«Гармония в учении Шри Чайтаньи Махапрабху» (часть 2). Глава из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Книги Госвами могут дать нам все. «Манах-шикша» Шрилы Рагхунатха Даса Госвами представляет для нас огромную ценность. Мы обретем большое благо, читая «Упадешамриту» Шрилы Рупы Госвами.

Шри Шри Рупа-Санатана жили в гармонии со всеми, но лучший пример гармонии явил сам Махапрабху. Он был в согласии со всеми религиями. Он чтил их все и над всеми ними возвел храм сознания Кришны. Такой была Его способность приводить все в гармонию.

Каждому последователю в наших центрах следует поступать так, как это делал Шри Чайтанья Махапрабху. Я проповедую учение Махапрабху и представляю его таким, каким его передали мне Шрила Гуру Махарадж и Шрила Сарасвати Тхакур. Я утверждаю, что других намерений у меня нет. Если бы я не посвящал себя полностью проповеди, то оскорбил Шрилу Гуру Махараджа, который верил, что я могу проповедовать. Я стараюсь изо всех сил, и все об этом знают. Однако мне известно, что у нас много трудностей в разных странах, и это вполне естественно. Я это чувствую и стараюсь привести все в гармонию, как учил Махапрабху, и когда мне удается кого-то примирить, все счастливы.

Несколько дней назад к нам приехали преданные из Малайзии. За несколько месяцев до этого у них были некоторые трудности, но в то время я не смог поехать в Малайзию. Вместо этого я отправил туда Шрипада Сагара Махараджа, и общение с ним принесло преданным много радости. Приехав сюда, они сказали мне: «Махарадж, Сагар Махарадж своей проповедью вдохнул в нас новую жизнь».

Так мы стараемся повсюду создать гармонию. А основы проповеди Шри Чайтаньи Махапрабху очень просты: будьте смиренными, терпеливыми, почитайте других и старайтесь развить в себе сознание Кришны, как учили Шри Рупа и Шри Санатана. Об этом же говорил и Шрила Гуру Махарадж. Главное же из всех наставлений — воспевать святые имена без оскорблений.

Это главное, а кроме мантры в преданном служении есть еще девять занятий: шраванамкиртанам и другие1. Основные методы для нас — шраванам и киртанам: внимайте словам истинного вайшнава, а потом проповедуйте, распространяйте его наставления среди других людей — это принесет благо как им, так и вам. Так учил Махапрабху.

Особенно, если вы родились в Индии, то по милости Шри Шри Гуру и Гауранги легко удовлетворите свои духовные потребности, неся людям духовное благо и учение Махапрабху.

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄2

Такова концепция Махапрабху, и Он ясно изложил ее Пракашананде Сарасвати. Пракашананда Сарасвати спросил Махапрабху:

— Что Ты проповедуешь? Зачем? Судя по одеянию, Ты — санньяси нашей сампрадаи, но танцуешь и поешь вместе с простыми людьми, и за тобой идут тысячи. Это безумие. Зачем Ты это делаешь?

В ответ Махапрабху сказал:

— Только так можно угодить Всевышнему в век Кали.

Иными словами, в Кали-югу Господь сам нисходит к людям в образе Харинама.

Махапрабху раскрыл это во второй шлоке Своей молитвы «Шикшаштакам»:

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис
татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣
эта̄др̣ш́ӣ тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи
дурдаивам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣

«О Господь, Твое Святое Имя дарует душе все блага, и потому Ты открыл миру так много Своих имен: Кришна, Говинда и другие. В Святом Имени заключена вся Твоя божественная сила, и Ты не дал строгих предписаний (духовных или философских) для его воспевания, не ограничил ни временем, ни местом, ни обстоятельствами. О Господь, Ты так милостиво сделал Свое Имя доступным обычным душам, но все же злой рок и грехи Мои перед Именем не дают любви к Нему появиться в Моем сердце».

Так что же необходимо для того, чтобы у нас появилась привязанность, влечение и любовь к Харинаму? Как нужно взывать к Святому Имени? Ответ мы найдем в третьей шлоке молитвы Махапрабху:

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор ива сахишн̣уна̄,
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣3

Учение Махапрабху и Его метод очень просты, и мы проповедуем их по всему миру всевозможными способами. В разных странах преданные используют разные проповеднические методы, но суть везде одна и та же: учить людей сознанию Кришны.

Махапрабху дал Нитьянанде Прабху и Харидасу такой наказ: «Говорите всем о Кришне, служите Кришне и старайтесь больше о Нем узнать. Кришна — Верховная Личность Бога».

О том, кто такой Кришна, просто и ясно сказано в «Шри Брахма-самхите» (5.1):

иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам

«Всевышний, олицетворение истины, знания и блаженства — это Говинда, Кришна. У Него нет начала, Он источник всего сущего и Причина всех причин».

Так давайте же исполнять наказ Махапрабху: «Говорите всем о Кришне, служите Ему и старайтесь больше о Нем узнать». По милости Шрилы Гуру Махараджа, следуя этому наставлению, мы обретем великое благо.


1 «[Махараджа Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

2 «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана» (38.126), «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)). В «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51,52) сказано: калер доша-нидхе ра̄джанн / асти хй эко маха̄н гун̣ах̣ // кӣрттана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа / мукта-сан̇гах̣ парам̇ враджет // кр̣те йад дхйайато вишн̣ум̇ / трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣ // два̄паре паричарйа̄йа̄м̇ / калау тад дхари-кӣрттана̄т — «Век Кали — океан порока. Однако у этого века есть одна важная особенность, которая заключается в том, что, лишь повторяя мантру Харе Кришна, можно полностью избавиться от скверны и стать достойным войти в царство Бога. Знание о своей духовной природе, которого в Сатья-югу достигали с помощью медитации, в Трета-югу — совершением жертвоприношений, а в Двапара-югу — храмовым поклонением Божеству, в Кали-югу можно обрести, воспевая святые имена Господа, мантру Харе Кришна».

3 «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Господа Хари» («Шри Шикшаштакам», 3).

← «Шри Чайтанья-чаритамрита». Мадхья-лила, глава 9, стихи 103–121 (разговор Махапрабху и Венкаты Бхатты). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 1 апреля 2008 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Санньяси и Гуру в Шри Чайтанья Сарасват Матхе». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 10 октября 2006 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования