«Принципы отвержения низшего и принятия высшего». Из четвертого тома «Проповедей хранителя преданности» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Принципы отвержения низшего и принятия высшего

Шрила Шридхар Махарадж: Чистота – это абсолютная преданность желаниям Бога. В своем сердце мы чувствуем Его волю. Мы обладаем врожденной склонностью внимать Его воле, и когда Он являет нам Свои желания, мы видим все в истинном свете, так, как оно есть. Все принадлежит Абсолюту, все должно служить Ему. Я нарушаю гармонию, когда пытаюсь поставить Абсолют себе в услужение или вообще отказываюсь иметь с Ним дело, разрушая свою индивидуальность (бхукти-мукти-сприха). Таковы две крайности, два основных заблуждения – склонность к эксплуатации и склонность к отречению. Все предназначено служить Ему. Я – также Его слуга, я – часть Его окружения. Мой долг – полностью, без остатка отдать себя Ему. Такова истина. Мы должны служить, но не народу, обществу, стране или государству, а служить Абсолюту – в этом состоит истина. Лишь заблуждение вызвало помутнение моего разума и привело в мир страданий. Невежество сродни болезни. У нее два основных симптома: склонность к отречению (мукти) и склонность к эксплуатации (бхукти).

Обязанность каждой дживы, души, – пребывать в органичном единстве с Целым, жить и трудиться ради интересов Целого. Таков главный принцип.

Вопрос: Каждая частица Целого живет уникальными вечными отношениями с Целым согласно своей индивидуальности?

Шрила Шридхар Махарадж: Каждый сохраняет свою индивидуальность, но в общей гармонии. Между ними очень близкие доброжелательные отношения. Они делятся на группы согласно природе служения: дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья. Существует много групп, но все они связаны бесконечной любовью. Иногда они вступают в противоборство, конфликтуют, но это – также служение!

Вопрос: Недавно вы упомянули, что когда преданный стремится к чистоте, он проходит множество уровней, на которых он должен принять что-то высшее и отвергнуть низшее. Не могли бы вы объяснить это подробнее?

Шрила Шридхар Махарадж: Существует много уровней непонимания, невежества, много страт. Садхана – путь развития, роста, связанного с отвержением низшего и принятием более высокого. На этом пути нужно пройти много стадий, иногда быстрее, иногда – медленнее, но их следует миновать. Они отличаются друг от друга по степени глубины иллюзии.

Вопрос: От чего зависит, быстро или медленно мы проходим определенную стадию?

Шрила Шридхар Махарадж: От сукрити, благочестия, и сат-санги, общения со святыми. Сукрити бывает двух видов: сознательным и неосознанным, внутренним. Агьята-сукрити – это благочестивые заслуги, обретенные по воле случая, исподволь, без сознательного участия человека, но гьята-сукрити – заслуги, приходящие вследствие сознательных поступков, общения с садху. Однако садху также могут быть разных уровней.

Вопрос: Я не понял. Как садху могут быть разных уровней?

Шрила Шридхар Махарадж: Садху занимают разные положения. Нам дана свободная воля, чтобы примкнуть к той или иной группе для обретения общения. Результат этого общения зависит от качеств тех, кто нам его дает.

Вопрос: В духовной жизни мы принимаем новые истины и отвергаем старые, как пройденный этап?

Шрила Шридхар Махарадж: Заблуждения также делятся на различные уровни: бхух, бхувах, свах, махах, джанах, тапах и сатья. Уровни имеют разделы и подвиды: насекомые, деревья, животные и так далее. В то же время следует понимать, что деление на высшие и низшие формы относительно: дерево может достичь стадии ниргуны, а человек – нет. Заблуждения человека могут быть столь глубокими, что понадобится длительное время, чтобы избавиться от них. Тогда как тонкое тело дерева или животного может быть более склонным к служению, хотя они занимают низкое, незавидное положение в классификации видов жизни.

Вопрос: Принцип принятия и отвержения распространяется и на садху-сангу?

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Общение также бывает разных уровней: уровень зависит от качеств садху, глубины его осознания, благочестия, которое он обрел в прошлом. Есть множество тонкостей, которые нужно принять во внимание.

адхиштханам татха карта, каранам ча притхаг-видхам
вивидхаш ча притхак чешта, даивам чаиватра панчамам

(Бхагавад-гита, 18.14)

На деятельность влияют пять составляющих: «Тело, эго (узел, связывающий дух и материю), различные чувства, различные усилия и, в конце концов, – судьба, или воля Верховного Повелителя».

У всякого события не одна, а множество причин. На его исход влияют обстоятельства, вкупе определяющие, что и как именно произойдет. Свободная воля человека, его прошлые поступки, природа, общение: все это влияет на духовное развитие. Особенно влияет общение. Таким образом, не только желания человека принимаются в расчет, учитывается и многое другое.

Вопрос: Насколько опасны вайшнава-апарадхи, оскорбления преданных?

Шрила Шридхар Махарадж: Они сдерживают духовный рост настолько, что способны привести к духовной катастрофе. В конкретных обстоятельствах могут выступать на первый план те или иные причины, сдерживающие развитие или, наоборот, благоприятствующие ему.

Вопрос: Получается, нельзя сказать, что же важнее, так как все зависит от ситуации?

Шрила Шридхар Махарадж: Говорится, что когда человек принимает вайшнава всей душой, посвящает ему всю жизнь, то обычные обязанности по отношению к миру теряют свое значение. В этом положении основное внимание следует уделить более тонким вопросам, более высоким обязанностям перед теми, от кого зависит дальнейшее духовное продвижение. Благосклонность или неблагосклонность сильных и занимающих более возвышенное положение играет важнейшую роль. Отношение же тех, кто ниже по своему уровню, имеет меньшее значение. На это ясно указывает даже здравый смысл.

Я могу желать духовного развития, однако если старшие недовольны мной, это станет непреодолимым препятствием. Если же задеты интересы тех, кто стоит ниже, об этом не стоит слишком беспокоиться. Вайшнав и Вишну – возвышеннее всего, нельзя ни оскорблять Их, ни даже доставлять Им хотя бы малейшее беспокойство. Этому нужно уделить все свое внимание.

Вопрос: В отношениях гуру и ученика также возможны принятие и отвержение?

Шрила Шридхар Махарадж: Такое иногда происходит, но это самое худшее и трагическое, что только может быть. Если мой наставник, которому я верил всей душой, вдруг изменяет своему идеалу, сходит с пути, то какая же это великая потеря, какое горе! Когда необходимо отвергнуть гуру – это тяжелая, страшная, горестная необходимость. Однако если мы храним верность нашему Гурудеву и после его ухода принимаем помощь от его близких друзей, от тех, кому он доверял, это не будет отвержением гуру. Наоборот, это станет лучшим ему служением. Когда мой наставник, мой хранитель уходит, я иду к другим возвышенным вайшнавам. И если я получаю помощь от друзей моего наставника, то, разумеется, в этом нет ничего плохого. Я получаю благо, вдохновение на то, чтобы расти еще быстрее. Мое развитие, мой рост продолжится, я не собьюсь с пути, я буду по-прежнему получать благие наставления о целях и средствах в духовной жизни.

Очень тяжелая ситуация, когда гуру все еще находится в этом мире, а я вынужден по той или иной причине покинуть его. Тогда моя духовная жизнь в опасности. Нужно правильно соотнести абсолютные и относительные доводы. Если они противоречат друг другу, то в первую очередь нужно соблюсти абсолютные принципы. Конечно, если мы пребывали в заблуждении, а теперь прозрели, то нам не так сложно отказаться от ложного сагуна-гуру и принять гуру-вайшнава, ниргуна. Но, совершив свой выбор (ниргуна-вивека) и придя к решению отказаться от гуру, который присутствует здесь, на земле, мы должны понимать, что это очень и очень ответственный и серьезный шаг. Возможно, придется пройти сквозь горнила испытаний и страданий. Здесь может возникнуть много непростых ситуаций. Иногда так называемые гуру сходят с пути вайшнавизма, но по-прежнему называют себя сторонниками вайшнавской мысли. Возможно, вначале они и были искренни, но впоследствии под влиянием дурного общения утратили веру. Все это достаточно сложные, деликатные вопросы, но благодаря искренности и размышлениям мы придем к определенным выводам. Когда очевидно, что произошло непоправимое и мой наставник больше не верит в идеалы вайшнавизма, я должен принять решение. Иногда человек может быть настолько разочарован, настолько сломлен, что утрачивает всякую надежду и вдохновение продолжать духовный путь. Он приходит в отчаяние: «Я ошибся в своем выборе, потратил годы на бесполезный труд. Как же я неудачлив! Господь, молю Тебя, дай мне шанс продолжить путь в следующей жизни! От такого удара я не оправлюсь до конца дней».

И все же человек, наделенный глубоким пониманием, может изменить направление и стойко продолжать путь. Бывает, на какое-то время он случайно попадает под влияние иллюзии, а затем, когда она уходит, вновь ясно видит реальность. Он думает: «Я купил билет до конечной станции, однако, проделав уже немалый путь, встретился с трудностями. Я постараюсь обойти эти препятствия, пересев на поезд, идущий по другому маршруту, но к той же цели. Так я преодолею опасное место». Такой подход допустим.

С другой стороны, человек может считать, что раз он купил билет, то должен как можно дольше придерживаться намеченного курса. Но с абсолютной точки зрения совершенно ясно: «Я стремлюсь к цели, я пустился в путь только ради нее. Поэтому, если на дороге возникают какие-то трудности, я должен изменить маршрут». Таков здравый смысл.

партха наивеха намутра, винашас тасйа видйате
на хи калйана-крит кашчид, дургатим тата гаччхати

(Бхагавад-гита, 6.40)1

Для того, кто искренен в чувствах и поступках, не существует страха, ибо им руководит Господь. Он дает внутреннее руководство через Гурудева, Он повелевает событиями, и все происходит только потому, что Господь дает Свое милостивое позволение.

Кроме того, очень важную роль в духовном развитии играет общение, санга. Я могу купить билет, но в дороге встречу людей, которые собьют меня с толку. Дурное общение с ними, асат-санга, приведет к тому, что я попаду под влияние глупцов и трусов. Мне скажут, что впереди опасность и мне нужно срочно сойти с поезда, а я поверю в эту ложь. Такое тоже может произойти. Иногда под влиянием так называемых друзей человек может совершить непростительную ошибку и отвергнуть истинного гуру.

Может случиться и так, что, хотя я купил билет, но начал сомневаться в своем выборе и, переполненный этими сомнениями, прекратил путь. Впоследствии, оглянувшись назад, я понял, насколько глубоко заблуждался.

Но в любом случае, искреннее желание обрести Истину спасет нас, и эта искренность во многом зависит от прошлого сукрити. Благочестие, накопленное мною, укажет правильный путь. Я услышу внутренний голос, подсказку, совет, который повлияет на мои поступки. Искренность – основа всего.

Может быть множество причин утраты веры в гуру и вайшнавов. Но те, кто искренне желает помочь себе, не смогут долго пребывать в иллюзии. В этом наша надежда, наше утешение. «Если я сам не захочу жить во лжи, то ничто в этом мире не сможет обмануть меня». Поэтому будем хранить бесстрашие! Любящий взор Хранителя всегда сопровождает нас, где бы мы ни были и чем бы ни занимались. Вера в Его любящий взор освещает и придает новые силы. Он – наш самый близкий, самый верный друг, Он знает: все, что мы хотим – вернуться к Нему. Пусть мы и не можем этого видеть, Он помогает нам и участвует в нашей жизни. Он видит и сознает все, а я ничтожен и ограничен. У Абсолюта и возможности абсолютны, у меня же – нет. Ограниченное должно встретиться с Безграничным! Самое непостижимое, невероятное, самое невозможное должно случиться! Моя внутренняя жажда, моя искренность сделают это чудо возможным.

 


1 [Шри Кришна, обращаясь к Своему другу Арджуне, сказал:] «Гибель не настигнет неудачливого йога ни в этой жизни, ни в следующей. Он не лишается ни райских наслаждений на высших планетах этой вселенной, ни возможности лично увидеть Высшую Душу в божественном мире. Дорогой Арджуна, совершающего благочестивые поступки никогда не постигнет злой удел».

← Новые программы в Харькове. ·• Архив новостей •· «Пророчество Шрилы Бхактивинода Тхакура». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Мировой проповеднический тур. Австралия, 1996 год. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования