«Эротический принцип и безраздельная преданность Богу» (часть 3). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Профессор Ниши Канта Саньял М. А.

Эротический принцип и безраздельная преданность Богу
(часть 3) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из шестого номера XXVI тома за ноябрь 1928 года)

 

Ниши Канта Саньял

(магистр гуманитарных наук,
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса) 

С предисловием и под редакцией
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады

 

Слава Шри Гуру и Гауранге! 

Шри Чайтанья Махапрабху никогда не выступал в защиту грубой или утонченной сексуальности, или же полного сексуального воздержания. Он был против всей этой позитивной и негативной связи с материей. Он утверждал, что обрести свой собственный идеал может лишь освобожденная душа. Он никогда не признавал, что раскрыть природную деятельность чистой души можно благодаря тем искусственным практикам, которые основаны на принципах иллюзорного существования. 

Человек с легкостью может оградить себя от всех заблуждений относительно принципа сексуальности, если глубоко постигнет то кардинальное различие между Шри Чайтаньей Махапрабху и моралистами-эмпириками в понимании идеала человеческой личности. Шри Чайтанья Махапрабху принимает идею сексуальных отношений точно так же, как и любые другие феномены этого мира, то есть как имеющие двоякую природу в свете нашего беспристрастного восприятия. Это может рассматриваться или как неотъемлемая часть нашей сущности, или как случайный фактор, который не имеет никакой связи с нашим подлинным «я». Эмпирики придерживаются первого мнения, тогда как Шри Чайтанья Махапрабху был против такого ошибочного понимания и утвердил как незыблемую истину мнение второе. В Его понимании сексуальные отношения относятся к целиком временной занятости и являются лишь одной из сторон этого изменчивого материального существования. Пока мы обусловлены этим миром, мы постоянно в той или иной форме соприкасаемся с этим принципом сексуальности на своем пути. Поэтому нам настоятельно необходимо выработать к нему особое отношение. Перво-наперво следует согласовать этот принцип с нашим идеалом человеческой личности. Если мы выберем своим идеалом душу, свободную от рабства материи, то нам следует сформировать такое отношение к сексуальности, которое бы не подпитывало наше неестественное стремление к материалистичной деятельности. Для этого нам сначала необходимо ясно осознать, что этот мир, который мы воспринимаем через свои мирские чувства, не является родным домом для нашей бессмертной души. Мир души не имеет никакого отношения к этой материальной вселенной. Бессмертная душа это не некое отвлеченное понятие, а духовный мир не порожден нашим религиозным воображением. Скорее истинным будет обратное утверждение. Этот материальный мир лишь искаженное отражение духовного мира. Это тень, отвлеченная проекция духовного мира, который единственно лишь является подлинной субстанцией. Наша душа житель духовного мира, просто она утратила память об этом. Однако характерные свойства духовного мира проявляются в крайне искаженном виде в мире материальном. Это тот же самый мир, который наши нынешние ущербные чувства воспринимают в искаженной и не совсем понятной форме. И лишь дремлющая душа ответственна за это искажение. Таковы неизбежные последствия неверного использования свободы воли, которая является неотъемлемым свойством чистой души. Душа вольна выбирать — служить Высшей Истине или нет. Однако подлинное побуждение ничем не обусловленного разума — служение Истине или, иными словами, готовность распознать свои естественные ограничения и смиренно принять руководство Высшего Начала, где бы оно ни проявилось. Однако разум падших джив умышленно мешает им осознать свою природную ограниченность и отвергает руководство высшего божественного разума. В действительности, он стремится лишь к тому, чтобы построить собственный мирок, используя свои ограниченные ресурсы. Все, что происходит в этом материальном мире,  лишь результат подобной вероломной деятельности. Мы нарочно затягиваем петлю на своей шее, обращаясь в рабов и лишаясь всякой возможности вернуться к своему естественному духовному положению. Пока мы ведомы столь неблагоразумным и искаженным мировосприятием, мы обречены прозябать в невежестве и пожинать плоды умышленного злоупотребления своей свободной волей в форме жалкой жизни в грехе и ожидания неотвратимой смерти. Именно на основе такого потакания извращенному разуму и строится эмпирическая наука о взаимоотношениях. Эта эмпирическая наука, которая является результатом усилий материалистичного разума избавиться от последствий собственной глупости, оборачивается теми путами, что сковывают души, все больше и больше погружая их в иллюзорное существование. Самым первым шагом, который поможет нам двигаться в верном направлении, станет искренняя попытка осознать природу этой мирской извращенности или греха. Понимание сути порочности откроет нам то знание, в свете которого мы увидим степень собственного невежества. Это знание также обладает для нас большой ценностью, поскольку помогает нам освободиться от рабства этого мира. В корне поменяв таким образом свое мировосприятие, мы ничего не потеряем, наоборот, обретем все в подлинном смысле этого слова.

(продолжение следует

Перевод на русский: Вриндавана Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 


English  

Prof. Nishi Kanta Sanyal M. A.

The Erotic Principle and Unalloyed Devotion
(part 3) 

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur 

(No. 6, Vol. XXVI, November 1928)

 

Nishi Kanta Sanyal, M. A.

Senior Professor of History, Ravenshaw College, Cuttack (Orissa) 

Revised with a Foreword
by

His Divine Grace
Om Vishnupad Paramahamsa
Shri Shrimad Bhakti Siddhanta Saraswati
Goswami Prabhupada

 

All glory to Shri Guru and Gauranga!

Shri Chaitanya Mahaprabhu is no advocate of gross or refined sensuality or of total sexual abstinence. He is opposed to all such positive and negative connection with the matter. He wants the emancipated soul to find his own ideal. He does not consider it possible to ascertain artificially the function of the free souls by the principles of their false existence.

If this radical difference between Shri Caitanya Mahaprabhu and empiric moralists in regard to the ideal of human personality is kept well in view, it should be possible not to misunderstand His attitude towards the sexual principle. Shri Chaitanya Mahaprabhu takes sex in the same way as He does any other phenomenon of this world, viz., as offering a double face to our unbiased reason. It may be regarded either as part and parcel of our eternal nature or as an adventitious factor which has no connection with our real self. The empiricist holds the former view. Shri Chaitanya Mahaprabhu opposes and refuses it and establishes the truth of the latter view. The sex according to Shri Chaitanya Mahaprabhu is a passing affair and belongs as such to this changing existence. It happens to be in our way in one form or another, so long as we are subject to this worldly existence, and it is of course necessary that we should have a principle of conduct in regard to it. That principle should also be consistent with our ideal of the human personality. If the soul freed from the shackles of matter be our ideal, we should so conduct ourselves towards sex that we may not thereby strengthen our present unnatural hankering for certain form of material activity. For this purpose, the very first thing that we have to do is to try to realize clearly that the world as it is presented to us by the material senses is not the world with which our souls are concerned. The soul has its own separate world. The soul is not an abstraction nor is the spiritual world a figment of our material imagination. Rather the opposite of this is the real truth. This material world is only the perverted reflection of the spiritual world. It is the shadow, the abstraction, of the spiritual world which is the real substance. Our soul who is a citizen of the spiritual world has somehow lost all real recollections of the substantive world. But the features of the spiritual world are reflected in a distorted manner in this material world. It is that very same world which is presented in this distorted and unintelligible form by our present defective senses. The dormant soul itself is responsible for this distortion. It is the inevitable result of the wrong use of the faculty of free reason which the constituent principle of the soul. The soul is free to choose to serve the Truth. It is equally free to follow the opposite course. The proper function of the free reason is to serve the Truth, or in other words, to be prepared to recognize its natural limitations and submit to the guidance of a higher reason whenever the latter makes its appearance. The reason of fallen souls refused deliberately to recognize his own native littleness and renounced the guidance of the higher reason. In fact, it set up for itself in order to build a world of its own with its own partly resources. The present world is the result of this disloyal activity. We have put our neck deliberately in to the noose that holds us fast in its iron grip and the same original perversity still persists and prevents us from reverting to our constitutional position. So long as this irrational perversity continues, we are doomed to grope in ignorance and reap the reward of the wilful abuse of our free reason in the form of this petty existence of sin and death. It is also under the lead of this perverted reason that we have built up the empiric science of conduct. The empiric science which are the outcome of the efforts of the reason to get rid of the consequences of its folly are really the fetters forged by itself which bind soul all the more securely to a false existence. The very first step that has to be taken in the right direction is to try seriously to realize the nature of this perversity or sin. Once this perversity is clearly perceived, the very science which has till now served to confirm our ignorance will be found to be of the utmost help in freeing us from the bondage of the world. There is nothing to be lost the change of front, and everything is to be gained in the only true sense.

(to be continued)




←  «Эротический принцип и безраздельная преданность Богу» (часть 2). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· «Эротический принцип и безраздельная преданность Богу» (часть 4). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)  →
Russian

Профессор Ниши Канта Саньял М. А.

Эротический принцип и безраздельная преданность Богу
(часть 3) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из шестого номера XXVI тома за ноябрь 1928 года)

 

Ниши Канта Саньял

(магистр гуманитарных наук,
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса) 

С предисловием и под редакцией
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады

 

Слава Шри Гуру и Гауранге! 

Шри Чайтанья Махапрабху никогда не выступал в защиту грубой или утонченной сексуальности, или же полного сексуального воздержания. Он был против всей этой позитивной и негативной связи с материей. Он утверждал, что обрести свой собственный идеал может лишь освобожденная душа. Он никогда не признавал, что раскрыть природную деятельность чистой души можно благодаря тем искусственным практикам, которые основаны на принципах иллюзорного существования. 

Человек с легкостью может оградить себя от всех заблуждений относительно принципа сексуальности, если глубоко постигнет то кардинальное различие между Шри Чайтаньей Махапрабху и моралистами-эмпириками в понимании идеала человеческой личности. Шри Чайтанья Махапрабху принимает идею сексуальных отношений точно так же, как и любые другие феномены этого мира, то есть как имеющие двоякую природу в свете нашего беспристрастного восприятия. Это может рассматриваться или как неотъемлемая часть нашей сущности, или как случайный фактор, который не имеет никакой связи с нашим подлинным «я». Эмпирики придерживаются первого мнения, тогда как Шри Чайтанья Махапрабху был против такого ошибочного понимания и утвердил как незыблемую истину мнение второе. В Его понимании сексуальные отношения относятся к целиком временной занятости и являются лишь одной из сторон этого изменчивого материального существования. Пока мы обусловлены этим миром, мы постоянно в той или иной форме соприкасаемся с этим принципом сексуальности на своем пути. Поэтому нам настоятельно необходимо выработать к нему особое отношение. Перво-наперво следует согласовать этот принцип с нашим идеалом человеческой личности. Если мы выберем своим идеалом душу, свободную от рабства материи, то нам следует сформировать такое отношение к сексуальности, которое бы не подпитывало наше неестественное стремление к материалистичной деятельности. Для этого нам сначала необходимо ясно осознать, что этот мир, который мы воспринимаем через свои мирские чувства, не является родным домом для нашей бессмертной души. Мир души не имеет никакого отношения к этой материальной вселенной. Бессмертная душа это не некое отвлеченное понятие, а духовный мир не порожден нашим религиозным воображением. Скорее истинным будет обратное утверждение. Этот материальный мир лишь искаженное отражение духовного мира. Это тень, отвлеченная проекция духовного мира, который единственно лишь является подлинной субстанцией. Наша душа житель духовного мира, просто она утратила память об этом. Однако характерные свойства духовного мира проявляются в крайне искаженном виде в мире материальном. Это тот же самый мир, который наши нынешние ущербные чувства воспринимают в искаженной и не совсем понятной форме. И лишь дремлющая душа ответственна за это искажение. Таковы неизбежные последствия неверного использования свободы воли, которая является неотъемлемым свойством чистой души. Душа вольна выбирать — служить Высшей Истине или нет. Однако подлинное побуждение ничем не обусловленного разума — служение Истине или, иными словами, готовность распознать свои естественные ограничения и смиренно принять руководство Высшего Начала, где бы оно ни проявилось. Однако разум падших джив умышленно мешает им осознать свою природную ограниченность и отвергает руководство высшего божественного разума. В действительности, он стремится лишь к тому, чтобы построить собственный мирок, используя свои ограниченные ресурсы. Все, что происходит в этом материальном мире,  лишь результат подобной вероломной деятельности. Мы нарочно затягиваем петлю на своей шее, обращаясь в рабов и лишаясь всякой возможности вернуться к своему естественному духовному положению. Пока мы ведомы столь неблагоразумным и искаженным мировосприятием, мы обречены прозябать в невежестве и пожинать плоды умышленного злоупотребления своей свободной волей в форме жалкой жизни в грехе и ожидания неотвратимой смерти. Именно на основе такого потакания извращенному разуму и строится эмпирическая наука о взаимоотношениях. Эта эмпирическая наука, которая является результатом усилий материалистичного разума избавиться от последствий собственной глупости, оборачивается теми путами, что сковывают души, все больше и больше погружая их в иллюзорное существование. Самым первым шагом, который поможет нам двигаться в верном направлении, станет искренняя попытка осознать природу этой мирской извращенности или греха. Понимание сути порочности откроет нам то знание, в свете которого мы увидим степень собственного невежества. Это знание также обладает для нас большой ценностью, поскольку помогает нам освободиться от рабства этого мира. В корне поменяв таким образом свое мировосприятие, мы ничего не потеряем, наоборот, обретем все в подлинном смысле этого слова.

(продолжение следует

Перевод на русский: Вриндавана Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 


English  

Prof. Nishi Kanta Sanyal M. A.

The Erotic Principle and Unalloyed Devotion
(part 3) 

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur 

(No. 6, Vol. XXVI, November 1928)

 

Nishi Kanta Sanyal, M. A.

Senior Professor of History, Ravenshaw College, Cuttack (Orissa) 

Revised with a Foreword
by

His Divine Grace
Om Vishnupad Paramahamsa
Shri Shrimad Bhakti Siddhanta Saraswati
Goswami Prabhupada

 

All glory to Shri Guru and Gauranga!

Shri Chaitanya Mahaprabhu is no advocate of gross or refined sensuality or of total sexual abstinence. He is opposed to all such positive and negative connection with the matter. He wants the emancipated soul to find his own ideal. He does not consider it possible to ascertain artificially the function of the free souls by the principles of their false existence.

If this radical difference between Shri Caitanya Mahaprabhu and empiric moralists in regard to the ideal of human personality is kept well in view, it should be possible not to misunderstand His attitude towards the sexual principle. Shri Chaitanya Mahaprabhu takes sex in the same way as He does any other phenomenon of this world, viz., as offering a double face to our unbiased reason. It may be regarded either as part and parcel of our eternal nature or as an adventitious factor which has no connection with our real self. The empiricist holds the former view. Shri Chaitanya Mahaprabhu opposes and refuses it and establishes the truth of the latter view. The sex according to Shri Chaitanya Mahaprabhu is a passing affair and belongs as such to this changing existence. It happens to be in our way in one form or another, so long as we are subject to this worldly existence, and it is of course necessary that we should have a principle of conduct in regard to it. That principle should also be consistent with our ideal of the human personality. If the soul freed from the shackles of matter be our ideal, we should so conduct ourselves towards sex that we may not thereby strengthen our present unnatural hankering for certain form of material activity. For this purpose, the very first thing that we have to do is to try to realize clearly that the world as it is presented to us by the material senses is not the world with which our souls are concerned. The soul has its own separate world. The soul is not an abstraction nor is the spiritual world a figment of our material imagination. Rather the opposite of this is the real truth. This material world is only the perverted reflection of the spiritual world. It is the shadow, the abstraction, of the spiritual world which is the real substance. Our soul who is a citizen of the spiritual world has somehow lost all real recollections of the substantive world. But the features of the spiritual world are reflected in a distorted manner in this material world. It is that very same world which is presented in this distorted and unintelligible form by our present defective senses. The dormant soul itself is responsible for this distortion. It is the inevitable result of the wrong use of the faculty of free reason which the constituent principle of the soul. The soul is free to choose to serve the Truth. It is equally free to follow the opposite course. The proper function of the free reason is to serve the Truth, or in other words, to be prepared to recognize its natural limitations and submit to the guidance of a higher reason whenever the latter makes its appearance. The reason of fallen souls refused deliberately to recognize his own native littleness and renounced the guidance of the higher reason. In fact, it set up for itself in order to build a world of its own with its own partly resources. The present world is the result of this disloyal activity. We have put our neck deliberately in to the noose that holds us fast in its iron grip and the same original perversity still persists and prevents us from reverting to our constitutional position. So long as this irrational perversity continues, we are doomed to grope in ignorance and reap the reward of the wilful abuse of our free reason in the form of this petty existence of sin and death. It is also under the lead of this perverted reason that we have built up the empiric science of conduct. The empiric science which are the outcome of the efforts of the reason to get rid of the consequences of its folly are really the fetters forged by itself which bind soul all the more securely to a false existence. The very first step that has to be taken in the right direction is to try seriously to realize the nature of this perversity or sin. Once this perversity is clearly perceived, the very science which has till now served to confirm our ignorance will be found to be of the utmost help in freeing us from the bondage of the world. There is nothing to be lost the change of front, and everything is to be gained in the only true sense.

(to be continued)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования