«Гаятри». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 37.55M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Гаятри

(1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:01:09#

Истинный смысл освобождения состоит не только в том, чтобы освободиться от негативной стороны [бытия], но и достичь позитивного бытия, самоосознания. Гаудия-вайшнавы утверждают: муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣[1] — нам необходимо выбраться из болезненного состояния и восстановить свое истинное положение. Это и есть позитивная концепция мукти.

#00:01:50#

Итак, Джива Госвами дал объяснение гаятри в связи со служением Кришне, кришна-дасьям. Я не использовал это объяснение, но ту же идею я попытался вложить в свое объяснение гаятри, связав его с обретением служения в мире Голоки. Я объяснил все последовательно, шаг за шагом, согласно философской школе бхагавата.

#00:02:32#

Гана-трайате — если правильно повторять эту гаятри, мы сможем обрести освобождение. В целом нам необходимо учитывать различные уровни этого материального мира — грубые и тонкие. Существуют различные уровни — грубые и тонкие, — всего их семь.

#00:03:19#

Что собой представляет солнце того мира? Перед нами сейчас объективный мир, и солнце, которое освещает этот мир, которое проявляет для нас это материальное бытие, — это душа. Солнце, савитур. Савитур также означает «душа», поскольку только душа может дать нам возможность узреть все это. Если в теле нет души, эти [плотские] глаза не могут видеть. И этот обычный [солнечный] свет уже бесполезен для нас.

#00:03:58#

О душе так говорится в Бхагавад-гите: …кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣[2] Точно так же, как солнце освещает и делает видимым этот мир, так же и атма в действительности проявляет все реалии. Бхарго означает теджас, луч солнца. Девасья — это луч другого солнца — девы.

#00:04:33#

Каковы же качества этого девы, какова его характеристика? Дева означает «сияющий», «прекрасный», «игривый» — дивдхату. Див означает «играть», а также «сиять», «блестеть», а дева — это слово мужского рода — пуруша. Таким образом, это пуруша, который прекрасен и игрив. Сундар — «прекрасный», «красивый», и лиламойи — «совершающий Свои игры». Его энергия — бхарго. Мы будем памятовать об этой энергии, и это приведет нас к Нему.

#00:05:52#

Мы будем пытаться все свое внимание обратить на дхимахи. Дхимахи означает «медитация». Иными словами, духовное культивирование. Это означает служение. Мы преклоняемся перед Господом, преклонение подразумевает служение Ему. Мы будем служить Ему, служить бхарго, служить Ей, и дхийо: духом, энергией этой духовной жизни является сева — служение. Севу Господь дарует нам как награду — ‘да̄са’ кари’ ветана море деха према-дхана[3].

#00:06:49#

Служить означает не желать результатов этого служения для себя. Но в качестве награды к нам приходит еще большее желание служить. Наградой нам станет према. Према подразумевает еще большее вдохновение служить. Наша обязанность — служить Ему, и мы будем получать вознаграждение — усиление энергии и горячего стремления служить. Это и есть према. Дхийо йо нах прачодайат — также я связал свое объяснение с киртаном. Это относится к Махапрабху, а также это относится к звуку флейты Кришны.

#00:07:51#

Почему? Когда Кришна играет на Своей флейте, этот звук вдохновляет и призывает всех Его слуг к тому, чтобы они были готовы к служению Ему, к встрече с Ним в кунджах или где-то еще. Звук флейты побуждает мальчиков-пастушков совершать их служение, он побуждает и гопи в их особом служении Ему. Этот звук также вдохновляет тех, кто служит Ему в ватсалья-расе, — Нанду, Яшоду и других. Он направляет их к служению в этой ватсалья-расе. Звук флейты Кришны доносится, чтобы помочь нам обрести высшее понимание служения. Этот ган, кришна-ган, гаятри, эта песня — это то, что лежит в основе богоявленных истин. Священные писания — это отзвук того звучания флейты Кришны, а также санкиртана Махапрабху: все это побуждает нас к достижению нашей высшей цели в любовном служении Всевышнему, которого должны почитать все души, все сознающие существа в этом материальном мире.

#00:09:29#

Таким образом, из гаятри мы извлекаем всеобъемлющий смысл, охватывающий все сущее вплоть до Голоки. Это звук, дающий энергию солнцу и побуждающий нас обрести свое высшее предназначение. Таков смысл гаятри. Так я дал различные объяснения, раскрывая нашу высшую цель. Гаятри — веда-мата, мать Вед, дающая рождение богооткровенным писаниям. Гаятри — это та фундаментальная основа, на которой покоятся Веды, богооткровенные писания. Ее природа такова — пракрити, энергия. Основополагающая энергия Кришны, которая призывает нас вернуться к нашему истинному положению, поскольку мы оставили Кришну. Это подобно тому, как коровы Кришны разбредаются в разные стороны, но когда Кришна начинает играть на Своей флейте, все они собираются вместе, возвращаясь к Нему. Этот звук флейты направляет все и всех обрести свою обязанность, наш высший долг. Таков истинный глубинный смысл гаятри.

#00:11:20#

Все должно иметь связь с высшей сферой. У нас должна быть связь с центром всего. Все сущее, так или иначе, имеет связь с высшим миром. Поэтому все, в большей или меньшей степени, стремится подвести нас к тому истинному миру. И это сварупа-шакти, внутренний поток, внешний же поток — это майя, иллюзия, заблуждения. Майя пытается направить нас к местническим, провинциальным, эгоистическим интересам. Внешний поток пытается сосредоточить нас на осуществлении корыстных, частных интересов — малых или больших. Однако высший, внутренний поток всегда направляет нас к центру.

#00:12:19#

В Бхагавад-гите говорится, что солнце само по себе не может ничего явить нам, поскольку все нам являет душа. Именно душа помогает нам чувствовать, видеть, а не солнце. Если бы не было души, то даже тот, кто создал солнце, также не смог бы никому ничего показать. Только душа действительно наделяет нас вúдением, а не солнце.

#00:12:46#

…кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣…[4]

Мы думаем, что когда взойдет солнце, то мы сможем все увидеть благодаря его свету, но в действительности это атма показывает нам все. Не только с помощью глаз мы можем все воспринимать, но также через обоняние, через слух, но в центре всего находится атма, все исходит от нее. Представления об окружающем нас мире мы можем получить только благодаря атме, а не солнцу. Солнце занимает относительное положение. Мы можем использовать солнце в качестве аналогии, свет которого олицетворяет собой знание.

#00:13:33#

Аналогия света используется во многих местах, чтобы показать, какими качествами обладает дух, душа. Это выразительная, яркая аналогия. Точно так же, как свет экспрессивен, ярок, так и душа экспрессивна, прекрасна.

#00:13:54#

Итак, посредником для того, чтобы понять положение души, субъект, главное знание, выступает свет. Как свет являет нам все вокруг, точно так же и душа показывает нам все. И тот, кто способен понять, что все эти концепции, все эти идеи являются функциями души, тот видит, что свет не может дать нам все. Он лишь освещает формы, он дает образы, но есть также осязание, звук, представление о которых свет дать не может, как не может он и дать почувствовать запах. Таким образом, свет может помочь нашему пониманию лишь в какой-то степени, но на самом деле это душа, находясь в центре всего, дает нам полное понимание. Осязание, обоняние, слух, зрение — этими функциями управляют ум, разум и душа.

#00:15:18#

Поэтому в «Бхагаватам» говорится: облака покрывают луну, но лишь благодаря свету луны можно видеть облака. Саму луну мы не видим, поскольку облака закрыли ее собой. Точно так же наша ментальная система, наш ум, наши представления покрыли видящего, то есть душу. То, что мы воспринимаем, приходит к нам благодаря свету души. И все это аханкара, наша индивидуальная, ментальная система, покрывающая нашу душу. Но мы можем воспринять все это только с помощью света самой души. Облака покрывают солнце, но сами облака видны лишь благодаря солнечному свету, хотя само солнце и покрыто облаками.

#00:16:23#

Преданный: Савитур — это также Кришна?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это джива, дживатма. Савитур вареньям — дживатма принадлежит к миру поклонения. А что такое бхарго? Это сияющий мир Кришны. И бхарго относится к девасья бхарго. Она — энергия Кришны, она принадлежит Ему. А что означает дева? Игривый и прекрасный Господь. Дева, Господь, прекрасен и игрив. Бхарго — Его энергия, сварупа-шакти, это та энергия, которой должна поклоняться джива, душа. Савитур. Савитур вареньям: джива должна поклоняться их обители, и Владыка того мира — Кришна, который игрив и необычайно прекрасен. И Он дарует нам еще больше сил служить Ему.

#00:17:29#

Дхимахи — мы будем стараться совершать Ему поклонение, служить Ему, а Он в ответ даст нам еще больше сил для этого. В мире души мы можем двигаться с помощью медитации. Дхимахи. И это означает служение. Господь занимает столь высокое положение по отношению к нам, что мы должны поклоняться Ему. Таким образом, в том мире невозможен никакой иной источник силы — только преклонение, почитание, служение Его энергии. Дхийо йо нах прачодайат.

#00:18:24#

Гаятри-ганат. Ган означает «происходящий из звука», из того звука, который способен привести нас к нашей высочайшей цели. В абсолютном смысле все песни, все звуки происходят из звука флейты Кришны, из той песни, ганат. И высочайший дар этой песни — занять нас в нашем вечном служении после достижения освобождения. Звук флейты Кришны вдохновляет нас и задействует нас в исполнении нашего истинного долга. Он дарует нам самоосознание.

#00:19:19#

В настоящее время мы не знаем, кто мы, мы не имеем полного понимания о себе. Сейчас мы страдаем, но подлинное самоосознание приходит в служении Кришне. Служение помогает нам восстановить себя в нашем истинном положении. Звук флейты Кришны и звуки полностью утверждают нас в нашем высочайшем столь желаемом положении. Это и есть самоосознание. Транам, освобождение.

#00:20:12#

В любом ином положении мы не можем сказать, что достигли полного освобождения. Освобождение обретает свой позитивный смысл именно в служении Кришне, высшей сладости и красоте. Освобождение является позитивной концепцией только в этом случае. Сварупа саба хайа голокера стхити. Все иные положения не следует считать полным осознанием. Существует градация: Кришна в мадхура-расе, радха-дасьям.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:20:50#

Это вопрос обретения правильного положения. Говорится, что религия — это [способ] занять правильное положение. Мы живем в едином целом, которое тем не менее исполнено разнообразия и противоречий. Мы желаем обрести свое правильное положение. Каждый из нас стремится к красоте, блаженству, расе, счастью. Это присуще всем. Все нуждаются в максимальной расе, ананде. Никто не упрекнет вас в подобном желании, поскольку к этому стремятся все. Расо ваи сах̣[5]. Наше последнее прибежище должно быть где-то там, наши высочайшие чаяния связаны с этими реалиями. Речь не идет о господстве над этим миром и о вступлении в нечто безличное, в бессознательное самадхи — саюджья-мукти, но о полном сознании, о высочайшем общении и обретении полного удовлетворения нашей внутренней потребности. К этому стремятся все.

Харе Кришна! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

#00:22:59#

Преданный: Гуру Махарадж, не могли бы вы объяснить онтологические различия между ипостасями Панча-таттвы?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, между ними существует определенное различие. Махапрабху — центральная фигура, Шри Чайтаньядев. Он — Кришна в настроении Радхарани. Рядом с Ним Гададхар, от которого Махапрабху и взял это чувство. Гададхар — словно факсимиле, внешняя формальная копия. Он находится рядом подобно человеку, которого обокрали. Он пуст, у него ничего нет. С опустошенным сердцем Гададхар стремится только к одному Махапрабху, который похитил его сердце.

#00:24:21#

Нитьянанда Прабху играет роль Баларамы. Из Баларамы исходит все остальное: ватсалья-раса, сакхья-раса и так далее. Шривас Пандит олицетворяет собой преданного, обычного преданного. Адвайта Прабху представляет Господа. Он представляет Бхагавана, который отвечает за весь материальный мир, — Каранарнавашайи [Вишну].

#00:25:08#

[Санскрит.] Один на сотни тысяч. Столь нелегко найти совершенного вайшнава! Истинный вайшнав очень редок — судурлабха. Когда истинное, главное усиливает свое влияние, влияние второстепенного ослабевает. Когда же истинное скрывается, то второстепенное, несомненно, будет брать верх. Так или иначе, в целом таково сознание Кришны.

#00:25:52#

Во время войны можно одерживать много побед и терпеть много поражений. Как правило, тот, кто одерживает победу, приобретает что-либо. Но он также вынужден и претерпеть множество потерь. Те, кто выходит победителями в войне, также вынуждены многое утратить.

#00:26:44#

Преданный: Гуру Махарадж, у меня вопрос на другую тему: если кто-то желает принять кшетра-санньясу, это обычно делается в старости? Но ведь санньяси должен проповедовать! Кшетра-санньясу обычно принимают в старости?

Шрила Шридхар Махарадж: Гададхар Прабху принял кшетра-санньясу. Он был кшетра-санньяси. Он не покидал пределов Пури, но он проповедовал. Он читал «Бхагаватам». И его учеником в классе был Махапрабху, а также другие.

#00:27:24#

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇…

Я сочинил такую шлоку. Я собирался составить произведение о самой сути «Бхагаватам». Бхактивинод Тхакур отобрал тысячу шлок из «Бхагаватам», назвав свое произведение «Бхагавата-арка-маричи-мала». Я хотел собрать триста шлок, чтобы вкратце представить весь «Бхагаватам».

#00:28:10#

Я составил вступление к этой книге, в которое вошел этот стих:

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣епа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣ пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣[6]

#00:28:48#

Пусть же Гададхар Пандит станет единственной, исключительной целью всей моей жизни! Но кто он? Его можно видеть занятым исполнением особого служения на берегу бескрайнего океана. Он сидит на берегу этого безграничного океана. И чем же он занят? В чем состоит его служение? Акш̣епа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇. Он утешает своего Друга. А кто этот Друг? Это Тот, кто в безумии ищет самого Себя, акш̣епа̄нвитам̇. Он словно безумец. Он преисполнен чувства необычайного горя. Он поражен болью разлуки с самим Собой. Но у Него [Махапрабху] есть друг [Гададхар Пандит], который дает Ему «вино», чтобы утешить Его, чтобы смягчить Его боль.

#00:30:27#

Что это за «вино»? Это бхагавати-катха, повествования о Кришне и Вриндаване из «Шримад-Бхагаватам». Он потчует своего Друга «вином» бхагавати-катхи, ведь его Друг страдает от сильнейшей боли разлуки с самим Собой. Он чувствует сильнейшую боль разлуки: сва-вираха. Он ищет самого Себя, ощущая разлуку. Эта боль так невыносима, горестное чувство так сильно, что Его друг дает Ему для облегчения «вино» — обсуждение «Шримад-Бхагаватам», историй о Вриндаване.

#00:31:39#

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣епа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣...

Мадирайа̄ означает «вино». Гададхар Пандит дает Махапрабху жизнь, угощая Его «вином» кришна-катхи.

#00:32:02#

…бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣…

Гададхар Пандит всегда поклоняется «Бхагаватам» своими слезами: аш́рӯ-упа̄йана. Упа̄йана означает «атрибуты поклонения» или «предметы, которые используются в поклонении». Чем же он поклоняется «Бхагаватам»? Своими собственными слезами. Он совершает поклонение «Бхагаватам» своими слезами.

#00:32:37#

…пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т…

Пусть же этот Гададхар Прабху благословит меня своей милостью, ведь он знаток «Бхагаватам». Сам Махапрабху слушает «Бхагаватам» от него. Я прошу его о милости. Таким образом, я собираюсь составить для преданных книгу, где отражалась бы самая суть «Бхагаватам». Гададхар Пандит известен этим, таково его положение.

#00:33:23#

Адвайта Прабху — посредник, связной. Он призывает Махапрабху в этот мир для спасения джив. Он также устраивает все необходимое для проповеди Махапрабху, чтобы дживы обрели благо. Для этого Он приглашает Махапрабху в этот мир. Сам Он тоже помогает Махапрабху проповедовать наму (Святое Имя Господа) для полного спасения этого материального мира.

#00:34:05#

Итак, Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху, Гададхар Пандит и Шривас — это Панча-таттва. Есть люди, которые вместо Шриваса Пандита пятым поставили Нарахари Саракара Тхакура. Это направление «Чайтанья-мангалы». Их можно причислить к гауранга-нагаре. Им не нравится видеть Махапрабху в качестве санньяси, ведь Он сам Кришна. Нарахари Саракар Тхакур задает этот вопрос Махапрабху: «Кто Ты? Кто Ты в этом обличье санньяси? Разве Ты не тот же самый охотник за гопи во Вриндаване? Неужели теперь Ты стал садху (святым)? Раньше Ты охотился за гопи, а теперь пришел в образе святого? Я знаю Тебя. Я знаю Тебя очень хорошо».

#00:35:24#

Таким образом, они больше склонны к вриндаван-лиле, чем к навадвипа-лиле. Среди сакхи во Вриндаване некоторые сакхи больше склонны к Радхарани, другие больше склонны к Кришне, а иные занимают промежуточное положение. Точно так же в отношении гаура-лилы [навадвипа-лилы] и вриндаван-лилы. Некоторые преданные больше склонны к Вриндавану. Им не нравится санньяса Махапрабху. Но другие больше склонны к навадвипа-лиле. Иные же занимают положение посередине. Таким образом, существуют различные представления и идеи.

#00:36:08#

малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н…[7]

Одно и то же явление рассматривают и воспринимают по-разному, согласно своей природе и способностям.

#00:36:26#

Однако здесь возможно сравнение, сравнительный анализ.

…йа̄н̣ра раса хои, сеи сарвоттама…[8]

Каждый, кто пребывает на уровне освобождения, в освобожденном состоянии, в своем положении обретает максимум расы именно от того образа Господа, которому поклоняется. Однако если сравнить разные образы Господа в шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расах, а также сравнить образы Нараяны, Рамачандры, Дваракеши [Кришны в Двараке], то можно будет провести различие. Благодаря такому методу, такому сравнительному обзору определение различий станет возможным.

#00:37:25#

Например, дружба. Могут быть многочисленные друзья в целом, но существует также группа более близких друзей и еще более близких, а также друзей общего порядка различных типов: один друг в области политики, другой в социуме, другой друг в частной жизни. Возможны различные типы в той или иной степени.

#00:37:55#

Безграничное принимает, объемлет все и вся, приводит в гармонию. Высочайшая концепция приводит в гармонию различные природы. Симфония. Гармония в музыке — это когда различные инструменты звучат в унисон, в гармонии. Ценность гармонии в ее всеобъемлющей природе. В гармонию приводятся вещи противоположной природы. Потенция в гармонии. Гармония высочайшего порядка — та гармония, когда речь идет о гармонизации всего и вся.

#00:38:59#

В кришна-лиле мы видим, что воровство и ложь приводятся в гармонию. Лгать, говорить неправду ради Кришны — это нечто более возвышенное, нежели говорить правду здесь, в этом мире. Здесь, что бы мы ни сказали, все будет ложным, поскольку мы думаем, что это принадлежит ему, а то принадлежит тому, но все в конечном счете, в абсолютном смысле принадлежит Кришне. Поэтому, что бы мы ни говорили здесь, все это в большей или меньшей степени ложь. А что бы ни говорилось о Кришне, все это истина. Ложь невозможна. То, что мы бросаем в Него как грязь, швыряем в Него комья грязи — это никогда не является грязью, но приводится в гармонию и является нектаром высочайшей природы.

Харе Кришна! Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:40:12#

Все должно быть направлено на Кришну. Все должно быть связано с Кришной. Бросать грязью в Кришну, ругать Его — для этого необходима квалификация, для этого нужно иметь соответствующее неподдельное, истинное положение. Например, Яшода иногда бьет Кришну Гопала. Но когда она наказывает Кришну, в этом есть великая ценность и смысл.

#00:41:06#

Нам необходим постепенный процесс, подлинный путь, шрота пантха, осуществляемый под руководством вайшнава. Все это необходимо — руководство вайшнава и подлинный путь. Иначе я могу делать все что угодно, и это будет делаться для Кришны. Нет! Таково ложное представление, майя, галлюцинация. Нечто в этом роде. Это тама-гуна. В Бхагавад-гите мы находим: в тама-гуне человек упорствует в чем-то неистинном, он твердо убежден в этом. Причиняя себе вред, он настаивает: «Нет, это правильно то, что я делаю!», хотя это и не является истинным. Такова тама-гуна.

#00:42:05#

Когда же присутствует сомнение: может быть, это правильно, а может быть, нет — это страсть, раджа-гуна. А когда присутствует подлинное представление о том, что есть что — это саттва-гуна. Затем ниргуна — отсутствие материальных качеств. В ниргуне все происходит само собой. Харе Кришна! Там все происходит само собой, там не нужны математические вычисления, продвижение шаг за шагом. Там все происходит естественно — так же, как рефлексы в нашем теле. Это гьяна-шунья-бхакти.

#00:42:50#

Вчера приходил пандит, он сказал: «Ученые Индии в целом не способны понять то, что вы имеете в виду, говоря о гьяна-шунья-бхакти. Ведь гьяна — это самое желанное явление, которое лежит в основании всей истины. Мы преклоняемся перед гьяной, знанием, сознанием, а вы говорите, что невежество занимает высочайшее положение, более высокое, нежели сознательная позиция? Бессознательная позиция выше сознательной позиции! Что такое проповедует Гаудия-сампрадая под этим гьяна-шунья-бхакти? Если убрать гьяну, сознание, рассудок, расчет — все эти элементы, — разве это будет чем-то благоприятным? И вы утверждаете, что бессознательное, невежественное и тому подобное занимают высочайшее положение? Это нелогично, это невозможно понять разумному человеку».

#00:43:54#

Таково возражение обычных ученых, будь то ведических или мирских. Они говорят: «Вы хотите отвергнуть гьяну!» Но сам Махапрабху отвергал ее. «Это внешнее, внешнее, внешнее». Вступи в царство любви! Там не нужны расчеты, там все происходит спонтанно, все происходит само собой. Каждый — твой доброжелатель там. Там невозможны ошибки или обман. Сама атмосфера там наполнена счастьем, любовью и приносит тебе только благо. Подобно тому, когда лекарства уже не помогают больному, он может сменить климат, переехать в другое место, где ему даже лекарства не нужны, а здоровье улучшается само собой. Сама атмосфера, сам климат: вода, воздух, деревья вносят вклад в дело улучшения его здоровья, все помогает ему там. Точно так же существует мир, где все необходимое приходит к вам, где нет необходимости делать расчеты, что я получу, а что потеряю. Тот мир настолько богат, исполнен изобилия! Харе Кришна! Гьяна-шунья [бхакти, свободная от гьяны]. Харе Кришна!

#00:45:33#

Преданный: Вы говорили, что здесь какая-нибудь мать может дать ребенку еду, проверяя, отравлена она или нет. Замечательный пример.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в этом мире мать может отравить своего ребенка, но там даже врага никто не отравит. Как зовут ту, кто пытается отравить [Кришну]? Путана. Она пыталась отравить Кришну, но ей было даровано высочайшее положение кормилицы, которая подобна матери. Харе Кришна!

#00:46:24#

Здесь, в Бенгалии, есть одна песня поэта, в которой говорится: [бенгали] «Я хочу умереть там, где родился!» Это наша родина, наша родная земля. Как бы там ни было, мы родились на этой земле и здесь желаем умереть.

#00:46:59#

«Навечно хочу остаться с тобой, моя земля!» Так он говорит. Мы же должны перенести внимание от объективного к субъективному, а от субъективного — к сверхсубъективному.

#00:47:19#

Тогда все будет понятным для нас с точки зрения субъективного. Сат, чит, анандам — бытие, сознание этого бытия и достижение цели этого бытия, исполненность. В целом следует понимать эти три положения или фазы всего сущего. Исполненность, сознание всего и бытие. Сат, чит, анандам. Сатьям, шивам, сундарам. Сатьям означает «истина». Шивам означает «за пределами смерти», «за пределами бренного существования», то есть вечное сознание, четана. Чит — Шива. И затем сундарам, достижение жизненной полноты, исполненность, раса, красота.

#00:48:40#

Красота — это принцип, который приводит все в гармонию. Все стремится к красоте, все стремится к очарованию. Это всеобщее желание. Никто не может отрицать этого! И красота способна управлять всем миром.

#00:49:22#

Мы не способны с помощью своего разума управлять пищеварительными процессами в наших организмах. Без всякого участия нашего разума в теле происходит кровообращение, переваривание пищи — столь многие вещи происходят без участия нашего разума. Этот принцип может быть приложим и к нам, и к материальному миру также.

#00:50:06#

Столь многие вещи осуществляются без участия сознания, бессознательно. Сколько сознания или разума задействовано в том или ином участке пространства? Все происходит само собой в этом мире почти везде. И лишь немногое выделено для работы нашего независимого рассудка, нашего разума, расчета. Но мы почему-то считаем, что все вокруг покрыто невежеством: то, как работает пищеварительная система, как происходит циркуляция крови — столь многие вещи.

#00:51:07#

Ученые полагают, что за всем этим стоит их разум, именно их разум действует на заднем плане и руководит всем. Он пребывает там, куда мы не можем попасть, мы не можем понять этого. И когда они обнаруживают эту нить, они считают себя необычайно мудрыми, когда обнаруживают нечто незначительное, само собой разумеющееся, что и так действовало без их участия, без их горделивых рассуждений. Так какую же ценность имели их рассуждения? Гьяна, знание. Мы так гордимся, доказывая всем, что знание — это нечто самое важное, занимающее высочайшее положение. Но какую ценность представляет собой это наше знание, если мы внимательно понаблюдаем за движениями в природе и задумаемся над этим? Много ли тогда будет стоить наше знание?

#00:52:15#

Сколько из того, что есть в природе, поняли ученые умы? Очень незначительную часть всего целого. Но они так гордятся этим! Гьяна-шунья-бхакти (бхакти, свободная от знания).

#00:52:42#

Если сравнить веру, милость, любовь с гьяной, то они намного выше и намного желаннее. Энергия ума, мозг, как правило, расходуется учеными впустую, ведь они используют эту энергию ума для создания смертоносных видов оружия, чтобы уничтожать друг друга. Ведь у них нет веры, нет любви, нет милости. Поэтому большая часть энергии ума, мозга, а также все остальные средства используются для того, чтобы убивать друг друга. Враждебность, отсутствие доброжелательности проявлены почти в крайней степени.

#00:53:46#

Почему [так происходит]? Потому что у нас нет веры, нет милости, нет любви. Любовь способна спасти нас от всей этой суеты, от неправильного использования своей энергии. Вера, милость, любовь необходимы повсюду. Это должно стать высочайшей целью наших устремлений. Нам необходимо стремиться к нормальному состоянию, ведь наш дом находится там. Нам нужно жить там! Домой, к Богу, обратно домой. Наше прибежище у лотосоподобных стоп Господа.

Транскрипцию выполнили: Гунали Деви Даси
Тарбаркатова Татьяна Павловна
Редакторы: Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



1  «Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).

2  В Бхагавад-гите (13.34) сказано: йатха̄ прака̄ш́айатй эках̣, кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣ / кш̣етрам̇ кш̣етрӣ татха̄ кр̣тснам̇, прака̄ш́айати бха̄рата — «Бхарата, подобно тому, как солнце одно освещает весь мир, так и тот, кто пребывает на поле деятельности [в теле], озаряет собой все это поле».

3  «Я прошу Тебя [о Господь], прими меня Своим рабом и отплати мне за это упоительной любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.37).

4  Йатха̄ прака̄ш́айатй эках̣, кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣ / кш̣етрам̇ кш̣етрӣ татха̄ кр̣тснам̇, прака̄ш́айати бха̄рата — «Бхарата, подобно тому, как солнце одно освещает весь мир, так и тот, кто пребывает на поле деятельности [в теле], озаряет собой все это поле» (Бхагавад-гита, 13.34).

5  Шри Кришна — «чистая раса, блаженство» («Тайттирия-упанишад», 2.7.1).

6  «На берегу бескрайнего синего океана Гададхар Пандит читал Шри Чайтанье Махапрабху, мучимому великой внутренней болью разлуки с самим Собой [Кришной], „Шримад-Бхагаватам“. Гададхар Пандит „поил“ своего страдающего Друга „вином“ кришна-лилы, которое опьяняло и утешало Его. Читая, Гададхар Пандит непрерывно плакал, и слезы его были подобны цветам, которые он предлагал как подношение страницам „Шримад-Бхагаватам“. Пусть же моей единственной целью будет доставить радость этому сияющему Гададхару Пандиту, лучшему из Госвами!»

7  Малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н, гопа̄на̄м̇ сва-джано ’сата̄м̇ кш̣ити-бхуджа̄м̇ ш́а̄ста̄ сва-питрох̣ ш́иш́ух̣ / мр̣тйур бходжа-патер вира̄д̣ авидуш̣а̄м̇ таттвам̇ парам̇ йогина̄м̇, вр̣ш̣н̣ӣна̄м̇ пара-деватети видито ран̇гам̇ гатах̣ са̄граджах̣ — «Когда Кришна и Его старший брат взошли на помост для борьбы, каждый из присутствовавших увидел Его по-разному. Борцам Кришна казался ослепительной молнией, обычным людям он виделся лучшим из людей, а женщинам — обворожительным Купидоном. Пастухи видели в Нем своего родственника, Его родители — сына, нечестивые правители — олицетворенное возмездие, а царь Бходжи — свою смерть. Невеждам Он представлялся вселенской формой, йоги видели в Нем Абсолютную Истину, а члены династии Вришни — Господа, которому они поклонялись» («Шримад-Бхагаватам», 10.43.17).

8  Кинту йа̄н̇ра йеи раса, сеи сарвоттама / тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле, а̄чхе тара-тама — «Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, являются для него самыми лучшими. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.83).




←  «Севаите-ачарья». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 марта 2010 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Экадаши. Направленность ума внешняя и внутренняя». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 16 сентября 2017 года. Сухум, Абхазия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 39.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Гаятри

(1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:01:09#

Истинный смысл освобождения состоит не только в том, чтобы освободиться от негативной стороны [бытия], но и достичь позитивного бытия, самоосознания. Гаудия-вайшнавы утверждают: муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣[1] — нам необходимо выбраться из болезненного состояния и восстановить свое истинное положение. Это и есть позитивная концепция мукти.

#00:01:50#

Итак, Джива Госвами дал объяснение гаятри в связи со служением Кришне, кришна-дасьям. Я не использовал это объяснение, но ту же идею я попытался вложить в свое объяснение гаятри, связав его с обретением служения в мире Голоки. Я объяснил все последовательно, шаг за шагом, согласно философской школе бхагавата.

#00:02:32#

Гана-трайате — если правильно повторять эту гаятри, мы сможем обрести освобождение. В целом нам необходимо учитывать различные уровни этого материального мира — грубые и тонкие. Существуют различные уровни — грубые и тонкие, — всего их семь.

#00:03:19#

Что собой представляет солнце того мира? Перед нами сейчас объективный мир, и солнце, которое освещает этот мир, которое проявляет для нас это материальное бытие, — это душа. Солнце, савитур. Савитур также означает «душа», поскольку только душа может дать нам возможность узреть все это. Если в теле нет души, эти [плотские] глаза не могут видеть. И этот обычный [солнечный] свет уже бесполезен для нас.

#00:03:58#

О душе так говорится в Бхагавад-гите: …кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣[2] Точно так же, как солнце освещает и делает видимым этот мир, так же и атма в действительности проявляет все реалии. Бхарго означает теджас, луч солнца. Девасья — это луч другого солнца — девы.

#00:04:33#

Каковы же качества этого девы, какова его характеристика? Дева означает «сияющий», «прекрасный», «игривый» — дивдхату. Див означает «играть», а также «сиять», «блестеть», а дева — это слово мужского рода — пуруша. Таким образом, это пуруша, который прекрасен и игрив. Сундар — «прекрасный», «красивый», и лиламойи — «совершающий Свои игры». Его энергия — бхарго. Мы будем памятовать об этой энергии, и это приведет нас к Нему.

#00:05:52#

Мы будем пытаться все свое внимание обратить на дхимахи. Дхимахи означает «медитация». Иными словами, духовное культивирование. Это означает служение. Мы преклоняемся перед Господом, преклонение подразумевает служение Ему. Мы будем служить Ему, служить бхарго, служить Ей, и дхийо: духом, энергией этой духовной жизни является сева — служение. Севу Господь дарует нам как награду — ‘да̄са’ кари’ ветана море деха према-дхана[3].

#00:06:49#

Служить означает не желать результатов этого служения для себя. Но в качестве награды к нам приходит еще большее желание служить. Наградой нам станет према. Према подразумевает еще большее вдохновение служить. Наша обязанность — служить Ему, и мы будем получать вознаграждение — усиление энергии и горячего стремления служить. Это и есть према. Дхийо йо нах прачодайат — также я связал свое объяснение с киртаном. Это относится к Махапрабху, а также это относится к звуку флейты Кришны.

#00:07:51#

Почему? Когда Кришна играет на Своей флейте, этот звук вдохновляет и призывает всех Его слуг к тому, чтобы они были готовы к служению Ему, к встрече с Ним в кунджах или где-то еще. Звук флейты побуждает мальчиков-пастушков совершать их служение, он побуждает и гопи в их особом служении Ему. Этот звук также вдохновляет тех, кто служит Ему в ватсалья-расе, — Нанду, Яшоду и других. Он направляет их к служению в этой ватсалья-расе. Звук флейты Кришны доносится, чтобы помочь нам обрести высшее понимание служения. Этот ган, кришна-ган, гаятри, эта песня — это то, что лежит в основе богоявленных истин. Священные писания — это отзвук того звучания флейты Кришны, а также санкиртана Махапрабху: все это побуждает нас к достижению нашей высшей цели в любовном служении Всевышнему, которого должны почитать все души, все сознающие существа в этом материальном мире.

#00:09:29#

Таким образом, из гаятри мы извлекаем всеобъемлющий смысл, охватывающий все сущее вплоть до Голоки. Это звук, дающий энергию солнцу и побуждающий нас обрести свое высшее предназначение. Таков смысл гаятри. Так я дал различные объяснения, раскрывая нашу высшую цель. Гаятри — веда-мата, мать Вед, дающая рождение богооткровенным писаниям. Гаятри — это та фундаментальная основа, на которой покоятся Веды, богооткровенные писания. Ее природа такова — пракрити, энергия. Основополагающая энергия Кришны, которая призывает нас вернуться к нашему истинному положению, поскольку мы оставили Кришну. Это подобно тому, как коровы Кришны разбредаются в разные стороны, но когда Кришна начинает играть на Своей флейте, все они собираются вместе, возвращаясь к Нему. Этот звук флейты направляет все и всех обрести свою обязанность, наш высший долг. Таков истинный глубинный смысл гаятри.

#00:11:20#

Все должно иметь связь с высшей сферой. У нас должна быть связь с центром всего. Все сущее, так или иначе, имеет связь с высшим миром. Поэтому все, в большей или меньшей степени, стремится подвести нас к тому истинному миру. И это сварупа-шакти, внутренний поток, внешний же поток — это майя, иллюзия, заблуждения. Майя пытается направить нас к местническим, провинциальным, эгоистическим интересам. Внешний поток пытается сосредоточить нас на осуществлении корыстных, частных интересов — малых или больших. Однако высший, внутренний поток всегда направляет нас к центру.

#00:12:19#

В Бхагавад-гите говорится, что солнце само по себе не может ничего явить нам, поскольку все нам являет душа. Именно душа помогает нам чувствовать, видеть, а не солнце. Если бы не было души, то даже тот, кто создал солнце, также не смог бы никому ничего показать. Только душа действительно наделяет нас вúдением, а не солнце.

#00:12:46#

…кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣…[4]

Мы думаем, что когда взойдет солнце, то мы сможем все увидеть благодаря его свету, но в действительности это атма показывает нам все. Не только с помощью глаз мы можем все воспринимать, но также через обоняние, через слух, но в центре всего находится атма, все исходит от нее. Представления об окружающем нас мире мы можем получить только благодаря атме, а не солнцу. Солнце занимает относительное положение. Мы можем использовать солнце в качестве аналогии, свет которого олицетворяет собой знание.

#00:13:33#

Аналогия света используется во многих местах, чтобы показать, какими качествами обладает дух, душа. Это выразительная, яркая аналогия. Точно так же, как свет экспрессивен, ярок, так и душа экспрессивна, прекрасна.

#00:13:54#

Итак, посредником для того, чтобы понять положение души, субъект, главное знание, выступает свет. Как свет являет нам все вокруг, точно так же и душа показывает нам все. И тот, кто способен понять, что все эти концепции, все эти идеи являются функциями души, тот видит, что свет не может дать нам все. Он лишь освещает формы, он дает образы, но есть также осязание, звук, представление о которых свет дать не может, как не может он и дать почувствовать запах. Таким образом, свет может помочь нашему пониманию лишь в какой-то степени, но на самом деле это душа, находясь в центре всего, дает нам полное понимание. Осязание, обоняние, слух, зрение — этими функциями управляют ум, разум и душа.

#00:15:18#

Поэтому в «Бхагаватам» говорится: облака покрывают луну, но лишь благодаря свету луны можно видеть облака. Саму луну мы не видим, поскольку облака закрыли ее собой. Точно так же наша ментальная система, наш ум, наши представления покрыли видящего, то есть душу. То, что мы воспринимаем, приходит к нам благодаря свету души. И все это аханкара, наша индивидуальная, ментальная система, покрывающая нашу душу. Но мы можем воспринять все это только с помощью света самой души. Облака покрывают солнце, но сами облака видны лишь благодаря солнечному свету, хотя само солнце и покрыто облаками.

#00:16:23#

Преданный: Савитур — это также Кришна?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это джива, дживатма. Савитур вареньям — дживатма принадлежит к миру поклонения. А что такое бхарго? Это сияющий мир Кришны. И бхарго относится к девасья бхарго. Она — энергия Кришны, она принадлежит Ему. А что означает дева? Игривый и прекрасный Господь. Дева, Господь, прекрасен и игрив. Бхарго — Его энергия, сварупа-шакти, это та энергия, которой должна поклоняться джива, душа. Савитур. Савитур вареньям: джива должна поклоняться их обители, и Владыка того мира — Кришна, который игрив и необычайно прекрасен. И Он дарует нам еще больше сил служить Ему.

#00:17:29#

Дхимахи — мы будем стараться совершать Ему поклонение, служить Ему, а Он в ответ даст нам еще больше сил для этого. В мире души мы можем двигаться с помощью медитации. Дхимахи. И это означает служение. Господь занимает столь высокое положение по отношению к нам, что мы должны поклоняться Ему. Таким образом, в том мире невозможен никакой иной источник силы — только преклонение, почитание, служение Его энергии. Дхийо йо нах прачодайат.

#00:18:24#

Гаятри-ганат. Ган означает «происходящий из звука», из того звука, который способен привести нас к нашей высочайшей цели. В абсолютном смысле все песни, все звуки происходят из звука флейты Кришны, из той песни, ганат. И высочайший дар этой песни — занять нас в нашем вечном служении после достижения освобождения. Звук флейты Кришны вдохновляет нас и задействует нас в исполнении нашего истинного долга. Он дарует нам самоосознание.

#00:19:19#

В настоящее время мы не знаем, кто мы, мы не имеем полного понимания о себе. Сейчас мы страдаем, но подлинное самоосознание приходит в служении Кришне. Служение помогает нам восстановить себя в нашем истинном положении. Звук флейты Кришны и звуки полностью утверждают нас в нашем высочайшем столь желаемом положении. Это и есть самоосознание. Транам, освобождение.

#00:20:12#

В любом ином положении мы не можем сказать, что достигли полного освобождения. Освобождение обретает свой позитивный смысл именно в служении Кришне, высшей сладости и красоте. Освобождение является позитивной концепцией только в этом случае. Сварупа саба хайа голокера стхити. Все иные положения не следует считать полным осознанием. Существует градация: Кришна в мадхура-расе, радха-дасьям.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:20:50#

Это вопрос обретения правильного положения. Говорится, что религия — это [способ] занять правильное положение. Мы живем в едином целом, которое тем не менее исполнено разнообразия и противоречий. Мы желаем обрести свое правильное положение. Каждый из нас стремится к красоте, блаженству, расе, счастью. Это присуще всем. Все нуждаются в максимальной расе, ананде. Никто не упрекнет вас в подобном желании, поскольку к этому стремятся все. Расо ваи сах̣[5]. Наше последнее прибежище должно быть где-то там, наши высочайшие чаяния связаны с этими реалиями. Речь не идет о господстве над этим миром и о вступлении в нечто безличное, в бессознательное самадхи — саюджья-мукти, но о полном сознании, о высочайшем общении и обретении полного удовлетворения нашей внутренней потребности. К этому стремятся все.

Харе Кришна! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

#00:22:59#

Преданный: Гуру Махарадж, не могли бы вы объяснить онтологические различия между ипостасями Панча-таттвы?

Шрила Шридхар Махарадж: Да, между ними существует определенное различие. Махапрабху — центральная фигура, Шри Чайтаньядев. Он — Кришна в настроении Радхарани. Рядом с Ним Гададхар, от которого Махапрабху и взял это чувство. Гададхар — словно факсимиле, внешняя формальная копия. Он находится рядом подобно человеку, которого обокрали. Он пуст, у него ничего нет. С опустошенным сердцем Гададхар стремится только к одному Махапрабху, который похитил его сердце.

#00:24:21#

Нитьянанда Прабху играет роль Баларамы. Из Баларамы исходит все остальное: ватсалья-раса, сакхья-раса и так далее. Шривас Пандит олицетворяет собой преданного, обычного преданного. Адвайта Прабху представляет Господа. Он представляет Бхагавана, который отвечает за весь материальный мир, — Каранарнавашайи [Вишну].

#00:25:08#

[Санскрит.] Один на сотни тысяч. Столь нелегко найти совершенного вайшнава! Истинный вайшнав очень редок — судурлабха. Когда истинное, главное усиливает свое влияние, влияние второстепенного ослабевает. Когда же истинное скрывается, то второстепенное, несомненно, будет брать верх. Так или иначе, в целом таково сознание Кришны.

#00:25:52#

Во время войны можно одерживать много побед и терпеть много поражений. Как правило, тот, кто одерживает победу, приобретает что-либо. Но он также вынужден и претерпеть множество потерь. Те, кто выходит победителями в войне, также вынуждены многое утратить.

#00:26:44#

Преданный: Гуру Махарадж, у меня вопрос на другую тему: если кто-то желает принять кшетра-санньясу, это обычно делается в старости? Но ведь санньяси должен проповедовать! Кшетра-санньясу обычно принимают в старости?

Шрила Шридхар Махарадж: Гададхар Прабху принял кшетра-санньясу. Он был кшетра-санньяси. Он не покидал пределов Пури, но он проповедовал. Он читал «Бхагаватам». И его учеником в классе был Махапрабху, а также другие.

#00:27:24#

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇…

Я сочинил такую шлоку. Я собирался составить произведение о самой сути «Бхагаватам». Бхактивинод Тхакур отобрал тысячу шлок из «Бхагаватам», назвав свое произведение «Бхагавата-арка-маричи-мала». Я хотел собрать триста шлок, чтобы вкратце представить весь «Бхагаватам».

#00:28:10#

Я составил вступление к этой книге, в которое вошел этот стих:

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣епа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣ пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣[6]

#00:28:48#

Пусть же Гададхар Пандит станет единственной, исключительной целью всей моей жизни! Но кто он? Его можно видеть занятым исполнением особого служения на берегу бескрайнего океана. Он сидит на берегу этого безграничного океана. И чем же он занят? В чем состоит его служение? Акш̣епа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇. Он утешает своего Друга. А кто этот Друг? Это Тот, кто в безумии ищет самого Себя, акш̣епа̄нвитам̇. Он словно безумец. Он преисполнен чувства необычайного горя. Он поражен болью разлуки с самим Собой. Но у Него [Махапрабху] есть друг [Гададхар Пандит], который дает Ему «вино», чтобы утешить Его, чтобы смягчить Его боль.

#00:30:27#

Что это за «вино»? Это бхагавати-катха, повествования о Кришне и Вриндаване из «Шримад-Бхагаватам». Он потчует своего Друга «вином» бхагавати-катхи, ведь его Друг страдает от сильнейшей боли разлуки с самим Собой. Он чувствует сильнейшую боль разлуки: сва-вираха. Он ищет самого Себя, ощущая разлуку. Эта боль так невыносима, горестное чувство так сильно, что Его друг дает Ему для облегчения «вино» — обсуждение «Шримад-Бхагаватам», историй о Вриндаване.

#00:31:39#

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣епа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣...

Мадирайа̄ означает «вино». Гададхар Пандит дает Махапрабху жизнь, угощая Его «вином» кришна-катхи.

#00:32:02#

…бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣…

Гададхар Пандит всегда поклоняется «Бхагаватам» своими слезами: аш́рӯ-упа̄йана. Упа̄йана означает «атрибуты поклонения» или «предметы, которые используются в поклонении». Чем же он поклоняется «Бхагаватам»? Своими собственными слезами. Он совершает поклонение «Бхагаватам» своими слезами.

#00:32:37#

…пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т…

Пусть же этот Гададхар Прабху благословит меня своей милостью, ведь он знаток «Бхагаватам». Сам Махапрабху слушает «Бхагаватам» от него. Я прошу его о милости. Таким образом, я собираюсь составить для преданных книгу, где отражалась бы самая суть «Бхагаватам». Гададхар Пандит известен этим, таково его положение.

#00:33:23#

Адвайта Прабху — посредник, связной. Он призывает Махапрабху в этот мир для спасения джив. Он также устраивает все необходимое для проповеди Махапрабху, чтобы дживы обрели благо. Для этого Он приглашает Махапрабху в этот мир. Сам Он тоже помогает Махапрабху проповедовать наму (Святое Имя Господа) для полного спасения этого материального мира.

#00:34:05#

Итак, Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху, Гададхар Пандит и Шривас — это Панча-таттва. Есть люди, которые вместо Шриваса Пандита пятым поставили Нарахари Саракара Тхакура. Это направление «Чайтанья-мангалы». Их можно причислить к гауранга-нагаре. Им не нравится видеть Махапрабху в качестве санньяси, ведь Он сам Кришна. Нарахари Саракар Тхакур задает этот вопрос Махапрабху: «Кто Ты? Кто Ты в этом обличье санньяси? Разве Ты не тот же самый охотник за гопи во Вриндаване? Неужели теперь Ты стал садху (святым)? Раньше Ты охотился за гопи, а теперь пришел в образе святого? Я знаю Тебя. Я знаю Тебя очень хорошо».

#00:35:24#

Таким образом, они больше склонны к вриндаван-лиле, чем к навадвипа-лиле. Среди сакхи во Вриндаване некоторые сакхи больше склонны к Радхарани, другие больше склонны к Кришне, а иные занимают промежуточное положение. Точно так же в отношении гаура-лилы [навадвипа-лилы] и вриндаван-лилы. Некоторые преданные больше склонны к Вриндавану. Им не нравится санньяса Махапрабху. Но другие больше склонны к навадвипа-лиле. Иные же занимают положение посередине. Таким образом, существуют различные представления и идеи.

#00:36:08#

малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н…[7]

Одно и то же явление рассматривают и воспринимают по-разному, согласно своей природе и способностям.

#00:36:26#

Однако здесь возможно сравнение, сравнительный анализ.

…йа̄н̣ра раса хои, сеи сарвоттама…[8]

Каждый, кто пребывает на уровне освобождения, в освобожденном состоянии, в своем положении обретает максимум расы именно от того образа Господа, которому поклоняется. Однако если сравнить разные образы Господа в шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расах, а также сравнить образы Нараяны, Рамачандры, Дваракеши [Кришны в Двараке], то можно будет провести различие. Благодаря такому методу, такому сравнительному обзору определение различий станет возможным.

#00:37:25#

Например, дружба. Могут быть многочисленные друзья в целом, но существует также группа более близких друзей и еще более близких, а также друзей общего порядка различных типов: один друг в области политики, другой в социуме, другой друг в частной жизни. Возможны различные типы в той или иной степени.

#00:37:55#

Безграничное принимает, объемлет все и вся, приводит в гармонию. Высочайшая концепция приводит в гармонию различные природы. Симфония. Гармония в музыке — это когда различные инструменты звучат в унисон, в гармонии. Ценность гармонии в ее всеобъемлющей природе. В гармонию приводятся вещи противоположной природы. Потенция в гармонии. Гармония высочайшего порядка — та гармония, когда речь идет о гармонизации всего и вся.

#00:38:59#

В кришна-лиле мы видим, что воровство и ложь приводятся в гармонию. Лгать, говорить неправду ради Кришны — это нечто более возвышенное, нежели говорить правду здесь, в этом мире. Здесь, что бы мы ни сказали, все будет ложным, поскольку мы думаем, что это принадлежит ему, а то принадлежит тому, но все в конечном счете, в абсолютном смысле принадлежит Кришне. Поэтому, что бы мы ни говорили здесь, все это в большей или меньшей степени ложь. А что бы ни говорилось о Кришне, все это истина. Ложь невозможна. То, что мы бросаем в Него как грязь, швыряем в Него комья грязи — это никогда не является грязью, но приводится в гармонию и является нектаром высочайшей природы.

Харе Кришна! Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:40:12#

Все должно быть направлено на Кришну. Все должно быть связано с Кришной. Бросать грязью в Кришну, ругать Его — для этого необходима квалификация, для этого нужно иметь соответствующее неподдельное, истинное положение. Например, Яшода иногда бьет Кришну Гопала. Но когда она наказывает Кришну, в этом есть великая ценность и смысл.

#00:41:06#

Нам необходим постепенный процесс, подлинный путь, шрота пантха, осуществляемый под руководством вайшнава. Все это необходимо — руководство вайшнава и подлинный путь. Иначе я могу делать все что угодно, и это будет делаться для Кришны. Нет! Таково ложное представление, майя, галлюцинация. Нечто в этом роде. Это тама-гуна. В Бхагавад-гите мы находим: в тама-гуне человек упорствует в чем-то неистинном, он твердо убежден в этом. Причиняя себе вред, он настаивает: «Нет, это правильно то, что я делаю!», хотя это и не является истинным. Такова тама-гуна.

#00:42:05#

Когда же присутствует сомнение: может быть, это правильно, а может быть, нет — это страсть, раджа-гуна. А когда присутствует подлинное представление о том, что есть что — это саттва-гуна. Затем ниргуна — отсутствие материальных качеств. В ниргуне все происходит само собой. Харе Кришна! Там все происходит само собой, там не нужны математические вычисления, продвижение шаг за шагом. Там все происходит естественно — так же, как рефлексы в нашем теле. Это гьяна-шунья-бхакти.

#00:42:50#

Вчера приходил пандит, он сказал: «Ученые Индии в целом не способны понять то, что вы имеете в виду, говоря о гьяна-шунья-бхакти. Ведь гьяна — это самое желанное явление, которое лежит в основании всей истины. Мы преклоняемся перед гьяной, знанием, сознанием, а вы говорите, что невежество занимает высочайшее положение, более высокое, нежели сознательная позиция? Бессознательная позиция выше сознательной позиции! Что такое проповедует Гаудия-сампрадая под этим гьяна-шунья-бхакти? Если убрать гьяну, сознание, рассудок, расчет — все эти элементы, — разве это будет чем-то благоприятным? И вы утверждаете, что бессознательное, невежественное и тому подобное занимают высочайшее положение? Это нелогично, это невозможно понять разумному человеку».

#00:43:54#

Таково возражение обычных ученых, будь то ведических или мирских. Они говорят: «Вы хотите отвергнуть гьяну!» Но сам Махапрабху отвергал ее. «Это внешнее, внешнее, внешнее». Вступи в царство любви! Там не нужны расчеты, там все происходит спонтанно, все происходит само собой. Каждый — твой доброжелатель там. Там невозможны ошибки или обман. Сама атмосфера там наполнена счастьем, любовью и приносит тебе только благо. Подобно тому, когда лекарства уже не помогают больному, он может сменить климат, переехать в другое место, где ему даже лекарства не нужны, а здоровье улучшается само собой. Сама атмосфера, сам климат: вода, воздух, деревья вносят вклад в дело улучшения его здоровья, все помогает ему там. Точно так же существует мир, где все необходимое приходит к вам, где нет необходимости делать расчеты, что я получу, а что потеряю. Тот мир настолько богат, исполнен изобилия! Харе Кришна! Гьяна-шунья [бхакти, свободная от гьяны]. Харе Кришна!

#00:45:33#

Преданный: Вы говорили, что здесь какая-нибудь мать может дать ребенку еду, проверяя, отравлена она или нет. Замечательный пример.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в этом мире мать может отравить своего ребенка, но там даже врага никто не отравит. Как зовут ту, кто пытается отравить [Кришну]? Путана. Она пыталась отравить Кришну, но ей было даровано высочайшее положение кормилицы, которая подобна матери. Харе Кришна!

#00:46:24#

Здесь, в Бенгалии, есть одна песня поэта, в которой говорится: [бенгали] «Я хочу умереть там, где родился!» Это наша родина, наша родная земля. Как бы там ни было, мы родились на этой земле и здесь желаем умереть.

#00:46:59#

«Навечно хочу остаться с тобой, моя земля!» Так он говорит. Мы же должны перенести внимание от объективного к субъективному, а от субъективного — к сверхсубъективному.

#00:47:19#

Тогда все будет понятным для нас с точки зрения субъективного. Сат, чит, анандам — бытие, сознание этого бытия и достижение цели этого бытия, исполненность. В целом следует понимать эти три положения или фазы всего сущего. Исполненность, сознание всего и бытие. Сат, чит, анандам. Сатьям, шивам, сундарам. Сатьям означает «истина». Шивам означает «за пределами смерти», «за пределами бренного существования», то есть вечное сознание, четана. Чит — Шива. И затем сундарам, достижение жизненной полноты, исполненность, раса, красота.

#00:48:40#

Красота — это принцип, который приводит все в гармонию. Все стремится к красоте, все стремится к очарованию. Это всеобщее желание. Никто не может отрицать этого! И красота способна управлять всем миром.

#00:49:22#

Мы не способны с помощью своего разума управлять пищеварительными процессами в наших организмах. Без всякого участия нашего разума в теле происходит кровообращение, переваривание пищи — столь многие вещи происходят без участия нашего разума. Этот принцип может быть приложим и к нам, и к материальному миру также.

#00:50:06#

Столь многие вещи осуществляются без участия сознания, бессознательно. Сколько сознания или разума задействовано в том или ином участке пространства? Все происходит само собой в этом мире почти везде. И лишь немногое выделено для работы нашего независимого рассудка, нашего разума, расчета. Но мы почему-то считаем, что все вокруг покрыто невежеством: то, как работает пищеварительная система, как происходит циркуляция крови — столь многие вещи.

#00:51:07#

Ученые полагают, что за всем этим стоит их разум, именно их разум действует на заднем плане и руководит всем. Он пребывает там, куда мы не можем попасть, мы не можем понять этого. И когда они обнаруживают эту нить, они считают себя необычайно мудрыми, когда обнаруживают нечто незначительное, само собой разумеющееся, что и так действовало без их участия, без их горделивых рассуждений. Так какую же ценность имели их рассуждения? Гьяна, знание. Мы так гордимся, доказывая всем, что знание — это нечто самое важное, занимающее высочайшее положение. Но какую ценность представляет собой это наше знание, если мы внимательно понаблюдаем за движениями в природе и задумаемся над этим? Много ли тогда будет стоить наше знание?

#00:52:15#

Сколько из того, что есть в природе, поняли ученые умы? Очень незначительную часть всего целого. Но они так гордятся этим! Гьяна-шунья-бхакти (бхакти, свободная от знания).

#00:52:42#

Если сравнить веру, милость, любовь с гьяной, то они намного выше и намного желаннее. Энергия ума, мозг, как правило, расходуется учеными впустую, ведь они используют эту энергию ума для создания смертоносных видов оружия, чтобы уничтожать друг друга. Ведь у них нет веры, нет любви, нет милости. Поэтому большая часть энергии ума, мозга, а также все остальные средства используются для того, чтобы убивать друг друга. Враждебность, отсутствие доброжелательности проявлены почти в крайней степени.

#00:53:46#

Почему [так происходит]? Потому что у нас нет веры, нет милости, нет любви. Любовь способна спасти нас от всей этой суеты, от неправильного использования своей энергии. Вера, милость, любовь необходимы повсюду. Это должно стать высочайшей целью наших устремлений. Нам необходимо стремиться к нормальному состоянию, ведь наш дом находится там. Нам нужно жить там! Домой, к Богу, обратно домой. Наше прибежище у лотосоподобных стоп Господа.

Транскрипцию выполнили: Гунали Деви Даси
Тарбаркатова Татьяна Павловна
Редакторы: Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



[1] «Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).

[2] В Бхагавад-гите (13.34) сказано: йатха̄ прака̄ш́айатй эках̣, кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣ / кш̣етрам̇ кш̣етрӣ татха̄ кр̣тснам̇, прака̄ш́айати бха̄рата — «Бхарата, подобно тому, как солнце одно освещает весь мир, так и тот, кто пребывает на поле деятельности [в теле], озаряет собой все это поле».

[3] «Я прошу Тебя [о Господь], прими меня Своим рабом и отплати мне за это упоительной любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.37).

[4] Йатха̄ прака̄ш́айатй эках̣, кр̣тснам̇ локам имам̇ равих̣ / кш̣етрам̇ кш̣етрӣ татха̄ кр̣тснам̇, прака̄ш́айати бха̄рата — «Бхарата, подобно тому, как солнце одно освещает весь мир, так и тот, кто пребывает на поле деятельности [в теле], озаряет собой все это поле» (Бхагавад-гита, 13.34).

[5] Шри Кришна — «чистая раса, блаженство» («Тайттирия-упанишад», 2.7.1).

[6] «На берегу бескрайнего синего океана Гададхар Пандит читал Шри Чайтанье Махапрабху, мучимому великой внутренней болью разлуки с самим Собой [Кришной], „Шримад-Бхагаватам“. Гададхар Пандит „поил“ своего страдающего Друга „вином“ кришна-лилы, которое опьяняло и утешало Его. Читая, Гададхар Пандит непрерывно плакал, и слезы его были подобны цветам, которые он предлагал как подношение страницам „Шримад-Бхагаватам“. Пусть же моей единственной целью будет доставить радость этому сияющему Гададхару Пандиту, лучшему из Госвами!»

[7] Малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н, гопа̄на̄м̇ сва-джано ’сата̄м̇ кш̣ити-бхуджа̄м̇ ш́а̄ста̄ сва-питрох̣ ш́иш́ух̣ / мр̣тйур бходжа-патер вира̄д̣ авидуш̣а̄м̇ таттвам̇ парам̇ йогина̄м̇, вр̣ш̣н̣ӣна̄м̇ пара-деватети видито ран̇гам̇ гатах̣ са̄граджах̣ — «Когда Кришна и Его старший брат взошли на помост для борьбы, каждый из присутствовавших увидел Его по-разному. Борцам Кришна казался ослепительной молнией, обычным людям он виделся лучшим из людей, а женщинам — обворожительным Купидоном. Пастухи видели в Нем своего родственника, Его родители — сына, нечестивые правители — олицетворенное возмездие, а царь Бходжи — свою смерть. Невеждам Он представлялся вселенской формой, йоги видели в Нем Абсолютную Истину, а члены династии Вришни — Господа, которому они поклонялись» («Шримад-Бхагаватам», 10.43.17).

[8] Кинту йа̄н̇ра йеи раса, сеи сарвоттама / тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле, а̄чхе тара-тама — «Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, являются для него самыми лучшими. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.83).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования