«Всевышний Шри Кришна Чайтанья» (часть 7). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Всевышний Шри Кришна Чайтанья
(часть 7) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из шестого номера XXVI тома за ноябрь 1928 года)


Всевышний принял санньясу (отречение) во время двухнедельной фазы прибывающей луны месяца магха, а в месяце пхалгуна выбрал Нилачалу (Пури) как место для Своей дальнейшей жизни. В Пури Он стал свидетелем фестиваля качель Кришны и освободил Сарвабхауму в месяце чайтра. Затем Он отправился на юг в [месяце] байсакх. Первоначально Господь желал пойти один, но по настоятельной просьбе Нитьянанды взял с Собой некого брахмана по имени Кришнадас, который от природы был очень скромен и простодушен. Сарвабхаума передал Господу четыре полных комплекта одежды аскета и попросил Его встретиться на берегу Годавари с Раманандой Раем, который жил там в то время. Нитьянанда с несколькими преданными сопровождал Господа до Алалнатха. Дальше Шри Чайтанья отправился в путь лишь с Кришнадасом и, постоянно воспевая Святое Имя Кришны, начал Свое незабываемое путешествие, опьяненный упоительной любовью.

Лишь услышав Имя Господа Хари из уст Всевышнего, люди тотчас начинали сами воспевать Святое Имя. Все те, кто припадал к стопам Всевышнего, Господа Шри Чайтаньи, обретали такую духовную силу, что впоследствии все население юга Индии было обращено в вайшнавизм учениками этих удачливых людей. Так слава милости Господа проявилась на юге еще сильнее, чем в Навадвипе. Двигаясь дальше, Господь достиг Курмакшетры. Там Он принял поклонение одного брахмана, поклоняющегося Господу Курме, и даровал ему Свою милость, наказав ему проповедовать Святое Имя Кришны другим. Всевышний наставлял каждого проповедовать о Кришне и при этом самому строго следовать этому учению, тем самым становясь ачарьей. В храме Курмы Господь пролил милость на брахмана по имени Васудева, который болел тяжелой формой проказы, в одночасье избавив его тело от болезни и смерти и сделав его ачарьей. Благодаря этому поступку Господь Шри Чайтанья Махапрабху стал известен как Васудевамритапрада (Дарующий нектар бессмертия Васудеве).

Затем Всевышний посетил храм Нрисимхи. В Видьянагаре Он встретил Рамананду Рая на берегу Годавари, куда Рай пришел для ежедневного омовения. Рай Рамананда попросил Шри Чайтанью остановиться на несколько дней в Видьянагаре для проповеди о Господе Хари. Махапрабху принял это предложение и остановился на некоторое время в доме вайдик-брахмана. Когда же вечером Рай Рамананда предстал перед Господом и предложил Ему смиренные поклоны, Шри Чайтанья повелел ему прочитать вслух несколько шлок, объясняющих высшую цель (прайоджану) духовной практики.

Рамананда вкратце упомянул варнашрама-дхарму, которой следуют все благочестивые люди1, и стал читать шлоки, призывающие посвящать свою деятельность Кришне, трудиться без привязанности к результатам2, а также прославляющие преданность Богу, смешанную с эмпирическим знанием3, и, наконец, преданность, лишенную какой-либо связи с таким знанием4. Последнее Господь признал верным устремлением. Затем Он попросил Рамананду рассказать Ему о следующем, более высоком этапе духовных усилий. Так Рай Рамананда продолжил эту незабываемую беседу, описывая все более высокие аспекты духовной жизни, такие как любовная преданность в форме безраздельной привязанности к Кришне, любовных отношений в качестве слуги, друга, родителей и, наконец, той любви, что выражается в идее возлюбленных, которая является высочайшей целью всех духовных устремлений. Рай Рамананда также раскрыл различные аспекты этой сокровенной любви, подтверждая тем самым высочайшее положение этой цели. Господь не согласился с тем, что это высочайший предел всех устремлений, и тогда Рай описал любовь Шри Радхики. Затем он поведал о природе Кришны и Радхи, а также о соответствующих принципах расы и любви.

Затем, повинуясь требованию Всевышнего, Рай Рамананда спел песню собственного сочинения, выражающую то особое настроение, в котором Госпожа в агонии разлуки отождествляет Себя с объектом Своей любви, а также описывающую те любовные поступки, что совершены [Ею] в полном ошибочном отождествлении со Своим Возлюбленным5. Под конец он раскрыл во всех подробностях крайне важную тему о совершенной необходимости смиренного принятия руководства доверенных подруг Шри Радхики во Врадже как способа достижения самого высочайшего из всех духовных устремлений — прямого любовного служения Шри Шри Радха-Кришне.

После нескольких последующих ночей, проведенных в разговорах о Кришне, Всевышний явил Раю Рамананде Свой облик Шьямасундара, Который правит высочайшей обителью расы (восторга, который «плавит» душу), и облик Гауры, Который является воплощением самóй высочайшей любви. Увидев этот божественный облик Господа, Рай Рамананда потерял сознание от блаженства. После нескольких дней, проведенных вместе, Господь повелел Раю Рамананде отправиться в Пури, где оставить пост министра царя, после чего [Господь] возобновил Свое путешествие на юг.

Отправившись в путь из Видьянагара, Всевышний последовательно посетил такие святые места, как Гаутами Ганга, Малликарджуна, Ахобал Нрисингха, Сиддха Бат, Скандха-кшетра, Триматх, Бриддха Каши, Бауддхастхан, Трипафи, Трималла, Пана-Нрисингха, Шива-Канчи, Вишну-Канчи, Трикалсашти, Бриддха-Кол, Сияли-Бхайраби, берег [реки] Кавери, Кумбхакарнакапал и наконец достиг Шри Ранга-кшетры.

По милости Всевышнего [Шри Чайтаньи Махапрабху] достичь Кришну теперь могли даже стремящиеся к возвышению и освобождению (карми и гьяни), поклонники Рамы, ведические профессора и, наконец, шри-вайшнавы и приверженцы других вероисповеданий, иными словами, все жители Южной Индии. В Бауддхастхане Всевышний опроверг казуистические доводы эрудированного ачарьи буддистов. Разгневанный своим поражением буддистский учитель замыслил заговор, состоящий в том, чтобы предложить оскверненную пищу Господу в качестве маха-прасада, однако внезапно появилась огромная птица, которая схватила это нечистое подношение и унесла его вместе с подносом, на котором лежало подношение. Затем этот поднос упал на голову учителя буддистов и повредил его череп. От столь сильного удара злополучный ученый потерял сознание. Буддисты, став свидетелем несчастья, приключившегося с их наставником, сразу склонились ниц перед Всевышним и по велению Господа стали петь святые имена Кришны, обратившись в вайшнавизм вместе со своим ачарьей. Прежний учитель буддистов продекламировал гимн в прославление Всевышнего, Господа Шри Чайтаньи, в котором признал Самого Шри Кришну. Господь также обратил в вайшнавов (то есть даровал осознание своего подлинного «я») многих шайвов.

В течение четырех месяцев чатурмасьи Господь гостил в Ранга-кшетре в доме Вьенкаты Бхатты, который был уроженцем этого места и вайшнавом, последователем Шри Рамануджачарьи. Господь обратил Вьенкату Бхатту вместе со всей его семьей, которые поклонялись Лакшми-Нараяне, в преданных Кришны. Так три брата — Тирумалая Бхатта, Вьенката Бхатта и Прабодхананда Сарасвати предались лотосоподобным стопам Всевышнего и обрели право ощутить опьяняющую сладость Шри Шри Радха-Кришны. Шри Прабодхананда Сарасвати был аскетом с тройным посохом (триданди). Он был дядей и духовным учителем Шри Гопала Бхатты, сына Шри Вьенкаты Бхатты. В течение всего того времени, что Господь оставался в доме Вьенкаты Бхатты, Гопал Бхатта имел возможность созерцать Шри Чайтанью и служить Ему.

Выступив из Шри Рангама, Всевышний вскоре достиг Ришава Парвата, где встретил Шри Парамананду Пури. После этого Пури Госвами направился в Нилачалу (Пури), а Господь направил Свои стопы к мосту Рамы. В южной Матхуре Господь встретил преданного Рамы и развеял его печали, уверив, что трансцендентная Сита Деви является вечной Госпожой Вайкунтхи, и Ее никогда не касались оскверняющие взгляды и прикосновения демона Раваны. Затем Господь отправился в Рамешвар, где обнаружил изречения «Курма-пураны», в которых подтверждались Его слова, и показал их счастливому брахману. Простодушный брахман Кришнадас, соспровождавший Всевышнего, попал под пагубное влияние секты бхаттатхари из Малабара. Господь спас его от деградации и тем самым преподал всем урок, показав, что если человек злоупотребляет своей свободой воли, то неизбежно окажется в рабстве материальной энергии. Такое ужасное несчастье ждет любого, кто даже на мгновение отворачивается от служения Шри Кришне.

Где-то на берегу реки Паяшвини Господь обнаружил пятую главу «Брахма-самхиты», авторитетного труда, раскрывающего принципы религии вайшнавов. Оттуда Он отправился в Шрингери Матх и Удупи. Всевышний не оценил высоко положения Мадхавачарьи из Удупи, который был сторонником доктрины знания как высшей цели и признавал преданность Богу в тесной связи с эмпирическим знанием. Впоследствии последователи Мадхвачарьи были побеждены и признали величие Всевышнего, Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. В Пандарпуре Господь получил вести об уходе Своего старшего брата Вишварупы, известного как Шанкараранья, из уст Шри Рангапури. Придя на берег реки Кришнавенва, Господь обнаружил великую книгу — «Кришна-карнамриту». Возвратившись по той же дороге в Видьянагар, Всевышний еще раз посетил Рая Рамананду, а затем вернулся в Пури через Алалнатх.

По возвращении в Пури Господь остановился в доме Каши Мишры. Сарвабхаума представил Господа всем вайшнавам, жившим в Шри-кшетре. Кришнадас был отправлен в Навадвипу. Услышав от Кришнадаса вести о возвращении Господа в Шри-кшетру, преданные Гаудии собрались идти в Пури. Также туда через Навадвипу прибыл Шри Парамананда Пури и привел с собой брахмана Камалаканту, который был учеником Адвайты Ачарьи. Шри Пурушоттам Бхаттачарья, уроженец Навадвипы, приняв санньясу в Бенаресе от своего духовного наставника Чайтаньянанды, стал известен под именем Сварупа. При этом он не принял шафрановые одежды, а теперь обрел прибежище у стоп Всевышнего в Пури. Говинда, ученик Шри Ишвары Пури, после ухода Пури Госвами также отправился к Всевышнему, повинуясь велению своего духовного учителя, и отдал себя в полное распоряжение Господа. Господь очень умело заставил Брахмананду Бхарати перестать носить одежду из шкуры. Кашишвар Пандит, ученик Ишвары Пури, также прибыл в то время.

(продолжение следует)

Автор неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

 

English

The Supreme Lord Shri Krishna-Chaitanya
(part 7)

Journal The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 6, Vol. XXVI, November 1928)


THE Supreme Lord having accepted sannyas (renunciation) in the bright fortnight of the month of Magh took up His residence at Nilachal (Puri) in the month of Falgun following. At Puri the Lord witnessed the swing festival of Krishna and delivered Sarbabhauma in the month of Chaitra. He started for the South in Baisakh. The Lord proposed to go alone on His journey but allowed Himself to be persuaded at the special request of Nityananda to take with Him a brahman, by name Krishnadas, who happened to possess a nature of great simplicity. Sarbabhauma supplied the Lord with four sets of clothing, the lower as well as the outer pieces, worn by an ascetic and requested Him to meet on His way on the bank of the Godavari, Ramananda Rai who was residing there at the time. Nityananda and some of the devotees accompanied the Lord up to Alalnath. From Alalnath the Lord separated from His companions except Krishnadas and began His memorable journey reciting continuously as He went the word ‘Krishna’ in a passion of over-whelming love.

On hearing the Name of Hari from the lips of the Supreme Lord all the people of those parts began forthwith to recite the Holy Name. Infusing the power of the spirit in all those who threw themselves at His feet the Supreme Lord effected the spiritual conversion of the entire population of the South by means of the disciples of those favoured persons. The glory of the mercy of the Lord manifested itself in the South in even greater measure than at Nabadwip. Moving forward in this manner the Lord arrived at Kurmakshetra. There He accepted the worship of the Kurma-brahman and bestowing on him His mercy commanded him to preach the Name of Krishna to others. The Supreme Lord commanded everyone to preach the tidings of Krishna by practicing what he was to preach, or, in other words, to become an Acharyya. In the temple of Kurma the Lord showed His mercy to a brahman of the name of Vasudeva who was afflicted with leprosy of a malignant type, and freeing him at once from the diseases of body and mortality made him an Acharyya. For this act the Lord became known as ‘Vasudevamritaprada’ (Dispenser of the nectar, or immortality, to Vasudeva).

The Supreme Lord next visited Jior-Nrisingha. At Vidyanagar He met Ramananda Rai by accident on the bank of the Godavari where Rai had come for his daily bath. Rai Ramananda begged the Lord to stop at Vidyanagar for a few days to preach the tidings of Hari. The Lord acceded to his request and stayed for some time at the house of a vaidic brahman. When in the evening Rai Ramananda presenting himself before the Lord in the garb of a humble suppliant made his prostrated obeisance the Supreme Lord commanded him to read out a few shlokas explaining the object (prayojan) of spiritual endeavour.

Thereupon Ramananda having briefly referred to the varnashrama-dharma which was followed by all good people, read a number of shlokas bearing respectively on the offering of all work to Krishna, on work without worldly attachment, on devotion adulterated with empiric knowledge and lastly on devotion unalloyed with such knowledge. The Lord recognized the last as the true end. He then asked Ramananda to tell him of those subjects that belonged to a still higher stage of endeavour. Rai Ramananda then launched on a memorable discourse taking his topics in the following order of excellence viz. loving devotion in the form of unalloyed attachment for Krishna, love as that of a servant, love as friendship, love as paternal affection and love as embodied in the idea of the lover which last he declared to be the Supreme object of spiritual endeavour. Rai also dilated on the various aspects of amorous love to prove how it constituted the very highest end. The Lord having denied that it was the limit of the end Rai next described the love of Shri Radhika Rai Ramananda then launched out into a description of the natures of Krishna and Radha and the principles respectively of rasa (rapturous quality) and love.

Thereafter in response to the requisition of the Supreme Lord Ramananda Rai recited a song composed by himself which is surcharged with the mood in which the mistress identifies Herself with the abject of Her love in the destruction of separation and which expresses itself in loving activities in keeping with the strong persuasion of such mistaken identity with Her lover. Lastly the all-important subject of the absolute necessity of loyal submission to the guidance of Shri Radhika’s female confidantes of Braja as the means of attaining the highest object of spiritual pupilage viz. the direct loving service of Radha-Krishna, was treated in detail.

After several successive nights had been passed in Krishna discourse the Supreme Lord showed Rai Ramananda His Form as Shyama Who reigns supreme over the realm of rasa (rapture that melts the soul) and as Gaura Who is the highest Love Itself. The sight of the Form Divine caused Rai Ramananda to faint for excessive joy. After a few more days had passed the Lord commanded Rai Ramananda to proceed to Puri giving up his post as an officer of the king and resumed His journey southwards.

Starting from Vidyanagar the Lord visited successively Gautami Ganga, Mallikarjuna, Ahobal Nrisingha, Siddha Bat, Skandha-Kshetra, Trimath, Briddha Kashi, Bauddhasthan, Tripafi, Trimalla, Pana-Nrisingha, Shiva-Kanchi, Vishnu-Kanchi, Trikalsashti, Briddha-Kol, Siyali-Bhairabi, Bank of Kaveri, Kumbhakarnakapal and arrived at Shri Ranga-Kshetra.

By the mercy of the Supreme Lord attachment for Krishna manifested itself even among elevationists (karmis), salvationists (jnanis), worshippers of Rama, professors of knowledge as end, Shri Vaishnavas and other sects, or in other words, all the inhabitants of South India. At Bauddhasthan the supreme Lord refuted the casuistries of the learned Acharyya of the Buddhists. Enraged by his discomfiture the Buddhist teacher laid a plot and caused desecrated food to be offered to the supreme Lord as maha-prasada, when a great bird made its appearance and snatched away the impure food together with the dish in which it had been served. The dish then descended on the head of the Buddhist teacher and cut into the skull. The luckless savant was rendered senseless by the violence of the blow. The Buddhists on witnessing the fate of their preceptor at once submitted to the Supreme Lord and by command of the Lord chanting the kirtan of Krishna were turned into Vaishnavas along with their Acharyya. The quondam Buddhist teacher thereupon recited a hymn in praise of the Supreme Lord Whom he recognized as Krishna. The Lord also enabled the Shaivas to awake into Vaishnavism or consciousness of the real self.

During the four months of Chaturmasya the Lord stayed in Shri Ranga-Kshetra at the house of Venkata Bhatta who was a native of the place and a Vaishnava, being a follower of Shri Ramanujacharyya. The Lord converted Venkata Bhatta with his whole family who had been worshippers of Lakshmi-Narayana, into devotees of Krishna. The three brothers Tirumalaya Bhatta, Venkata Bhatta and Probodhananda Saraswati obtaining the refuge of the feet of the Supreme Lord attained the eligibility of realizing the intoxicating sweetness of Radha-Krishna. Shri Probodhananda Saraswati, the brother of Venkata Bhatta, was an ascetic with the triple staff (tridandi). He is uncle and spiritual preceptor of Shri Gopala, Bhatta, son of Shri Venkata Bhatta. During the period of His stay at the house of Venkata Bhatta, Gopala Bhatta had an opportunity of beholding and serving the Lord.

On His arrival at Rishava Parvat from Shri Rangam the Supreme Lord met Shri Paramananda Puri. Puri Goswami then proceeded to Nilachal (Puri). The Supreme Lord started for Rama’s Bridge. At South Mathura being touched by the grief of a devotee of Rama the Lord consoled him with the assurance that transcendental Seeta Devi is the mistress of Vaikuntha and is beyond the scope of the polluted touch or sight of the worldly Ravana. Later the Lord procured from Rameshwar certain shlokas of the Kurma Purana that corroborate His statement and showed them to the delighted brahman. The simple minded brahman Krishnadas, who accompanied the Supreme Lord, having fallen into the clutches of the Bhattatharis of Malabar the Lord rescued him from his degradation thereby teaching this lesson as a warning to everybody that the thralldom of the illusory power is the inevitable result of the abuse of one’s freedom of will and that this terrible calamity is sure to overtake one who forgets to serve Krishna even for the space of a single moment.

The Lord secured on the bank of the Payashwini river the fifth chapter of the Brahma Samhita, an authoritative work on the principles of the Vaishnava religion. From there He went on to Shringeri Math and Udupi. The Supreme Lord did not esteem the discourses of the then Madhavacharyya of Udupi who was an upholder of the doctrine of knowledge as the end and a supporter of devotion adulterated with empiric knowledge. The Madhavacharyya being afterwards vanquished in controversy recognized the greatness of the Supreme Lord. At Pandarpur the Lord received the tidings of the disappearance of His elder brother, Biswarup, known as Shankararanya, from the lips of Shri Rangapuri. He secured the work Krishna-karnamrita on the bank of the Krishnavenva river. Retracing His steps to Vidyanagar and there once more visiting Rai Ramananda the Supreme Lord returned to Puri by way of Alalnath.

On His return to Puri the Lord took up His residence at the house of Kashi Mishra. Sarbabhauma introduced to the Lord all the Vaishnavas who resided at Shri-Kshetra. Krishnadas was sent to Nabadwip. On learning from Krishnadas the tidings of the Lord’s return to Shri Kshetra the Gaudiya devotees prepared to come up to Puri. Shri Paramananda Puri arrived there by way of Nabadwip bringing with him the brahman Kamalakanta who was a disciple of Advaitacharyya. Shri Purushottam Bhattacharyya, a native of Nabadwip, after exhibiting the lila of accepting sannyas from a preceptor of the name of Chaitanyananda at Benares and becoming thereby known under the appellation of Swarup without assuming the saffron robes now presented himself at the feet of the Supreme Lord at Puri. Govinda who was a disciple of Shri Ishwara Puri also made his way to the Supreme Lord after the disappearance of Puri Goswami and in obedience to the command of his preceptor, and was employed in attendance on the person of the Lord. The supreme Lord with great skill made Brahmananda Bharati give up his skin garment. Kashishwar Pandit, disciple of Ishwara Puri, also arrived at this time.

(to be continued) 

The author is unknown

 


1 Имеется в виду следующий стих: варн̣а̄ш́рама̄ча̄ра-вата̄, пуруш̣ен̣а парах̣ пума̄н / виш̣н̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄, на̄нйат тат-тош̣а-ка̄ран̣ам — «Поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Вишну, — значит должным образом исполнять обязанности, соответствующие варне и ашраму. Всевышнего нельзя удовлетворить ничем иным. Человек должен знать свое место в системе четырех варн и ашрамов» (стих из «Вишну-пураны», 3.8.9; приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.58).

2 Рамананда Рай сказал: кр̣ш̣н̣е карма̄рпан̣а — сарва-са̄дхйа-са̄ра — «Посвящать все плоды своего труда Кришне — вот наивысшее совершенство» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.59).

3 Имеется в виду джн̃а̄на-миш́ра бхакти — «преданное служение, смешанное с эмпирическим знанием» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.64).

4 Раманандай Рай продолжал: джн̃а̄на-ш́ӯнйа̄ бхакти — са̄дхйа-са̄ра — «Высшее совершенство — чистое преданное служение, свободное от любых примесей умозрительного философствования» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.66).

5 Стихотворение раскрывает чувства Шримати Радхарани: пахилехи ра̄га найана-бхан̇ге бхела / анудина ба̄д̣хала, авадхи на̄ гела / (на̄ кхон̇джалун̇ дӯтӣ, на̄ кхон̇джалун̇ а̄н / дун̇хукери милане мадхйа та па̄н̇ча-ба̄н̣а) / на̄ со раман̣а, на̄ ха̄ма раман̣ӣ / дун̇ху-мана манобхава пеш̣ала джа̄ни’ / э сакхи, се-саба према-ка̄хинӣ / ка̄ну-т̣ха̄ме кахаби вичхурала джа̄ни’ / на̄ кхон̇джалун̇ дӯтӣ, на̄ кхон̇джалун̇ а̄н / дун̇хукери милане мадхйа та па̄н̇ча-ба̄н̣а — «Еще до Нашей встречи Нас уже влекло Друг к Другу. Влечение родилось от первого же случайного взгляда. Так возникла Наша связь. День ото дня она крепла, пока не стала неразрывной. Наша привязанность Друг к Другу стала естественным продолжением Нас самих. Причина ее кроется не в Кришне, который наслаждается Мной, и не во Мне, ибо Я лишь доставляю Ему наслаждение. Причину следует искать в другом. Возникновением этой привязанности Мы обязаны Нашей встрече. Такая обоюдная привязанность именуется манобхавой, самим богом любви. Ум Кришны и Мой ум слились воедино. Сейчас, в разлуке, очень трудно объяснить Нашу любовь. Дорогая подруга, хотя Кришна, возможно, уже забыл обо всем, ты понимаешь Меня и сможешь передать Ему Мои слова. Но во время Нашей первой встречи Мы ни через кого не передавали посланий, и Я никого не просила встретиться с Кришной. Нашими посредниками были пять стрел бога любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.194).




←  Празднование Шри Гаура-пурнимы. 16 марта 2014 года. Шэньчжэнь, Китай ·• Архив новостей •· «Время сознания Кришны». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 19 июня 2001 года. Санкт-Петербург  →
Russian

Всевышний Шри Кришна Чайтанья
(часть 7) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из шестого номера XXVI тома за ноябрь 1928 года)


Всевышний принял санньясу (отречение) во время двухнедельной фазы прибывающей луны месяца магха, а в месяце пхалгуна выбрал Нилачалу (Пури) как место для Своей дальнейшей жизни. В Пури Он стал свидетелем фестиваля качель Кришны и освободил Сарвабхауму в месяце чайтра. Затем Он отправился на юг в [месяце] байсакх. Первоначально Господь желал пойти один, но по настоятельной просьбе Нитьянанды взял с Собой некого брахмана по имени Кришнадас, который от природы был очень скромен и простодушен. Сарвабхаума передал Господу четыре полных комплекта одежды аскета и попросил Его встретиться на берегу Годавари с Раманандой Раем, который жил там в то время. Нитьянанда с несколькими преданными сопровождал Господа до Алалнатха. Дальше Шри Чайтанья отправился в путь лишь с Кришнадасом и, постоянно воспевая Святое Имя Кришны, начал Свое незабываемое путешествие, опьяненный упоительной любовью.

Лишь услышав Имя Господа Хари из уст Всевышнего, люди тотчас начинали сами воспевать Святое Имя. Все те, кто припадал к стопам Всевышнего, Господа Шри Чайтаньи, обретали такую духовную силу, что впоследствии все население юга Индии было обращено в вайшнавизм учениками этих удачливых людей. Так слава милости Господа проявилась на юге еще сильнее, чем в Навадвипе. Двигаясь дальше, Господь достиг Курмакшетры. Там Он принял поклонение одного брахмана, поклоняющегося Господу Курме, и даровал ему Свою милость, наказав ему проповедовать Святое Имя Кришны другим. Всевышний наставлял каждого проповедовать о Кришне и при этом самому строго следовать этому учению, тем самым становясь ачарьей. В храме Курмы Господь пролил милость на брахмана по имени Васудева, который болел тяжелой формой проказы, в одночасье избавив его тело от болезни и смерти и сделав его ачарьей. Благодаря этому поступку Господь Шри Чайтанья Махапрабху стал известен как Васудевамритапрада (Дарующий нектар бессмертия Васудеве).

Затем Всевышний посетил храм Нрисимхи. В Видьянагаре Он встретил Рамананду Рая на берегу Годавари, куда Рай пришел для ежедневного омовения. Рай Рамананда попросил Шри Чайтанью остановиться на несколько дней в Видьянагаре для проповеди о Господе Хари. Махапрабху принял это предложение и остановился на некоторое время в доме вайдик-брахмана. Когда же вечером Рай Рамананда предстал перед Господом и предложил Ему смиренные поклоны, Шри Чайтанья повелел ему прочитать вслух несколько шлок, объясняющих высшую цель (прайоджану) духовной практики.

Рамананда вкратце упомянул варнашрама-дхарму, которой следуют все благочестивые люди1, и стал читать шлоки, призывающие посвящать свою деятельность Кришне, трудиться без привязанности к результатам2, а также прославляющие преданность Богу, смешанную с эмпирическим знанием3, и, наконец, преданность, лишенную какой-либо связи с таким знанием4. Последнее Господь признал верным устремлением. Затем Он попросил Рамананду рассказать Ему о следующем, более высоком этапе духовных усилий. Так Рай Рамананда продолжил эту незабываемую беседу, описывая все более высокие аспекты духовной жизни, такие как любовная преданность в форме безраздельной привязанности к Кришне, любовных отношений в качестве слуги, друга, родителей и, наконец, той любви, что выражается в идее возлюбленных, которая является высочайшей целью всех духовных устремлений. Рай Рамананда также раскрыл различные аспекты этой сокровенной любви, подтверждая тем самым высочайшее положение этой цели. Господь не согласился с тем, что это высочайший предел всех устремлений, и тогда Рай описал любовь Шри Радхики. Затем он поведал о природе Кришны и Радхи, а также о соответствующих принципах расы и любви.

Затем, повинуясь требованию Всевышнего, Рай Рамананда спел песню собственного сочинения, выражающую то особое настроение, в котором Госпожа в агонии разлуки отождествляет Себя с объектом Своей любви, а также описывающую те любовные поступки, что совершены [Ею] в полном ошибочном отождествлении со Своим Возлюбленным5. Под конец он раскрыл во всех подробностях крайне важную тему о совершенной необходимости смиренного принятия руководства доверенных подруг Шри Радхики во Врадже как способа достижения самого высочайшего из всех духовных устремлений — прямого любовного служения Шри Шри Радха-Кришне.

После нескольких последующих ночей, проведенных в разговорах о Кришне, Всевышний явил Раю Рамананде Свой облик Шьямасундара, Который правит высочайшей обителью расы (восторга, который «плавит» душу), и облик Гауры, Который является воплощением самóй высочайшей любви. Увидев этот божественный облик Господа, Рай Рамананда потерял сознание от блаженства. После нескольких дней, проведенных вместе, Господь повелел Раю Рамананде отправиться в Пури, где оставить пост министра царя, после чего [Господь] возобновил Свое путешествие на юг.

Отправившись в путь из Видьянагара, Всевышний последовательно посетил такие святые места, как Гаутами Ганга, Малликарджуна, Ахобал Нрисингха, Сиддха Бат, Скандха-кшетра, Триматх, Бриддха Каши, Бауддхастхан, Трипафи, Трималла, Пана-Нрисингха, Шива-Канчи, Вишну-Канчи, Трикалсашти, Бриддха-Кол, Сияли-Бхайраби, берег [реки] Кавери, Кумбхакарнакапал и наконец достиг Шри Ранга-кшетры.

По милости Всевышнего [Шри Чайтаньи Махапрабху] достичь Кришну теперь могли даже стремящиеся к возвышению и освобождению (карми и гьяни), поклонники Рамы, ведические профессора и, наконец, шри-вайшнавы и приверженцы других вероисповеданий, иными словами, все жители Южной Индии. В Бауддхастхане Всевышний опроверг казуистические доводы эрудированного ачарьи буддистов. Разгневанный своим поражением буддистский учитель замыслил заговор, состоящий в том, чтобы предложить оскверненную пищу Господу в качестве маха-прасада, однако внезапно появилась огромная птица, которая схватила это нечистое подношение и унесла его вместе с подносом, на котором лежало подношение. Затем этот поднос упал на голову учителя буддистов и повредил его череп. От столь сильного удара злополучный ученый потерял сознание. Буддисты, став свидетелем несчастья, приключившегося с их наставником, сразу склонились ниц перед Всевышним и по велению Господа стали петь святые имена Кришны, обратившись в вайшнавизм вместе со своим ачарьей. Прежний учитель буддистов продекламировал гимн в прославление Всевышнего, Господа Шри Чайтаньи, в котором признал Самого Шри Кришну. Господь также обратил в вайшнавов (то есть даровал осознание своего подлинного «я») многих шайвов.

В течение четырех месяцев чатурмасьи Господь гостил в Ранга-кшетре в доме Вьенкаты Бхатты, который был уроженцем этого места и вайшнавом, последователем Шри Рамануджачарьи. Господь обратил Вьенкату Бхатту вместе со всей его семьей, которые поклонялись Лакшми-Нараяне, в преданных Кришны. Так три брата — Тирумалая Бхатта, Вьенката Бхатта и Прабодхананда Сарасвати предались лотосоподобным стопам Всевышнего и обрели право ощутить опьяняющую сладость Шри Шри Радха-Кришны. Шри Прабодхананда Сарасвати был аскетом с тройным посохом (триданди). Он был дядей и духовным учителем Шри Гопала Бхатты, сына Шри Вьенкаты Бхатты. В течение всего того времени, что Господь оставался в доме Вьенкаты Бхатты, Гопал Бхатта имел возможность созерцать Шри Чайтанью и служить Ему.

Выступив из Шри Рангама, Всевышний вскоре достиг Ришава Парвата, где встретил Шри Парамананду Пури. После этого Пури Госвами направился в Нилачалу (Пури), а Господь направил Свои стопы к мосту Рамы. В южной Матхуре Господь встретил преданного Рамы и развеял его печали, уверив, что трансцендентная Сита Деви является вечной Госпожой Вайкунтхи, и Ее никогда не касались оскверняющие взгляды и прикосновения демона Раваны. Затем Господь отправился в Рамешвар, где обнаружил изречения «Курма-пураны», в которых подтверждались Его слова, и показал их счастливому брахману. Простодушный брахман Кришнадас, соспровождавший Всевышнего, попал под пагубное влияние секты бхаттатхари из Малабара. Господь спас его от деградации и тем самым преподал всем урок, показав, что если человек злоупотребляет своей свободой воли, то неизбежно окажется в рабстве материальной энергии. Такое ужасное несчастье ждет любого, кто даже на мгновение отворачивается от служения Шри Кришне.

Где-то на берегу реки Паяшвини Господь обнаружил пятую главу «Брахма-самхиты», авторитетного труда, раскрывающего принципы религии вайшнавов. Оттуда Он отправился в Шрингери Матх и Удупи. Всевышний не оценил высоко положения Мадхавачарьи из Удупи, который был сторонником доктрины знания как высшей цели и признавал преданность Богу в тесной связи с эмпирическим знанием. Впоследствии последователи Мадхвачарьи были побеждены и признали величие Всевышнего, Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. В Пандарпуре Господь получил вести об уходе Своего старшего брата Вишварупы, известного как Шанкараранья, из уст Шри Рангапури. Придя на берег реки Кришнавенва, Господь обнаружил великую книгу — «Кришна-карнамриту». Возвратившись по той же дороге в Видьянагар, Всевышний еще раз посетил Рая Рамананду, а затем вернулся в Пури через Алалнатх.

По возвращении в Пури Господь остановился в доме Каши Мишры. Сарвабхаума представил Господа всем вайшнавам, жившим в Шри-кшетре. Кришнадас был отправлен в Навадвипу. Услышав от Кришнадаса вести о возвращении Господа в Шри-кшетру, преданные Гаудии собрались идти в Пури. Также туда через Навадвипу прибыл Шри Парамананда Пури и привел с собой брахмана Камалаканту, который был учеником Адвайты Ачарьи. Шри Пурушоттам Бхаттачарья, уроженец Навадвипы, приняв санньясу в Бенаресе от своего духовного наставника Чайтаньянанды, стал известен под именем Сварупа. При этом он не принял шафрановые одежды, а теперь обрел прибежище у стоп Всевышнего в Пури. Говинда, ученик Шри Ишвары Пури, после ухода Пури Госвами также отправился к Всевышнему, повинуясь велению своего духовного учителя, и отдал себя в полное распоряжение Господа. Господь очень умело заставил Брахмананду Бхарати перестать носить одежду из шкуры. Кашишвар Пандит, ученик Ишвары Пури, также прибыл в то время.

(продолжение следует)

Автор неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

 

English

The Supreme Lord Shri Krishna-Chaitanya
(part 7)

Journal The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 6, Vol. XXVI, November 1928)


THE Supreme Lord having accepted sannyas (renunciation) in the bright fortnight of the month of Magh took up His residence at Nilachal (Puri) in the month of Falgun following. At Puri the Lord witnessed the swing festival of Krishna and delivered Sarbabhauma in the month of Chaitra. He started for the South in Baisakh. The Lord proposed to go alone on His journey but allowed Himself to be persuaded at the special request of Nityananda to take with Him a brahman, by name Krishnadas, who happened to possess a nature of great simplicity. Sarbabhauma supplied the Lord with four sets of clothing, the lower as well as the outer pieces, worn by an ascetic and requested Him to meet on His way on the bank of the Godavari, Ramananda Rai who was residing there at the time. Nityananda and some of the devotees accompanied the Lord up to Alalnath. From Alalnath the Lord separated from His companions except Krishnadas and began His memorable journey reciting continuously as He went the word ‘Krishna’ in a passion of over-whelming love.

On hearing the Name of Hari from the lips of the Supreme Lord all the people of those parts began forthwith to recite the Holy Name. Infusing the power of the spirit in all those who threw themselves at His feet the Supreme Lord effected the spiritual conversion of the entire population of the South by means of the disciples of those favoured persons. The glory of the mercy of the Lord manifested itself in the South in even greater measure than at Nabadwip. Moving forward in this manner the Lord arrived at Kurmakshetra. There He accepted the worship of the Kurma-brahman and bestowing on him His mercy commanded him to preach the Name of Krishna to others. The Supreme Lord commanded everyone to preach the tidings of Krishna by practicing what he was to preach, or, in other words, to become an Acharyya. In the temple of Kurma the Lord showed His mercy to a brahman of the name of Vasudeva who was afflicted with leprosy of a malignant type, and freeing him at once from the diseases of body and mortality made him an Acharyya. For this act the Lord became known as ‘Vasudevamritaprada’ (Dispenser of the nectar, or immortality, to Vasudeva).

The Supreme Lord next visited Jior-Nrisingha. At Vidyanagar He met Ramananda Rai by accident on the bank of the Godavari where Rai had come for his daily bath. Rai Ramananda begged the Lord to stop at Vidyanagar for a few days to preach the tidings of Hari. The Lord acceded to his request and stayed for some time at the house of a vaidic brahman. When in the evening Rai Ramananda presenting himself before the Lord in the garb of a humble suppliant made his prostrated obeisance the Supreme Lord commanded him to read out a few shlokas explaining the object (prayojan) of spiritual endeavour.

Thereupon Ramananda having briefly referred to the varnashrama-dharma which was followed by all good people, read a number of shlokas bearing respectively on the offering of all work to Krishna, on work without worldly attachment, on devotion adulterated with empiric knowledge and lastly on devotion unalloyed with such knowledge. The Lord recognized the last as the true end. He then asked Ramananda to tell him of those subjects that belonged to a still higher stage of endeavour. Rai Ramananda then launched on a memorable discourse taking his topics in the following order of excellence viz. loving devotion in the form of unalloyed attachment for Krishna, love as that of a servant, love as friendship, love as paternal affection and love as embodied in the idea of the lover which last he declared to be the Supreme object of spiritual endeavour. Rai also dilated on the various aspects of amorous love to prove how it constituted the very highest end. The Lord having denied that it was the limit of the end Rai next described the love of Shri Radhika Rai Ramananda then launched out into a description of the natures of Krishna and Radha and the principles respectively of rasa (rapturous quality) and love.

Thereafter in response to the requisition of the Supreme Lord Ramananda Rai recited a song composed by himself which is surcharged with the mood in which the mistress identifies Herself with the abject of Her love in the destruction of separation and which expresses itself in loving activities in keeping with the strong persuasion of such mistaken identity with Her lover. Lastly the all-important subject of the absolute necessity of loyal submission to the guidance of Shri Radhika’s female confidantes of Braja as the means of attaining the highest object of spiritual pupilage viz. the direct loving service of Radha-Krishna, was treated in detail.

After several successive nights had been passed in Krishna discourse the Supreme Lord showed Rai Ramananda His Form as Shyama Who reigns supreme over the realm of rasa (rapture that melts the soul) and as Gaura Who is the highest Love Itself. The sight of the Form Divine caused Rai Ramananda to faint for excessive joy. After a few more days had passed the Lord commanded Rai Ramananda to proceed to Puri giving up his post as an officer of the king and resumed His journey southwards.

Starting from Vidyanagar the Lord visited successively Gautami Ganga, Mallikarjuna, Ahobal Nrisingha, Siddha Bat, Skandha-Kshetra, Trimath, Briddha Kashi, Bauddhasthan, Tripafi, Trimalla, Pana-Nrisingha, Shiva-Kanchi, Vishnu-Kanchi, Trikalsashti, Briddha-Kol, Siyali-Bhairabi, Bank of Kaveri, Kumbhakarnakapal and arrived at Shri Ranga-Kshetra.

By the mercy of the Supreme Lord attachment for Krishna manifested itself even among elevationists (karmis), salvationists (jnanis), worshippers of Rama, professors of knowledge as end, Shri Vaishnavas and other sects, or in other words, all the inhabitants of South India. At Bauddhasthan the supreme Lord refuted the casuistries of the learned Acharyya of the Buddhists. Enraged by his discomfiture the Buddhist teacher laid a plot and caused desecrated food to be offered to the supreme Lord as maha-prasada, when a great bird made its appearance and snatched away the impure food together with the dish in which it had been served. The dish then descended on the head of the Buddhist teacher and cut into the skull. The luckless savant was rendered senseless by the violence of the blow. The Buddhists on witnessing the fate of their preceptor at once submitted to the Supreme Lord and by command of the Lord chanting the kirtan of Krishna were turned into Vaishnavas along with their Acharyya. The quondam Buddhist teacher thereupon recited a hymn in praise of the Supreme Lord Whom he recognized as Krishna. The Lord also enabled the Shaivas to awake into Vaishnavism or consciousness of the real self.

During the four months of Chaturmasya the Lord stayed in Shri Ranga-Kshetra at the house of Venkata Bhatta who was a native of the place and a Vaishnava, being a follower of Shri Ramanujacharyya. The Lord converted Venkata Bhatta with his whole family who had been worshippers of Lakshmi-Narayana, into devotees of Krishna. The three brothers Tirumalaya Bhatta, Venkata Bhatta and Probodhananda Saraswati obtaining the refuge of the feet of the Supreme Lord attained the eligibility of realizing the intoxicating sweetness of Radha-Krishna. Shri Probodhananda Saraswati, the brother of Venkata Bhatta, was an ascetic with the triple staff (tridandi). He is uncle and spiritual preceptor of Shri Gopala, Bhatta, son of Shri Venkata Bhatta. During the period of His stay at the house of Venkata Bhatta, Gopala Bhatta had an opportunity of beholding and serving the Lord.

On His arrival at Rishava Parvat from Shri Rangam the Supreme Lord met Shri Paramananda Puri. Puri Goswami then proceeded to Nilachal (Puri). The Supreme Lord started for Rama’s Bridge. At South Mathura being touched by the grief of a devotee of Rama the Lord consoled him with the assurance that transcendental Seeta Devi is the mistress of Vaikuntha and is beyond the scope of the polluted touch or sight of the worldly Ravana. Later the Lord procured from Rameshwar certain shlokas of the Kurma Purana that corroborate His statement and showed them to the delighted brahman. The simple minded brahman Krishnadas, who accompanied the Supreme Lord, having fallen into the clutches of the Bhattatharis of Malabar the Lord rescued him from his degradation thereby teaching this lesson as a warning to everybody that the thralldom of the illusory power is the inevitable result of the abuse of one’s freedom of will and that this terrible calamity is sure to overtake one who forgets to serve Krishna even for the space of a single moment.

The Lord secured on the bank of the Payashwini river the fifth chapter of the Brahma Samhita, an authoritative work on the principles of the Vaishnava religion. From there He went on to Shringeri Math and Udupi. The Supreme Lord did not esteem the discourses of the then Madhavacharyya of Udupi who was an upholder of the doctrine of knowledge as the end and a supporter of devotion adulterated with empiric knowledge. The Madhavacharyya being afterwards vanquished in controversy recognized the greatness of the Supreme Lord. At Pandarpur the Lord received the tidings of the disappearance of His elder brother, Biswarup, known as Shankararanya, from the lips of Shri Rangapuri. He secured the work Krishna-karnamrita on the bank of the Krishnavenva river. Retracing His steps to Vidyanagar and there once more visiting Rai Ramananda the Supreme Lord returned to Puri by way of Alalnath.

On His return to Puri the Lord took up His residence at the house of Kashi Mishra. Sarbabhauma introduced to the Lord all the Vaishnavas who resided at Shri-Kshetra. Krishnadas was sent to Nabadwip. On learning from Krishnadas the tidings of the Lord’s return to Shri Kshetra the Gaudiya devotees prepared to come up to Puri. Shri Paramananda Puri arrived there by way of Nabadwip bringing with him the brahman Kamalakanta who was a disciple of Advaitacharyya. Shri Purushottam Bhattacharyya, a native of Nabadwip, after exhibiting the lila of accepting sannyas from a preceptor of the name of Chaitanyananda at Benares and becoming thereby known under the appellation of Swarup without assuming the saffron robes now presented himself at the feet of the Supreme Lord at Puri. Govinda who was a disciple of Shri Ishwara Puri also made his way to the Supreme Lord after the disappearance of Puri Goswami and in obedience to the command of his preceptor, and was employed in attendance on the person of the Lord. The supreme Lord with great skill made Brahmananda Bharati give up his skin garment. Kashishwar Pandit, disciple of Ishwara Puri, also arrived at this time.

(to be continued) 

The author is unknown

 


1 Имеется в виду следующий стих: варн̣а̄ш́рама̄ча̄ра-вата̄, пуруш̣ен̣а парах̣ пума̄н / виш̣н̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄, на̄нйат тат-тош̣а-ка̄ран̣ам — «Поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Вишну, — значит должным образом исполнять обязанности, соответствующие варне и ашраму. Всевышнего нельзя удовлетворить ничем иным. Человек должен знать свое место в системе четырех варн и ашрамов» (стих из «Вишну-пураны», 3.8.9; приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.58).

2 Рамананда Рай сказал: кр̣ш̣н̣е карма̄рпан̣а — сарва-са̄дхйа-са̄ра — «Посвящать все плоды своего труда Кришне — вот наивысшее совершенство» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.59).

3 Имеется в виду джн̃а̄на-миш́ра бхакти — «преданное служение, смешанное с эмпирическим знанием» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.64).

4 Раманандай Рай продолжал: джн̃а̄на-ш́ӯнйа̄ бхакти — са̄дхйа-са̄ра — «Высшее совершенство — чистое преданное служение, свободное от любых примесей умозрительного философствования» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.66).

5 Стихотворение раскрывает чувства Шримати Радхарани: пахилехи ра̄га найана-бхан̇ге бхела / анудина ба̄д̣хала, авадхи на̄ гела / (на̄ кхон̇джалун̇ дӯтӣ, на̄ кхон̇джалун̇ а̄н / дун̇хукери милане мадхйа та па̄н̇ча-ба̄н̣а) / на̄ со раман̣а, на̄ ха̄ма раман̣ӣ / дун̇ху-мана манобхава пеш̣ала джа̄ни’ / э сакхи, се-саба према-ка̄хинӣ / ка̄ну-т̣ха̄ме кахаби вичхурала джа̄ни’ / на̄ кхон̇джалун̇ дӯтӣ, на̄ кхон̇джалун̇ а̄н / дун̇хукери милане мадхйа та па̄н̇ча-ба̄н̣а — «Еще до Нашей встречи Нас уже влекло Друг к Другу. Влечение родилось от первого же случайного взгляда. Так возникла Наша связь. День ото дня она крепла, пока не стала неразрывной. Наша привязанность Друг к Другу стала естественным продолжением Нас самих. Причина ее кроется не в Кришне, который наслаждается Мной, и не во Мне, ибо Я лишь доставляю Ему наслаждение. Причину следует искать в другом. Возникновением этой привязанности Мы обязаны Нашей встрече. Такая обоюдная привязанность именуется манобхавой, самим богом любви. Ум Кришны и Мой ум слились воедино. Сейчас, в разлуке, очень трудно объяснить Нашу любовь. Дорогая подруга, хотя Кришна, возможно, уже забыл обо всем, ты понимаешь Меня и сможешь передать Ему Мои слова. Но во время Нашей первой встречи Мы ни через кого не передавали посланий, и Я никого не просила встретиться с Кришной. Нашими посредниками были пять стрел бога любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.194).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования