«О первом стихе „Бхагаватам“ и поэзии Рупы Госвами». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 июня 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 5.00M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

О первом стихе «Бхагаватам» и поэзии Рупы Госвами

(5 июня 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Вопрос: Таким образом, подлинная связь Бхактивинода Тхакура [осуществляется] через шикшу?

#00:00:09#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, он принимал ее от Джаганнатха Даса Бабаджи. Он принимал шикшу от Джаганнатха Даса Бабаджи.

#00:00:25#

Реплика: Он [Шрила Бхактивинод Тхакур] упоминает в «Бхагавата-арка-маричи-мале», что Сварупа Дамодар пришел к нему во сне и попросил написать эту книгу.

#00:00:41#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, он дал новое толкование шлок «Бхагаватам». Во сне он получил объяснения от Сварупы Дамодара первых шлок «Бхагаватам» — объяснения, которые не были даны предыдущими ачарьями.

#00:01:04#

…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄
винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄…
1

#00:01:27#

Бхактивинод Тхакур дал новые объяснения в этой линии [рупануга-сампрадаи].

#00:01:47#

Граница, демаркационная линия, джива, душа, татастха-джива — такое объяснение дает он здесь. Новое объяснение дано этой шлоке. Многие ученые, включая даже представителей школы Шанкары, давали объяснения. Мадхусудана Сарасвати, великий представитель школы адвайты, также объяснял эти три вступительные шлоки «Бхагаватам».

#00:02:33#

…джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д
итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе
мухйанти йат сӯ…

Мистические шлоки. Поэзия сугубо мистическая.

#00:02:48#

Когда я был ребенком, я слышал эти шлоки от моего двоюродного брата, он был хорошим ученым. Я помню. Они казались мне исключительно мистическими, таинственными в моем детстве. Особенно вот эта часть:

#00:03:09#

…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄
винимайо…

Теджо-ва̄ри… Демаркационная линия, где сливаются вода и земля.

…йатха̄
винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄…

Три-сарго Три-сарго ’мр̣ша̄

…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄
винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄…

#00:03:33#

Саттва-раджас-тамас, три-сарго — три гуны, три концепции реальности. Три-сарго ’мр̣ша̄… Эти три рассматриваются по-разному. Я думал: «О, столь мистическое вступление!» Целое явление описано в одной шлоке.

#00:04:04#

Махапрабху обратился к Санатане Госвами. Санатана сказал: «Ты объяснил атмарама-шлоку, дал ей шестьдесят четыре объяснения. Ты Сам Кришна, Ты можешь дать объяснения — такие, какие Тебе хочется». На что Махапрабху ответил: «Почему ты прославляешь Меня, Санатана? Разве ты не знаешь, что каждая буква в „Бхагаватам“ есть Сам Кришна? „Бхагаватам“ безграничен. „Бхагаватам“ безграничен. Он имеет безграничное множество смыслов, значений. Почему ты прославляешь Меня, Санатана? Первая шлока „Бхагаватам“ содержит в себе всю полноту истины». Махапрабху сказал: «Каждая буква безгранична, поскольку никакая совокупность ограниченных явлений не способна породить безграничное».

#00:05:16#

Первая шлока «Бхагаватам» — фундамент всего «Бхагаватам». В детстве я услышал впервые эту шлоку. Я слышал многие шлоки, но некоторые из них производили на меня особое впечатление, они казались мне очень и очень глубокими, таинственными. Особенно вот эта часть:

#00:05:49#

…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄
винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄…

Другие были в большей или меньшей степени ясны.

#00:05:59#

Джанма

…джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д
итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе
мухйанти йат сӯрайах̣…

Это в большей или меньшей степени ясно, но эта строка (…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо…) казалась мне столь мистической.

#00:06:24#

…дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-
кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи

Она казалась мистической, а некоторые шлоки в «Бхагаватам» казались мне очень воодушевляющими, вдохновляющими.

#00:06:41#

[шлока]

#00:07:02#

Некоторые шлоки, подобные этой. Мне казалось, что они содержат в себе всю полноту истины. Они содержат основную мысль — подобно тому, как шлоки Рупы Госвами содержат в себе все. То, что дал Рупа Госвами: [санскрит] — что бы ты ни делал, для того чтобы это нечто было подлинной преданностью, необходимо севан-мукхата, настроение служения, дух служения. Тогда это явление будет признано в качестве преданности. В противном случае, все это будет [лишь] мирскими фокусами.

#00:08:00#

Севан-мукхата, дух служения. В этом случае это подлинная преданность, бхакти. Призыв [Святого] Имени или совершение арчаны — сами по себе формы не являются реальностью, но реальностью является дух, внутреннее настроение. Таков критерий. Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣2. Это фундаментальная концепция. Фундаментальная концепция, суть, основа понимания дана в произведениях Рупы [Госвами]. Глубина его концепции очень велика.

#00:09:00#

Махапрабху сказал: «Он тот, кто способен должным образом взаимодействовать с кришна-лилой. Я рад этому, и Мое вдохновение таково: Я одариваю его Своими благословениями. И ты, Сварупа Дамодар, так же сделай это. Каким бы капиталом ты ни обладал, вложи его в Рупу Госвами, чтобы он мог помочь людям обрести сукрити в будущем. Он, Рупа Госвами, способен в полной мере и крайне осторожно обращаться с этими реалиями».

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 Часть шлоки (1.1.1) «Шримад-Бхагаватам». Стих полностью: ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа / джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣ / тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣ / теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄ / дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи.

2 «Любовные взаимоотношения подобны движениям змеи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 14.163).




←  «Духовный подвиг». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 5 августа 2014 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Чувственный опыт. Самскара». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 18 июля 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 5.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

О первом стихе «Бхагаватам» и поэзии Рупы Госвами

(5 июня 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Вопрос: Таким образом, подлинная связь Бхактивинода Тхакура [осуществляется] через шикшу?

#00:00:09#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, он принимал ее от Джаганнатха Даса Бабаджи. Он принимал шикшу от Джаганнатха Даса Бабаджи.

#00:00:25#

Реплика: Он [Шрила Бхактивинод Тхакур] упоминает в «Бхагавата-арка-маричи-мале», что Сварупа Дамодар пришел к нему во сне и попросил написать эту книгу.

#00:00:41#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, он дал новое толкование шлок «Бхагаватам». Во сне он получил объяснения от Сварупы Дамодара первых шлок «Бхагаватам» — объяснения, которые не были даны предыдущими ачарьями.

#00:01:04#

…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄
винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄…
1

#00:01:27#

Бхактивинод Тхакур дал новые объяснения в этой линии [рупануга-сампрадаи].

#00:01:47#

Граница, демаркационная линия, джива, душа, татастха-джива — такое объяснение дает он здесь. Новое объяснение дано этой шлоке. Многие ученые, включая даже представителей школы Шанкары, давали объяснения. Мадхусудана Сарасвати, великий представитель школы адвайты, также объяснял эти три вступительные шлоки «Бхагаватам».

#00:02:33#

…джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д
итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе
мухйанти йат сӯ…

Мистические шлоки. Поэзия сугубо мистическая.

#00:02:48#

Когда я был ребенком, я слышал эти шлоки от моего двоюродного брата, он был хорошим ученым. Я помню. Они казались мне исключительно мистическими, таинственными в моем детстве. Особенно вот эта часть:

#00:03:09#

…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄
винимайо…

Теджо-ва̄ри… Демаркационная линия, где сливаются вода и земля.

…йатха̄
винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄…

Три-сарго Три-сарго ’мр̣ша̄

…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄
винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄…

#00:03:33#

Саттва-раджас-тамас, три-сарго — три гуны, три концепции реальности. Три-сарго ’мр̣ша̄… Эти три рассматриваются по-разному. Я думал: «О, столь мистическое вступление!» Целое явление описано в одной шлоке.

#00:04:04#

Махапрабху обратился к Санатане Госвами. Санатана сказал: «Ты объяснил атмарама-шлоку, дал ей шестьдесят четыре объяснения. Ты Сам Кришна, Ты можешь дать объяснения — такие, какие Тебе хочется». На что Махапрабху ответил: «Почему ты прославляешь Меня, Санатана? Разве ты не знаешь, что каждая буква в „Бхагаватам“ есть Сам Кришна? „Бхагаватам“ безграничен. „Бхагаватам“ безграничен. Он имеет безграничное множество смыслов, значений. Почему ты прославляешь Меня, Санатана? Первая шлока „Бхагаватам“ содержит в себе всю полноту истины». Махапрабху сказал: «Каждая буква безгранична, поскольку никакая совокупность ограниченных явлений не способна породить безграничное».

#00:05:16#

Первая шлока «Бхагаватам» — фундамент всего «Бхагаватам». В детстве я услышал впервые эту шлоку. Я слышал многие шлоки, но некоторые из них производили на меня особое впечатление, они казались мне очень и очень глубокими, таинственными. Особенно вот эта часть:

#00:05:49#

…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄
винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄…

Другие были в большей или меньшей степени ясны.

#00:05:59#

Джанма

…джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д
итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе
мухйанти йат сӯрайах̣…

Это в большей или меньшей степени ясно, но эта строка (…теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо…) казалась мне столь мистической.

#00:06:24#

…дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-
кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи

Она казалась мистической, а некоторые шлоки в «Бхагаватам» казались мне очень воодушевляющими, вдохновляющими.

#00:06:41#

[шлока]

#00:07:02#

Некоторые шлоки, подобные этой. Мне казалось, что они содержат в себе всю полноту истины. Они содержат основную мысль — подобно тому, как шлоки Рупы Госвами содержат в себе все. То, что дал Рупа Госвами: [санскрит] — что бы ты ни делал, для того чтобы это нечто было подлинной преданностью, необходимо севан-мукхата, настроение служения, дух служения. Тогда это явление будет признано в качестве преданности. В противном случае, все это будет [лишь] мирскими фокусами.

#00:08:00#

Севан-мукхата, дух служения. В этом случае это подлинная преданность, бхакти. Призыв [Святого] Имени или совершение арчаны — сами по себе формы не являются реальностью, но реальностью является дух, внутреннее настроение. Таков критерий. Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣2. Это фундаментальная концепция. Фундаментальная концепция, суть, основа понимания дана в произведениях Рупы [Госвами]. Глубина его концепции очень велика.

#00:09:00#

Махапрабху сказал: «Он тот, кто способен должным образом взаимодействовать с кришна-лилой. Я рад этому, и Мое вдохновение таково: Я одариваю его Своими благословениями. И ты, Сварупа Дамодар, так же сделай это. Каким бы капиталом ты ни обладал, вложи его в Рупу Госвами, чтобы он мог помочь людям обрести сукрити в будущем. Он, Рупа Госвами, способен в полной мере и крайне осторожно обращаться с этими реалиями».

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 Часть шлоки (1.1.1) «Шримад-Бхагаватам». Стих полностью: ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа / джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣ / тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣ / теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄ / дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи.

2 «Любовные взаимоотношения подобны движениям змеи» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 14.163).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования