of Scriptural accounts of the holy Form. After the full appearance of the holy Form the holy Qualities manifest themselves. After the appearance of the holy Qualities, due to the characteristic traits of Servitors, the knowledge of the distinctive and perfect identification of the devotee arises. Subsequent to this, after the full manifestation of the Name, Form, Quality, Servitor has taken place, the transcendental activity of God manifests itself. For this purpose this account of the successive stages in spiritual endeavor is written. In the matter of kirtana and smarana (recollection) also this sequence holds good. This hearing of the Holy Name, if it is obtained from the holy lips of a spiritual preceptor gives the highest happiness to devotees; if it be otherwise it is sure to be productive of evil”.

When Shri Gurudeva chants the Holy Name the Name chanted by him enters the ear of the disciple. In obedience to Shri Gurudeva, and placing the Holy Name with reverence in the heart, the disciple adores it by the method of repetition. The Holy Name being thus worshipped, manifesting its activity of self-exercised power, confers on the worshipper the capacity of chanting the Name. On the attainment of this stage the devotee is able to convert the world to discipleship by chanting the Holy Name. The world, ruled by the power of the kirtan of the Name, begins to repeat Krishna’s Name. By such repetition the methods of adoration of the Holy Name manifest themselves in one who thus repeats the Name in the forms of laughter, crying, dancing and singing. The Holy Name and Shri Krishna being identical, by the power of repetition of the Name, the instinct of the service of the Absolute Reality, Shri Krishna is, aroused — this being known as ‘bhava’. Those in whom ‘bhava’ has been aroused are no longer enthralled by the bonds of ignorance and are not sinful. They are imbued with attachment for Krishna, and therefore, taste the elixir of bliss that is produced in conjunction with the four-fold ingredients. The concentrated state of ‘bhava’ is love of Krishna.

The author is unknown

 


1 См. первую часть и вторую часть этой статьи.

← "Сарасват-сампрадая" (часть 1). Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж, Шрипад Б. П. Джанардан Махарадж. Индия, Навадвип. 2 марта 2010 года. ·• Архив новостей •· «Кришна-лила и Гаура-лила существуют параллельно». Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа, прочитанная в Лахте 27 августа 2010 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования