«О важности искренности, чистоты и правильного общения». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 3 мая 2001 года, Калькутта, Индия

Все в этом мире находятся под влиянием майи. Кришна говорит: 

даивӣ хй эш̣а̄ гун̣амайӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те
1

Майя очень могущественна и наделена огромной энергией иллюзии. Она пытается сбить с толку обусловленные души, ищущие счастья в получении удовольствий материального мира. Эта иллюзорная атмосфера очень сильна. Сам Кришна говорит, что никто не способен сам по себе пересечь эту пучину. Саттва-гуна, раджа-гуна, тама-гуна: эти три вида рабства держат под своим контролем обусловленные души. В этой атмосфере они постоянно страдают, поэтому необходимо покинуть эту обитель страдания. 

Когда дживы возвращаются в духовный мир, где все благоприятно, прекрасно и способствует духовной жизни, они обретают множество уникальных способностей. Сам Кришна говорит в Гите, что преодолеть влияние материальной природы может только тот, кто предался Ему: 

ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те
 

«Если ты предашься Мне, майя отпустит тебя, и ты придешь в мир, где все служат Мне, — в духовный мир». 

Для этого необходимо развить определенное сознание Господа, и такое сознание нисходит от Кришны, а Гуру дает это сознание обусловленным душам. Пленники майи могут с легкостью пересечь пучину материального мира и войти в мир служения, если последуют наставлениям самого Кришны. 

Мы не видим вещи в истинном свете, поэтому страдаем. Счастье, горе, рождение, смерть — многое происходит в этом иллюзорном мире, но мы не получаем никакого облегчения. Мы утратили путь, однако Кришна милостиво открывает нам истину. Он делает это лично, через писания, а также через общение с садху, вайшнавами, Гуру. Они дают нам знание о том, как мы можем преодолеть притяжение майи. 

Если мы действительно желаем вырваться из этой паутины, нам необходимо предаться Кришне. Он сам в божественном облике Гуру явился в этом мире материи. Если я достаточно удачлив, то установлю правильные отношения с Кришной через воспевание мантры, служение и обрету еще большую удачу, общаясь с преданными Господа Кришны. Майя всегда пытается ворваться в сознание, вводит в заблуждение ложными идеями, хочет погрузить обусловленные души в глубины относительного мира, но если дживы стараются изо всех сил, то поймут, что правильно, а что нет, и не будут обмануты. Необходимо быть чистыми и искренними в своей духовной жизни. Чистота и искренность спасут их. 

Знание — сила только в этом мире материи, однако материалистичное знание бессильно в духовном мире. Есть только одно верное направление: служение Господу Кришне, служение божественному облику Господа Кришны — Гуру. Это мир служения. Когда мы пересечем бездну иллюзии, то войдем в этот мир. Если я искренен и чист перед моим Господом, то установлю с Ним правильные отношения. Они делятся на пять видов, согласно моим сокровенным желаниям, и моя счастливая звезда приведет меня к самым желанным из них. Шанта-раса, дасья-раса, сакхья-раса, ватсалья-раса и мадхура-раса: таковы пять видов отношений, и в каком-либо одном из них я обрету исполнение своих самых заветных желаний. 

Воздух, огонь, вода и земля содержат в себе все качества. Подобно этому в мадхура-расе присутствуют все остальные качества, и наиболее удачливые души привязаны к мадхура-расе. Именно ее Шри Чайтанья Махапрабху даровал этому материальному миру. Мои отношения установятся благодаря общению с преданными Махапрабху, и нам столь повезло, что в этом мире, несмотря ни на что, проявлена милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Сейчас весь мир слушает Махапрабху и поет Харе Кришна маха-мантру. 

Главное средство пробуждения мадхура-расы — маха-мантра. Преемственность Махапрабху передает во всей чистоте учение именно о мадхура-расе, и Он избрал Рупу и Санатану Госвами, чтобы именно они проповедовали это учение. Поэтому самые удачливые души привлекаются к сампрадае Шри Рупы Госвами. Атмосферу иллюзии можно устранить по милости Махапрабху. Сам Махапрабху в облике Гуру дает нам это учение через Своих спутников: Шри Рупу и Шри Санатану Госвами. Шесть Госвами проповедовали учение Шри Чайтаньи Махапрабху о божественной любви и сами излучали эту любовь. О том, что Он чувствовал и говорил, мы узнали через эту преемственность Шри Рупы-Санатаны, Бхатты Рагхунатхи, Шри Дживы, Гопала Бхатты, Рагхунатхи Даса Госвами, а также Нароттама Даса Тхакура, Шьямананды Прабху и Шриниваса Ачарьи. Так оно пришло к Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и Шриле Гуру Махараджу. 

Благодаря великой удаче мы присоединились к этой традиции Шри Рупы Госвами. Бхактивинод Тхакур восстановил божественную преемственность Шри Чайтаньи Махапрабху, оскверненную сахаджиизмом. Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада вдохнул новую жизнь в эту истинную традицию, в это учение и сердца преданных. Мы столь удачливы! Есть много путей, которыми можно идти к Господу, но вступить с Ним в высшие отношения мадхура-расы не так-то просто. Мой английский бедноват, но прошу вас, попытайтесь понять мои слова своими чистыми сердцами. 

Для нас большая удача, что весь мир сейчас слышит маха-мантру, воспевает маха-мантру, и я верю, что все, кто слышит ее, обретают высшее благо. Каждый, кто слышит маха-мантру, очистится. Это займет некоторое время, но у нас в запасе безграничное количество времени, которого не жалко потратить немного! 

В учебнике логики приводится следующий пример. Когда мы пронзаем иглой сотню листьев, кажется, что это происходит мгновенно, но в действительности проходит некоторое время. Поразмыслив, мы понимаем, что это так. Мы не сразу видим результат нашей практики, но когда-нибудь мы сможем его увидеть. Если мы осознаем силу маха-мантры, то никогда не будем разочарованы. Бхактивинод Тхакур говорил — и все писания подтверждают это, — что маха-мантра и Шри Шри Радха-Кришна неотличны друг от друга. 

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́
чаитанйа-раса-виграха
пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто
’бхиннатва̄н на̄ма на̄мин̣ох̣

(«Бхакти-расамрита-синдху», 2.223) 

Если мы с любовью и привязанностью, с чистотой и искренностью пытаемся проявить этот божественный облик в наших сердцах, он проявится. Однако необходимо воспевать Святое Имя без оскорблений. Оскорбительное настроение не приветствуется в традиции сознания Кришны, мы должны избегать его. 

Шрила Кавирадж Госвами говорит, что росток божественной любви (бхакти-лата) очень мягок и прекрасен. Если мы оскорбляем вайшнавов, он разрушается, поэтому мы стараемся избегать оскорблений. Махапрабху говорил, и я постоянно повторяю это: будьте смиренны, терпеливы и воздавайте почести другим, тогда вы естественно очиститесь и избавитесь от оскорбительного настроения. 

Нет надобности критически рассматривать или обсуждать чьи-либо несовершенства — это только приносит беспокойства уму. Будем же чисты, искренни перед нашим Господом и попытаемся обрести правильное общение, в котором наше настроение преданности не будет разрушено. Преданность возрастет, и мы вернемся в духовный мир вместе со Святым Именем Господа. Такова цель нашей жизни. Махапрабху дал нам это учение. По всему миру разные религиозные писания дают различные учения, но нигде мы не обнаружим того, что дал нам Махапрабху. Поэтому мы считаем себя наиболее удачливыми. Мы обрели бхакти-лата-биджу, семена божественной любви к Богу. Итак, мы должны защищать наш росток любви, содержать его в чистоте и заботиться о нем со вниманием и искренностью. Тогда мы обретем высшее благо в нашей духовной жизни. 

Джая Гуру Махарадж!

 


1 «Очень трудно преодолеть Мою энергию заблуждения (майю), состоящую из трех состояний материи. Однако тот, кто всем сердцем предался Мне, освобождается от ее влияния» (Бхагавад-гита, 7.14).

← «Семена преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Санкт-Петербург, Лахта, 2001 год ·• Архив новостей •· «Стратегия Наполеона». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Санкт-Петербург, 19 июня 2001 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования