«Кто такой брахман?» Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Кто такой брахман? 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из третьего номера XXVI тома за август 1928 года)

 

Стих из Вед, который приводит Нилакантха в своем комментарии к «Махабхарате» (Вана-парва, 180.32), приписывает следующее признание, сошедшее с уст ведических мудрецов (риши): «Мы не знаем, кто есть брахман, а кто нет». Таким образом, то право наследственности, которое в настоящее время является единственным критерием для определения брахманического положения, категорически отрицается священными писаниями. В «Махабхарате» (Ану-парва, 143.50,51) говорится: «Ни происхождение, ни очистительные обряды или изучение Вед не являются теми определяющими факторами, что делают из человека брахмана. Необходима внутренняя предрасположенность к этому. Даже тот, кто родился шудрой, может достичь положения брахмана, если он обладает соответствующими качествами характера».

«Шримад-Бхагаватам» (11.17.10,12,13) описывает возникновение системы варнашрама. В Сатья-югу все люди принадлежали к одной варне, которая называлась хамса. В начала Трета-юги появились три раздела Вед (Риг-, Яджур- и Сама-). Вслед за этим возникли четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, каждая из которых имела свои отличительные характеристики.

Человеческий род («Шримад-Бхагаватам», 7.11.21,24) разделен на четыре варны согласно природе людей. Тот, кто уравновешен, сдержан, аскетичен, чист, умиротворен, великодушен, разумен, добр, религиозен и правдив, — брахман. Кшатрии обладают такими качествами, как героизм, доблесть, терпеливость, настойчивость, сила, жертвенность, владение собой, снисходительность, щедрость, оптимистичность и правдивость. Особые качества вайшьев таковы: преданность богам, духовному учителю и Всевышнему, готовность оказать поддержку и способствовать развитию религии, содействие удовлетворению нужд и желаний, вера в Веды, предприимчивость и искусность. Природа шудр представлена следующими характерными чертами, такими как послушание, чистота, верность в служении господину, совершение жертвоприношений без мантр, отсутствие желания отнимать богатство у других людей, правдивость, защита коров и брахманов. В Бхагавад-гите (18.41) описывается разделение на четыре варны в соответствии с доминирующими качествами (имеется в виду влияние саттвы, раджаса и тамаса). В «Махабхарате» (Вана-парва, 215.13—15) недвусмысленно говорится, что брахмана определяют единственно лишь его брахманические качества характера. В «Шанта-веда-самхите» утверждается, что Гаутама на основе этого принципа разрешил Сатьякаме проведение упанаяна церемонии, поскольку тот обладал такими отличительными качествами брахмана, как чистосердечие и прямота. В шастрах упоминается множество подобных примеров.

Некоторые люди обладают необходимыми качествами, чтобы стать брахманами, благодаря процессу ведического посвящения. Однако в Кали-югу (согласно изречению Вишнуямалы, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 5.3) даже в семье брахманов люди рождаются с качествами шудр и не способны обрести необходимое очищение через проведение ведических обрядов. Единственный путь для них — это метод панчаратры, поскольку все люди способны исполнять обязанности брахмана после сатвата-панчаратрик посвящения, в точности, как колокольная бронза может превратиться в золото при должной химической реакции (согласно изречению Таттвасагары, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 2.7). Этой цели служит посвящение, называемое дикшой, которое наделяет трансцендентным знанием и полностью разрушает весь грех (согласно изречению Вишнуямалы, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 2.7). «Брихад-араньяка-упанишад» (3.9,10) называет брахманом лишь того, кто, прежде чем покинуть этот мир, обрел знание об Абсолютной Истине.

Автор неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас

редактор: Традиш Дас

 

 

English

Who is a brahmana?

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 3, Vol. XXVI, August 1928)

 

A TEXT of the Veda quoted by Nilakantha in his annotation of the Mahabharata1 puts the following confession in the mouth of the Vedic rishis — “We do not know whether we are brahmanas or hot-brahmanas.” The claim of heredity which is the sole test now-a-days is categorically disallowed by the Scriptures. The Mahabharata2 says, “Birth, purificatory ritual, the study of the Vedas or descent, none of these make a brahmana. The mental disposition is necessary. Even one who may be a shudra by birth attains to the condition of a brahmana if he possesses the settled disposition that is characteristic of the brahmana.”

The Bhagabata3 has preserved the account of the origin of the varnashrama institution. In the Satya Yuga all the people had the same varna which had the designation of hansa. The three Vedas (viz. Rik, Yajus and Saman) arose in the beginning of the Treta Age. After this arose the four varnas of brahmana, kshatriya, vaishya and shudra, each order possessing its typical disposition.

Mankind4 is divided into four varnas according to their nature. Those who are equable, self-controlled, austere, pure, contented, forgiving, sincere intellectual, kind-hearted, Godly and truthful, are brahmanas. The kshatriyas, the next order, possess the qualities of heroism, prowess, patience, energy, spirit of sacrifice, mastery over self, forgiveness, magnanimity, cheerfulness and truthfulness. The special characteristics of the vaishya are devotion to the gods, the Gurudeva and the Supreme Lord, willingness to support and foster religion and promote the satisfaction of wants and desires, faith in the Vedas, enterprise and skill. The shudra nature exhibits the following traits viz. obedience to the good, purity, loyalty in serving the master, performance of sacrifice without the mantra, freedom from any desire to rob other people’s wealth, truthfulness, a desire to protect the cattle and the brahmanas. The Geeta5 says that the division into four varnas is in accordance with the predominating quality (the qualities being sattva, rajas and tamas). The Mahabharata6 in one passage says explicitly that a brahmana is made by disposition alone. It is stated in the Santa Veda Samhita that Gautama on this principle permitted the upanayana ceremony, which admits one into the order, to Satyakama for the reason that he possessed the distinctive brahmana quality of sincerity. This is by no means the only instance of the kind that actually occurs in the shastras.

Any persons possessing the requisite qualities become a brahmana after Vedic initiation. But in the Kali Yuga7 as persons born of brahmana parentage resemble the shudras they fail to obtain the necessary purification by the method of the Vedic ritual and can be purified only by the method of the Pancharatra, — because all persons are enabled to attain to the condition of a brahmana by the Satwata Pancharatric initiation just as bell metal is changed into gold by a proper chemical process8. The initiation is named diksha for the reason that it confers the transcendental knowledge and completely destroys all sinfulness9. We are told expressly by the Brihadaranyakopanishad10 that one who departs from this world after becoming acquainted with the Absolute Truth is alone brahmana’s.

The author is unknown



1 Bana Parva, 180.32.

2 Ann. Parva, 143.50,51.

3 Bhag., 11.17.10,12,13.

4 Bhag., 7.11.21,24.

5 Geeta, 18.41.

6 Mahabharata, Bana Parva, 215.13—15.

7 Vide dictum of Vishnuyamala quoted in H. Bh., V. 5.3.

8 Tattvasagar quoted in H. Bh., V. 2.7.

9 Vishnuyamala quoted in H. Bb., V. 2.7.

10 Brihad, 3.9,10.




←  Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 24 февраля 2012 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Истина. Каждый ищет любовь». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 30 июля 2011 года. Киев, Украина  →
Russian

Кто такой брахман? 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из третьего номера XXVI тома за август 1928 года)

 

Стих из Вед, который приводит Нилакантха в своем комментарии к «Махабхарате» (Вана-парва, 180.32), приписывает следующее признание, сошедшее с уст ведических мудрецов (риши): «Мы не знаем, кто есть брахман, а кто нет». Таким образом, то право наследственности, которое в настоящее время является единственным критерием для определения брахманического положения, категорически отрицается священными писаниями. В «Махабхарате» (Ану-парва, 143.50,51) говорится: «Ни происхождение, ни очистительные обряды или изучение Вед не являются теми определяющими факторами, что делают из человека брахмана. Необходима внутренняя предрасположенность к этому. Даже тот, кто родился шудрой, может достичь положения брахмана, если он обладает соответствующими качествами характера».

«Шримад-Бхагаватам» (11.17.10,12,13) описывает возникновение системы варнашрама. В Сатья-югу все люди принадлежали к одной варне, которая называлась хамса. В начала Трета-юги появились три раздела Вед (Риг-, Яджур- и Сама-). Вслед за этим возникли четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, каждая из которых имела свои отличительные характеристики.

Человеческий род («Шримад-Бхагаватам», 7.11.21,24) разделен на четыре варны согласно природе людей. Тот, кто уравновешен, сдержан, аскетичен, чист, умиротворен, великодушен, разумен, добр, религиозен и правдив, — брахман. Кшатрии обладают такими качествами, как героизм, доблесть, терпеливость, настойчивость, сила, жертвенность, владение собой, снисходительность, щедрость, оптимистичность и правдивость. Особые качества вайшьев таковы: преданность богам, духовному учителю и Всевышнему, готовность оказать поддержку и способствовать развитию религии, содействие удовлетворению нужд и желаний, вера в Веды, предприимчивость и искусность. Природа шудр представлена следующими характерными чертами, такими как послушание, чистота, верность в служении господину, совершение жертвоприношений без мантр, отсутствие желания отнимать богатство у других людей, правдивость, защита коров и брахманов. В Бхагавад-гите (18.41) описывается разделение на четыре варны в соответствии с доминирующими качествами (имеется в виду влияние саттвы, раджаса и тамаса). В «Махабхарате» (Вана-парва, 215.13—15) недвусмысленно говорится, что брахмана определяют единственно лишь его брахманические качества характера. В «Шанта-веда-самхите» утверждается, что Гаутама на основе этого принципа разрешил Сатьякаме проведение упанаяна церемонии, поскольку тот обладал такими отличительными качествами брахмана, как чистосердечие и прямота. В шастрах упоминается множество подобных примеров.

Некоторые люди обладают необходимыми качествами, чтобы стать брахманами, благодаря процессу ведического посвящения. Однако в Кали-югу (согласно изречению Вишнуямалы, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 5.3) даже в семье брахманов люди рождаются с качествами шудр и не способны обрести необходимое очищение через проведение ведических обрядов. Единственный путь для них — это метод панчаратры, поскольку все люди способны исполнять обязанности брахмана после сатвата-панчаратрик посвящения, в точности, как колокольная бронза может превратиться в золото при должной химической реакции (согласно изречению Таттвасагары, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 2.7). Этой цели служит посвящение, называемое дикшой, которое наделяет трансцендентным знанием и полностью разрушает весь грех (согласно изречению Вишнуямалы, процитированному в «Хари-бхакти-виласе», 2.7). «Брихад-араньяка-упанишад» (3.9,10) называет брахманом лишь того, кто, прежде чем покинуть этот мир, обрел знание об Абсолютной Истине.

Автор неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас

редактор: Традиш Дас

 

 

English

Who is a brahmana?

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 3, Vol. XXVI, August 1928)

 

A TEXT of the Veda quoted by Nilakantha in his annotation of the Mahabharata1 puts the following confession in the mouth of the Vedic rishis — “We do not know whether we are brahmanas or hot-brahmanas.” The claim of heredity which is the sole test now-a-days is categorically disallowed by the Scriptures. The Mahabharata2 says, “Birth, purificatory ritual, the study of the Vedas or descent, none of these make a brahmana. The mental disposition is necessary. Even one who may be a shudra by birth attains to the condition of a brahmana if he possesses the settled disposition that is characteristic of the brahmana.”

The Bhagabata3 has preserved the account of the origin of the varnashrama institution. In the Satya Yuga all the people had the same varna which had the designation of hansa. The three Vedas (viz. Rik, Yajus and Saman) arose in the beginning of the Treta Age. After this arose the four varnas of brahmana, kshatriya, vaishya and shudra, each order possessing its typical disposition.

Mankind4 is divided into four varnas according to their nature. Those who are equable, self-controlled, austere, pure, contented, forgiving, sincere intellectual, kind-hearted, Godly and truthful, are brahmanas. The kshatriyas, the next order, possess the qualities of heroism, prowess, patience, energy, spirit of sacrifice, mastery over self, forgiveness, magnanimity, cheerfulness and truthfulness. The special characteristics of the vaishya are devotion to the gods, the Gurudeva and the Supreme Lord, willingness to support and foster religion and promote the satisfaction of wants and desires, faith in the Vedas, enterprise and skill. The shudra nature exhibits the following traits viz. obedience to the good, purity, loyalty in serving the master, performance of sacrifice without the mantra, freedom from any desire to rob other people’s wealth, truthfulness, a desire to protect the cattle and the brahmanas. The Geeta5 says that the division into four varnas is in accordance with the predominating quality (the qualities being sattva, rajas and tamas). The Mahabharata6 in one passage says explicitly that a brahmana is made by disposition alone. It is stated in the Santa Veda Samhita that Gautama on this principle permitted the upanayana ceremony, which admits one into the order, to Satyakama for the reason that he possessed the distinctive brahmana quality of sincerity. This is by no means the only instance of the kind that actually occurs in the shastras.

Any persons possessing the requisite qualities become a brahmana after Vedic initiation. But in the Kali Yuga7 as persons born of brahmana parentage resemble the shudras they fail to obtain the necessary purification by the method of the Vedic ritual and can be purified only by the method of the Pancharatra, — because all persons are enabled to attain to the condition of a brahmana by the Satwata Pancharatric initiation just as bell metal is changed into gold by a proper chemical process8. The initiation is named diksha for the reason that it confers the transcendental knowledge and completely destroys all sinfulness9. We are told expressly by the Brihadaranyakopanishad10 that one who departs from this world after becoming acquainted with the Absolute Truth is alone brahmana’s.

The author is unknown



1 Bana Parva, 180.32.

2 Ann. Parva, 143.50,51.

3 Bhag., 11.17.10,12,13.

4 Bhag., 7.11.21,24.

5 Geeta, 18.41.

6 Mahabharata, Bana Parva, 215.13—15.

7 Vide dictum of Vishnuyamala quoted in H. Bh., V. 5.3.

8 Tattvasagar quoted in H. Bh., V. 2.7.

9 Vishnuyamala quoted in H. Bb., V. 2.7.

10 Brihad, 3.9,10.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования