«Великий дар Шри Чайтаньи Махапрабху». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 23 июня 2017 года | Киев, Украина | Утренняя лекция по «Шри Чайтанья-чаритамрите»



скачать (формат MP3, 38.18M)

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Великий дар Шри Чайтаньи Махапрабху

(23 июня 2017 года. Киев, Украина)

 

В одном месте Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Иногда нам кажется, что весь мир погружен в чувственные удовольствия, и только некоторые души, такие как Сократ, Будда и другие, уходят из этого мира в мир бессмертия. Так кажется жителям нашего мира. Но на самом деле тот мир безграничен, в нем бесконечное количество бессмертных душ. И только наш мир населяет ничтожное количество мятежников, которые предали Бога и пришли в этот мир материи, чтобы наслаждаться им».

#00:00:39#

Поэтому у Господа Чайтаньи бесчисленное количество преданных. Нет конца проявлениям преданности в том [духовном] мире. Преданность гораздо богаче, гораздо разнообразнее взаимоотношений нашего мира. Существует огромное количество самых разных проявлений преданности в том высшем мире, огромное количество самых разных проявлений расы. Есть основные расы, которые мы знаем[1]. Но расы не исчерпывается этими пятью расами. Они имеют множество разновидностей, подвидов, всевозможных оттенков. Хотя это не описывается подробно, но в том мире огромное количество самых разных занятий, которыми занимаются преданные для удовлетворения Кришны, для служения Махапрабху.

#00:01:47#

Тот бессмертный, безграничный мир гораздо совершеннее нашего. И гораздо интереснее. Тот, кто возвращается в тот мир, теряет всякий интерес к миру материи. И он даже не помнит, что был когда-то в нашем маленьком, ничтожном мире, где все заняты самоутверждением.

#00:02:22#

Мы часто думаем, что этому миру нужна хорошая карма. Поэтому люди не понимают, почему вайшнавы занимаются пением, тогда как нужно заниматься строительством больниц, кормить голодных. Они считают, что нет ничего лучше, чем помочь другим прожить их материальную жизнь как можно лучше, комфортнее.

#00:03:05#

Дар, который принес Махапрабху, дар Святого Имени, дар, который освобождает джив от привязанности к миру материи и пробуждает в них чистую любовь к Кришне, — этот дар Он дал, чтобы принести благо каждому в этом маленьком мире, чтобы взять всех в Свой большой мир, в Свою огромную семью, чтобы развить в каждой дживе чистую любовь к Кришне. И ничего, кроме этого, не поможет дживе в ее странствиях по материальному миру.

#00:03:46#

брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва…[2]

Джива странствует по всему материальному миру. Огромное количество жизней прошло бесполезно для нас. Огромное количество жизней мы прожили, пробуя разные роли. Мы пробовали разные роли, в том числе роли мирских благотворителей. Разные положения мы занимали в этом мире, но ничто из этого не освобождает дживу от рождений и смертей. Ничто материальное не помогает дживе по-настоящему.

#00:04:30#

Мы видим, что за последнее столетие материальная наука развилась до очень высокого уровня, достигла многого. Когда-то в эпоху Просвещения мыслители, идеологи нового научного движения, просвещения считали, что наука поможет человечеству, избавит его от войн, от голода, от болезней и сделает его абсолютно счастливым. Что не будет никаких трудностей, никаких страданий — наука избавит человечество от всего этого. Поэтому они очень верили в путь научного познания и возможности человеческого интеллекта.

#00:05:35#

Сейчас, мы видим, практически никто не верит в науку. Прежняя вера в науку пропала. За четыре столетия наука не избавила ни от голода, ни от болезней, ни от войн. Наоборот, она дала людям способы вести еще более жестокие войны, чем раньше. До какой-то степени, конечно, научное знание помогает. Нет ничего плохого в научном знании. Но оно не спасает человечество от проблем. Оно не может дать человеку ответ на его вопросы — в этом его ограниченность. Оно помогает, но в ограниченных пределах.

#00:06:28#

Наука материальна, а ничто материальное не может по-настоящему помочь человеку. Ему поможет только то, что относится к его подлинной природе. А его подлинная природа — это чистое сознание дживы. В чистом сознании дживы проявлен вечный потенциал служения. Не проявив этот потенциал служения до конца, никто не может быть счастлив. Мы хотим отдать себя, и, когда мы проявляем свой потенциал служения, мы обретаем полное удовлетворение, внутреннее удовлетворение. Потому что служение — это и есть то настоящее, естественное положение, которое мы занимаем, к которому мы стремимся.

#00:07:15#

Помочь дживе реализовать этот потенциал служения — это довольно трудно. Это трудно, потому что вокруг нас — мир материи, который ограничивает нас. Поэтому говорится, что подлинным решением наших проблем является возвращение дживы в тот бесконечный мир. Только в бесконечном мире мы можем решить свои проблемы по-настоящему. Только в бесконечном мире мы можем найти ответы. Но не в конечном мире, не в ограниченном материальном мире.

#00:08:05#

В том мире не может быть какое-то большое, но конечное количество душ. Тот мир бесконечен по своей природе, поэтому там безграничное количество преданных, безграничное количество джив. Не может быть иначе.

#00:08:22#

…лакш̣мӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇…[3]

Миллионы Лакшми служат Кришне во Вриндаване. Миллионы гопи служат Кришне во Вриндаване. Тот мир настолько безграничен, что, когда туда приходят новые души, он все равно остается безграничным. Нет предела возможности того мира принять новые души. Он беспределен по своей возможности принять новичков.

#00:09:06#

Поэтому мир Господа Чайтаньи, в котором Он существует со Своими спутниками, никогда не испытывает трудностей с перенаселением. Его невозможно перенаселить. Число спутников Господа Чайтаньи безгранично, но это не составляет никаких проблем для Него. Поэтому Он с радостью примет новые души. И Он стремится расширить Свой мир, охватить им все большее и большее количество джив, чистых преданных.

#00:09:46#

[Данди Махарадж читает «Шри Чайтанья-чаритамриту»:]

нӣла̄чале эи саба бхакта прабху-сан̇ге
дуи стха̄не прабху-сева̄ каила на̄на̄-ран̇ге

«Я выбрал именно этих преданных главным образом потому, что они были с Господом в Бенгалии и в Ориссе и служили Ему — каждый по-своему»[4].

#00:10:05#

Кришнадас Кавирадж Госвами рассказал о восьмидесяти четырех ветвях древа Господа Чайтаньи. Он говорит: «На самом деле всех спутников [Господа] описать невозможно, но я описал эти восемьдесят четыре ветви, потому что именно они были с Ним в Бенгалии и в Пури». А вообще у Господа Чайтаньи миллиарды преданных, бесконечное количество душ.

#00:10:35#

Почему Господь Чайтанья не пришел в западный мир? Почему Он остался в Индии? В Индии во время игр Господа Чайтаньи было безграничное количество преданных. Он проявил Свое чудо, Свою лилу в Бенгалии. И количество джив, которые Он спас, было безграничным. Господь не ограничен ничем, Он приводит с Собой безграничное количество спутников. И Его лилы также безграничны. Все, что Он делает, бесконечно совершенно. Поэтому Он явил огромное количество лил. И не все из них попали на страницы «Чайтанья-чаритамриты». Еще есть «Чайтанья-Бхагавата», еще есть «Чайтанья-мангала». Он не был обычным историческим лицом, поэтому Он явил огромное количество лил прежде всего в сердцах вайшнавов. И многие вайшнавы, вдохновленные Им, описывают Его лилы. Этим лилам нет числа. Господь одновременно проводит лилы в разных местах. Говорится, что Махапрабху всегда пребывает, как минимум, в четырех местах: там, где Ему готовит Шачимата; там, где танцует Господь Нитьянанда; [Он] всегда пребывает в доме Шриваса Тхакура; и в доме Рагхавы Пандита. Т. е., как минимум, в четырех местах Господь Чайтанья проводит Свои лилы. Но не только в четырех местах.

#00:12:42#

Господь проводит лилы вечно во множестве мест. Тем не менее Он имел Свою определенную миссию, поэтому в этот Свой авирбхав [явление в этом мире] Он не выходил за пределы Индии. Но зато Он вдохновил Своих преданных выйти за пределы Индии. И преданные Махапрабху сделали то, чего не совершил даже Он.

#00:13:29#

Господь всегда хочет прославить Своих преданных, Он наделяет их возможностями. И делится славой со Своими преданными. Например, Кришна мог бы сам победить в битве на Курукшетре, однако Он хотел, чтобы прославился Арджуна. Поэтому Он доверил Арджуне право сражаться. Махапрабху не заполнил всю вселенную любовью к Богу, Он доставил это счастье Харидасу Тхакуру и многим другим. Махапрабху хочет, чтобы движение санкиртаны распространялось по всей вселенной. Он страстно желает этого. И тот, кто участвует в движении санкиртаны, тот приносит Ему огромное счастье. И Махапрабху, и всему Его миру он приносит огромное счастье. И тем самым он сам обретает счастье. Потому что нет другого счастья для нас, кроме того, чтобы видеть счастливыми тех, кого мы любим. Наши духовные наставники счастливы, и мы этим счастливы. А другого счастья не существует в этом мире ограниченного счастья.

#00:15:07#

Есть хорошая карма: можно строить больницы, заботиться о бедных — это не плохо. Но каждый в этом мире рано или поздно потеряет все, что имеет. Накормленный бедняк рано или поздно проголодается. И вылеченный больной рано или поздно снова заболеет. Это, к сожалению, неизбежно. Это не значит, что не нужно помогать. Временное благо — это тоже благо. Оно несовершенно, но это все равно благо. Поэтому это не плохо — помогать бедным. Но это несовершенное средство. Однако несовершенное средство может соединиться с более совершенным.

#00:16:00#

Забота о здоровье людей, об их благополучии — это хорошее дело, хорошая карма. А в мире, где очень много страданий и эгоизма, даже какое-то маленькое доброе дело может помочь людям. Оно может вдохновить их. Вдохновить человека на хорошее можно хорошим отношением к нему. Вдохновить людей на хорошее можно, показывая им хороший пример. Тот, кто покажет пример просто небольшой хорошей жизни, тот уже вдохновит человечество на многие изменения.

#00:16:48#

йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣…[5]

Люди идут за теми, кто обладает определенной самостоятельностью. За теми, кто может показать пример, за ачарьями. Люди ждут тех, кто покажет им хороший пример. Но не только хороший пример — любой пример. Люди всегда идут за тем, кто показывает пример. Всегда есть кто-то, кто идет самостоятельно, кто обладает качествами лидера. И за таким человеком идут другие люди. Если он показывает хороший пример, они делают хорошие вещи. Если он показывает плохой пример, они делают дурные вещи. Поэтому на тех, кто ведет других, лежит огромная ответственность. На тех, кто занимает пост в правительстве. Но не обязательно они [такие люди] занимают пост в правительстве — это могут быть самые разные люди, в разных ситуациях. Школьный учитель, например, — тоже лидер. Тренер, который тренирует спортсменов, — тоже лидер. Много есть лидеров. Если вы кому-то что-то говорите и вас слушают, то вы тоже лидер. На вас всегда лежит ответственность за то, что вы делаете людям — хорошее или плохое. Если вы сделаете что-то хорошее, то вы умножите добро в мире, потому что многие люди последуют этому. Если вы сделаете что-то дурное, то вы увеличите зло в этом мире. Поэтому не так просто жить… «Жизнь прожить — не поле перейти».

#00:18:43#

Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти[6].

Так себя чувствует человек, который занимается поэзией, например. Он тоже лидер. Если вы пишете о хороших вещах, вы умножаете добро в этом мире. Но талантливо выраженный грех приносит много зла этому миру.

#00:19:08#

Мы недавно говорили об этом: талантливо выраженная ненависть приносит огромное количество зла этому миру. Люди увлекаются формой, в которой это подано, они сбиты с толку. Если кто-то выпускает очередной фильм о том, как это весело — принимать наркотики, то полмира начинает принимать наркотики. Поэтому это очень опасно. Иногда говорят, что творец не может не творить, что у него вдохновение, и он должен творить даже зло, что он как бы вне добра и зла. Само по себе такое учение, что творец вне добра и зла, — это злое учение. Оно не вне добра и зла, оно зло. Это злое, вредное учение. Почему он вне добра и зла? С какой стати? Он что — не частица Бога? Он тоже частица Бога.

#00:20:18#

дхармам̇ ту са̄кш̣а̄д бхагават-пран̣ӣтам̇…[7]

На всех, кто существует в этом мире, распространяются законы дхармы. На всех. Знают ли они об этом или нет — это не важно. Но правила дхармы на них все равно распространяются. Поэтому приходит карма, приходит зло, приходят страдания. Но страдания — от кармы.

#00:20:46#

Нельзя быть равнодушным к карме, которая приходит к людям. Люди страдают, люди будут страдать в будущем от последствий своей кармы. Нельзя быть равнодушным к этому, это очень плохо — быть равнодушным. Закон кармы — это не какой-то нейтральный закон, к которому можно относиться спокойно и думать: «Все равно люди пострадают». Так холодно относиться — очень плохо. Только тот, кто воспринимает чужие горе и страдания как свои собственные, может считаться йогом. Об этом говорится в шестой главе Бхагавад-гиты. Йог, который занимается аштанга-йогой, достигает совершенства, когда воспринимает чужие горе и страдания как свои собственные. Если он не научился воспринимать чужие боль и страдания как свои собственные, то он еще не стал совершенным йогом. Настоящий вайшнав всегда воспринимает боль и страдания живых существ этого мира как свои собственные. И он хочет избавить людей от страданий.

#00:21:54#

Но не бывает добра без истины. Прежде, чем творить добро, нужно понять, в чем состоит истина, что это добро принесет. Иначе это будет не добро, это будет ложь. А ложь тоже не приводит к добру никогда. Прежде всего нужно исходить из истины, из истинного положения дел.

#00:22:18#

ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа…

ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа
джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах свара̄т̣…

…дха̄мна̄ свена сада̄ нираста…

…дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи[8]

Кухакам̇ сатйам̇ парам̇ — «Я поклоняюсь высшей истине, которой является Господь Васудева, который служит причиной творения, поддержания и разрушения бесчисленных вселенных. Я поклоняюсь этой высшей истине». Без этой высшей истины не будет добра. Добро не может быть без истины. То, что основано на лжи, не может быть добром. Основанным на частичной лжи добро может быть — это будет как раз частичное, несовершенное добро. Но настоящее благо связано с истиной.

#00:23:12#

Сатьям, шивам, сундарам — истина, благо и красота соединены: сат-чит-ананда. Поэтому действовать для счастья других — значит объяснять им смысл и благо поклонения Святому Имени, очищать их от оскорбительного отношения к Святому Имени и давать им понимание подлинной природы Святого Имени.

#00:23:57#

И [необходима] проповедь, т. е. убеждение других в возвышенной природе наших духовных наставников, в возвышенной природе святой дхамы, бхагават-прасада и всех видов духовной жизни, которые нисходят из высшего мира на благо всех живущих.

#00:23:24#

[Данди Махарадж читает:] Комментарий [к стиху 10.122 Ади-лилы]: Большинство преданных Господа Чайтаньи жили в Бенгалии и Ориссе. Поэтому их и называют гаудиями и ориями.

#00:24:31#

Данди Махарадж: Гаудии — это бенгальцы, а ории — жители Пури.

#00:24:41#

[Данди Махарадж продолжает читать комментарий к стиху 10.122:] Однако в настоящее время по милости Господа Чайтаньи Махапрабху Его учение проповедуется по всему миру, и есть большая вероятность того, что в будущем в числе прославленных преданных Господа Чайтаньи будут люди из Европы, Америки, Канады, Австралии, Южной Америки и Азии. Международное общество сознания Кришны уже построило большой храм в Маяпуре (Навадвипа), который посещают преданные со всего мира, как и было предсказано Господом Чайтаньей и Шри Бхактивинодом Тхакуром.

Данди Махарадж: Такой позитивный комментарий.

[Данди Махарадж читает следующий стих:]

#00:25:20#

кевала нӣла̄чале прабхура йе йе бхакта-ган̣а
сан̇кш̣епе карийе кичху се саба катхана

«Я коротко перечислю некоторых преданных Господа Чайтаньи Махапрабху в Джаганнатха-Пури»[9].

#00:25:34#

нӣла̄чале прабху-сан̇ге йата бхакта-ган̣а
саба̄ра адхйакш̣а прабхура марма дуи-джана

парама̄нанда-пурӣ, а̄ра сварӯпа-да̄модара
гада̄дхара, джагада̄нанда, ш́ан̇кара, вакреш́вара

да̄модара пан̣д̣ита, т̣ха̄кура харида̄са
рагхуна̄тха ваидйа, а̄ра рагхуна̄тха-да̄са

«Среди всех преданных, которые были с Господом в Джаганнатха-Пури, двое — Парамананда Пури и Сварупа Дамодар — были для Господа дороже жизни…»[10]

#00:26:09#

Данди Махарадж: Когда мы были в Навадвипе, мы опять пили воду из колодца Парамананды Пури. Чистый колодец, холодная чистая вода. Этот колодец наполнил водой сам Махапрабху. Однажды Он пришел и увидел, что у Парамананды Пури какой-то грязный колодец. И Махапрабху призвал воды всех священных рек в этот колодец. Спустя какое-то время все это забылось, и там устроили полицейский участок. Но все равно в этом месте остался колодец Парамананды Пури, и вайшнавы знают об этом. Это святое место и полицейские уже привыкли, что преданные приходят в полицейский участок и пьют воду из колодца Парамананды Пури. А полицейские на них смотрят… Для них это уже обычная картина. Постоянно приходят паломники и пьют воду из этого колодца. Он находится в полицейском участке. Полицейский участок стал святым местом. Точнее, полиция построила участок в святом месте. И они не уходят из этого места — что с ними сделаешь?

#00:27:31#

Говорится, что тот, кто выпьет воды из этого колодца, тот мгновенно обретет любовь к Богу. Поэтому все пьют воду, набирают ее в бутылки. Русский стиль — все с бутылками ходят и набирают воду из колодца. В этот раз привезли много воды из этого колодца и напоили всех в Лахте и на Кисельном.

#00:28:02#

[Данди Махарадж читает продолжение перевода процитированных выше трех стихов:] «…в числе других были Гададхар, Джагадананда, Шанкара, Вакрешвар, Дамодар Пандит, Харидас Тхакур, Рагхунатх Вайдья и Рагхунатх Дас».

#00:28:12#

Комментарий: В пятой главе Антья-кханды «Чайтанья-Бхагаваты» говорится, что Рагхунатх Вайдья пришел повидаться с Господом Чайтаньей Махапрабху, когда тот находился в Панихати. Он был великим преданным, украшенным всеми добродетелями. Согласно «Чайтанья-Бхагавате» в прошлом он был Ревати, женой Баларамы. Стоило ему взглянуть на человека, как тот немедленно обретал сознание Кришны.

Данди Махарадж: Вот такие были преданные.

#00:28:34#

[Данди Махарадж завершает чтение комментария:] Он жил на берегу океана в Джаганнатха-Пури и написал книгу под названием «Стхана-нирупана».

#00:28:41#

итйа̄дика пӯрва-сан̇гӣ бад̣а бхакта-ган̣а
нӣла̄чале рахи’ каре прабхура севана

«Все эти преданные окружали Господа с самого начала, и, когда Господь поселился в Джаганнатха-Пури, они остались там, чтобы верно служить Ему»[11].

#00:29:07#

а̄ра йата бхакта-ган̣а гауд̣а-деш́а-ва̄сӣ
пратйабде прабхуре декхе нӣла̄чале а̄си’

«Все преданные, жившие в Бенгалии, каждый год приходили в Джаганнатха-Пури, чтобы увидеться с Господом»[12].

#00:29:25#

Данди Махарадж: Каждый год приходили, чтобы увидеться с Господом, и ими руководил Шивананда Сен. Шивананда Сен был лидером всех этих преданных, которые шли из Бенгалии каждый год, чтобы увидеть Махапрабху. Жажда была у преданных увидеть [Господа Чайтанью]… Они приходили в Пури на четыре месяца [чатурмасьи] и участвовали в Ратха-ятре, мыли храм, были с Господом. А потом наступало время разлуки и на восемь месяцев они разлучались. Потом приходили снова. Такая у них была жизнь. Но преданные не мыслили свою жизнь без Махапрабху, и те восемь месяцев были для них огромной тягостью.

#00:30:07#

…ш́ӯнйа̄итам̇ джагат сарвам̇, говинда-вирахен̣а ме[13]

«Говинда покинул меня, и весь мир кажется мне пустым. Слезы льются из моих глаз, подобно дождю». Восемь месяцев они жили в таком состоянии. А потом они шли, чтобы увидеть Господа.

#00:30:25#

Чайтанья-лила очень мягкая. В ней столько любви, она настолько привлекательна для простых сердец! Здесь нет никаких расправ с неугодными. Здесь нет никаких глобальных войн. Нет никакого «Варкрафта». Здесь любовь, переживания, чувства разлуки — очень мягкая лила. Очень возвышенная, прекрасная. Только Махапрабху способен на такую лилу. Даже кришна-лила не настолько мягкая. Кришна очень жесткий. По-своему жесткий. Красивый, но жесткий. А Махапрабху очень любящий. Настроение семьи как раз передано в лиле Махапрабху, семьи преданных. Огромной семьи преданных, связанных очень крепкими любовными взаимоотношениями.

#00:31:31#

При этом нельзя сказать, что в этой семье все спокойно. Они постоянно ссорились. И великие преданные ссорились. Столько всего было! Вишварупа, сын Джаганнатхи Мишры и старший брат Махапрабху, пришел к Адвайте Ачарье и спросил: «В чем состоит смысл жизни?» Адвайта Ачарья сказал ему: «Этот мир — иллюзия. Прими санньясу и предайся Господу». Вишварупа принял санньясу. Шачимата прибежала к Адвайте Ачарье и сказала: «Как Ты посмел сказать ему, чтобы он ушел из дома? Это Ты смутил ум моего мальчика. Это Ты виноват! Я проклинаю Тебя! Ты Своими речами смутил ум моего ребенка. Ты разочаровал его в материальном мире. Это все Ты! Он верит Тебе, а Ты ему наговорил… Как он пришел к мысли, что нужно принять санньясу? Он даже не спросил у нас, он просто тихо ушел из дома. Ты виноват!»

#00:32:48#

И Адвайта Ачарья сидел, повесив голову. Но потом Махапрабху сказал Своей матери: «Ты оскорбила Адвайту Ачарью! Я не буду общаться с тобой!» И Он полностью закрылся от матери. Шачимата не знала, что делать. А потом, через какое-то время, преданные сказали Шачимате: «Он принял санньясу… Ты пойдешь в Шантипур, там будет Адвайта Ачарья и ты должна получить прощение Адвайты Ачарьи, коснуться Его стоп». Шачимата хотела коснуться стоп Адвайты Ачарьи. Когда Адвайта узнал, что Шачимата хочет коснуться Его стоп, Он убрал Свои стопы как можно дальше. Невозможно было коснуться Его стоп. Он сказал: «Какие стопы? Сама Шачимата, мать Махапрабху, коснется Моих стоп? Что за ерунда!» В конце концов Он даже упал в обморок. Тогда Его ноги вытянулись и Шачимата коснулась Его стоп. И получила прощение Адвайты Ачарьи.

#00:34:28#

Но лила Махапрабху основана на любви, на бесконечной любви бесконечного количества преданных к Шри Чайтанье Махапрабху. Настолько привлекателен Его мир! Настолько привлекателен Его образ жизни! Его отношения с вайшнавами настолько прекрасны!

#00:34:58#

Но в этом мире материи мы не можем до конца понять лилы Махапрабху. Оставаясь в мире материи, мы не можем понять Его. Этот мир слишком несовершенен для божественной любви, в нем нельзя проявить божественную любовь. Любовь существует в нем, но до конца мы не можем ее проявить. Но любовь существует. И добро существует до какой-то степени. Даже эта любовь, даже это добро настолько привлекательны для тех, кто живет здесь. Люди стремятся ради этого отдать все, любые деньги, любые богатства, — чтобы просто обрести любовь в этом мире. Ничего не жалко для того, чтобы обрести любовь. Человек может отдать всю страну женщине. Не жалко ничего для любви. Родители работают всю жизнь, и всё, что заработали, отдают детям. Ничего не жалко во имя любви. Такое это чувство — любовь. Даже обычная любовь такова, а что говорить о божественной любви? Это вообще невозможно себе представить. Сколько трудятся в том мире и сколько отдают в том мире для этой божественной любви, и насколько они счастливы этой любовью — это невозможно себе представить.

#00:36:58#

Слушатель: Авадхут Махарадж в одной лекции говорил: «Для сына своего ничего не жалко. А для чужого — жалко».

#00:37:06#

Данди Махарадж: Да, в материальном мире любовь ограничена. Здесь мы не можем проявить ее полностью. Потому что мы привязаны к материальному телу, мы привязаны к материальному миру. И это всегда сковывает, ограничивает нас. Пока мы привязаны, мы не можем проявить свою любовь полностью. Это нечто вроде огня, скрытого под большим слоем пепла. Вот что такое любовь в мире материи. Она есть, но она там тлеет. Она совсем чуть-чуть проявляется в сердце дживы. Когда это разгорится, тогда будет настоящая любовь. Когда нет привязанностей к этому миру… Часто мы думаем, что отсутствие привязанностей означает какое-то равнодушие ко всему на свете. Это полный бред. Наоборот, чем меньше привязанностей, тем больше любовь проявляется. Привязанности мешают любви. Чем больше любви, тем меньше привязанностей. Отсутствие привязанностей не означает, что мы убиваем в себе любое чувство. Наоборот, наши настоящие чувства проявляются, наша настоящая природа бхакти проявляется в сердце. Чем меньше привязанностей, чем меньше оскорблений, тем больше проявляется в сердце бхакти, преданность. И тем больше любви в нашем сердце, тем больше мы можем отдать, тем более мы счастливы. Чем больше мы отдаем, тем более мы счастливы.

#00:38:38#

Настолько отдать себя Кришне, чтобы больше не думать ни о еде, ни о сне, ни об отдыхе — к этому стремились наши ачарьи. Бхактивинод Тхакур спал по два часа. Прабхупада спал по три часа. Он писал свои книги, проповедовал — столько всего отдавал. При этом он находил в этом огромное счастье, он жил только этим. Ездил проповедовать, строил храмы, давал людям сознание Кришны. И был этим настолько счастлив, что спать не хотелось, есть не хотелось, ничего не хотелось. В конце жизни Прабхупада говорил… Он уже практически не ел ничего, и он говорил: «Очень давно я оставил секс и самозащиту. А теперь я уже оставил еду и сон». Так он говорил на последней стадии своей жизни. «Я не могу спать, я не могу есть. Я все время говорю о Кришне и думаю только о Кришне».

#00:39:43#

Есть впечатляющие кадры последних минут [жизни] Прабхупады… На самом деле все снято до последней минуты. Есть такой фильм, он называется «Последний урок», там Прабхупада отходит [в мир иной]. И последнее, что он говорит, — это: «Во всем движущемся и неподвижном присутствует Господь. Такое сознание называется сознанием Кришны». И с этими словами он ушел.

#00:40:18#

Авадхут Махарадж, правда, говорил, что это вообще жуть — снять уход своего духовного учителя, а потом еще всему миру показать. Он говорил, что это вообще жуть. Это очень целомудренный момент — уход духовного учителя, а они это всё [показали]… С другой стороны, это настолько воодушевляет! Потрясающие кадры! Он ушел с такими словами. Там показано, что он говорит: «Такое сознание называется сознанием Кришны» — и он замолкает и входит в некий экстаз. И все, он больше из этого экстаза не выйдет. Вошел в самадхи. Асампрагьята-самадхи — самадхи, из которого не возвращаются.

«Шри Чайтанья-чаритамрита» ки джай!

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами Прабху ки джай!

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Раса (санскр. — «вкус») — божественный экстаз; вид духовных взаимоотношений Шри Кришны и души, обретшей чистую любовь к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Различают пять основных рас: умиротворенность (шанта-раса), служение (дасья-раса), дружба (сакхья-раса), родительская забота (ватсалья-раса) и супружеская любовь (мадхура-раса).

2  Брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя служения в преданности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

3  Чинта̄ман̣и-пракара-садмасу калпа-вр̣кш̣а-, лакш̣а̄вр̣теш̣у сурабхӣр абхипа̄лайантам / лакш̣мӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇, говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, родоначальнику всех живых существ, кто пасет коров сурабхи, исполняющих все желания, кто окружен миллионами древ желаний и дворцами, выстроенными из духовных драгоценных камней, и кому неустанно, с великим благоговением и любовью служат сотни и тысячи богинь процветания» («Брахма-самхита», 5.29).

4 Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.122.

5  Йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣ / са йат прама̄н̣ам̇ куруте, локас тад анувартате — «Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир» (Бхагавад-гита, 3.21).

6  Последние две строчки стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастернака.

7  Дхармам̇ ту са̄кш̣а̄д бхагават-пран̣ӣтам̇, на ваи видур р̣ш̣айо на̄пи дева̄х̣ / на сиддха-мукхйа̄ асура̄ мануш̣йа̄х̣, куто ну видйа̄дхара-ча̄ран̣а̄дайах̣ — «Истинные законы религии устанавливает сам верховный Господь. Этого не могут сделать ни великие риши с высших планет, ни полубоги, ни правители Сиддхалоки, хотя все они пребывают в гуне благости. Что уж говорить об асурах, обычных людях, видьядхарах и чаранах?» («Шримад-Бхагаватам», 6.3.19).

8  Ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа, джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣, тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣ / теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ш̣а̄, дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является абсолютной истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он абсолютная истина» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

9 Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.123.

10 Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.124–126.

11  Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.127.

12 Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.128.

13  Йуга̄йитам̇ нимеш̣ен̣а, чакш̣уш̣а̄ пра̄вр̣ш̣а̄йитам̇ / ш́ӯнйа̄итам̇ джагат сарвам̇, говинда-вирахен̣а ме — «Говинда, без Тебя мир пуст! Слезы нескончаемыми потоками текут из моих глаз, а мгновение кажется вечностью» («Шри Шикшаштакам», 7).




←  «Как осознать себя душой?» Шрила Б. А. Данди Махарадж. 8 мая 2016 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· «Абсолютное и относительное восприятие». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 12 августа 2016 года. Киев, Украина  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 40.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Великий дар Шри Чайтаньи Махапрабху

(23 июня 2017 года. Киев, Украина)

 

В одном месте Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Иногда нам кажется, что весь мир погружен в чувственные удовольствия, и только некоторые души, такие как Сократ, Будда и другие, уходят из этого мира в мир бессмертия. Так кажется жителям нашего мира. Но на самом деле тот мир безграничен, в нем бесконечное количество бессмертных душ. И только наш мир населяет ничтожное количество мятежников, которые предали Бога и пришли в этот мир материи, чтобы наслаждаться им».

#00:00:39#

Поэтому у Господа Чайтаньи бесчисленное количество преданных. Нет конца проявлениям преданности в том [духовном] мире. Преданность гораздо богаче, гораздо разнообразнее взаимоотношений нашего мира. Существует огромное количество самых разных проявлений преданности в том высшем мире, огромное количество самых разных проявлений расы. Есть основные расы, которые мы знаем[1]. Но расы не исчерпывается этими пятью расами. Они имеют множество разновидностей, подвидов, всевозможных оттенков. Хотя это не описывается подробно, но в том мире огромное количество самых разных занятий, которыми занимаются преданные для удовлетворения Кришны, для служения Махапрабху.

#00:01:47#

Тот бессмертный, безграничный мир гораздо совершеннее нашего. И гораздо интереснее. Тот, кто возвращается в тот мир, теряет всякий интерес к миру материи. И он даже не помнит, что был когда-то в нашем маленьком, ничтожном мире, где все заняты самоутверждением.

#00:02:22#

Мы часто думаем, что этому миру нужна хорошая карма. Поэтому люди не понимают, почему вайшнавы занимаются пением, тогда как нужно заниматься строительством больниц, кормить голодных. Они считают, что нет ничего лучше, чем помочь другим прожить их материальную жизнь как можно лучше, комфортнее.

#00:03:05#

Дар, который принес Махапрабху, дар Святого Имени, дар, который освобождает джив от привязанности к миру материи и пробуждает в них чистую любовь к Кришне, — этот дар Он дал, чтобы принести благо каждому в этом маленьком мире, чтобы взять всех в Свой большой мир, в Свою огромную семью, чтобы развить в каждой дживе чистую любовь к Кришне. И ничего, кроме этого, не поможет дживе в ее странствиях по материальному миру.

#00:03:46#

брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва…[2]

Джива странствует по всему материальному миру. Огромное количество жизней прошло бесполезно для нас. Огромное количество жизней мы прожили, пробуя разные роли. Мы пробовали разные роли, в том числе роли мирских благотворителей. Разные положения мы занимали в этом мире, но ничто из этого не освобождает дживу от рождений и смертей. Ничто материальное не помогает дживе по-настоящему.

#00:04:30#

Мы видим, что за последнее столетие материальная наука развилась до очень высокого уровня, достигла многого. Когда-то в эпоху Просвещения мыслители, идеологи нового научного движения, просвещения считали, что наука поможет человечеству, избавит его от войн, от голода, от болезней и сделает его абсолютно счастливым. Что не будет никаких трудностей, никаких страданий — наука избавит человечество от всего этого. Поэтому они очень верили в путь научного познания и возможности человеческого интеллекта.

#00:05:35#

Сейчас, мы видим, практически никто не верит в науку. Прежняя вера в науку пропала. За четыре столетия наука не избавила ни от голода, ни от болезней, ни от войн. Наоборот, она дала людям способы вести еще более жестокие войны, чем раньше. До какой-то степени, конечно, научное знание помогает. Нет ничего плохого в научном знании. Но оно не спасает человечество от проблем. Оно не может дать человеку ответ на его вопросы — в этом его ограниченность. Оно помогает, но в ограниченных пределах.

#00:06:28#

Наука материальна, а ничто материальное не может по-настоящему помочь человеку. Ему поможет только то, что относится к его подлинной природе. А его подлинная природа — это чистое сознание дживы. В чистом сознании дживы проявлен вечный потенциал служения. Не проявив этот потенциал служения до конца, никто не может быть счастлив. Мы хотим отдать себя, и, когда мы проявляем свой потенциал служения, мы обретаем полное удовлетворение, внутреннее удовлетворение. Потому что служение — это и есть то настоящее, естественное положение, которое мы занимаем, к которому мы стремимся.

#00:07:15#

Помочь дживе реализовать этот потенциал служения — это довольно трудно. Это трудно, потому что вокруг нас — мир материи, который ограничивает нас. Поэтому говорится, что подлинным решением наших проблем является возвращение дживы в тот бесконечный мир. Только в бесконечном мире мы можем решить свои проблемы по-настоящему. Только в бесконечном мире мы можем найти ответы. Но не в конечном мире, не в ограниченном материальном мире.

#00:08:05#

В том мире не может быть какое-то большое, но конечное количество душ. Тот мир бесконечен по своей природе, поэтому там безграничное количество преданных, безграничное количество джив. Не может быть иначе.

#00:08:22#

…лакш̣мӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇…[3]

Миллионы Лакшми служат Кришне во Вриндаване. Миллионы гопи служат Кришне во Вриндаване. Тот мир настолько безграничен, что, когда туда приходят новые души, он все равно остается безграничным. Нет предела возможности того мира принять новые души. Он беспределен по своей возможности принять новичков.

#00:09:06#

Поэтому мир Господа Чайтаньи, в котором Он существует со Своими спутниками, никогда не испытывает трудностей с перенаселением. Его невозможно перенаселить. Число спутников Господа Чайтаньи безгранично, но это не составляет никаких проблем для Него. Поэтому Он с радостью примет новые души. И Он стремится расширить Свой мир, охватить им все большее и большее количество джив, чистых преданных.

#00:09:46#

[Данди Махарадж читает «Шри Чайтанья-чаритамриту»:]

нӣла̄чале эи саба бхакта прабху-сан̇ге
дуи стха̄не прабху-сева̄ каила на̄на̄-ран̇ге

«Я выбрал именно этих преданных главным образом потому, что они были с Господом в Бенгалии и в Ориссе и служили Ему — каждый по-своему»[4].

#00:10:05#

Кришнадас Кавирадж Госвами рассказал о восьмидесяти четырех ветвях древа Господа Чайтаньи. Он говорит: «На самом деле всех спутников [Господа] описать невозможно, но я описал эти восемьдесят четыре ветви, потому что именно они были с Ним в Бенгалии и в Пури». А вообще у Господа Чайтаньи миллиарды преданных, бесконечное количество душ.

#00:10:35#

Почему Господь Чайтанья не пришел в западный мир? Почему Он остался в Индии? В Индии во время игр Господа Чайтаньи было безграничное количество преданных. Он проявил Свое чудо, Свою лилу в Бенгалии. И количество джив, которые Он спас, было безграничным. Господь не ограничен ничем, Он приводит с Собой безграничное количество спутников. И Его лилы также безграничны. Все, что Он делает, бесконечно совершенно. Поэтому Он явил огромное количество лил. И не все из них попали на страницы «Чайтанья-чаритамриты». Еще есть «Чайтанья-Бхагавата», еще есть «Чайтанья-мангала». Он не был обычным историческим лицом, поэтому Он явил огромное количество лил прежде всего в сердцах вайшнавов. И многие вайшнавы, вдохновленные Им, описывают Его лилы. Этим лилам нет числа. Господь одновременно проводит лилы в разных местах. Говорится, что Махапрабху всегда пребывает, как минимум, в четырех местах: там, где Ему готовит Шачимата; там, где танцует Господь Нитьянанда; [Он] всегда пребывает в доме Шриваса Тхакура; и в доме Рагхавы Пандита. Т. е., как минимум, в четырех местах Господь Чайтанья проводит Свои лилы. Но не только в четырех местах.

#00:12:42#

Господь проводит лилы вечно во множестве мест. Тем не менее Он имел Свою определенную миссию, поэтому в этот Свой авирбхав [явление в этом мире] Он не выходил за пределы Индии. Но зато Он вдохновил Своих преданных выйти за пределы Индии. И преданные Махапрабху сделали то, чего не совершил даже Он.

#00:13:29#

Господь всегда хочет прославить Своих преданных, Он наделяет их возможностями. И делится славой со Своими преданными. Например, Кришна мог бы сам победить в битве на Курукшетре, однако Он хотел, чтобы прославился Арджуна. Поэтому Он доверил Арджуне право сражаться. Махапрабху не заполнил всю вселенную любовью к Богу, Он доставил это счастье Харидасу Тхакуру и многим другим. Махапрабху хочет, чтобы движение санкиртаны распространялось по всей вселенной. Он страстно желает этого. И тот, кто участвует в движении санкиртаны, тот приносит Ему огромное счастье. И Махапрабху, и всему Его миру он приносит огромное счастье. И тем самым он сам обретает счастье. Потому что нет другого счастья для нас, кроме того, чтобы видеть счастливыми тех, кого мы любим. Наши духовные наставники счастливы, и мы этим счастливы. А другого счастья не существует в этом мире ограниченного счастья.

#00:15:07#

Есть хорошая карма: можно строить больницы, заботиться о бедных — это не плохо. Но каждый в этом мире рано или поздно потеряет все, что имеет. Накормленный бедняк рано или поздно проголодается. И вылеченный больной рано или поздно снова заболеет. Это, к сожалению, неизбежно. Это не значит, что не нужно помогать. Временное благо — это тоже благо. Оно несовершенно, но это все равно благо. Поэтому это не плохо — помогать бедным. Но это несовершенное средство. Однако несовершенное средство может соединиться с более совершенным.

#00:16:00#

Забота о здоровье людей, об их благополучии — это хорошее дело, хорошая карма. А в мире, где очень много страданий и эгоизма, даже какое-то маленькое доброе дело может помочь людям. Оно может вдохновить их. Вдохновить человека на хорошее можно хорошим отношением к нему. Вдохновить людей на хорошее можно, показывая им хороший пример. Тот, кто покажет пример просто небольшой хорошей жизни, тот уже вдохновит человечество на многие изменения.

#00:16:48#

йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣…[5]

Люди идут за теми, кто обладает определенной самостоятельностью. За теми, кто может показать пример, за ачарьями. Люди ждут тех, кто покажет им хороший пример. Но не только хороший пример — любой пример. Люди всегда идут за тем, кто показывает пример. Всегда есть кто-то, кто идет самостоятельно, кто обладает качествами лидера. И за таким человеком идут другие люди. Если он показывает хороший пример, они делают хорошие вещи. Если он показывает плохой пример, они делают дурные вещи. Поэтому на тех, кто ведет других, лежит огромная ответственность. На тех, кто занимает пост в правительстве. Но не обязательно они [такие люди] занимают пост в правительстве — это могут быть самые разные люди, в разных ситуациях. Школьный учитель, например, — тоже лидер. Тренер, который тренирует спортсменов, — тоже лидер. Много есть лидеров. Если вы кому-то что-то говорите и вас слушают, то вы тоже лидер. На вас всегда лежит ответственность за то, что вы делаете людям — хорошее или плохое. Если вы сделаете что-то хорошее, то вы умножите добро в мире, потому что многие люди последуют этому. Если вы сделаете что-то дурное, то вы увеличите зло в этом мире. Поэтому не так просто жить… «Жизнь прожить — не поле перейти».

#00:18:43#

Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти[6].

Так себя чувствует человек, который занимается поэзией, например. Он тоже лидер. Если вы пишете о хороших вещах, вы умножаете добро в этом мире. Но талантливо выраженный грех приносит много зла этому миру.

#00:19:08#

Мы недавно говорили об этом: талантливо выраженная ненависть приносит огромное количество зла этому миру. Люди увлекаются формой, в которой это подано, они сбиты с толку. Если кто-то выпускает очередной фильм о том, как это весело — принимать наркотики, то полмира начинает принимать наркотики. Поэтому это очень опасно. Иногда говорят, что творец не может не творить, что у него вдохновение, и он должен творить даже зло, что он как бы вне добра и зла. Само по себе такое учение, что творец вне добра и зла, — это злое учение. Оно не вне добра и зла, оно зло. Это злое, вредное учение. Почему он вне добра и зла? С какой стати? Он что — не частица Бога? Он тоже частица Бога.

#00:20:18#

дхармам̇ ту са̄кш̣а̄д бхагават-пран̣ӣтам̇…[7]

На всех, кто существует в этом мире, распространяются законы дхармы. На всех. Знают ли они об этом или нет — это не важно. Но правила дхармы на них все равно распространяются. Поэтому приходит карма, приходит зло, приходят страдания. Но страдания — от кармы.

#00:20:46#

Нельзя быть равнодушным к карме, которая приходит к людям. Люди страдают, люди будут страдать в будущем от последствий своей кармы. Нельзя быть равнодушным к этому, это очень плохо — быть равнодушным. Закон кармы — это не какой-то нейтральный закон, к которому можно относиться спокойно и думать: «Все равно люди пострадают». Так холодно относиться — очень плохо. Только тот, кто воспринимает чужие горе и страдания как свои собственные, может считаться йогом. Об этом говорится в шестой главе Бхагавад-гиты. Йог, который занимается аштанга-йогой, достигает совершенства, когда воспринимает чужие горе и страдания как свои собственные. Если он не научился воспринимать чужие боль и страдания как свои собственные, то он еще не стал совершенным йогом. Настоящий вайшнав всегда воспринимает боль и страдания живых существ этого мира как свои собственные. И он хочет избавить людей от страданий.

#00:21:54#

Но не бывает добра без истины. Прежде, чем творить добро, нужно понять, в чем состоит истина, что это добро принесет. Иначе это будет не добро, это будет ложь. А ложь тоже не приводит к добру никогда. Прежде всего нужно исходить из истины, из истинного положения дел.

#00:22:18#

ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа…

ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа
джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах свара̄т̣…

…дха̄мна̄ свена сада̄ нираста…

…дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи[8]

Кухакам̇ сатйам̇ парам̇ — «Я поклоняюсь высшей истине, которой является Господь Васудева, который служит причиной творения, поддержания и разрушения бесчисленных вселенных. Я поклоняюсь этой высшей истине». Без этой высшей истины не будет добра. Добро не может быть без истины. То, что основано на лжи, не может быть добром. Основанным на частичной лжи добро может быть — это будет как раз частичное, несовершенное добро. Но настоящее благо связано с истиной.

#00:23:12#

Сатьям, шивам, сундарам — истина, благо и красота соединены: сат-чит-ананда. Поэтому действовать для счастья других — значит объяснять им смысл и благо поклонения Святому Имени, очищать их от оскорбительного отношения к Святому Имени и давать им понимание подлинной природы Святого Имени.

#00:23:57#

И [необходима] проповедь, т. е. убеждение других в возвышенной природе наших духовных наставников, в возвышенной природе святой дхамы, бхагават-прасада и всех видов духовной жизни, которые нисходят из высшего мира на благо всех живущих.

#00:23:24#

[Данди Махарадж читает:] Комментарий [к стиху 10.122 Ади-лилы]: Большинство преданных Господа Чайтаньи жили в Бенгалии и Ориссе. Поэтому их и называют гаудиями и ориями.

#00:24:31#

Данди Махарадж: Гаудии — это бенгальцы, а ории — жители Пури.

#00:24:41#

[Данди Махарадж продолжает читать комментарий к стиху 10.122:] Однако в настоящее время по милости Господа Чайтаньи Махапрабху Его учение проповедуется по всему миру, и есть большая вероятность того, что в будущем в числе прославленных преданных Господа Чайтаньи будут люди из Европы, Америки, Канады, Австралии, Южной Америки и Азии. Международное общество сознания Кришны уже построило большой храм в Маяпуре (Навадвипа), который посещают преданные со всего мира, как и было предсказано Господом Чайтаньей и Шри Бхактивинодом Тхакуром.

Данди Махарадж: Такой позитивный комментарий.

[Данди Махарадж читает следующий стих:]

#00:25:20#

кевала нӣла̄чале прабхура йе йе бхакта-ган̣а
сан̇кш̣епе карийе кичху се саба катхана

«Я коротко перечислю некоторых преданных Господа Чайтаньи Махапрабху в Джаганнатха-Пури»[9].

#00:25:34#

нӣла̄чале прабху-сан̇ге йата бхакта-ган̣а
саба̄ра адхйакш̣а прабхура марма дуи-джана

парама̄нанда-пурӣ, а̄ра сварӯпа-да̄модара
гада̄дхара, джагада̄нанда, ш́ан̇кара, вакреш́вара

да̄модара пан̣д̣ита, т̣ха̄кура харида̄са
рагхуна̄тха ваидйа, а̄ра рагхуна̄тха-да̄са

«Среди всех преданных, которые были с Господом в Джаганнатха-Пури, двое — Парамананда Пури и Сварупа Дамодар — были для Господа дороже жизни…»[10]

#00:26:09#

Данди Махарадж: Когда мы были в Навадвипе, мы опять пили воду из колодца Парамананды Пури. Чистый колодец, холодная чистая вода. Этот колодец наполнил водой сам Махапрабху. Однажды Он пришел и увидел, что у Парамананды Пури какой-то грязный колодец. И Махапрабху призвал воды всех священных рек в этот колодец. Спустя какое-то время все это забылось, и там устроили полицейский участок. Но все равно в этом месте остался колодец Парамананды Пури, и вайшнавы знают об этом. Это святое место и полицейские уже привыкли, что преданные приходят в полицейский участок и пьют воду из колодца Парамананды Пури. А полицейские на них смотрят… Для них это уже обычная картина. Постоянно приходят паломники и пьют воду из этого колодца. Он находится в полицейском участке. Полицейский участок стал святым местом. Точнее, полиция построила участок в святом месте. И они не уходят из этого места — что с ними сделаешь?

#00:27:31#

Говорится, что тот, кто выпьет воды из этого колодца, тот мгновенно обретет любовь к Богу. Поэтому все пьют воду, набирают ее в бутылки. Русский стиль — все с бутылками ходят и набирают воду из колодца. В этот раз привезли много воды из этого колодца и напоили всех в Лахте и на Кисельном.

#00:28:02#

[Данди Махарадж читает продолжение перевода процитированных выше трех стихов:] «…в числе других были Гададхар, Джагадананда, Шанкара, Вакрешвар, Дамодар Пандит, Харидас Тхакур, Рагхунатх Вайдья и Рагхунатх Дас».

#00:28:12#

Комментарий: В пятой главе Антья-кханды «Чайтанья-Бхагаваты» говорится, что Рагхунатх Вайдья пришел повидаться с Господом Чайтаньей Махапрабху, когда тот находился в Панихати. Он был великим преданным, украшенным всеми добродетелями. Согласно «Чайтанья-Бхагавате» в прошлом он был Ревати, женой Баларамы. Стоило ему взглянуть на человека, как тот немедленно обретал сознание Кришны.

Данди Махарадж: Вот такие были преданные.

#00:28:34#

[Данди Махарадж завершает чтение комментария:] Он жил на берегу океана в Джаганнатха-Пури и написал книгу под названием «Стхана-нирупана».

#00:28:41#

итйа̄дика пӯрва-сан̇гӣ бад̣а бхакта-ган̣а
нӣла̄чале рахи’ каре прабхура севана

«Все эти преданные окружали Господа с самого начала, и, когда Господь поселился в Джаганнатха-Пури, они остались там, чтобы верно служить Ему»[11].

#00:29:07#

а̄ра йата бхакта-ган̣а гауд̣а-деш́а-ва̄сӣ
пратйабде прабхуре декхе нӣла̄чале а̄си’

«Все преданные, жившие в Бенгалии, каждый год приходили в Джаганнатха-Пури, чтобы увидеться с Господом»[12].

#00:29:25#

Данди Махарадж: Каждый год приходили, чтобы увидеться с Господом, и ими руководил Шивананда Сен. Шивананда Сен был лидером всех этих преданных, которые шли из Бенгалии каждый год, чтобы увидеть Махапрабху. Жажда была у преданных увидеть [Господа Чайтанью]… Они приходили в Пури на четыре месяца [чатурмасьи] и участвовали в Ратха-ятре, мыли храм, были с Господом. А потом наступало время разлуки и на восемь месяцев они разлучались. Потом приходили снова. Такая у них была жизнь. Но преданные не мыслили свою жизнь без Махапрабху, и те восемь месяцев были для них огромной тягостью.

#00:30:07#

…ш́ӯнйа̄итам̇ джагат сарвам̇, говинда-вирахен̣а ме[13]

«Говинда покинул меня, и весь мир кажется мне пустым. Слезы льются из моих глаз, подобно дождю». Восемь месяцев они жили в таком состоянии. А потом они шли, чтобы увидеть Господа.

#00:30:25#

Чайтанья-лила очень мягкая. В ней столько любви, она настолько привлекательна для простых сердец! Здесь нет никаких расправ с неугодными. Здесь нет никаких глобальных войн. Нет никакого «Варкрафта». Здесь любовь, переживания, чувства разлуки — очень мягкая лила. Очень возвышенная, прекрасная. Только Махапрабху способен на такую лилу. Даже кришна-лила не настолько мягкая. Кришна очень жесткий. По-своему жесткий. Красивый, но жесткий. А Махапрабху очень любящий. Настроение семьи как раз передано в лиле Махапрабху, семьи преданных. Огромной семьи преданных, связанных очень крепкими любовными взаимоотношениями.

#00:31:31#

При этом нельзя сказать, что в этой семье все спокойно. Они постоянно ссорились. И великие преданные ссорились. Столько всего было! Вишварупа, сын Джаганнатхи Мишры и старший брат Махапрабху, пришел к Адвайте Ачарье и спросил: «В чем состоит смысл жизни?» Адвайта Ачарья сказал ему: «Этот мир — иллюзия. Прими санньясу и предайся Господу». Вишварупа принял санньясу. Шачимата прибежала к Адвайте Ачарье и сказала: «Как Ты посмел сказать ему, чтобы он ушел из дома? Это Ты смутил ум моего мальчика. Это Ты виноват! Я проклинаю Тебя! Ты Своими речами смутил ум моего ребенка. Ты разочаровал его в материальном мире. Это все Ты! Он верит Тебе, а Ты ему наговорил… Как он пришел к мысли, что нужно принять санньясу? Он даже не спросил у нас, он просто тихо ушел из дома. Ты виноват!»

#00:32:48#

И Адвайта Ачарья сидел, повесив голову. Но потом Махапрабху сказал Своей матери: «Ты оскорбила Адвайту Ачарью! Я не буду общаться с тобой!» И Он полностью закрылся от матери. Шачимата не знала, что делать. А потом, через какое-то время, преданные сказали Шачимате: «Он принял санньясу… Ты пойдешь в Шантипур, там будет Адвайта Ачарья и ты должна получить прощение Адвайты Ачарьи, коснуться Его стоп». Шачимата хотела коснуться стоп Адвайты Ачарьи. Когда Адвайта узнал, что Шачимата хочет коснуться Его стоп, Он убрал Свои стопы как можно дальше. Невозможно было коснуться Его стоп. Он сказал: «Какие стопы? Сама Шачимата, мать Махапрабху, коснется Моих стоп? Что за ерунда!» В конце концов Он даже упал в обморок. Тогда Его ноги вытянулись и Шачимата коснулась Его стоп. И получила прощение Адвайты Ачарьи.

#00:34:28#

Но лила Махапрабху основана на любви, на бесконечной любви бесконечного количества преданных к Шри Чайтанье Махапрабху. Настолько привлекателен Его мир! Настолько привлекателен Его образ жизни! Его отношения с вайшнавами настолько прекрасны!

#00:34:58#

Но в этом мире материи мы не можем до конца понять лилы Махапрабху. Оставаясь в мире материи, мы не можем понять Его. Этот мир слишком несовершенен для божественной любви, в нем нельзя проявить божественную любовь. Любовь существует в нем, но до конца мы не можем ее проявить. Но любовь существует. И добро существует до какой-то степени. Даже эта любовь, даже это добро настолько привлекательны для тех, кто живет здесь. Люди стремятся ради этого отдать все, любые деньги, любые богатства, — чтобы просто обрести любовь в этом мире. Ничего не жалко для того, чтобы обрести любовь. Человек может отдать всю страну женщине. Не жалко ничего для любви. Родители работают всю жизнь, и всё, что заработали, отдают детям. Ничего не жалко во имя любви. Такое это чувство — любовь. Даже обычная любовь такова, а что говорить о божественной любви? Это вообще невозможно себе представить. Сколько трудятся в том мире и сколько отдают в том мире для этой божественной любви, и насколько они счастливы этой любовью — это невозможно себе представить.

#00:36:58#

Слушатель: Авадхут Махарадж в одной лекции говорил: «Для сына своего ничего не жалко. А для чужого — жалко».

#00:37:06#

Данди Махарадж: Да, в материальном мире любовь ограничена. Здесь мы не можем проявить ее полностью. Потому что мы привязаны к материальному телу, мы привязаны к материальному миру. И это всегда сковывает, ограничивает нас. Пока мы привязаны, мы не можем проявить свою любовь полностью. Это нечто вроде огня, скрытого под большим слоем пепла. Вот что такое любовь в мире материи. Она есть, но она там тлеет. Она совсем чуть-чуть проявляется в сердце дживы. Когда это разгорится, тогда будет настоящая любовь. Когда нет привязанностей к этому миру… Часто мы думаем, что отсутствие привязанностей означает какое-то равнодушие ко всему на свете. Это полный бред. Наоборот, чем меньше привязанностей, тем больше любовь проявляется. Привязанности мешают любви. Чем больше любви, тем меньше привязанностей. Отсутствие привязанностей не означает, что мы убиваем в себе любое чувство. Наоборот, наши настоящие чувства проявляются, наша настоящая природа бхакти проявляется в сердце. Чем меньше привязанностей, чем меньше оскорблений, тем больше проявляется в сердце бхакти, преданность. И тем больше любви в нашем сердце, тем больше мы можем отдать, тем более мы счастливы. Чем больше мы отдаем, тем более мы счастливы.

#00:38:38#

Настолько отдать себя Кришне, чтобы больше не думать ни о еде, ни о сне, ни об отдыхе — к этому стремились наши ачарьи. Бхактивинод Тхакур спал по два часа. Прабхупада спал по три часа. Он писал свои книги, проповедовал — столько всего отдавал. При этом он находил в этом огромное счастье, он жил только этим. Ездил проповедовать, строил храмы, давал людям сознание Кришны. И был этим настолько счастлив, что спать не хотелось, есть не хотелось, ничего не хотелось. В конце жизни Прабхупада говорил… Он уже практически не ел ничего, и он говорил: «Очень давно я оставил секс и самозащиту. А теперь я уже оставил еду и сон». Так он говорил на последней стадии своей жизни. «Я не могу спать, я не могу есть. Я все время говорю о Кришне и думаю только о Кришне».

#00:39:43#

Есть впечатляющие кадры последних минут [жизни] Прабхупады… На самом деле все снято до последней минуты. Есть такой фильм, он называется «Последний урок», там Прабхупада отходит [в мир иной]. И последнее, что он говорит, — это: «Во всем движущемся и неподвижном присутствует Господь. Такое сознание называется сознанием Кришны». И с этими словами он ушел.

#00:40:18#

Авадхут Махарадж, правда, говорил, что это вообще жуть — снять уход своего духовного учителя, а потом еще всему миру показать. Он говорил, что это вообще жуть. Это очень целомудренный момент — уход духовного учителя, а они это всё [показали]… С другой стороны, это настолько воодушевляет! Потрясающие кадры! Он ушел с такими словами. Там показано, что он говорит: «Такое сознание называется сознанием Кришны» — и он замолкает и входит в некий экстаз. И все, он больше из этого экстаза не выйдет. Вошел в самадхи. Асампрагьята-самадхи — самадхи, из которого не возвращаются.

«Шри Чайтанья-чаритамрита» ки джай!

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами Прабху ки джай!

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Раса (санскр. — «вкус») — божественный экстаз; вид духовных взаимоотношений Шри Кришны и души, обретшей чистую любовь к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Различают пять основных рас: умиротворенность (шанта-раса), служение (дасья-раса), дружба (сакхья-раса), родительская забота (ватсалья-раса) и супружеская любовь (мадхура-раса).

[2] Брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя служения в преданности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

[3] Чинта̄ман̣и-пракара-садмасу калпа-вр̣кш̣а-, лакш̣а̄вр̣теш̣у сурабхӣр абхипа̄лайантам / лакш̣мӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇, говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, родоначальнику всех живых существ, кто пасет коров сурабхи, исполняющих все желания, кто окружен миллионами древ желаний и дворцами, выстроенными из духовных драгоценных камней, и кому неустанно, с великим благоговением и любовью служат сотни и тысячи богинь процветания» («Брахма-самхита», 5.29).

[4] Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.122.

[5] Йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас, тат тад эветаро джанах̣ / са йат прама̄н̣ам̇ куруте, локас тад анувартате — «Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир» (Бхагавад-гита, 3.21).

[6] Последние две строчки стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастернака.

[7] Дхармам̇ ту са̄кш̣а̄д бхагават-пран̣ӣтам̇, на ваи видур р̣ш̣айо на̄пи дева̄х̣ / на сиддха-мукхйа̄ асура̄ мануш̣йа̄х̣, куто ну видйа̄дхара-ча̄ран̣а̄дайах̣ — «Истинные законы религии устанавливает сам верховный Господь. Этого не могут сделать ни великие риши с высших планет, ни полубоги, ни правители Сиддхалоки, хотя все они пребывают в гуне благости. Что уж говорить об асурах, обычных людях, видьядхарах и чаранах?» («Шримад-Бхагаватам», 6.3.19).

[8] Ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа, джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣, тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣ / теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ш̣а̄, дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является абсолютной истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он абсолютная истина» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

[9] Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.123.

[10] Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.124–126.

[11] Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.127.

[12] Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 10.128.

[13] Йуга̄йитам̇ нимеш̣ен̣а, чакш̣уш̣а̄ пра̄вр̣ш̣а̄йитам̇ / ш́ӯнйа̄итам̇ джагат сарвам̇, говинда-вирахен̣а ме — «Говинда, без Тебя мир пуст! Слезы нескончаемыми потоками текут из моих глаз, а мгновение кажется вечностью» («Шри Шикшаштакам», 7).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования