«Гаятри. Комментарий». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Навадвипа, Индия. 80-е годы XX столетия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.6 МБ)

 

#00:00:13#

Истинный смысл освобождения не только в том, чтобы освободиться от негативной стороны, но достичь позитивного бытия, самоосознания. Гаудия-вайшнавы утверждают: муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣ [«Шримад-Бхагаватам», 2.10.6]  избавиться от временного, болезненного состояния и быть восстановленным, возрожденным в своем истинном положении. Это концепция мукти — позитивная концепция мукти. Поэтому Джива Госвами связал смысл Гаятри с Кришна-дасьям. Я видел его комментарий с этим представлением, с этой идеей, но я также пытался открыть смысл гаятри и показать, каким образом  гаятри ведет к достижению служения в мире Голоки. Шаг за шагом, последовательно, согласно образу мысли школы Бхагавата.

Гана-трайате — когда мы поем эту песнь должным образом, мы можем обрести освобождение. В целом, мы должны рассмотреть различные измерения бытия в этом бренном мире — грубые и тонкие. Бренный мир в различных измерениях, грубых и тонких, семь уровней.

#00:02:15#

Затем, каково солнце, что такое солнце этого мира? Это объективный мир, и солнце, которое освещает этот мир, которое открывает эту концепцию бренного мира — это душа. Солнце, савитур, равнозначно, равноценно душе, поскольку только душа проливает свет и демонстрирует нам все эти реалии. Без души только мертвое тело. Глаз не может видеть. Этот свет не имеет никакой ценности в случае мертвого тела.

Душа в Бхагавад-гите также кришнамлокам имам равих. Подобно тому, как солнце делает зримым этот мир, также и атма, в действительности, проявляет все реалии. Бхарго означает нечто, подобное лучу солнца. Девасья — это луч иного солнца — девы.

И каковы качества этого девы, какова природа? Дева означает тот, кто сияет, кто прекрасен, красив и тот, кто игрив — дивадхату.  Дева означает  «играть» и дева означает «сиять, светиться», а дева, это мужской образ — пуруша. Существует пуруша, который прекрасен и игрив. Сундар — прекрасен, красив, и лиламойи — совершает игры, игрив. Его потенция — бхарго, и мы будем думать об этой потенции, которая дает вознаграждение.

#00:04:58#

Мы будем пытаться обращать внимание, фокусироваться — дхимахи. Дхимах означает в расхожем смысле «медитация». Иными словами — духовное культивирование. Это служение. Поскольку, мы должны культивировать, почитать. Культивировать означает служить Ему. Мы будем служить Ему, служить бхарго, служить Ей и Дхийо, и тот дух, потенция той духовной культуры, есть сева — служение, которое дается Им и Ей, то есть возможность служить в ответ, в награду — дас корибе етан море дехо према дана.

Мы будем служить. Служить означает без желания вознаграждения плодов. Но награда, вознаграждение или плод — это усиление желания служить, более горячее желание. В качестве вознаграждения мы будем получать прему. Према означает более энергичное служение, больше энергии. Наша функция состоит в служении, и мы будем получать вознаграждение, в категориях энергии, усиления энергии и горячего стремления служить. «Дхийо йо нах прачодайат» — и из киртана я извлек этот ганам, песнь, киртан, связь с Махапрабху и также звук флейты Кришны.

#00:06:59#

Почему? Когда Кришна играет на флейте, то звук побуждает или информирует всех слуг быть готовыми к служению Ему, встреча с Ним там или здесь. Песня флейты побуждает пастухов совершать их служение, гопи побуждает или вдохновляет готовиться к служению Ему. Этот звук также вдохновляет или побуждает их быть задействованными Нанду и Яшоду в служении ватсалья-расе. Флейта помогает нам в достижении высочайшей реализации соответствующего служения. Этот ган, кришна-ган, гаятри, эта песня — это эхо звука флейты Кришны. Также киртан, санкиртан Махапрабху, все они вдохновляют нас, воодушевляют нас в достижении нашей высочайшей цели в любовном служении Верховному Господу, который занимает возвышенное положение и является объектом почитания всех душ, частиц сознания, пребывающих в этом бренном мире.

#00:08:36#

Поэтому это всеобъемлющий исчерпывающий смысл, который я извлек из гаятри. Таким образом, здесь описано целое, вплоть до Голоки. Эта песня, этот звук побуждает задействовать нас в стремлении, в достижении нашей высочайшей цели. Таков смысл гаятри. Таким образом, я написал эти поэтические строки. Гаятри ведет нас к высочайшей цели, к истине откровения, наиболее фундаментальному измерению бытия, откуда эта истина откровения исходит. Наиболее фундаментальная потенция энергии Кришны, который призывает нас к нашему служению. Подобно тому, как коровы пасутся в разных местах, когда Кришна играет на Своей флейте, то все эти коровы собираются, приходят к Нему и идут на другую гоштху пастбище. Этот звук флейты направляет все и вся и также помогает нам в достижении нашего долга, выполнении нашего долга, высочайшего долга. Таков главным образом глубинный смысл гаятри.

#00:10:22#

Все должно быть связано с высочайшим измерением. Мы должны быть связаны с высочайшим центром. Все должно быть связано, так или иначе. Поэтому все, в большей или меньшей степени будет пытаться привести нас туда  в истинное измерение, реальное измерение. И это сварупа-шакти, поток, подземный поток, центростремительный поток. И внешний поток — это майа, ложные представления, попытка сконцентрировать нас, сфокусировать нас на локальных требованиях, провинциальных запросах, эгоистических требованиях. Внешний поток пытается сфокусировать нас на отдельных интересах, малых или больших. В действительности, наиболее центростремительный поток, глубинно-центростремительный поток.

В Бхагавад-гите сказано, что солнце не может показывать, демонстрировать, поскольку душа демонстрирует, являет реалии этого мира. Душа позволяет нам чувствовать, видеть, не солнце. Если бы не было души, то солнце не смогло бы показывать ничего никому. В действительности душа нам может показывать реалии бытия, не солнце. На поверхности мы думаем: когда солнце восходит, то мы все видим, реалии этого мира. В действительности, атма показывает нам все реалии бытия. Не только с помощью глаз, не только с помощью обоняния или с помощью слуха. Представления о внешнем мире возможны только благодаря присутствию атмы, не солнца. Солнце занимает относительное положение. Мы можем рассматривать здесь солнце как аналогию, солнце — это аналогия знания.

#00:12:41#

Свет во многих местах используется в качестве описания, намека на характеристики души. Характеристики души аналогичны солнечному свету, Подобно тому, как свет открывает новые реалии, душа являет реалии бытия.

Мы должны понять положение души, субъект, центр знания. В промежутке используется образ света. Но в действительности не свет, но душа нам показывает все и вся, открывает, демонстрирует. И все концепции, все представления суть функции души. Мы можем понять благодаря этому образу. Свет не может занимать, ключевую роль. Благодаря свету виден только образ, фигура, но есть также осязание, есть тактильные ощущения и прочие чувства. И в данном случае, в случае иных чувств, свет не играет ключевую роль. Свет до известной степени, но в действительности душа дает нам представление о природе вещей. Душа играет ключевую роль. Душа находится в центре: осязание, обоняние, слух, зрение и прочее, затем ум, разум и душа.

#00:14:24#

Как в «Бхагаватам» говорится: Луна окутана, покрыта облаками, но только благодаря свету Луны можно видеть облака. Но саму Луну не видно. Ментальная система, наша концепция покрывает видящего — душу, и благодаря присутствию души все эти реалии становятся объектами нашего опыта. И они покрывают аханкар, эго. Наша индивидуальная, ментальная система покрывает нашу собственную душу. Но мы можем чувствовать эти реалии благодаря свету той самой души. Солнце покрыто, окутано облаками. Облака можно видеть благодаря солнечному свету, но те же самые облака, эти облака закрывают солнце. Таково положение вещей.

#00:15:27#

Преданный: Савитур — это также Кришна?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это джива, дживатма. Савитур вареньям — существует мир, который является объектом почитания. И бхарго — сияние Кришны. И бхарго принадлежит девасья бхарго. Свет принадлежит Кришне, потенция Кришны. И кто такой дева? Он игрив и Он прекрасен. Дева прекрасен и игрив. Бхарго — Его потенция, сварупа-шакти, которая является объектом почитания дживы, души. Савитур. Савитур-вареньям сварупа-шакти, почитаемая дживой, душой — это, область сварупа-шакти. Владыка той почвы — Кришна, который игрив и прекрасен. Он обеспечивает нас потенцией, возможностью, способностью служить Ему.

Дхимахи — мы будем пытаться культивировать, служить Ему и Он в награду будет давать нам способность культивировать все больше и больше, служить все больше и больше. В области души медитация — это служение. Поскольку, этот мир более высок, чем мы. Поэтому, в том измерении, для нас возможно лишь демонстрировать наше благоговение, то есть служить. Служить потенции— дхийо йо нах прачодайат.

#00:17:31#

Гаятри-ганат. Ган означает песня, которая способна привести нас к нашей высочайшей цели. В абсолютном смысле речь идет о песне, звуке флейты Кришны. И высочайший дар этой песни — это служение, которое достижимо по достижении освобождения. Речь идет о том, чтобы совершать соответствующее служение, соответствующий долг. Самоопределение.

Отсутствие самоопределения в настоящее время — таково наше положение. Полнота самоопределения в настоящее время отсутствует, и мы страдаем от этого. Но подлинное самоопределение, занятие своей уместной позиции в служении Кришне. Эта песня помогает нам возродиться, восстановиться в этом положении. Песня флейты Кришны аналогична звуку санкиртаны Махапрабху и этот звук помогает нам достичь самой высочайшей цели, самоопределиться.

Мы не можем сказать, что мы освобождены. Позитивное освобождение в служении Кришне, в служении сладости и красоте. Сварупа саба хайа голокер стхити. Тогда как все иные позиции не могут рассматриваться как полнота реализации. Существует также градация. Кришна в мадхура-расе, Радхарани — на вершине этого.

#00:19:54#

Внутренняя гармонизация. Религия означает занятие правильной позиции, приведение всего с гармонию. Мы живем в состоянии раздора с этой гармонией и мы хотим правильной настройки, гармоничного положения, положения в гармонии с целым. Мы все хотим блаженства, расы, экстаза. Это требование, запрос — нужда всех и каждого. Каждый требует, каждый запрашивает максимальную расу. Здесь нет возражений ни с чьей стороны. Это общее явление, родственное, родственная черта для всех и каждого, повсюду  — «расо ваи сах». Наше высочайшее достижение там, наши высочайшие чаяния связаны с этими реалиями. Речь не идет о владычестве в этом мире, положении господина в этом мире смерти и не о том, чтобы вступить на ничейную землю — саюджья мукти, в усыпальницу, в вечную могилу, но речь идет о полноте сознания и максимальном удовлетворении внутреннего существа. Это общее явление, оно роднит всех, этот запрос, потребность.

Транскрипцию выполнил: Кришна Прия Дас

 

← «Шри Кришна-санкиртана». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 июня 2001 года ·• Архив новостей •· Вьяса-пуджа Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа в Москве. Часть 2 →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования