«Раса — эталон отношений с Богом» (часть 1). Лекция Шрилы Б. С. Госвами Махараджа в Москве на выставке «Загадочная Индия» 5 ноября 2011 года

В начале программы Шрила Госвами Махарадж исполняет священные мантры.

 

Эта выставка названа «Загадочная Индия». Когда мы говорим «Индия», то многие вещи всплывают в уме сами собой. В особенности мы вспоминаем все загадочное, полное мистики. Но Индия также называется страной богов, богинь, страной Гуру… Мы что-то слышали о карме и реинкарнации, о священных мантрах, о слоге Ом. По сути, всякая теистическая культура происходит, в конечном счете, из Индии. И западные мыслители заметили это. Ромен Ролан, лауреат Нобелевской премии, говорит о том, что на Западе существует определенная категория людей, которых он называет неудовлетворенными детьми западного духа, западного подхода. И он говорит, что эти люди обращают свои взоры на Восток в поисках новых взглядов.

Говорят, что задача художника — это дать человеку новое  вúдение, научить смотреть на мир по-новому. На Западе мы ищем новые взгляды через науку и через искусство. Это позволяет нам иначе взглянуть на жизнь, на смысл жизни. Но те мантры, которые я пел вначале, указывают на восточный подход, на восточные методы новых взглядов. Например, сказано, что когда мы обращаемся к Гуру, приходим к Гуру и получаем от него священную мантру, то с этой мантрой нам даруется новое вúдение. Для этого необходимо очистить свои чувства, свой ум, свой разум от приобретенных предрассудков, чтобы научиться смотреть на все с безграничной точки зрения.

Однажды наш Гуру давал лекцию в одном месте, и некто из аудитории бросил ему вызов со следующими словами: «Если ограниченное может познать Безграничное, тогда это не Безграничное», на что он ответил: «Напротив, если Безграничное не может раскрыть Себя ограниченному, тогда это не Безграничное». Именно в этом перспектива теистической культуры — в том, что допускается возможность: «Безграничное может раскрыться ограниченному». Иногда это называют истиной откровения или же мудростью писаний.

На этой выставке вы можете увидеть некоторые книги духовного содержания, такие как Бхагавад-гита или «Махабхарата». На протяжении многих лет многие западные мыслители выражали свое одобрение этим книгам и ценили их. Ведь именно в Бхагавад-гите объясняется атма-гъяна — наука о душе. Во многих стихах Бхагавад-гиты описывается путешествие души по различным жизням. Это эволюция, и наш духовный учитель использовал выражение «субъективная эволюция». Но прежде всего нам необходимо получить представление о том, каков Первоисточник всего. Первоисточник всего — бесформен ли Он, лишен ли Он всяких чувств, разума, переживаний? Бесформен, лишен чувств, лишен силы? Или же, напротив, все черты этого мира можно проследить в Первоисточнике?

Однажды я летел из Пекина в Нью-Йорк и на соседнем со мною кресле сидел один из ведущих компьютерных ученых видного американского университета. Я подумал: «Это очень удачная возможность, чтобы открыто задать ему некоторые вопросы». Я задал ему следующий вопрос: «Можете ли вы утверждать с полной убежденностью, что Первоисточник всякого аромата лишен обоняния?» Ведь мы чувствуем столько ароматов... На этом слайде вы видите один из цветов Индии. Этот цветок очень красив, мягок на ощупь и благоухает прекрасным ароматом. Итак, я спросил его: «Можете ли вы утверждать со всей убежденностью, что Первоисточник всех великолепных ароматов, которые мы ощущаем, Сам не способен чувствовать аромат? Что Первоисточник всей красоты лишен красоты?» Какое бы из чувств мы ни рассмотрели, мы поймем, что в Первоисточнике должно присутствовать это чувство. Как в этом мире: мы видим, что есть мужчины, есть женщины, есть предметы среднего рода. Но с чего бы нам полагать, что Первоисточник всего этого разнообразия полов должен быть среднего рода или вовсе бесполым? Почему бы не понять, что в Первоисточнике должно быть высшее проявление мужского начала и высшее проявление женского? Высший Мужчина, Высшая Женщина.

Один христианский богослов сказал однажды, что ныне христианство на пороге «коперниковой революции». До Коперника господствовала система геоцентрических взглядов на мир (то есть считалось, что Земля находится в центре Вселенной, а Солнце и все небесные тела вращаются вокруг Земли), но затем явился Коперник и предложил гелиоцентрический взгляд на мир, согласно которому Солнце находится в центре, а Земля, наряду с множеством других планет, обращается вокруг Солнца.

Итак, тот христианский богослов сказал: «Ныне христианство на пороге подобной “коперниковой революции”. То есть раньше мы были убеждены, что наша идея — это центральная концепция, а все остальные взгляды лишь обращаются вокруг нас. Но ныне мы вот-вот поймем, что эта идея — лишь одна из множества теистических концепций, которые обращаются вокруг Абсолютной Истины».

Это подобно тому как в мире денег есть много валют и каждая используется в своей стране — до такой степени, что название этой валюты в этой стране означает «деньги». И мы признаем — все валюты по-своему ценны. Но их курс обмена не один к одному. Когда я готовлюсь путешествовать, то мне нужно подготовиться к обмену валюты. И тогда мы узнаём, что вот столько-то рублей равны одному доллару, столько-то рублей равны одному евро. Итак, в денежном мире есть много разных валют. Но их ценность не один к одному. Их относительная ценность измеряется по абсолютному эталону.

Подобно этому, когда мы говорим о множестве теистических, богоцентрических концепций, идей, мы также признаем — есть много идей. И в своих странах они становятся почти что синонимами представлений о поисках Бога вообще. Но с чего нам полагать, что все эти идеи абсолютно одинаковы — один к одному? Должен существовать абсолютный эталон, с которым можно сравнить, соизмерить их относительную ценность. На древнем языке Индии, санскрите, этот эталон называют раса. Раса означает «любовная близость». То есть до той степени, до которой близость любовных взаимоотношений с Богом допускается и развивается в этой системе, до той степени мы признаем ее более высокое положение.

Иногда, когда люди думают об Индии, то говорят: «В Индии столько богов, богинь... Как не запутаться в этом?» Можно разобраться в этом, используя этот эталон — расу — уровень любовной близости. По этому эталону можно измерить ценность всех идей.

Веды также говорят, что человеческое рождение, человеческая жизнь предназначены для духовных поисков. Душа постепенно развивается через низшие формы жизни, достигая все более высоких и высоких форм жизни, пока не рождается человеком. И человеческое рождение предназначено для того, чтобы человек задался духовными вопросами, особенно о расе, любовной близости.

Скажите, а кто из вас уже осмотрел выставку? И что вам показалось наиболее очаровательным, что вам запомнилось? Или, может быть, что-то вас смутило, запутало? Что угодно. Или вы поняли все, что видели? Назовите хоть что-то одно, что вам понравилось.

Реплика из зала: Цвета!

Шрила Госвами Махарадж: В этом-то и суть, это праздник цветов, красок, форм, музыки, танца. Стремление к этим вещам заложено в природе человека, более того — в природе души. Некоторые разделы ведических писаний утверждают, что духовный мир — это место, где «каждое движение — это танец, а каждое слово — песня».

Таков краткий обзор того, о чем я хотел бы рассказать. Сейчас, если у вас есть вопросы, я хотел бы на них ответить. Вопросы могут касаться того, о чем я сейчас рассказывал, или того, о чем не рассказывал.

Транскрипция: Альварнатх Дас
Редактор: Традиш дас

(продолжение следует)

 

← Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж на Кисельном. 30 мая 2012 года ·• Архив новостей •· «Превосходство бхакти». Лекция Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. Оренбург. 1 июня 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования