«Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж и его наследие

Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж и его наследие

 

Выдающийся богослов ХХ столетия, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж (1895–1988) — один из немногочисленных знатоков сокровенных истин ведической духовности. Он родился в Бенгалии, в жреческой семье, где говорили на санскрите, и с детства познал изнутри культуру индийских брахманов. В юности он изучал европейскую философию, что впоследствии позволило ему излагать заключения древних писаний понятным для современного человека языком. Шрила Шридхар Махарадж стал своеобразным «мостом» между индийскими и западными последователями вайшнавской традиции. Многие его изречения стали афоризмами: «О человеке следует судить по его идеалу, по его стремлению к Высшему. Если идеал велик — человек велик. Но что должно быть высочайшим идеалом? Любовь. Любовь превыше всего. Это самое редкое и самое ценное явление. Божественная Любовь и Красота — высшее, что известно миру, и тот, кто способен понять это, действительно обладает истинным разумом», «сделка с миром смерти никогда не удовлетворит нас — она вызовет лишь потерю наших сил», «красота выше силы, милость выше справедливости».

Шрила Шридхар Махарадж родился в 1895 году в Хапании (округ Бурдван, Бенгалия), в древнем брахманском роду. Его предки занимались преимущественно совершением религиозных жертвоприношений и поклонением Богу, а также обучали этому других, поэтому носили титул «Бхаттачарья». Кроме того, в этой династии было принято владение землей и занятие земледелием. Однако на первом месте всегда была санскритская ученость.

При рождении Шрила Шридхар Махарадж получил имя Рамендра Чандра Дева Шарма Бхаттачарья. Окончив начальную школу в 1905 году, он продолжил свое образование в средней школе в Оркасе, которая находилась примерно в двух милях от Хапании, и окончил ее в 1910 году. В 1911 году Рамендра поступил в Бахрампурский колледж (округ Муршидабад) и в 1915 успешно сдал выпускные экзамены, получив степень бакалавра искусств. После этого он занялся изучением права, но так и не завершил курс, в 1921 году присоединившись к движению Махатмы Ганди, в котором оставался около двух лет.

С юных лет Рамендра глубоко привлекся божественной жизнью и наставлениями Шри Чайтаньи Махапрабху. Его внутренние духовные склонности были направлены к санкиртане, совместному воспеванию Святого Имени Кришны, которое проповедовал Шри Чайтанья.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (1874–1937), выдающийся проповедник учения Шри Чайтаньи, был основателем-президентом Шри Чайтанья Матха с шестьюдесятью четырьмя отделениями по всей Индии, известными как Гаудия-матхи. В 1926 году Рамендра Чандра стал учеником Шрилы Сарасвати Тхакура, получив имя Рамендра Сундар. При посвящении духовный учитель объяснил ему: «С нашей точки зрения, имя Рама не означает Дашаратхи Раму или Господа Рамачандру, сына царя Дашаратхи. Оно означает Радха-рамана Раму, — Кришну, Который любит Радхарани».

Полностью посвятив себя служению Миссии: путешествуя по Индии, проповедуя на бенгали, хинди, санскрите и английском, Рамендра Сундар становится известным проповедником гаудия-вайшнавизма. Он одинаково успешно распространяет послание Господа Чайтаньи в собраниях брахманов и в университетах. В разные годы Рамендра Сундар был президентом храмов Гаудия Матха на Курукшетре, в Мадрасе и в Бомбее. По указанию своего Гуру он отыскал и явил миру место, где происходила Рамананда-самвада — легендарная беседа между Шри Чайтаньей и Раманандой Раем, в которой шаг за шагом раскрываются все более сокровенные истины о духовной Реальности. Перед тем, как отправить Шридхара Махараджа на поиски этого святого места, Сарасвати Тхакур изменил его имя на Рамананда Дас.

В 1930 году Рамананда принимает санньясу (ведическое монашество). Шрила Сарасвати Тхакур даровал ему имя в отречении Бхакти Ракшак Шридхар. Бхакти Ракшак дословно означает «хранитель преданности». Имя же Шридхар в своем наиболее сокровенном значении значит «тот, кто распространяет поток (дхару) Шримати Радхарани (Шри), высшей Энергии Кришны, олицетворения самозабвенной любви к Всевышнему».

За духовную проницательность Шрилы Шридхара Махараджа Шрила Сарасвати Тхакур дал указание добавить к его имени титул «шастра-нипуна», что значит «тот, кто обладает глубоким знанием писаний, духовный гений». В другой раз учитель назвал его «ниведитатмой» или «душой, всецело предавшейся Господу».

Еще при жизни Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Шридхар Махарадж сочинил поэму, описывающую положение святого Шрилы Бхактивинода Тхакура и линии наставнической преемственности, идущей от Шри Чайтаньи Махапрабху. Сарасвати Тхакур был настолько удовлетворен стилем поэмы и ее духовной глубиной, что провозгласил: «Я рад, что тогда, когда я уйду, останется по крайней мере один человек, способный представлять мое учение должным образом».

Перед своим уходом из этого мира Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шридхара Махараджа спеть гимн «Шри Рупа-манджари-пада», посвященный самым возвышенным и сокровенным духовным темам. Таким образом он указал на Шридхара Махараджа как на своего концептуального преемника, которому надлежит стать хранителем идеалов и учения Шри Рупануга-сампрадаи — духовной традиции Шри Чайтаньи.

После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура его Миссия, Гаудия Матх, распалась на множество Матхов. Какое-то время Шрила Шридхар Махарадж жил уединенно, но затем, в 1941 году, основал собственную Миссию — Шри Чайтанья Сарасват Матх с центром в Шри Навадвип Дхаме.

Неизменно почитаемый всеми своими духовными братьями и другими вайшнавами, Шрила Шридхар Махарадж был истинным Бхакти Ракшаком — хранителем идеалов чистой преданности. Множество искренних душ стекалось в его обитель, расположенную в священном месте Навадвип. Его чудесные качества: скромность, сострадание, смирение, готовность всегда прийти на помощь и способность все приводить в гармонию, в сочетании с бескомпромиссной верностью идеалам и учению Шри Чайтаньи, привлекали к нему сердца людей. Его блестящие труды на санскрите и бенгали, а также беседы на английском языке стали несравненными сокровищами духовности Гаудиев (последователей Шри Чайтаньи).

В конце 70-х–начале 80-х годов XX века к Шриле Шридхару Махараджу стали приезжать западные ученики, и постепенно основанная им Миссия — Шри Чайтанья Сарасват Матх — распространилась еще больше. В 1985 году, незадолго до своего ухода из этого мира, Шрила Шридхар Махарадж официально назначил преемником и ачарьей Шри Чайтанья Сарасват Матха своего ближайшего ученика и слугу — Шрилу Бхакти Сундара Говинду Дев-Госвами Махараджа. Учеником Шрилы Говинды Махараджа является главный редактор и переводчик предлагаемого читателю издания — Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж, глава российской Миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх1.

(продолжение следует)

 


1 Книги Шрилы Б. Р. Шридхара Махараджа. Аудиоархив по темам Шрилы Б. Р. Шридхара Махараджа на русском языке «Жемчужины духовной мудрости». Некоторые из текстов этого архива в отредактированном виде представлены в цикле «Жемчужины духовной мудрости» на этом сайте.

← «Служение Гуру». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 16 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Ананда Вардхан Прабху Брахмачари в Оренбурге. Январь 2015 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования