«Санньяса Махапрабху» (часть 1). Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 14 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 23.46M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Санньяса Махапрабху
(часть 1)

(14 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Махапрабху уходит в Катву
принять санньясу

Согласно расчетам по солнечному календарю, это день, когда Махапрабху отправился в Катву, чтобы принять санньясу. Он переплыл Гангу и в мокрой одежде бросился в Катву. Незадолго до этого накануне очень немногим друзьям — Нитьянанде и другим — Он сообщил: «Час Моего отречения близок. И это отречение произойдет в Катве. Я приму отреченный уклад жизни от Кешавы Бхарати». Махапрабху оставил Вишнуприю Деви спать на ее ложе, выразил матери Шачидеви почтение и ушел. Она не могла ничего сказать.

#00:01:59#

За день до этого после обеда, ближе к вечеру, преданные почувствовали спонтанное влечение собраться. Они собрались, по собственному желанию принесли цветочные гирлянды и другие подношения и предложили все это Господу. Махапрабху принял эти гирлянды, а затем повесил их на шею каждого преданного. И сказал им: «Не занимайтесь ничем другим, кроме призывания Имени Кришны. Совершайте это всегда… Чтобы бы вы ни делали — ходите ли вы, спите ли, едите, — чем бы вы ни занимались, постоянно, беспрестанно призывайте Имя Кришны. Помните свой дом. Помните своего Владыку. Это чужая земля, чужбина, здесь нечего искать, не к чему стремиться. Всегда стремитесь вернуться домой, обрести связь с домом. Такова суть Моих наставлений, обращенных к вам. Вернитесь домой».

#00:03:50#

Утром преданные услышали, что Нимай Пандит, Шри Гауранга, внезапно оставил Навадвипу. Они узнали, что Он ушел в Катву, в ашрам Кешавы Бхарати, отправился туда, чтобы принять санньясу, и навсегда распрощался с жителями Навадвипы. Черная тень упала на них. Многие начали плакать. Многие из них бросились в Катву. Махапрабху, Нимай Пандит, этот непревзойденный, гениальный ученый, юноша прекрасный собой, высокого роста, наделенный всеми добродетелями, великодушный, милосердный, который сводил всех с ума санкиртаной, который спас Джагая и Мадхая от их греховной жизни, который остановил мусульманского правителя Кази, разбившего мридангу, ушел. 

Оскорбления Махапрабху
в Навадвипе

#00:06:02#

Этот знаменитый Пандит, который одержал верх над многими учеными, приходившими в Навадвипу, оставил его.

В то время Навадвипа была очень известна своей академической культурой, особенно индийской логикой, традицией индийской логики, ньяя-шастрой. Ньяя-тантра, смрити — все эти разделы ведических писаний культивировались в Навадвипе, там процветало в то время такого рода знание. Навадвипа была знаменитым местом, цитаделью, оплотом академического знания. Пандиты, ученые, не могли одержать верх над навадвипскими пандитами, которые были очень знамениты в ту пору. Тот, кто был родом из Кашмира, Кешава Кашмири, пришел в Навадвипу, чтобы получить сертификат о том, что он пандит.

#00:07:32#

Кешава Кашмири был побежден Нимаем Пандитом. Ходили слухи, что Кешава Кашмири был любимым сыном богини знания и мудрости Сарасвати. Никто не мог бросить ему вызов, но он был побежден в диспуте Нимаем Пандитом. И этот Нимай Пандит оставил Навадвипу навеки, ушел, чтобы принять санньясу. Поскольку жители Надии не могли по достоинству оценить Его поступок, они стали в оппозицию к Нему — эти тантрики, шакты, поклонники богини Пракрити. Они считали, что Пракрити — высочайшее существо. Они считали, что могущество, энергия, сила, а не сознание, является высшей реальностью, и все происходит из энергии, порождаемой ею.

#00:09:04#

Они считали, что сознание — продукт порождения энергии. Это подразумевает «теорию ископаемого». Потенция, энергия создает сознание, порождает сознание. Это «теория ископаемого». Без сознания энергия является материей, «ископаемым». Эйнштейн также учил, что материя превращается в энергию, энергия превращается в материю — атомы в энергию, а энергия в атомы, а шакты, поклонники Шакти, учили, что энергия есть все и вся, альфа и омега. Сознание же есть дитя этой энергии, дитя Пракрити.

#00:10:25#

Они оскорбляли Нимая Пандита. Нимай Пандит думал: «Я пришел, чтобы спасти этих людей, самых низких людей, но если они совершают оскорбления в Мой адрес, тогда у них не будет надежды вновь воспрянуть».

[санскрит]

Внезапно Он произнес эту шлоку: пипали-канда — это величайшее лекарство от пипали, от кашля. Существует пипали-канда, раздел, посвященный пипали. Пипали — это хорошее лекарство от кашля на основе черного перца. Пипали-канда посвящена приготовлению этого снадобья, пипали, лекарства от кашля.

#00:12:18#

Махапрабху внезапно стал громко декламировать: «Я пришел, принес величайшее лекарство для людей, лекарство высочайшего порядка, но Я вижу, что болезнь прогрессирует очень быстро. Они совершают оскорбление, они оскорбляют доктора. Они считают, что Я один из них, Я сын их сестры. Сын сестры их отцов, один из них, но Я должен показать, что Я не один из них». Он стал думать о санньяса-ашраме, Он решил: «Я должен уйти, оставить грихастха-ашрам и принять санньясу, странствовать и ходить от деревни к деревне, проповедуя Кришна-нам». 

Встреча Махапрабху
и Кешавы Бхарати в Катве

#00:13:59#

Сегодня, в этот день, в Катве Он достиг ашрама Кешавы Бхарати и попросил у него санньясу. Кешава Бхарати внезапно увидел, что его ашрам наполнен светом, сиянием. Некая лучезарная Личность приближается к нему. Он поднялся со своего сидения и спросил у посетителя: «Кто Ты? В чем дело?» Он узнал, что это Нимай Пандит, прославленный ученый… Махапрабху сказал: «Я хочу принять санньясу от тебя».

#00:14:52#

Это благоприятный день. Многие люди в этот день идут на Гангу, чтобы совершить омовение в благоприятных водах. И в этой толпе, подобно лесному пожару, разлетелась весть о том, что Нимай Пандит пришел, чтобы принять санньясу. Собралась огромная толпа. Мнения разделились. Часть толпы возвысила голос. Люди стали протестовать. Они заявили: «Кешава Бхарати, мы не позволим тебе дать санньясу этому юноше, у Него есть семья. У Него есть мать, отец, возможно, дети, супруга… Он такой прекрасный человек, лучезарный, сияющий. Мы не позволим этому произойти, мы против, мы протестуем». Весь день прошел в этих спорах. Решение так и не было принято.

#00:16:10#

В конце концов, Кешава Бхарати заявил: «Ты должен попросить позволения у матери, в противном случае, я не могу решиться на этот шаг». Махапрабху бросился обратно в Навадвипу. Он способен совершить все, Он настолько привлекательная Личность! И Он получил это позволение. Также Его друзья присутствовали там: Его дядя по матери Чандрашекхара Ачарья, Нитьянанда Прабху, Мукунда Датта и Джагадананда Пандит. Вчетвером они пришли в то место, в Катву. Так прошел весь день. Махапрабху начал киртан. Так прошел весь день.

#00:17:17#

Махапрабху выпил немного молока. Раздавались протестующие, возмущенные голоса. На следующий день — этот день будет завтра — оппозиция была успокоена. И после обеда санньяса была дана. Махапрабху произнес мантру и спросил у Своего санньяса-гуру: «Это та мантра, которую ты собираешься дать Мне?», и Кешава Бхарати подтвердил: «Да, это та самая мантра». Таким образом санньяса состоялась — это событие будет отмечаться завтра. 

Смысл санньясы.
Истинная природа разлуки

#00:18:29#

Каков смысл этой санньясы? Это нечто вспомогательное, второстепенное или это необходимая составляющая? Она желательна? На первый взгляд, при поверхностном рассмотрении она нежеланна, но тем не менее она обладает очень глубокой ценностью. Существует соответствие Гаура-лилы и Кришна-лилы, встреча в разлуке. Без разлуки встреча невозможна. Чувство разлуки способно проникнуть в глубины сердца, глубже, нежели радость встречи.

#00:20:00#

Чем сильнее нужда, голод, тем сильнее удовлетворение. Особенно в любви. Повсюду мы видим, что отсутствует нужда, потребность в каком-либо явлении. Например, стакан воды. Его ценность измеряется степенью нужды в нем. В обыденной ситуации стакан воды — это нечто незначительное, но если жажда велика, тогда стакан воды становится чем-то очень ценным. Важна степень потребности. Потребность, независимая от достижения, приобретения.

#00:21:08#

Таким образом мы видим, что — как в Навадвипа-лиле, так и во Вриндавана-лиле, — в обоих местах разлука играет чрезвычайно важную роль, можно сказать, самую важную роль. Сколько лет в единении с Кришной провели гопи? Совсем немного — с Его семилетнего возраста до двенадцатилетнего. Пять лет… С семи до двенадцати лет Кришна был во Вриндаване, после чего Он уехал в Матхуру. В «Падма-пуране» говорится, что в особых случаях, из ряда вон выходящих случаях возраст следует оценивать, умножая цифру в полтора раза. Когда Ему восемь лет, следует считать, что Ему двенадцать лет. Когда Ему двенадцать лет, следует считать, что Ему пятнадцать лет.

#00:22:39#

Говорится, что несколько лет Кришна был во Вриндаване, но долгое время Он провел в Двараке… Сто двадцать пять лет Он провел в этом мире. Долгая, долгая разлука. Эта боль разлуки, страдания разлуки заполнили собой почти всю жизнь гопи, и это делает их столь благородными. Это испытание: подлинная ли это любовь? Испытанием является долгая разлука. Подобное испытание невозможно увидеть где-то еще. И это испытание, эта разлука не ослабила их чувств, но только усиливала, вплоть до последних дней. 

Почему Шри Чайтанья Махапрабху
вынужден был покинуть Навадвипу?

#00:24:16#

В обоих случаях подоплека аналогична. Здесь, в Навадвипе, для того чтобы покончить с оппозицией, одержать над оппозицией победу, чтобы достичь триумфа, Махапрабху оставил Свою прошлую жизнь. Чтобы подчинить их Своему контролю, он оставил Надию. Во Вриндаван-лиле события, сценарий аналогичны. Оппозиция в лиле Вриндавана приходила со стороны Матхуры: Путана, Агхасура, Бакасура, Тринаварта — все эти демоны были посылаемы Камсой из Матхуры. Для того чтобы уничтожить оппозиционную группу, Кришна должен был отправиться в Матхуру. Когда Он прибыл туда, Он увидел, что оппозиция расширилась. У Камсы был тесть Шишупала. Тандавакра и столь многие другие были также на стороне этой оппозиции.

#00:26:02#

Кришна решил, что после того как Он расправится с ними, Он вернется во Вриндаван и встретится с девами Враджи. Но для того чтобы уничтожить оппозицию, Кришна должен был уйти из Вриндавана, покинуть его. Он видел, что оппозиция множится, оппозиция растет. «Когда Я покончу с ними, Я воссоединюсь с вами. Очень скоро это произойдет, в скором будущем, — такое заверение Он сделал гопи на Курукшетре. — Я вернусь, когда уничтожу Своих врагов. Я вернусь к вам, и Я буду с вами».

#00:26:58#

И здесь также: для того чтобы покончить с оппозицией, Махапрабху был вынужден уйти из Своего родного места. После того как победа была одержана Им над оппозиционными учеными, теологами южной Индии, которые были очень известны в то время, по прошествии пяти лет Он вернулся в Навадвипу, Надию. Но это оппозиция иной природы. Когда Он вернулся, толпы бросились к Нему. Люди были словно безумные. Трудно подобное представить, с каким рвением толпы бросились к Нимай Пандиту, своему земляку, узнав о том, что Он вернулся. Они пересекали Гангу, и вся Ганга, насколько простирался взор, была заполнена человеческими головами. Они пересекали Гангу…

#00:28:38#

Когда они шли к Махапрабху, джунгли были вытоптаны их ногами. Джунгли были расчищены, превратились в пустыню, равнину. Так они спешили к Махапрабху. На протяжении нескольких дней Он оставался в доме Вачаспати Мишры.

#00:29:16#

йа̄ха̄н̇ йа̄ха̄н̇ прабхура чаран̣а пад̣айе чалите
се мр̣ттика̄ лайа лока, гарта хайа патхе
1

Куда бы Он ни ставил Свои стопы, люди шли по Его стопам, посыпали свои головы пылью с Его стоп, и так возникали огромные ямы.

На протяжении восемнадцати лет Махапрабху жил как ученый, после этого шесть лет Он проповедовал у Себя дома, совершал санкиртану. В двадцать четыре года Он принял санньясу, после этого шесть лет Он странствовал по всей Индии и побывал во Вриндаване. А последние восемнадцать лет Он жил в Пури, Он жил постоянно в Пури последние шесть лет. Первые годы Он общался с людьми, а на заключительном этапе Своей жизни Он пребывал в изоляции, в уединении, и был глубоко погружен в переживания вкуса разлуки, глубин разлуки, встречи в разлуке Радхы и Говинды. 

Причина прихода Шри Гауранга-аватары.
Что есть настроение Радхарани?

#00:31:19#

Столь многие удивительные знаки, симптомы проявлялись в Его видимом теле, которые никогда и нигде прежде не были явлены. Разлука способна порождать, способна оказывать подобное воздействие на тело, создавать в нем подобные эффекты.

У Шри Гауранга-аватары три характеристики. Внешняя, видимая сторона — спасение людей от греха. Спасти их от греха и привести их во Вриндаван во Враджа-лилу — это высшее достижение. Это функция юга-аватары — раздача трансцендентного звука, божественного звука. Посредством этого трансцендентного звука можно достичь высочайшего положения.

#00:32:43#

Но существует и иная, более возвышенная причина Его явления. Не во все Кали-юги, но в особую Кали-югу однажды в один из дней Брахмы сам Кришна приходит в настроении Радхарани, чтобы искать Себя. Так Он желает пережить настроение Радхарани, узнать, каково это быть Ею? Какова Ее внутренняя жажда, стремление, горячее стремление к Кришне? И как Она может чувствовать Кришну благодаря Своему настроению? И какова радость, которую Она извлекает из этого переживания? Сам Кришна хочет обрести опыт этих реалий. «Радхарани столь безумна, безумна из-за Меня. Что Она извлекает из Меня? Что Она чувствует во Мне, что настолько сходит с ума от Меня? Какую сладость Она способна извлечь из Меня? Я не в силах понять…»

#00:35:10#

Желая понять это, Он погружается в настроение Шри Радхики, стремясь таким образом пережить Свою собственную сущность, и приходит как Чайтанья. Когда Он думает об этом воплощении, планирует его, Радхарани говорит: «Он будет в безумии кататься по земле, иногда призывая Мое Имя. Я не в силах стерпеть это». «Я покрою Твое тело, — говорит Она, — Своим телом, кожей Своего цвета. Я не в силах позволить, чтобы Твое тело каталось по земле, Я обниму Тебя извне». Поэтому ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам2. Те, кому известен онтологический аспект, таким образом описывают природу Махапрабху Шри Чайтаньядева: настроение и цвет Шримати Радхарани, внутренняя природа, внутреннее тождество Кришны, который ищет самого Себя, чувствует Себя, переживает Свою сладость, стремится познать то, что чувствует, что находит в Нем Радхарани, и какого рода сладость Она извлекает из Него…

#00:37:15#

Сорок восемь лет Он оставался в этом мире. Последние двенадцать лет Своей жизни Он был глубоко сконцентрирован на переживании вкуса самого Себя. Он переживал высочайший вкус в эту пору. Каждый безумно стремится переживать сладость. Сама сладость также безумно стремится чувствовать себя, переживать себя. Такова природа этого явления. Сладость, ананда, анандам, любовь. Природа ее такова: она стремится переживать саму себя, самое себя, познать себя. Это интроспекция. Сознание способно познавать сознание. Подобно тому как человек способен чувствовать свое тело, сознание способно чувствовать себя. Ананда также способна чувствовать, переживать, испытывать ананду, познавать, что находится внутри. Нечто в этом роде.

#00:39:02#

Сварупа Дамодар Прабху, который является Лалитой-сакхи, ближайшей наперсницей Шримати Радхарани, будучи свидетелем этой лилы, открывает нам природу Махапрабху:

ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

Две игры происходят параллельно. Сварупа Дамодар Прабху говорит: «Что идет сначала — зима или лето?» Лето первое, а зима идет следом или наоборот? Это круговое движение, циклическое движение. Трудно сказать. Это вечные игры, вечное движение. Сварупа Дамодар говорит: «Чайтанья приходит первым, а Кришна-аватара идет вслед за Ним, вторым, или Кришна-аватара существует прежде Чайтанья-аватары? Трудно сказать. Оба явления вечны». 

Кто есть Радха?

#00:40:54#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а пран̣айа викр̣тир хла̄динӣ ш́актир...3

Кто есть Радха? Она есть развитие сладости, которая проистекает из самого Кришны, берет начало в Нем в Своей законченной форме. Прорастающая изнутри, определенная потенция, энергия, происходящая из Кришны. Таким образом, Их нельзя считать совершенно отдельными существами, но Единым Целым, одним и тем же Началом. Однако нам говорят, что в древние времена Они разделились на две половины, на два существа и вновь Они, обе стороны, соединились как Чайтанья. Это та Личность, сердце и сияние которой принадлежат Радхарани, Ее природе. Внутренняя реальность — это реальность Кришны. Это огонь и Его жар. Это подобно тому как огонь и его тепло, жар, не могут быть разделены. Нечто в этом роде. Как солнце и его свет. Они не могут существовать раздельно, это одна и та же единая, неделимая Истина, адвая-гьяна.

#00:43:21#

Но иногда Они показывают, демонстрируют то, что разделены, а иногда являют Свое единство в различных настроениях. Порой, когда Они разделены, Они наслаждаются Своими отделенными «Я», Они испытывают муки разлуки без всякой возможности встречи, надежды на встречу. Такова Их природа. Рупа Госвами сказал: «Подобно тому как змея движется извилисто, зигзагообразно, ибо такова ее природа, природа любви такова: она непрямолинейна». Поэтому вовлеченные стороны иногда по причине, иногда без причины конфликтуют, ссорятся, и наступает разлука, что необходимо для лилы. 

Четыре вида разлуки

#00:45:04#

Разлука бывает четырех видов. Одна из них — према-вачитта. Они оба очень близки, но тем не менее некая тень разлуки возникает, према-вачитта. Говорится, что когда Кришна и Радхарани рядом, Она видит Свою тень на теле Кришны, но Она настолько предубеждена, что заявляет: «Рядом другая женщина». Великая боль разлуки рождается в Ее сердце. «Что это? — говорит Она. — Другая женщина рядом с Ним». Но Ее подруга Лалита предостерегает Радху: «Это все лишь Твоя тень на Его теле. Разве Ты не видишь?» И тогда Радхарани приходит в чувство.

Это возвышенные реалии, их не следует обсуждать детально, но такова природа божественной любви. Встреча и разлука — и то, и другое. Эти явления взаимозависимы, одно не может существовать без другого. Разлука порождается намеренно, сознательно, она усиливает вкус встречи. 

Ради чего Махапрабху
принял санньясу?

#00:47:00#

Все Его близкие страдали: мать Шачидеви бессильно плакала, юная супруга Вишнуприя беспомощно влачила свои дни. Эта санньяса порождает смятение, боль в сердцах людей и таким образом усиливает, увеличивает чувство любви к Махапрабху. Ради нашего блага, ради нас Он принял эту санньясу. Все это было необходимо. Господь принял санньясу, преследуя множество целей.

#00:48:46#

Это произошло пять столетий тому назад, 483 года тому назад. Нет, точный расчет таков — 479 лет тому назад в этот день Махапрабху отправился в Катву, чтобы принять санньясу. Мы будем пытаться понять ту истину, что ради нашего блага, для того, чтобы возвысить нас до зенита наших устремлений, наших чаяний, нашей перспективы, нашей судьбы, Он низошел сюда и пытался изо всех сил пленить наши сердца и привести нас в духовное Царство, в высшее измерение жизни. Малой толики, капли высочайшего вкуса этого явления достаточно, чтобы мы смогли достичь высочайшей цели в жизни.

На этом я заканчиваю свое выступление.

(продолжение следует)

Переводчик: Муралишвар Дас
Редакторы: Традиш Дас, Динанатх Дас

 


1 «Стоило Господу сделать шаг, как люди бросались собирать землю, которой коснулись Его лотосные стопы. Они собирали ее столько, что вся дорога покрылась ямами» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.165).

2 «Я склоняюсь перед Ним [Шри Чайтаньей Махапрабху], ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

3 «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).




←  «День разлуки со Шри Дживой». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 декабря 1956 года | “The Day of Separation from Sri Jiva.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 11 December 1956 ·• Архив новостей •· «Санньяса Махапрабху» (часть 2). Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 15 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 24.6 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Санньяса Махапрабху
(часть 1)

(14 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Махапрабху уходит в Катву
принять санньясу

Согласно расчетам по солнечному календарю, это день, когда Махапрабху отправился в Катву, чтобы принять санньясу. Он переплыл Гангу и в мокрой одежде бросился в Катву. Незадолго до этого накануне очень немногим друзьям — Нитьянанде и другим — Он сообщил: «Час Моего отречения близок. И это отречение произойдет в Катве. Я приму отреченный уклад жизни от Кешавы Бхарати». Махапрабху оставил Вишнуприю Деви спать на ее ложе, выразил матери Шачидеви почтение и ушел. Она не могла ничего сказать.

#00:01:59#

За день до этого после обеда, ближе к вечеру, преданные почувствовали спонтанное влечение собраться. Они собрались, по собственному желанию принесли цветочные гирлянды и другие подношения и предложили все это Господу. Махапрабху принял эти гирлянды, а затем повесил их на шею каждого преданного. И сказал им: «Не занимайтесь ничем другим, кроме призывания Имени Кришны. Совершайте это всегда… Чтобы бы вы ни делали — ходите ли вы, спите ли, едите, — чем бы вы ни занимались, постоянно, беспрестанно призывайте Имя Кришны. Помните свой дом. Помните своего Владыку. Это чужая земля, чужбина, здесь нечего искать, не к чему стремиться. Всегда стремитесь вернуться домой, обрести связь с домом. Такова суть Моих наставлений, обращенных к вам. Вернитесь домой».

#00:03:50#

Утром преданные услышали, что Нимай Пандит, Шри Гауранга, внезапно оставил Навадвипу. Они узнали, что Он ушел в Катву, в ашрам Кешавы Бхарати, отправился туда, чтобы принять санньясу, и навсегда распрощался с жителями Навадвипы. Черная тень упала на них. Многие начали плакать. Многие из них бросились в Катву. Махапрабху, Нимай Пандит, этот непревзойденный, гениальный ученый, юноша прекрасный собой, высокого роста, наделенный всеми добродетелями, великодушный, милосердный, который сводил всех с ума санкиртаной, который спас Джагая и Мадхая от их греховной жизни, который остановил мусульманского правителя Кази, разбившего мридангу, ушел. 

Оскорбления Махапрабху
в Навадвипе

#00:06:02#

Этот знаменитый Пандит, который одержал верх над многими учеными, приходившими в Навадвипу, оставил его.

В то время Навадвипа была очень известна своей академической культурой, особенно индийской логикой, традицией индийской логики, ньяя-шастрой. Ньяя-тантра, смрити — все эти разделы ведических писаний культивировались в Навадвипе, там процветало в то время такого рода знание. Навадвипа была знаменитым местом, цитаделью, оплотом академического знания. Пандиты, ученые, не могли одержать верх над навадвипскими пандитами, которые были очень знамениты в ту пору. Тот, кто был родом из Кашмира, Кешава Кашмири, пришел в Навадвипу, чтобы получить сертификат о том, что он пандит.

#00:07:32#

Кешава Кашмири был побежден Нимаем Пандитом. Ходили слухи, что Кешава Кашмири был любимым сыном богини знания и мудрости Сарасвати. Никто не мог бросить ему вызов, но он был побежден в диспуте Нимаем Пандитом. И этот Нимай Пандит оставил Навадвипу навеки, ушел, чтобы принять санньясу. Поскольку жители Надии не могли по достоинству оценить Его поступок, они стали в оппозицию к Нему — эти тантрики, шакты, поклонники богини Пракрити. Они считали, что Пракрити — высочайшее существо. Они считали, что могущество, энергия, сила, а не сознание, является высшей реальностью, и все происходит из энергии, порождаемой ею.

#00:09:04#

Они считали, что сознание — продукт порождения энергии. Это подразумевает «теорию ископаемого». Потенция, энергия создает сознание, порождает сознание. Это «теория ископаемого». Без сознания энергия является материей, «ископаемым». Эйнштейн также учил, что материя превращается в энергию, энергия превращается в материю — атомы в энергию, а энергия в атомы, а шакты, поклонники Шакти, учили, что энергия есть все и вся, альфа и омега. Сознание же есть дитя этой энергии, дитя Пракрити.

#00:10:25#

Они оскорбляли Нимая Пандита. Нимай Пандит думал: «Я пришел, чтобы спасти этих людей, самых низких людей, но если они совершают оскорбления в Мой адрес, тогда у них не будет надежды вновь воспрянуть».

[санскрит]

Внезапно Он произнес эту шлоку: пипали-канда — это величайшее лекарство от пипали, от кашля. Существует пипали-канда, раздел, посвященный пипали. Пипали — это хорошее лекарство от кашля на основе черного перца. Пипали-канда посвящена приготовлению этого снадобья, пипали, лекарства от кашля.

#00:12:18#

Махапрабху внезапно стал громко декламировать: «Я пришел, принес величайшее лекарство для людей, лекарство высочайшего порядка, но Я вижу, что болезнь прогрессирует очень быстро. Они совершают оскорбление, они оскорбляют доктора. Они считают, что Я один из них, Я сын их сестры. Сын сестры их отцов, один из них, но Я должен показать, что Я не один из них». Он стал думать о санньяса-ашраме, Он решил: «Я должен уйти, оставить грихастха-ашрам и принять санньясу, странствовать и ходить от деревни к деревне, проповедуя Кришна-нам». 

Встреча Махапрабху
и Кешавы Бхарати в Катве

#00:13:59#

Сегодня, в этот день, в Катве Он достиг ашрама Кешавы Бхарати и попросил у него санньясу. Кешава Бхарати внезапно увидел, что его ашрам наполнен светом, сиянием. Некая лучезарная Личность приближается к нему. Он поднялся со своего сидения и спросил у посетителя: «Кто Ты? В чем дело?» Он узнал, что это Нимай Пандит, прославленный ученый… Махапрабху сказал: «Я хочу принять санньясу от тебя».

#00:14:52#

Это благоприятный день. Многие люди в этот день идут на Гангу, чтобы совершить омовение в благоприятных водах. И в этой толпе, подобно лесному пожару, разлетелась весть о том, что Нимай Пандит пришел, чтобы принять санньясу. Собралась огромная толпа. Мнения разделились. Часть толпы возвысила голос. Люди стали протестовать. Они заявили: «Кешава Бхарати, мы не позволим тебе дать санньясу этому юноше, у Него есть семья. У Него есть мать, отец, возможно, дети, супруга… Он такой прекрасный человек, лучезарный, сияющий. Мы не позволим этому произойти, мы против, мы протестуем». Весь день прошел в этих спорах. Решение так и не было принято.

#00:16:10#

В конце концов, Кешава Бхарати заявил: «Ты должен попросить позволения у матери, в противном случае, я не могу решиться на этот шаг». Махапрабху бросился обратно в Навадвипу. Он способен совершить все, Он настолько привлекательная Личность! И Он получил это позволение. Также Его друзья присутствовали там: Его дядя по матери Чандрашекхара Ачарья, Нитьянанда Прабху, Мукунда Датта и Джагадананда Пандит. Вчетвером они пришли в то место, в Катву. Так прошел весь день. Махапрабху начал киртан. Так прошел весь день.

#00:17:17#

Махапрабху выпил немного молока. Раздавались протестующие, возмущенные голоса. На следующий день — этот день будет завтра — оппозиция была успокоена. И после обеда санньяса была дана. Махапрабху произнес мантру и спросил у Своего санньяса-гуру: «Это та мантра, которую ты собираешься дать Мне?», и Кешава Бхарати подтвердил: «Да, это та самая мантра». Таким образом санньяса состоялась — это событие будет отмечаться завтра. 

Смысл санньясы.
Истинная природа разлуки

#00:18:29#

Каков смысл этой санньясы? Это нечто вспомогательное, второстепенное или это необходимая составляющая? Она желательна? На первый взгляд, при поверхностном рассмотрении она нежеланна, но тем не менее она обладает очень глубокой ценностью. Существует соответствие Гаура-лилы и Кришна-лилы, встреча в разлуке. Без разлуки встреча невозможна. Чувство разлуки способно проникнуть в глубины сердца, глубже, нежели радость встречи.

#00:20:00#

Чем сильнее нужда, голод, тем сильнее удовлетворение. Особенно в любви. Повсюду мы видим, что отсутствует нужда, потребность в каком-либо явлении. Например, стакан воды. Его ценность измеряется степенью нужды в нем. В обыденной ситуации стакан воды — это нечто незначительное, но если жажда велика, тогда стакан воды становится чем-то очень ценным. Важна степень потребности. Потребность, независимая от достижения, приобретения.

#00:21:08#

Таким образом мы видим, что — как в Навадвипа-лиле, так и во Вриндавана-лиле, — в обоих местах разлука играет чрезвычайно важную роль, можно сказать, самую важную роль. Сколько лет в единении с Кришной провели гопи? Совсем немного — с Его семилетнего возраста до двенадцатилетнего. Пять лет… С семи до двенадцати лет Кришна был во Вриндаване, после чего Он уехал в Матхуру. В «Падма-пуране» говорится, что в особых случаях, из ряда вон выходящих случаях возраст следует оценивать, умножая цифру в полтора раза. Когда Ему восемь лет, следует считать, что Ему двенадцать лет. Когда Ему двенадцать лет, следует считать, что Ему пятнадцать лет.

#00:22:39#

Говорится, что несколько лет Кришна был во Вриндаване, но долгое время Он провел в Двараке… Сто двадцать пять лет Он провел в этом мире. Долгая, долгая разлука. Эта боль разлуки, страдания разлуки заполнили собой почти всю жизнь гопи, и это делает их столь благородными. Это испытание: подлинная ли это любовь? Испытанием является долгая разлука. Подобное испытание невозможно увидеть где-то еще. И это испытание, эта разлука не ослабила их чувств, но только усиливала, вплоть до последних дней. 

Почему Шри Чайтанья Махапрабху
вынужден был покинуть Навадвипу?

#00:24:16#

В обоих случаях подоплека аналогична. Здесь, в Навадвипе, для того чтобы покончить с оппозицией, одержать над оппозицией победу, чтобы достичь триумфа, Махапрабху оставил Свою прошлую жизнь. Чтобы подчинить их Своему контролю, он оставил Надию. Во Вриндаван-лиле события, сценарий аналогичны. Оппозиция в лиле Вриндавана приходила со стороны Матхуры: Путана, Агхасура, Бакасура, Тринаварта — все эти демоны были посылаемы Камсой из Матхуры. Для того чтобы уничтожить оппозиционную группу, Кришна должен был отправиться в Матхуру. Когда Он прибыл туда, Он увидел, что оппозиция расширилась. У Камсы был тесть Шишупала. Тандавакра и столь многие другие были также на стороне этой оппозиции.

#00:26:02#

Кришна решил, что после того как Он расправится с ними, Он вернется во Вриндаван и встретится с девами Враджи. Но для того чтобы уничтожить оппозицию, Кришна должен был уйти из Вриндавана, покинуть его. Он видел, что оппозиция множится, оппозиция растет. «Когда Я покончу с ними, Я воссоединюсь с вами. Очень скоро это произойдет, в скором будущем, — такое заверение Он сделал гопи на Курукшетре. — Я вернусь, когда уничтожу Своих врагов. Я вернусь к вам, и Я буду с вами».

#00:26:58#

И здесь также: для того чтобы покончить с оппозицией, Махапрабху был вынужден уйти из Своего родного места. После того как победа была одержана Им над оппозиционными учеными, теологами южной Индии, которые были очень известны в то время, по прошествии пяти лет Он вернулся в Навадвипу, Надию. Но это оппозиция иной природы. Когда Он вернулся, толпы бросились к Нему. Люди были словно безумные. Трудно подобное представить, с каким рвением толпы бросились к Нимай Пандиту, своему земляку, узнав о том, что Он вернулся. Они пересекали Гангу, и вся Ганга, насколько простирался взор, была заполнена человеческими головами. Они пересекали Гангу…

#00:28:38#

Когда они шли к Махапрабху, джунгли были вытоптаны их ногами. Джунгли были расчищены, превратились в пустыню, равнину. Так они спешили к Махапрабху. На протяжении нескольких дней Он оставался в доме Вачаспати Мишры.

#00:29:16#

йа̄ха̄н̇ йа̄ха̄н̇ прабхура чаран̣а пад̣айе чалите
се мр̣ттика̄ лайа лока, гарта хайа патхе
1

Куда бы Он ни ставил Свои стопы, люди шли по Его стопам, посыпали свои головы пылью с Его стоп, и так возникали огромные ямы.

На протяжении восемнадцати лет Махапрабху жил как ученый, после этого шесть лет Он проповедовал у Себя дома, совершал санкиртану. В двадцать четыре года Он принял санньясу, после этого шесть лет Он странствовал по всей Индии и побывал во Вриндаване. А последние восемнадцать лет Он жил в Пури, Он жил постоянно в Пури последние шесть лет. Первые годы Он общался с людьми, а на заключительном этапе Своей жизни Он пребывал в изоляции, в уединении, и был глубоко погружен в переживания вкуса разлуки, глубин разлуки, встречи в разлуке Радхы и Говинды. 

Причина прихода Шри Гауранга-аватары.
Что есть настроение Радхарани?

#00:31:19#

Столь многие удивительные знаки, симптомы проявлялись в Его видимом теле, которые никогда и нигде прежде не были явлены. Разлука способна порождать, способна оказывать подобное воздействие на тело, создавать в нем подобные эффекты.

У Шри Гауранга-аватары три характеристики. Внешняя, видимая сторона — спасение людей от греха. Спасти их от греха и привести их во Вриндаван во Враджа-лилу — это высшее достижение. Это функция юга-аватары — раздача трансцендентного звука, божественного звука. Посредством этого трансцендентного звука можно достичь высочайшего положения.

#00:32:43#

Но существует и иная, более возвышенная причина Его явления. Не во все Кали-юги, но в особую Кали-югу однажды в один из дней Брахмы сам Кришна приходит в настроении Радхарани, чтобы искать Себя. Так Он желает пережить настроение Радхарани, узнать, каково это быть Ею? Какова Ее внутренняя жажда, стремление, горячее стремление к Кришне? И как Она может чувствовать Кришну благодаря Своему настроению? И какова радость, которую Она извлекает из этого переживания? Сам Кришна хочет обрести опыт этих реалий. «Радхарани столь безумна, безумна из-за Меня. Что Она извлекает из Меня? Что Она чувствует во Мне, что настолько сходит с ума от Меня? Какую сладость Она способна извлечь из Меня? Я не в силах понять…»

#00:35:10#

Желая понять это, Он погружается в настроение Шри Радхики, стремясь таким образом пережить Свою собственную сущность, и приходит как Чайтанья. Когда Он думает об этом воплощении, планирует его, Радхарани говорит: «Он будет в безумии кататься по земле, иногда призывая Мое Имя. Я не в силах стерпеть это». «Я покрою Твое тело, — говорит Она, — Своим телом, кожей Своего цвета. Я не в силах позволить, чтобы Твое тело каталось по земле, Я обниму Тебя извне». Поэтому ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам2. Те, кому известен онтологический аспект, таким образом описывают природу Махапрабху Шри Чайтаньядева: настроение и цвет Шримати Радхарани, внутренняя природа, внутреннее тождество Кришны, который ищет самого Себя, чувствует Себя, переживает Свою сладость, стремится познать то, что чувствует, что находит в Нем Радхарани, и какого рода сладость Она извлекает из Него…

#00:37:15#

Сорок восемь лет Он оставался в этом мире. Последние двенадцать лет Своей жизни Он был глубоко сконцентрирован на переживании вкуса самого Себя. Он переживал высочайший вкус в эту пору. Каждый безумно стремится переживать сладость. Сама сладость также безумно стремится чувствовать себя, переживать себя. Такова природа этого явления. Сладость, ананда, анандам, любовь. Природа ее такова: она стремится переживать саму себя, самое себя, познать себя. Это интроспекция. Сознание способно познавать сознание. Подобно тому как человек способен чувствовать свое тело, сознание способно чувствовать себя. Ананда также способна чувствовать, переживать, испытывать ананду, познавать, что находится внутри. Нечто в этом роде.

#00:39:02#

Сварупа Дамодар Прабху, который является Лалитой-сакхи, ближайшей наперсницей Шримати Радхарани, будучи свидетелем этой лилы, открывает нам природу Махапрабху:

ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

Две игры происходят параллельно. Сварупа Дамодар Прабху говорит: «Что идет сначала — зима или лето?» Лето первое, а зима идет следом или наоборот? Это круговое движение, циклическое движение. Трудно сказать. Это вечные игры, вечное движение. Сварупа Дамодар говорит: «Чайтанья приходит первым, а Кришна-аватара идет вслед за Ним, вторым, или Кришна-аватара существует прежде Чайтанья-аватары? Трудно сказать. Оба явления вечны». 

Кто есть Радха?

#00:40:54#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а пран̣айа викр̣тир хла̄динӣ ш́актир...3

Кто есть Радха? Она есть развитие сладости, которая проистекает из самого Кришны, берет начало в Нем в Своей законченной форме. Прорастающая изнутри, определенная потенция, энергия, происходящая из Кришны. Таким образом, Их нельзя считать совершенно отдельными существами, но Единым Целым, одним и тем же Началом. Однако нам говорят, что в древние времена Они разделились на две половины, на два существа и вновь Они, обе стороны, соединились как Чайтанья. Это та Личность, сердце и сияние которой принадлежат Радхарани, Ее природе. Внутренняя реальность — это реальность Кришны. Это огонь и Его жар. Это подобно тому как огонь и его тепло, жар, не могут быть разделены. Нечто в этом роде. Как солнце и его свет. Они не могут существовать раздельно, это одна и та же единая, неделимая Истина, адвая-гьяна.

#00:43:21#

Но иногда Они показывают, демонстрируют то, что разделены, а иногда являют Свое единство в различных настроениях. Порой, когда Они разделены, Они наслаждаются Своими отделенными «Я», Они испытывают муки разлуки без всякой возможности встречи, надежды на встречу. Такова Их природа. Рупа Госвами сказал: «Подобно тому как змея движется извилисто, зигзагообразно, ибо такова ее природа, природа любви такова: она непрямолинейна». Поэтому вовлеченные стороны иногда по причине, иногда без причины конфликтуют, ссорятся, и наступает разлука, что необходимо для лилы. 

Четыре вида разлуки

#00:45:04#

Разлука бывает четырех видов. Одна из них — према-вачитта. Они оба очень близки, но тем не менее некая тень разлуки возникает, према-вачитта. Говорится, что когда Кришна и Радхарани рядом, Она видит Свою тень на теле Кришны, но Она настолько предубеждена, что заявляет: «Рядом другая женщина». Великая боль разлуки рождается в Ее сердце. «Что это? — говорит Она. — Другая женщина рядом с Ним». Но Ее подруга Лалита предостерегает Радху: «Это все лишь Твоя тень на Его теле. Разве Ты не видишь?» И тогда Радхарани приходит в чувство.

Это возвышенные реалии, их не следует обсуждать детально, но такова природа божественной любви. Встреча и разлука — и то, и другое. Эти явления взаимозависимы, одно не может существовать без другого. Разлука порождается намеренно, сознательно, она усиливает вкус встречи. 

Ради чего Махапрабху
принял санньясу?

#00:47:00#

Все Его близкие страдали: мать Шачидеви бессильно плакала, юная супруга Вишнуприя беспомощно влачила свои дни. Эта санньяса порождает смятение, боль в сердцах людей и таким образом усиливает, увеличивает чувство любви к Махапрабху. Ради нашего блага, ради нас Он принял эту санньясу. Все это было необходимо. Господь принял санньясу, преследуя множество целей.

#00:48:46#

Это произошло пять столетий тому назад, 483 года тому назад. Нет, точный расчет таков — 479 лет тому назад в этот день Махапрабху отправился в Катву, чтобы принять санньясу. Мы будем пытаться понять ту истину, что ради нашего блага, для того, чтобы возвысить нас до зенита наших устремлений, наших чаяний, нашей перспективы, нашей судьбы, Он низошел сюда и пытался изо всех сил пленить наши сердца и привести нас в духовное Царство, в высшее измерение жизни. Малой толики, капли высочайшего вкуса этого явления достаточно, чтобы мы смогли достичь высочайшей цели в жизни.

На этом я заканчиваю свое выступление.

(продолжение следует)

Переводчик: Муралишвар Дас
Редакторы: Традиш Дас, Динанатх Дас

 


1 «Стоило Господу сделать шаг, как люди бросались собирать землю, которой коснулись Его лотосные стопы. Они собирали ее столько, что вся дорога покрылась ямами» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.165).

2 «Я склоняюсь перед Ним [Шри Чайтаньей Махапрабху], ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

3 «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования