«Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Словарь имен и терминов: С


Russian

Словарь имен и терминов1

 

С

Садху

— святой подвижник. «Деятельность, приносящая подлинное благо всем живым существам, пребывает в измерении истины и вечности, обозначаемых словом „Сат“. Человек, занятый подобной деятельностью, именуется садху» (согласно Бхагавад-гите, 17.26).

 

Садхьи

— божества, олицетворяющие собой ведические обряды и молитвы. Дети Дхармы, входящие в состав свиты Господа Шивы.

 

Сакхья-раса (Сакхья)

— дружеские отношения с Господом.

 

«Сама-веда»

— «Веда песнопений». «Саман» значит «мантры для жертвоприношения Сома». «Сама-веда» — это Веда, в которой представлены гимны в честь богов, исполняющиеся на этом жертвоприношении. Текст «Сама-веды» состоит из стихов, взятых преимущественно из «Риг-веды» и расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше соответствовать религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи нот (свар).

Бхагавад-гита (9.20,21) так характеризует положение последователей «Сама-веды»: «Последователи трех Вед совершают жертвоприношения, почитая Индру и других богов. В действительности они поклоняются лишь Мне [Кришне], но делают это косвенным образом. Желая очиститься от грехов, они пьют напиток сома, предложенный вначале богам, и молят их о достижении рая. Получив результаты такого поклонения, они достигают планет небожителей, обретая там неземные удовольствия. Вкусив наслаждений райских миров, они исчерпывают запас своего благочестия и возвращаются в мир смертных. Так, становясь жертвами собственного вожделения, последователи мирских ритуалов трех Вед обретают лишь вечное скитание в мире рождений и смертей».

С другой стороны, Кришна провозглашает в Бхагавад-гите (10.22) — «Из Вед Я — „Сама-веда“». Баладев Видьябхушан объясняет в своем комментарии на этот стих: «Причина этого в том, что „Сама-веда“ выделяется среди прочих Вед своей чарующей мелодичностью».

В «Гаруда-пуране» «Шримад-Бхагаватам» прославляется следующими словами: «Это самая полная [из Пуран]. Она раскрывает суть „Веданта-сутры“ и разъясняет смысл „Махабхараты“, она является комментарием к Гаятри-мантре и подводит итог посланию Вед. Она изошла непосредственно от Личности Бога и подобна „Сама-веде“ среди Пуран. Это произведение из двенадцати песней, сотен глав и восемнадцати тысяч стихов называется „Шримад-Бхагаватам“».

Шрила Джива Госвами объясняет («Таттва-сандарбха», 3.22.3): «Фраза „подобна ‘Сама-веде’ среди Пуран“ означает „лучшая из них“, подобно тому, как „Сама-веда“ — лучшая из Вед. Люди, обусловленные сильным влиянием на них материальных гун страсти и невежества, могут не понимать, что другие Пураны также подводят к Личности Бога. Но как „Сама-веда“ объединяет в одном послании и примиряет различные противоречивые утверждения, относящиеся к трем разделам Вед, аналогично этому и все Пураны, в конечном счете, прославляют того же самого Шри Бхагавана, чью славу утверждает „Бхагаватам“. Как говорится: „Повсюду — и в Ведах, и в ‘Рамаяне’, и в Пуранах, и в ‘Махабхарате’, в их начале, середине и конце, — поется хвала Господу Хари“ [„Махабхарата“, Сварга-парва, 6.93]».

 

Санака

— один из братьев Кумаров.

 

Санандана

— один из братьев Кумаров.

 

Санатана

— один из братьев Кумаров.

 

Санатана Госвами (1488–1558)

— один из шести Госвами Вриндавана, старший брат и духовный наставник Шрилы Рупы Госвами. Автор многих философских книг, высоко ценимых гаудия-вайшнавами, среди которых — «Хари-бхакти-виласа» (посвященная описаниям ритуальной стороны вайшнавской практики), «Брихад-бхагаватамритам» (отображающая различные уровни восприятия Бога) и «Дашама-типани» (представляющая собой комментарий на десятую песнь «Шримад-Бхагаватам»).

 

Санат-кумара

— один из братьев Кумаров.

 

Санджая

— советник слепого царя Дхритараштры, рассказывавший ему о происходящем на поле битвы Курукшетра.

 

Санкхья

— см. Гьяна-йога (Джнана-йога, Санкхья-йога).

 

Санкхья-йога

— см. Гьяна-йога (Джнана-йога, Санкхья-йога).

 

Санньяса

— отречение от мира, монашество; четвертая (высшая) ступень духовного совершенствования в ведическом обществе, придерживающегося правил варнашрама-дхармы. Подразумевает полный отказ от мирской жизни (семейной жизни, различных видов мирского долга), сосредоточение на достижении духовных целей и беспрекословное следование высшему духовному долгу (из любви и привязанности в служении) перед Богом. «По мнению мудрецов, отказ от материалистичной деятельности, основанной на удовлетворении вожделения, известен как отречение» (согласно Бхагавад-гите, 18.2).

 

Санньяси

— проповедник в отречении, принявший санньясу; монах.

 

Санскрит

— («обработанный», «литературный», «культурный») древний священный язык ведических писаний. Он противопоставляется пракритам («природным», «естественным»), т. е. народным, нелитературным языкам. Санскрит — язык жреческой элиты ведической цивилизации, брáхманов, а также богов и мудрецов. Он идеально подходит для изложения духовных истин, а его вибрации очищают и возвышают сознание.

Название «санскрит» относительно недавнее, в течение многих веков этот язык называли просто «вач» или «шабда», т. е. «речь», «язык», расценивая его в качестве единственной возможности для культурного общения. Несколько метафорических наименований, таких как гирванабхаса, «язык богов», указывают на его сакральный характер.

Фактически, единой системы письменности для санскрита не существует. Это объясняется тем, что литературные ведические произведения передавались в основном устно. Когда же возникала необходимость записать текст, обычно использовался местный алфавит. Старейшая известная система письменности для санскрита называется брахми. На брахми записан памятник древнеиндийской истории — «Надписи Ашоки» (III век до н. э.). Примерно к тому же периоду относится письменность кхароштхи. С IV по VIII века н. э. основным типом письменности стал гупта. С VIII века начинает формироваться шарада, который в XII веке будет сменен деванагари. Как основная письменность для записи санскрита деванагари утвердился в конце XIX века — вероятно, под влиянием европейцев, предпочитавших именно этот алфавит.

См. также Деванагари.

 

Саттва-гуна (Саттва)

— благость, просветленность, одна из трех гун (качеств) материальной природы. Среди трех качеств — саттва-гуны, раджо-гуны и тамо-гуны — саттва считается самым чистым качеством материального мира.

 

Сатьяки (Ююдхана)

— доблестный воин, принадлежащий к роду Вришни (к которому принадлежал и Господь Кришна), в битве на Курукшетре сражавшийся на стороне Пандавов. Друг Арджуны, обучавшийся воинскому искусству у Дроначарьи. В детстве Сатьяки был дружен также и с Дурьодханой, противником Пандавов. Во время поединка с Бхуришравой Сатьяки был спасен от гибели Шри Кришной и Арджуной. Сатьяки — единственный из союзников Пандавов (кроме Господа Кришны), кто уцелел во время битвы на Курукшетре.

 

Сахадева

— самый младший из пяти Пандавов, брат-близнец Накулы.

 

Свакия-раса (Свакия)

— отношения Господа Кришны с Его супругами в Двараке; законные супружеские отношения.

 

Свами

— см. Госвами.

 

Сиддхи

— 1. Мистические совершенства. 2. Обитатели одного из уровней высших планет материального мира, Сиддхалоки, от рождения обладающие сверхъестественными способностями, сиддхами.

 

Смрити

— (букв. «запомненное»), эпические произведения, Итихасы и Пураны.

См. Веды (второе значение), Итихасы, Пураны.

 

Сома (Сома-раса)

— 1. Напиток, продлевающий жизнь и дарующий наслаждение, который пьют боги на райских планетах материального мира. 2. Божество Луны, бог Сома (Чандра), который почитается возлиянием напитка сомы. 3. Ритуальный напиток из растения сома, который пьют на жертвоприношениях Сома те, кто поклоняется богам, таким как Индра и Сома, на Земле. В Бхагавад-гите подобная практика осуждается как материалистическая (9.20,21). Бхагавад-гита провозглашает: «Последователи мирских ритуалов трех Вед обретают лишь вечное скитание в мире рождений и смертей».

В Ведах упоминается по меньшей мере три сомы: Сома Павамана (Млечный Путь), Сома-Луна и растение сома, содержащее сок-сому. Сома-Луна, в свою очередь, имеет три ипостаси: Сома-светило, Сома — божество, владыка планеты, и сома — «нектар», источаемый Луной и проявляющийся как сок в растениях (Бхагавад-гита, 15.13).

 

Субал Сакха

— близкий друг Господа Кришны во Вриндаване, благодаря своей юности и красоте очень похожий на Шримати Радхарани. Хотя Субал Сакха принадлежит к лагерю сакхья-расы (состоит с Господом в дружеских отношениях), он способен пережить бхаву (интенсивное чувство), характерное для мадхура-расы (отношения к Господу как к возлюбленному).

 

Субхадра

— младшая сестра Господа Кришны. В храме Господа Джаганнатха в Пури ее Божество расположено на алтаре рядом с Господом Джаганнатхом.

 

Сукрити

— запас благочестия, накапливаемый благодаря общению со святыми и служению им. Эти заслуги в преданности Господу могут обретаться осознанно (гьята-сукрити) и неосознанно (агьята-сукрити). Сукрити — предварительное условие для обретения шраддхи, веры в Бога.

 

Сурабхи

— коровы духовного мира, дающие неограниченное количество молока.

(продолжение следует)

 


1 Примечания от издателей помещены в квадратных скобках [].




←  “The Fruits of Love of Godhead.” Srila B. R. Madhusudan Maharaj. 23 April 2015. Gupta Govardhan. English / Chinese ·• Архив новостей •· Шрила Тривикрам Махарадж в студии Ведалайф в Киеве. 21 апреля 2015 года  →
Russian

Словарь имен и терминов1

 

С

Садху

— святой подвижник. «Деятельность, приносящая подлинное благо всем живым существам, пребывает в измерении истины и вечности, обозначаемых словом „Сат“. Человек, занятый подобной деятельностью, именуется садху» (согласно Бхагавад-гите, 17.26).

 

Садхьи

— божества, олицетворяющие собой ведические обряды и молитвы. Дети Дхармы, входящие в состав свиты Господа Шивы.

 

Сакхья-раса (Сакхья)

— дружеские отношения с Господом.

 

«Сама-веда»

— «Веда песнопений». «Саман» значит «мантры для жертвоприношения Сома». «Сама-веда» — это Веда, в которой представлены гимны в честь богов, исполняющиеся на этом жертвоприношении. Текст «Сама-веды» состоит из стихов, взятых преимущественно из «Риг-веды» и расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше соответствовать религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи нот (свар).

Бхагавад-гита (9.20,21) так характеризует положение последователей «Сама-веды»: «Последователи трех Вед совершают жертвоприношения, почитая Индру и других богов. В действительности они поклоняются лишь Мне [Кришне], но делают это косвенным образом. Желая очиститься от грехов, они пьют напиток сома, предложенный вначале богам, и молят их о достижении рая. Получив результаты такого поклонения, они достигают планет небожителей, обретая там неземные удовольствия. Вкусив наслаждений райских миров, они исчерпывают запас своего благочестия и возвращаются в мир смертных. Так, становясь жертвами собственного вожделения, последователи мирских ритуалов трех Вед обретают лишь вечное скитание в мире рождений и смертей».

С другой стороны, Кришна провозглашает в Бхагавад-гите (10.22) — «Из Вед Я — „Сама-веда“». Баладев Видьябхушан объясняет в своем комментарии на этот стих: «Причина этого в том, что „Сама-веда“ выделяется среди прочих Вед своей чарующей мелодичностью».

В «Гаруда-пуране» «Шримад-Бхагаватам» прославляется следующими словами: «Это самая полная [из Пуран]. Она раскрывает суть „Веданта-сутры“ и разъясняет смысл „Махабхараты“, она является комментарием к Гаятри-мантре и подводит итог посланию Вед. Она изошла непосредственно от Личности Бога и подобна „Сама-веде“ среди Пуран. Это произведение из двенадцати песней, сотен глав и восемнадцати тысяч стихов называется „Шримад-Бхагаватам“».

Шрила Джива Госвами объясняет («Таттва-сандарбха», 3.22.3): «Фраза „подобна ‘Сама-веде’ среди Пуран“ означает „лучшая из них“, подобно тому, как „Сама-веда“ — лучшая из Вед. Люди, обусловленные сильным влиянием на них материальных гун страсти и невежества, могут не понимать, что другие Пураны также подводят к Личности Бога. Но как „Сама-веда“ объединяет в одном послании и примиряет различные противоречивые утверждения, относящиеся к трем разделам Вед, аналогично этому и все Пураны, в конечном счете, прославляют того же самого Шри Бхагавана, чью славу утверждает „Бхагаватам“. Как говорится: „Повсюду — и в Ведах, и в ‘Рамаяне’, и в Пуранах, и в ‘Махабхарате’, в их начале, середине и конце, — поется хвала Господу Хари“ [„Махабхарата“, Сварга-парва, 6.93]».

 

Санака

— один из братьев Кумаров.

 

Санандана

— один из братьев Кумаров.

 

Санатана

— один из братьев Кумаров.

 

Санатана Госвами (1488–1558)

— один из шести Госвами Вриндавана, старший брат и духовный наставник Шрилы Рупы Госвами. Автор многих философских книг, высоко ценимых гаудия-вайшнавами, среди которых — «Хари-бхакти-виласа» (посвященная описаниям ритуальной стороны вайшнавской практики), «Брихад-бхагаватамритам» (отображающая различные уровни восприятия Бога) и «Дашама-типани» (представляющая собой комментарий на десятую песнь «Шримад-Бхагаватам»).

 

Санат-кумара

— один из братьев Кумаров.

 

Санджая

— советник слепого царя Дхритараштры, рассказывавший ему о происходящем на поле битвы Курукшетра.

 

Санкхья

— см. Гьяна-йога (Джнана-йога, Санкхья-йога).

 

Санкхья-йога

— см. Гьяна-йога (Джнана-йога, Санкхья-йога).

 

Санньяса

— отречение от мира, монашество; четвертая (высшая) ступень духовного совершенствования в ведическом обществе, придерживающегося правил варнашрама-дхармы. Подразумевает полный отказ от мирской жизни (семейной жизни, различных видов мирского долга), сосредоточение на достижении духовных целей и беспрекословное следование высшему духовному долгу (из любви и привязанности в служении) перед Богом. «По мнению мудрецов, отказ от материалистичной деятельности, основанной на удовлетворении вожделения, известен как отречение» (согласно Бхагавад-гите, 18.2).

 

Санньяси

— проповедник в отречении, принявший санньясу; монах.

 

Санскрит

— («обработанный», «литературный», «культурный») древний священный язык ведических писаний. Он противопоставляется пракритам («природным», «естественным»), т. е. народным, нелитературным языкам. Санскрит — язык жреческой элиты ведической цивилизации, брáхманов, а также богов и мудрецов. Он идеально подходит для изложения духовных истин, а его вибрации очищают и возвышают сознание.

Название «санскрит» относительно недавнее, в течение многих веков этот язык называли просто «вач» или «шабда», т. е. «речь», «язык», расценивая его в качестве единственной возможности для культурного общения. Несколько метафорических наименований, таких как гирванабхаса, «язык богов», указывают на его сакральный характер.

Фактически, единой системы письменности для санскрита не существует. Это объясняется тем, что литературные ведические произведения передавались в основном устно. Когда же возникала необходимость записать текст, обычно использовался местный алфавит. Старейшая известная система письменности для санскрита называется брахми. На брахми записан памятник древнеиндийской истории — «Надписи Ашоки» (III век до н. э.). Примерно к тому же периоду относится письменность кхароштхи. С IV по VIII века н. э. основным типом письменности стал гупта. С VIII века начинает формироваться шарада, который в XII веке будет сменен деванагари. Как основная письменность для записи санскрита деванагари утвердился в конце XIX века — вероятно, под влиянием европейцев, предпочитавших именно этот алфавит.

См. также Деванагари.

 

Саттва-гуна (Саттва)

— благость, просветленность, одна из трех гун (качеств) материальной природы. Среди трех качеств — саттва-гуны, раджо-гуны и тамо-гуны — саттва считается самым чистым качеством материального мира.

 

Сатьяки (Ююдхана)

— доблестный воин, принадлежащий к роду Вришни (к которому принадлежал и Господь Кришна), в битве на Курукшетре сражавшийся на стороне Пандавов. Друг Арджуны, обучавшийся воинскому искусству у Дроначарьи. В детстве Сатьяки был дружен также и с Дурьодханой, противником Пандавов. Во время поединка с Бхуришравой Сатьяки был спасен от гибели Шри Кришной и Арджуной. Сатьяки — единственный из союзников Пандавов (кроме Господа Кришны), кто уцелел во время битвы на Курукшетре.

 

Сахадева

— самый младший из пяти Пандавов, брат-близнец Накулы.

 

Свакия-раса (Свакия)

— отношения Господа Кришны с Его супругами в Двараке; законные супружеские отношения.

 

Свами

— см. Госвами.

 

Сиддхи

— 1. Мистические совершенства. 2. Обитатели одного из уровней высших планет материального мира, Сиддхалоки, от рождения обладающие сверхъестественными способностями, сиддхами.

 

Смрити

— (букв. «запомненное»), эпические произведения, Итихасы и Пураны.

См. Веды (второе значение), Итихасы, Пураны.

 

Сома (Сома-раса)

— 1. Напиток, продлевающий жизнь и дарующий наслаждение, который пьют боги на райских планетах материального мира. 2. Божество Луны, бог Сома (Чандра), который почитается возлиянием напитка сомы. 3. Ритуальный напиток из растения сома, который пьют на жертвоприношениях Сома те, кто поклоняется богам, таким как Индра и Сома, на Земле. В Бхагавад-гите подобная практика осуждается как материалистическая (9.20,21). Бхагавад-гита провозглашает: «Последователи мирских ритуалов трех Вед обретают лишь вечное скитание в мире рождений и смертей».

В Ведах упоминается по меньшей мере три сомы: Сома Павамана (Млечный Путь), Сома-Луна и растение сома, содержащее сок-сому. Сома-Луна, в свою очередь, имеет три ипостаси: Сома-светило, Сома — божество, владыка планеты, и сома — «нектар», источаемый Луной и проявляющийся как сок в растениях (Бхагавад-гита, 15.13).

 

Субал Сакха

— близкий друг Господа Кришны во Вриндаване, благодаря своей юности и красоте очень похожий на Шримати Радхарани. Хотя Субал Сакха принадлежит к лагерю сакхья-расы (состоит с Господом в дружеских отношениях), он способен пережить бхаву (интенсивное чувство), характерное для мадхура-расы (отношения к Господу как к возлюбленному).

 

Субхадра

— младшая сестра Господа Кришны. В храме Господа Джаганнатха в Пури ее Божество расположено на алтаре рядом с Господом Джаганнатхом.

 

Сукрити

— запас благочестия, накапливаемый благодаря общению со святыми и служению им. Эти заслуги в преданности Господу могут обретаться осознанно (гьята-сукрити) и неосознанно (агьята-сукрити). Сукрити — предварительное условие для обретения шраддхи, веры в Бога.

 

Сурабхи

— коровы духовного мира, дающие неограниченное количество молока.

(продолжение следует)

 


1 Примечания от издателей помещены в квадратных скобках [].


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования