«Вечная связь». Из четвертого тома «Проповедей хранителя преданности» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Вечная связь

 

   Вопрос: Должны ли мы быть безрассудными?
  
Шрила Шридхар Махарадж:
Безрассудными? Это зависит от уровня ученика. Чем яснее он осознает свой идеал, тем больше его отчаянность, его безрассудство. Преданность взывает к нашему безрассудству. «Я всегда буду предан Тебе, вопреки всему, вопреки любым опасностям и испытаниям. Я уповаю лишь на Тебя. Я предаюсь Тебе, и как бы внешний мир ни препятствовал, я не оставлю Тебя. Я вытерплю и перенесу все».
  
Прахлада Махарадж пережил много мучений. Когда его отец понял, что сын не будет служить его желаниям, он подверг его жестоким пыткам. Есть и другие похожие случаи. Шаранагата, предавшаяся душа, может встретиться со многими страданиями, но вынесет их стойко. Ведь если душа утратит решимость, терпение, ей придется вновь вернуться к прежней бессмысленной жизни. Безрассудство, даже фанатизм помогают выстоять, не отступить от духовного пути ни на шаг, что бы ни происходило, какие бы искушения, препятствия и соблазны ни обступали нас. В целом, оно полезно.
  
Быть готовым встретиться с любой бедой... Может случиться все, все, что угодно, ожидаемое или внезапное, радостное или горькое. Но мы будем продолжать стоять на своем! Наши взоры устремлены к Нему, только к Нему одному, среди всей боли и отчаяния. Хранить стойкость: «Я служу Истине, и останусь на своем пути, что бы ни произошло». В этом мое утешение.
  
Политический режим держит узников совести в застенках, они переносят пытки и издевательства, но не отступают от своих убеждений. В интересах своей партии шпион рискует, живя во враждебном окружении, и знает, что в любой момент его могут разоблачить и схватить. Он готов к тому, что его будут допрашивать, и, возможно, применят жесточайшие пытки. Но «смелость берет города», – без риска нет и победы. Если я верю всем сердцем, провозглашаю свои идеалы, верю, что исповедую истину, я обязательно встречусь с оппозицией, с идейными противниками, но, тем не менее, буду высоко держать голову: «Я сражаюсь за правду, я поступаю правильно!» И в то же время, как Христос, буду молиться за своих мучителей: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».
  
Прахлада Махарадж говорит, что во всем происходящем, во всех тревогах и несчастьях нужно видеть светлую сторону, принимать их с благодарностью, как дар, как благословение: «Это должно случиться по воле Всеблагого, моего высшего доброжелателя, моего Господа. Все, что происходит, – Его милость. Кроме нее нет ничего. Он ниспосылает мне испытания, и хотя они выглядят как муки, как зло, они происходят по Его воле, а Он не может желать ничего дурного». Старайтесь видеть высшую гармонию даже в страдании. Оно оказывает благотворное воздействие на веру. Ведь ничто не происходит помимо Его воли. Нет ничего, что не связано с Ним, нет ничего бессмысленного. Есть свой смысл и в страдании: оно очищает меня. В этом его положительная роль. Оно устраняет неблагоприятные последствия моей кармы. «Чтобы изжить прошлые грехи, необходимо долгое время. Но Он, желая мне добра, усиливает мои трудности, чтобы я отбыл наказание как можно быстрее. В этом и состоит Его высшее милосердие». Любую опасность, приходящую к нам, мы встретим с радостью, как желанное благо. И тогда все нежелательное, все, что противилось нашему выбору, быстро утратит над нами всякую власть.
  
Мать наказывает дитя, но делает это из большой любви. Она хочет правильно воспитать ребенка, поэтому, чтобы исправить его поведение, ей приходится его наказывать. Она движима не местью, не желанием наказать и покорить своей власти, но состраданием, заботой, милосердием. Но если ребенок скажет: «Мне еще мало всыпали. За то, что я натворил, меня нужно лупить и лупить», мать прекратит наказание. Он понял, осознал, он больше не будет поступать подобным образом. Тогда в наказании нет больше смысла: цель достигнута.
  
Если нам причинят боль, мы увидим: «Господь благословляет. Он хочет помочь мне. Приветствую Тебя! Ты пришел, мой самый близкий друг. Ты пришел избавить меня от бремени прошлого. Я знаю: ничто не происходит без Твоего участия. В этих несчастьях я вижу Тебя, а раз Ты здесь, то что может со мной случиться плохого?» Со смирением, стойко принимая любые невзгоды, мы быстро избавимся от западни майи.
  
Мы будем благодарны. «Как Ты милосерден! Ты списываешь мои прошлые долги в столь короткое время! За Твою доброту, за Твою снисходительность я склоняюсь перед Тобой, мой Повелитель, мой Господь. Все, что накопилось за мои бесчисленные жизни, за многократные рождения, все, что довлеет надо мной, весь груз последствий моих поступков снимается Тобой столь быстро, за несколько часов! Ты спасаешь меня, Ты помогаешь мне возвыситься. Мои нижайшие, мои почтительные поклоны Тебе, мой Господин!» Такое настроение сразу же делает нас достойными освобождения, в нем – истинный залог успеха.

   Вопрос: Если гуру наказывает ученика, как следует относиться к этому? Правда ли, что наказания учителя приносят благо?
  
Шрила Шридхар Махарадж: Да. Махапрабху говорит: когда гуру наказывает, он считает ученика «своим». В этом проявляется забота и большая привязанность. Если же гуру отстранен, нейтрален, он держит ученика на почтительной дистанции и не подпускает к себе. Наказание гуру следует расценивать как великую удачу. «Любящий взор Гурудева всегда устремлен на меня. Он не потерпит во мне ничего враждебного, постороннего, эгоистичного, лживого, низкого. Какая редкая, какая великая удача озарила мою жизнь! Гурудев охраняет меня от всякого зла и неправды. Теперь никакая скверна не коснется меня и не увлечет вниз, к деградации». Когда гуру наказывает, это значит, что высший Хранитель, Господь, наблюдает за мной, за моей жизнью. Я должен быть очень счастлив: Его наказание – моя великая удача.
  
В шлоке, завершающей «Шикшаштаку», Махапрабху показывает, какую привязанность преданный испытывает к Господу. Конечно, объект этой привязанности – Кришна, но это настроение в равной степени распространяется и на отношения между учеником и гуру.

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан мармма-хатам кароту ва
йатха татха ва видатхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва на парах

(«Шри Шикшаштакам», 8)

   «Кришна может позвать меня к Себе, но когда я наклонюсь и захочу коснуться Его стоп, Он может оттолкнуть меня или растоптать. Даже хуже того – Он может потерять ко мне интерес, став полностью безразличным. Он свободен, Он может отнестись ко мне с холодным равнодушием, посмотреть мимо меня, как сквозь пустое место. А может быть и еще ужаснее: Он изгонит меня из Своего окружения, приблизит других, станет обнимать их и выражать им Свою любовь так, словно меня вообще не существует. Столь желанная, столь долгожданная Его любовь будет отдана другим, а я окажусь в проигрыше, в пустоте, нигде. Все это произойдет прямо на моих глазах, но у меня нет ничего иного, никаких других надежд, прочих упований, кроме места у Его святых стоп, кроме желания еще раз коснуться их, еще раз обнять их. У меня нет ничего и никого, кроме Него, Он один владеет моими помыслами, без Него моя жизнь лишена смысла».
  
Такая безраздельная преданность, такая бескорыстная любовь – вот идеал, которому мы служим. «Все, что имею, я посвящаю Ему. И мне все равно, отвечает Он мне взаимностью или нет. Он может относиться ко мне по-разному. Иногда Он показывает, что я Ему совершенно безразличен. Но у меня нет никого, кроме Него. Я вытерплю все Его презрение, все равнодушие. Такова связь слуги и Господина. Эта связь неразрушима, нетленна, она вечна. Мы даже не можем вообразить себе, как бы мы существовали без этой связи: столь близки и естественны наши отношения с Абсолютным Благом.
  
Мы не помышляем о чем-либо вне нашей связи с Ним – это вечная идея. Мы вступаем в мир бессмертия, чтобы обрести наше вечное положение, вечные отношения: связь конечного с Бесконечным. Слуга и Повелитель, раб и Господин. Непостижимо, как такое возможно, но это истина: она существует вопреки нашему ограниченному опыту, находясь в настоящее время за его пределами. Нас привлекает именно такая связь со Всевышним, именно в ней заключена сама суть нашего бытия.
  
Обособленное существование невозможно. Связь с Господом существует неизменно, хотя мы и склонны забывать о ней. В этом и состоит вся трудность. Забвение – причина всех недоумений, сомнений, основа любого страха и подозрительности. Вся суть безверия, противостояния Ему сводится к одному: к изначальному забвению нашей вечной связи. В этом и зарождается любое зло.

← «Как понять подлинность Гуру». Лекция Шрипада Б. Н. Ачарьи Махараджа. Москва, Кисельный. 7 августа 2009 года ·• Архив новостей •· «Лекция Шрипада Б. Н. Ачарьи Махараджа». 7 августа 2009 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования