«Комментарии к песне „Гуру-парампара“. Выдающиеся учителя рупануга-сампрадаи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 6 ноября 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 18 МБ )

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Комментарии к песне «Гуру-парампара».
Выдающиеся учителя рупануга-сампрадаи

(6 ноября 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

В нашей «Гуру-парампаре» мы находим:

маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа,
                     рӯпа̄нуга джонера джӣвана
виш́вамбхара прийан̇кара, ш́рӣ сварӯпа-да̄модара,
                    ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана
[1]

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хон,
               та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са
кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама…
[2]

Он (?) очень любил «Чайтанья-чаритамриту».

кр̣ш̣н̣ада̄са кавира̄джа расика бхаката-маджха
           дженхо кайа чаитанйа-чарита…
           …ш́уните галайе ш́ила̄…
[3]

#00:00:45#

Поток чистой преданности движется зигзагообразно. Здесь, в «Гуру-парампаре» Гуру Махараджа, связующее звено таково: шикша. Вначале — Чайтаньядев, который есть не кто иной, как объединение Радхи и Говинды, сам Источник, сам фонтан всех высших устремлений, из которого Сварупа Дамодар, который является вторым проявлением Шри Чайтаньядева[4], рассматривается как Лалита Сакхи в прошлой лиле Кришны[5]: ш́рӣ сварӯпа-да̄модара, ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана. Рупа и Санатана оба получили прямой совет, наставление от самого Махапрабху: в Бенаресе — Санатана, а в другом месте — Рупа Госвами, они обрели удачу слушать непосредственно Махапрабху, слова из Его уст. Поэтому — Сварупа Дамодар, Рупа и Санатана. Хотя они и не являются [непосредственно] учениками [Махапрабху], но Сварупа занимает первостепенное положение, затем — Рупа и Санатана.

#00:02:09#

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха…

Джива Госвами был прямым учеником Рупы Госвами, и он — один из шести Госвами [Вриндавана][6]. Рагхунатх [Дас Госвами], который от Сварупы, мы видим… Сварупа Дамодар принял учение непосредственно от Махапрабху. Рагхунатх отправился во Вриндаван. Рупа и Санатана имели прямую связь [с Господом Чайтаньей], Рагхунатх пытался изо всех сил установить связь с Махапрабху, но Махапрабху всегда давал ему связь через Сварупу Дамодара. Но Рупа и Санатана [также] обрели непосредственную связь с Махапрабху, они занимают ранг Сварупы Дамодара, а Рагхунатх покорен им, младший по отношению к ним.

#00:03:15#

Джива Госвами оказывал защиту, защищал все наставления высочайшего порядка[7], цитируя различные писания, ради того, чтобы широкие массы могли принять эти истины в целом. Таким образом, Джива, Рагхунатх — оба происходят от Рупы, один дает рага-маргу, другой советует виддхи[8].

#00:03:53#

Кавираджа Госвами мы не можем отвергнуть. То, что он дал в «Чайтанья-чаритамрите», «Говинда-лиламрите» и во многих других поэмах [неоценимо], его реализация в высшей степени могущественна, сладостна и очень великодушна. Кавирадж Госвами имел прямую связь с Рагхунатхом: джӣва-рагхуна̄тха.

#00:04:25#

Та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са: Кави Кришнадас был прямым учеником Рагхунатха Даса. Затем мы доходим до Нароттама. Они могли видеть, распознавать высочайшее проявление служения в сфере божественной любви. Нароттам Тхакур описал и дал высокую оценку Кавираджу Госвами. Кавирадж Госвами до Нароттама обрел это явление, затем явился Нароттам. Хотя Нароттам не был современником Кришнадаса Кавираджа, но получил от него все.

#00:05:13#

(Джӣва-рагхуна̄тха хон, та̄̐ра прийа) кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара: верные последователи Махапрабху видят, что Нароттам следовал Кавираджу Госвами. От Кавираджа это явление было передано Нароттаму. Джа̄̐ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а: затем после Нароттама (в следующем поколении) присутствует пробел[9], и затем — Вишванатх Чакраварти Тхакур.

#00:06:01#

Вишванатх Чакраварти принадлежит к линии Нароттама, но через одного или двух наставников, однако эти наставники не являются слишком значительными, примечательными. Иногда объем воды реки, когда она течет с горы, не всегда один и тот же; в некоторых местах она становится скудной, а в других местах, мы видим, что она полноводная. Нечто в этом роде. Это явление [духовное знание] спускается с высот, и где-то оно очень [буквально] тонкое, а где-то оно грандиозное. Нечто в этом роде.

#00:06:50#

Нароттам. Затем это явление демонстрируется Вишванатхом Чакраварти. Оно являет себя вновь в великих масштабах. Он написал тику (комментарий) к «Бхагаватам», Бхагавад-гите, а суть «Брихад-бхагаватамритам» представил в «Лагху-бхагаватамритам», затем [комментарий к] «Бхакти-расамрита-синдху», киран-кона(?)[10]. Через него Махапрабху дал многое. Мы видим, что Махапрабху передал через него это явление в широких масштабах, чтобы оно могло одарить благом следующие поколения.

#00:07:45#

Мы должны направлять наше внимание на самые важные места. Ганга течет, но определенные боковые русла не обладают особым значением, имеют значение те места, где стоят большие города на берегах реки. Нечто в этом роде. Мы видим, что некоторые места являются особыми «складами», где все преданные могут [духовно] «питаться», и следует уделять внимание подобным местам.

#00:08:21#

Вишванатх Чакраварти. Затем — Баладев [Видьябхушан]. Кто такой Баладев? Его духовная линия отдельная, он испытывал большую любовь, симпатию или влечение к философии Мадхвы, но, соприкоснувшись с Вишванатхом Чакраварти, Баладев был обращен в гаудия-вайшнавизм — в большей степени он был гаудией, нежели последователем Мадхвы. По милости Говиндаджи[11] он обрел удачу подготовить «Гаудия-веданту», гаудия-бхашью для нас — трактовку Веданты школы гаудия, каким образом Веданта связана с гаудия-вайшнавами. Ему был брошен вызов в Джайпуре, а именно было сказано, что гаудия-сампрадая не имеет комментария к Веданте, которая универсально принята всеми школами теизма, и гаудия-вайшнавы не могут быть признаны в качестве последователей Вед и Веданты.

#00:09:43#

Этот вызов был принят Баладевом Видьябхушаном под руководством Вишванатха Чакраварти, который был тогда слишком стар, чтобы отправиться в то собрание, где обсуждалась Веданта. Баладев был послан, и он решил эту проблему. У него было семь дней, и он горячо молился Говинде о том, чтобы тот наделил его силами составить комментарии к Веданте. За короткое время он написал этот комментарий, представил его собранию вайшнавов тех дней, и этот комментарий был принят. Таким образом, гаудия-сампрадая была представлена в комментарии к Веданте Баладевом — столь важное служение он выполнил для сампрадаи, настолько [значительное], что люди, которые являются мыслителями, пекущимися о благе всей гаудия-сампрадаи, не могут вычеркнуть Баладева из списка своих предшественников. Баладев был принят, он был включен в список шикша-гуру наряду с Джаганнатхом Дасом: баладева джаганна̄тх[12].

#00:11:04#

Джаганнатх [Дас Бабаджи Махарадж] также принадлежит к этой линии, и от него происходит Гауракишор [Дас] Бабаджи, через одного бабаджи-ученика Джаганнатха. Бхагават Дас Бабаджи был учеником Джаганнатха (в округе Мансингх он жил и оставил мир), [он] пришел к Джаганнатху Дасу Бабаджи, получил от него вешу[13]. Он был известен как Бхагават Дас. Гауракишор Госвами, непосредственный инициирующий учитель Прабхупады [Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура], получил вешу от этого Бхагавата Даса.

#00:11:47#

Бхактивинод Тхакур, поскольку он был неудовлетворен современными ему так называемыми последователями Махапрабху, которые в большинстве своем были сахаджиями, установил связь с этим Джаганнатхом Дасом Бабаджи, пра-гуру Гауракишора Даса Бабаджи, и получил свою вешу от него. Он считал Джаганнатха Даса Бабаджи своим Гуру.

[Обрыв записи]

#00:12:29#

Согласно нашему Гуру Махараджу [Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру], принятие Гуру тем [учеником], кого мы рассматриваем не как садхана-сиддху, но как нитья-сиддху[14], носит формальный характер: он уже находится в своем положении [духовного] совершенства, и он способен понять, определить, каким будет уместный канал получения нами знания, требуемого для того, чтобы достичь желанной цели в этой линии.

#00:13:03#

баладева джаганна̄тх,
та̄̐ра прийа ш́рӣ-бхактивинода…

От него мы приходим к Бхактивиноду [Тхакуру], а затем — Гауракишор [Дас] Бабаджи Махарадж. Бхактивинод Тхакур «происходит» от Джаганнатха [Даса Бабаджи] непосредственно, а Гауракишор Бабаджи Махарадж был учеником Бхагавата [Даса Бабаджи], так был связан с Джаганнатхом Бабаджи Махараджем. Гауракишор Бабаджи Махарадж имел обыкновение слушать объяснение «Бхагаватам» из уст Бхактивинода Тхакура в Годрумадвипе, Сварупа-гандже, где находится бхаджана-стхали Бхактивинода Тхакура. Там есть маленькая постройка, в которой Гауракишор Бабаджи Махарадж имел обыкновение сидеть, когда Бхактивинод Тхакур объяснял «Бхагаватам». Главным образом он приходил к нему, чтобы слушать «Бхагаватам». Таким образом, бхагавата-гуру Гауракишора Бабаджи был до известной степени Бхактивинод Тхакур.

#00:14:02#

От Джаганнатха [Даса Бабаджи] «явился» Бхактивинод Тхакур, затем Гауракишор Бабаджи Махарадж, затем наш Гуру Махарадж, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, который привел в гармонию все это [духовное знание] и представил систематическую линию мысли [буквально], собрав суть из всех возможных источников, полезную для нашей будущей жизни, в высшей степени благотворную. Такова линия преемственности [духовных учителей].

#00:14:50#

Нароттам Тхакур — лучезарная звезда в этой линии. Практически весь Манипур, многие другие места[15], и он был автором множества песен. Песни Бхактивинода Тхакура носят научный характер и призваны нам помочь, песни Нароттама Тхакура в большей степени сентиментальные, исполнены [духовного] чувства, тогда как песни Бхактивинода Тхакура носят более систематический характер, для того чтобы мы могли понять [суть знания]. Чувства мы находим в интенсивной степени в поэзии, песнях Нароттама Тхакура, но систематическое изложение неких истин присутствует в песнях Бхактивинода Тхакура.

#00:15:49#

В целом нароттама-паривара, мы принадлежим к семье Нароттама. И теперь мы можем сказать, где-то изменяя это утверждение, что мы принадлежим к семье Бхактивинода Тхакура. Я написал поэму, сейчас я не в силах вспомнить оригинал на санскрите… Шука и Вьяса. Вьясадев был грихастхой, а Шукадев — брахмачари. Вьясадев был учителем Шукадева, учителем «Бхагаватам». Бхактивинод Тхакур был также грихастхой и учителем Прабхупады, который был подобен Шукадеву — брахмачари на протяжении всей своей жизни. Я сравнил Прабхупаду с Шукадевом, а Бхактивинода Тхакура с Вьясадевом — владыкой, знатоком всех писаний, необходимых, данных нам ради нашего блага, и Прабхупада дал эти писания образованной публике своего времени, подобно тому, как это в свою эпоху сделал Шукадев.

#00:17:13#

Прабхупада, наш Гуру Махарадж, играл роль Шукадева, а-кумара-брахмачари. Он дал это явление публике, он дал писания, полученные от Бхактивинода, подобно тому как Шукадев дал миру писания, полученные им от его отца, Вьясадева. Таково наше видение гуру-парампары и Нароттама Тхакура.

Гаура Харибол!

Преданные: Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Махапрабху Шри Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи и Кришны, и Он сама жизнь тех вайшнавов, которые следуют пути Шри Рупы Госвами. Шри Сварупа Дамодар Госвами, Рупа Госвами и Санатана Госвами приносили великое счастье Вишвамбхаре (Шри Чайтанье)» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 6).

2 Рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хон, та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са / кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара, джа̄̐ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а — «Рупе Госвами были очень дороги великие души Джива Госвами и Рагхунатх Дас Госвами. Джива Госвами был учеником Рупы Госвами. Рагхунатх Дас Госвами, ученик ученика Адвайты Ачарьи, Джадунанданы Ачарьи, был принят Рупой и Санатаной как духовный брат. Любимым учеником Рагхунатха Даса Госвами был Кришнадас Кавирадж Госвами. Кришнадас Кавирадж был близким другом Локанатха Госвами. Они вместе жили во Вриндаване, обсуждая темы, связанные с Кришной. У Локанатха Госвами, ученика Гададхара Пандита, был только один ученик по имени Нароттам Дас. Нароттам Дас всегда был занят в служении своему Гуру, а также его близким друзьям. Так он стал очень дорог Кришнадасу Кавираджу Госвами. Служить стопам Нароттама Даса Тхакура было единственным желанием Вишванатха Чакраварти Тхакура, который был четвертым ачарьей в ученической преемственности от Нароттама Даса» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 7).

3 Кр̣ш̣н̣ада̄са кавира̄джа расика бхаката-маджха, дженхо кайа чаитанйа-чарита / гаура-говинда-лӣла̄ ш́уните галайе ш́ила̄, та̄ха̄те на хаила мора чите — «Среди многих преданных Шрила Кришнадас Кавирадж чрезвычайно искусен во вкушении необычайного нектара возвышенной любви к Богу. Когда камни слышат его „Чайтанья-чаритамриту“ и „Говинда-лиламриту“, они начинают плавиться от экстаза. Несмотря на эти удивительные увиденные мною чудеса, я не ценю это в своем сердце» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Шри Прартхана», 3.3).

4  Кр̣ш̣н̣а-раса-таттва-ветта̄, деха-према-рӯпа / са̄кш̣а̄т маха̄прабхура двитӣйа сварӯпа — «Шри Сварупа Дамодар был олицетворением экстатической любви и в совершенстве познал трансцендентную сладость взаимоотношений с Кришной. Он был прямым представителем Шри Чайтаньи Махапрабху, Его вторым воплощением» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.111). Бхат̣т̣а̄ча̄рйа кахе, — эи сварӯпа-да̄модара / маха̄прабхура хайа ин̇ха двитӣйа калевара — «Шри Сарвабхаума Бхаттачарья ответил: „Это Сварупа Дамодар. Он, по сути, является продолжением тела Шри Чайтаньи Махапрабху“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.76).

5  Имеется в виду явление Господа Кришны на Земле в эпоху Двапара, более пяти тысяч лет назад. Тогда Лалита Сакхи была главной подругой и помощницей Шримати Радхарани, возлюбленной Шри Кришны.

6  Шесть Госвами Вриндавана — это Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатх Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатх Дас Госвами, Шрила Джива Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами. См. поэму «Шри Шри Шад-Госвами-аштакам», в которой Шрила Шринивас Ачарья прославляет Госвами, описывая их положение.

7  Шрила Джива Госвами считается защитником рупануга-сампрадаи, поскольку он на высоком уровне был способен отстоять философские положения теистического учения Махапрабху, сиддханты. О положении Дживы Госвами можно прочитать в лекции Шрилы Шридхара Махараджа под названием «Джива Госвами и Сарасвати Тхакур — защитники Гаудия-сампрадаи», а также в двух частях (часть первая и часть вторая) лекции «Джива Госвами Прабху дал нам надежную защиту» Шрилы Говинды Махараджа.

8  Рага-марга — путь спонтанной преданности Богу по велению сердца, без строгого соблюдения правил и предписаний духовной жизни. Виддхи-марга — путь преданности Богу, строго регулируемый правилами и предписаниями; садхана-бхакти. В лекции «Два пути: виддхи-марга и рага-марга» Шрила Говинда Махарадж рассказывает об этих двух путях духовной практики.

9  Имеется в виду, что в следующем поколении после Нароттама Даса Тхакура в линии гаудия-вайшнавизма не было яркого духовного учителя, который бы привнес нечто значительное в духовное наследие традиции. Это не значит, что духовных учителей не было, и традиция прервалась, поскольку, как известно, у Нароттама Даса Тхакура было очень много учеников. Но никто из них не стал известен.

10  Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур составил более десятка комментариев к различным священным писаниям, среди которых: «Сарартха-даршини» — комментарий к «Шримад-Бхагаватам», «Сарартха-варшини» — комментарий к Бхагавад-гите, «Бхактисара-прадаршани» — комментарий к «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами.

11  Речь идет об особо почитаемом Божестве, которое находится в Джайпуре (штат Раджастхан).

12  Виш́вана̄тха-бхакта-са̄тх, баладева джаганна̄тх, та̄̐ра прийа ш́рӣ-бхактивинода / маха̄-бха̄гавата-бара, ш́рӣ-гауракиш́ора-бара, хари-бхаджанете джа̄̐ра мода — «Вишванатх Чакраварти Тхакур стал шикша-гуру [наставляющим духовным учителем] Баладева Видьябхушана, которому раскрыл знание „Шримад-Бхагаватам“. После Шри Баладева Видьябхушана самым выдающимся ачарьей стал Джаганнатх Дас Бабаджи, которого Шри Бхактивинод Тхакур принял своим шикша-гуру. Близким другом и спутником Бхактивинода Тхакура был знаменитый маха-бхагавата-вайшнав Шри Гауракишор Дас Бабаджи, черпающий единственную радость в хари-бхаджане» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 8).

13  Одеяние бабаджи, отшельника.

14  Саддхана-сиддху — подвижник, достигший духовного совершенства в процессе регламентированной строгими правилами и предписаниями духовной практики. Нитья-сиддху — личность, которая уже пребывает в сфере духовного и нисходит в бренный мир ради блага обусловленных материальной иллюзией душ.

15  Имеется в виду, что люди этих мест были обращены Нароттамом Дасом Тхакуром в гаудия-вайшнавизм — прим. переводчика.




←  «Все возможно по милости Гуру». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 декабря 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Мирское знание бесполезно в постижении трансцендентного». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург →
Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Комментарии к песне «Гуру-парампара».
Выдающиеся учителя рупануга-сампрадаи

(6 ноября 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

В нашей «Гуру-парампаре» мы находим:

маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа,
                     рӯпа̄нуга джонера джӣвана
виш́вамбхара прийан̇кара, ш́рӣ сварӯпа-да̄модара,
                    ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана
[1]

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хон,
               та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са
кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама…
[2]

Он (?) очень любил «Чайтанья-чаритамриту».

кр̣ш̣н̣ада̄са кавира̄джа расика бхаката-маджха
           дженхо кайа чаитанйа-чарита…
           …ш́уните галайе ш́ила̄…
[3]

#00:00:45#

Поток чистой преданности движется зигзагообразно. Здесь, в «Гуру-парампаре» Гуру Махараджа, связующее звено таково: шикша. Вначале — Чайтаньядев, который есть не кто иной, как объединение Радхи и Говинды, сам Источник, сам фонтан всех высших устремлений, из которого Сварупа Дамодар, который является вторым проявлением Шри Чайтаньядева[4], рассматривается как Лалита Сакхи в прошлой лиле Кришны[5]: ш́рӣ сварӯпа-да̄модара, ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана. Рупа и Санатана оба получили прямой совет, наставление от самого Махапрабху: в Бенаресе — Санатана, а в другом месте — Рупа Госвами, они обрели удачу слушать непосредственно Махапрабху, слова из Его уст. Поэтому — Сварупа Дамодар, Рупа и Санатана. Хотя они и не являются [непосредственно] учениками [Махапрабху], но Сварупа занимает первостепенное положение, затем — Рупа и Санатана.

#00:02:09#

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха…

Джива Госвами был прямым учеником Рупы Госвами, и он — один из шести Госвами [Вриндавана][6]. Рагхунатх [Дас Госвами], который от Сварупы, мы видим… Сварупа Дамодар принял учение непосредственно от Махапрабху. Рагхунатх отправился во Вриндаван. Рупа и Санатана имели прямую связь [с Господом Чайтаньей], Рагхунатх пытался изо всех сил установить связь с Махапрабху, но Махапрабху всегда давал ему связь через Сварупу Дамодара. Но Рупа и Санатана [также] обрели непосредственную связь с Махапрабху, они занимают ранг Сварупы Дамодара, а Рагхунатх покорен им, младший по отношению к ним.

#00:03:15#

Джива Госвами оказывал защиту, защищал все наставления высочайшего порядка[7], цитируя различные писания, ради того, чтобы широкие массы могли принять эти истины в целом. Таким образом, Джива, Рагхунатх — оба происходят от Рупы, один дает рага-маргу, другой советует виддхи[8].

#00:03:53#

Кавираджа Госвами мы не можем отвергнуть. То, что он дал в «Чайтанья-чаритамрите», «Говинда-лиламрите» и во многих других поэмах [неоценимо], его реализация в высшей степени могущественна, сладостна и очень великодушна. Кавирадж Госвами имел прямую связь с Рагхунатхом: джӣва-рагхуна̄тха.

#00:04:25#

Та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са: Кави Кришнадас был прямым учеником Рагхунатха Даса. Затем мы доходим до Нароттама. Они могли видеть, распознавать высочайшее проявление служения в сфере божественной любви. Нароттам Тхакур описал и дал высокую оценку Кавираджу Госвами. Кавирадж Госвами до Нароттама обрел это явление, затем явился Нароттам. Хотя Нароттам не был современником Кришнадаса Кавираджа, но получил от него все.

#00:05:13#

(Джӣва-рагхуна̄тха хон, та̄̐ра прийа) кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара: верные последователи Махапрабху видят, что Нароттам следовал Кавираджу Госвами. От Кавираджа это явление было передано Нароттаму. Джа̄̐ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а: затем после Нароттама (в следующем поколении) присутствует пробел[9], и затем — Вишванатх Чакраварти Тхакур.

#00:06:01#

Вишванатх Чакраварти принадлежит к линии Нароттама, но через одного или двух наставников, однако эти наставники не являются слишком значительными, примечательными. Иногда объем воды реки, когда она течет с горы, не всегда один и тот же; в некоторых местах она становится скудной, а в других местах, мы видим, что она полноводная. Нечто в этом роде. Это явление [духовное знание] спускается с высот, и где-то оно очень [буквально] тонкое, а где-то оно грандиозное. Нечто в этом роде.

#00:06:50#

Нароттам. Затем это явление демонстрируется Вишванатхом Чакраварти. Оно являет себя вновь в великих масштабах. Он написал тику (комментарий) к «Бхагаватам», Бхагавад-гите, а суть «Брихад-бхагаватамритам» представил в «Лагху-бхагаватамритам», затем [комментарий к] «Бхакти-расамрита-синдху», киран-кона(?)[10]. Через него Махапрабху дал многое. Мы видим, что Махапрабху передал через него это явление в широких масштабах, чтобы оно могло одарить благом следующие поколения.

#00:07:45#

Мы должны направлять наше внимание на самые важные места. Ганга течет, но определенные боковые русла не обладают особым значением, имеют значение те места, где стоят большие города на берегах реки. Нечто в этом роде. Мы видим, что некоторые места являются особыми «складами», где все преданные могут [духовно] «питаться», и следует уделять внимание подобным местам.

#00:08:21#

Вишванатх Чакраварти. Затем — Баладев [Видьябхушан]. Кто такой Баладев? Его духовная линия отдельная, он испытывал большую любовь, симпатию или влечение к философии Мадхвы, но, соприкоснувшись с Вишванатхом Чакраварти, Баладев был обращен в гаудия-вайшнавизм — в большей степени он был гаудией, нежели последователем Мадхвы. По милости Говиндаджи[11] он обрел удачу подготовить «Гаудия-веданту», гаудия-бхашью для нас — трактовку Веданты школы гаудия, каким образом Веданта связана с гаудия-вайшнавами. Ему был брошен вызов в Джайпуре, а именно было сказано, что гаудия-сампрадая не имеет комментария к Веданте, которая универсально принята всеми школами теизма, и гаудия-вайшнавы не могут быть признаны в качестве последователей Вед и Веданты.

#00:09:43#

Этот вызов был принят Баладевом Видьябхушаном под руководством Вишванатха Чакраварти, который был тогда слишком стар, чтобы отправиться в то собрание, где обсуждалась Веданта. Баладев был послан, и он решил эту проблему. У него было семь дней, и он горячо молился Говинде о том, чтобы тот наделил его силами составить комментарии к Веданте. За короткое время он написал этот комментарий, представил его собранию вайшнавов тех дней, и этот комментарий был принят. Таким образом, гаудия-сампрадая была представлена в комментарии к Веданте Баладевом — столь важное служение он выполнил для сампрадаи, настолько [значительное], что люди, которые являются мыслителями, пекущимися о благе всей гаудия-сампрадаи, не могут вычеркнуть Баладева из списка своих предшественников. Баладев был принят, он был включен в список шикша-гуру наряду с Джаганнатхом Дасом: баладева джаганна̄тх[12].

#00:11:04#

Джаганнатх [Дас Бабаджи Махарадж] также принадлежит к этой линии, и от него происходит Гауракишор [Дас] Бабаджи, через одного бабаджи-ученика Джаганнатха. Бхагават Дас Бабаджи был учеником Джаганнатха (в округе Мансингх он жил и оставил мир), [он] пришел к Джаганнатху Дасу Бабаджи, получил от него вешу[13]. Он был известен как Бхагават Дас. Гауракишор Госвами, непосредственный инициирующий учитель Прабхупады [Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура], получил вешу от этого Бхагавата Даса.

#00:11:47#

Бхактивинод Тхакур, поскольку он был неудовлетворен современными ему так называемыми последователями Махапрабху, которые в большинстве своем были сахаджиями, установил связь с этим Джаганнатхом Дасом Бабаджи, пра-гуру Гауракишора Даса Бабаджи, и получил свою вешу от него. Он считал Джаганнатха Даса Бабаджи своим Гуру.

[Обрыв записи]

#00:12:29#

Согласно нашему Гуру Махараджу [Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру], принятие Гуру тем [учеником], кого мы рассматриваем не как садхана-сиддху, но как нитья-сиддху[14], носит формальный характер: он уже находится в своем положении [духовного] совершенства, и он способен понять, определить, каким будет уместный канал получения нами знания, требуемого для того, чтобы достичь желанной цели в этой линии.

#00:13:03#

баладева джаганна̄тх,
та̄̐ра прийа ш́рӣ-бхактивинода…

От него мы приходим к Бхактивиноду [Тхакуру], а затем — Гауракишор [Дас] Бабаджи Махарадж. Бхактивинод Тхакур «происходит» от Джаганнатха [Даса Бабаджи] непосредственно, а Гауракишор Бабаджи Махарадж был учеником Бхагавата [Даса Бабаджи], так был связан с Джаганнатхом Бабаджи Махараджем. Гауракишор Бабаджи Махарадж имел обыкновение слушать объяснение «Бхагаватам» из уст Бхактивинода Тхакура в Годрумадвипе, Сварупа-гандже, где находится бхаджана-стхали Бхактивинода Тхакура. Там есть маленькая постройка, в которой Гауракишор Бабаджи Махарадж имел обыкновение сидеть, когда Бхактивинод Тхакур объяснял «Бхагаватам». Главным образом он приходил к нему, чтобы слушать «Бхагаватам». Таким образом, бхагавата-гуру Гауракишора Бабаджи был до известной степени Бхактивинод Тхакур.

#00:14:02#

От Джаганнатха [Даса Бабаджи] «явился» Бхактивинод Тхакур, затем Гауракишор Бабаджи Махарадж, затем наш Гуру Махарадж, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, который привел в гармонию все это [духовное знание] и представил систематическую линию мысли [буквально], собрав суть из всех возможных источников, полезную для нашей будущей жизни, в высшей степени благотворную. Такова линия преемственности [духовных учителей].

#00:14:50#

Нароттам Тхакур — лучезарная звезда в этой линии. Практически весь Манипур, многие другие места[15], и он был автором множества песен. Песни Бхактивинода Тхакура носят научный характер и призваны нам помочь, песни Нароттама Тхакура в большей степени сентиментальные, исполнены [духовного] чувства, тогда как песни Бхактивинода Тхакура носят более систематический характер, для того чтобы мы могли понять [суть знания]. Чувства мы находим в интенсивной степени в поэзии, песнях Нароттама Тхакура, но систематическое изложение неких истин присутствует в песнях Бхактивинода Тхакура.

#00:15:49#

В целом нароттама-паривара, мы принадлежим к семье Нароттама. И теперь мы можем сказать, где-то изменяя это утверждение, что мы принадлежим к семье Бхактивинода Тхакура. Я написал поэму, сейчас я не в силах вспомнить оригинал на санскрите… Шука и Вьяса. Вьясадев был грихастхой, а Шукадев — брахмачари. Вьясадев был учителем Шукадева, учителем «Бхагаватам». Бхактивинод Тхакур был также грихастхой и учителем Прабхупады, который был подобен Шукадеву — брахмачари на протяжении всей своей жизни. Я сравнил Прабхупаду с Шукадевом, а Бхактивинода Тхакура с Вьясадевом — владыкой, знатоком всех писаний, необходимых, данных нам ради нашего блага, и Прабхупада дал эти писания образованной публике своего времени, подобно тому, как это в свою эпоху сделал Шукадев.

#00:17:13#

Прабхупада, наш Гуру Махарадж, играл роль Шукадева, а-кумара-брахмачари. Он дал это явление публике, он дал писания, полученные от Бхактивинода, подобно тому как Шукадев дал миру писания, полученные им от его отца, Вьясадева. Таково наше видение гуру-парампары и Нароттама Тхакура.

Гаура Харибол!

Преданные: Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Махапрабху Шри Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи и Кришны, и Он сама жизнь тех вайшнавов, которые следуют пути Шри Рупы Госвами. Шри Сварупа Дамодар Госвами, Рупа Госвами и Санатана Госвами приносили великое счастье Вишвамбхаре (Шри Чайтанье)» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 6).

[2] Рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хон, та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са / кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара, джа̄̐ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а — «Рупе Госвами были очень дороги великие души Джива Госвами и Рагхунатх Дас Госвами. Джива Госвами был учеником Рупы Госвами. Рагхунатх Дас Госвами, ученик ученика Адвайты Ачарьи, Джадунанданы Ачарьи, был принят Рупой и Санатаной как духовный брат. Любимым учеником Рагхунатха Даса Госвами был Кришнадас Кавирадж Госвами. Кришнадас Кавирадж был близким другом Локанатха Госвами. Они вместе жили во Вриндаване, обсуждая темы, связанные с Кришной. У Локанатха Госвами, ученика Гададхара Пандита, был только один ученик по имени Нароттам Дас. Нароттам Дас всегда был занят в служении своему Гуру, а также его близким друзьям. Так он стал очень дорог Кришнадасу Кавираджу Госвами. Служить стопам Нароттама Даса Тхакура было единственным желанием Вишванатха Чакраварти Тхакура, который был четвертым ачарьей в ученической преемственности от Нароттама Даса» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 7).

[3] Кр̣ш̣н̣ада̄са кавира̄джа расика бхаката-маджха, дженхо кайа чаитанйа-чарита / гаура-говинда-лӣла̄ ш́уните галайе ш́ила̄, та̄ха̄те на хаила мора чите — «Среди многих преданных Шрила Кришнадас Кавирадж чрезвычайно искусен во вкушении необычайного нектара возвышенной любви к Богу. Когда камни слышат его „Чайтанья-чаритамриту“ и „Говинда-лиламриту“, они начинают плавиться от экстаза. Несмотря на эти удивительные увиденные мною чудеса, я не ценю это в своем сердце» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Шри Прартхана», 3.3).

[4] Кр̣ш̣н̣а-раса-таттва-ветта̄, деха-према-рӯпа / са̄кш̣а̄т маха̄прабхура двитӣйа сварӯпа — «Шри Сварупа Дамодар был олицетворением экстатической любви и в совершенстве познал трансцендентную сладость взаимоотношений с Кришной. Он был прямым представителем Шри Чайтаньи Махапрабху, Его вторым воплощением» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.111). Бхат̣т̣а̄ча̄рйа кахе, — эи сварӯпа-да̄модара / маха̄прабхура хайа ин̇ха двитӣйа калевара — «Шри Сарвабхаума Бхаттачарья ответил: „Это Сварупа Дамодар. Он, по сути, является продолжением тела Шри Чайтаньи Махапрабху“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.76).

[5] Имеется в виду явление Господа Кришны на Земле в эпоху Двапара, более пяти тысяч лет назад. Тогда Лалита Сакхи была главной подругой и помощницей Шримати Радхарани, возлюбленной Шри Кришны.

[6] Шесть Госвами Вриндавана — это Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатх Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатх Дас Госвами, Шрила Джива Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами. См. поэму «Шри Шри Шад-Госвами-аштакам», в которой Шрила Шринивас Ачарья прославляет Госвами, описывая их положение.

[7] Шрила Джива Госвами считается защитником рупануга-сампрадаи, поскольку он на высоком уровне был способен отстоять философские положения теистического учения Махапрабху, сиддханты. О положении Дживы Госвами можно прочитать в лекции Шрилы Шридхара Махараджа под названием «Джива Госвами и Сарасвати Тхакур — защитники Гаудия-сампрадаи», а также в двух частях (часть первая и часть вторая) лекции «Джива Госвами Прабху дал нам надежную защиту» Шрилы Говинды Махараджа.

[8] Рага-марга — путь спонтанной преданности Богу по велению сердца, без строгого соблюдения правил и предписаний духовной жизни. Виддхи-марга — путь преданности Богу, строго регулируемый правилами и предписаниями; садхана-бхакти. В лекции «Два пути: виддхи-марга и рага-марга» Шрила Говинда Махарадж рассказывает об этих двух путях духовной практики.

[9] Имеется в виду, что в следующем поколении после Нароттама Даса Тхакура в линии гаудия-вайшнавизма не было яркого духовного учителя, который бы привнес нечто значительное в духовное наследие традиции. Это не значит, что духовных учителей не было, и традиция прервалась, поскольку, как известно, у Нароттама Даса Тхакура было очень много учеников. Но никто из них не стал известен.

[10] Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур составил более десятка комментариев к различным священным писаниям, среди которых: «Сарартха-даршини» — комментарий к «Шримад-Бхагаватам», «Сарартха-варшини» — комментарий к Бхагавад-гите, «Бхактисара-прадаршани» — комментарий к «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами.

[11] Речь идет об особо почитаемом Божестве, которое находится в Джайпуре (штат Раджастхан).

[12] Виш́вана̄тха-бхакта-са̄тх, баладева джаганна̄тх, та̄̐ра прийа ш́рӣ-бхактивинода / маха̄-бха̄гавата-бара, ш́рӣ-гауракиш́ора-бара, хари-бхаджанете джа̄̐ра мода — «Вишванатх Чакраварти Тхакур стал шикша-гуру [наставляющим духовным учителем] Баладева Видьябхушана, которому раскрыл знание „Шримад-Бхагаватам“. После Шри Баладева Видьябхушана самым выдающимся ачарьей стал Джаганнатх Дас Бабаджи, которого Шри Бхактивинод Тхакур принял своим шикша-гуру. Близким другом и спутником Бхактивинода Тхакура был знаменитый маха-бхагавата-вайшнав Шри Гауракишор Дас Бабаджи, черпающий единственную радость в хари-бхаджане» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 8).

[13] Одеяние бабаджи, отшельника.

[14] Саддхана-сиддху — подвижник, достигший духовного совершенства в процессе регламентированной строгими правилами и предписаниями духовной практики. Нитья-сиддху — личность, которая уже пребывает в сфере духовного и нисходит в бренный мир ради блага обусловленных материальной иллюзией душ.

[15] Имеется в виду, что люди этих мест были обращены Нароттамом Дасом Тхакуром в гаудия-вайшнавизм — прим. переводчика.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования