«Вакрешвар Пандит». Подборка упоминаний из книг «Шри Чайтанья Бхагавата» и «Шри Чайтанья-чаритамрита»


Russian

  
В «Шри Чайтанья Бхагавате» (Антья-кханда, 3.469–473) сказано о Вакрешваре Пандите следующее:

вакреш́вара пан̣д̣ита-чаитанйа-прийа-па̄тра
брахма̄н̣д̣а павитра йа̄н̇ра смаран̣еи ма̄тра

ниравадхи кр̣ш̣н̣а-према-вираха вихвала
йа̄н̇ра нр̣тйе дева̄сура-мохита сакала

аш́ру, кампа, сведа, ха̄сйа, пулака, хун̇ка̄ра
ваиварн̣йа-а̄нанда-мӯрччха̄-а̄ди йе вика̄ра

чаитанйа-кр̣па̄йа ма̄тра нр̣тйе правеш́иле
сакале а̄сийа̄ вакреш́вара-дехе миле

вакреш́вара пан̣д̣итера удда̄ма вика̄ра
сакала кахите ш́акти а̄чхайе ка̄ха̄ра

«Вакрешвар Пандит был очень дорогим спутником Господа Чайтаньи. Простое памятование о нем способно очистить всю вселенную. Он был постоянно погружен в упоительные переживания разлуки с Кришной. Когда он танцевал, даже боги и демоны приходили в изумление. Как только Вакрешвар Пандит начинал танцевать, по милости Господа Чайтаньи у него проявлялись все экстатические признаки божественной любви, такие как слезы, дрожь, испарина, смех, вставшие дыбом волосы, рычание, бледность и потеря сознания от блаженства. Кто может описать все различные экстатические признаки божественной любви Вакрешвара Пандита?»

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами говорит о Вакрешваре Пандите:

вакреш́вара пан̣д̣ита — прабхура бад̣а прийа бхр̣тйа
эка-бха̄ве чаббиш́а прахара йа̄н̇ра нр̣тйа

а̄пане маха̄прабху га̄йа йа̄н̇ра нр̣тйа-ка̄ле
прабхура чаран̣а дхари’ вакреш́вара бале

“даш́а-сахасра гандхарва море деха’ чандрамукха
та̄ра̄ га̄йа, мун̃и на̄чон̇ — табе мора сукха”

прабху бале — туми мора пакш̣а эка ш́а̄кха̄
а̄ка̄ш́е уд̣ита̄ма йади па̄н̇ а̄ра па̄кха̄

«Вакрешвар Пандит — возлюбленный слуга Господа, пятая ветвь Его древа. Он мог танцевать в непрерывном упоении семьдесят два часа. Шри Чайтанья Махапрабху пел лично в то время, когда Вакрешвар Пандит танцевал. Припав к стопам Господа, Вакрешвар Пандит сказал: „О луноликий (чандрамукха) Господь! Пришли мне десять тысяч гандхарвов, пусть поют они, а я буду танцевать. И это доставит мне радость!“ На это Господь Чайтанья ответил: „Вакрешвар, у Меня есть лишь одно крыло, как ты. Будь у Меня еще одно, Я бы летал по небу“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.17–20).

Превосходный певец и танцор, Вакрешвар Пандит всегда радовал Господа своим служением во время киртанов в Навадвипе (к которым присоединился с самого начала), театральных представлений в доме Шриваса Тхакура и ежегодных праздников Ратха-ятры в Джаганнатха Пури. Вакрешвар Пандит был главным танцором в четвертой группе киртана, главным певцом в которой был Говинда Гхош.

Шрила Шридхар Махарадж в одной из своих бесед (лекция 20 августа 1981 года) упоминает Вакрешвара Пандита и в связи с ним рассказывает историю Девананды Пандита.

Девананда Пандит был великим наставником «Бхагаватам»1. Он давал классы по «Бхагаватам», но представлял «Бхагаватам» в свете учения Шанкарачарьи. Это приводило Махапрабху в ярость. Господь говорил, что под видом нектара «Бхагаватам» Девананда Пандит раздает яд. Однажды Он хотел прийти к нему и разорвать книгу, по которой тот давал лекции, но Его спутники, Шривас Тхакур и другие, остановили Его. 

Шривас Тхакур однажды пришел на лекцию Девананды Пандита и, услышав шлоки «Бхагаватам», несмотря на объяснения Девананды Пандита, стал испытывать божественный экстаз. Увидев признаки экстаза — дрожь тела, слезы и другие, — Девананда Пандит принял их за пустые сентименты и велел ученикам выдворить Шриваса Тхакура.

Так Девананда Пандит совершил серьезные апарадхи, оскорбления, и ничто не могло спасти его. Но однажды в его дом пришел Вакрешвар Пандит2 и в личной беседе смог изменить сердце и настроение Девананды Пандита, после чего тот раскаялся и получил благословения Вакрешвара Пандита. Так Девананда Пандит освободился от вайшнава-апарадхи, которую совершил по отношению к Шривасу Пандиту. 

После этого Шри Чайтанья принял Девананду Пандита как одного из Своих близких преданных. Пӯрве та̄на йата кичху чхила апара̄дха / сакала кш̣амийа̄ прабху карила̄ праса̄да — «Господь простил все прежние оскорбления Девананды и даровал ему Свою милость». Шри Чайтанья Махапрабху сказал тогда:

прабху бале, — “туми йе севила̄ вакреш́вара
атаэва хаила̄ туми а̄ма̄ра гочара

вакреш́вара пан̣д̣ита-прабхура пӯрн̣а-ш́акти
сеи кр̣ш̣н̣а па̄йа йе та̄н̇ха̄ре каре бхакти

вакреш́вара-хр̣дайе кр̣ш̣н̣ера ниджа-гхара
кр̣ш̣н̣а нр̣тйа карена на̄чите вакреш́вара

йе-те-стха̄не йади вакреш́вара-сан̇га хайа
сеи стха̄на сарва-тӣртха ш́рӣ-ваикун̣т̣ха-майа”

Господь сказал: «Ты служил Вакрешвару Пандиту, и это приблизило тебя ко Мне. Вакрешвар Пандит преисполнен духовных энергий Всевышнего. Любой, кто служит ему, достигает Кришны. Кришна проявил Свою обитель в сердце Вакрешвара. Когда он танцует, Кришна также танцует. Если Вакрешвар останавливается в каком-либо месте, то оно становится подобным всем святым местам; там проявляется Вайкунтха» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 3.493–496).

Такие великие преданные, как Вакрешвар Пандит, Парамананда Пури, Сварупа Дамодар, Гададхар Пандит, Джагадананда Пандит, Рагхунатх Вайдья и Рагхунатх Дас Госвами были спутниками Шри Чайтаньи Махапрабху. Они верно служили Господу, когда Он поселился в Нилачала Дхаме (Джаганнатха Пури). Вместе с Махапрабху Вакрешвар Пандит посещал чтения «Бхагаватам» Шрилы Гададхара Пандита в храме Гопинатха.

Вакрешвара описывают как одну из ветвей Господа Чайтаньи, но иногда как одну из ветвей Гададхара Пандита. Кави Карнапура писал, что Вакрешвар Пандит — воплощение Анируддхи Чатур-вьюхи («Гаура-ганнодеша-дипика», 71).

Вакрешвар Пандит дал духовное посвящение Гопалу Гуру Госвами и многим другим преданным в Ориссе. Он установил Божества Шри Шри Радха-Кантхи в доме Каши Мишры рядом с Гамбхирой в Джаганнатха Пури.

Пушпа-самадхи Вакрешвара Пандита расположено в месте шестидесяти четырех самадхи вайшнавских святых во Вриндаване.

Составитель-переводчик: Амия Синдху Дас
Составитель-редактор: Традиш Дас

 


1 История Девананды Пандита описывается в «Шри Чайтанья Бхагавате» (Антья-кханда, 3.464–525).

2 О Вакрешваре Пандите подробнее можно прочесть в «Шри Чайтанья Бхагавате» (Антья-кханда, 3.468–488, 493–496).




←  «Духовный путь». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 22 мая 2015 года. Томск ·• Архив новостей •· «Вакрешвар Пандит в играх Шри Чайтаньи Махапрабху». Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада | “Vakresvara Pandit in Sriman Mahaprabhu’s Pastimes.” Srila A. C. Bhaktivedanta Swami Prabhupad  →
Russian

  
В «Шри Чайтанья Бхагавате» (Антья-кханда, 3.469–473) сказано о Вакрешваре Пандите следующее:

вакреш́вара пан̣д̣ита-чаитанйа-прийа-па̄тра
брахма̄н̣д̣а павитра йа̄н̇ра смаран̣еи ма̄тра

ниравадхи кр̣ш̣н̣а-према-вираха вихвала
йа̄н̇ра нр̣тйе дева̄сура-мохита сакала

аш́ру, кампа, сведа, ха̄сйа, пулака, хун̇ка̄ра
ваиварн̣йа-а̄нанда-мӯрччха̄-а̄ди йе вика̄ра

чаитанйа-кр̣па̄йа ма̄тра нр̣тйе правеш́иле
сакале а̄сийа̄ вакреш́вара-дехе миле

вакреш́вара пан̣д̣итера удда̄ма вика̄ра
сакала кахите ш́акти а̄чхайе ка̄ха̄ра

«Вакрешвар Пандит был очень дорогим спутником Господа Чайтаньи. Простое памятование о нем способно очистить всю вселенную. Он был постоянно погружен в упоительные переживания разлуки с Кришной. Когда он танцевал, даже боги и демоны приходили в изумление. Как только Вакрешвар Пандит начинал танцевать, по милости Господа Чайтаньи у него проявлялись все экстатические признаки божественной любви, такие как слезы, дрожь, испарина, смех, вставшие дыбом волосы, рычание, бледность и потеря сознания от блаженства. Кто может описать все различные экстатические признаки божественной любви Вакрешвара Пандита?»

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами говорит о Вакрешваре Пандите:

вакреш́вара пан̣д̣ита — прабхура бад̣а прийа бхр̣тйа
эка-бха̄ве чаббиш́а прахара йа̄н̇ра нр̣тйа

а̄пане маха̄прабху га̄йа йа̄н̇ра нр̣тйа-ка̄ле
прабхура чаран̣а дхари’ вакреш́вара бале

“даш́а-сахасра гандхарва море деха’ чандрамукха
та̄ра̄ га̄йа, мун̃и на̄чон̇ — табе мора сукха”

прабху бале — туми мора пакш̣а эка ш́а̄кха̄
а̄ка̄ш́е уд̣ита̄ма йади па̄н̇ а̄ра па̄кха̄

«Вакрешвар Пандит — возлюбленный слуга Господа, пятая ветвь Его древа. Он мог танцевать в непрерывном упоении семьдесят два часа. Шри Чайтанья Махапрабху пел лично в то время, когда Вакрешвар Пандит танцевал. Припав к стопам Господа, Вакрешвар Пандит сказал: „О луноликий (чандрамукха) Господь! Пришли мне десять тысяч гандхарвов, пусть поют они, а я буду танцевать. И это доставит мне радость!“ На это Господь Чайтанья ответил: „Вакрешвар, у Меня есть лишь одно крыло, как ты. Будь у Меня еще одно, Я бы летал по небу“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.17–20).

Превосходный певец и танцор, Вакрешвар Пандит всегда радовал Господа своим служением во время киртанов в Навадвипе (к которым присоединился с самого начала), театральных представлений в доме Шриваса Тхакура и ежегодных праздников Ратха-ятры в Джаганнатха Пури. Вакрешвар Пандит был главным танцором в четвертой группе киртана, главным певцом в которой был Говинда Гхош.

Шрила Шридхар Махарадж в одной из своих бесед (лекция 20 августа 1981 года) упоминает Вакрешвара Пандита и в связи с ним рассказывает историю Девананды Пандита.

Девананда Пандит был великим наставником «Бхагаватам»1. Он давал классы по «Бхагаватам», но представлял «Бхагаватам» в свете учения Шанкарачарьи. Это приводило Махапрабху в ярость. Господь говорил, что под видом нектара «Бхагаватам» Девананда Пандит раздает яд. Однажды Он хотел прийти к нему и разорвать книгу, по которой тот давал лекции, но Его спутники, Шривас Тхакур и другие, остановили Его. 

Шривас Тхакур однажды пришел на лекцию Девананды Пандита и, услышав шлоки «Бхагаватам», несмотря на объяснения Девананды Пандита, стал испытывать божественный экстаз. Увидев признаки экстаза — дрожь тела, слезы и другие, — Девананда Пандит принял их за пустые сентименты и велел ученикам выдворить Шриваса Тхакура.

Так Девананда Пандит совершил серьезные апарадхи, оскорбления, и ничто не могло спасти его. Но однажды в его дом пришел Вакрешвар Пандит2 и в личной беседе смог изменить сердце и настроение Девананды Пандита, после чего тот раскаялся и получил благословения Вакрешвара Пандита. Так Девананда Пандит освободился от вайшнава-апарадхи, которую совершил по отношению к Шривасу Пандиту. 

После этого Шри Чайтанья принял Девананду Пандита как одного из Своих близких преданных. Пӯрве та̄на йата кичху чхила апара̄дха / сакала кш̣амийа̄ прабху карила̄ праса̄да — «Господь простил все прежние оскорбления Девананды и даровал ему Свою милость». Шри Чайтанья Махапрабху сказал тогда:

прабху бале, — “туми йе севила̄ вакреш́вара
атаэва хаила̄ туми а̄ма̄ра гочара

вакреш́вара пан̣д̣ита-прабхура пӯрн̣а-ш́акти
сеи кр̣ш̣н̣а па̄йа йе та̄н̇ха̄ре каре бхакти

вакреш́вара-хр̣дайе кр̣ш̣н̣ера ниджа-гхара
кр̣ш̣н̣а нр̣тйа карена на̄чите вакреш́вара

йе-те-стха̄не йади вакреш́вара-сан̇га хайа
сеи стха̄на сарва-тӣртха ш́рӣ-ваикун̣т̣ха-майа”

Господь сказал: «Ты служил Вакрешвару Пандиту, и это приблизило тебя ко Мне. Вакрешвар Пандит преисполнен духовных энергий Всевышнего. Любой, кто служит ему, достигает Кришны. Кришна проявил Свою обитель в сердце Вакрешвара. Когда он танцует, Кришна также танцует. Если Вакрешвар останавливается в каком-либо месте, то оно становится подобным всем святым местам; там проявляется Вайкунтха» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 3.493–496).

Такие великие преданные, как Вакрешвар Пандит, Парамананда Пури, Сварупа Дамодар, Гададхар Пандит, Джагадананда Пандит, Рагхунатх Вайдья и Рагхунатх Дас Госвами были спутниками Шри Чайтаньи Махапрабху. Они верно служили Господу, когда Он поселился в Нилачала Дхаме (Джаганнатха Пури). Вместе с Махапрабху Вакрешвар Пандит посещал чтения «Бхагаватам» Шрилы Гададхара Пандита в храме Гопинатха.

Вакрешвара описывают как одну из ветвей Господа Чайтаньи, но иногда как одну из ветвей Гададхара Пандита. Кави Карнапура писал, что Вакрешвар Пандит — воплощение Анируддхи Чатур-вьюхи («Гаура-ганнодеша-дипика», 71).

Вакрешвар Пандит дал духовное посвящение Гопалу Гуру Госвами и многим другим преданным в Ориссе. Он установил Божества Шри Шри Радха-Кантхи в доме Каши Мишры рядом с Гамбхирой в Джаганнатха Пури.

Пушпа-самадхи Вакрешвара Пандита расположено в месте шестидесяти четырех самадхи вайшнавских святых во Вриндаване.

Составитель-переводчик: Амия Синдху Дас
Составитель-редактор: Традиш Дас

 


1 История Девананды Пандита описывается в «Шри Чайтанья Бхагавате» (Антья-кханда, 3.464–525).

2 О Вакрешваре Пандите подробнее можно прочесть в «Шри Чайтанья Бхагавате» (Антья-кханда, 3.468–488, 493–496).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования