«Источник и значение Гаятри-мантры». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 мая 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Источник и значение Гаятри-мантры

(7 мая 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Прежде всего, я думаю, мы должны попытаться дать некое определение того, что такое гаятри-мантра. Иногда эта мантра именуется веда-матой, матерью Вед, Веды. Мы слышим некоторые описания из «Брахма-самхиты». В конце концов, эта гаятри-мантра иногда именуется также брахма-гаятри-мантрой.

#00:01:22#

Говорится, что Брахма — творец этого материального мира. Его качество — атма-бху, саморожденный. Саморожденный подразумевает, что у него нет матери и отца. Его появление [на свет] описывается таким образом, что он рождается из лотоса, что он появляется на цветке лотоса, стебель которого прорастает из пупка Господа Вишну.

#00:01:56#

Мы видим, [что] с ведической точки зрения, с точки зрения ведических описаний природы вещей, Кришна не описывается как творец мира. Он описывается как верховный наслаждающийся, который совершает лилы, лилу — божественные игры.

#00:02:32#

Такие функции, как творение, поддержание и разрушение вселенной — вторичные, второстепенные функции, [они] являются уделом других, специально делегированных, уполномоченных для этого личностей. Такая идея смущает западный ум, когда западный ум пытается постичь индийскую духовность, индийское представление о природе Бога.

#00:03:07#

Западный ум, западное восприятие говорит: «О, в Индии так много богов!» Это сбивает нас с толку, смущает нас. Однако существует система. Бог один. Есть Единый, но этот Единый, одна личность, имеет бесчисленное множество воплощений, экспансий, инкарнаций, проявлений Его личности — подобно тому, как от одной свечи зажигается вторая свеча, третья, четвертая и так далее. Все эти свечи, зажженные от изначальной свечи, равны в отношении силы и мощи своего горения, тем не менее есть некая изначальная, первая свеча, и ее потенция, ее сила, мощь ее горения, сила света не уменьшается — это первоначальное свечение — из-за того, что от нее были зажжены другие многочисленные, бесчисленные свечи.

#00:04:37#

Первым проявлением, первой экспансией Кришны вовне является Баладева, который почти полностью тождественен Кришне, но выглядит иначе. Кришна настолько привлекателен, что даже Его первая экспансия, Баладева, стремится служить Ему. Стремясь служить Кришне, Баладева проявляет Себя в Его ложе, в Его шнуре, в Его зонтике, в мире, в котором Он живет, и в разные другие реалии. Этот Баладева затем проявляет Себя в четыре личности, Его дальнейшие проявления, и эти четыре личности — это Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. А эти четыре формы Вишну имеют дальнейшие экспансии.

#00:06:12#

Затем существуют такие проявления, такие ипостаси Бога, как пуруша-аватары: Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну.

#00:06:31#

йасйаика-ниш́васита-ка̄лам атха̄валамбйа
джӣванти лома-виладжа̄ джагад-ан̣д̣а-на̄тха̄х̣
виш̣н̣ур маха̄н са иха йасйа кала̄-виш́еш̣о…[1]

Из божественной формы Маха-Вишну берут свое начало бесчисленные вселенные. В каждую из этих бесчисленных вселенных вступает Гарбходакашайи Вишну [поддерживающий каждую вселенную] и Кширодакашайи Вишну [Параматма, Высшая Душа]. Из пупка [Гарбходакашайи] Вишну вырастает лотос. Когда этот лотос раскрывается, на вершине этого лотоса пребывает Брахма — так называемый творец.

#00:07:36#

Мы можем понять из этого, что его положение относительное. Он далек от [положения подлинного творца], хотя на месте [он творит материальную вселенную]... В рамках вселенной он является творцом, хотя по отношению к изначальному Творцу [Кришне, Вишну] его положение очень далекое. Он желает понять, кто он такой, откуда он рожден, и что ему следует делать?

#00:08:11#

Те же самые вопросы, которыми задаемся мы. «Кто я? Откуда я пришел? Какова цель моей жизни? Как мне следует посвятить себя, кому мне следует посвятить себя, отдать себя и мою энергию?» Брахма также задается теми же самыми вопросами. Говорится, что живот Вишну, из которого прорастает [лотос]… на цветке лотоса [Брахма], [и он] не понимает, кто он, где он и что его [ждет]... Он видит этот белоснежный цветок лотоса, на котором сидит, и он видит некий золотой пруд внизу.

#00:09:16#

В это время он слышит два слога на деванагари, на санскрите. Он слышит два слога — «та» и «па». Нам говорят, что тапасья — аскеза, аскетизм — является богатством брахманической культуры. И когда он слышит это слово, к нему приходит вдохновение. Он понимает, что [нужно] совершать некую аскезу.

#00:09:58#

Какова природа этой аскезы? Индивидуально аскеза может принимать самые разные формы и облики, но какова суть этого принципа? Принцип аскезы заключается в добровольном причинении себе неудобств и страданий, добровольном ограничении себя ради духовного развития.

#00:10:34#

Говорится, что на протяжении многих тысяч небесных лет Брахма совершает аскезу, и Сарасвати, богиня знаний, богиня мудрости, является ему. Она дает ему мантрам. Этот мантрам — это кама-гаятри. Она дает ему кама-гаятри. Эта богиня является Дивья Сарасвати — Сарасвати духовного мира, и он [Господь Брахма] начинает медитировать на этот мантрам. Затем некая реализация, осознание приходит к нему.

#00:11:28#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’...[2]

К нему приходит вдохновение, позволяющее ему осознать, что его истинная природа, его естество, внутренняя сущность — это вечное служение Кришне. Он понимает, он осознает: «Я — вечный слуга Кришны».

#00:12:01#

па̄ш́а-баддха бхаведж джӣвах̣ па̄ш́а-мукта̄х̣ сада̄ш́ивах̣

Вчера мы слышали и обсуждали эту идею, идею Шанкары: паша-мукта. Говорится, что джива, когда [она] паша-мукта, когда джива освобождена, она становится Шивой.

#00:12:30#

…муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣[3]

Тогда как «Шримад-Бхагаватам» дает иную концепцию освобождения. «Бхагаватам» утверждает, что по достижении состояния свободы, окончательного освобождения, живое существо осознает свою сварупу, свое истинное «я» вечной служанки Кришны. Душа осознает себя не владыкой, господином майи, но служанкой Вишну, не господствующим началом, но частицей преданности.

#00:13:27#

И Брахма понимает, осознает: «Моя внутренняя природа — природа служанки Кришны». Затем говорится, что после этого он слышит звук флейты Кришны. Звук флейты Кришны проникает в его сердце через слух, через его уши. И в дальнейшем этот звук флейты Кришны, который проникает в его существо и достигает его сердца, выражается через то, что он говорит, исходит из его уст. И Брахма произносит гаятри. Эта мантра известна нам, эти слова известны нам как брахма-гаятри. Веда-мата — матерь Вед.

#00:14:43#

…га̄йатрӣ-бха̄ш̣йа-рӯпо ’сау, веда̄ртхах̣-парибр̣м̇хитах̣

артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇...[4]

Смысл гаятри-мантры мы находим в «Брахма-сутре», и кульминация этого откровения о природе гаятри содержится в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» является естественным комментарием к «Брахма-сутре», к «Веданта-сутре».

#00:15:34#

ана̄вр̣тти ш́абдат

ана̄вр̣тти ш́абдат

«Веданта-сутра» утверждает: «Благодаря культивированию звука ты будешь освобожден, достигнешь свободы».

#00:16:02#

Одна из концепций, идей освобождения — это идея освобождения как свободы от негативной стороны, но это половина картины. Нам говорят, что звук освободит нас, но какова природа этого звука, который позволит нам ступить на позитивную сторону, в мир служения?

#00:16:47#

Шрила Гуру Махарадж объясняет эти истины, говоря нам о том, что гаятри значит га̄на̄т тра̄йате — «песня, дарующая освобождение». Какова та песня, которая регулирует севу, божественное служение? Нам говорят, что эта песня, этот звук — это песня, пение флейты Кришны. Но что воспевает флейта Кришны? Флейта Кришны прославляет, воспевает славу, величие служения, совершаемого Шримати Радхарани. Это — любимая песня Кришны.

#00:18:08#

Пение Его флейты, песнь Его флейты указывает только в этом направлении — в направлении того, как мы можем обрести связь с Ее служением.

#00:18:28#

Шрила Гуру Махарадж дал нам уникальное, выдающееся, не имеющее себе равных, оригинальное истолкование, объяснение смысла гаятри-мантры, которая открывает в конечном счете радха-дасьям. Другим названием радха-дасьям является такое словосочетание, как «сознание Кришны». Когда мы понимаем, что эта гаятри-мантра способствует нашему служению Гуру-Гауранге, Радхе-Говинде, тогда мы счастливо примем этот гаятри-мантрам.

#00:19:31#

Гуру Махарадж объясняет смысл гаятри необычайно прекрасным и исчерпывающим образом.

#00:19:39#

бхӯр бхувах̣ свах̣...

Иногда Веды, описывая природу материальной вселенной, говорят о существовании четырнадцати планетарных систем. Но если упростить эту картину, если говорить об этом в целом, материальный мир состоит из трех уровней — низшего, среднего и высшего. Не имеется в виду физическое расположение — выше, ниже… Речь идет о развитии от грубого к тонкому. И эти миры — бхӯр, бхувах̣, свах̣, три измерения бытия — тат савитур, освещаются солнцем, подобно тому, как сейчас, в данный момент солнце освещает улицу.

#00:21:04#

Но в действительности речь идет об атме, о душе. Не солнце освещает мир, бытие, но атма, душа. Если бы не было в этом мире нас, сознательных наблюдающих, тех, кто воспринимает этот мир, тогда какой прок был бы в свете солнца? Только атма позволяет нам видеть, слышать, чувствовать и переживать.

#00:21:52#

Тат варен̣йам — существует обитель атмы, существует атма и существует обитель Параматмы, Высшей Души, которая является объектом поклонения, и это описание относится к духовному миру. Бхарго — что является солнцем духовного мира? Здесь, в материальном мире, есть солнце, которое освещает этот материальный мир, но этим солнцем на самом деле является сознание.

#00:22:30#

ваикун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала-чинмайа…[5]

Духовный мир, который состоит из духовной сознательной субстанции чинмой, из сознания… Что является солнцем духовного мира, освещает собой духовный мир? Кто дает видение, восприятие Кришны? Кто освещает, кто дает свет, излучает свет, позволяющий увидеть Кришну и природу Его божественных игр?

#00:23:12#

бхарго ваи вр̣ш̣абха̄ну-[нандини][6]

Шримати Радхарани показывает Кришну и служение Кришне, и в этом смысле Она является солнцем духовного мира, Она освещает Собой духовный мир. И это слово гаятри-мантры — дхӣмахи... Гуру Махарадж говорит: «Это дхӣмахи не может относиться к некой абстрактной медитации. Дхӣ — это указание на буддхи, разум, но речь идет о специфическом разуме, который позволяет видеть служение и необходимость, потребность служения». Наше внимание сосредоточено на этом. Речь не идет об абстрактной медитации.

#00:24:31#

Таким образом, Шрила Шридхар Махарадж извлекает из гаятри радха-дасьям, этот смысл. Те, кто стремятся к служению Гуру-Гауранге в этой линии, стремящимся к этому гаятри-мантра приходит на помощь, помогает им.

#00:25:01#

Это общая идея. Объяснение Гуру Махараджа очень обширно и всеобъемлюще, и глубоко. «То, что я говорю, — он признается, — это вакья-апарадха. То, что я рассказываю, то, что я пытаюсь описать, — это ущербное, несовершенное представление, попытка представить или изложить возвышенные, глубокие духовные истины».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



1  Йасйаика-ниш́васита-ка̄лам атха̄валамбйа, джӣванти лома-виладжа̄ джагад-ан̣д̣а-на̄тха̄х̣ / виш̣н̣ур маха̄н са иха йасйа кала̄-виш́еш̣о, говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Брахма и другие повелители материальных миров, исходящих из пор Маха-Вишну, живут лишь на протяжении одного Его выдоха. А сам источник материальных вселенных, Маха-Вишну, является всего лишь экспансией полной части Говинды — изначального Господа, которому я поклоняюсь» («Брахма-самхита», 5.48).

2  Джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

3  Ниродхо ’сйа̄нуш́айанам а̄тманах̣ саха ш́актибхих̣ / муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣ — «Когда живое существо вместе с присущей ему тенденцией к обусловленности сливается с бытием погруженного в мистический сон Маха-Вишну, этот процесс называют свертыванием космического проявления. Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).

4  Артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇, бха̄рата̄ртха-винирн̣айах̣ / га̄йатрӣ-бха̄шйа-рӯпо ’сау, веда̄ртха-парибр̣м̇хитах̣ — «В „Шримад-Бхагаватам“ разъяснен смысл „Веданта-сутры“. В нем полностью раскрыты темы „Махабхараты“. Здесь можно найти объяснение брахма-гаятри, дополненное ведическим знанием во всех его тонкостях» (стих из «Гаруда-пураны», приведенный в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 25.143)).

5  Ваикун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала-чинмайа / ма̄йика бхӯтера татхи джанма на̄хи хайа — «Земля, вода, огонь, воздух и пространство Вайкунтхи духовны. Там нет материальных стихий» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.53).

6  Бхва̄дес тат савитур варен̣йа-вихитам̇ кш̣етра-джн̃а севйа̄ртхакам̇, бхарго ваи вр̣ш̣абха̄ну-джа̄тма-вибха-ваика̄ра̄дхана̄ ш́рӣ-пурам (бхарго дха̄ма-таран̇га-кхелана-судхаика̄ра̄дхана̄ ш́рӣ-пурам) (бхарго дха̄ма сада̄-нираста-кухакам̇ праджн̃а̄на-лӣла̄-пурам) девасйа̄мр̣та-рӯпа-лӣла-расадхер-а̄ра̄дха-дхӣх̣ прерин̣ах̣ (девасйа̄мр̣та-рӯпа-лӣла-пуруш̣асйа̄-ра̄дха-дхӣх̣ преш̣ин̣ах̣) (девасйа дйути-сундараика-пуруш̣асйа̄-ра̄дхйа-дхӣх̣ преш̣ин̣ах̣) га̄йатрӣ-муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи (га̄йатрӣ-гадитам̇ маха̄прабху-матам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи) (дхӣр а̄ра̄дханам эва на̄нйад ити тад ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи) — высшее понимание сокровенного смысла гаятри-мантры, данное Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем.

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж дает свои пояснения: «Строки, не заключенные в скобки, я выбрал для того, чтобы написать гаятри-мантра-шлоку. Я попросил у Гуру Махараджа позволения взять эти четыре строки, и он согласился. Я поместил эту шлоку на самадхи-мандир (усыпальницу) Шрилы Гуру Махараджа. Но я также хотел использовать и последнюю строку: дхӣр ара̄дха̄нам эва на̄нйад ити тад ра̄дха̄-падам дхӣмахи. Дхӣ происходит от корня буддхи, что значит „разум“. На что должен быть направлен буддхи? Наш разум должен быть направлен на служение Господу. Так объяснял Гуру Махарадж. Существуют два вида разума: пара и апара. Разум апара всегда служит Господу. Затем, дхӣр ара̄дха̄нам эва на̄нйад ити: без вовлечения разума в служение Господу невозможно обрести какого-либо представления об этом. Так объяснял Гуру Махарадж. Но иногда в своих объяснениях я добавляю к последней строке следующее: га̄йатрӣ-гадитам̇ маха̄прабху-матам̇, поскольку эта последняя строка в некоторой степени скрывает Радхарани, ра̄дха̄падам̇ дхӣмахи».




←  «Подлинное сокровище — общение с преданными». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 февраля 2010 года | Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Правильная точка отсчета». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 28 февраля 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия | “The Proper Starting Point.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 28 February 1981. Navadwip Dham, India  →

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Источник и значение Гаятри-мантры

(7 мая 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Прежде всего, я думаю, мы должны попытаться дать некое определение того, что такое гаятри-мантра. Иногда эта мантра именуется веда-матой, матерью Вед, Веды. Мы слышим некоторые описания из «Брахма-самхиты». В конце концов, эта гаятри-мантра иногда именуется также брахма-гаятри-мантрой.

#00:01:22#

Говорится, что Брахма — творец этого материального мира. Его качество — атма-бху, саморожденный. Саморожденный подразумевает, что у него нет матери и отца. Его появление [на свет] описывается таким образом, что он рождается из лотоса, что он появляется на цветке лотоса, стебель которого прорастает из пупка Господа Вишну.

#00:01:56#

Мы видим, [что] с ведической точки зрения, с точки зрения ведических описаний природы вещей, Кришна не описывается как творец мира. Он описывается как верховный наслаждающийся, который совершает лилы, лилу — божественные игры.

#00:02:32#

Такие функции, как творение, поддержание и разрушение вселенной — вторичные, второстепенные функции, [они] являются уделом других, специально делегированных, уполномоченных для этого личностей. Такая идея смущает западный ум, когда западный ум пытается постичь индийскую духовность, индийское представление о природе Бога.

#00:03:07#

Западный ум, западное восприятие говорит: «О, в Индии так много богов!» Это сбивает нас с толку, смущает нас. Однако существует система. Бог один. Есть Единый, но этот Единый, одна личность, имеет бесчисленное множество воплощений, экспансий, инкарнаций, проявлений Его личности — подобно тому, как от одной свечи зажигается вторая свеча, третья, четвертая и так далее. Все эти свечи, зажженные от изначальной свечи, равны в отношении силы и мощи своего горения, тем не менее есть некая изначальная, первая свеча, и ее потенция, ее сила, мощь ее горения, сила света не уменьшается — это первоначальное свечение — из-за того, что от нее были зажжены другие многочисленные, бесчисленные свечи.

#00:04:37#

Первым проявлением, первой экспансией Кришны вовне является Баладева, который почти полностью тождественен Кришне, но выглядит иначе. Кришна настолько привлекателен, что даже Его первая экспансия, Баладева, стремится служить Ему. Стремясь служить Кришне, Баладева проявляет Себя в Его ложе, в Его шнуре, в Его зонтике, в мире, в котором Он живет, и в разные другие реалии. Этот Баладева затем проявляет Себя в четыре личности, Его дальнейшие проявления, и эти четыре личности — это Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. А эти четыре формы Вишну имеют дальнейшие экспансии.

#00:06:12#

Затем существуют такие проявления, такие ипостаси Бога, как пуруша-аватары: Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну.

#00:06:31#

йасйаика-ниш́васита-ка̄лам атха̄валамбйа
джӣванти лома-виладжа̄ джагад-ан̣д̣а-на̄тха̄х̣
виш̣н̣ур маха̄н са иха йасйа кала̄-виш́еш̣о…[1]

Из божественной формы Маха-Вишну берут свое начало бесчисленные вселенные. В каждую из этих бесчисленных вселенных вступает Гарбходакашайи Вишну [поддерживающий каждую вселенную] и Кширодакашайи Вишну [Параматма, Высшая Душа]. Из пупка [Гарбходакашайи] Вишну вырастает лотос. Когда этот лотос раскрывается, на вершине этого лотоса пребывает Брахма — так называемый творец.

#00:07:36#

Мы можем понять из этого, что его положение относительное. Он далек от [положения подлинного творца], хотя на месте [он творит материальную вселенную]... В рамках вселенной он является творцом, хотя по отношению к изначальному Творцу [Кришне, Вишну] его положение очень далекое. Он желает понять, кто он такой, откуда он рожден, и что ему следует делать?

#00:08:11#

Те же самые вопросы, которыми задаемся мы. «Кто я? Откуда я пришел? Какова цель моей жизни? Как мне следует посвятить себя, кому мне следует посвятить себя, отдать себя и мою энергию?» Брахма также задается теми же самыми вопросами. Говорится, что живот Вишну, из которого прорастает [лотос]… на цветке лотоса [Брахма], [и он] не понимает, кто он, где он и что его [ждет]... Он видит этот белоснежный цветок лотоса, на котором сидит, и он видит некий золотой пруд внизу.

#00:09:16#

В это время он слышит два слога на деванагари, на санскрите. Он слышит два слога — «та» и «па». Нам говорят, что тапасья — аскеза, аскетизм — является богатством брахманической культуры. И когда он слышит это слово, к нему приходит вдохновение. Он понимает, что [нужно] совершать некую аскезу.

#00:09:58#

Какова природа этой аскезы? Индивидуально аскеза может принимать самые разные формы и облики, но какова суть этого принципа? Принцип аскезы заключается в добровольном причинении себе неудобств и страданий, добровольном ограничении себя ради духовного развития.

#00:10:34#

Говорится, что на протяжении многих тысяч небесных лет Брахма совершает аскезу, и Сарасвати, богиня знаний, богиня мудрости, является ему. Она дает ему мантрам. Этот мантрам — это кама-гаятри. Она дает ему кама-гаятри. Эта богиня является Дивья Сарасвати — Сарасвати духовного мира, и он [Господь Брахма] начинает медитировать на этот мантрам. Затем некая реализация, осознание приходит к нему.

#00:11:28#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’...[2]

К нему приходит вдохновение, позволяющее ему осознать, что его истинная природа, его естество, внутренняя сущность — это вечное служение Кришне. Он понимает, он осознает: «Я — вечный слуга Кришны».

#00:12:01#

па̄ш́а-баддха бхаведж джӣвах̣ па̄ш́а-мукта̄х̣ сада̄ш́ивах̣

Вчера мы слышали и обсуждали эту идею, идею Шанкары: паша-мукта. Говорится, что джива, когда [она] паша-мукта, когда джива освобождена, она становится Шивой.

#00:12:30#

…муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣[3]

Тогда как «Шримад-Бхагаватам» дает иную концепцию освобождения. «Бхагаватам» утверждает, что по достижении состояния свободы, окончательного освобождения, живое существо осознает свою сварупу, свое истинное «я» вечной служанки Кришны. Душа осознает себя не владыкой, господином майи, но служанкой Вишну, не господствующим началом, но частицей преданности.

#00:13:27#

И Брахма понимает, осознает: «Моя внутренняя природа — природа служанки Кришны». Затем говорится, что после этого он слышит звук флейты Кришны. Звук флейты Кришны проникает в его сердце через слух, через его уши. И в дальнейшем этот звук флейты Кришны, который проникает в его существо и достигает его сердца, выражается через то, что он говорит, исходит из его уст. И Брахма произносит гаятри. Эта мантра известна нам, эти слова известны нам как брахма-гаятри. Веда-мата — матерь Вед.

#00:14:43#

…га̄йатрӣ-бха̄ш̣йа-рӯпо ’сау, веда̄ртхах̣-парибр̣м̇хитах̣

артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇...[4]

Смысл гаятри-мантры мы находим в «Брахма-сутре», и кульминация этого откровения о природе гаятри содержится в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» является естественным комментарием к «Брахма-сутре», к «Веданта-сутре».

#00:15:34#

ана̄вр̣тти ш́абдат

ана̄вр̣тти ш́абдат

«Веданта-сутра» утверждает: «Благодаря культивированию звука ты будешь освобожден, достигнешь свободы».

#00:16:02#

Одна из концепций, идей освобождения — это идея освобождения как свободы от негативной стороны, но это половина картины. Нам говорят, что звук освободит нас, но какова природа этого звука, который позволит нам ступить на позитивную сторону, в мир служения?

#00:16:47#

Шрила Гуру Махарадж объясняет эти истины, говоря нам о том, что гаятри значит га̄на̄т тра̄йате — «песня, дарующая освобождение». Какова та песня, которая регулирует севу, божественное служение? Нам говорят, что эта песня, этот звук — это песня, пение флейты Кришны. Но что воспевает флейта Кришны? Флейта Кришны прославляет, воспевает славу, величие служения, совершаемого Шримати Радхарани. Это — любимая песня Кришны.

#00:18:08#

Пение Его флейты, песнь Его флейты указывает только в этом направлении — в направлении того, как мы можем обрести связь с Ее служением.

#00:18:28#

Шрила Гуру Махарадж дал нам уникальное, выдающееся, не имеющее себе равных, оригинальное истолкование, объяснение смысла гаятри-мантры, которая открывает в конечном счете радха-дасьям. Другим названием радха-дасьям является такое словосочетание, как «сознание Кришны». Когда мы понимаем, что эта гаятри-мантра способствует нашему служению Гуру-Гауранге, Радхе-Говинде, тогда мы счастливо примем этот гаятри-мантрам.

#00:19:31#

Гуру Махарадж объясняет смысл гаятри необычайно прекрасным и исчерпывающим образом.

#00:19:39#

бхӯр бхувах̣ свах̣...

Иногда Веды, описывая природу материальной вселенной, говорят о существовании четырнадцати планетарных систем. Но если упростить эту картину, если говорить об этом в целом, материальный мир состоит из трех уровней — низшего, среднего и высшего. Не имеется в виду физическое расположение — выше, ниже… Речь идет о развитии от грубого к тонкому. И эти миры — бхӯр, бхувах̣, свах̣, три измерения бытия — тат савитур, освещаются солнцем, подобно тому, как сейчас, в данный момент солнце освещает улицу.

#00:21:04#

Но в действительности речь идет об атме, о душе. Не солнце освещает мир, бытие, но атма, душа. Если бы не было в этом мире нас, сознательных наблюдающих, тех, кто воспринимает этот мир, тогда какой прок был бы в свете солнца? Только атма позволяет нам видеть, слышать, чувствовать и переживать.

#00:21:52#

Тат варен̣йам — существует обитель атмы, существует атма и существует обитель Параматмы, Высшей Души, которая является объектом поклонения, и это описание относится к духовному миру. Бхарго — что является солнцем духовного мира? Здесь, в материальном мире, есть солнце, которое освещает этот материальный мир, но этим солнцем на самом деле является сознание.

#00:22:30#

ваикун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала-чинмайа…[5]

Духовный мир, который состоит из духовной сознательной субстанции чинмой, из сознания… Что является солнцем духовного мира, освещает собой духовный мир? Кто дает видение, восприятие Кришны? Кто освещает, кто дает свет, излучает свет, позволяющий увидеть Кришну и природу Его божественных игр?

#00:23:12#

бхарго ваи вр̣ш̣абха̄ну-[нандини][6]

Шримати Радхарани показывает Кришну и служение Кришне, и в этом смысле Она является солнцем духовного мира, Она освещает Собой духовный мир. И это слово гаятри-мантры — дхӣмахи... Гуру Махарадж говорит: «Это дхӣмахи не может относиться к некой абстрактной медитации. Дхӣ — это указание на буддхи, разум, но речь идет о специфическом разуме, который позволяет видеть служение и необходимость, потребность служения». Наше внимание сосредоточено на этом. Речь не идет об абстрактной медитации.

#00:24:31#

Таким образом, Шрила Шридхар Махарадж извлекает из гаятри радха-дасьям, этот смысл. Те, кто стремятся к служению Гуру-Гауранге в этой линии, стремящимся к этому гаятри-мантра приходит на помощь, помогает им.

#00:25:01#

Это общая идея. Объяснение Гуру Махараджа очень обширно и всеобъемлюще, и глубоко. «То, что я говорю, — он признается, — это вакья-апарадха. То, что я рассказываю, то, что я пытаюсь описать, — это ущербное, несовершенное представление, попытка представить или изложить возвышенные, глубокие духовные истины».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



[1] Йасйаика-ниш́васита-ка̄лам атха̄валамбйа, джӣванти лома-виладжа̄ джагад-ан̣д̣а-на̄тха̄х̣ / виш̣н̣ур маха̄н са иха йасйа кала̄-виш́еш̣о, говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Брахма и другие повелители материальных миров, исходящих из пор Маха-Вишну, живут лишь на протяжении одного Его выдоха. А сам источник материальных вселенных, Маха-Вишну, является всего лишь экспансией полной части Говинды — изначального Господа, которому я поклоняюсь» («Брахма-самхита», 5.48).

[2] Джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[3] Ниродхо ’сйа̄нуш́айанам а̄тманах̣ саха ш́актибхих̣ / муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣ — «Когда живое существо вместе с присущей ему тенденцией к обусловленности сливается с бытием погруженного в мистический сон Маха-Вишну, этот процесс называют свертыванием космического проявления. Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).

[4] Артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇, бха̄рата̄ртха-винирн̣айах̣ / га̄йатрӣ-бха̄шйа-рӯпо ’сау, веда̄ртха-парибр̣м̇хитах̣ — «В „Шримад-Бхагаватам“ разъяснен смысл „Веданта-сутры“. В нем полностью раскрыты темы „Махабхараты“. Здесь можно найти объяснение брахма-гаятри, дополненное ведическим знанием во всех его тонкостях» (стих из «Гаруда-пураны», приведенный в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 25.143)).

[5] Ваикун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала-чинмайа / ма̄йика бхӯтера татхи джанма на̄хи хайа — «Земля, вода, огонь, воздух и пространство Вайкунтхи духовны. Там нет материальных стихий» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.53).

[6] Бхва̄дес тат савитур варен̣йа-вихитам̇ кш̣етра-джн̃а севйа̄ртхакам̇, бхарго ваи вр̣ш̣абха̄ну-джа̄тма-вибха-ваика̄ра̄дхана̄ ш́рӣ-пурам (бхарго дха̄ма-таран̇га-кхелана-судхаика̄ра̄дхана̄ ш́рӣ-пурам) (бхарго дха̄ма сада̄-нираста-кухакам̇ праджн̃а̄на-лӣла̄-пурам) девасйа̄мр̣та-рӯпа-лӣла-расадхер-а̄ра̄дха-дхӣх̣ прерин̣ах̣ (девасйа̄мр̣та-рӯпа-лӣла-пуруш̣асйа̄-ра̄дха-дхӣх̣ преш̣ин̣ах̣) (девасйа дйути-сундараика-пуруш̣асйа̄-ра̄дхйа-дхӣх̣ преш̣ин̣ах̣) га̄йатрӣ-муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи (га̄йатрӣ-гадитам̇ маха̄прабху-матам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи) (дхӣр а̄ра̄дханам эва на̄нйад ити тад ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи) — высшее понимание сокровенного смысла гаятри-мантры, данное Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем.

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж дает свои пояснения: «Строки, не заключенные в скобки, я выбрал для того, чтобы написать гаятри-мантра-шлоку. Я попросил у Гуру Махараджа позволения взять эти четыре строки, и он согласился. Я поместил эту шлоку на самадхи-мандир (усыпальницу) Шрилы Гуру Махараджа. Но я также хотел использовать и последнюю строку: дхӣр ара̄дха̄нам эва на̄нйад ити тад ра̄дха̄-падам дхӣмахи. Дхӣ происходит от корня буддхи, что значит „разум“. На что должен быть направлен буддхи? Наш разум должен быть направлен на служение Господу. Так объяснял Гуру Махарадж. Существуют два вида разума: пара и апара. Разум апара всегда служит Господу. Затем, дхӣр ара̄дха̄нам эва на̄нйад ити: без вовлечения разума в служение Господу невозможно обрести какого-либо представления об этом. Так объяснял Гуру Махарадж. Но иногда в своих объяснениях я добавляю к последней строке следующее: га̄йатрӣ-гадитам̇ маха̄прабху-матам̇, поскольку эта последняя строка в некоторой степени скрывает Радхарани, ра̄дха̄падам̇ дхӣмахи».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования