«Раса — эталон отношений с Богом» (часть 2). Лекция Шрилы Б. С. Госвами Махараджа в Москве на выставке «Загадочная Индия» 5 ноября 2011 года

Вопрос: Часто ли человек перерождается животным?

Шрила Госвами Махарадж: Очень хороший вопрос. Это как колесо обозрения. Иногда мы растем, обретаем высшие рождения на небесах, доходим до райских планет, а иногда опускаемся до животных и адских рождений, страдаем в адах. Иногда это называют колесом самсары. Рождаемся и умираем, рождаемся и умираем, рождаемся и умираем без конца. И что важно здесь понять: когда душа воплощена в низших формах жизни — таких как животные и другие, — она пребывает во власти инстинктов. Ее свобода воли очень ограничена. С точки зрения кармы можно назвать это отбыванием тюремного срока. Когда ваш срок заканчивается, вы обретаете более возвышенное рождение, пока, в конце концов, не рождаетесь человеком. И, будучи человеком, вы вновь обретаете свободу воли. После человеческой жизни вы дальше может идти вверх или опуститься вниз.

О человеческой жизни было сказано: «Жизнь, которая не была исследована, не стоила того, чтобы жить». Мы все понимаем, что человеческая жизнь предназначена для образования. И помимо образования, позволяющего удовлетворять нам свои базовые потребности, мы осознаем необходимость культурного и духовного образования. На санскрите сказано так: «Человеческая жизнь очень редко достижима, зато она предоставляет уникальные возможности». А именно — возможности освободиться из материального бытия, освободиться из круговорота бесконечных рождений и смертей. С ведической точки зрения все мы уже рождались во всех возможных формах жизни много раз.

Вопрос: Почему Всевышний создал такое количество форм жизни? 

Шрила Госвами Махарадж: Чтобы дать возможность каждой душе выразить свои желания эксплуатировать или наслаждаться. Иногда, когда люди видят какие-либо ужасные проявления эксплуатации в этом мире, они задаются вопросом: «Ну как Бог мог допустить такое?» Но если мы все наделены свободой воли, то как Он мог не допустить этого? Это указывает на диапазон возможностей — возможностей иметь различные желания и воплощать их. Поэтому формы жизни — множество форм жизни — даны, чтобы дать каждому возможность выразиться.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, человеческое рождение благоприятно, а есть ли какие-либо особые места для воплощения в этой форме жизни? 

Шрила Госвами Махарадж: Это индийская выставка. Об Индии говорят, что это место — культура идеалов, то есть во всех аспектах культуры и индийской жизни в основе лежит метафизический идеал. Поэтому эта культура очень благоприятна для духовного развития. Но в наше время благодаря технологиям мы более не ограничены лишь тем, что существует в нашем городе, в нашей стране. Интернет обещает сделать доступной любую информацию любому человеку в любое время. Поэтому сейчас духовные сокровища Индии доступны повсюду. Но это — лишь хорошее начало. Ведь в соответствии с искренним желанием человека прийти к Истине, обрести связь с Истиной, на это желание приходит ответ. И в этом смысле мы можем утверждать, что Бог в состоянии превзойти ограниченность относительных обстоятельств человека.

Вопрос: Кто такой Кришна? 

Шрила Госвами Махарадж: Кришну описывают как Прекрасную Реальность. Чтобы обрести правильное представление о Нем, нам нужно понять, к чему на самом деле стремится наша душа. Ведь душа и сердце ищут очарования, любви, красоты, упоения. Если взять все эти качества, слить их воедино и умножить в бесконечной степени, то эти качества воплотятся в Личности Кришны. Само Имя Кришна… «Криш» означает «привлекать», «на» означает «дарить радость».

Но чем притягивать, чем привлекать? Невероятной красотой. В общем говоря, можно утверждать, что в этом мире каждый человек во власти Купидона. Но в одной из книг, представленных на этой выставке, сказано, что если взять красоту и очарование десяти миллионов купидонов и слить воедино, то эта непостижимая красота будет лишь намеком на непостижимую красоту и очарование Кришны.

Есть ли еще вопросы?

Вопрос: Откуда изначально берется душа? 

Шрила Госвами Махарадж: В Бхагавад-гите душа называется бесконечно малой частью Божественного, Бога. Но душа располагается на окраинах духовного мира, на границе материального и духовного. Именно в этом месте возможна свобода воли. Мильтон в «Потерянном рае» сформулировал этот выбор таким образом: «Желаете ли вы служить на небесах или царствовать в аду?» Пограничное положение подразумевает именно этот выбор: возможность либо служить на небесах, либо царствовать в аду. И души, живущие в этом мире, — такие как мы, — предпочли попробовать властвовать в аду. То есть попытаться войти в материальный мир и попытаться расширить свою сферу влияния.

Есть большая разница между эгоцентризмом и богоцентризмом. Эгоцентризм означает: «Я пуп Земли и смысл всего — удовлетворять мои желания. И для того чтобы обрести желанное счастье, я буду приобретать, контролировать объекты этого мира и наслаждаться ими». Вместо того чтобы попытаться обрести внутреннее счастье через самопожертвование. А самопожертвование — ради абсолютного Центра. Есть ли еще вопросы?

Вопрос: Это цветок лотоса? (имеется в виду цветок на экране, установленном на сцене — прим.) 

Шрила Госвами Махарадж: Да, конечно, лотос.

Вопрос: Если я вас правильно понял, возможно ли разорвать колесо самсары из благоприятных, из высших форм рождения, или это доступно только человеку? 

Шрила Госвами Махарадж: Возможно все. Из любого положения можно освободиться благодаря милосердию. По божественной воле, по божественному могуществу любое существо может освободиться. Но в целом, духовная культура, духовное развитие доступны людям исключительно в человеческой цивилизации. Например, сейчас спрашивали про цветок лотоса. С духовной точки зрения, если вы сорвете цветок лотоса и предложите его Богу, то растение, давшее этот цветок лотоса, обретет духовное благо. Таким образом, любое существо, любая форма жизни может накопить так называемое сукрити — духовные заслуги. Но при этом люди в отличие от остальных могут задаваться вопросами о смысле. Помимо того чтобы интересоваться удовлетворением своих повседневных потребностей, базовых потребностей, человек может задумываться о высшем предназначении, смысле жизни.

Философия и духовные поиски — отличительная черта именно человеческой цивилизации.

Транскрипция: Альварнатх Дас
Редактор: Традиш дас

(продолжение следует)


← «Из Оренбурга». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Цикл лекций. 1-3 июня 2012 года ·• Архив новостей •· «Лахтавый май». Подношение Шрипаду Виджай Раману Прабху по случаю дня явления. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования