«Объяснение смысла Гаятри-мантры». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия. «Проповеди хранителя преданности» (часть 17)



скачать (формат MP3, 15.75M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Объяснение смысла Гаятри-мантры

(«Проповеди хранителя преданности», часть 17)

(1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)

 

[Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол!]

#00:00:24#

Истинный смысл освобождения состоит не только в том, чтобы освободиться от негативной стороны [бытия], но и достичь позитивного бытия, самоосознания. Гаудия-вайшнавы утверждают: муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣1 — нам необходимо выбраться из болезненного состояния и восстановить свое истинное положение. Это и есть позитивная концепция мукти.

#00:01:07#

Итак, Джива Госвами дал объяснение Гаятри в связи со служением Кришне, кришна-дасйам. Я не использовал это объяснение, но ту же идею я попытался вложить в свое объяснение Гаятри, связав его с обретением служения в мире Голоки. Я объяснил все последовательно, шаг за шагом, согласно философской школе Бхагавата.

#00:01:48#

Гана-трайате — если правильно повторять эту Гаятри, мы сможем обрести освобождение. В целом, нам необходимо учитывать различные уровни этого материального мира — грубые и тонкие. Существуют различные уровни — грубые и тонкие, — всего их семь.

#00:02:34#

Что собой представляет солнце того мира? Перед нами сейчас объективный мир, и солнце, которое освещает этот мир, которое проявляет для нас это материальное бытие, — это душа. Солнце, савитур. Савитур также означает «душа», поскольку только душа может дать нам возможность узреть все это. Если в теле нет души, эти [плотские] глаза не могут видеть. И этот обычный [солнечный] свет уже бесполезен для нас.

#00:03:14#

О душе так говорится в Бхагавад-гите: …кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣2 Точно так же, как солнце освещает и делает видимым этот мир, так же и атма в действительности проявляет все реалии. Бхарго означает теджас, луч солнца. Девасья — это луч другого солнца — девы.

#00:03:49#

Каковы же качества этого девы, какова его характеристика? Дева означает «сияющий», «прекрасный», «игривый» — дивдхату. Див означает «играть», а также «сиять», «блестеть», а дева — это слово мужского рода — пуруша. Таким образом, это пуруша, который прекрасен и игрив. Сундар — «прекрасный», «красивый», и лиламойи — «совершающий Свои игры». Его энергия — бхарго. Мы будем памятовать об этой энергии, и это приведет нас к Нему.

#00:05:09#

Мы будем пытаться все свое внимание обратить на дхимахи. Дхимахи означает «медитация». Иными словами, духовное культивирование. Это означает служение. Мы преклоняемся перед Господом, преклонение подразумевает служение Ему. Мы будем служить Ему, служить бхарго, служить Ей, и дхийо: духом, энергией этой духовной жизни является сева — служение. Севу Господь дарует нам как награду — ‘да̄са’ кари’ ветана море деха према-дхана3.

#00:06:06#

Служить означает не желать результатов этого служения для себя. Но в качестве награды к нам приходит еще большее желание служить. Наградой нам станет према. Према подразумевает еще большее вдохновение служить. Наша обязанность — служить Ему, и мы будем получать вознаграждение — усиление энергии и горячего стремления служить. Это и есть према. Дхийо йо нах прачодайат — также я связал свое объяснение с киртаном. Это относится к Махапрабху, а также это относится к звуку флейты Кришны.

#00:07:07#

Почему? Когда Кришна играет на Своей флейте, этот звук вдохновляет и призывает всех Его слуг к тому, чтобы они были готовы к служению Ему, к встрече с Ним в кунджах или где-то еще. Звук флейты побуждает мальчиков-пастушков совершать их служение, он побуждает и гопи в их особом служении Ему. Этот звук также вдохновляет тех, кто служит Ему в ватсалья-расе, — Нанду, Яшоду и других. Он направляет их к служению в этой ватсалья-расе. Звук флейты Кришны доносится, чтобы помочь нам обрести высшее понимание служения. Этот ган, кришна-ган, Гаятри, эта песня — это то, что лежит в основе богоявленных истин. Священные писания — это отзвук того звучания флейты Кришны, а также санкиртана Махапрабху: все это побуждает нас к достижению нашей высшей цели в любовном служении Всевышнему, которого должны почитать все души, все сознающие существа в этом материальном мире.

#00:08:45#

Таким образом, из Гаятри мы извлекаем всеобъемлющий смысл, охватывающий все сущее вплоть до Голоки. Это звук, дающий энергию солнцу и побуждающий нас обрести свое высшее предназначение. Таков смысл Гаятри. Так я дал различные объяснения, раскрывая нашу высшую цель. Гаятри — веда-мата, мать Вед, дающая рождение богооткровенным писаниям. Гаятри — это та фундаментальная основа, на которой покоятся Веды, богооткровенные писания. Ее природа такова — пракрити, энергия. Основополагающая энергия Кришны, которая призывает нас вернуться к нашему истинному положению, поскольку мы оставили Кришну. Это подобно тому, как коровы Кришны разбредаются в разные стороны, но когда Кришна начинает играть на Своей флейте, все они собираются вместе, возвращаясь к Нему. Этот звук флейты направляет всё и всех обрести свою обязанность, наш высший долг. Таков истинный глубинный смысл Гаятри.

#00:10:31#

Преданный: Савитур — это также Кришна?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это джива, дживатма. Савитур варенйам — дживатма принадлежит к миру поклонения. А что такое бхарго? Это сияющий мир Кришны. И бхарго относится к девасйа бхарго. Она — энергия Кришны, она принадлежит Ему. А что означает дева? Игривый и прекрасный Господь. Дева, Господь, прекрасен и игрив. Бхарго — Его энергия, сварупа-шакти, это та энергия, которой должна поклоняться джива, душа. Савитур. Савитур варенйам: джива должна поклоняться их обители, и Владыка того мира — Кришна, который игрив и необычайно прекрасен. И Он дарует нам еще больше сил служить Ему.

#00:11:36#

Дхимахи — мы будем стараться совершать Ему поклонение, служить Ему, а Он в ответ даст нам еще больше сил для этого. В мире души мы можем двигаться с помощью медитации. Дхимахи. И это означает служение. Господь занимает столь высокое положение по отношению к нам, что мы должны поклоняться Ему. Таким образом, в том мире невозможен никакой иной источник силы — только преклонение, почитание, служение Его энергии. Дхийо йо нах прачодайат.

#00:12:33#

Гайатри-ганат. Ган означает «происходящий из звука», из того звука, который способен привести нас к нашей высочайшей цели. В абсолютном смысле все песни, все звуки происходят из звука флейты Кришны, из той песни, ганат. И высочайший дар этой песни — занять нас в нашем вечном служении после достижения освобождения. Звук флейты Кришны вдохновляет нас и задействует нас в исполнении нашего истинного долга. Он дарует нам самоосознание.

#00:13:28#

В настоящее время мы не знаем, кто мы, мы не имеем полного понимания о себе. Сейчас мы страдаем, но подлинное самоосознание приходит в служении Кришне. Служение помогает нам восстановить себя в нашем истинном положении. Звук флейты Кришны и звуки полностью утверждают нас в нашем высочайшем столь желаемом положении. Это и есть самоосознание. Транам, освобождение.

#00:14:19#

В любом ином положении мы не можем сказать, что достигли полного освобождения. Освобождение обретает свой позитивный смысл именно в служении Кришне, высшей сладости и красоте. Освобождение является позитивной концепцией только в этом случае. Сварупа саба хайа голокера стхити. Все иные положения не следует считать полным осознанием. Существует градация: Кришна в мадхура-расе, радха-дасйам.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:14:57#

Это вопрос обретения правильного положения. Говорится, что религия — это [способ] занять правильное положение. Мы живем в едином целом, которое, тем не менее, исполнено разнообразия и противоречий. Мы желаем обрести свое правильное положение. Каждый из нас стремится к красоте, блаженству, расе, счастью. Это присуще всем. Все нуждаются в максимальной расе, ананде. Никто не упрекнет вас в подобном желании, поскольку к этому стремятся все. Расо ваи сах̣4. Наше последнее прибежище должно быть где-то там, наши высочайшие чаяния связаны с этими реалиями. Речь не идет о господстве над этим миром и о вступлении в нечто безличное, в бессознательное самадхи — сайуджйа-мукти, но о полном сознании, о высочайшем общении и обретении полного удовлетворения нашей внутренней потребности. К этому стремятся все.

Харе Кришна! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

[Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе! Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе!]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


1 «Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).

2 В Бхагавад-гите (13.34) сказано: йатха̄ прака̄ш́айатй эках̣, кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣ / кш̣етрам̇ кш̣етрӣ татха̄ кр̣тснам̇, прака̄ш́айати бха̄рата — «Бхарата, подобно тому, как солнце одно освещает весь мир, так и тот, кто пребывает на поле деятельности [в теле], озаряет собой все это поле».

3 «Я прошу Тебя [о Господь], прими меня Своим рабом и отплати мне за это упоительной любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.37).

4 Шри Кришна — «чистая раса, блаженство» («Тайттирия-упанишад», 2.7.1).




←  Сева-ашрам в с. Эстонка. Абхазия. 2013 год ·• Архив новостей •· «Отношения с Кришной присутствуют в душе в дремлющей форме». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 16.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Объяснение смысла Гаятри-мантры

(«Проповеди хранителя преданности», часть 17)

(1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)

 

[Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол, Нитай-Гаура Харибол!]

#00:00:24#

Истинный смысл освобождения состоит не только в том, чтобы освободиться от негативной стороны [бытия], но и достичь позитивного бытия, самоосознания. Гаудия-вайшнавы утверждают: муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣1 — нам необходимо выбраться из болезненного состояния и восстановить свое истинное положение. Это и есть позитивная концепция мукти.

#00:01:07#

Итак, Джива Госвами дал объяснение Гаятри в связи со служением Кришне, кришна-дасйам. Я не использовал это объяснение, но ту же идею я попытался вложить в свое объяснение Гаятри, связав его с обретением служения в мире Голоки. Я объяснил все последовательно, шаг за шагом, согласно философской школе Бхагавата.

#00:01:48#

Гана-трайате — если правильно повторять эту Гаятри, мы сможем обрести освобождение. В целом, нам необходимо учитывать различные уровни этого материального мира — грубые и тонкие. Существуют различные уровни — грубые и тонкие, — всего их семь.

#00:02:34#

Что собой представляет солнце того мира? Перед нами сейчас объективный мир, и солнце, которое освещает этот мир, которое проявляет для нас это материальное бытие, — это душа. Солнце, савитур. Савитур также означает «душа», поскольку только душа может дать нам возможность узреть все это. Если в теле нет души, эти [плотские] глаза не могут видеть. И этот обычный [солнечный] свет уже бесполезен для нас.

#00:03:14#

О душе так говорится в Бхагавад-гите: …кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣2 Точно так же, как солнце освещает и делает видимым этот мир, так же и атма в действительности проявляет все реалии. Бхарго означает теджас, луч солнца. Девасья — это луч другого солнца — девы.

#00:03:49#

Каковы же качества этого девы, какова его характеристика? Дева означает «сияющий», «прекрасный», «игривый» — дивдхату. Див означает «играть», а также «сиять», «блестеть», а дева — это слово мужского рода — пуруша. Таким образом, это пуруша, который прекрасен и игрив. Сундар — «прекрасный», «красивый», и лиламойи — «совершающий Свои игры». Его энергия — бхарго. Мы будем памятовать об этой энергии, и это приведет нас к Нему.

#00:05:09#

Мы будем пытаться все свое внимание обратить на дхимахи. Дхимахи означает «медитация». Иными словами, духовное культивирование. Это означает служение. Мы преклоняемся перед Господом, преклонение подразумевает служение Ему. Мы будем служить Ему, служить бхарго, служить Ей, и дхийо: духом, энергией этой духовной жизни является сева — служение. Севу Господь дарует нам как награду — ‘да̄са’ кари’ ветана море деха према-дхана3.

#00:06:06#

Служить означает не желать результатов этого служения для себя. Но в качестве награды к нам приходит еще большее желание служить. Наградой нам станет према. Према подразумевает еще большее вдохновение служить. Наша обязанность — служить Ему, и мы будем получать вознаграждение — усиление энергии и горячего стремления служить. Это и есть према. Дхийо йо нах прачодайат — также я связал свое объяснение с киртаном. Это относится к Махапрабху, а также это относится к звуку флейты Кришны.

#00:07:07#

Почему? Когда Кришна играет на Своей флейте, этот звук вдохновляет и призывает всех Его слуг к тому, чтобы они были готовы к служению Ему, к встрече с Ним в кунджах или где-то еще. Звук флейты побуждает мальчиков-пастушков совершать их служение, он побуждает и гопи в их особом служении Ему. Этот звук также вдохновляет тех, кто служит Ему в ватсалья-расе, — Нанду, Яшоду и других. Он направляет их к служению в этой ватсалья-расе. Звук флейты Кришны доносится, чтобы помочь нам обрести высшее понимание служения. Этот ган, кришна-ган, Гаятри, эта песня — это то, что лежит в основе богоявленных истин. Священные писания — это отзвук того звучания флейты Кришны, а также санкиртана Махапрабху: все это побуждает нас к достижению нашей высшей цели в любовном служении Всевышнему, которого должны почитать все души, все сознающие существа в этом материальном мире.

#00:08:45#

Таким образом, из Гаятри мы извлекаем всеобъемлющий смысл, охватывающий все сущее вплоть до Голоки. Это звук, дающий энергию солнцу и побуждающий нас обрести свое высшее предназначение. Таков смысл Гаятри. Так я дал различные объяснения, раскрывая нашу высшую цель. Гаятри — веда-мата, мать Вед, дающая рождение богооткровенным писаниям. Гаятри — это та фундаментальная основа, на которой покоятся Веды, богооткровенные писания. Ее природа такова — пракрити, энергия. Основополагающая энергия Кришны, которая призывает нас вернуться к нашему истинному положению, поскольку мы оставили Кришну. Это подобно тому, как коровы Кришны разбредаются в разные стороны, но когда Кришна начинает играть на Своей флейте, все они собираются вместе, возвращаясь к Нему. Этот звук флейты направляет всё и всех обрести свою обязанность, наш высший долг. Таков истинный глубинный смысл Гаятри.

#00:10:31#

Преданный: Савитур — это также Кришна?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это джива, дживатма. Савитур варенйам — дживатма принадлежит к миру поклонения. А что такое бхарго? Это сияющий мир Кришны. И бхарго относится к девасйа бхарго. Она — энергия Кришны, она принадлежит Ему. А что означает дева? Игривый и прекрасный Господь. Дева, Господь, прекрасен и игрив. Бхарго — Его энергия, сварупа-шакти, это та энергия, которой должна поклоняться джива, душа. Савитур. Савитур варенйам: джива должна поклоняться их обители, и Владыка того мира — Кришна, который игрив и необычайно прекрасен. И Он дарует нам еще больше сил служить Ему.

#00:11:36#

Дхимахи — мы будем стараться совершать Ему поклонение, служить Ему, а Он в ответ даст нам еще больше сил для этого. В мире души мы можем двигаться с помощью медитации. Дхимахи. И это означает служение. Господь занимает столь высокое положение по отношению к нам, что мы должны поклоняться Ему. Таким образом, в том мире невозможен никакой иной источник силы — только преклонение, почитание, служение Его энергии. Дхийо йо нах прачодайат.

#00:12:33#

Гайатри-ганат. Ган означает «происходящий из звука», из того звука, который способен привести нас к нашей высочайшей цели. В абсолютном смысле все песни, все звуки происходят из звука флейты Кришны, из той песни, ганат. И высочайший дар этой песни — занять нас в нашем вечном служении после достижения освобождения. Звук флейты Кришны вдохновляет нас и задействует нас в исполнении нашего истинного долга. Он дарует нам самоосознание.

#00:13:28#

В настоящее время мы не знаем, кто мы, мы не имеем полного понимания о себе. Сейчас мы страдаем, но подлинное самоосознание приходит в служении Кришне. Служение помогает нам восстановить себя в нашем истинном положении. Звук флейты Кришны и звуки полностью утверждают нас в нашем высочайшем столь желаемом положении. Это и есть самоосознание. Транам, освобождение.

#00:14:19#

В любом ином положении мы не можем сказать, что достигли полного освобождения. Освобождение обретает свой позитивный смысл именно в служении Кришне, высшей сладости и красоте. Освобождение является позитивной концепцией только в этом случае. Сварупа саба хайа голокера стхити. Все иные положения не следует считать полным осознанием. Существует градация: Кришна в мадхура-расе, радха-дасйам.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:14:57#

Это вопрос обретения правильного положения. Говорится, что религия — это [способ] занять правильное положение. Мы живем в едином целом, которое, тем не менее, исполнено разнообразия и противоречий. Мы желаем обрести свое правильное положение. Каждый из нас стремится к красоте, блаженству, расе, счастью. Это присуще всем. Все нуждаются в максимальной расе, ананде. Никто не упрекнет вас в подобном желании, поскольку к этому стремятся все. Расо ваи сах̣4. Наше последнее прибежище должно быть где-то там, наши высочайшие чаяния связаны с этими реалиями. Речь не идет о господстве над этим миром и о вступлении в нечто безличное, в бессознательное самадхи — сайуджйа-мукти, но о полном сознании, о высочайшем общении и обретении полного удовлетворения нашей внутренней потребности. К этому стремятся все.

Харе Кришна! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

[Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе! Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе!]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


1 «Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).

2 В Бхагавад-гите (13.34) сказано: йатха̄ прака̄ш́айатй эках̣, кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣ / кш̣етрам̇ кш̣етрӣ татха̄ кр̣тснам̇, прака̄ш́айати бха̄рата — «Бхарата, подобно тому, как солнце одно освещает весь мир, так и тот, кто пребывает на поле деятельности [в теле], озаряет собой все это поле».

3 «Я прошу Тебя [о Господь], прими меня Своим рабом и отплати мне за это упоительной любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.37).

4 Шри Кришна — «чистая раса, блаженство» («Тайттирия-упанишад», 2.7.1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования