«О втором посвящении и мантре Гаятри». Шримати Бхакти Лалита Диди. 8 августа 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 43.8 МБ)

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

О втором посвящении и мантре Гаятри

(8 августа 2013 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Амбариш Прабху, может быть, у вас есть вопросы? Можете говорить по-русски, чтобы всем было понятно, а мы переведем.

#00:02:25#

Притху Прабху: Мне сегодня задали вопрос о том, что такое панчаратрика-дикша или, говоря другими словами, вторая инициация. Я попытался ответить на него. Мне и самому интересен этот предмет. Преданные часто спрашивают: кто может просить о втором посвящении, и зачем оно нужно, если достаточно первого? В общем, существует большой круг вопросов, связанных с этой темой.

#00:03:13 #

Бхакти Лалита Деви Даси: Я, может быть, не эксперт, но говорится, что второе посвящение помогает нам в практике нашего служения, в нашей ежедневной практике. В любом случае оно содействует служению.

#00:03:38#

Шрила Сарасвати Тхакур всегда творил революцию в духовной жизни. Именно он ввел второе [брахманское] посвящение в своей миссии. Во-первых, оно было необходимо для ведения проповеди, а во-вторых, как показатель того, что вайшнав занимает не меньшее положение, чем брахман. Хотя от вайшнавов не требовалось принимать положение брахмана или санньяси, Шрила Сарасвати Тхакур все же ввел в своей миссии эти виды посвящений. Другими словами, он, с одной стороны, хотел защитить проповедь и очистить свою линию мысли, а с другой стороны, хотел побудить людей оценить самих вайшнавов и то послание, которое они несут.

#00:05:23#

Что касается санньяси, то Шрила Сарасвати Тхакур установил триданда-санньясу. Она отлична от так называемой карма-санньясы, часто встречающейся в Индии. Давая стремящимся практикующим священную нить брахмана, Гаятри-мантру, Шрила Сарасвати Тхакур тем самым поднимал престиж своей линии в глазах обычных людей. Так, он позволил обычным людям совершать пуджу и другие действия, к которым допускались только брахманы.

#00:06:42#

Брахманское посвящение имеет и определенные практические стороны. Говорится, что Гаятри-мантра возвышает нас до уровня Голоки, но там прекращает свое действие. В отличие от нее маха-мантра продолжает свое действие даже там, на Голоке. В свое время в книге «Шри Гуру и его милость» публиковали картинку, которая наглядно объясняет значение этих мантр. На той картинке изображены два концентрических круга, большой и маленький, при этом маленький круг вписан в центр большого. Меньший из кругов символизирует собой Гаятри-мантру, а больший — маха-мантру. Тем самым показано, что маха-мантра включает в себя все, даже Гаятри-мантру. Гаятри-мантра позволяет обрести силу, устремление [к служению], дает преданным больше возможностей для служения и в конечном итоге дарует освобождение от этого [материального] мира.

#00:08:47#

Помимо того, для совершения отдельных видов служения иметь второе посвящение является обязательным условием. Сюда относятся: приготовление пищи для Божеств, служение на алтаре и некоторые другие виды служения.

#00:09:09#

Гаятри-мантра упрочняет нашу связь со Шрилой Гурудевом, с его линией служения. С практической же точки зрения она помогает преодолеть все планы мирского бытия. И по милости Шрилы Сарасвати Тхакура такая возможность пришла к нам.

#00:10:12#

Относительно Гаятри-мантры существуют определенные правила и предписания. На Гаятри-мантру необходимо медитировать в определенное время суток, находясь в спокойной обстановке. Также сперва следует принять омовение, поставить тилаки и надеть свежую одежду. Но для маха-мантры, для воспевания святых имен, подобных предписаний нет. Место, время, ситуация могут быть любыми. Даже находясь в ванной, не запрещено воспевать маха-мантру.

#00:12:49#

Притху Прабху: Кому следует получать второе посвящение? Как человеку понять, что он готов к данному шагу? И сам ли он должен просить о посвящении или старший вайшнав должен поспособствовать этому?

#00:13:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы не должны никого толкать на какое-либо посвящение. Посвящение — это свободный выбор каждого человека. Сознание Кришны подобно волюнтаризму — то, что свободно. Здесь каждый может принимать обеты и решения самостоятельно, в зависимости от его служения. Если человек хочет быть задействован в том виде служения, при котором желательно иметь второе посвящение (готовить на кухне или покланяться Божествам), либо он чувствует, что хочет и готов обрести более крепкую связь со своим учителем, тогда он подходит к учителю или его представителю с просьбой о втором посвящении.

#00:14:48#

Наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, всегда заботился о том, чтобы каждый человек делал свой выбор самостоятельно. Никого нельзя подталкивать, никого нельзя заставлять что-либо делать. Это утверждение справедливо и в отношении детей. Дело в том, что многие преданные хотят, чтобы их дети также были преданными. С малых лет они начинают «дрессировать» своих детей. Они говорят им что-то вроде: «Ты должен делать вот так! Получи посвящение!» Но Шрила Гурудев считал иначе: «Никогда не заставляйте детей делать что-либо силой. Всегда учите их любовью, нежностью и своим собственным примером. Тогда они совершенно естественно примут то, что видят вокруг».

#00:16:43#

Кроме того, мы не должны подталкивать других получить посвящение у какого-то конкретного учителя, говоря: «Ты должен получить посвящение только у этого учителя. Если ты получишь у другого, то…». Выбор учителя — это выбор вашего сердца, ваш личный выбор, и к нему необходимо прийти сознательно. Вы очень удачливы, потому что у вас есть такой лидер, как Шрила Авадхут Махарадж. Конечно же, вы не пойдете ложным путем, если примете посвящение, примете прибежище у него. Шрила Авадхут Махарадж — совершенно естественный лидер. Все духовные проекты реализуются под его непосредственным руководством и при его непосредственном участии. Он вдохновляет всех и каждого. Более того, Шрила Авадхут Махарадж приглашает в Россию Шрилу Госвами Махараджа — также выдающуюся духовную личность и инициирующего Гуру. У вас всегда есть выбор. Те, кто живет в Америке, могут желать посвящения у Шрилы Авадхута Махараджа или, находясь в Африке, хотеть посвящения у Шрилы Ашрама Махараджа. Такое возможно. В выборе Гуру не существует предубеждений и проблемы зональности. Каждый может получить прибежище, если Гуру согласен. Главное здесь — внутреннее подтверждение выбора, некий вывод сердца. Поэтому нет необходимости извне как-то подталкивать других людей — они должны выбрать Гуру своим сердцем.

#00:20:20#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Мы мессии любви и нежности. Мы должны нести в мир любовь и нежность и не мешать божественному потоку. Куда идет этот поток, туда и мы должны следовать за ним. Божественный поток живет в нашем сердце, и ничто, кроме нашего собственного ложного эго, не способно его разрушить».

#00:22:04#

Притху Прабху: Счастлив ли учитель, если кто-то принимает у него прибежище, или давать посвящения — это для него обычная рутинная работа?

#00:22:26#

Бхакти Лалита Деви Даси: Учитель воспринимает это как свой долг, как свое служение ученикам. Вместе с тем ему всегда радостно видеть, что его ученики стараются предаться, пытаются превзойти себя, прикладывая больше усилий в служении, то есть совершают последовательные шаги по направлению к вечности. Мы не можем помочь своими действиями вайшнавам, но они принимают наше служение для того, чтобы очистить тем самым нас, возвысить нас. Таково их служение нам и своим учителям.

#00:24:04#

Однажды Шрила Шридхар Махарадж дал замечательную лекцию, в конце которой один преданный сказал: «Спасибо». Это очень сильно смутило Шрилу Шридхара Махараджа. Он сказал: «Ты говоришь спасибо, хочешь представить это как торговлю. Я тебе сейчас сказал нечто очень ценное и важное, а ты говоришь мне спасибо. Ты отвечаешь мне лишь одним словом?» Шрила Гурудев как-то объяснил этот момент некому преданному, которому, как и многим, это было непонятно. Гурудев сказал: «Не я нуждаюсь в твоей помощи, но ты нуждаешься в моей».

#00:27:00#

Шрила Шридхар Махарадж в тот момент ответил: «Зачем ты говоришь мне спасибо?» Это индийская норма поведения: если говоришь другу спасибо, он обижается. Разве спасибо необходимо в дружбе? Я сделал что-то не из желания получить благодарность, а потому что питаю к тебе самые лучшие чувства. Но это несправедливо для западного мира. У нас есть свои правила, обычаи, традиции. Не нужно путать одно с другим и имитировать Шрилу Шридхара Махараджа. В Индии сложилась целая культура, целый пласт подобных правил. Мы просто должны относиться к этому с уважением. В наших отношениях друг с другом говорить спасибо будет правилом хорошего тона. Иными словами, речь идет о совсем разных вещах.

#00:28:15#

Почему мы упомянули об этом случае? Лишь для того, чтобы подчеркнуть, что мы находимся в вечном долгу перед нашими учителями. Не мы создаем им имидж учителей, наоборот, учителя помогают нам. Они вызволяют нас из мирского окружения и поднимают нас выше. И насколько можем, мы принимаем их помощь, которая включает в себя все, в том числе посвящение.

#00:32:58#

Притху Прабху: Преданные не всегда могут следовать той практике, которую дают учителя, в частности, иногда они не вовремя воспевают Гаятри-мантру. Случаи бывают разные: кто-то засиделся ночью; кто-то поздно встает утром; кто-то настолько занят служением, что либо забыл, либо физически не может этого сделать; кто-то сознательно не читает, потому что находится в дурном настроении. Каково положение таких преданных? А также каково положение тех, кто ушел из Матха и сознательно не следует этой практике?

#00:33:57#

Бхакти Лалита Деви Даси: Что касается тех, кто не может вовремя читать Гаятри-мантру по причине занятости служением, очевидно, что для них приоритетным будет выполняемое служение. Нужно делать то, что требуется в данный момент, а свою практику можно отложить на потом. Если кто-то поздно встает, оттого что ночью выполняет служение, даже в этом случае не следует воспевать мантру после захода солнца. Что касается тех людей, кто сознательно по тем или иным причинам не следует практике, то хотелось бы, чтоб они впоследствии вернулись к своим обетам. К обетам, данным учителю, необходимо все-таки вернуться. Стоит читать Гаятри-мантру хотя бы один-два раза в день. Конечно же, лучше следовать практике в полной мере, но если не получается, то следовать хотя бы частично.

#00:35:35#

Притху Прабху: Если мы не следуем своим обетам, то, соответственно, мы нарушаем не только ведические правила и предписания, за которые положено какое-либо наказание по закону кармы, но также мы нарушаем слово, данное учителю. Куда это нас приведет? Может ли это привести нас к адским условиям существования?

#00:36:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Действительно, в «Бхагаватам», в пятой песни, упоминаются различные адские планеты, в частности, места, отведенные для нерадивых брахманов. Но вместе с тем в нашей линии мысли говорят о том, что не следует воспринимать буквально подобные описания. Не нужно служить Господу из страха. Наоборот, следует отовсюду черпать вдохновение. Можно попытаться не стать падшими брахманами и явить собой пример правильного следования обетам.

#00:37:57#

Нас также не должны вводить в заблуждение слова священных писаний. И хотя они являются правдой, все же в большей степени они призваны вдохновить нас, нежели наоборот. Как например, «Гита-махатмья» («Слава Бхагавад-гиты») имеет и позитивную, и негативную составляющие, соответственно, для тех, кто оценит и не оценит послание Гиты. Но это не значит, что мы должны воспринимать эти слова слишком буквально, иначе все наше внимание и вся наша практика сведутся лишь к размышлениям над этим. Скорее всего, подобная информация призвана побудить нас к восприятию божественного послания: мы должны увидеть, насколько оно прекрасно, и начать жить в соответствии с ним.

#00:39:05#

Не следует бездумно принимать на себя то, что сказано в писаниях. Мы должны ухватить суть и следовать той практике, которую нам дали учителя. Кроме того, необходимо всегда помнить, что Господь необычайно милостив. Он никогда не скупится на милость и всегда предоставляет нам второй, третий, четвертый и так далее шансы.

#00:40:03#

Мадхумита Деви Даси: Мне осталась непонятна практическая сторона вопроса о Гаятри-мантре. Как все-таки поступать человеку, который по каким-либо причинам не смог прочитать Гаятри-мантру в дневное время? Стоит ли читать позже, когда появится возможность, или время уже упущено?

#00:41:25#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я слышала, что если пропущено время, единственное предписание: не нужно читать после захода солнца. Вспоминая слова Шрилы Госвами Махараджа, необходимо добавить, что нельзя сводить все писания и нашу практику к механистическому следованию правилам. В процессе духовной практики нужно, в том числе, полагаться и на здравый смысл.

#00:42:24#

Притху Прабху: Тем не менее у меня есть один «технический» вопрос. Как быть тем, кто живет на севере?

#00:43:48#

Бхакти Лалита Деви Даси: Говорится, что согласно времени, месту и обстоятельствам можно найти какие-то соответствия. Например, в белые ночи появляется больше возможности служить утром. А вот зимой, если не получается читать Гаятри-мантру три раза в день, то допустимо меньшее количество раз. Мы всегда должны помнить, что эта практика милостиво дана нам Господом и вайшнавами. И от нас не ожидается каких-то особых усилий и результатов.

#00:45:28#

Пример революционных решений впервые явил Шрила Сарасвати Тхакур. Во время его проповеди на Западе, когда необходимо было кормить учеников и людей, пришедших первый раз, Шрила Сарасвати Тхакур сказал: «Мы будем давать им прасад. Но если они привыкли питаться иначе, то помимо прасада им будет предложена и невегетарианская пища». Мы видим, что Шрила Сарасвати Тхакур согласно времени, месту и обстоятельствам мог давать такие указания. Конечно же, более простые ситуации могут быть разрешены в соответствии с этим принципом. Когда Шрила Сарасвати Тхакур сказал, что будет раздавать людям мясную еду, даже для Шрилы Шридхара Махараджа это прозвучало крайне революционно. Шрила Шридхар Махарадж возразил: «Как так? У нас же миссия, проповедь!» На что Шрила Сарасвати Тхакур ответил: «Я пришел к этому заключению миллионы рождений назад».

#00:47:28#

Но это не значит, что мы должны вырывать слова из контекста и принимать их на свой счет. К примеру, можно подумать: «Ага, значит можно и мяска поесть!» Часто такое случается с новенькими преданными, с каништха-адхикари. Они могут увидеть в писаниях то, что соответствует их умственным запросам, и применить это в своей жизни. Маленькая заметка на полях: Шрила Сарасвати Тхакур говорил о пище, которая должна быть принесена извне, то есть не преданные должны были ее готовить. Шрила Сарасвати Тхакур говорил, что если их не удовлетворит та пища, которую мы им предоставим, тогда мы принесем пищу из какого-нибудь местного ресторана.

#00:49:32#

Однажды в Италии Шрила Гурудев давал посвящение Мунидре Мохану Прабху. Когда Гурудев хотел назвать четыре регулирующих принципа, они почему-то ему забылись. Он пытался их вспомнить, но потом сказал: «Просто никого не убивай! Воспевай и никого не убивай». Но это не значит, что Мунидра Мохан Прабху или другие преданные должны считать, что таким образом они были освобождены от следования регулирующим принципам. «Мне сказали следовать только одному принципу: никого не есть. Остальные же принципы я могу нарушать, потому что меня об этом не попросили». Просто в тот момент все принципы не пришли Гурудеву на ум, но именно их он имел в виду. (Поэтому никакой лазейки здесь нет.)

#00:51:08#

Иногда Гуру шутит... Одна женщина принесла Гурудеву своего седьмого ребенка для того, чтобы попросить для него детское имя. Гурудев, шутя, сказал этой женщине, что у нее будет десять детей. В тот момент она подумала: «Как так? Десять детей? Как же я вытерплю такое?» Но она восприняла слова Гурудева очень серьезно, и сейчас у нее действительно будет десятый ребенок. Теперь от нее можно услышать: «Шутка Гурудева послужила мне вдохновением». Я как-то сказала ей, что, наверное, Гурудев улыбается, глядя на нас с Голоки. И он видит, как ее дети резвятся, а она готова дать рождение еще одному… Все вайшнавы — целая семья.

#00:54:10#

Вопрос: Вы сказали, что Гаятри-мантра позволяет душе достичь мира Голоки, где прекращает свое действие. В то же время говорится, что Гаятри — это звук флейты Кришны. В духовном мире этим звуком Кришна созывает гопи. Как совместить и понять два этих определения?

#00:55:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Говорится, что когда душа достигает Голоки, то необходимость следовать каким-либо практикам поклонения отпадает. На Голоке душа находится рядом с Объектом поклонения и уже занимается любовным служением Ему. Там будет и Кришна, и Его окружение, и реальный звук флейты будет направлять потоки служения. Гаятри-мантра приводит нас на план служения, она приводит нас в божественный мир, и там она прекращает свое действие. Последнее означает, что в божественном мире душа уже «активизирована»: она попадает в группу служения к определенному лидеру служения, и под ее чутким руководством занимается служением Абсолюту.

#00:57:19#

Вопрос: В окружении Кришны есть гопи, друзья и брахманы. И, находясь в духовном мире, брахманы в служении Кришне могут использовать Гаятри-мантру. Могут читать ее, могут не читать.

#00:58:10#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, но то, чем занимаются брахманы здесь, в этом [материальном] мире, носит характер практики. Все, что происходит в божественном мире — это лила, игра.

#00:58:28#

Притху Прабху:

кр̣ш̣н̣а-мантра хаите хабе сам̇са̄ра-мочана
кр̣ш̣н̣а-на̄ма хаите па̄бе кр̣ш̣н̣ера чаран̣а[1]

#00:59:06#

Я вспомнил, что в «Чайтанья-чаритамрите» есть эта шлока. В ИСККОН ее не совсем правильно перевели на русский язык. В этой шлоке говорится, что кришна-мантра поднимает нас до уровня освобождения, но кришна-нам, имя Кришны, приводит нас к лотосным стопам Господа.

#01:00:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: Так или иначе, этот [материальный] мир — лишь кривое отражение того, что происходит в божественном мире. То, что там является игрой, развлечением Господа, здесь — серьезная практика, которой основательно занимаются. Но вы задали хороший вопрос, спасибо.

#01:00:43#

Кто-нибудь хочет спеть? Виджай Раман?

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Индумати Деви Даси

 


[1] «Повторяя кришна-мантру, можно избавиться от пут материального бытия. Воспевая Святое Имя Кришны, можно обрести прибежище лотосоподобных стоп Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.73).

 

← «Тайное сокровище ведического знания». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Вечерняя лекция 26 июля 2013 года, фестиваль «VEDALIFE 2013», Киев, Украина ·• Архив новостей •· «На пути духовной практики». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Утренняя лекция 30 июля 2013 года, фестиваль "VEDALIFE 2013", Киев, Украина. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования