«Смирение». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Из третьей главы второго тома книги «Проповеди хранителя преданности»


Russian

Вопрос: Махарадж, сегодня утром мы говорили о смирении. Что означает смирение для каништха-адхикари? 

Шрила Шридхар Махарадж: В разных людях оно может проявляться по-разному. Каждый должен найти, что это означает для него лично. В целом быть смиренным означает не посягать на права других. Однако при этом не нужно доходить до крайностей и убивать себя. Смирение должно быть естественным.

Когда Шри Гаудия Матх открывал в Калькутте свой центр — Багх Базар Матх, — был устроен большой праздник. Божества, которые до этого находились в арендованном доме, поместили на колесницу и во главе торжественного шествия повезли к зданию храма. Множество людей пели и танцевали. Божества установили на алтаре. Раздавали маха-прасадам. Где-то между полуночью и часом ночи мы отправились отдыхать. Рядом с моей постелью находилась постель моего духовного брата, профессора, человека, который был воплощением смирения. Утром он полушепотом, чтобы никто не услышал, сказал мне: «Этой ночью я ощутил столь страшную слабость, что едва не умер. Я хотел было разбудить вас, но подумал: “К чему беспокоить вайшнава? Он и так утомлен, ему нужен отдых. Лучше подождать”. Вскоре мне стало легче, я почувствовал в себе силы, и поэтому мне не пришлось тревожить вас. Но я все еще очень слаб». Хотя он почти умирал, он не разбудил меня, боясь помешать моему отдыху.

Эти слова, произнесенные со всевозможной деликатностью, поразили меня в самое сердце. Я тут же подошел к Прабхупаде и рассказал ему обо всем. Прабхупаде и преданным был хорошо известен кроткий и скромный нрав профессора. Он бы вовсе ничего не сказал, если бы положение не было крайне серьезным. Немедленно послали за врачом.

На мой взгляд, подобное смирение скорее опасно, чем похвально. Жизнь ученика не принадлежит ему, она — собственность его Гуру Махараджа. Ученик должен жить не ради своих интересов, а для того, чтобы исполнять желания своего Гурудева. Поэтому я не оценил смирения профессора.

Все, что мы делаем, должно быть связано с подлинной реальностью. Допустим, я чувствую жажду, но прикован болезнью к постели и не в состоянии сам принести себе воды. Я не желаю беспокоить никого из вайшнавов, чтобы попросить воды. В итоге моя болезнь только усилится. Это все равно, что проиграть доллар, чтобы сэкономить цент. Во всем должен присутствовать здравый смысл. 

Преданный: Готовясь уйти из этого мира, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж последние месяцы своей жизни провел во Вриндаване. Он чувствовал себя настолько плохо, что не поднимался с постели, не принимал пищи и едва мог выпить даже стакан воды. Однако хотя сам он ничего не ел, он всегда просил преданных угостить прасадом каждого, кто к нему приходил. 

Шрила Шридхар Махарадж: Он хотел отправиться в путешествие по Вриндавану и объехать вокруг Говардхана на повозке, запряженной быками. Это могло убить его, но, к счастью, благодаря содействию Кришнадаса Бабаджи Махараджа, его удалось отговорить от этого предприятия. Свами Махарадж, несмотря на свою слабость, желал поклониться Радха-кунде, Говардхану и другим священным местам, связанным с лилами Кришны.

Любой бхаджан действенен, если он связан с Богом. Мы не отрицаем ни одного из видов служения. Нужно заниматься тем, что подходит для нашего уровня, и в то же время не относиться свысока или пренебрежительно к иным путям. Это будет оскорблением с нашей стороны. Кто дал нам полномочия судить, что выше — смарана или другие виды бхаджана: например, пада-севана? На каком основании мы принижаем какие-либо виды служения? Подобные явления требуют крайней осторожности, о них нельзя рассуждать лишь ради удовлетворения любопытства. Только в случае крайней необходимости мы подчеркиваем превосходство Лакшми над Шукадевой или Амбаришей. Нельзя говорить об этом ради забавы, когда вздумается. Эти вопросы очень серьезны.

Сказать, что один вайшнав выше другого, значит совершить очень серьезный поступок. Этим не шутят. Такие темы очень тонки. Судить об уровнях преданных нужно с большой осторожностью. Эти сведения не должны становиться предметом массового изучения наподобие теорий, о которых во всеуслышание говорят в университетах. Нужно понимать, что вайшнавы — реальность, подлинно существующие личности, обитатели мира чистого сознания. «Этот вайшнав — столь великая душа! А кто я? Как я смею судить о нем?» Есть пределы, за которые не должна переходить любознательность, чтобы не стать непочтительностью и пренебрежением. 

Преданный: Вчера вечером мы вспоминали о ваших словах: «Смирение означает не иметь положения»… 

Шрила Шридхар Махарадж: Да. «Не иметь положения», поскольку слуга лишен самостоятельности — он полностью принадлежит господину. Он не знает, что он будет делать в следующий миг — все зависит только от воли повелителя. Однако он покоряется только господину, а не каким-нибудь гундам (мошенникам). Смирение может быть только перед личностью. Не бывает абстрактного смирения, глупо подчиняться первому встречному. «Я падший, я низший из низших», но по сравнению с кем? С моим господином. Смирение перед Господом и вайшнавами. Они — мои повелители. Смирение Хануманджи проявилось в том, что он поджег Ланку — золотое царство Раваны. Он смиренно исполнил повеление Господа Рамачандры. Вот пример полного самопожертвования, преданности.

Иными словами, смирение — это верность. Любой ценой исполнить приказ повелителя, связанного с миром Вайкунтхи, с высшей реальностью. Смириться необходимо перед вайшнавом, а не перед обычными людьми, тиграми или змеями. Преданный всегда связан с вайшнавом, чья воля для него священна. Не может быть и речи о том, чтобы не исполнить наказ вайшнава. Нужно исполнить его наставление безо всяких возражений и предрассудков. Таково истинное смирение, суничата. Смирение не нужно связывать, как это часто бывает, с этим бренным миром. С точки зрения просветленного человека люди, населяющие этот мир, живут в иллюзиях, поэтому они безумны. Смирение не есть безумие и не должно определяться по стандартам безумцев. Быть смиренным означает жить по представлениям мира истины, а не мира иллюзий. Моя мысль понятна? 

Преданный: Да. 

Шрила Шридхар Махарадж: Прабхупада определял смирение как «то, чего нет там, где есть дух потребительства». Склонность к собственной выгоде, или эксплуатации, порождает агрессию. Она несовместима со смирением. Смирение означает полностью, без остатка посвятить себя служению. В эксплуатации или отрешении от нее нет смирения. Обе эти склонности несовместимы с миром реальности. Они порождены заблуждениями. Они вызывающе враждебны по отношению к истинному миру. Вам понятно? 

Преданный: Да. 

Шрила Шридхар Махарадж: Эксплуатация и отрешение — это бунт, вызов, агрессия против истинной жизни в мире реальности. У них нет ничего общего со смирением. Они порождают противоестественный мир. Смирение связано только с истиной, а не с миром заблуждений и с идеями утративших разум безумцев. 

Вопрос: Существует ли духовная агрессия? Например, противоборство, которое возникает, когда два человека заняты одним и тем же делом. Будет ли такое соперничество проявлением смирения? 

Шрила Шридхар Махарадж: Только в том случае, если это действительно служение, если эта деятельность определяется Абсолютом. Преданный ощущает вдохновение и руководство из высшего мира и следует ему в своих поступках. Он связан с Абсолютным Центром, а соперничество устраивает Йога-майя.

Слуга вне ответственности, поскольку заботится лишь об исполнении воли Абсолюта. Мы уже говорили, что над Абсолютом нет никаких законов. Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣, свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет1. Иногда кажется, что Его преданные поступают неправильно, однако это не так. Они исполняют Его абсолютную волю, и так называемые столкновения, которые возникают между ними, необходимы для того, чтобы придать разнообразие и жизнь служению. Такова природа высшей реальности. На преданных здесь нет никакой вины.



1 Цитата из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лила, 8.111): «Чувства влюбленных подобны движениям змеи, которая перемещается весьма извилистым путем».




←  «Слава Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 15 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург | “Glory of Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 15 October, 2006. Lakhta, Saint Petersburg ·• Архив новостей •· «Тайны Гималаев. По следам ведической цивилизации». Фильм, посвященный Шриле Б. Р. Шридхару Дев-Госвами Махараджу и Шриле Б. С. Говинде Дев-Госвами Махараджу  →

Russian

Вопрос: Махарадж, сегодня утром мы говорили о смирении. Что означает смирение для каништха-адхикари? 

Шрила Шридхар Махарадж: В разных людях оно может проявляться по-разному. Каждый должен найти, что это означает для него лично. В целом быть смиренным означает не посягать на права других. Однако при этом не нужно доходить до крайностей и убивать себя. Смирение должно быть естественным.

Когда Шри Гаудия Матх открывал в Калькутте свой центр — Багх Базар Матх, — был устроен большой праздник. Божества, которые до этого находились в арендованном доме, поместили на колесницу и во главе торжественного шествия повезли к зданию храма. Множество людей пели и танцевали. Божества установили на алтаре. Раздавали маха-прасадам. Где-то между полуночью и часом ночи мы отправились отдыхать. Рядом с моей постелью находилась постель моего духовного брата, профессора, человека, который был воплощением смирения. Утром он полушепотом, чтобы никто не услышал, сказал мне: «Этой ночью я ощутил столь страшную слабость, что едва не умер. Я хотел было разбудить вас, но подумал: “К чему беспокоить вайшнава? Он и так утомлен, ему нужен отдых. Лучше подождать”. Вскоре мне стало легче, я почувствовал в себе силы, и поэтому мне не пришлось тревожить вас. Но я все еще очень слаб». Хотя он почти умирал, он не разбудил меня, боясь помешать моему отдыху.

Эти слова, произнесенные со всевозможной деликатностью, поразили меня в самое сердце. Я тут же подошел к Прабхупаде и рассказал ему обо всем. Прабхупаде и преданным был хорошо известен кроткий и скромный нрав профессора. Он бы вовсе ничего не сказал, если бы положение не было крайне серьезным. Немедленно послали за врачом.

На мой взгляд, подобное смирение скорее опасно, чем похвально. Жизнь ученика не принадлежит ему, она — собственность его Гуру Махараджа. Ученик должен жить не ради своих интересов, а для того, чтобы исполнять желания своего Гурудева. Поэтому я не оценил смирения профессора.

Все, что мы делаем, должно быть связано с подлинной реальностью. Допустим, я чувствую жажду, но прикован болезнью к постели и не в состоянии сам принести себе воды. Я не желаю беспокоить никого из вайшнавов, чтобы попросить воды. В итоге моя болезнь только усилится. Это все равно, что проиграть доллар, чтобы сэкономить цент. Во всем должен присутствовать здравый смысл. 

Преданный: Готовясь уйти из этого мира, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж последние месяцы своей жизни провел во Вриндаване. Он чувствовал себя настолько плохо, что не поднимался с постели, не принимал пищи и едва мог выпить даже стакан воды. Однако хотя сам он ничего не ел, он всегда просил преданных угостить прасадом каждого, кто к нему приходил. 

Шрила Шридхар Махарадж: Он хотел отправиться в путешествие по Вриндавану и объехать вокруг Говардхана на повозке, запряженной быками. Это могло убить его, но, к счастью, благодаря содействию Кришнадаса Бабаджи Махараджа, его удалось отговорить от этого предприятия. Свами Махарадж, несмотря на свою слабость, желал поклониться Радха-кунде, Говардхану и другим священным местам, связанным с лилами Кришны.

Любой бхаджан действенен, если он связан с Богом. Мы не отрицаем ни одного из видов служения. Нужно заниматься тем, что подходит для нашего уровня, и в то же время не относиться свысока или пренебрежительно к иным путям. Это будет оскорблением с нашей стороны. Кто дал нам полномочия судить, что выше — смарана или другие виды бхаджана: например, пада-севана? На каком основании мы принижаем какие-либо виды служения? Подобные явления требуют крайней осторожности, о них нельзя рассуждать лишь ради удовлетворения любопытства. Только в случае крайней необходимости мы подчеркиваем превосходство Лакшми над Шукадевой или Амбаришей. Нельзя говорить об этом ради забавы, когда вздумается. Эти вопросы очень серьезны.

Сказать, что один вайшнав выше другого, значит совершить очень серьезный поступок. Этим не шутят. Такие темы очень тонки. Судить об уровнях преданных нужно с большой осторожностью. Эти сведения не должны становиться предметом массового изучения наподобие теорий, о которых во всеуслышание говорят в университетах. Нужно понимать, что вайшнавы — реальность, подлинно существующие личности, обитатели мира чистого сознания. «Этот вайшнав — столь великая душа! А кто я? Как я смею судить о нем?» Есть пределы, за которые не должна переходить любознательность, чтобы не стать непочтительностью и пренебрежением. 

Преданный: Вчера вечером мы вспоминали о ваших словах: «Смирение означает не иметь положения»… 

Шрила Шридхар Махарадж: Да. «Не иметь положения», поскольку слуга лишен самостоятельности — он полностью принадлежит господину. Он не знает, что он будет делать в следующий миг — все зависит только от воли повелителя. Однако он покоряется только господину, а не каким-нибудь гундам (мошенникам). Смирение может быть только перед личностью. Не бывает абстрактного смирения, глупо подчиняться первому встречному. «Я падший, я низший из низших», но по сравнению с кем? С моим господином. Смирение перед Господом и вайшнавами. Они — мои повелители. Смирение Хануманджи проявилось в том, что он поджег Ланку — золотое царство Раваны. Он смиренно исполнил повеление Господа Рамачандры. Вот пример полного самопожертвования, преданности.

Иными словами, смирение — это верность. Любой ценой исполнить приказ повелителя, связанного с миром Вайкунтхи, с высшей реальностью. Смириться необходимо перед вайшнавом, а не перед обычными людьми, тиграми или змеями. Преданный всегда связан с вайшнавом, чья воля для него священна. Не может быть и речи о том, чтобы не исполнить наказ вайшнава. Нужно исполнить его наставление безо всяких возражений и предрассудков. Таково истинное смирение, суничата. Смирение не нужно связывать, как это часто бывает, с этим бренным миром. С точки зрения просветленного человека люди, населяющие этот мир, живут в иллюзиях, поэтому они безумны. Смирение не есть безумие и не должно определяться по стандартам безумцев. Быть смиренным означает жить по представлениям мира истины, а не мира иллюзий. Моя мысль понятна? 

Преданный: Да. 

Шрила Шридхар Махарадж: Прабхупада определял смирение как «то, чего нет там, где есть дух потребительства». Склонность к собственной выгоде, или эксплуатации, порождает агрессию. Она несовместима со смирением. Смирение означает полностью, без остатка посвятить себя служению. В эксплуатации или отрешении от нее нет смирения. Обе эти склонности несовместимы с миром реальности. Они порождены заблуждениями. Они вызывающе враждебны по отношению к истинному миру. Вам понятно? 

Преданный: Да. 

Шрила Шридхар Махарадж: Эксплуатация и отрешение — это бунт, вызов, агрессия против истинной жизни в мире реальности. У них нет ничего общего со смирением. Они порождают противоестественный мир. Смирение связано только с истиной, а не с миром заблуждений и с идеями утративших разум безумцев. 

Вопрос: Существует ли духовная агрессия? Например, противоборство, которое возникает, когда два человека заняты одним и тем же делом. Будет ли такое соперничество проявлением смирения? 

Шрила Шридхар Махарадж: Только в том случае, если это действительно служение, если эта деятельность определяется Абсолютом. Преданный ощущает вдохновение и руководство из высшего мира и следует ему в своих поступках. Он связан с Абсолютным Центром, а соперничество устраивает Йога-майя.

Слуга вне ответственности, поскольку заботится лишь об исполнении воли Абсолюта. Мы уже говорили, что над Абсолютом нет никаких законов. Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣, свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет1. Иногда кажется, что Его преданные поступают неправильно, однако это не так. Они исполняют Его абсолютную волю, и так называемые столкновения, которые возникают между ними, необходимы для того, чтобы придать разнообразие и жизнь служению. Такова природа высшей реальности. На преданных здесь нет никакой вины.



1 Цитата из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лила, 8.111): «Чувства влюбленных подобны движениям змеи, которая перемещается весьма извилистым путем».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования