«Особая значимость санкиртаны в Кали-югу». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Из третьей главы второго тома книги «Проповеди хранителя преданности»


Russian

Преданный: Я слышал, что некоторые наши ачарьи считали смарану, уединенное памятование о деяниях Господа, важнейшим видом преданного служения Господу, превосходящим даже киртан, совместное воспевание и широкую проповедь славы Его Святого Имени. Так ли это? 

Шрила Шридхар Махарадж: Некоторые ачарьи действительно полагали так, поскольку смарана тесно связана с сознанием. Смарана происходит на уровне ума, более тонком, чем уровень физической деятельности, и поэтому является наилучшей формой садханы. Однако наш Гуру Махарадж, Шрила Джива Госвами и Кавирадж Госвами Прабху подчеркивали важность киртана — особенно для начинающих. Гуру Махарадж говорит в своей песне «Вайшнава ке?» («Кто истинный вайшнав?»): 

кӣрттана прабха̄ве, смаран̣а хаибе,
се ка̄ле бхаджана-нирджана самбхаба
 

«В начале пути преданного служения человек способен помнить о Кришне, только совершая киртан. Лишь когда киртан очистит его сердце, преданный обретет качества, необходимые для уединенного бхаджана»1

Нирджана-бхаджана или смарана, безраздельное поклонение в уединении, в отрыве от всего окружающего, не рекомендуется для начинающих, более того, она для них запрещена. Это подтверждает и Шрила Джива Госвами: 

йадйапй анйа̄ бхактих̣ калау карттавйа̄
тада̄ кӣрттана̄кхйа-бхакти-сам̇йогенайва
 

(«Бхакти-сандарбха», Санкхья, 273)  

«В эпоху Кали любой вид преданного служения подчиняется киртану. Это самый важный из всех девяти принципов бхакти». 

На этой идее основано и учение Махапрабху. В условиях Кали-юги киртан важнее всех иных видов служения. 

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн асти хй эко маха̄н гун̣ах̣
кӣрттана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет
 

(«Шримад-Бхагаватам», 12.3.51)  

[Шри Шукадева Госвами сказал Махараджу Парикшиту:] «Царь, хотя век Кали и исполнен всевозможных зол, он обладает одним великим достоинством: в этот век те, кто просто воспевает Святое Имя Кришны, обретут освобождение и достигнут обители Всевышнего». 

Шрила Мадхвачарья пишет в своем комментарии к «Мундака-упанишад»: 

два̄парӣйайр джанаир виш̣н̣ух пан̃чара̄траиш́ ча кевалам
калау ту на̄ма-ма̄трен̣а пӯджйате бхагава̄н харих̣
 

«В Двапара-югу Господу Вишну поклоняются строго в соответствии с принципами поклонения Божеству, установленными в “Панчаратре”, однако в Кали-югу единственный способ поклонения Всевышнему, Господу Хари — это воспевание Его Святого Имени». 

«Шримад-Бхагаватам» (11.5.32), описывая пришествие Шри Чайтаньи Махапрабху, упоминает и то, как люди будут Ему поклоняться: 

йаджн̃айх̣ сан̇кӣрттана-пра̄йайр
йаджанти хи су-медхасах̣
 

Слово «йаджн̃айх̣» (ягья) здесь означает «жертвоприношение», «подношение», описываемое словами «сан̇кӣрттана-пра̄йайр», или сан̇кӣрттана-прадхана — «основанное на санкиртане, совместном воспевании Святого Имени». Такое жертвоприношение будут совершать истинно добродетельные и благочестивые люди. В железный век Кали киртану отведено особое место. Это со всей ясностью показал сам Всевышний, Шриман Махапрабху. Он обосновал путь проповеди, хари-киртана, и собственным примером учил, как ему следовать. 

На исключительной важности киртана настаивал и наш Гуру Махарадж, а также Джива Госвами и многие другие ачарьи. Киртан означает не только воспевание Имени, но и проповедь послания Махапрабху. Писать статьи или книги о Господе — также вид киртана

Когда мы рассказываем людям о Кришне, они задают вопросы, и нам приходится быть очень внимательными, чтобы отвечать правильно. Только так можно сосредоточить ум в наш полный беспокойства век. Киртан требует повышенного внимания, чувство ответственности не позволит нам совершать его в рассеянности. Поэтому киртан рекомендован как наивысший вид бхаджана, особенно в век Кали. 

бхаджанера мадхйе ш́реш̣тха нава-видха̄ бхакти
‘кр̣ш̣н̣а-према’, ‘кр̣ш̣н̣а’ дите дхаре маха̄-ш́акти
 

та̄ра мадхйе сарвва-ш́реш̣тха на̄ма-сан̇кӣрттана
нирапара̄дхе на̄ма лаиле па̄йа према-дхана
 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.70,71)  

«Среди всех видов божественного служения девять наиболее могущественны2. Они наилучшим образом пробуждают любовь к Кришне и развивают личные отношения с Ним. Из этих же девяти наилучшим является нама-санкиртана. Воспевая Святое Имя без оскорблений, легко обрести сокровище чистой любви к Господу». 

Махапрабху также выделил пять основных видов преданного служения из девяти, перечисленных в «Бхагаватам» (шраванам, киртанам и т. д.): 

са̄дху-сан̇га, на̄ма-кӣрттана, бха̄гават-ш́раван̣а
матхура̄-ва̄са, ш́рӣ-мӯрттира ш́раддха̄йа севана
 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.128)  

«Общение с чистым преданным, воспевание Святого Имени, слушание “Шримад-Бхагаватам”, проживание в Матхура Дхаме и поклонение Божеству с верой». 

Среди этих пяти особую значимость Махапрабху придавал нама-санкиртане. Ее превосходство подчеркивали многие ачарьи, и с особой силой — наш Гуру Махарадж. Это положение подтверждается шастрами. Когда говорят, что некоторые учителя в нашей традиции отстаивали превосходство смараны, нужно понимать, что на то были веские причины. Для киртана может потребоваться связь с материальным окружением, а смарана не зависит от него. С этой точки зрения смарана иногда предпочтительнее. Но это не есть некая общепринятая истина, просто у некоторых ачарьев было такое мнение.

Шрила Бхактивинод Тхакур примиряет эти философские разногласия в «Шри Чайтанья-шикшамрите». Он говорит, что на пути к стадии парамахамсы или уттама-адхикары есть средний уровень, мадхьяма-адхикара. О тех преданных, которые превосходят этот средний уровень в своем стремлении к высшему идеалу, говорят, что они достигли ступени премарурукшу. Такие вайшнавы делятся на две группы: гоштхьянанди и вивиктананди (или бхаджанананди). Первые заняты активной проповедью, вторые же идут путем смараны или нирджджана-бхаджана — уединенного поклонения в святом месте, удаленном от мирской суеты. Бесполезно спорить, какой из путей выше. И те, и другие достигают наивысшей ступени, премарудхи. Но вивиктананди идут к ней через уединенный бхаджан, или смарану, в то время как гоштхьянанди принимают путь киртана, или проповеди, и обретают совершенство, не занимаясь специально смараной.

 


1 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 19.

2 Ш́раван̣ам̇ кӣрттанам̇ вишн̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам́ ванданам да̄сйам́ сакхйам а̄тма-ниведанам — «[Махарадж Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).




←  «Следовать наставлениям вайшнава». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2001 год. Москва, Автозаводская ·• Архив новостей •· Уход Шримана Манаса Кришны Прабху из Москвы. 1 ноября 2012 года  →

Russian

Преданный: Я слышал, что некоторые наши ачарьи считали смарану, уединенное памятование о деяниях Господа, важнейшим видом преданного служения Господу, превосходящим даже киртан, совместное воспевание и широкую проповедь славы Его Святого Имени. Так ли это? 

Шрила Шридхар Махарадж: Некоторые ачарьи действительно полагали так, поскольку смарана тесно связана с сознанием. Смарана происходит на уровне ума, более тонком, чем уровень физической деятельности, и поэтому является наилучшей формой садханы. Однако наш Гуру Махарадж, Шрила Джива Госвами и Кавирадж Госвами Прабху подчеркивали важность киртана — особенно для начинающих. Гуру Махарадж говорит в своей песне «Вайшнава ке?» («Кто истинный вайшнав?»): 

кӣрттана прабха̄ве, смаран̣а хаибе,
се ка̄ле бхаджана-нирджана самбхаба
 

«В начале пути преданного служения человек способен помнить о Кришне, только совершая киртан. Лишь когда киртан очистит его сердце, преданный обретет качества, необходимые для уединенного бхаджана»1

Нирджана-бхаджана или смарана, безраздельное поклонение в уединении, в отрыве от всего окружающего, не рекомендуется для начинающих, более того, она для них запрещена. Это подтверждает и Шрила Джива Госвами: 

йадйапй анйа̄ бхактих̣ калау карттавйа̄
тада̄ кӣрттана̄кхйа-бхакти-сам̇йогенайва
 

(«Бхакти-сандарбха», Санкхья, 273)  

«В эпоху Кали любой вид преданного служения подчиняется киртану. Это самый важный из всех девяти принципов бхакти». 

На этой идее основано и учение Махапрабху. В условиях Кали-юги киртан важнее всех иных видов служения. 

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн асти хй эко маха̄н гун̣ах̣
кӣрттана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет
 

(«Шримад-Бхагаватам», 12.3.51)  

[Шри Шукадева Госвами сказал Махараджу Парикшиту:] «Царь, хотя век Кали и исполнен всевозможных зол, он обладает одним великим достоинством: в этот век те, кто просто воспевает Святое Имя Кришны, обретут освобождение и достигнут обители Всевышнего». 

Шрила Мадхвачарья пишет в своем комментарии к «Мундака-упанишад»: 

два̄парӣйайр джанаир виш̣н̣ух пан̃чара̄траиш́ ча кевалам
калау ту на̄ма-ма̄трен̣а пӯджйате бхагава̄н харих̣
 

«В Двапара-югу Господу Вишну поклоняются строго в соответствии с принципами поклонения Божеству, установленными в “Панчаратре”, однако в Кали-югу единственный способ поклонения Всевышнему, Господу Хари — это воспевание Его Святого Имени». 

«Шримад-Бхагаватам» (11.5.32), описывая пришествие Шри Чайтаньи Махапрабху, упоминает и то, как люди будут Ему поклоняться: 

йаджн̃айх̣ сан̇кӣрттана-пра̄йайр
йаджанти хи су-медхасах̣
 

Слово «йаджн̃айх̣» (ягья) здесь означает «жертвоприношение», «подношение», описываемое словами «сан̇кӣрттана-пра̄йайр», или сан̇кӣрттана-прадхана — «основанное на санкиртане, совместном воспевании Святого Имени». Такое жертвоприношение будут совершать истинно добродетельные и благочестивые люди. В железный век Кали киртану отведено особое место. Это со всей ясностью показал сам Всевышний, Шриман Махапрабху. Он обосновал путь проповеди, хари-киртана, и собственным примером учил, как ему следовать. 

На исключительной важности киртана настаивал и наш Гуру Махарадж, а также Джива Госвами и многие другие ачарьи. Киртан означает не только воспевание Имени, но и проповедь послания Махапрабху. Писать статьи или книги о Господе — также вид киртана

Когда мы рассказываем людям о Кришне, они задают вопросы, и нам приходится быть очень внимательными, чтобы отвечать правильно. Только так можно сосредоточить ум в наш полный беспокойства век. Киртан требует повышенного внимания, чувство ответственности не позволит нам совершать его в рассеянности. Поэтому киртан рекомендован как наивысший вид бхаджана, особенно в век Кали. 

бхаджанера мадхйе ш́реш̣тха нава-видха̄ бхакти
‘кр̣ш̣н̣а-према’, ‘кр̣ш̣н̣а’ дите дхаре маха̄-ш́акти
 

та̄ра мадхйе сарвва-ш́реш̣тха на̄ма-сан̇кӣрттана
нирапара̄дхе на̄ма лаиле па̄йа према-дхана
 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.70,71)  

«Среди всех видов божественного служения девять наиболее могущественны2. Они наилучшим образом пробуждают любовь к Кришне и развивают личные отношения с Ним. Из этих же девяти наилучшим является нама-санкиртана. Воспевая Святое Имя без оскорблений, легко обрести сокровище чистой любви к Господу». 

Махапрабху также выделил пять основных видов преданного служения из девяти, перечисленных в «Бхагаватам» (шраванам, киртанам и т. д.): 

са̄дху-сан̇га, на̄ма-кӣрттана, бха̄гават-ш́раван̣а
матхура̄-ва̄са, ш́рӣ-мӯрттира ш́раддха̄йа севана
 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.128)  

«Общение с чистым преданным, воспевание Святого Имени, слушание “Шримад-Бхагаватам”, проживание в Матхура Дхаме и поклонение Божеству с верой». 

Среди этих пяти особую значимость Махапрабху придавал нама-санкиртане. Ее превосходство подчеркивали многие ачарьи, и с особой силой — наш Гуру Махарадж. Это положение подтверждается шастрами. Когда говорят, что некоторые учителя в нашей традиции отстаивали превосходство смараны, нужно понимать, что на то были веские причины. Для киртана может потребоваться связь с материальным окружением, а смарана не зависит от него. С этой точки зрения смарана иногда предпочтительнее. Но это не есть некая общепринятая истина, просто у некоторых ачарьев было такое мнение.

Шрила Бхактивинод Тхакур примиряет эти философские разногласия в «Шри Чайтанья-шикшамрите». Он говорит, что на пути к стадии парамахамсы или уттама-адхикары есть средний уровень, мадхьяма-адхикара. О тех преданных, которые превосходят этот средний уровень в своем стремлении к высшему идеалу, говорят, что они достигли ступени премарурукшу. Такие вайшнавы делятся на две группы: гоштхьянанди и вивиктананди (или бхаджанананди). Первые заняты активной проповедью, вторые же идут путем смараны или нирджджана-бхаджана — уединенного поклонения в святом месте, удаленном от мирской суеты. Бесполезно спорить, какой из путей выше. И те, и другие достигают наивысшей ступени, премарудхи. Но вивиктананди идут к ней через уединенный бхаджан, или смарану, в то время как гоштхьянанди принимают путь киртана, или проповеди, и обретают совершенство, не занимаясь специально смараной.

 


1 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «Вайшнава ке?», 19.

2 Ш́раван̣ам̇ кӣрттанам̇ вишн̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам́ ванданам да̄сйам́ сакхйам а̄тма-ниведанам — «[Махарадж Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования